Как восстановить права реестр

Обновлено: 02.07.2024

Шаг 1. Оцениваем потери

Второй вид — это правоподтверждающие документы, которые свидетельствуют о том, что объект недвижимости принадлежит определенному человеку (или нескольким лицам). В зависимости от периода оформления права собственности они могут различаться. Если сделка с недвижимостью была проведена до 31 января 1998 года, то отдельного документа на руках у владельца квартиры не будет: тогда штамп о государственной регистрации ставился на правоустанавливающем документе. Если квартира перешла в собственность с 31 января 1998 года по 15 июля 2016 года, то у хозяина должно быть свидетельство о регистрации права на специальном цветном бланке. А после этого периода право собственности стала подтверждать выписка из ЕГРН — справка на обычной бумаге, заверенная в Росреестре.

И, наконец, существует техническая документация. К ней относятся кадастровый и технический паспорта, а также справки, выданные в бюро технической инвентаризации (БТИ).

Шаг 2. Предпринимаем меры предосторожности

В жизни бывают разные ситуации. Документы можно забыть в общественном транспорте, утратить при пожаре. Кроме того, их могут испортить дети или, что гораздо хуже, украсть злоумышленники.

Если есть подозрение, что документы на недвижимость похищены, нужно незамедлительно обратиться в полицию и составить заявление о краже. Кроме того, необходимо действовать на опережение и не дать мошенникам воспользоваться украденными документами. Для этого собственнику следует наложить запрет на совершение любых действий с недвижимостью без его личного участия, подав соответствующее заявление в МФЦ или через личный кабинет на сайте Росреестра. Тогда никто, кроме владельца квартиры (даже при наличии доверенности), не сможет распорядиться его имуществом. После того, как документы на недвижимость будут восстановлены, можно со спокойной душой погасить ранее внесенную в ЕГРН запись о невозможности регистрации либо оставить ее неизменной.

Шаг 3. Восстанавливаем правоустанавливающие документы

Обращаемся в Росреестр

Если право собственности возникло после 31 января 1998 года, для восстановления документов следует обратиться в Росреестр. Сделать это можно несколькими способами: во время личного визита в территориальное подразделение организации или через МФЦ, по почте или через форму на официальном сайте Росреестра.

Дело в том, что договоры купли-продажи, долевого участия в строительстве, мены и т. д. оформляются в нескольких экземплярах. Один из них хранится в регистрирующем органе, еще два — у каждой из сторон сделки. При обращении в Росреестр собственник сможет получить повторный экземпляр подлинника, который имеет равную с ним юридическую силу.

Пакет документов включает соответствующее заявление, паспорт гражданина РФ, квитанцию об оплате госпошлины и копии утраченных бумаг (при наличии). По истечении пяти рабочих дней Росреестр предоставит собственнику запрашиваемый документ.

. или в другой регистрационный орган

До 31 января 1998 г. учетом жилых помещений и регистрацией договоров в отношении них занимались различные органы. Поэтому, если сделка была совершена до этой даты, собственнику необходимо обратиться в соответствующее учреждение, например, в районное БТИ. В нем можно запросить заверенную копию документов, хранящихся в архиве. В их числе — правоустанавливающие, правоподтверждающие, а также технические документы.

Для получения услуги понадобятся следующие бумаги: заявление, документ, удостоверяющий личность заявителя, и квитанция об оплате услуги. Ознакомиться с полным перечнем предоставляемых копий и сроками их изготовления можно на сайте районного БТИ, например, ГБУ МосгорБТИ.

Идем к нотариусу

До 01 марта 1996 года все сделки с недвижимостью подлежали обязательному нотариальному удостоверению. Впоследствии эта услуга стала опциональной. Однако процедура оформления наследства по-прежнему проходит через нотариуса. При этом нотариусы оставляют в делах конторы один экземпляр заверенных завещаний, договоров, свидетельств. Поэтому в случае утраты получить заверенные копии документов можно у нотариуса, который оформлял сделку или наследство.

Ищем продавца

Еще один экземпляр договора имеется у второй стороны сделки. Это может быть как физическое лицо, так и застройщик. Со второго экземпляра следует снять копию и нотариально заверить ее. Порой этот способ оказывается единственно возможным, если квартира была приобретена в период с 1996 по 1998 года, когда сделки уже не нужно было заверять у нотариуса в обязательном порядке, но они еще не подлежали государственной регистрации.

Шаг 4. Восстанавливаем правоподтверждающие документы

Выписка из ЕГРН актуальна лишь на момент ее выдачи. Поэтому заказывать новую выписку взамен потерянной (или взамен утраченного свидетельства о собственности) имеет смысл в том случае, если она необходима для совершения сделки здесь и сейчас.

Запросить данный документ владелец недвижимости может в любое время по своему желанию. Выписку из ЕГРН можно получить на бумажном носителе либо в электронной форме. В первом случае следует обратиться в МФЦ, во втором — воспользоваться сайтом Росреестра либо порталом Госуслуг. Электронный документ будет заверен усиленной электронной цифровой подписью.

- в случае признания сделки недействительной на основании статей 61.2 или 61.3 Закона о банкротстве

Согласно пункту 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Постановление Пленума ВАС РФ N 63) в случае признания на основании статей 61.2 или 61.3 Закона о банкротстве недействительными действий должника по уплате денег, передаче вещей или иному исполнению обязательства, а также иной сделки должника, направленной на прекращение обязательства (путем зачета встречного однородного требования, предоставления отступного или иным способом), обязательство должника перед соответствующим кредитором считается восстановленным с момента совершения недействительной сделки, а право требования кредитора по этому обязательству к должнику (далее - восстановленное требование) считается существовавшим независимо от совершения этой сделки ( абзац 1 пункта 4 статьи 61.6 Закона о банкротстве).

Кредиторы и иные лица, которым передано имущество или перед которыми должник исполнял обязательства или обязанности по сделке, признанной недействительной на основании пункта 1 статьи 61.2 , пункта 2 статьи 61.3 Закона о банкротстве и Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае возврата в конкурсную массу полученного по недействительной сделке имущества, приобретают право требования к должнику, которое подлежит удовлетворению в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о несостоятельности ( пункт 3 статьи 61.6 Закона о банкротстве).

Если денежное обязательство, на прекращение которого была направлена указанная сделка, возникло до принятия заявления о признании должника банкротом, требование кредитора по этому обязательству к должнику не относится к текущим платежам и такой кредитор является конкурсным кредитором должника, а его требование считается заявленным в установленный срок и подлежит включению в реестр требований кредиторов ( абзацы 1 и 2 пункта 4 статьи 61.6 Закона о банкротстве).

Аналогичные разъяснения содержатся в п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.04.2009 N 32 "О некоторых вопросах, связанных с оспариванием сделок по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

Таким образом, срок на обращение с требованием, установленный п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве должен быть соблюден как относительно самого факта обращения, так и возврата в конкурсную массу (должнику) полученного по недействительной сделке имущества.

Если кредитор заявит требование в реестр, при этом не исполнив свою обязанность по возврату имущества, то он не вправе рассчитывать на получение удовлетворения своего требования в составе третьей очереди. Данная позиция нашла свое отражение и в судебной практике (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.10.2017 N Ф04-4355/2017 по делу N А27-25403/2015, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.01.2016 N Ф09-2867/14 по делу N А76-21914/2013).

Исходя из буквального толкования положения п. 3 ст. 61.6 Закона о банкротстве, в случае оспаривания сделок контрагентов должника в банкротстве по основаниям Гражданского Кодекса РФ, в случае возврата в конкурсную массу полученного по недействительной сделке имущества кредиторы приобретают право требования к должнику, которое подлежит удовлетворению в порядке п. 2 ст. 142 Закона о банкротстве. Однако такое толкование представляется несправедливым, если речь идет о ничтожной сделке. Как следует из положений п. 2 ст. 61.6 Закона о банкротстве, п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ N 63- понижение в очереди происходит в первую очередь за умышленное совершение указанных сделок со стороны контрагента и, как следствие, нарушение прав других кредиторов. При оспаривании сделки на основании ст. 10 и 168 ГК РФ кредитор не просто знает о цели должника, он сам имеет целью причинить вред кредиторам. В соответствии с абз. 4 п. 29.5 Постановления Пленума ВАС РФ N 63 ничтожная сделка недействительна независимо от признания ее таковой судом, то и сроки для предъявления реституционного требования исчисляются по общим правилам. Как указал окружной суд в деле № А43-7799/2013 указал, что право кредитора на на предъявление спорного требования существовало независимо от судебного решения о признании договора уступки прав (требований) недействительным на основании статей 10 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, как ничтожной сделки, заключенной со злоупотреблением правом; наличие судебного акта, констатировавшего такого рода ничтожность, не влияет на исчисление срока закрытия реестра. При таких обстоятельствах требование кредитора не могло быть включено в реестр, а подлежало удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.12.2016 N Ф01-4321/2016, Ф01-4316/2016, Ф01-4320/2016 по делу N А43-7799/2013, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.11.2014 N Ф02-5184/2014 по делу N А74-1639/2011, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.03.2015 N Ф05-1389/2015 по делу N А40-122888/2011, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.05.2017 N Ф07-4938/2017 по делу N А56-49757/2011).

Однако не всякая ничтожная сделка влечет понижение очередности. Верховный суд РФ в деле N 310-ЭС15-50(3) оставил в реестре требование кредитора по ничтожной сделке. Предметом данного дела явился обособленный спор в рамках дела о банкротства, где рассматривался вопрос о включении в реестр требований должника задолженности по договорам займа. Между должником и обществом были заключены договоры займа, по условиям которых общество предоставило должнику денежные средства. Впоследствии, между обществом (цедент) и компанией (цессионарий) были заключены договоры уступки прав требования долга (цессии), согласно которым цедент уступил, а цессионарий принял право требования к должнику по договорам займа в полном объеме, включая основной долг, проценты и договорные пени. С данными требованиями компания была включена в третью очередь реестра требований кредиторов должника. В дальнейшем договоры уступки прав требования долга были признаны недействительными, и общество, в порядке применения правил реституции, восстановило свои первоначальные требования к должнику. Суд округа отметил, что судами нижестоящих инстанций не учтено, что сделки по отчуждению права требования к должнику по договорам займа в пользу компании признаны недействительными не только по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 61.2 Закона о банкротстве, но и признаны ничтожными на основании статей 10 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению суда округа, общество должно было знать о ничтожности названных договоров, а потому не было лишено возможности заявить свои требования к должнику до закрытия реестра. Верховный суд, отменяя постановления суда округа, обратил внимание, что ссылаясь на ничтожность договоров цессии по основаниям статей 10 и 168 ГК РФ, суд округа не учел, что признанные недействительными в рамках другого дела, не являлись сделками должника либо сделками, совершенными за счет должника. В связи с чем констатация факта об их совершении при наличии признаков злоупотребления правом не имеет правового значения при разрешении настоящего обособленного спора.

Поскольку компания своевременно обратилась с требованием о включении задолженности в реестр и это требование включено в реестр требований кредиторов должника, последующее признание недействительными сделок, на основании которых компания приобрела право требования к должнику по договорам займа, и восстановление этого права во исполнение определения суда за обществом, по сути, свидетельствует о наличии оснований для замены кредитора в реестре. Поэтому такая замена не нарушает права должника и других его кредиторов, учитывая и тот факт, что наличие задолженности по договорам займа никем не оспаривается и не опровергается.

- по регрессным требованиям у кредитора возникает право на подачу заявления о включении в реестр в течение двух месяцев со дня возникновения права на регресс

Действуя разумно и добросовестно, банк-гарант, при получении первого требования бенефициара обязан - как добросовестный участник гражданского оборота - в разумный срок исполнить требования бенефициара и в этом случае имеет возможность в двухмесячный срок заявить о включении своего требования в реестр требований кредиторов должника. При установлении фактических обстоятельств дела, суды исследуют доказательства гаранта о своей добросовестности, в связи с чем, обоснованно применяют правовой подход, согласно которому требование добросовестного гаранта считается заявленным в установленный Законом о банкротстве срок, если оно предъявлено в течение двух месяцев со дня возникновения права на регресс (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2017 N 07АП-11875/16(6) по делу N А45-8988/2015).

Однако, когда гарант необоснованно отказывает бенефициару в выплате ему денежных средств по банковской гарантии, и выплата осуществляется только после разрешения соответствующего судебного спора, дата платежа не может свидетельствовать о начале течения срока для предъявления требования кредитора в реестр. В том случае, если банк отказывает бенефициару в выплате, в результате чего принципал вынужден обращаться в арбитражный суд с с требованием о взыскании, наступление негативных последствий для кредитора обусловлено собственным поведением, выразившемся в длительном неисполнении требований бенефициара по выплате гарантий без каких-либо объективных причин и оснований для невыплат банковской гарантии (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2016 N 17АП-4879/2016-ГК по делу N А60-52153/2014).

Суды, признавая требования банка- гаранта обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами третьей очереди реестра, учитываю обстоятельства дела, указывающие на исполнение обязанности по выплате банком гарантии в принудительном порядке по решению суда, а не после получения повторного заявления о выплате. Уклонение банка от добровольного исполнения принятых на себя обязательств нельзя признать добросовестным, в связи с чем суды констатируют пропуск срока на заявление требований о включении в реестр должника ( определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.07.2017 года N 307-ЭС17-8743).

- недобросовестное поведение конкурсного управляющего является основанием для восстановления срока на включение в реестр.

Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

В силу пункта 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны ( пункт 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В деле А65-715/2014 при рассмотрении кассационный жалобы кредитора на определение суда об отказе во включении в реестр, окружной суд установил, что недобросовестные действия конкурсного управляющего и третьего лица, обязанного передать имущество должнику в результате признания сделки недействительной, выразившиеся в неуведомлении кредитора (банк) о передаче залогового имущества должнику, не являются разумным и ожидаемым поведением лица, которое имеет намерение поступить добросовестно и разумно. Банк указывал, что, не являясь стороной признанной недействительной сделки, действуя добросовестно и разумно, имел возможность узнать о возврате спорного (заложенного) имущества должнику лишь из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которые являются открытыми для всех. С учетом положений пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 58 "О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований залогодержателя при банкротстве залогодателя" установление статуса залогового кредитора в любом случае связано с фактическим наличием имущества в конкурсной массе должника в натуре, то есть с возвратом объектов недвижимости должнику третьим лицом. Также указывал на невозможность своевременного включения в реестр его требований, обеспеченных залогом объектов недвижимости, при отсутствии в натуре данного имущества в конкурсной массе должника. Судебная коллегия кассационного суда посчитала, что неуведомление Банка о факте передачи имущества конкурсным управляющим и третьим лицом, а также подача третьим лицом заявления о включении в реестр требований кредиторов должника после истечения двухмесячного срока с даты передачи имущества должнику и с даты вступления в законную силу судебного акта об обязании третье лицо вернуть в конкурсную массу должника имущество не является разумным и ожидаемым поведением лица, которое имеет намерение поступить добросовестно и разумно. Окружной суд сделал вывод, что последствия совершения недобросовестных действий, с нарушением обязательных требований законодательства и в ущерб в данном случае банку должно нести то юридическое лицо, которое недобросовестно действовало при совершении таких действий, а не пострадавший (банк) в результате неразумного поведения контрагентов по сделке. Согласно судебной арбитражной практике, сложившейся при рассмотрении подобных дел, необходимо также учитывать, что суды не должны противопоставлять интересы лица, передавшего свое имущество в залог, интересам добросовестного кредитора, надлежащим образом исполнившего свои обязательства по кредитным договорам и не получившим исполнение со стороны как должника, а также исполнившим обязанности по проверке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о переходе прав на спорное недвижимое имущество к должнику от кредитора (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.04.2017 N Ф06-15843/2013 по делу N А65-715/2014).

Кроме того, полагаю, что есть еще случаи, когда возможно восстановление срока на включение в реестр, например абз. 4 п. 18 ПП ВАС РФ от от 22.06.2012 N 35, абз. 3 п. 6 ст. 61.16 Закона о банкротстве.

Потеря водительского удостоверения – серьезная неприятность, поскольку получение нового документа связано с немалыми хлопотами. Водители со стажем хорошо помнят, каких волнений это стоило ранее. В настоящее время процедура отлажена, поэтому любые опасения оказываются сильно преувеличенными.
Следует помнить, что утеря водительского удостоверения не равносильна лишению права управлять автомобилем. Утерянный документ отнимает у водителя только возможность продемонстрировать это право сотруднику ГИБДД. Кодекс административных правонарушений трактует данные явления по-разному.

Утеря прав: что делать, если остановил инспектор ГИБДД

Вообще, перед каждой поездкой на автомобиле желательно убедиться, что все документы при себе. Большинство водителей вспоминают об этом только при необходимости, которая почти всегда возникает в связи с требованием сотрудника ГИБДД. И если обнаруживается, что права пропали, появляются проблемы. Что же делать, если автолюбитель потерял права?

Здесь возможны несколько вариантов развития событий.

  • В первую очередь инспектор обязан установить личность водителя, для чего будет затребован паспорт. Другой документ заменить его не может. При отсутствии паспорта инспектор вправе эвакуировать автомобиль на штрафную стоянку, а водителя задержать на три часа в отделении полиции до выяснения личности. Часто инспекторы разрешают привезти паспорт родственникам, знакомым.
  • Следующим этапом сотрудник ГИБДД запрашивает базу данных на наличие водительского удостоверения у задержанного лица. Если получен положительный ответ и права действительны, правонарушение попадает под действие части 2 статьи 12.3 КоАП РФ, согласно которой предусмотрено наложение штрафа в размере 500 руб. или вынесение предупреждения. Когда права просто оставлены дома, и родственники в течение 30 минут смогли их привезти, а неоплаченные штрафы отсутствуют, все может закончиться предупреждением. Но это в теории. На практике все решает инспектор. Если быстро предоставить документ не удастся, придется заплатить штраф 500 руб. вне зависимости от того, забыты права или утеряны. Первый штраф не освобождает от последующих взысканий, штрафовать могут столько раз, сколько остановят.

Что важно знать

В приведенной ситуации право управлять автомобилем подтверждается информационной базой ГИБДД. В этом случае ни отстранения от управления, ни эвакуации транспортного средства на штрафную стоянку не предусматривается. Но тут существуют особенности. Если от подачи заявления до получения готового удостоверения проходит какое-то время, на этот период выдаются временные права, поскольку старый документ с момента регистрации заявления теряет юридическую силу. Это сделано для исключения злоупотреблений со стороны мошенников, которые знают, что делать для получения выгоды, если им в руки попадает утерянное водительское удостоверение.

А если нет разрешения и дубликата прав?

  • Случается, что водитель подал заявление и сел за руль, не успев получить ни временного разрешения, ни дубликата. Например, не захотел платить госпошлину за временное разрешение в размере 800 руб., хотя она лишь немного превышает сумму штрафа. Тогда это считается вождением с аннулированными правами, и в данном случае право управления считается утраченным. За такое деяние предусмотрен более серьезный административный штраф, размер которого колеблется от 5 до 15 тыс. руб. Вдобавок, согласно статье 27.13 КоАП, водитель отстраняется от управления, автомобиль эвакуируется на штрафную стоянку. Освободить от наказания могут только чрезвычайные обстоятельства, например, пожар на месте стоянки автомобиля, который вынуждает экстренно отогнать авто подальше.
  • Если заявление о потере водительского удостоверения не подано, и утерянные права сохраняют юридическую силу, все ограничится штрафом в 500 руб. и потерянным временем, потому что на запрос инспектора придет ответ о наличии действительного водительского удостоверения.

Восстановление водительских прав после их потери

Если автолюбитель потерял права, что же ему делать? Как их восстановить в 2021 году? Для этого необходимо обратиться в отделение ГИБДД.

Пакет документов содержит только три наименования:

1. Заявление на восстановление водительского удостоверения.
2. Паспорт.
3. Квитанцию об уплате госпошлины.

Сдавать экзамены не нужно, медицинская справка не требуется.
И здесь есть своя особенность.

При подаче заявления может быть затребована объяснительная, где указываются обстоятельства утери. Если потребуются дополнительные проверки, для проведения которых необходимо время, срок выдачи нового удостоверения растягивается. На этот период выдается временное разрешение.

Затем следует сфотографироваться и получить новые права. Процедура обычно занимает не больше часа с учетом времени на фотографирование. Это если нет очередей. Когда желающих много, в ожидании можно провести и весь день. Чтобы избежать потерь времени, лучше записаться на прием заранее.

Размер госпошлины

Госпошлина при получении документа уплачивается в следующих размерах:

  • пластикового удостоверения – 2 000 руб.;
  • международного удостоверения – 1 600 руб.;
  • временного разрешения – 800 руб.

Услуга по выдаче новых прав предоставляется бесплатно, госпошлина взимается за оформление и не зависит от типа документа – дубликата или нового водительского удостоверения. При подаче заявления через Госуслуги предоставляется скидка в размере 30 %, тогда удостоверение на пластиковой основе обойдется в 1400 руб.

Как оплатить госпошлину

Госпошлину можно оплатить следующими способами:

  • через кассу или банковский терминал непосредственно в ГИБДД;
  • банковским переводом, при совершении которого не исключена комиссия;
  • при помощи терминалов в торговых центрах и других общественных местах;
  • посредством почтового перевода;
  • через платежные онлайн-сервисы, при этом взимается комиссия;
  • через портал Госуслуг, в данном случае предоставляется скидка.

После оплаты необходимо распечатать подтверждающий документ или получить бумажный чек по месту платежа наличными деньгами.

Способы подачи заявления о потере и восстановлении водительских прав

a-man-shows-a-driver-s-license-to-a-policeman-businessman-looking-at-the-camera.jpg

Существует несколько вариантов подачи документов в регистрационно-экзаменационное отделение ГИБДД:

  • личное присутствие;
  • обращение в МФЦ;
  • через портал Госуслуг.

При обращении в МФЦ все происходит по тому же сценарию, что и в ГИБДД. Пишется и принимается заявление, на месте производится фотографирование, снимается копия паспорта, затем выдаются новые водительские права. Увеличивается время получения, поскольку оно дополнительно затрачивается на коммуникацию между МФЦ и ГИБДД.

Наиболее предпочтительный способ – через Госуслуги.

Электронное водительское удостоверение

Электронная версия документа будет храниться в базе данных ГИБДД и в смартфоне владельца в виде QR-кода. Она считывается специальными сертифицированными электронными устройствами, имеющимися у инспекторов. В специальном приложении доступна информация о ПТС, полисе ОСАГО, другие полезные сведения. Существует возможность распечатать и возить с собой бумажную копию. Желающие могут получить права и в виде пластикового, и в виде электронного документа одновременно.
Такое водительское удостоверение сулит массу удобств. Его невозможно потерять, не надо носить с собой, оно не способно испортиться. Нет необходимости никуда ездить, чтобы получить новые права взамен просроченного удостоверения, замена занимает несколько минут, все делается со смартфона. Стоимость услуги пока не определена. Предполагается, что электронные водительские права будут стоить дешевле.

Мужчина с лупой

Потеря документов на недвижимость – дело всегда неприятное и хлопотное. Но не все так катастрофично. Эксперты рассказали сайту РИА Недвижимость, где можно восстановить необходимые бумаги и что делать, если документы были украдены.

Куда обращаться, если государственные органы отказываются/не могут выдать необходимый документ или гоняют из одной инстанции в другую?

Если государственные органы необоснованно отказывают в выдаче документов, отсылают в другие учреждения и не проявляют никакой активности по вашему вопросу, следует обращаться в вышестоящие инстанции, осуществляющие надзор в этой сфере. В целях экономии времени собственники могут одновременно обратиться сразу в несколько инстанций, где могут храниться документы, увеличив тем самым вероятность положительного исхода.

Так, на территории Новой Москвы на сегодняшний день существует проблема с передачей документов местными администрациями в департамент городского имущества.

В крайнем случае, существует возможность судебного оспаривания отказов. В суде фактический собственник вправе также установить факт владения и пользования данным имуществом на праве собственности в целях регистрации этого имущества при условии, что утерянный документ не может быть восстановлен в ином порядке.

В государственные органы граждане обращаются в письменном виде, и если по каким-то причинам государственный орган не может выдать необходимые в документы, то он предоставляет письменный мотивированный отказ с подробным описанием причин, в том числе, если государственному органу необходимы какие-то дополнительные справки.

Что следует знать о тонкостях, которые касаются восстановления документов, выданных до 1998 года (когда начал действовать Закон о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним)? Где можно получить данные о старых документах?

Сделки и договоры, касающиеся объектов недвижимости до 1998 года, регистрировали в БТИ или в местной администрации.

Что касается земельных участков, то документы регистрировали в местном земельном комитете. Единого порядка при совершении регистрационных действий не было. Соответственно, если новые документы не оформлялись, запросы нужно направлять в БТИ и местную администрацию.

Что делать, если утрата документов произошла в результате квартирной кражи? Что нужно сделать, чтобы злоумышленники не смогли осуществлять какие-либо операции с недвижимостью?

О краже нужно заявить в полицию. Злоумышленникам вряд ли удастся совершить операции с недвижимостью, имея подлинники документов.

Строительство жилья

В этом случае, важно понимать: все документы, тем или иным образом относящиеся к земле, принято делить на две категории - правоустанавливающие и правоподтверждающие (правоудостоверяющие). Принципиальная разница заключается в том, что первые выступают в качестве "первоисточников", и это первичное основание для государственной регистрации прав на землю.

К таким документам относятся, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции. Это может быть постановление о предоставлении участка местных властей, которые были наделены данной функцией в свое время, либо свидетельство на землю старого образца или же акт, выданный земельным комитетом. При утрате, гибели, документов-оснований возникновения прав, необходимо обратиться в соответствующий орган, выдавший такой документ, с заявлением о выдаче копии/дубликата. В качестве альтернативы можно обратиться в местный архив данных, где хранятся все дубликаты первоначальных документов. Предложенный путь решения вопроса особенно актуален для документов, выданных до 1998 года.

В большинстве случае право собственности на землю у граждан возникает в результате наследования. При утрате обязательно стоит восстановить также свидетельство о праве на наследство, обратившись к нотариусу, выдавшему первоначальный документ.

Куда обращаться, если потерял разрешение на строительство на загородный дом или кадастровый паспорт? Нужно ли будет заново приглашать кадастрового инженера? И сколько за все это платить?

При утрате разрешения на строительство целесообразно обратиться с заявлением о выдаче дубликата в Комитет государственного строительного надзора города Москвы, либо в местные администрации в соответствующих муниципальных образованиях. По заявлению собственника дубликат выдадут бесплатно в срок не более 30 дней. При восстановлении разрешения государственная пошлина не предусмотрена.

Государственная пошлина за кадастровый паспорт составит 200 рублей. Приглашать кадастрового инженера не нужно.

Запросить технический паспорт нужно в территориальном бюро технической инвентаризации (БТИ). В Москве за этим документом следует обращаться в МФЦ. Восстановить документ можно в срок не более 10 дней.

В принципе восстанавливать техпаспорт не обязательно. Он нужен далеко не всегда, только при сделках с особыми условиями, например, если квартира приобретается в ипотеку. Его может потребовать банк, выдающий кредит. Иногда техпаспорт могут потребовать органы опеки и попечительства, если сделка нуждается в их одобрении. Для обычного владения квартирой техпаспорт вообще не нужен.

Заказ технического паспорта возможен как с выходом техника, так и без. В первом случае документ готовится по итогу обмеров, во втором - распечатывается с планировкой из базы данных и выдается заявителю.

Цена технического паспорта, изготавливаемого в БТИ по Москве, составляет порядка 2,3 тысячи рублей, в области и регионах стоимость может отличаться.

Важно: если ранее в отношении объекта недвижимости проводились кадастровые работы и результат учтен Росреестром, повторный выход инженеров не требуется.

Если собственник потерял или утратил свидетельство о праве собственности на квартиру, а ему нужно совершать какую-то операцию с недвижимостью, то где ему восстановить документы?

Утрата свидетельства о регистрации права на недвижимость - не самая большая проблема, с которой может столкнуться владелец жилья. Процесс восстановления документов значительно упрощает процесс создание Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

Напомним, что с июля 2016 года прекращена выдача свидетельств о государственной регистрации прав, в том числе повторных. Государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимость удостоверяется одним документом - выпиской из ЕГРН.

Собственнику достаточно обратиться в МФЦ, либо в Росреестр за получением выписки. Для удобства правообладателей существует и электронный сервис заказа, доступный на сайте Росреестра.

Выписка из ЕГРН заменяет несколько видов бумаг на недвижимость, в том числе свидетельство и кадастровый паспорт, упраздненный с 1 января 2017 года. Стоит помнить, что сведения реестра считаются актуальными только на момент их предоставления.

Срок изготовления выписки непосредственно через офисы Росреестра составляет три рабочих дня, и чуть больше - пять рабочих дней, через МФЦ. Стоимость выписки варьируется от 250 рублей (электронный формат) до 750 рублей, в зависимости от полноты запрашиваемых сведений.

Если понадобится восстановить правоустанавливающий документ (договор дарения, купли-продажи и так далее), необходимо сделать запрос в территориальный офис Росреестра на предоставление заверенной копии. Там же хранятся сведения о договорах долевого участия и участия в приватизации.

Кстати, если договор купли-продажи оформлялся при помощи нотариуса, то копию соглашения можно получить и у него. Также к нотариусу стоит обратиться, чтобы получить утраченное свидетельство о праве на наследство.

Читайте также: