Как задавать вопросы пособие

Обновлено: 02.07.2024

В повседневной жизни каждый из нас задает себе хотя бы один вопрос в день. Хотя бы один вопрос в день возникает на работе. Очевидно, что задавать вопросы — повседневная практика. И тем не менее и вы, и я задаем одни и те же типы вопросов и тем самым используем их потенциал лишь на 15%. Почему?

Обычные вопросы

Поговорим сегодня об оставшихся 85%, которых мы обычно не касаемся. А также о вопросологии — искусстве и науке задавать вопросы.


Техника Сократа

Существует техника, позволяющая расширить вопросы.

Цель вопросов Сократа — заставить ученика размышлять, преподнося ему через это урок. Блестящая идея, надо сказать.

Лицей Аристотеля

Аристотель, другой философ, пошел еще дальше. Он построил первый в Афинах лицей по этому принципу: задавать вопросы, чтобы заставлять думать, — по такому принципу проходил там процесс обучения.

Какая ситуация у нас с лицеями в XXI веке? Вопросы используются в изобилии. Но лишь для того, чтобы оценить ученика, который должен воспроизвести все то, что ему рассказали. Ему задают один вопрос и ожидают один конкретный ответ. Который еще и известен заранее! По сути, это должно называться допросом. Обучать, а затем опрашивать — в этом суть современного лицея. Огромное отличие от проекта Сократа. Но нас тоже так учили.


Зачем вообще задавать вопросы?


Техника постановки вопросов

Чтобы понять технику постановки вопросов, достаточно стать на место того, кому вы собираетесь их задавать. Каким бы ни был предмет вопроса, сначала вы предлагаете собеседнику занять определенное позицию.

Первый способ варьировать вопросы — изменить позицию.

Тут вариантов может быть всего четыре. Собеседник может:

1) ответить как действующее лицо;

2) ответить как наблюдатель за происходящим;

3) ответить исходя из своих чувств по отношению к ситуации;

4) вообще от ситуации отстраниться

Второй способ варьировать вопросы — мысленный жест.

Когда задаете кому-то вопрос, вы приглашаете его к специфическому ментальному жесту. Чтобы понять ментальные жесты, надо провести параллель с физическими жестами.

Когда вы ударяете по мячу или бьете теннисной ракеткой, вы используете разные группы мышц, поэтому получаете разный эффект от удара. Это логично.

По этой аналогии, если я попрошу вас сделать резюме ситуации, вы задействуете другие зоны мозга, а не те, что использовали бы, если бы я попросил ситуацию проанализировать. В этих двух ситуациях активизируются разные нейроны, и между ними будут разные связи.

Пример коучинга

Чтобы лучше понять, как работает вопросология, я предлагаю рассмотреть пример коучинга подростка.


Видите, этот подросток уже крайне активен. Он действующее лицо в своей ситуации. Он работает, слушает объяснения в классе, участвует в уроке, он ищет ответы, когда его вызывают.

Вместо этого я предложу ему сменить позицию. Предложу сначала прочувствовать, что происходит. А потом отстраниться от ситуации и понаблюдать со стороны, что он делает.

Вы можете потренироваться отстраняться от объекта любого вопроса, повторяя глагол. И всякий раз это работает.


Для этого надо предложить другие ментальные жесты.

До этого момента он пользовался описанием того, что с ним происходит. Я предложу ему ментальный жест, который заключается в сближении двух разных элементов.

После этого ментального жеста я предложил ему еще один. Он поставит его в интересную ситуацию.

Как видите, предлагая ему разные ментальные жесты и положения, мы умножаем возможности, каким бы ни был сюжет вопроса.


Цель вопросологии и ее инструментарий

В этом и заключается цель вопросологии. Позволить каждому варьировать и умножать типы вопросов, чтобы выбрать по-настоящему интересные для вас и позволяющие вам двигаться вперед.

В XXI веке мы имеем беспрецедентное количество разных вызовов: экономических, экологических, демографических. Как советует Эйнштейн, надо иметь возможность ответить на них, не отыскивая немедленные ответы, а задавая новые правильные вопросы. Нам нужны лидеры, способные задавать лучшие вопросы.

Психологические методики, актуальные для всех жизненных сфер.

Как правильно задавать вопросы

Беседы не всегда бывают приятными. Иногда приходится записываться на прием к чиновникам, принимать участие в конференциях или диспутах, где необходимо, чтобы ваше мнение прозвучало весомо и вас услышали.

Грамотно выстроенная реплика вызовет у человека добровольное желание ответить. Поэтому знать, как правильно задавать вопросы, полезно каждому. Навык пригодится и в личной жизни, и в профессиональной сфере. Вы сможете управлять диалогом, повышать активность собеседника и станете лучше понимать людей.

Спрашиваем, чтобы получить желаемое

Перед тем, как спрашивать, вы должны поставить цель. Например, быстро уточнить что-то или разговорить человека. В зависимости от желаемого, применяются разные типы вопросов, о которых мы поговорим далее.

Кстати, люди более охотно отвечают харизматичным, приятным в общении собеседникам. Есть современные методики, позволяющие развить харизму. Они значительно облегчают общение с незнакомыми людьми.

Для однозначного ответа

В личной жизни не рекомендуется прибегать к таким формулировкам часто, потому что у партнера возникнет ощущение, что он на допросе.

Для такой фразы главное:

  • краткость;
  • понятность, ясность;
  • простота.

Для получения развернутой информации

Благодаря такому подходу вы узнаете мнение собеседника и сделаете общение более открытым. У него будет ощущение контроля над ситуацией, так как вы поинтересовались его мнением. Но помните, что оппонент всегда сможет уйти от прямого ответа и дать ту информацию, которую посчитает нужной.

Для получения ответа, который вы ожидаете

Чтобы разговорить собеседника

Собеседник почувствует, что его мнением интересуются, и раскроется.

Чтобы получить от человека реакцию

Если вы хотите сделать акцент, получить поддержку или просто ненавязчиво о чем-то напомнить, то подойдут риторические вопросы. Они не требуют прямого ответа, поэтому не вгоняют оппонента в стресс.

Чтобы понять, возымела ли беседа эффект

Подводить итоги полезно после делового разговора, конфликтных ситуаций. Это помогает проанализировать беседу. Также это укрепляет взаимопонимание между двумя людьми. Собеседник еще раз обдумает свое решение или мнение и сможет его откорректировать прежде, чем разговор будет окончен.

Чтобы сделать диалог более открытым

Если чувствуете какое-то напряжение во время разговора, оппонент сложно идет на контакт или не открывается, попробуйте зеркальный вопрос. Его суть в повторении части высказывания собеседника. Услышав свою фразу из других уст, он почувствует, что его внимательно слушают.

Чтобы избежать отказа

Реплика будет носить манипулятивный характер, поэтому важно не переусердствовать. В одном разговоре достаточно одной, максимум двух таких фраз.

В чем суть: мы произносим реплику, где предлагаем человеку два варианта ответа, и оба нас устраивают. Часто собеседник даже не задумывается о том, что ему не оставили свободы выбора.

В большинстве случаев человек выбирает более удобный вариант, хотя мог бы и вовсе отказаться. Однако никакой гарантии, что собеседник точно согласится на ваши предложения, нет.

Если вас интересуют другие маленькие хитрости в общении, то прочтите статью Как управлять людьми.

Эту тайну нам откроет человеческая психология.

Чтобы получить согласие, нужно формулировать вопрос в утвердительной, положительной форме.

Где какие вопросы использовать

Если подходить к формированию вопросов осознанно, вы построите эффективное общение в любой жизненной сфере. Рассмотрим, какие типы в разных областях уместны:

  • обучение, образование: открытые, закрытые и уточняющие вопросы;
  • взаимоотношения: альтернативные, зеркальные;
  • управление людьми: риторические, наводящие (для ораторов, директоров).

Чтобы избежать недопонимания, используйте уточнения в любой сфере.

10 правил задавания вопросов

Во-первых, развивайте навык слушателя. Внимательно слушая, что вам отвечают, вы сможете спрашивать уместно и формировать образ умного человека. Во-вторых, следите за языком тела, ведь невербальные сигналы тоже закладывают успех диалога.

Придерживаясь этих правил, вы с большей вероятностью получите необходимый ответ. Также советую статью, как говорить красиво и правильно, чтобы вас было приятно слушать.

Не делайте этого: 5 главных ошибок

Основные ошибки, снижающие эффективность разговора.

Проанализируйте, как вы спрашиваете и не допускаете ли перечисленных выше ошибок. Я, например, во время активного обсуждения могу перебить собеседника и задать ему вопрос сразу, как только он возник в голове. Это раздражает людей, поэтому я пытаюсь искоренить привычку и при разговоре сдерживаю себя.

Посмотрите видео психолога, как правильно спрашивать и вести диалог:

Заключение

Научиться правильно задавать вопросы очень полезно для современного человека. Это позволяет лучше понимать окружающих, избегать конфликтных ситуаций, выстраивать свой авторитет в глазах других. Навык обязателен для управленцев, публичных личностей, интервьюеров и просто людей, которые хотят улучшить взаимоотношения с окружающими.

Подписывайтесь на наши обновления, вас ждет еще много полезных материалов.


Раскрываем вам секреты коммуникативного общения: как правильно строить беседу, какие вопросы задавать, чтобы добиться желаемого результата, как развить в себе эту способность.

Секреты коммуникативного общения — как правильно задавать вопросы

Уметь правильно формулировать вопрос — это настоящее искусство. Построение диалога с собеседником заключается в правильной постановке вопросов и умении слушать и слышать. Человек, умеющий спрашивать, поворачивает диалог в нужное русло, демонстрирует собеседнику свою заинтересованность в разговоре и желание установить доброжелательные отношения с ним.

Беседа при этом не должна выглядеть как допрос. Желательно, чтобы она протекала в приятной, комфортной для всех участников обстановке, которая располагает к доверительному разговору. При беседе, особенно приватной, не должны присутствовать посторонние люди. Необходимо минимизировать отвлекающие и раздражающие факторы, чтобы лучше сосредоточиться на теме разговора.

Секреты коммуникативного общения содержат несколько простых правил:

Беседа

Для чего задавать вопросы

Тот, кто овладел этим умением, тот направляет ход беседы в соответствии со своими потребностями, управляет ею, становится главным в разговоре. Правильно сформулированные и заданные вопросы помогают человеку:

  • перехватывать инициативу в общении на себя и уметь удерживать ее на протяжении всего разговора;
  • перейти от монолога к диалогу с собеседником;
  • переводить беседу на нужную тему (в том числе уходить от нежелательной);
  • получить от него нужную и достоверную информацию;
  • продемонстрировать интерес к собеседнику как к личности;
  • лучше его узнать, раскрыть ранее незнакомые стороны;
  • понять его мнение, позицию, мотивацию, выяснить систему ценностей;
  • объяснить собеседнику свои ценностные ориентиры;
  • выстроить доверительные, искренние отношения;
  • склонить к сотрудничеству;
  • показать ему слабые стороны в его позиции;
  • навести на правильные мысли.

Неумение правильно спрашивать, внимательно слушать собеседника приводит к взаимному непониманию, к недоразумениям между людьми, вплоть до конфликтов. Пренебрегая возможностью (или стесняясь) спросить человека о чем-то напрямую, люди вынуждены строить догадки, домыслы.

При построении таких умозаключений на человека проецируется собственное мировоззрение, ему приписываются свои мысли, воображаемые качества, которые не существуют, мифические недостатки и достоинства. Для того, чтобы этого не происходило, надо развивать в себе способность правильно строить беседу и грамотно формулировать вопросы, исключающие двусмысленное толкование.

Диалог

Как развивать эту способность

Чтобы развить в себе способность задавать правильные вопросы, нужна определенная тренировка.

  1. Тренируйтесь в разговорах с людьми на любые темы, расспрашивайте их обо всем, что придет в голову. Чем чаще вы будете это делать, тем легче будет вам общаться и находить темы разговоров.
  2. Собирайте любые интересные вопросы — свои собственные, от друзей, задаваемые журналистами, прочитанные в книгах. Используйте их в разговорах.
  3. Начните с себя — научитесь вести внутренний диалог. Он помогает правильно формулировать мысли, приводит их в порядок.

Правила построения внутреннего диалога

Существует два способа проанализировать любую проблему с помощью внутреннего диалога.

Первый способ — это задать себе семь классических вопросов:

Что? Кто? Как? Когда? Где? Почему? Каким образом?

Желательно вести с собой диалог в третьем лице, обращаясь к себе по имени. Это даст возможность посмотреть на проблему со всех сторон, логически проанализировать.

Второй способ — это прояснить ситуацию, ответив самому себе на шесть вопросов:

  1. События и факты. Что имеет отношение к этой ситуации?
  2. Эмоции и чувства. Какие эмоции я испытываю по отношению к данной ситуации? Что при этом должны чувствовать другие участники события?
  3. Желания. Чего я хочу на самом деле? Какие желания испытывают другие?
  4. Помехи и преграды. Что мешает мне достичь желаемого? Какие препятствия есть на пути у других?
  5. Дата и время. Когда я должен сделать то, что решит эту проблему?
  6. Инструменты. С помощью чего я могу решить эту проблему? Какие средства есть у других участников для ее решения?

Мысли

Научившись правильно спрашивать самого себя, доведя свои мысли до полной ясности, вы сможете четко формулировать вопросы, задаваемые другим людям.

Умение задавать открытые и закрытые вопросы, в чем различия

Закрытые вопросы нужны для ясного и четкого понимания определенных моментов, чтобы собрать нужную информацию и учесть ее для переключения разговора или действий в нужную сторону.

Открытые вопросы предполагают развернутый ответ. Он нужны для получения более подробной информации, требуют от собеседника умственных усилий, проявляют его отношение к теме разговора. С их помощью можно узнать то, что нельзя узнать с помощью закрытых. Задавая их, следует:

Отличительные особенности открытых вопросов:

  • они позволяют глубже раскрыть тему;
  • собеседник становится ценным информационным ресурсом, высказывая различные мысли, предложения, идеи;
  • открытые вопросы устраняют преграды в общении, выводят партнера из закрытого состояния, дают ему возможность высказаться;
  • участник беседы самостоятельно решает, какую именно информацию, факты предоставить;
  • собеседник активизируется, подключает умственную деятельность, размышляет над ответами, проявляет в них свое мировоззрение, высказывает собственное мнение.

Собеседование

В разговоре советуют чаще использовать вопросы открытого типа. При этом важно не навязывать своего мнения, сохранять нейтральную, корректную постановку вопроса и интонацию. Закрытые же, прямолинейные вопросы первого типа следует задавать, когда необходим лаконичный однозначный ответ для прояснения ситуации.

Как правильно задать вопрос, чтобы получить положительный ответ

Вопросы закрытого типа часто умышленно используют в целях манипуляции другими людьми. Они строятся таким образом, чтобы на них невозможно было ответить отрицательно. Обычно они взывают к общечеловеческим стремлениям. Можно привести такие примеры:

Договоренность

Когда вы задаете наводящие вопросы, но при этом слышите отрицательный ответ, лучше сменить стратегию. В противном случае участник разговора с большой долей вероятности даст отказ вашему основному предложению.

Попробуйте перестроить разговор так, чтобы собеседник начал соглашаться с вами, уйдите от противоречий. Расположив его таким образом к себе, будет намного проще добиться согласия для достижения желаемого результата.

А в случае возникновения проблем с учебной нагрузкой обращайтесь к квалифицированным специалистам сервиса Феникс.Хелп — они помогут решить вопросы с академическими задолженностями качественно и в срок.

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.


Важной составляющей общения и обучения является умение правильно задавать вопросы. Этому можно научиться. Необходимо верно выстраивать внутренний диалог и изучить основные виды вопросов во внешнем диалоге. Простые упражнения помогут отработать и закрепить этот важный навык.

  • перейти от монолога в общении к диалогу;
  • получить необходимую информацию;
  • перехватить инициативу в общении;
  • выказать внимание к собеседнику;
  • перевести разговор в нужное вам русло.

✔️ По структуре : простые и сложные/закрытые и открытые

Простой вопрос не может быть расчленен на элементарные вопросы.

Отвечая на сложный вопрос, предпочтительно разбить его на простые вопросы.

Одним из способ манипуляции собеседником является намеренное задавание закрытых вопросов. Чем больше человек с вами соглашается, то есть отвечает “да”, тем больше он вам доверяет.

Открытые вопросы не предполагают однозначного ответа, а требуют от собеседника уточнить или пояснить информацию.

✔️ По способу запроса : уточняющие, восполняющие, перефразирование, резюмирование.

Перефразирование– вопрос с повторением сказанного, но не дословным, а немного изменённым.

Резюмирование – обобщение сказанного во всём разговоре или в его части.

Провокационные — задаются с целью вывести собеседника из эмоционального равновесия, чтобы человек выдал ту информацию, которую тщательно скрывает.

Сбивающие вопросы — переводят внимание в русло интересов спрашивающего.

  • Вопросы необходимо ставить корректно (вежливо).
  • Вопрос формулируется кратко и ясно.
  • Вопрос должен быть простым, но не примитивным.
  • Должна быть логика постановки вопросов.
  • Необходимо внимательно слушать собеседника.
  • Старайтесь ставить цели урока в вопросительной форме. Сначала сами, потом передайте эту функцию обучающимся.
  • Создавайте искусственно ситуации, в которых необходимо, чтобы обучающиеся обратились к вам с вопросом.
  • Вместе со слушателями анализируйте ситуации, в которых уместно задавать вопросы.

Например, первым лучше задавать вопрос “Почему?”, потом уже “Зачем?” и “Как?”

№1. “Простые и сложные вопросы”.

Группа разбивается на пары.

На первом этапе работы один из участников задает другому открытые вопросы, требующие развернутого ответа. Тот, кто отвечает, включает в свой ответ любую информацию о себе – не обязательно имеющую прямое отношение к заданному вопросу. Каждый из партнеров остается в своей роли в течение пяти минут. Затем они меняются ролями, чтобы каждый получил возможность поупражняться в постановке открытых вопросов и в умении отвечать на такие вопросы, сообщая при этом произвольно выбираемую информацию.

На втором этапе упражнения один из участников каждой пары начинает с того, что рассказывает что-нибудь о себе или описывает какой-то свой личный опыт. Второй старается поддержать разговор либо, прося пояснить, либо перефразируя. Через пять минут участники диалога меняются ролями.

№2. “Обратная связь”.

Установите обратную связь (табл.1), проверьте точность восприятия информации или узнайте дополнительную информацию с помощью вопросов (по 2 варианта на каждый пункт).


Таблица 1. Исходные данные для выполнения упражнения

№3. “Выявление потребностей”.

Преподаватель берет лист бумаги и пишет на нем фразу. Любую.

Например:” Девочка пошла в школу в синем платье и с красным рюкзаком”, “Желая переубедить, начните не с разделяющих вас вопросов, а с того, в чем вы согласны с партнером”, “

Группе необходимо задавать вопросы, чтобы дословно отгадать фразу.
Показывает эффективность открытых вопросов.

№4. “Разведка”.

Делаем акцент на постановку разных типов вопросов.

Суть упражнения — выяснить у собеседника некую заранее заданную информацию (подготовьте листочки бумаги с написанными заданиями).

Например, один участник получает задание выяснить у другого какой зубной пастой тот пользуется, а тот в свою очередь должен выяснить есть ли у собеседника дома настенные часы, домашнее животное, огнетушитель. Каждый участник должен приложить максимум усилий, чтобы выяснить нужную информацию и не допустить, чтобы собеседник выяснил его задание.

Учимся правильно задавать вопросы

Вопросы – это способ получения информации и в то же время способ переключения мыслей человека, с которым вы ведете беседу, в нужном направлении.

Техника вопросов

Фактически, кто задает вопросы, тот управляет общением.

Кем бы вы ни были, руководителем или обычным сотрудником, коуч тренером или психологом, в любой сфере жизни вам пригодится умение правильно задавать вопросы.

Правильные вопросы помогают:

  • Проявлять интерес к личности партнера и собеседника.
  • Получить информацию, проявить собственную позицию.
  • Перехватить и удержать инициативу в общении.
  • Перевести разговор на другую тему.
  • Перейти от монолога собеседника, к диалогу с ним.

Давайте рассмотрим несколько типов вопросы, которые вам полезно знать.

Закрытые вопросы

Не следует сразу подталкивать человека, задавая такие вопросы, к окончательному принятию решения. Помните, что проще убедить, чем переубеждать.

Открытые вопросы

Открытые вопросы не предполагают однозначного ответа. Они заставляют человека задуматься, лучше выявляют его отношение к вашему предложению. Это хороший способ получения новой, подробной информации, которую очень сложно получить с помощью закрытых вопросов. Следовательно, в разговоре надо чаще использовать открытые вопросы, в различных их вариациях.

Выясняйте интересы вашего собеседника и его цели.

Поскольку, отвечая на открытые вопросы, собеседник имеет возможность уйти от конкретного ответа, увести разговор в сторону или поделится только выгодной для него информацией, рекомендуется задавать основные, уточняющие и наводящие вопросов.

Основные вопросы планируются заранее, могут быть как открытыми, так закрытыми.

Наводящие вопросы - это вопросы, по содержанию делающие очевидным определенный ответ, т.е. формулируются так, чтобы подсказать человеку, что он должен сказать. Наводящие вопросы рекомендуется задавать, когда вы имеете дело с робкими и нерешительными людьми, для подведения итогов разговора, или если собеседник заговорился и надо вернуть разговор в нужное (деловое) русло, либо если вам нужно подтвердить правильность вашего суждения (веру в выгодность вашего предложения).

Наводящие вопросы звучат крайне навязчиво. Потому использовать их нужно крайне осторожно.

Какие еще бывают вопросы?

Подавляющие вопросы сосредоточены на выяснении причин, почему собеседник потерпел неудачу. Иногда такие вопросы задают только для того, чтобы снять с себя вину или уйти от ответственности. Подавляющие вопросы лишают человека энергии и вызывают стремление оправдываться, а не решать проблему.

Риторические вопросы надо так формулировать, чтобы они звучали кратко и лаконично, были уместны и понятны. Одобрением и понимание здесь служит – тишина в ответ.

Провокационные вопросы задаются с целью вызвать у собеседника (оппонента) дезориентацию, чтобы он в порыве эмоций выдал скрытую информацию, сболтнул что-то лишнее.

Только не забудьте, перед тем как зададите подобный вопрос просчитать все риски. Ведь каждый провокационные вопросы – это вызов.

Умение правильно задавать вопросы предполагает соблюдение следующих правил:

1. Вопрос должен быть кратким, четким и ясным. Тем самым увеличивается вероятность ответа на него. Когда вы начинаете сложные, пространные рассуждения, уходите далеко от темы можете вообще забыть, о чем конкретно хотели спросить. Даже если вы хотите зайти издалека, пусть сначала прозвучит объяснение (предыстория), а потом понятный и короткий вопрос.

2. Смягчайте вопросы по интонации, чтобы у собеседника не возникало ощущения, что он на допросе. Тон вашего вопроса не должен показывать, что вы требуете ответа (в обычной ситуации), звучать он должен в непринужденной форме.

Умение задавать вопросы, неразрывно связано с умением слушать собеседника. Люди отзывчивы к тем, кто их внимательно слушает. И к вашему вопросу они отнесутся с таким же вниманием.

Читайте также: