Как выглядят гос номера гражданина ссср

Обновлено: 15.05.2024

Номерные знаки на автомобилях сегодня такой же привычный атрибут, как паспорт гражданина. Но даже несмотря на это, к ним приковано повышенное внимание — в основном со стороны надзорных органов. Вспомним, когда появились первые автомобильные номера и как они выглядели раньше.

В самом начале номера получили даже не автомобили. Еще в дореволюционной России извозчики должны были на свои повозки крепить специальные бирки. Делалось это для учета уплаты налога и одновременно являлось разрешением на извоз. Сначала бирки были кожаными и крепились на одежде извозчиков, затем их заменили на металлические. Устанавливать их стали на саму телегу или на хомут подводы.

Обладателем первого автомобильного номера в 1899 году стал житель Мюнхена. Через год номера для машин появились в Париже, а спустя еще год — в Нью-Йорке. У нас первый номер автомобильного образца был выдан в 1900 году. Россия стала одной из первых стран, в которой номерной знак появился в современном виде и понимании.

Поначалу номера выглядели просто. Состояли они из цифр, обозначающих порядковый номер автомобиля во время регистрации. Никакой географической принадлежности на них в то время не было. Это и понятно, обладатели автомобилей редко выезжали в другие города и веси, поэтому ни о каких единых стандартах в ту пору речи не шло.

А вот номера выдавались в городских и местных исполкомах. В Москве, к примеру, этим занимался отдел Московского коммунального хозяйства, в составе которого создали транспортное управление.

В 1931 году в СССР был принят единый стандарт автомобильных номеров. Они содержали одну букву и четыре арабских цифры черного цвета на табличке белого фона.

С этого же времени учет автомобилей и выдачу регистрационных знаков поручили Центральному управлению шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта. Это тоже ЦУМТ. Он был выделен из НКПС в отдельное ведомство и переименован в Цудортранс.

Тогда же поменяли в очередной раз внешний вид номеров. На сей раз фон их стал черным, а сами знаки белыми: две буквы (шифровка региона) и две пары цифр через дефис. Но эти номерные знаки надолго не прижились. Качество изготовления было крайне низким. Делали их из отходов кровельного железа. Помимо этого номера были большого размера и очень тонкие, отчего легко ломались.

Номера образца 1936 года. Материал — отходы кровельного железа, слишком тонкие и большие по размеру. Быстро приходили в негодность.

Номера образца 1936 года. Материал — отходы кровельного железа, слишком тонкие и большие по размеру. Быстро приходили в негодность.

После войны, в 1946 году, внешний вид номеров поменяли снова. Фон сделали желтым, а буквы и цифры — черными (ГОСТ 3207–46). Эти знаки прослужили вплоть до конца 1950-х. К этому времени автопарк страны сильно вырос и возможные комбинации желтых номеров стали заканчиваться.

В 1959-м фон номеров опять стал черным, буквы и цифры — белыми. Букв стало уже три. Они стояли после цифр и по-прежнему отражали географическую принадлежность автомобиля. Заменить их заставили новые регламенты, по которым номерные знаки европейских государств получили определенные размеры. Кроме этого, уже тогда планировалось сделать знаки светоотражающими, но пленки отечественного производства у нас не было, поэтому номера выпускались окрашенными.

Да и машин становилось все больше, а номера выдавались каждому новому владельцу. Очевидная, казалось бы, мысль — закрепить номерной знак за машиной пожизненно — в те времена чиновников еще не посетила.

В 1980-х появились первые современные регистрационные знаки. Те самые, с современным шрифтом и делением на частные автомобили (а 0000 АА, где две заглавные буквы обозначали регион), государственные (0000 ААА, здесь на регион указывали уже две первые буквы) и спецтранспорт (ААА 0000). Хотя из-за все той же нехватки номеров буквы и регион могли не совпадать.

Наши с вами реалии — это появление первых российских номеров. С тремя буквами, тремя цифрами и отдельно выделенным регионом (а000аа00). Сейчас регистрационные знаки выдаются на автомобиль, что называется, пожизненно. Если раньше перед продажей нужно было обязательно снимать машину с регистрационного учета и сдавать номера, то сейчас мы покупаем автомобиль с прежними знаками. Хотя существующие правила и предусматривают возможность оставить понравившиеся номера себе, для установки на вновь купленный автомобиль.

До Октябрьской революции в России на автомобили было не нужно устанавливать номерные знаки. Это объясняется тем, что машин в то время было мало. Впрочем, попытки обязать собственников транспорта оборудовать его какими-либо знаками отличия предпринимались уже тогда. Но успехом они не увенчались.

Советские номера автомобилей

Уже в 1910-х годах общее количество транспорта разных видов резко возросло. Появилась необходимость ведения его учета. В 1920 году были введены первые номерные знаки для автомобилей и мотоциклов. Они крепились в передней и задней частях транспорта. Правда, места креплений отличались от привычных сегодня: передний знак устанавливали на крыло, а задний непосредственно на кузове или на специальной стойке-креплении. Именно тогда впервые были четко определены требования к виду и размеру автономеров.

В последующем правила, предусмотренные для номерных знаков, неоднократно менялись. Это происходило:

  • в 1931 году;
  • в 1946 году;
  • в 1959 году;
  • в 1980 году.

После распада СССР в 1991 году на территории большинства бывших союзных республик советские номера применять перестали, заменив на национальные.

В Российской Федерации это произошло только в 1993 году. Тогда появились госномера, которые используют и поныне.

Виды и типы номеров СССР

После реформы 1980 года номера стали делить на несколько групп в зависимости от принадлежности транспорта и места их размещения.

Советские номера

В зависимости от принадлежности они делились на следующие категории.

  • Знаки личного транспорта. Размещались на авто, принадлежавших гражданам СССР на праве личной собственности. Состояли из буквы, четырех цифр и индекса региона.
  • Знаки гостранспорта. Крепились на автомобилях, принадлежащих различным государственным организациям. В отличие от номеров личных машин, не имели буквы перед четырьмя цифрами.
  • Знаки спецтранспорта. Ими отмечался транспорт специального назначения – пожарные машины, скорая помощь, автобусы и так далее. В отличие от номеров гостранспорта, цифры и индекс региона в них были переставлены местами.
  • Знаки иностранного транспорта. Ставились на машины дипломатических представительств. Состояли из одной буквы и шести цифр. Имели желтый фон (все остальные номера – белый).

В зависимости от места размещения номера делились на два вида:

  • передние – представляли собой прямоугольник, по размерам идентичный современным госномерам;
  • задние – имели квадратную форму и больший размер;
  • прицепные – размещались на прицепах грузовиков и имели форму перевернутой трапеции;
  • тракторные прицепные – были идентичны прицепным, но имели форму неперевернутой трапеции.

Индексы регионов

В отличие от современных государственных регистрационных знаков, на советских принадлежность авто к определенному региону обозначалась не цифрами, а буквами. Обозначения были созданы таким образом, чтобы каждый мог интуитивно их понять, не зная классификатора. Например, Бурятскую ССР обозначали буквосочетанием БУ, Киев – КИ, Ленинград – ЛЕ. Правда, для регионов, которым не хватило буквосочетаний, использовали нестандартные сочетания, не соответствовавшие начальным буквам их названий (например, БН для Брестской области).

Для военных авто индекс региона не применяли. На их регзнаках ставили индекс военной части, в которой они числились. Не ставили принадлежность к региону и на машинах дипломатов. Их номера имели индекс государства, которое они представляли на территории СССР.

Использование в настоящее время

Сегодня в России к госномерам применяют требования ГОСТа, который определяет, какими они должны быть и какую информацию должны содержать. Советские номера не отвечают этим требованиям, поэтому ездить с ними нельзя. Передвижение с такими госномерами будет расценено сотрудником ГИБДД как езда при полном отсутствии регзнаков. Это повлечет наказание по части 2 статьи 12.2 КоАП РФ (штраф 5 000 рублей или лишение прав от 1 до 3 месяцев).

Часто задаваемые вопросы

С советскими регзнаками ездить запрещено. На все ли знаки распространено это правило, могу ли ездить с белыми, образца 1980 года?

И черные номера образца 1976 года, и белые образца 1980 года не отвечают требованиям российского ГОСТа, поэтому ездить нельзя ни с какими.

У меня есть советский транспорт со старыми регзнаками. Номера я не менял с 1990-х годов. Что за это грозит?

В подобном бездействии можно усмотреть состав нарушения, установленного статьей 19.22 КоАП РФ. Она предусматривает ответственность за несвоевременную постановку авто на учет. Санкция по ней составляет от 1 000 до 2 000 рублей.

Нужно ли менять номера при реставрации старых советских машин для их последующего коллекционирования?

Нет, в этом случае можно оставить номера для сохранения аутентичности. Законодательство допускает это.

Подведем итоги

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

Зачем некоторый водители устанавливают на машины номера номера с советской символикой?

На дорогах нашей страны автомобилисты периодически стали замечать машины со странными регистрационными знаками. На таких табличках на белом фоне изображен не привычный российский триколор, а герб СССР. Есть и другие особенности: и буквенных символов, и цифр на номерах не по три, а по четыре.

Что это за явление? Советские знаки нового образца? Если да, то откуда? Этого государства не существует уже почти три десятка лет. Насколько законна установка подобных номеров?

Люди, живущие в прошлом

Распад СССР до сих пор вызывает множество споров. Существуют те, кто не признает законность упразднения государства в 1991 году. Известно, что тогда решение о прекращении существования страны было принято в Беловежской пуще главами России, Украины и Белоруссии. Они же подписали соглашение о создании СНГ.

Столь масштабные политические перемены были воплощены в жизнь несмотря на результаты всесоюзного референдума, состоявшегося в марте 1991 года. В нем приняли участие граждане всех республик, кроме Эстонии, Литвы, Грузии, Латвии, Армении и Молдавии. Более 76% людей проголосовали на сохранение СССР. В абсолютном выражении это число составило около 112 млн. человек.

В настоящее время существует группа лиц, которая считает возникновение на территории бывшего СССР Российской Федерации незаконным. Эти люди утверждают, что государство не может быть легитимным, если в процессе референдума народ не поддержал решения о его создании. Участники движения стали самовольно назначать себя на государственные руководящие должности. Так появились президент СССР и министры, были разработаны соответствующие законодательные акты, а 4 марта 2017 года вновь учредили Государственную автомобильную инспекцию.

Каждый желающий может примкнуть к тем, кто провозгласил себя гражданами СССР. Для этого потребуется зайти на Интернет-ресурс http://mvdussr.su и оставить заявку. "Государство" выдает не только паспорта, но и водительские удостоверения, ПТС автомобилей и другие предметы. Соответственно, изготавливает оно и регистрационные знаки для транспортных средств. Именно эти таблички и наблюдают в настоящее время автомобилисты на некоторых машинах.

Законны ли автомобильные номера с советской символикой?

Люди, называющие себя гражданами СССР, опираются в своих рассуждениях на положения Венской дорожной конвенции. Выдаваемые обновленной ГАИ права и номерные знаки не противоречат содержанию этого документа. В данном случае фактически используются пробелы, ныне существующие как в российском, так и в международном законодательстве. По логике приверженцев страны советов получается, что инспекторы ГИБДД – представители оккупационной организации, которые осуществляют свою деятельность на территории чужого государства.

Нормативная база, существующая в настоящее время, не позволяет привлекать к административной ответственности водителей, управляющих транспортными средствами с удостоверениями, выданными СССР. Не подпадает под действие статьи 12.2 КоАП РФ и перемещение на машине с советскими номерами нового образца. Ведь международные законодательные акты по своей юридической силе превосходят нормативные документы отдельно взятого государства. Автомобиль просто снимается с учета в ГИБДД и оформляется вновь уже как советский. Любой желающий может зайти на сайт ГАИ СССР и заказать там и права, и новые таблички с номерами.

Как бы нелепо ни выглядело подобное явление в глазах непосвященных граждан, на сегодняшний день сотрудники ДПС бессильны что-либо с этим сделать. Практика показывает, что многие из них стали спокойно относиться к водителям, на чьих автомобилях установлены регистрационные знаки СССР. На периферии большинство инспекторов еще не слышали о подобном веянии, но в крупных городах советским номерам уже почти никто не удивляется.

Есть ли смысл идти против системы? Каждый отвечает на этот вопрос сам. Во что это может вылиться – покажет время.



Подобную роль номерные знаки начали играть лишь с распространением массового конвейерного производства машин. На рубеже XIX-XX веков автомобилей было так мало, что в случае правонарушения или иного инцидента установить виновного не составляло труда. Тем не менее регистрация в большинстве крупных городов требовалась — просто для порядка.

Считается, что первенство в выдаче регистрационных номеров принадлежит Мюнхену. Там таблички с номерами начали устанавливать на машины в 1899 году. Эстафету подхватили в крупных городах других стран: Париж (1900 год), Нью-Иорк (1901 год), Лондон (1903 год).



В феврале 1910 года Николай II эти правила ратифицировал, и на территории России вступили в силу новые административные уложения для автомобилистов. В числе прочих нововведений была и обязательная регистрация транспортных средств, однако ведали ею по-прежнему местные власти.

Чтобы определить, не задолжал ли автомобилист городской казне, в Москве пошли на хитрость: каждый год выдавались номерные таблички нового цвета. Санкт-петербургские номера начала XX века затейливостью не отличались. Они были белыми, с черными цифрами.

При этом численность автотранспорта в российских городах была столь незначительна, что для учета вполне хватало одних только цифр. Более того, в большинстве населенных пунктов спокойно обходились трехзначными числами. Исключение составляли Санкт-Петербург и Москва, где номерные знаки были четырехзначными. В первопрестольной, например, к 1914 году числилось 2200 официально оформленных автомобилей.


В годы Первой мировой войны и послереволюционный период автотранспорт так часто менял дислокацию, владельцев и назначение, что ни о каком внятном учете не было и речи. А в начале 20-х годов советская власть вернулась к дореволюционной практике регистрации автомобилей органами местного самоуправления.

В Москве к концу 20-х годов число автомобилей заметно увеличилось, и для простоты чтения номеров и удобства их запоминания к цифрам впервые в отечественной истории добавили букву. Московские номера тех лет выглядели так: одна буква и две пары цифр, разделенные между собой черточками. Черные знаки наносились на белый фон. Спереди и сзади такие номера были одинаковыми. Именно этот стандарт и стал некоторое время спустя первым общесоюзным. Произошло это в самом начале 1930-х.





А гражданских номеров очередная реформа коснулась в 1946 году. Номерные знаки нового образца поменяли цвет: черные символы наносились на желтый фон. Буквы но размеру стали меньше, чем цифры, и находились в верхнем левом углу на переднем знаке и в верхней строке посередине — на заднем.


Автопарк страны в послевоенные годы стремительно разрастался, и довольно скоро шифр из двух букв и четырех цифр исчерпал все возможные комбинации. В 1959 году пришлось вводить новый стандарт: белые символы на черном фоне, причем букв стало три. Такие номера выдавали вплоть до 1981-82 годов.



Очередной (ныне действующий) стандарт номерных знаков в России ввели в 1994 году. На новых номерах буквенное обозначение региона заменили цифровым — каждому региону был присвоен двузначный (в исключительных случаях — трехзначный) код. Все три буквы, равно как и цифры, подлежат последовательной ротации.

Читайте также: