Как я дал поручение премьеру асмолов

Обновлено: 18.05.2024

Мы еще вернемся к тексту статьи, но прежде несколько предварительных замечаний. Каждый человек формируется под воздействием ключевых исторических событий своего времени. Обманувшие надежды в настоящем заставляют искать ошибки в прошлом, в истории. Этот опыт имеет определяющее значение для всей жизни.

В нашей динамической ситуации, когда у каждого своя история (версия прошлого), войны памяти неизбежны. Их ведут те, кто призывает к состраданию к жертвам, против тех, кто настаивает на своей преемственности в деле их мучителей. Войны памяти ведут национальные государства, политические партии, историки, писатели и обычные люди. Как педагог, я вижу, что иногда в одной же семье ее члены культивирую разные версии прошлого, что приводит к острым конфликтам. Ибо для одних людей патриотизм – это безоговорочное восхищение всеми без изъятия страницами отечественной истории, а для других – патриотизм, наряду с гордостью за славное прошлое, определяется мерой стыда, который человек испытывает за преступления, совершенные от имени его народа.

И еще одно предварительное замечание. Мы, советское поколение, чувствовали себя полностью включенными в советскую жизнь, искренне радовались таким элементам советской идеологии, как воспевание коллективизма, интернационализма, равенства и заботы о детях, которая не была пустыми словами. Отсюда ощущение реальности человеческого счастья, уюта и благополучия той жизни, где наряду со страхом были успехи и порядок. В этом, помимо прочего, источник постсоветской ностальгии значительной части людей моего поколения. Вот и В. Попов имеет свою версию недавнего прошлого. Бога ради.

Но на войне, как на войне! Идеологическая война диктует свои законы. Измазать грязью представителя иной точки зрения – святое дело. Примечательно, что во многих странах мира существует фестивали грязи, где участники, барахтаясь в жирной грязи, расслабляются, бросая друг в друга ее комья. Среди этих стран: Корея (разумеется, южная), Америка, Германия… Психологам судить, насколько эти веселые праздники снимают человеческую агрессию. Для таких фестивалей выделяется специальное время и место.
У нас грязевой фестиваль приобрел перманентный характер с той особенностью, что вместо натуральной естественной грязи используется грязь словесная.

Да, знаменитый треугольник Асмолова указывает на полюса: одаренные дети, дети с проблемами в развитии, и дети с дивиантным (отклоняющимся) поведением. Но В. Попов спутал треугольник Асмолова с Бермудским треугольником. Остальные дети никуда не проваливаются. Напротив, знание полюсов позволяет педагогам массовых школ индивидуализировать процесс обучения, подбирая соответствующие методики и технологии под конкретный контингент детей. И здесь роль психологической службы неоспорима, ибо психолог специалист по неодинаковости. Другое дело, что хроническое недофинансирование образования не позволяет повсеместно усиливать психологическую службу, укомплектовывая ее квалифицированными кадрами.
Тем не менее долголетняя работа не прошла даром. Сохранив положительный опыт советской школы с ее фундаментальным подходом к преподаванию предметов естественно-научного цикла, дополнив его необходимыми степенями свободы, которые представляет вариативность образования, мы постепенно начинаем занимать ведущие места в международных рейтингах. Так что слухи о развале отечественного образования, которыми руководствуется автор статьи, я не подтверждаю. Такова суть дела.

Но вернемся к форме статьи. Она, на мой взгляд, не случайна. Автора подвела безоглядная любовь ко всему советскому. В частности к такому забытому газетному жанру, как политический донос.
Тем, кто забыл, напомню, что по закону данного жанра необходимо выдвинуть конспирологическую версию, объясняющую провалы во внутренней и внешней политике и указать на врагов народа. Одним словом, если в доме нет воды, значит выпили сами понимаете кто: либерасты и толерасты.

В статье В. Попова фигура серого кардинала Асмолова вырастает до вселенских масштабов. Дергая за ниточки кукол-министров, он четверть века разваливал российское образование, подрывая нашу духовность и соборность. И куда только смотрел Президент, утверждая назначения на ведущие министерские посты китайских болванчиков? Здесь только одна неувязочка. Серый кардинал всегда действует тайно, за политической сценой. А Асмолов – фигура публичная, он никогда не скрывал своих взглядов, всегда выражая их открыто в СМИ. Бывало, что смело шел на амбразуры, заявляя о своем несогласии с министрами, которые далеко не всегда разделяли его воззрения.

Демонизацию Асмолова автор статьи завершает описанием разрушительных последствий его дьявольской деятельности. Это и развал воспитательной работы в российской школе, и рост детских суицидов. Асмолову ставится в вину даже недавний скандал в 57 московской школе, поскольку тамошний психолог (читай последователь Асмолова) не оказала помощь девочке, подвергшейся домогательству со стороны учителя.

Но на дворе двадцать первый век, с его новыми открывшимися технологическими возможностями. Статья – донос – это уже архаика. По законам жанра за ней должен последовать телевизионный фильм, в котором мрачная фигура Асмолова будет явлена на фоне дымящихся руин российского образования.

— А что, замок тоже я развалил? – спрашивает ошарашенный Шурик.
— Нет, это было до вас, в пятнадцатом веке, – успокаивают его.
Повзрослевшему Шурику, Александру Асмолову, предъявляют более серьезные, но такие же смехотворные обвинения.

​Александр Асмолов: Преодоление цифрового неравенства – миссия выполнима

Фото: e-news.su

Каждый раз перед встречей с президентом в День прав человека, когда у тебя есть лишь несколько минут, тщательно рефлексируешь и обдумываешь те моменты, которые требуют внимания президента страны.

Обсуждая эти предложения законодателей, думаешь, что многие из них являются пока их частными предложениями. И все они строятся в одной и той же репрессивной логике: не пускать, запретить, наказать, ограничить.

Что в этой ситуации может сделать президент России? Запретить депутатам или сенаторам предлагать действия, которые бы дискриминировали учителя? Не думаю, что подобного рода поручение находится в правовом поле.

Именно поэтому я хочу сосредоточиться на проблеме, которая охватила сегодня нашу страну, на тех рисках, которые наступают в связи с наложением двух процессов: пандемии и цифровизации.

Говоря об этом, я имею в виду прежде всего проблему цифрового неравенства. Сегодня дистантное обучение демонизируется и превращается в массовом сознании в источник всех зол в образовательном пространстве. Поэтому вопрос о том, что делать и какие социальные действия нужно предпринять, чтобы предотвратить цифровое неравенство, приводящее к расслоению нашего общества, я и выношу на суд президента России.

2020 год – самый уникальный год в истории образования.

Когда сегодня обсуждают дистантное обучение, не видят, как правило, того, что страна в буквальном смысле слова уже перекочевала на другую форму обучения – на домашнее обучение. Не видят и того, что многие комнаты квартир превратились в классы, а родители – в учителей и примерили на себя трудную жизнь учительства.

В этой ситуации родители выступают не только в роли учителей, но часто оказываются в весьма незавидной роли цифровых мигрантов, которые общаются с детьми – цифровыми аборигенами. В результате родители и дети порой живут в разных мирах, говорят на разных языках и утрачивают понимание друг друга.

По большому счёту известный всем тургеневский конфликт отцов и детей перерос сегодня в коммуникационный разрыв между поколениями.

Непонимание рождает недоверие к учителям и школе. Недоверие рождает страхи и приводит к возникновению родительских шоков и паники. За недоверием к школе проступает и недоверие к своим способностям – искусству общения с собственными детьми. Оно рождает у многих родителей школьные неврозы.

Эта ситуация усугубляется тем, что сегодня происходит демонизация цифры.

Страх родителей и учителей перед неизвестностью агенты архаики и варварства пытаются использовать в своих политических интересах, сея панику и страх среди родителей.

Историю нельзя повернуть вспять. Зато можно раздуть эпидемию страха, поражающую родительское сообщество.

Почему я даю такое странное название? Да потому, что сегодня именно выпускники высшей школы, классических и технических университетов обладают готовностью к изменениям, уникальным потенциалом готовности к изменениям в неопределённых ситуациях. И выпускники классических и технических университетов, как никто другой, сами живя в сетях, готовы к пониманию и идентификации с учениками.

Отсюда первый шаг, который, считаю необходимо сделать.

Этот шаг состоит в том, чтобы мотивировать выпускников старших курсов различных вузов идти в образование; выпускников, которые благодаря классическим университетам обладают фундаментальными познаниями в гуманитарной и естественно-научной сфере, и одновременно при этом являются цифровыми аборигенами, которые сумеют найти общий язык с другими цифровыми аборигенами – с нашими школьниками.

На вопрос о цифровом неравенстве и попытках его предотвращения я хотел бы ответить жёстко и лаконично: для того, чтобы преодолеть цифровое неравенство, нужны учителя, которые обеспечат цифровое равенство.

И первый шаг в чем-то подобен шагу 25-тысячников, которые во времена советской России пошли поднимать колхозы.

Второй шаг этой программы, вторая задача – создание родительских университетов, которые открыли свои двери при различных вузах страны. Эти родительские университеты либо через call-центры, либо через онлайн-коммуникацию помогли бы родителям обрести уверенность в себе.

Эта социально ориентированная программа также может помочь родителям, если они пожелают, догнать своих детей, а бабушкам и дедушкам своих внуков и обрести цифровые компетентности, компьютерную грамотность, которая поможет им общаться с новыми поколениями детей и подростков.

Надеюсь, что идея создания этой программы будет поддержана президентом России.

Читайте также: