Как выглядит мордовский паспорт

Обновлено: 04.07.2024

Это относится прежде всего к Закону "О государственных языках Республики Мордовия": большинство депутатов недовольны тем, что до настоящего времени мокшанский и эрзянский языки практически не используются в сфере делопроизводства, на них недостаточно издается литературы, они в малом объеме изучаются в учебных заведениях. Но главное, к чему призывает съезд руководство республики, - принятие подзаконных актов, способствующих переходу от одностороннего двуязычия (при котором только мокшане и эрзяне владеют и используют родной и русский языки) к двустороннему (когда и русское население владело хотя бы одним из мордовских языков). Для этого предусматривается введение мордовских языков в процесс обучения с начальных этапов.

Делегаты съезда практически единодушно выразили свое недовольство Положением о паспорте гражданина, утвержденным постановлением правительства РФ от 8 июля 1997 г., по которому в новом документе не будет графы "национальность". Отсутствие этого пункта, по мнению собравшихся, "лишает многих граждан, желающих указать свою национальность, данного права, закрепленного конституционными нормами". Кроме злополучной графы, делегаты мордовского народа попросили правительство РФ предусмотреть дополнительные страницы в новом паспорте, в которых указывались бы фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, республиканское гражданство владельца, заполненные на государственном языке республики. Кроме того, в материалах всероссийских переписей и других документах национальность предполагается конкретизировать: "мордвин-эрзя", "мордвин-мокша", "мордвин". Теперь остается ждать, как к такого рода нововведениям отнесутся в Москве и Кремле, потому что паспорта нового образца уже начали выдавать гражданам и снова менять их будет крайне проблематично даже в пределах одной республики.

Собравшиеся не могли обойти молчанием и другую проблему: в последнее время в местной печати начали открыто высказываться мнения о целесообразности упразднения мордовской государственности как таковой. В самом деле, утверждает ряд авторов, для республики, население которой не дотягивает даже до миллиона человек (и где доля мордвы составляет всего около 30%), иметь собственный многотысячный штат чиновников крайне накладно - проще снизить административный уровень до областного. Подогревает такие настроения и позиция отдельных радикально настроенных представителей как мокши, так и эрзи, добивающихся автономии для своих народов в рамках Мордовии. Съезд заклеймил подобные настроения, назвав их политическими спекуляциями, цель которых - превратить РМ в Саранскую область с тремя автономными районами: татарским, эрзянским и мокшанским.

Еще одной важной проблемой, обсуждавшейся на съезде и в его кулуарах, стали вопросы взаимодействия с диаспорой, так как в "своей" республике мордва составляет меньшинство, причем процесс ее сокращения с каждым годом прогрессирует. Представители московской диаспоры, например, вынуждены собираться в столице по-партизански, в городских скверах: найти помещение в Москве или очень дорого, или невозможно. В местах компактного проживания мордвы в Поволжье свои заботы - не хватает литературы на национальных языках, мало школ, где они бы преподавались на должном уровне. Сейчас все чаще приходится наблюдать, как жители разных областей России, разговаривая в принципе на одном мордовском языке, уже испытывают сложности с пониманием. В этой связи между делегатами обозначились расхождения: одна часть предлагала провести языковую реформу и создать единый литературный мордовский язык, другая продолжает отстаивать свою самобытность. Где будет найден консенсус, пока еще не решили, отложив этот вопрос до поры до времени.

. Съезд закончился, копья сломаны, решения приняты. Однако у большинства наблюдателей он вызвал противоречивые чувства: с одной стороны, возрождать мордовскую культуру и языки нужно; с другой - делается это в основном "сверху", а чисто административными мерами никаких проблем не решить. Никто не догадался поинтересоваться мнением русской или татарской части населения Мордовии, которые вместе составляют 70% ее населения и у которых тоже имеются свои проблемы и свои вопросы к руководству. До сих пор все они решались вполне мирно, как будет дальше - покажет время.

Подслушано в Саранске | Подсмотрено

Подслушано в Саранске | Подсмотрено

Подслушано в Саранске | Подсмотрено запись закреплена

Мордва, характерные черты и внешность мордовского народа.

В этой, казалось бы никому не нужной, статье, я расскажу Вам о мордовском народе с позиции жителя столицы. Каковы их характерные черты и особенности внешности?

Мы не коснемся национальных костюмов, исконных традиций и истории Мордвы.

Не станем беседовать про славный город Саранск и обычаи, которые давно себя исчерпали.

Статья родилась по просьбе моего друга, которому предстоит работать в тесном сотрудничестве с мордвой.

Я много лет отработал с мордовцами, поэтому постараюсь объективно оценить особенности их поведения.

Прежде чем начнется разговор, я хочу заранее извиниться перед мордвинами если допущу непростительную оплошность в знойных характеристиках.

* к характерным чертам мордовского парня я бы отнес упрямство и железную выдержку.

Помнится, где- то я вычитал про горящий котел, в котором все уварились кроме цепкой мордвы.

* Мордовки, как и мордвины, внешностью немного смуглые, кареглазые и темноватые.
Сколько их перевидел, но так и не встретил голубоглазых и светловолосых.

* Та Мордва, которая осела в Москве, отличаются поистине цыганской хитростью и величайшей трудоспособностью в нужном им направлении.

* Опять- таки- те, с кем мне довелось совместно работать, считают каждую копейку, не давая взаймы почти никому.

* Женщины- мордовки- это хорошие актрисы, которые, в случае надобности, обыграют руководство, умело демонстрируя предынфарктное состояние.

* Одновременно с этим, характерная черта мордвина- это надежность и стремление. Имея друга- мордвина, Вы всегда можете рассчитывать на его основательную помощь.

* Я не скажу за весь мордовский народ, но многие из них имеют склонность к вспыльчивому отмщению.
Если Вы обидите мордовца, то его кипучесть характера сразу заставит Вас замолчать.

Мужчины, как правило, сразу ввязываются в драку.

Елена Эфа


Елена Эфа

Как нам рассказывали в вузе, смуглые и кареглазые - это мокша, а светловолосые и голубоглазые - это эрзя. А "мордовец"- это из гоблиновского перевода "Властелина колец")))

Марина Войцех


Марина Войцех

Ольга Панина

Марина,

Зоя Пирожкова

Чушь, что мордва смуглые кареглазые, наоборот, настолько светлые, что ни глах, ни бровей, ни ресниц, пока не накрасят

Rukshaska Maharany

Законопослушный гражданин

мокша темные эрьзя светлые в основном, но бываюи и разные так же как и русские и татары, раз пишут мордовцы,значит автор в мордовии и не жил

Ирина Ветрова


Ирина Ветрова

😊

Законопослушный гражданин, А еще Мордовию путают с Молдавией

Законопослушный гражданин

Ирина Ветрова


Ирина Ветрова ответила Сообществу

😊

Законопослушный гражданин, Обычно в Соль-Илецке так путают. Там когда на дискотеке песню заказывали, вместо Мордовии назвали Молдавию. Хотя наших там хватает

Людмила Устимова

В любой нации, как и в любой семье - не без уродов! Есть среди мордвы и добрые, отзывчивые люди, а попадаются и те, кто копейку в долг не дадут, и завидуют до посинения. Взять тех же татар, например! Стоят друг за друга, брат за брата. У мордвы, увы, такого нет!

Артем Александров

Людмила, с чего это ты взяла что не стоим друг за друга ,ещё как стоим ,а вот татары как раз таки жадные и своих ещё обманут те ещё прохвосты

Людмила Устимова

Лиана Кадерова

Татары это нация со знаком качества! Хитрые да, умные да и весьма успешные! Попрошу соблюдать тактичность)

Законопослушный гражданин

☺

Лиана, да еще красивые как я вижу глядя на вас

Настя Елизарова

Ка Кака

Ольга Панина

🤣

Ка, Действительно

Sid Yi

Я скажу своё личное мнение, как представительница этого народа, но это не про всех. Мне они не нравится. Саранск до недавнего времени был одной большой деревней, и эта деревенщина очень чувствуется в некоторых людях. Но при этом, выходцев из деревни будут презирать, хотя это люди очень работящие и ответственные, а вот городские как раз испорченные в большей части случаев, сидят на местах, полученных ими ещё при Меркушкине, и считают себя елитой.
Показать полностью. Мордовка очень сильная, но к сожалению, чаще сила идет не на самоулучшение, а на агрессивность. Русским мужчинам я советую избегать мордовок, так как это в большинстве случаев очень наглые и нахабистые бабы, которые будут его чуть ли не домогаться и вести себя по-мужски. Вообще я заметила, что очень многие мордовки мужиковатые и воспитывают своих детей по-мужски, пока мужчина занимается своими делами в сторонке. Есть еще один тип мужчин, очень агрессивных и злых - мордовцев. Свою культуру не развивают, если только не в деревнях. Ну и еще очень развратные, с дурным вкусом, любят петь песни, только петь не учатся и национальный фольклор интересен не большой части населения. Остальные гордо считают себя русскими, хотя и есть самые что ни на есть мордва, и еще любят жаловаться на низкие зарплаты, хотя сами ни работать, ни учиться не любят, только с вахты на вахту катаются. Еще раз скажу, что женщины-мордовки очень неприятные по характеру и ведут себя как мужики, соответственно, представьте, какого это жениться, а потом узнать, что твоя жена - это мужчина ((

Среди финно-угорских народов России самым многочисленным является мордва. Это — коренной этнос Восточной Европы, имеющий сложную и богатую историю, до наших дней хранящий самобытные культурные элементы. Назвать мордву однородным племенем было бы в корне неправильно. В этом и заключается уникальность народа — он разделён на два ярко выраженных и сформированных направления: народности мокша и эрзя.

Такое раздвоение порождает массу вопросов, точные ответы на которые исследователи и сегодня не могут дать. Как появились представители мордвы? Являются ли мокшане и эрзяне разными народами или они — части одного целого? Что хранит прошлое мордвы?

Две составляющих мордвы

Относительно принадлежности мокшан и эрзян к мордве есть немало противоречивых мнений. Само происхождение этнонима “мордва” является загадкой. Как утверждают представители Финно-угорской организации Эстонии, мнение советских учёных о том, что мокша и эрзя — лишь субэтносы одной народности, в корне неверно.

Поразительно, но ни те, ни другие себя мордвой не называют. Более того, у каждого из этих племён свой литературный язык, свои особенности менталитета и культуры. Казалось бы, не может возникнуть и мысли об объединении этих народностей в одну. Однако есть немало оснований в пользу единства двух таких несхожих племён.

Мордовская семья из Казанской губернии, 1870 год

Мордовская семья из Казанской губернии, 1870 год

Официально термин “мордва” стал использоваться с начала прошлого века. По сути, чаще всего его употребляли русские, а не представители данного народа. Это и стало аргументом при создании названия для округа. В 1928 году его решено было именовать Мордовским, поскольку этнонимы “мокша” и “эрзя” были известны далеко не всем, а вот “мордва” уже стало весьма используемым словом.

Если же взглянуть на исторические документы, сохранившиеся до наших дней, то и вовсе появляется интересное предположение о происхождении мокшан и эрзян. Дело в том, что впервые термин “мордва” встречается у историка Иордана.

Позднее, уже в древнерусских летописях, можно увидеть этот этноним, что появляется с IX века. А вот с XII столетия упоминается и об эрзя. Не исключено, что мокша и эрзяне стали ответвлениями одного мордовского народа, а потому не стоит разделять их на отдельные народности.

Название и характер народа

Есть предположение, что происхождение слова “мордва” восходит к древнеиранскому наречию, означает “человек, мужчина”. Мне не раз приходилось встречать народы, значение названий было бы подобным, а потому и эту версию можно считать вполне обоснованной.

О предках современных представителей мордовского народа, писали самые разные путешественники и исследователи. Многие отмечали мордву как два племени, что логично, учитывая особенности этого народа.

В книге Гийома де Рубрика “Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрика”, вышедшей в середине XIII века, рассказывается следующее:

“К северу находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно: Моксель, не имеющие никакого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах”.

Мордовский народ оставил яркий отпечаток в истории, причём не столько великими свершениями, сколько своим нравом и выдающимися личностями, являвшимися представителями этого этноса. До сих пор существуют поговорки “упрямый как мордвин”, “мордовский гвоздь — сучок” и т.п.

Классики русской литературы, в частности, Максим Горький, нередко упоминали о мордве, отмечая добродушие, мудрость и особенный подход к делам у этого народа. Сегодня изучением мокшан и эрзян занимаются этнопсихологи, а один из них, В.Г.Крысько, отмечает следующее:

“У мордвин высоко развито чувство национальной гордости, но они предпочитают, чтобы прежде всего отмечали их индивидуальные заслуги и личное достоинство”.

Формирование мордовского народа

На заре своего становления мордовские племена занимали территории Цнинско-Окско-Сурского междуречья. Это были обширные земли, что принадлежали древним мордвинам до IV века.

Позднее начинается переселение народов, и к мордве присоединяются племена, выдвинувшиеся с Нижнего Примокшанья и Средней Оки. За счёт уплотнения этнос разрастается, приобретает новые черты. Через пару столетий мордовские поселения уже находятся на берегах Волги, что говорит о стремительном расселении племён.

Одна из групп мордвы переселилась в бассейн Нижней Оки. Этот переход стал основой для формирования другого этноса — муромы. Позднее мурома попадает под славянское влияние, что становится началом ассимиляции. Незначительная часть народа приобщилась к мокшанам.

Две мордовки в национальных костюмах на картине 1842 года.

Две мордовки в национальных костюмах на картине 1842 года.

На мой взгляд, нельзя исключать, что, сложись история Руси иначе, мокшанские и эрзянские общины могли бы сплотиться ещё теснее, и тогда вопросов об их единстве уже не возникало бы.

До XIII века происходил тесный культурный обмен этих народов, однако монголо-татарское нашествие значительно затормозило процессы, а этносы стали развиваться в своего рода изоляционных условиях, попав под влияния разных племён.

Но наиболее заметным в культуре мордвы является русский аспект. Обрусение, как утверждают историки, стремительно происходит за счёт стремления помещиков установить собственные правила на занятых землях.

Для строительства деревень на мордовские земли привозили русских работников, что впоследствии составили часть смешанного русско-мордовского населения. Впрочем, были и положительные моменты: за пределами Нижнего Новгорода мордовский народ практически не знал крепостного права, оставаясь свободными плательщиками ясака.

Народы Восточной Европы в конце IX — начале X вв. Мордва — на крайнем востоке карты

Народы Восточной Европы в конце IX — начале X вв. Мордва — на крайнем востоке карты

Сегодня в мире насчитывается около 800 тысяч представителей мордвы, большая часть которых проживает на территории Республики Мордовия, в Пензенской, Самарской, Оренбургской областях. Многие современные мокшане и эрзяне гордятся принадлежностью к этим этносам, стараются сохранить старинную культуру своих предков.

Мордва нашего времени — это люди, что прекрасно осознают: наше успешное будущее строится на прошлом опыте, уважении к традициям и истории тех, кто передал свои традиции, верования, уклад жизни.


У меня есть одно довольно интересное наблюдение. Дело в том, что мордва (и мокша, и эрзя) генетически довольно близки к восточным славянам. Не только к русским, но и к остальным. Эта близость не сильно большая, но четко прослеживаемая. Обычно в статьях об этногенезе мордвы больше напирают на влияние предполагаемых балтов, ну или иранцев, ссылаясь на некоторые лингвистические заимствования. Но генетический сдвиг у мордвы роднит ее вовсе не с балтами, а с восточными славянами. Собственно, есть и некоторые антропологические соответствия, которые сближают эрзю с некоторыми группами русских. Мокши последнее касается в меньшей степени, т.к. у них прослеживается определенное уралоидное влияние. Но вот парадокс - и эрзя, и мокша имеют генетический сдвиг к славянским группам, но у мокши он сильнее, несмотря на всю антропологию. Это легко продемонстрировать. Можно использовать для этого G25, ресурс с академическими современными и древними генетическими образцами, который позволяет их сравнивать и делать простейшие анализы. Один из таких анализов сделаю и я. Попробуем представить мокшу как смесь двух популяций. Калькулятор имеет такую возможность, подбирая наиболее похожие компоненты, которые в итоге дадут подобный целевой популяции генофонд.

И вот какой результат нам выдаст.


75% рязанских русских и 25% коми. Вроде бы ясно, что налицо некая смесь восточнославянских и финно-угорских компонентов. Но кто такие рязанские русские? Без понимания этого, нам непонятно будет кто же такие мокша. Например, данные антропологии говорят, что у рязанцев прослеживается определенное влияние дославянского субстрата. Но насколько оно обусловлено генетически? Попробуем сделать для рязанских русских ту же процедуру, что и для мокши. Представим их как смесь двух популяций. Кого же нам выдаст?


Рязанцы выглядят как смесь украинцев и русских Лешуконского района Архангельской области относящихся друг к другу как 82 к 18. Украинцев вполне можно использовать, как условный аналог средневековых славян Поднепровья. По крайней мере, существующие средневековые образцы, вроде Сунгиря, одинаково близки к украинцам или русским юго-востока, типа орловчан или курян. Таким образом, компонент Ukrainian в этом анализе будет, вероятно, отражать нам вклад людей, схожих со славянами Поднепровья.

А что со вторым компонентом? Русскими Лешуконского района Архангельской области? Мы знаем, что северные русские как антропологически, так и генетически отличаются от южных и центральных русских, что там очень велика доля дославянского субстрата, он там преобладает. Простейший анализ дистанций покажет нам к кому же ближе всего русские Лешуконского района.


Ближе всего эти люди к коми. Затем идут другие группы русских Архангельской области - Пинежский район и Пинега. Центральные и южные русские от них очень далеко, дальше удмуртов или татар. Они в самом конце, я подчеркнул их красным. Словом, южно-центральные и северные русские очень разные генетически. Это не должно быть новостью для тех, кто интересуется популяционной генетикой. Об этом можно почитать, например, здесь.

Словом, лешуконцев можно рассматривать как популяцию, схожую с коми. В контексте нашего вопроса о мордве, можно рассматривать их вклад, как близкий к вкладу коми. В итоге мы выясняем, что у рязанских русских примерно 17% вклада групп похожих на коми, а у мордвы - мокши более чем 60% вклада групп, похожих на украинцев. Кстати, можно точно также попробовать представить и эрзю в виде смеси коми и украинцев, но результат будет немного отличаться.



На удивление, у эрзи вклад комиподобного компонента больше, а вклад украиноподобного меньше, несмотря на всю антропологию.

Раз уж мы выяснили, что такой "славянский", а лучше назвать его славяноподобный, вклад у мордвы есть, то с кем он может быть связан? Честно говоря, первое о чем я подумал - какие-нибудь именьковцы или постзарубинецкие группы, жившие в регионе. Они вполне могли быть донорами славяноподобной генетики. Весь вопрос только в том, видят ли исследователи какое-либо значительное участие таких групп в этногенезе мордвы.

Обычно на каких-нибудь научно-популярных ресурсах можно встретить мнение, что корни мордвы лежат где-то либо в городецкой культуре, либо в культуре рязано-окских могильников. Но видимо это либо устаревший взгляд, либо точно не единственный. Сейчас, как я понимаю, этногенез мокши и эрзя часто рассматривают под другим углом. К своему удивлению, я узнал, что у археолога В.В. Ставицкого есть ряд замечательных статей, посвященных данному вопросу. Я знаком с его работами, но в основном про энеолит или эпоху бронзы лесной полосы. И его труды об археологии мордвы стали для меня открытием. Собственно, я задумывал этот пост как небольшую подборку его (и не только) статей. Поэтому текст о генетике выше - это своеобразная прелюдия, чтобы было понятно, чем меня вдруг привлек этногенез мордвы. В конце еще кое-какие мысли напишу, а пока вот небольшой список работ Ставицкого. Мб еще кому-то пригодится.

1. Основные концепции этногенеза древней мордвы (историографический обзор)

В статье рассмотрена история изучения этногенеза древней мордвы. Исследователями разработаны две основных концепции: миграционная и автохтонная. Согласно первой концепции, главную роль в этногенезе мордвы сыграло родственное население Прикамья, по второй местные племена городецкой культуры.

2.Происхождение древнемордовской культуры

В статье рассматривается вопрос о компонентах, которые послужили основой для сложения культуры древнемордовских могильников; приводятся аргументы, доказывающие, что главную роль в данном процессе сыграло финно-язычное население бассейна р. Белой, приведшее в движение ирано-угорские племена саргатской культуры.

Статья посвящена изучению предыстории и ранним этапам этногенеза древней мордвы. Автором анализируются традиционные точки зрения на процесс формирования мордовского этноса. Выполняется верификация автохтонной концепции происхождения мордвы. Выясняется возможный удельный вес различных групп древнего населения, которые приняли участие в её этногенезе: носителей городецкой, кара-абызской и пьяноборской культур, восточнобалтских племен и сарматов. Поднимается вопрос о возможной причине их миграций на территорию Сурско-Окского междуречья. Рассматриваются основные этапы и хронология этногенеза мордвы. Методология исследования основана на анализе археологических источников: могильников, селищ и городищ. При интерпретации данных археологии используются данные по лингвистике и письменные источники. В статье делается вывод о том, что население городецкой культуры, вопреки традиционной точке зрения не сыграло заметной роли в формирование мордовского этноса. Сложение древней мордвы происходит в результате миграции населения пьяноборской и кара-абызской культур с территории левобережного бассейна р. Белой. Возможно, что в этногенезе мордвы приняли участие и восточнобалтские племена.

Существует мнение о значительной древности деления мордвы на субэтносы-мокша и эрзя. Эта точка зрения противоречит данным археологии, согласно которым мордва сохраняла высокую степень этнокультурного единства вплоть до монгольского нашествия.

В статье рассматривается историография проблемы воздействия камских культур раннего железного века на формирование древней мордвы, которое недооценивается современными исследователями. Делается вывод, что население Прикамья сыграло ведущую роль в этногенезе мордовского народа.

Эпоха Великого переселения народов в периодизации истории занимает промежуточное положение между ранним железным веком и средневековьем. Эта эпоха характеризуется массовыми миграциями, итогом которых стало формирование ряда народов, ранее не известных историкам. Среди них были и волжские финны. Цель работы проанализировать степень соответствия обоснованности современных гипотез содержанию письменных и археологических источников. Результаты. Эпохой Великого переселения датируется первое упоминание в письменных источниках финских народов Поволжья: мордвы и мери, археологические памятники которых представлены позднедьяковской и древнемордовской культурами. К поволжским финнам также относят культуру рязано-окских могильников, конкретная этническая принадлежность которых остается дискуссионной. Культура муромы и мари была сформирована только в эпоху средневековья. В советской историографии достоверность письменных источников по данной проблеме подвергалась сомнению из идеологических соображений. В науке преобладали автохтонные взгляды, сторонники которых приуменьшали роль миграций в истории волжских финнов. Археологические исследования памятников II-V вв. подтвердили достоверность письменных источников и позволили уточнить роль и место волжских финнов в событиях данной эпохи. Выводы. На раннем [германском] этапе эпохи Великого переселения волжские финны принимали активное участие в ряде миграций, в ходе которых происходит формирование мордвы и мери. Гуннское нашествие, по мнению большинства исследователей, не оказало существенного влияния на народы Западного Поволжья.

Вопрос о сложении памятников андреевско-писеральского типа является дискуссионным. По мнению автора, главную роль в этом процессе сыграл восточный импульс. Население кара-абызской культуры мигрировало в западное Поволжье вместе с кочевниками лесостепной зоны. Они вступили в контакты с постзарубинецкими племенами, что нашло отражение в элементах костюма и вооружении. Второй этап развития андреевско-писеральских древностей связан с участием их носителей в походах на территорию Северного Причерноморья.

8. Взгляды В.О. Ключевского на проблему взаимоотношения славян и волжских финнов в свете данных современной археологии

Статья посвящена проблеме славянской колонизации территории Волго-Окского междуречья, которая в I тысячелетии н. э. была заселена волжскими финнами. ВО Ключевский полагал, что данная колонизация носила исключительно мирный характер. Однако данные археологии свидетельствуют, что взаимоотношения между ними не всегда были мирными.

В статье рассматриваются артефакты Андреевского кургана (вооружение и комплекс украшений), часть которых имеет близкие аналогии в материалах памятников Крыма, Северного Кавказа, Подонья и Приднепровья; отрицается возможность их поступления в Посурье в результате торговых связей; делается вывод об активном участии населения андреевско-писеральского горизонта в событиях середины I тыс. н. э. , связанных с борьбой Митридата VIII за Боспорское царство.

В статье рассматривается новейшая историография изучения этногенеза древней мордвы по данным археологии. Анализируются работы, опубликованные после 2000 года. В настоящее время прослеживается тенденция отхода от автохтонной концепции происхождения мордовского этноса. Среди возможных компонентов, принявших участие в сложении мордвы рассматриваются племена сарматской и саргатской культур, прикамское население пьяноборской и кара-абызской культур. Ряд исследователей особое внимание уделяет изучению западного компонента.

Плюс еще вот такое

11. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЧУВАШСКОМ ПОВОЛЖЬЕ В I—VIII ВЕКАХ НАШЕЙ ЭРЫ В СВЕТЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ

Вероятно также, что определенное влияние на местную материальную культуру оказали носители позднезарубинецких-раннекиевских традиций. На материалах городища Ножа-Вар, Криушинского и Иваньковского могильников сделана попытка уточнить хронологию древнемордовской культуры в Чувашском Повол35 жье. В целом она укладывается в III—VII вв., как и в других регионах расселения мордвы. Данные памятники обнаруживают наибольшую близость с верхнесурскими материалами, но со своими локальными особенностями. На иваньковских материалах фиксируются определенные связи с прикамскими

финнами, а с IV—V вв. прослеживается юго-западное и западное влияния, что связано, по-видимому, с миграцией рязаноокских финнов в восточном направлении, отмечаемой исследователями. Данный процесс важен для понимания формирования древнемарийской культуры.

Очень перспективным направлением изысканий считаем выявление именьковских (IV — первая половина VII в.) и

доименьковских (II—III вв.) памятников в Чувашии, особенно в ее лесостепной части. Первые исследования в данном

направлении позволили отодвинуть границы сурского варианта этого культурного образования на север, по крайней мере

до впадения р. Алатырь в Суру. Представляется, что и изучение юго-восточной Чувашии покажет более точные границы

Материалы последней четверти I тысячелетия в Чувашии практически неизвестны. Период конца VII—VIII вв. представлен лишь набором случайных находок с территории Иваньковского могильника. Почему перестал функционировать крупный нижнесурский очаг древнемордовской культуры, пока остается загадкой. Судьба сурской группы именьковской культуры также требует уточнения. Большой проблемой для дальнейшего изучения средневековых древностей Чувашскою Поволжья является временная лакуна VIII—IX вв.

Самые ранние материалы болгарского облика, полученные на Тигашевском городище, Криушинской дюне, в Анаткасинском могильнике, датируются уже домонгольским временем. Хазарский и раннеболгарский периоды не освещены и нуждаются в самом пристальном внимании со стороны исследователей. Именно их изучение должно показать характер развития местного населения, степень влияния на него со стороны соседей, миграционные и другие процессы, важные для

В общем, что я думаю по этому поводу? Не могу сказать, что я собаку съел на мордовской археологии и что вообще на отлично разбираюсь в этом вопросе, но почитав эти статьи, понял, что мое предположение может быть вполне верным. Дело в том, что в этногенезе мордвы огромную роль сыграл андреевско-писеральский тип памятников, представленный, к примеру, Андреевским курганом. А это важный элемент в формировании древнемордовской культуры. Так вот, исследователи зачастую указывают на то, что один из компонентов андреевско-писеральского типа обнаруживает аналогии среди постзарубинецкого населения. Т.е. это та самая ниточка, которая вполне может быть ответственна за славянский сдвиг у мордвы. Так это или нет покажет время, археологические и генетические исследования, но мне такая модель представляется весьма перспективной. Более того, возможно, что схожий генофонд, как у мокши и эрзи, был характерен и для муромы и мери. О подобном уже писал Сергей Козлов на генофонде, основываясь на исследовании современного населения. А судя по недавнему анонсу, у нас скоро появится возможность проверить это на древних геномах.

Из всего этого следуют два интересных вывода. Первый: исторические славянские племена типа восточных кривичей или вятичей столкнулись с населением, которое отчасти было с ними родственно. Естественно, только генетически. В остальном - по самоидентификации, языку, материальной культуре, антропологическому типу это были разные группы. Просто местные финно-угры когда-то впитали славяноподобный генетический импульс. Второй важный вывод - до этого импульса, который есть основания связывать с постразарубинцами, местные финно-угры генетически были похожи на коми и сильно отличались от предполагаемых праславян.


Мордовцы — это гордые и гостеприимные люди, которые всегда славились упрямством. Они поклоняются духам-богам женского пола, однако главным в семье все равно остается мужчина. У них нет шаманов, но есть языческие обряды с жертвоприношениями. У них есть литература, но мордовского языка не существует. Такие многогранные и противоречивые: почему так вышло?

Название

Интересно, что сами мордовцы начали так себя называть лишь с середины XX столетия, когда регион их проживания стали официально именовать Мордовией. Более того, такой народности, как мордва, вовсе не существует: этим словом русские для большей понятности именовали два разных народа, проживавших на одной территории: мокша и эрзя.


Где живут, численность

По данным переписи 2002 года, число мордовцев в России составило более 843 000 человек. Почти 284 000 из них живут в Мордовии, составляя более 30% населения региона. Большие диаспоры находятся в таких регионах, как:

  • Самарская область — 86000
  • Пензенская область — 70739
  • Оренбургская область — 52458
  • Ульяновская область — 50229
  • Республика Башкортостан — 26020
  • Нижегородская область — 25022

Подгруппы мордвы(субэтносы)

Народ мордва делится на две подгруппы: эрзя и мокша. Мокша, в большинстве своем, живет именно на западе и юге мордвы, а эрзя – на востоке. Эрзя в свою очередь делятся на шокшан и терюхан. А это значит, что обычаи мордвы сильно отличаются у разных представителей этой культуры.

Народ мордва. Немного истории

Как вы знаете, в древности территорию современной России населяли летописные племена — меря, весь, мурома, мещёра, чудь, мордва. Эти народы самым активным образом участвовали в политической жизни Древней Руси. Заключали межплеменные союзы, воевали, мирились, а потом… сошли с исторической сцены, оставив после себя тысячи нерусских топонимов и гидронимов, обогатив русский язык и культуру. Обрусели, то есть стали русскими – так объясняют исчезновение этих племён историки. Обрусели — забыли язык, предков, забыли религию. Да, культурная и религиозная колонизация России сделал своё дело, и мы — потомки мери, муромы, мещёры – не можем логично объяснить, почему наш родной город называется так, а не иначе. Мы-то, обыватели – ладно. Ответить на, казалось бы, элементарные вопросы не в состоянии профессиональные историки и филологи. Но как так получилось, что древние названия русских рек, озёр, деревень, городов для многих поколений исследователей звучат как абракадабра (расшифровали же египетские иероглифы)?

Это объясняют тем, что большая часть топонимов Центральной России происходит из мерянского языка. А так как народ меря исчез, то исчез и мерянский язык. Названия городов и рек со временем переосмысливались русским населением, часто — до неузнаваемости. Смысл был утерян. Правда последнее время исследователи пробуют дешифровать мерянские слова с помощью марийского языка, считая, что мари – это и есть потомки той самой летописной мери. Но результаты, скажу я вам, получаются так себе .

А между тем, эта самая меря (мурома, мещёра, чудь) никуда не делась, а как проживала на своих исконных землях, так и проживает. Да, сейчас это почти поголовно русские, но ещё в XVIII веке историки писали о мере следующее:

В верх по Волге от реки Суры далеко распространившиеся народ мордва, сами зовутся Мори; русские их именовали Меря; Карпеин и Рубрикис — мордосы и мордвасы; другие — мордуками. Они ж в провинциях Алатырской, Нижегородской, Арзамасской и Шацкой, где зовутся Мокша и Мокшане от реки Мокши.

Иван Болтин, историк XVIII века

Они издревле именованы меря, сами зовутся мори. Их поселение было Ростов, Галич, Кострома и по устью Оки. За Оку — Нижегородская, Арзамасская и Шатская провинции. А ныне более в последних за Окою находится.

Тимофей Масленицкий, инженер и географ XVIII века

Меря, или моруа, народ Сарматский, живший между реками Сурою и Цною в соседстве с Кривичами, там, где Ростов, Галич, Кострома и Ярославль. Они сами себя называли мори, а русские из слова сего составили меря, ныне же известны они под именем мордвы.

Афанасий Щекатов, историк XVIII века

Мордва или меря, народ разсыпаемый ныне в Казанской, Оренбургской, Нижегородской и Пензенской губ., в старину обитал между реками Сурою и Цна.

Николай Карамзин, историк XIX века

Русские называют Мерю Мордвою; а сей народ называет себя Мори.

Сергей Глинка, историк XIX века

Язык мордвы

По сей день язык мордвы не утратил свою бытовую актуальность, по крайней мере, для трети населения всей Мордовии, но большинство населения разговаривает на русском языке. Основная религия населения – это православие, но ещё присутствуют молокане, лютеране и старообрядцы.

Внешность

Однозначно определить антропологический тип мордовцев невозможно: внешность отличается как у представителей мокши и эрзи, так и внутри народностей. В целом, мордва относится к европеоидам, среди них встречается субуральский и понтийский типы, часть характеристик сближает народ с древней Пьяноборской культурой.

Одежда


Национальная одежда мордовцев была выполнена в основном из белого сукна. Женский наряд состоял из прямой длинной рубахи, присобранной или опоясанной в талии специальным украшением из ткани и монет. Наряд дополнял передник из красной или синей шерсти с нагрудником или без него, поверх надевали кафтан без рукавов. Одежду богато украшали вышивкой, бусами, бисером, монетами, оторачивали мехом.
Головные уборы были разными: от русской сороки до национального подобия чалмы. Интерес представляют высокие головные уборы: для их создания вытянутую заготовку из осины обшивали тканью, после чего украшали вышивкой и бисером, а сзади выпускали полоску ткани.

Народ мордва

– многочисленный финно-угорский народ, который населяет центральную часть современной России. Представители этой народности являются коренным народом центральной России и одним из самых древнейших аборигенных этносов Восточной Европы. Общая численность представителей народа примерно 800 тысяч. Около 30% мордвы проживают в Мордовии, а вот остальная часть расселена в других областях России, особенно в Тамбовской, Самарской, Рязанской, Московской, Нижегородской и Пензенской областях. Этот народ возник в конце I тыс. до н. э. — начале I тыс. н. э.

Девушка мокша, девушка эрзя, мордвинская семья

Семейный уклад

У мордовцев господствовал традиционный патриархальный уклад. Жили преимущественно родовыми общинами, позже им на смену пришли соседские по 150-500 дворов. Во главе рода стоял старейшина, который руководил всеми хозяйственными и социальным вопросами.
Брачный возраст у мужчин и женщин отличался, обычно невесты были на 10-15 лет старше женихов. Это объяснялось тем, что родители держали девушек в хозяйстве подольше, лишние руки нужны были и в семьях мальчиков, поэтому часто случалось, что 23-25-летних невест выдавали замуж за 10-12-летних мальчиков.


Муж был главой семьи, однако роль женщины была более значимой, чем у соседских народов. Даже в религии практически все божества были женского пола, поэтому жен уважали и любили, к их мнению прислушивались.
В женщине ценились хозяйственность, бойкий нрав и способность к деторождению. Поэтому, если до брака у женщины появлялся ребенок, это было скорее плюсом и означало, что она способна рожать в будущем: препятствием к браку это не становилось. Привлекательными считались крупные женщины с толстыми ногами, поэтому девушек на выданье старались хорошо кормить, баловали нарядами и украшениями.

Характер

Основная черта характера мордовцев, которую отмечают и сами представители нации, и соседние народы — упрямство. Причем отмечалось это с положительной точки зрения: им была свойственна не твердолобость, а желание достигать в любой поставленной задаче результата. Вместе с тем отмечались такие черты характера, как гостеприимство, взаимовыручка, чувство собственного достоинства, вспыльчивость и желание лезть в драку.

Жилище

Традиционное мордовское жилище — двух- или трехсекционная деревянная изба, похожая на русскую. В древности помещение топили по-черному, во время розжига открывая двери или специальные дымовые окошки. Затем в обиход вошла печь, которую устанавливали в передней или задней части избы.
Селения мордовцев редко строились по плану, в основном расположение домов было хаотичным. Порой использовалась радиальная структура, когда жилища размещались вокруг озера или другого водоема. Общины в лесу были более скученными, на равнинах размещались на дальних друг от друга расстояниях.


В отличие от русских дворов, у мордвы дома располагались в центре участка. Если же их ставили у забора, то окна были обращены во двор. Среди хозяйственных построек обязательными были сарай, загон для животных, погреб с наземной надстройкой и баня. Летом, во время охоты, рыбалки или полевых работ, часто жили во временных неутепленных домах или зимовках.

Религия

  1. Варма-ава — покровительница ветра
  2. Вирь-ава — хозяйка леса
  3. Норов-ава — богиня урожая, поля
  4. Тол-ава — дух огня
  5. Ведь-ава — покровительница воды


Шаманов у мордовцев не было, а для проведения общинных ритуалов выбирался наиболее уважаемый старец, глава рода. Молились обычно в лесу или на краю деревни в специально отгороженном плетнем месте. Здесь размещались столбы, к которым привязывали жертвенных животных, ниша, куда сливалась их кровь, устанавливались вырезанные из дерева идолы. Была зона с котлами, в которой варилось после жертвоприношения мясо: его по окончании молитвы съедали все присутствующие.

Традиции


Известные мордовцы

Если говорить про мордовцев, как обитателей Мордовии, самым знаменитым жителем города Саранска недавно стал Жерар Депардье. После получения российского гражданства он почти сразу обзавелся пропиской в городе Саранске.



Много мордовский народ подарил миру и спортсменов. Среди них гимнастка Светлана Хоркина, олимпийские чемпионы по спортивной ходьбе Валерий Борчин и Ольга Каниськина, боксер WBC Олег Маскаев.


Национальными героями стали летчик Алексей Маресьев и защитник Брестской крепости Андрей Кижеватов. Ну а на весь мир прославилась супермодель Наталья Водянова, имеющая эрзянские корни.


Видео

Кол-во блоков: 18 | Общее кол-во символов: 17294
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

Читайте также: