Как воспитание отразилось на взглядах наследника павла 1

Обновлено: 24.04.2024

Павел Петрович , сын великого князя Петра Федоровича ( Петра III )
и его супруги Екатерины Алексеевны ( Екатерины II ) ,
родился в Санкт-Петербурге 20 сентября 1754 года .
Появление на свет будущего императора произошло в Летнем дворце,
на месте которого Павлом Петровичем сооружен Михайловский замок , известный также под именем Инженерного .

Императрица Екатерина II в своих „ Записках " пишет, что она с супругом возвратилась из Петергофа в августе месяце в город и поселилась
в Летнем дворце.

"Я была чрезвычайно огорчена, узнавши, что для родин мне отвели комнаты рядом с покоями императрицы и составлявшими продолжение их.
Это были две комнаты, как все в Летнем дворце , печальные,
с одним выходом, плохо убранные пунцовою камкою
(Прим. – " шелковая узорчатая ткань "),
почти без мебели и без всяких удобств.
Я увидела, что буду в них в полном одиночестве, без всякого общества, несчастная, как камень.
В среду я должна была перейти в эти комнаты, находившиеся очень далеко от комнат великого князя.
Во вторник вечером я легла в постель и ночью проснулась от болей.
Я очень страдала, наконец, на другой день, около полудни,
я родила сына.
Только что спеленали его, явился, по приказанию императрицы Елизаветы , её духовник и нарек ребенку имя Павла , после чего Государыня тотчас велела бабушке взять его и нести за собою.

На шестой день происходили крестины моего сына.
Он уже едва было не умер от молочницы, я должна была украдкой наведываться об его здоровье, ибо просто послать спросить—значило бы усомниться в попечениях императрицы и могло быть очень дурно принято.
Она его поместила у себя в комнате и прибегала к нему на каждый его крик. Излишними заботами его буквально душили.
Он лежал в чрезвычайно жаркой комнате, в фланельных пеленках,
в кроватке, обитой мехом черных лисиц;
его покрывали одеялом из атласного пике ( Прим. – " ткань, трикотажное полотно, вырабатываемое из хлопчатобумажной пряжи или химических волокон сложным переплетением .")
на вате, а сверх этого, еще одеялом из розового бархата, подбитого мехом черных лисиц.
После я сама много раз видела его таким образом укутанного,
пот тек у него с лица и по всему телу, вследствие чего, когда он вырос, то простужался и заболевал от малейшего ветра.
Кроме того, к нему приставили множество бестолковых старух
и мамушек, которые своим излишним и неуместным усердием причиняли ему несравненно больше физического и нравственного
зла, нежели добра".

Несмотря на большой штат прислуги, присмотр за великим князем был
не особенно хорош. Раз поутру его не нашли в колыбели, и оказалось,
что он ночью упал на пол, где преспокойно спал.
Посещений Елизаветы новорожденный боялся, так как няньки запугивали его именем императрицы.
Состоявший при нем доктор Кондоиди ежедневно доносил о его здоровье.
Так, 25 мая 1755 года писал: " Великий князь опочивал сладко и спокойно
и пробудился весел. Кушать изволил иной день больше, иной меньше, молочной кашицы и, следственно, благословением Всемогущего,
в вожделенном находится здравии ".
Кроме нянек к новорожденному были приставлены граф Скавронский
и Б ехтиев , при которых он и начал учиться грамоте, закону Божьему
и арифметике.
В 1760 г. для него специально был напечатан учебник —
"Краткое понятие о физике",в котором был помещен ряд статей
о свете, небе и о телах небесных, о земном шаре, о натуральной
истории и о самом Создателе натуры.
Кроме того, для великого князя был напечатан особый календарь
с картами России, а для того, чтобы заставить вести себя хорошо
и заниматься прилежнее, печатали особые ведомости о нем,
где под заголовком "Из Петербурга" сообщали сведения о его
поведении и учении и давали ему их для прочтения, уверяя, что
эти Ведомости посылаются в Европу.

В июне 1760 г. главным воспитателем был назначен при
Павле Петровиче граф Никита Иванович Панин , который
в первое время не сумел расположить к себе сердце своего воспитанника, но, позднее, Павел ближе сошелся с Паниным,
горячо его любил и горько оплакивал его кончину.
Чувствуя приближение скорой кончины, императрица Елизавета Петровна просила Петра III заботиться о сыне, оказывать ему любовь
и ласку. Однажды, придя на половину сына, Петр Федорович
поцеловал его и сказал: " Из него выйдет добрый малый.
На первое время он может оставаться под прежним присмотром,
но скоро я устрою его иначе и озабочусь лучшим его военным воспитанием, вместо теперешнего женственного ".
А другой раз, присутствуя по просьбе графа Панина на экзамене сына Государь заметил: — "Г оспода, говоря между нами, я думаю, что этот плутишка знает эти предметы лучше нас! "
И после посещения экзамена восьмилетнего наследника решил наградить его званием капрала гвардии, но Панин упросил этого не делать, так как это даст великому князю думать, что он старше своих лет.

С вступлением на престол Екатерины II положение её сына
не изменилось, хотя она и оказывала ему внимание и июле 1762г. произвела Павла Петровича в полковники лейб-кирасирского полка, который был назван его именем, а 29 декабря того же года был дан следующий указ Сенату: " Ревностное и неутомимое попечение наше
о пользе государственной и о принадлежащем к ней, между иным, цветущем состоянии флота нашего, желая купно (Прим.- " вкупе ")
с достойным в том подражании блаженной и бессмертной памяти деду нашему Государю Императору Петру Великому верить еще при нежных младенческих летах, во все любезнейшего сына и наследника нашего. Цесаревича и Великого князя Павла Петровича , Всемилостивейше определяем мы его Императорское Высочество
в наши Генерал-Адмиралы ".
Кроме того, Павлу Петровичу , как герцогу Голштинскому, было предоставлено право подписывать грамоты на пожалование ордена
св. Анны, по назначению Государыни.

Императрица Екатерина , желая дать хорошее образование своему сыну, думала пригласить в Россию известного энциклопедиста Даламбера,
но эта попытка окончилась неудачей, и руководство воспитанием осталось в руках Н.И. Панина, при котором были назначены следующие преподаватели: Т.И. Остервальд читал историю, географию и языки русский и немецкий, С.А. Порошин—арифметику и геометрию; архимандрит Платон —Закон Божий; Ф.И. Эпикус —физику и астрономию.
Кроме этих лиц, при нем состояли учителя рисования, танцев, фехтования, музыки и актер Болич, обучавший Павла Петровича декламации. Граф Панин, постоянно отвлекаемый заботами
по Иностранной коллегии, предоставил первое место своему помощнику - подполковнику Семену Андреевичу Порошину, человеку чрезвычайно образованному, прекрасно знавшему иностранные языки, математику
и принимавшему деятельное участие в литературе.
Порошину, когда он был приглашен в кавалеры к Павлу Петровичу, было 21 год, он горячо привязался к ученику,не отходил от него ни на шаг, стараясь вселить питомцу своему любовь к отечеству и всему русскому.
В своем известном дневнике Порошин изо дня в день отмечал все поступки маленького Павла . Павел десяти-двенадцати лет охотно занимался с Порошиным математикой и любил читать.
Во время обеда, когда обыкновенно приходил его воспитатель Никита Иванович Панин, за столом шел интересный и часто серьезный для лет Павла разговор, умело поддерживаемый Паниным.
К сожалению, другие служебные обязанности отвлекали Панина
от должности воспитателя, да и обращался он с Павлом сухо и несколько свысока, что значительно парализовало влияния воспитателя
на воспитанника.
Пока Порошин состоял при Павле Петровиче , что продолжалось целых 3,5 года, учебные занятия великого князя шли не без успеха.
Иначе пошло дело, когда в начале 1766 г. последовало удаление Порошина, главным образом, потому, что императрица узнала
о веденном им дневнике, где записывались, между прочим, интимные события придворной жизни.
После удаления Порошина наибольшее влияние на дело воспитания наследника имел Остервальд, главные заботы которого заключались
в увеселении Павла Петровича , по предложению этого наставника
" на половине великого князя всякую неделю два раза были куртаги
( Прим.- "приём, приёмный день в царском дворце" ), дабы публика
его узнавала, и он б к обхождению привыкал ".

1767 год был неблагоприятным для здоровья Павла Петровича ,
он сильно хворал, хотя болезни и не оставили разрушительных следов
на его организме.
Когда Павлу минуло 14 лет, то по воспитательному плану Панина
настало время " учинить особливое рассуждение, каким способнейшим образом приступить к прямой государственной науке, т.е. к познанию коммерции казенных дел, политики внутренней и внешней, войны морской и сухопутной, учреждений мануфактур, фабрик и прочих частей, составляющих правление государства, его силу и славу монарха ".
Но из этого ничего не вышло, так как Григорий Николаевич Теплов,
хотя и очень образованный человек, отнесся к возложенной на него задач без сознания важности порученного ему дела.
Зато, благодаря урокам Левека, Николаи и Леферньера великий князь Павел прекрасно познакомился с сокровищами европейской литературы и получил основательные познания в французской словесности.
Приезд в 1770 г. принца прусского Генриха, с которым сблизился Павел Петрович , увлеченный его рассказами о военных доблестях короля прусского Фридриха II, подобно своему отцу— Петру III , стал стремиться ввести прусские порядки и подражать всем Фридриху II, что нашло себе осуществление в Гатчине, после его женитьбы.
Это произошло, быть может, отчасти от того, что юного Павла Петровича удаляли от всего связанного с военным бытом.
Только к нему, как Генерал-Адмиралу флота, каждую субботу, кроме летних месяцев, являлся на ординарцы с рапортом офицер Морского корпуса, находившегося в Кронштадтe. Павел Петрович проводил свое время постоянно среди взрослых, и только к обеду или на короткое
время между уроками приходили к нему для игр такие же юные
кн. Д. Б. Куракин и гр. Л. К. Разумовский.
На этом детство Павла закончилось … к его Юности мы вернёмся позднее…

Император Павел I вошел в историю России как странный император, император чудак. На самом деле это не так, но оставим политику и просто обратимся к жизни семейной Романовых того времени. Царская семья в XVIII веке была немногочисленной, а к XIX веку настолько разрослась, что насчитывала более сотни человек и все это потомки императора Павла и его жены, Марии Федоровны. Мария Федоровна родила мужу 10 детей. Двое сыновей Павла I стали императорами и оба при не совсем обычных обстоятельствах. Дочери же тоже получили короны тех или иных государств. У каждого была своя судьба, но всему этому предшествовало детское воспитание, которое было лучшим по тем временам.


Императорская семья изображена на фоне Павловского парка. Справа на заднем плане виден фасад Павловского дворца, обращенный к реке Славянке. На картине слева направо изображены: великий князь Александр Павлович в мундире Лейб-Гвардии Семеновского полка, опирающийся на пьедестал с бюстом Петра I, рядом с ним стоит великий князь Константин Павлович в мундире Лейб-Гвардии Конного полка; дальше прислонился к коленям матери-императрицы Марии Федоровны маленький великий князь Николай Павлович. За фигурой сидящей императрицы стоит великая княжна Екатерина Павловна, а в центре композиции, за арфой изображена великая княжна Мария Павловна. За ней в тени деревьев находится колонна с бюстом умершей в младенчестве великой княжны Ольги Павловны. Далее, опершись на колени императора Павла I (в мундире Преображенского полка), стоит младшая дочь - великая княжна Анна Павловна. У подножия кресла на земле сидит ребенок - великий князь Михаил Павлович. У правого края картины стоят великие княжны Александра и Елена Павловны. Кюгельген работал над портретом в 1799-1800



Мария Федоровна никогда не забывала, что растит не просто девочек, но возможных будущих королев. В воспитательницы им она выбрала прибалтийскую немку Шарлотту фон Ливен, очень дисциплинированную. Да и сама подавала пример немецкой дисциплины своим дочерям. Девочек будили в шесть утра, после чего они под руководством матери навещали оранжерею (наглядный урок ботаники), птичник (урок зоологии и, в какой-то степени, скотоводства). Прогулки по парку Павловского дворца, уроки языков, танцев, музыки. А также, по возможности, и серьезных наук. Мальчики обучались военному делу, стратегии и тактике, изучали матемактику и другие точные науки. Подъем ранним утром, пешие и верховые прогулки, обеды, ужины, начинавшиеся в одно и то же время, спектакли и вечерние собрания - все это подчинялось строгому этикету и шло по раз и навсегда установленному императором порядку.










И во всем этом распорядке дня обязательно отводилось время и для прекрасного - для литературы и искусства. Великие князья и великие княжны брали уроки рисования и рисовали очень и очень неплохо. Сюжеты совсем простые - или архитектурые пейзажи или же природа. Мальчики конечно же изображали что-то из военной тематики. А что у них получалось смотрите ниже.

При таких обстоятельствах появился на свет великий князь Павел Петрович — будущий Павел I, долгожданный ребенок, рождение которого знаменовало собой грядущее прекращение дворцовых смут и наступление устойчивости престолонаследия — при условии, конечно, что младенец выживет.

Появление на свет Павла стало важнейшим событием, ибо после Петра I русские императоры не имели детей и по кончине каждого правителя в государстве начинались разброд и смута. Рождение царевича — любого, лишь бы был, — возвещало появление шанса на установление некоторой стабильности.

М. В. Ломоносов откликнулся на событие стихами:

Под славным Скипетром Твоим, Елизавета,

К блаженству Росского не доставало света,

В потомках оного наследия Петру.

Сего все подданны в усерднейшем жару,

Сего единого чрез девять лет желали,

И гласы к Вышнему и очи возвышали.

Сей глас, Монархиня, с Твоим соединенный,

Достигнул к небесам, и Бог им преклоненный

Возвеселил Петров благословенный дом

И с ним Россию всю желаемым плодом.

Естественно, что радостное событие отметили — небывало долгой чередой праздников, продолжавшихся почти полтора месяца.

Павел появился на девятом году брака своих родителей. Это обстоятельство, а также широко известное любвеобилие его матери, сопроводило его рождение нелестными слухами. Молва твердила, что великий князь Петр Федорович, супруг Екатерины, к рождению ребенка причастен не был. На тайну рождения сына намекала в мемуарах и сама Екатерина, тридцать четыре года занимавшая престол, на котором должен был бы сидеть Павел, и будущие историки, и даже некоторые члены царской семьи ей поверили.

Эти слухи и намеки отравили впоследствии Павлу жизнь, породили тяжелые комплексы, не лучшим образом повлиявшие на его характер и царствование.

И хотя свечку Екатерине, конечно, никто не держал, рискнем утверждать, что с рождением Павла действительно связана тайна. Это была страшная тайна Екатерины, которую она всячески старалась скрыть: настоящим отцом Павла был именно Петр III, и законное рождение давало Павлу все права на российский престол, занятый его матерью. Хотя закон о престолонаследии, введенный Петром, и обязывал принимать в качестве государя любое назначенное императором лицо, всем же было понятно, что, будь у царя-преобразователя сын, такой закон не понадобился бы. Сын наследует отцу — что может быть проще и естественнее?

Сам Петр Федорович, довольно недвусмысленно открестившийся от второго ребенка своей жены — дочери Анны, родившейся в 1759 году и почти сразу умершей, от Павла никогда не отказывался, признавал его своим сыном и при рождении, и позднее. Убеждает и несомненное сходство двух монархов. Оба были невысокого роста, щуплые, узкогрудые (при росте в 170 см Петр III носил 44-й размер одежды и 90-й — головных уборов). Судя по портретам, у них схожая форма черепов, характерная посадка головы, одинаковая ямочка на подбородке. Современники писали о сиплом голосе Петра III и его отрывистом смехе — эти особенности Павел тоже унаследовал, а потом передал своему второму сыну — Константину.

Конечно, портили отношения матери и сына и различия во взглядах, и подспудное политическое соперничество (Павел, как магнит железные опилки, притягивал к себе всех недовольных), но все же напряжение в их отношениях возникло лишь с годами.

Но пока стоял сентябрь 1754 года и крохотный Павел лишь появился на свет.

поняла: когда через несколько дней после рождения долгожданный наследник едва не умер от молочницы. Екатерина оставалась ей нужна как потенциальная мать других детей: одного наследника в условиях восемнадцатого века с его высокой детской смертностью было маловато.

Все же остальные обстоятельства рождения Павла никоим образом не нарушали норм и традиций.

Ко всему прочему, Павел Петрович был не просто знатным ребенком. От него — ни много ни мало — зависело будущее всей России. Ясно поэтому, что присмотр за ним должен был обеспечиваться на самом высоком — императорском — уровне. Так было с крошечным Иваном Антоновичем, которого сразу после рождения забрала к себе бабка — императрица Анна Иоанновна. Так случилось и с Павлом. Так через несколько лет произойдет с сыновьями Павла — Александром и Константином (на обоих у бабушки-императрицы имелись династические виды). Все они воспитывались под надзором не родителей, а императриц, но точно таким же образом, как это было бы и при родителях.

Мать долго болела после родов (болел и ребенок) и все это время новорожденного не видела. Первая их встреча произошла через полтора месяца, но информация о жизни сына доходила до матери и раньше, а настаивать на свидании она не пыталась, ибо это значило нарушить субординацию и усомниться в заботах Ее Величества.

Потом установился график материнских посещений — раз в неделю, и право же, Павел в отношении частоты встреч с матерью был ни счастливее, ни несчастнее большинства своих маленьких сверстников из знатных семей.

Бабушка Елизавета со временем также почти перестала к нему приходить: дуры-няньки все время стращали ребенка гневом императрицы и запугали до того, что при виде Елизаветы Петровны Павел принимался истошно вопить и биться в конвульсиях.

Такое воспитание, конечно, способствовало раннему и полному приобщению будущего государя к народной жизни и родному языку. (Возможно, именно поэтому Павел, немец по крови, душою стал вполне русским.) Биографы Павла именно к влиянию женского окружения относят примерную набожность великого князя. Вместе с тем мамушки и нянюшки были, несомненно, повинны в порче здоровья ребенка. Павел не только бесконечно простужался от чрезмерного кутанья; желудок его уже в детстве был совершенно испорчен. Он отказывался есть, а его пичкали; от молочного его несло, от мясного тошнило — и так продолжалось потом всю жизнь. Кроме того, запугивания и страшные сказки совершенно испортили ребенку нервы. Он боялся темноты, грозы, новых лиц, резких звуков, забивался под стол даже при громком хлопанье дверей, был плаксив, излишне возбудим и плохо спал.

Поощряя интересы Павла, Елизавета распорядилась изготовить для него форму и личное оружие. Придворные задаривали его предметами воинской амуниции, небольшим, по его росту, оружием, оловянными солдатиками. Адмирал С. И. Мордвинов поднес ему модель 100-пушечного корабля, генерал-фельдцейхмейстер П. И. Шувалов — артиллерийскую батарею с принадлежностями.

В целом Панин оказался вполне сносным воспитателем, привязанным к своему воспитаннику и старавшимся по мере сил и возможностей добросовестно исполнять свои обязанности.

Не отставила от сына Н. И. Панина и Екатерина. Поначалу, правда, она тоже хотела это сделать: хотя во время переворота 1762 года, возведшего ее на престол, Панин и принял сторону Екатерины и даже явился одним из наиболее активных заговорщиков, но он никогда не скрывал, что сделал это ради Павла, а не ради самой императрицы. Екатерине была известна его оппозиционность — Панин довольно критически относился к основным принципам

ее правления. Если Екатерина выступала за сохранение и укрепление единоличной власти монарха и организацию государственного аппарата таким образом, чтобы он лишь проводил в жизнь решения верховной власти, то Панин, напротив, стремился к ограничению императорской власти, выступал за власть министров при царствующем, но не правящем государе. Критическое отношение к политике Екатерины Панин впоследствии внушал и своему воспитаннику — может быть, и неосознанно.

Императрица Панина недолюбливала и ему не доверяла. Поэтому поначалу она постаралась найти Никите Ивановичу замену.

Вместе с тем в систему воспитания Павла были внесены при Екатерине некоторые существенные коррективы.

Императрица отвергала в воспитании сына телесные наказания; считала, что учителя должны заинтересовывать мальчика занятиями, развивать его кругозор с помощью книг и посещений театра, поощрять подвижные игры и физический труд — на токарном станке. Станок был установлен в покоях великого князя — он занимал руки и воображение маленького наследника, который, работая на нем, воображал себя самим Петром Великим.

Можно сказать, что Павел во многом был точно таким же плодом воспитательных усилий Екатерины, как и ее внуки — Александр и Константин.

В целом Екатерина была хорошей матерью. Воспитанию и образованию сына, несмотря на занятость государственными и иными делами, она придавала огромное значение. Панин регулярно сообщал ей о здоровье Павла, его успехах в учебе. Иногда писал небольшие записки и сам цесаревич. Императрица сама принимала годовые экзамены у сына и хвалила его за хорошие успехи.

Довольно красочное описание такого экзамена имеется в записках С. А. Порошина (о них речь впереди): «12 сентября. Сегодня после обеда Его Высочество не учился, для того что положено быть экзамену в комнатах у Ее Величества. Часу в шестом приехал его преподобие отец Платон, и потом пришел его превосходительство Никита Иванович. Пока не пришел его превосходительство, то государь цесаревич, из угла в угол подпрыгиваючи, изволил говорить: „Ах, как я страдаю от ожидания! (по-французски. — В. Б.) Ой, трушу, трушу!“ Пошли мы наконец к Ее Величеству. Начался там экзамен. Из парадной опочивальни отворили двери в ту комнату, где Ее Величество обыкновенно в ломбер играть изволит. Подошли все, кто тут были, к дверям, а иные вошли и в опочивальню. Его Высочество изволил стоять: подле него стоять же изволила государыня-родительница; по другую сторону, уступя несколько назад, стоял его превосходительство Никита Иванович, а перед великим князем стоял его преподобие отец Платон и предлагал вопросы. Его Высочество весьма хорошо и смело изволил ответствовать. Ее Величество с крайним вниманием изволила слушать. Экзамен продолжался три четверти часа. По окончании оного его преподобие отец Платон сказал маленькую речь Ее

Постоянно отвлекаемый заботами по Коллегии иностранных дел Н.И.Панин предоставил свободу действий и широкие полномочия своим помощникам. Кроме самого Панина, императрица утвердила для сына следующий штат: информатор (т. е., по терминологии XVIII века, наставник) Т. И. Остервальд, суб-информатор П. И. Пастухов, кавалеры: И. С. Барятинский, С. В. Перфильев, С. А. Порошин, К. И. фон дер Остен-Сакен. Остервальд преподавал наследнику историю, географию, русский и немецкий языки, Порошин — арифметику и геометрию, архимандрит Платон — Закон Божий, Ф. И. Эпинус — физику и астрономию, балетмейстер Гранже обучал танцам, француз Тед, а потом Тремундо — фехтованию, А. А. Греков — рисованию, капельмейстер Манфредини — игре на клавикордах, актер Булич — декламации. Кроме преподавания своего предмета, все они считали себя вправе участвовать и в воспитании наследника.

В соответствии с воспитательным планом Панина большое внимание в обучении Павла Петровича уделялось чтению. С самого начала царствования Екатерины II, при ее активном участии и поддержке, стала формироваться домашняя библиотека цесаревича, которая постоянно пополнялась и расширялась. В 1764 году Екатерина специально для наследника приобрела библиотеку русского посланника в Дании барона И. А. Корфа, состоявшую из 36000 томов. Покупалось также много учебной и научной литературы, многие русские писатели и поэты подносили цесаревичу свои произведения. В 1837 году библиотека Павла почти полностью погибла при пожаре Зимнего дворца, однако сохранился ее каталог, позволяющий увидеть, что в нее входила литература по самым разным областям знаний с преобладанием сочинений исторических, военных и книг по искусству.

Екатерина прекрасно понимала, что в народе высоко ценятся приверженность монархов к православию и их благочестие, особенно после царствования глубоко набожной Елизаветы Петровны. На должность духовного наставника наследника она искала умного и авторитетного человека и нашла его в лице иеромонаха Троице-Сергиевой лавры Платона. Это был блестящий проповедник и оратор и вообще одна из наиболее ярких фигур той эпохи. Современники единогласно уверяли, что его речи всегда производили потрясающее впечатление. Платон слыл человеком ученым и начитанным, он был знатоком не только отцов церкви, но и Вольтера, Гельвеция, Руссо и других французских просветителей. Непомерная гордыня, правда, нередко ставила Платона в трудное положение, так что он конфликтовал с власть предержащими, в том числе и с самой императрицей, но обычно из сложных ситуаций его выручал исключительный ораторский дар.

Целью, которую императрица поставила перед законоучителем, было воспитание наследника в духе православия, но без излишнего религиозного догматизма. Платону было велено преподавать великому князю три раза в неделю богословие, а по воскресеньям и праздничным дням перед литургией читать и объяснять ему Евангелие. Благодаря своему таланту Платон сумел в короткое время приобрести доверие, уважение и любовь ученика. Применяясь к нраву Павла, Платон пользовался любой возможностью, чтобы дать ему наставление. Уроки его часто превращались в беседы, а беседы — в уроки. Опираясь на исторические примеры, прежде всего на образ Петра I, которого он представлял образцом благочестия, Платон учил своего воспитанника гуманной вере, основанной на разуме.

В разговорах с Павлом Порошин касался императора Августа, Карла I и Кромвеля, Генриха IV, Людовиков XIV и XV, Кольбера, истории Испании и иезуитов, истории Америки, Византии, книгопечатания, истории войск и многого другого. Говорили они и о европейской литературе — о Корнеле, Расине, Мольере, Детуше, Вольтере.

За неподобающее поведение (в частности, за выказывание нетерпения во время парадного приема) Павла наказывали: с него снимали шпагу, и Панин делал ему строгий выговор, после чего все наставники и челядь уходили, оставляя мальчика одного, и до конца вечера с ним не разговаривали.

Нетерпеливость действительно уже тогда была главным пороком Павла: он с трудом мог сосредоточиться на неинтересных ему делах, во время уроков проявлял признаки гиперактивности (почему его и побольше старались учить на досуге, приватными беседами), торопливо ел (чтобы приступить после обеда к увлекавшим его играм), всюду бегал вприпрыжку; с вечера рвался скорее лечь спать, чтобы поскорее проснуться. Впрочем, он был доброжелателен, жалостлив, ласков и привязчив, хотя и непостоянен, — и при этом очень хотел, чтобы его любили.

Только продолжалось это плодотворное общение недолго.

Ведение наставником дневника, посвященного воспитанию, было, как мы видели выше, самым обычным, даже почти обязательным делом, но записки Порошина имели для их автора печальные последствия. Учителя угораздило пылко влюбиться в графиню Шереметеву, которая позже стала невестой графа Никиты Ивановича Панина. Панин взревновал. Поводом к тому, чтобы убрать от двора соперника, стал злополучный дневник. Панин показал его — с соответствующими комментариями — императрице, и той не понравилось, как в нем описана жизнь двора.

Цесаревичу внушили, что записки Порошина не могут служить к его чести, поскольку в них зафиксированы все его детские проступки, и тот, уже в детстве легко менявший привязанности, стал считать Порошина своим врагом. Наставник был удален от наследника и отправился на войну с турками; подцепил под Елизаветградом лихорадку и умер в 1769 году, в возрасте двадцати восьми лет.

Павел долго был лишен общества сверстников. Лишь начиная с 1765 года Панин стал допускать к нему подростков из аристократических семей — Александра Куракина (приходившегося Панину племянником), Андрея Разумовского, Николая Мордвинова и некоторых других, с которыми наследник постепенно подружился и вместе играл.

Значительное место в формировании общей эрудиции и политических взглядов наследника отводилось беседам с крупными государственными сановниками и военачальниками. Многие из светил тогдашней политики, военного дела и литературы регулярно приглашались в покои Павла и зачастую оставались у него к обеду, ибо известно, что застольные беседы обычно самые оживленные и непринужденные. Среди тех, кто обедал у наследника, были граф П.А.Румянцев, граф А. С. Строганов, А. И. Бибиков, И. И. Бецкой, графы 3. Г. и И. Г. Чернышевы, князь Н. В. Репнин, М. Ф. Каменский, А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин и др. Темы бесед были самые разные: говорили и о физике, и об астрономии, о Лейбнице и Левенгуке, об энциклопедистах и литературе, часто касались исторических сюжетов. Люди, собиравшиеся за столом цесаревича, вряд ли даже постоянно помнили о маленьком хозяине и общались свободно, не заботясь, доступно ли его пониманию то, о чем они говорят.

Эти беседы очень нравились великому князю. Со временем он стал довольно часто обращаться к гостям за разъяснениями — и слушал внимательно.

Так исподволь формировались критические взгляды Павла в отношении политики матери.

Надо сказать, что большой пользы эти занятия не принесли. Павел во многом жил под влиянием внешних впечатлений. Поэтому ему легко было понравиться, но так же легко было навлечь на себя его нерасположение. Усвоение им отдельных предметов во многом определялось тем, кто его учил. Порошина и Платона он любил и относился к ним с уважением, поэтому и знания, полученные от них, усваивал крепко и сохранял до конца жизни. Напротив, к Теплову его душа не лежала. Это привело к тому, что государственную науку Павлу в основном пришлось позже усваивать самостоятельно.

В общем, этот свой воспитательный опыт императрица считала неудачным, почему и стала оправдываться в мемуарах, сваливая вину за все на Елизавету: забрала, мол, к себе и испортила теремной изнеженностью, — и на Панина, которого не смогла заменить кем-нибудь более подходящим.

Нет, определенно, воспитание идеального монарха следовало начинать с первых же часов младенчества — действительно с чистого листа и под самым пристальным и постоянным контролем.

Именно так и стала Екатерина растить внуков, сыновей Павла, — Александра и Константина.


Па́вел Петро́вич ( [1 октября] 1754, Летний дворец Елизаветы Петровны,Санкт-Петербург — [24] марта 1801, Михайловский замок, Санкт-Петербург) —Император Всероссийский с (17) ноября 1796 года, великий магистр Мальтийского ордена, сын Петра III Фёдоровича и Екатерины II Алексеевны.

Содержание

Рождение [ ]

Павел Петрович родился (1 октября) 1754 года в Петербурге, в Летнем дворце Елизаветы Петровны (впоследствии этот дворец по приказу Павла был снесён, а на его месте выстроен Михайловский замок, в котором Павел был убит (24) марта 1801 года). При родах присутствовали императрица Елизавета Петровна, великий князь Пётр Федорович (отец Павла) и братья Шуваловы. По случаю рождения продолжателя династии императрица Елизавета издала манифест, это событие нашло отражение в одах, написанных стихотворцами того времени.

Из-за политической борьбы Павел был по сути лишён любви близких ему людей. Императрица Елизавета Петровна приказала окружить его целым штатом нянек и лучшими, по её представлениям, учителями, а мать и отец были фактически отстранены от воспитания своего ребёнка. Имя Павел при крещении было дано ему по велению императрицы.

Несмотря на несомненное внешнее сходство Павла с отцом (и типичный для севера Германии Y-гаплотип потомков Николая I), впоследствии при дворе упорно ходили слухи, что ребёнок был зачат Екатериной от своего первого фаворита, Сергея Салтыкова, знаменитого в своё время красавца. Слухи подпитывало то обстоятельство, что Павел появился на свет через десять лет брака Петра и Екатерины, когда многие уверились в бесплодности этого союза (свет на 10-летнюю бездетность брака Екатерина проливает в своих мемуарах, в которых намекает, что до хирургической операции её муж страдал от фимоза).

Воспитание [ ]

Первым воспитателем Павла стал близкий к Шуваловым дипломат Ф. Д. Бехтеев, одержимый духом уставов, чётких приказаний и военной дисциплиной, сравнимой с муштрой. Он печатал небольшую газету, в которой рассказывал обо всех, даже самых незначительных поступках мальчика.

В 1760 году Елизавета Петровна заменила главного наставника, предписав основные параметры обучения в своей инструкции. Им стал по её выбору Никита Иванович Панин. Это был 42-летний человек, обладавший обширными познаниями и разделявший идеи Просвещения. Во время дипломатической службы в Швеции и Дании он вступил в тесные контакты с масонами и не исключал возможность введения в России конституционной монархии по шведскому образцу.

На атмосферу воспитания Павла Петровича существенное влияние оказывало его окружение. Среди гостей, посещавших царевича, был целый ряд образованных людей того времени, например, писатель и композитор Григорий Теплов. Напротив, общение со сверстниками было достаточно ограничено. До личных контактов с Павлом допускались лишь дети лучших фамилий (Куракины, Строгановы). Особенно близок к нему был князь Александр Куракин. Один из младших наставников Павла, Семён Андреевич Порошин, вёл дневник (1764—1765 гг.), ставший впоследствии ценным историческим источником по истории двора и для изучения личности цесаревича.

Екатерина приобрела для сына обширную библиотеку академика Корфа. Наследника учили истории, географии, арифметике, Закону Божию, астрономии, иностранным языкам (французскому, немецкому, латинскому, итальянскому), русскому языку, рисованию, фехтованию, танцам. В программе обучения не было ничего, имеющего отношения к военному делу, что не помешало Павлу им увлечься. Его знакомили с трудами просветителей: Вольтера, Дидро, Монтескье. К учёбе у Павла были неплохие способности, у него было развито воображение, в то же время он был неусидчив и нетерпелив, хотя и любил книги. Владел латынью, французским и немецким языками, любил математику, танцы, воинские упражнения. В целом образование цесаревича было лучшим, какое можно было получить в то время.

Жизнь в Гатчине [ ]

640px-Rokotov paul 1 as child.jpg

"Я нашёл свою невесту такову, какову только желать мысленно себе мог: недурна собою, велика, стройна, застенчива, отвечает умно и расторопно. Что же касается до сердца ея, то имеет она его весьма чувствительное и нежное. Весьма проста в обращении, любит быть дома и упражняться чтением или музыкою."

Традиционным этапом, обыкновенно завершающим образование в Европе XVIII века, было заграничное путешествие. Подобный же вояж был предпринят в 1782 г. молодым тогда цесаревичем вместе с супругой. Путешествовали они инкогнито под именами графа и графини Северных (дю Нор), посетили Италию, где удостоились аудиенции папы римского, и Францию, где большое впечатление на них произвела усадьба принца Конде. Две недели супруги провели у родителей Марии Фёдоровны в сельском имении под Монбельяром. Путешествие цесаревича продолжалось 428 дней; проехал он 13 115 верст.

Всё время обострявшиеся взаимоотношения Павла с матерью привели к тому, что после смерти Григория Орлова в 1783 году принадлежавшее покойному Гатчинское имение было передано в полное распоряжение наследника престола. Уехав из столицы в Гатчину, Павел завёл обычаи, резко отличные от петербургских. Помимо Гатчины, ему принадлежала Павловская усадьба близ Царского Села и дача на Каменном острове.

Гатчинские войска принято характеризовать отрицательно — как грубых солдафонов, обученных лишь фрунту и шагистике. Сохранившиеся планы учений опровергают этот растиражированный стереотип. С 1793 по 1796 годы на учениях гатчинские войска под командованием цесаревича отрабатывали приёмы залпового огня и штыкового боя. Отрабатывалось взаимодействие различных родов войск при форсировании водных преград, проведении наступления и отступления, а также отражении морского десанта противника при его высадке на берег. Проводились передвижения войск в ночное время. Большое значение придавалось действиям артиллерии. Для гатчинской артиллерии в 1795—1796 годах проводились специально отдельные учения. Полученный опыт лег в основу военных преобразований и реформ Павла. Несмотря на малочисленность, к 1796 году гатчинские войска были одним из наиболее дисциплинированных и хорошо обученных подразделений русской армии.

Внутренняя политика [ ]

Одновременно с погребением Екатерины прах Петра III был перенесён в императорскую усыпальницу — Петропавловский собор. На похоронной церемонии регалии несли Алексей Орлови другие участники цареубийства, а Павел собственноручно произвёл обряд коронования родительских останков. Страхом перед новым дворцовым переворотом были обусловлены меры по ослаблению позиций дворянства в целом и гвардии в частности.

Реформа престолонаследия [ ]

В день коронации Павел I публично прочёл принятый новый закон о престолонаследии, который подвёл черту под столетием дворцовых переворотов и женского правления в России. Отныне женщины фактически были отстранены от наследования российского престола. Впервые были установлены правила регентства.

Ослабление позиций дворянства [ ]

Улучшение положения крестьян [ ]

Административная реформа [ ]

Отношение к конфессиональным и этническим меньшинствам [ ]

18 марта 1797 года был издан Манифест о свободе вероисповедания в Польше для католиков и православных. 29 ноября 1796 года объявлена амнистия сосланным полякам, участвовавшим в восстании Костюшко. 12 марта 1798 года Павел издал указ, разрешающий строительство старообрядческих храмов во всех епархиях российского государства. В 1800 году окончательно было утверждено положение о единоверческих церквях. С тех пор старообрядцы особо чтут память Павла I.

Усиление цензуры [ ]

Заговор и смерть [ ]

Вопреки сложившейся точке зрения, в эпоху Павла I был не один, а несколько заговоров против императора. За время правления Павла зафиксировано три случая тревоги в войсках. Дважды это произошло во время пребывания императора в Павловске, один раз — в Зимнем дворце. После коронации императора Павла I в Смоленске возникла тайная организация (Канальский цех). Целью лиц, входивших в неё, было убийство Павла. Заговор был раскрыт. Участники были сосланы в ссылку или на каторгу. Материалы о расследовании заговора Павел приказал уничтожить.

Заговор высокопоставленных сановников сложился в 1800 году. Павел I был убит офицерами в Михайловском замке в собственной опочивальне в ночь на 12 марта 1801 года. В заговоре участвовали де Рибас, вице-канцлер Н. П. Панин, командир Изюмского легкоконного полка Л. Л. Беннигсен, граф Николай Зубов, командиры гвардейских полков: Семеновского — Л. И. Депрерадович, Кавалергардского — Ф. П. Уваров, Преображенского — П. А. Талызин. Поддерживал недовольных и английский посол Уитворт, состоявший в любовной связи с Ольгой Жеребцовой (сестрой опальных братьев Зубовых), в доме которой собирались заговорщики. Считается, что заговор субсидировало английское правительство, пытавшееся таким образом избежать войны с Россией за Мальту. Душой и организатором заговора стал П. А. Пален — петербургский генерал-губернатор и глава тайной полиции.

Семья [ ]

Павел I был дважды женат: *1-я жена (c 10 октября 1773, Санкт-Петербург): Наталья Алексеевна (1755—1776), урожд. принцесса Августа-Вильгельмина-Луиза Гессен-Дармштадтская, дочь Людвига IX, ландграфа Гессен-Дармштадтского. Умерла при родах с младенцем.

  • 2-я жена (с 7 октября 1776, Санкт-Петербург): Мария Фёдоровна (1759—1828), урожд. принцесса София Доротея Вюртембергская, дочь Фридриха II Евгения, герцога Вюртембергского. У Павла I и Марии Федоровны было 10 детей:
  • Александр I (1777—1825) — цесаревич, а затем Император Всероссийский с 12 марта 1801 года.
  • Константин Павлович (1779—1831) — цесаревич (с 1799 года) и великий князь, наместник польский в Варшаве.
  • Александра Павловна (1783—1801) — палатина венгерская
  • Елена Павловна (1784—1803) — герцогиня Мекленбург-Шверинская (1799—1803)
  • Мария Павловна (1786—1859) — великая герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенахская
  • Екатерина Павловна (1788—1819) — 2-я королева-консорт Вюртемберга
  • Ольга Павловна (1792—1795) — умерла в возрасте 2-х лет
  • Анна Павловна (1795—1865) — королева-консорт Нидерландов
  • Николай I (1796—1855) — Император Всероссийский с 14 декабря 1825 года
  • Михаил Павлович (1798—1849) — военный, основатель первого в России Артиллерийского училища.

Внебрачные дети: *Великий, Семён Афанасьевич (1772—1794) — от Софьи Степановны Ушаковой (1746—1803).

Павел I

История России в эту эпоху существенно отличается от предшествующих периодов, что связано прежде всего с личностью Павла I, сына Екатерины II и Петра III, во многих поступках которого трудно найти преемственность; его действия порой были совершенно непредсказуемы и лишены всякой логики. Российская политика в те годы вполне соответствовала личности императора - человека капризного, переменчивого в своих решениях, легко сменявшего гнев на милость, к тому же подозрительного и мнительного.

С первых минут его царствования стало ясно, что он будет управлять с помощью новых людей. Прежние фавориты Екатерины потеряли всякое значение. Ранее ими унижаемый, Павел высказывал теперь к ним свое полное пренебрежение. Он тем не менее был исполнен самых лучших намерений, стремился к благу государства, но отсутствие навыков управления мешало действовать ему удачно. Недовольный системой управления, Павел не мог найти вокруг себя людей, чтобы заменить ими прежнюю администрацию. Желая водворить порядок в государстве, он искоренял старое, новое же насаждал с такой жестокостью, что оно казалось еще ужаснее. Эта неподготовленность к управлению страной сочеталась с неровностью его характера, что вылилось в его пристрастие к внешним формам подчинения, а его вспыльчивость нередко переходила в жестокость. Свои случайные настроения Павел переносил и в политику. Поэтому важнейшие факты его внутренней и внешней политики не могут быть изложены в виде стройной и правильной системы. Следует отметить, что все меры Павла по установлению порядка в стране нарушали лишь стройность прежнего управления, не создавая ничего нового и полезного. Обуреваемый жаждой деятельности, желая вникнуть во все государственные проблемы, он принимался за работу в шесть часов утра и принуждал всех правительственных чиновников следовать этому распорядку. На исходе утра Павел, одетый в темно-зеленый мундир и ботфорты в сопровождении сыновей и адъютантов отправлялся на плац-парад. Он, как главнокомандующий армией, по своему произволу производил повышения и назначения. В армии насаждалась строгая муштра и вводилась прусская военная форма. Циркуляром от 29 ноября 1796 года в главные принципы военного дела были возведены точность построения, выверенность интервалов и гусиный шаг. Он прогонял заслуженных, но не угодных ему генералов и заменял их безвестными, зачастую полностью бездарными, но зато готовыми исполнять самую нелепую прихоть императора (в частности, в ссылку был отправлен А.В. Суворов). Разжалование производилось публично. Согласно известному историческому анекдоту, как-то, разгневанный на полк, который не сумел четко выполнить команду, Павел приказал ему прямо с парада идти маршем в Сибирь. Приближенные царя умолили его смилостивиться. Полк, который исполняя этот приказ, уже успел довольно далеко отойти от столицы, был возвращен назад в Петербург.

Вообще, в политике нового императора можно проследить две линии: искоренить то, что создано Екатериной II, и переделать Россию по образцу Гатчины. Жесткий порядок, введенный в его личной резиденции вблизи Петербурга, Павел хотел распространить и на всю Россию. Первый повод продемонстрировать ненависть к своей матери он использовал на похоронах Екатерины II. Павел потребовал, чтобы похоронный церемониал был совершен одновременно над телом Екатерины и убитого по ее приказу Петра III. По его указанию гроб с телом ее мужа извлекли из склепа Александро-Невской Лавры и выставили в тронном зале Зимнего дворца рядом с гробом Екатерины. После их торжественно перенесли в Петропавловский собор. Это шествие открывал Алексей Орлов - главный виновник убийства, который нес на золотой подушке корону убитого им императора. Его сообщники, Пассек и Барятинский держали кисти траурного покрова. За ними пешком шли новый император, императрица, великие князья и княжны, генералитет. В соборе священники, облаченные в траурные ризы, отпели обоих одновременно.

Павел I освободил из Шлиссельбургской крепости Н.И. Новикова, возвратил из ссылки Радищева, осыпал милостями Т. Костюшко и разрешил ему эмигрировать в Америку, выдав ему 60 тысяч рублей, с почестями принял в Петербурге бывшего польского короля Станислава Понятовского.

СОСЛОВНАЯ ПОЛИТИКА

ОДИН И СТО ТЫСЯЧ

Служебные преимущества дворян в эти годы сохранялись и усиливались, как прежде. Разночинец мог стать унтер-офицером только после четырех лет службы в рядовых, дворянин - через три месяца, а в 1798 г. Павел вообще распорядился впредь разночинцев в офицеры не представлять! Именно по приказу Павла в 1797 г. учрежден Вспомогательный банк для дворянства, выдававший огромные ссуды.

Н.Я. Эдельман. Грань веков

АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА

ОТНОШЕНИЕ ПАВЛА I К ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Неотступно преследовал Павла и призрак революции. Чрезмерно подозрительный, он увидел подрывное влияние революционных идей даже в модной одежде и указом от 13 января 1797 года запретил носить круглые шляпы, длинные панталоны, туфли с бантами и сапоги с отворотами. Двести драгун, разбитые на пикеты, носились по улицам Петербурга и ловили прохожих, принадлежащих в основном к высшему обществу, чей костюм не соответствовал приказу императора. Им разрывали шляпы, разрезали жилеты, а обувь конфисковывали.

Тираническое правление Павла, его непоследовательность как во внутренней политике так и во внешней, вызывали все большее неудовольствие в дворянских кругах. В сердцах молодых гвардейцев из знатных семей клокотала ненависть к гатчинским порядкам и фаворитам Павла. Против него возник заговор. В ночь на 12 марта 1801 года заговорщики проникли в Михайловский замок и убили Павла I.

С.Ф. ПЛАТОНОВ О ПАВЛЕ I

В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ О ПАВЛЕ I

Читайте также: