Как внешняя среда осуществляет влияние на организм человека физкультура

Обновлено: 02.07.2024

Цель контрольной работы – изучить влияние внешних факторов на жизнедеятельность организма человека, при этом выполним следующие задачи:
• Рассмотреть воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека.
• Показать каким образом внешняя среда влияет на организм человека.
• Доказать, что двигательная функция приводит к повышению устойчивости организма человека к негативным воздействиям внешней среды.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРИРОДНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ОРГАНИЗМ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
2. ДВИГАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ УСТОЧИВОСТИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА К РАЗЛИЧНЫМ УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
3. ВНЕШНЯЯ СРЕДА И ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
4. ПРИРОДНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ
5. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ УСТОЙЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМА К НЕБЛАГОПРИЯТНЫМ ФАКТОРАМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Прикрепленные файлы: 1 файл

Внешняя среда и физкультура.doc

Внешняя среда, природные и социально-экономические факторы и их воздействие на организм и жизнедеятельность

1. ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРИРОДНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ОРГАНИЗМ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

2. ДВИГАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ УСТОЧИВОСТИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА К РАЗЛИЧНЫМ УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

3. ВНЕШНЯЯ СРЕДА И ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

4. ПРИРОДНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ

5. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ УСТОЙЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМА К НЕБЛАГОПРИЯТНЫМ ФАКТОРАМ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятие физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положе-ны четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.

Составной частью методики обучения физической культуре является система знаний по проведению занятий физическими упражнениями. Без знания методики занятий физкультурными упражнениями невозможно четко и правильно выполнять их, а следовательно эффект от выполнения этих упражнений уменьшиться, если не совсем пропадет. Неправильное выполнение физкультурных занятий приводит лишь к потере лишней энергии, а следовательно, и жизненной активности, что могло бы быть направлено на более полезные занятия даже теми же физическими упражнениями, но в правильном исполнении, или другими полезными делами.

Разработка методики занятий физическими упражнениями должна производиться высокопрофессиональными специалистами в области физической культуры, так как неправильная методика выполнения может привести и к более серьезным последствиям, даже к травмам. Тем более в высших учебных заведениях, где нагрузка должна быть более усложненная - методика занятий физкультурными упражнениями должна быть более четко, правильно разработана и детализирована.

Тема контрольной работы является актуальной, так как организм человека – сложная биологическая система. Все его органы связаны между собой и взаимодействуют. Нарушение деятельности одного органа приводит к нарушению деятельности других. Огромное количество клеток, каждая из которых выполняет свои, присущие только ей функции в общей структурно-функциональной системе организма, снабжаются питательными веществами и необходимым количеством кислорода для того, чтобы осуществлялись жизненно необходимые процессы энергообразования, выведения продуктов распада, обеспечения различных биохимических реакций жизнедеятельности и т.д. Эти процессы происходят благодаря регуляторным механизмам, осуществляющим свою деятельность через нервную, кровеносную, дыхательную, эндокринную и другие системы организма.

Цель контрольной работы – изучить влияние внешних факторов на жизнедеятельность организма человека, при этом выполним следующие задачи:

 Рассмотреть воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека.

 Показать каким образом внешняя среда влияет на организм человека.

 Доказать, что двигательная функция приводит к повышению устойчивости организма человека к негативным воздействиям внешней среды.

 Дать рекомендации по занятиям физической культурой для устойчивости организма к неблагоприятным факторам.

1.ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРИРОДНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ОРГАНИЗМ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Постоянный рост комплексной механизации и автоматизации производства, расширение сферы бытовых услуг, развитие транспортной системы обусловливают постоянное уменьшение мышечных напряжений в жизни человека. Низкая двигательная активность, или гипокинезия, утверждают медики, способствует росту заболеваемости населения.

Известный физиолог Н. А. Бернштейн писал, что определяющим звеном эволюции всего живого на земле явилась двигательная функция. Еще раньше И. М. Сеченов сделал вывод о том, что любая форма деятельности человека, в том числе и психическая, сводится к одному явлению - движению мышц. [5] В ходе длительной эволюции все человеческие органы развивались таким образом, чтобы максимально соответствовать функции движения. Добыча пищи, оборона от врагов, первые, примитивные формы труда в отдаленную историческую эпоху были непосредственно связаны с напряженной деятельностью мышц.

В современном обществе, особенно в условиях городской жизни, человек практически избавлен от физических нагрузок. В результате мышечная система организма функционирует не в полную силу. Это вредно отражается и на других системах.

Изучение воздействия гипокинезии на человека началось сравнительно недавно. Интересным оказался такой эксперимент. Несколько молодых мужчин согласились находиться длительное время в условиях строгого постельного режима с полноценным питанием. Уже на 8 - 12-е сутки мышечная сила у испытуемых снизилась на 30-43 %, обнаружились застойные явления в венозных сосудах, нарушение биоритмов и водно-электролитного баланса, неустойчивость тонуса сосудов головного мозга (плохо регулируемые сужения и расширения их) [3].

Профессор Б. М. Федоров изучал воздействие на человека длительного пребывания в условиях постельного режима. При этом во многих случаях возникала дистрофия (нарушение питания) сердечной мышцы, аритмия сердца, нарушения кровообращения и пластического обмена в клетках. Была определена также декальцинация, т. е. выведение кальция из костей в кровь. Это усиливает склеротические явления в сосудах[7].

Описанные отрицательные изменения - свидетельство нарушения биологического равновесия в организме на всех уровнях его функционирования. Недостаток импульсов с рецепторов опорно-двигательного аппарата (мышц, связок, сухожилий, суставов) ведет к ухудшению работы, прежде всего центральной нервной системы. В результате снижается тонус коры больших полушарий мозга, возникает опасность нарушения нервной и гормональной регуляции всех функции.

Действительно, в моменты интенсивного мышления мышцы лица поневоле напряжены и это помогает концентрации внимания, памяти.

Вместе с тем, при сильном и длительном напряжении крупных мышечных групп мозг начинает хуже функционировать из-за чрезмерного притока к нему импульсов с мышечных рецепторов. Поэтому в процессе умственной работы мышцы нужно расслаблять время от времени, что позволит активизировать деятельность мозга. Отсюда становится нам понятной роль физических упражнений в повышении умственной работоспособности.

Гипокинезию можно подразделить на физиологическую (сон ночной и дневной), привычно-бытовую (чрезмерное увлечение телевизором, чтением и т. д.) и вынужденную. К вынужденной относят профессиональную гипокинезию, т. е. связанную с характером труда, гипокинезию у школьников и студентов, а также связанную с болезнью.

Любой вид гипокинезии, кроме физиологической, приносит вред здоровью. В настоящее время - это своего рода конфликт между биологической природой человека и социальными условиями жизни.

При бытовой и вынужденной гипокинезии отмечается ослабление деятельности нервной системы, снижение биоэлектрической активности мозга, урежение его основного ритма, а это ведет к ухудшению физической и умственной работоспособности.

Гипокинезия проявляется в преждевременном развитии атеросклероза, сердечно-сосудистых заболеваний. Они возникают из-за ухудшения кровообращения в сердечной мышце, увеличения периферического сопротивления крови, что затрудняет работу сердца.

Гипокинезия также снижает иммунологическую устойчивость организма, ослабляет компенсаторные возможности клеток. По мнению ученых - это один из факторов, ведущих к нарушению координации физиологических функций.

Постоянная низкая двигательная активность человека сопровождается усиленным распадом белков. Мышцы становятся дряблыми, в тканях тела усиливается накопление жира. Ухудшается также функция дыхательной системы: дыхание становится более частым и поверхностным. Все это способствует развитию бронхиальной астмы, эмфиземы легких. Гипокинезия нарушает деятельность системы пищеварения; ухудшается моторика кишечника, в нем активизируются вредоносные виды микроорганизмов.

Перечисленные отрицательные воздействия гипокинезии на организм человека убедительно свидетельствуют о необходимости постоянной мышечной деятельности. Регулярные занятия физическими упражнениями дают возможность свести к минимуму эти вредные явления.

На человека воздействуют различные факторы окружающей среды. При изучении многообразных видов его деятельности не обойтись без учета влияния природных факторов (барометрическое давление, газовый состав и влажность воздуха, температура окружающей среды, солнечная радиация — так называемая физическая окружающая среда), биологических факторов растительного и животного окружения, а также факторов социальной среды с результатами бытовой, хозяйственной, производственной и творческой деятельности человека.

Из внешней среды в организм поступают вещества, необходимые для его жизнедеятельности и развития, а также раздражители (полезные и вредные), которые нарушают постоянство внутренней среды. Организм путем взаимодействия функциональных систем всячески стремится сохранить необходимое постоянство своей внутренней среды.

Природные и социально-биологические факторы, влияющие на организм человека, неразрывно связаны с вопросами экологического характера. Экология— это и область знания, и часть биологии, и учебная дисциплина, и комплексная наука. Человек зависит от условий среды обитания точно также, как природа зависит от человека. Между тем влияние производственной деятельности на окружающую природу (загрязнение атмосферы, почвы, водоемов отходами производства, вырубка лесов, повышенная радиация в результате аварий и нарушении технологий) ставит под угрозу существование самого человека. Экологические проблемы напрямую связаны с процессом организации и проведения систематических занятий физическими упражнениями и спортом, а также с условиями, в которых они происходят.

Все факторы среды в природе воздействуют на организм одновременно, причем не каждый сам по себе, т.е. в виде простой суммы, а как сложный взаимодействующий комплекс. Таким образом, один и тот же фактор в сочетании с другими оказывает неодинаковое экологическое воздействие. И наоборот, один и тот же экологический эффект может быть достигнут разными путями. Например, компенсация недостатка влаги может быть осуществлена поливом или снижением температуры.

На современного человека воздействует большое количество факторов, обусловленных научно-техническим прогрессом. Это вредные агенты, связанные с развитием атомной и химической промышленности, отходы производства, возрастание темпов жизни, умственных нагрузок и т.д. Воздействие упомянутых факторов на человека коренным образом изменило структуру заболеваемости и смертности. Если в начале XX века ведущими были, главным образом, эпидемические болезни, то в настоящее время на передний план вышли сердечно-сосудистые, онкологические, нервно-психические заболевания и травматизм. Ускорение технического прогресса, прогрессирующее загрязнение окружающей среды, значительный рост стрессогенности современного образа жизни увеличивают риск развития заболеваний и делают каждого потенциальным пациентом медицинских учреждений (или целителей).

Здоровый организм постоянно обеспечивает оптимальное функционирование всех своих систем в ответ на любые изменения окружающей среды, например, перепады температуры, атмосферного давления, изменение содержания кислорода в воздухе, влажности и т.д. Сохранение оптимальной жизнедеятельности человека при взаимодействии с окружающей средой определяется тем, что для его организма существует определенный физиологический предел выносливости по отношению к любому фактору среды и за границей предела этот фактор неизбежно будет оказывать угнетающее влияние на здоровье человека.

Заключение

Человеческий организм — сложная биологи­ческая система. Все органы человеческого тела взаимосвязаны, нахо­дятся в постоянном взаимодействии и в совокупности являются еди­ной саморегулируемой и саморазвивающейся системой. Клетки, ткани, органы и системы органов в организме работают как единое целое.

Физические упражнения обладают мощ­ным противострессовым действием. Систематическая физическая тренировка, занятия физическими упражнениями имеют большое значение как способ разрядки нервного напряже­ния и сохранения психического здоровья. Разрядка повышенной нерв­ной активности через движение является наиболее эффективной. Активная мышечная деятельность вызывает усиление деятельности всех систем организма, особенно сердечно-­сосудистой и дыхательной.

Главная роль двигательной активности в сохранении и укрепления здоровья человека обусловливается еще и тем, что практически только она одна (среди многих факторов) подчиняется нашей воле, нашей решимости, нашему активному отношению к собственному здоровью.

Список литературы

1. Социальные и биологические основы физической культуры и здорового образа жизни:Электронный учебник для студентов вузов/ Давиденко Д.Н – СПБГТУ, -2001

2. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткина З.Н. и др. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие - М.: Просвещение, 1990

3. Евсеев Ю. И. Физическая культура: учебное пособие для вузов / Ю. И. Евсеев. – 3- е изд. – Ростов - н / Д: Феникс, 2004

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА


должность, уч. степень, звание подпись, дата инициалы, фамилия

Организм человека как единая биологическая система. Воздействие средств физической культуры и спорта, природных, социальных и экологических факторов на организм

по дисциплине: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

СТУДЕНТ(КА) ГР. Z5222K Мардаровский К.Л.


подпись, дата инициалы, фамил


Ключевые слова: экологических факторов, физической культуры, спорт, психология, гигиена, качество.

Одним из важных факторов являются социально-бытовые условия (на сборах, дома, на работе, учебе и пр.). Хороший психологический климат и высокая мотивация способствуют лучшей подготовке к соревнованиям, воспитанию морально-волевых качеств, профилактике неврозов (переутомления, пере тренированности), и в итоге успешному выступлению на ответственных соревнованиях.

Неблагоприятные социально-бытовые условия, обстановка в команде, отсутствие (или игнорирование руководством команды) мотивации отрицательно сказываются на состоянии здоровья и на качестве выступлений. Возникающие конфликты и стрессовые ситуации приводят к срыву психики, снижению волевых качеств и, в конечном счете, неудачным выступлениям на соревнованиях.

Условия проживания спортсменов должны отвечать всем санитарно-гигиеническим требованиям (звукоизоляция, душ, ванна, телевизор и др.), гостиница должна располагаться в зеленой зоне или на берегу моря (реки), чтобы спортсмен перед сном мог совершить прогулку, а утром пробежку. Все это способствует отдыху и нормализации психики спортсмена.

Один из сборов у спортсменов должен проводиться в такой же климатогеографической зоне, как и зона, где будут проходить соревнования, и желательно в конце этого сбора провести прикидку в то же время.

Важно дать оценку влияния окружающей среды на состояние здоровья населения. Особенно важно знать влияние загрязнения воздуха на лиц, занимающихся физкультурой и спортом в промышленно развитых странах, в городах с неблагоприятными экологическими условиями (высокая солнечная радиация, пылевые бури, смог и т. п.).

В отличие от норм потребления воды и пищи, норма потребления кислорода очень категоричная и снизить ее невозможно даже на короткое время. У человека нет механизмов защиты от недостатка кислорода.

Организм предъявляет высокие требования к качеству воздуха и постоянству его состава.

Химический состав и физические свойства воздуха должны обеспечивать существование человека без напряжения его компенсаторных физиологических механизмов и тем более без патологических сдвигов в состоянии здоровья.

Физические свойства и качество воздуха зависят от высоты над уровнем моря, а также от хозяйственной и промышленной деятельности людей.

Вещества, загрязняющие атмосферный воздух, многочисленны. Наиболее! часто встречаются пыль, сажа, несгоревшие частицы угля, оксид углерода, сернистый газ, сероводород, пары серной, азотной и соляной кислот, а также смолистые вещества. Под загрязнением атмосферы понимают газообразные вещества и твердые частицы, поступающие в атмосферу вследствие бытовой и производственной деятельности людей, а также в результате жизнедеятельности человека и животных.

Установлено, что яд, проникающий через легкие, действует в 80 100 раз сильнее, чем при поступлении его через желудочно-кишечный тракт. Поэтому нельзя тренироваться (бегать) вдоль дорог (автотрасс), вблизи заводов и фабрик, в долинах, расположенных поблизости от промышленных предприятий, и т. п. Надо учитывать, что если автотрассы (асфальтовые дороги) поливают (утром и вечером) водой, то процент загрязненности воздуха снижается.

Чистота воздуха имеет особое значение при проведении крупных международных соревнований в городах с загрязненной атмосферой. Так, при подготовке трассы для проведения марафона, спортивной ходьбы, велогонок определяют предельно допустимой концентрации (ПДК) и по его показателям прибегают к профилактическим мероприятиям:

1) поливают асфальтированную дорогу водой (утром и вечером);

2) в течение 3–7 дней ее закрывают для проезда общественного транспорта;

3) весной (или осенью) ее озеленяют (сажают цветы, деревья, кустарники и пр.), газоны засеивают травой. Трасса соревнований должна проходить вдали от промышленных предприятий, предпочтительнее на окраине города.

Спортсмены не должны тренироваться в черте города, рядом с шоссе. Занятия обычно проводятся в лесу, в парке, в роще, на стадионе, велосипедисты готовятся к соревнованиям на вел останках или далеко за городом, или рано утром.

В зимнее время необходимо кварцевый залов, комнат отдыха, раздевалок, также необходимы влажная уборка, проветривание. В комнатах отдыха и спальнях включают аэроионизаторы. Эко гигиена питания

При питании недоброкачественными продуктами возникает алиментарная интоксикация находящимися в них веществами. Химическое загрязнение почвы удобрениями ведет к попаданию их в продукты растениеводства, в дальнейшем в продукты животноводства (молоко, мясо), а также в овощи и фрукты. При этом пищевой (алиментарный) путь поражения людей ксенобиотиками достигает 80 % и более (в ряде случаев до 95 %) из всех путей проникновения в организм чужеродных веществ. Так, например, стойкие в окружающей среде пестициды поступают в организм человека в 95 % случаев с продуктами питания, в 4,7 % с водой, только около 0,3 % через дыхательные пути и совсем незначительное количество через кожные покровы.

Опасно для здоровья употребление продуктов, загрязненных пестицидами в количествах, превышающих максимально допустимые уровни.

В связи с этим организация рационального питания спортсменов должна быть основана на эколого-гигиенических принципах. Применение продуктов питания с повышенным содержанием различных микроэлементов может привести не только к снижению спортивной работоспособности, но и к серьезным отклонениям в состоянии здоровья. Врач команды должен проверять качество продуктов, место их производства, сроки хранения они должны отвечать современным требованиям, предъявляемым к продуктам питания спортсменов.

Практика спорта высших достижений свидетельствует о том, что питание на Олимпийских играх, чемпионатах мира и др. играет особую роль. От его качества, национальных факторов (национальные кухни), приготовления и многого другого зависит успешное выступление спортсменов. Ряд команд на чемпионаты мира по футболу привозит свои продукты, воду, поваров. Это крайне важно, так как, например, прием непривычной пищи нередко приводит к расстройствам функции желудочно-кишечного тракта. На Олимпийских играх спортсмены многих стран питаются в ресторанах, где готовиться их национальная, привычная для каждого спортсмена пища. В ряду с этим важен и питьевой режим. В жарком, влажном климате не следует ограничивать прием жидкости спортсменов.

1. Дубровский В. И. Спортивная медицина — М.: Владос, 1999. 454–460 стр.

2. Агаджанян Н. А., Шабатура Н. Н. Биоритмы, спорт, здоровье. — М.: Физкультура и спорт, 1989. 112 ст.

3. Готовцев П. И., Дубровский В. И. Спортсменам о восстановлении. — М.: Физкультура и спорт, 1981.

4. Готовцев П. И., Дубровский В. И. Самоконтроль при занятиях физической культурой. — М.: Физкультура и спорт, 1984.

5. Дубровский В. И., Готовцев П. И. Методы повышения физической работоспособности и снятия утомления у спортсменов: Методические рекомендации. — М., 1977.

6. Дубровский В. И. Реабилитация в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1991.

7. Дубровский В. И. Физические методы реабилитации в спорте: Методические рекомендации. — М., 1985.

Основные термины (генерируются автоматически): состояние здоровья, вещество, желудочно-кишечный тракт, качество воздуха, комната отдыха, окружающая среда, организм человека, соревнование, спортивная работоспособность, спортсмен, чемпионат мира.

Похожие статьи

Оставаться здоровым: воздействие бега на организм человека

Влияние занятий оздоровительным бегом на организм занимающегося человека — это вопрос, которым занималось не одно поколение

Так же занятия оздоровительным бегом положительно влияют на функцию печени, костную систему, углеводный обмен, желудочно-кишечный тракт.

Медико-экологические и географические факторы состояния.

болезнь, окружающая среда, грозный, организм человека, состояние здоровья, город, заболеваемость населения, вещество, сельская местность, уровень шума.

Производственные вредности, вызывающие преимущественно.

На сегодняшний день значительное влияние на состояние организма человека, его работоспособность оказывает микроклимат

Инфразвук — это колебание в воздухе, в жидкой или твердой средах с частотой меньше 16 Гц. Инфразвук человек не слышит, однако ощущает.

Диета до и после соревнований для спортсменов.

Влияние спортивного массажа на организм спортсменов-курашистов.

Состояния острой гипоксии у спортсменов-ныряльщиков. Качество жизни детей, занимающихся спортивными бальными танцами.

Поэтому польза воды для организма человека и для всего нашего мира огромна [1].

Качество воды влияет на наше самочувствие. Вода выводит из организма продукты

химико-биологических процессах, происходящих внутри желудочно-кишечного тракта [2].

Причины ухудшения состояния здоровья студентов

В конечном итоге именно здоровье нации определяет нравственный климат в обществе, влияет на состояние экономики и качество жизни граждан.

На третьем месте неизменно были заболевания желудочно-кишечного тракта (13,6 % в 2013 году, 13 % в 2014 году), но в 2015 и.

Спортивный туризм как средство сохранения и укрепления.

Ключевые слова: спортивный туризм, физическое развитие, физическая нагрузка, физические качества, здоровье, программа, физическое

Туризм как форма активного отдыха, оказывает благоприятное влияние на рост и укрепление опорно-двигательного аппарата человека.

Влияние природно-климатических факторов на здоровье человека

Ключевые слова: факторы внешней среды, экологические условия, здоровье человека.

Горный климат оказывает влияние на организм человека тем, что температура и

Вот почему перед ответственными соревнованиями спортсмены тренируются в горных условиях.

Правильное питание как фактор сохранения здоровья человека

Ключевые слова: правильное питание, здоровье. В современном мире человек всё меньше внимания уделяет собственному здоровью.

Организм поддерживает свой гомеостаз, т. е. состояние устойчивого равновесия всех его органов и систем с окружающей средой.

Оставаться здоровым: воздействие бега на организм человека

Влияние занятий оздоровительным бегом на организм занимающегося человека — это вопрос, которым занималось не одно поколение

Так же занятия оздоровительным бегом положительно влияют на функцию печени, костную систему, углеводный обмен, желудочно-кишечный тракт.

Медико-экологические и географические факторы состояния.

болезнь, окружающая среда, грозный, организм человека, состояние здоровья, город, заболеваемость населения, вещество, сельская местность, уровень шума.

Производственные вредности, вызывающие преимущественно.

На сегодняшний день значительное влияние на состояние организма человека, его работоспособность оказывает микроклимат

Инфразвук — это колебание в воздухе, в жидкой или твердой средах с частотой меньше 16 Гц. Инфразвук человек не слышит, однако ощущает.

Диета до и после соревнований для спортсменов.

Влияние спортивного массажа на организм спортсменов-курашистов.

Состояния острой гипоксии у спортсменов-ныряльщиков. Качество жизни детей, занимающихся спортивными бальными танцами.

Поэтому польза воды для организма человека и для всего нашего мира огромна [1].

Качество воды влияет на наше самочувствие. Вода выводит из организма продукты

химико-биологических процессах, происходящих внутри желудочно-кишечного тракта [2].

Причины ухудшения состояния здоровья студентов

В конечном итоге именно здоровье нации определяет нравственный климат в обществе, влияет на состояние экономики и качество жизни граждан.

На третьем месте неизменно были заболевания желудочно-кишечного тракта (13,6 % в 2013 году, 13 % в 2014 году), но в 2015 и.

Спортивный туризм как средство сохранения и укрепления.

Ключевые слова: спортивный туризм, физическое развитие, физическая нагрузка, физические качества, здоровье, программа, физическое

Туризм как форма активного отдыха, оказывает благоприятное влияние на рост и укрепление опорно-двигательного аппарата человека.

Влияние природно-климатических факторов на здоровье человека

Ключевые слова: факторы внешней среды, экологические условия, здоровье человека.

Горный климат оказывает влияние на организм человека тем, что температура и

Вот почему перед ответственными соревнованиями спортсмены тренируются в горных условиях.

Правильное питание как фактор сохранения здоровья человека

Ключевые слова: правильное питание, здоровье. В современном мире человек всё меньше внимания уделяет собственному здоровью.

Организм поддерживает свой гомеостаз, т. е. состояние устойчивого равновесия всех его органов и систем с окружающей средой.

Медико-биологические и педагогические науки имеют дело с человеком как с существом не только биологическим, но и социальным. Социальность – специфическая сущность человека, которая не упраздняет его биологической субстанции, ведь биологическое начало человека – необходимое условие для формирования и проявления социального образа жизни. Между тем творят историю, изменяют живой и неживой мир, созидают и разрушают, устанавливают мировые и олимпийские рекорды не организмы, а люди, человеческие личности. Таким образом, соииально-биологические основы физической культуры – это принципы взаимодействия социальных и биологических закономерностей в процессе овладения человеком ценностями физической культуры.

Вложенные файлы: 1 файл

Физ-ра.docx

Медико-биологические и педагогические науки имеют дело с человеком как с существом не только биологическим, но и социальным. Социальность – специфическая сущность человека, которая не упраздняет его биологической субстанции, ведь биологическое начало человека – необходимое условие для формирования и проявления социального образа жизни. Между тем творят историю, изменяют живой и неживой мир, созидают и разрушают, устанавливают мировые и олимпийские рекорды не организмы, а люди, человеческие личности. Таким образом, соииально-биологические основы физической культуры – это принципы взаимодействия социальных и биологических закономерностей в процессе овладения человеком ценностями физической культуры.

Организм – слаженная единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья. Отличительная особенность человека – сознательное и активное воздействие на внешние природные и социально-бытовые условия, определяющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продолжительность жизни и рождаемость (репродуктивность).

Без знаний о строении человеческого тела, о закономерностях функционирования отдельных органов и систем организма, об особенностях протекания сложных процессов его жизнедеятельности нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения, в том числе и учащейся молодежи. Достижения медико-биологических наук лежат в основе педагогических принципов и методов учебно-тренировочного процесса, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки.


Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека

Внешняя среда. На человека воздействуют различные факторы окружающей среды. При изучении многообразных видов его деятельности не обойтись без учета влияния природных факторов (барометрическое давление, газовый состав и влажность воздуха, температура окружаю щей среды, солнечная радиация – так называемая физическая окружающая среда), биологических факторов растительного и животного окружения, а также факторов социальной среды с результатами бытовой, хозяйственной, производственной и творческой деятельности человека.

Из внешней среды в организм поступают вещества, необходимые для его жизнедеятельности и развития, а также раздражители (полезные и вредные), которые нарушают постоянство внутренней среды. Организм путем взаимодействия функциональных систем всячески стремится сохранить необходимое постоянство своей внутренней: среды.

Деятельность всех органов и их систем в целостном организме характеризуется определенными показателями, имеющими те или иные " диапазоны колебаний. Одни константы стабильны и довольно жесткие (например, рН крови 7,36 – 7,40, температура тела – в пределах 35 – : 42"0), другие и в норме отличаются значительными колебаниями (например, ударный объем сердца – количество крови, выбрасываемой за одно сокращение – 50 – 200 см"). Низшие позвоночные, у которых регуляция показателей, характеризующих состояние внутренней среды, несовершенна, оказываются во власти факторов окружающей среды. Например, лягушка, не обладая механизмом, регулирующим постоянство температуры тела, дублирует температуру внешней среды настолько, что зимой все жизненные процессы у нее затормаживаются, а летом, оказавшись вдалеке от воды, она высыхает и гибнет. В процессе филогенетического развития высшие животные, в том числе и человек, как бы сами себя поместили в теплицу, создав свою стабильную внутреннюю среду и обеспечив тем самым относительную независимость от внешней среды.

Природные социально-экологические факторы и их воздействие на организм.

Природные и социально-биологические логические факторы, влияющие на организм человека, неразрывно связаны с вопросами экологического характера.

Экология (греч,oikos– дом, жилище, родина + logos – понятие, учение) – это и область знания, и часть биологии, и учебная дисциплина, и комплексная наука. Экология человека изучает закономерности взаимодействия человека с природой, проблемы сохранения и укрепления здоровья. Человек зависит от условий среды обитания точно так же, как природа зависит от человека. Между тем влияние производственной деятельности на окружающую природу (загрязнение атмосферы, почвы, водоемов отходами производства, вырубка лесов, повышенная радиация в результате аварий и нарушений технологий) ставит под угрозу существование самого человека. В городах интенсивность солнечной радиации на 15 – 20% ниже, чем в прилегающей местности, зато среднегодовая температура выше на 1 – 2"0, менее значительны суточные и сезонные колебания, ниже атмосферное давление, загрязненный воздух. Все эти изменения оказывают крайне неблагоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье человека. Около 80М болезней современного человека – результат ухудшения экологической ситуации на планете. Экологические проблемы напрямую связаны с процессом организации и проведения систематических занятий физическими упражнениями и спортом, а также с условиями, в которых они происходят.

Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности

Функциональная активность человека характеризуется различными двигательными актами: сокращением мышцы сердца, передвижением тела в пространстве, движением глазных яблок, глотанием, дыханием, а также двигательным компонентом речи, мимики.

Существуют два основных вида трудовой деятельности человека - физический и умственный труд и их промежуточные сочетания.

К неспецифическим особенностям умственного труда относятся прием и переработка информации, сравнение полученной информации с хранящейся в памяти человека, ее преобразование, определение проблемной ситуации, путей разрешения проблемы и формирование цели умственного труда. В зависимости от вида и способов преобразования информации и выработки решения различают репродуктивные и продуктивные (творческие) виды умственного труда. В репродуктивных видах труда используются заранее известные преобразования с фиксированными алгоритмами действий (например, счетные операции), в творческом труде алгоритмы либо вообще неизвестны, либо даны в неясном виде.

Занятия физическими упражнениями заметно влияют на изменение умственной работоспособности и сенсомоторики у студентов первого курса, в меньшей степени у студентов второго и третьего курсов. Первокурсники больше утомляются в процессе учебных занятий в условиях адаптации к вузовскому обучению. Поэтому для них занятия по физическому воспитанию - одно из важнейших средств адаптироваться к условиям жизни и обучения в вузе. Занятия физической культурой больше повышают умственную работоспособность студентов тех факультетов, где преобладают теоретические занятия, и меньше - тех, в учебном плане которых практические и теоретические занятия чередуются.

Утомление при физической и умственной работе

Утомление — это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности. Утомление проявляется в том, что уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии при выполнении работы одинакового характера, замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и переключения внимания, усвоения теоретического материала. Утомление связано, с ощущением усталости, и в то же время оно служит естественным сигналом возможного истощения организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения.

Утомление наступает при физической и умственной деятельности. Оно может быть острым, т.е. проявляться в короткий промежуток времени, и хроническим, т.е. носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев): общим, т.е. характеризующим изменение функций организма в целом, и локальным, затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц, орган, анализатор. Различают две фазы утомления:компенсированную ( когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма) инекомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается). Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению, а, следовательно, к перенапряжению нервной системы, обострениям сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенным болезням, снижению защитных свойств организма. Физиологической основой всех этих явлений является нарушение баланса возбудительно-тормозных нервных процессов. Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, оно связано со способностью центральной нервной системы долго работать с перегрузками, а это в конечном итоге может привести к развитию запредельного торможения, к нарушению слаженности взаимодействия вегетативных функций.

Устранить утомление возможно, повысив уровень общей и специализированной тренированности организма, оптимизировав его физическую, умственную и эмоциональную активность.

Профилактике и отдалению умственного утомления способствует мобилизация тех сторон психической активности и двигательной деятельности, которые не связаны с теми, что привели к утомлению. Необходимо активно отдыхать, переключаться на другие виды деятельности, использовать арсенал средств восстановления.

Биологические ритмы и работоспособность

Биологические ритмы или биоритмы – это более или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов. Способность к таким изменениям жизнедеятельности передается по наследству и обнаружена практически у всех живых организмов. Биоритмы подразделяются на физиологические и экологические. Физиологические ритмы, как правило, имеют периоды от долей секунды до нескольких минут. Это, например, ритмы давления, биения сердца и артериального давления. Имеются данные о влиянии, например, магнитного поля Земли на период и амплитуду энцефалограммы человека. Период (частота) физиологического ритма может изменяться в широких пределах в зависимости от степени функциональной нагрузки (от 60 удар/мин сердца в покое до 180-200 удар/мин при выполнении работы).

Период экологических ритмов сравнительно постоянен, закреплен генетически (т.е. связан с наследственностью). Экологические ритмы по длительности совпадают с каким-либо естественным ритмом окружающей среды. К ним относятся суточные, сезонные (годовые), приливные и лунные ритмы. Благодаря экологическим ритмам, организм ориентируется во времени и заранее готовится к ожидаемым условиям существования. Многие животные еще до наступления холодов впадают в зимнюю спячку или мигрируют. Таким образом, экологические ритмы служат организму как биологические часы.

В современных условиях приобрели значимость социальные ритмы, в плену которых мы находимся постоянно: начало и конец рабочего дня, укорочение отдыха и сна, несвоевременный прием пищи, ночные бдения. Социальные ритмы оказывают все возрастающее давление на ритмы биологические, ставят их в зависимость, не считаясь с естественными потребностями организма. Студенты отличаются большей социальной активностью и высоким эмоциональным тонусом, и, видимо, не случайно им присуща гипертоническая болезнь более, чем их сверстникам из других социальных групп.

Итак, ритмы жизни обусловлены физиологическими процессами в организме, природными и социальными факторами: сменой времен года, суток, состоянием солнечной активности и космического излучения, вращением Луны вокруг Земли (и расположением и влиянием планет друг на друга), сменой сна и бодрствования, трудовых процессов и отдыха, двигательной активности и пассивного отдыха. Все органы и функциональные системы организма имеют собственные ритмы, измеряемые в секундах, неделях, месяцах и годах. Взаимодействуя друг с другом, биоритмы отдельных органов и систем образуют упорядоченную систему ритмических процессов, которая и организует деятельность целостного организма во времени.


ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ НА ОРГАНИЗМ СТУДЕНТОВ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема занятия физической культурой на свежем воздухе на сегодняшний день также актуально, как и раньше. Можно сказать, что эта темя еще более важна сегодня, поскольку в наше время человека всегда окружают машины, бытовые приборы и мн. др., что отрицательно сказывается на его здоровье, поэтому важно заниматься физической культурой на улице, особенно в сквере, лесополосе и т.п., так как происходит не только физическое развитие, а ещё и улучшение здоровья. Тренировки на свежем воздухе полезны и зимой, и летом.

Почти все люди стараются вести здоровый образ жизни. Первым делом они начинают посещать тренажерные залы и фитнес клубы. Однако эти занятия происходят в закрытом помещении. В летний период, не всегда хочется идти в душные гимнастические и тренажерные залы. Превосходный выход из сложившейся ситуации - занятия спортом на свежем воздухе.

По мнению ученых такие занятия более полезны не только с точки зрения физического развития, но и психологически. Современные научные исследования доказывают, что спортивные тренировки на свежем воздухе увеличивают активность занимающегося, улучшают настроение и заряжают энергией. Повышается психологическая устойчивость, значительно уменьшается депрессия, тревога, уменьшаются приступы гнева, общее напряжение.

Для того чтобы выяснить преимущества занятий физкультурой на свежем воздухе, перед занятиями в помещении ученые провели серию исследований. В них приняли участие порядка 833 волонтеров. По результатам исследования выяснилось, что волонтеры с большим усердием занимались физическими упражнениями на свежем воздухе, чем в помещении. Это способствовало увеличению продолжительности занятий и стимулировало для продолжения занятий, т.е. подтвердилась гипотеза о том, что можно получить дополнительные стимулы от занятия спортом на улице. Полученные данные эксперимента полностью подтверждают прямую зависимость психического и физического благополучия от занятий спортом на свежем воздухе.

Данная тема нас заинтересовала еще и потому, что 70 % занятий в АлтГУ проводится на лыжной базе, в лесополосе - далеко шумных и загазованных улиц.

Осенью и весной, пока погодные условия позволяют, занятия проводятся в основном по легкой атлетики, общей физической подготовки. В занятия включаются и спортивные игры, благодаря наличию баскетбольной и волейбольной площадке на базе.

Когда приходит зима - студенты изучают лыжную подготовку. В то время, когда начинаются дожди - занятия проходят в бассейне и в спортивных залах.

Нами было проведено анкетирование студентов 1- 3 курсов, с целью выяснить где им больше нравиться заниматься и почему. В анкетировании приняло участие 1000 студентов. Результаты показали, что 76 % студентов с большим удовольствием посещают занятия на лыжной базе, чем в зале. Но почти 30% опрошенных не устраивает тот факт, что лыжная база находится далеко, приходится тратить больше времени и денежных средств.

Результаты нашего анкетирования были ожидаемы, ведь всем известно, что занятия на свежем воздухе оказывает благотворное влияние не только на функциональное состояние организма и физическую подготовленность, такие занятия в большей степени увеличивают работоспособность, насыщая организм кислородом, а также положительно влияя на эмоциональную сферу.

Пребывание на открытом воздухе повышает обменные процессы организма, укрепляет сосуды и нервы кожи, возбуждает мозговую деятельность, улучшает работу сердца, повышает общий тонус организма. [3]

Температура воздуха, как правило, ниже температуры тела человека, что и вызывает раздражение кожной поверхности слизистых оболочек, дыхательных путей и заложенных в них нервных аппаратов. Систематические раздражения кожи и слизистых холодным воздухом закаляют организм, делая его более устойчивым к неблагоприятным условиям внешней среды.

По результатам проведённого нами анкетирования среди студентов, мы выявили, что 70% опрошенных заметили, что их самочувствие при занятиях на улице лучше, нежели при занятиях в зале. Результаты показали, что во вне учебное время физической культурой занимаются практически весь год лишь 12% опрошенных.Число занимающихся с сентября по май составляет треть от всех респондентов, а с мая по сентябрь более трети числа студентов. Главным мотивом, побуждающим к занятиям в летний период, выступает желание подкорректировать своё физическое состояние и фигуру, а также благоприятный сезонный период для занятий физической культурой. Совсем не занимаются физической культурой 24% опрошенных студентов.

Занятия на улице помогают не только улучшить физическую форму и самочувствие, но и психическое состояние: вид деревьев, природных ландшафтов и явлений снимают стресс и раздражение, а также имеют большое эстетическое рекреативное значению, в то время как привычная обстановка зала угнетает и способствует накоплению отрицательных эмоций.

Действие природы на организм человека можно рассматривать с нескольких сторон: с экологической, санитарно-гигиенической, психологической, физиологической. Но особенно важным является эстетическое рекреативное значение природного ландшафта.

Также выявлена зависимость между занятиями физическими упражнениями на свежем воздухе и успеваемостью студентов. Это связано с закаливающим фактором: вследствие снижения уровня заболеваемости, возрастает уровень посещаемости занятий, следовательно, и материала усваивается больше.

Зимой у студентов появляется великолепная возможность заниматься зимними видами спорта, это в первую очередь лыжи и скандинавская ходьба. Беговые лыжи непревзойдённое средство для развития общей выносливости и аэробной производительности.

Рекомендации для занятия физической культурой на свежем воздухе зимой. Существует несколько рекомендаций, соблюдая которые вы сможете обезвредить уличные тренировки зимой.

Минимальная температура, при которой рекомендуется заниматься на открытом воздухе, это минус 20 градусов. Но этот совет справедлив только в безветренную погоду. При сильном ветре и при показателях влажности выше 90% температурный порог не должен быть ниже минус 15 градусов.

Интенсивность и характер нагрузок в зимнее и летнее время отличаются. Разминку в зимний период лучше начинать с лёгкой ходьбы постепенно переходя на бег, также необходимо сделать несколько упражнений на плечевой пояс. Кроме того, основными рекомендациями для занятий на улице являются регулярность, постепенность и адекватность нагрузок подготовленности. Очень важно паузы отдыха делать активными (то есть двигаться даже в перерывах между подходами). Продолжительность занятия в начале не должна превышать получаса. При регулярных занятиях продолжительность можно довести до полутора часов. Противопоказаний, кроме как острые заболевания и повышенная температура, для занятий на свежем воздухе нет.

Одежда – очень важная составляющая уличной тренировки зимой. Ведь от нее зависят не только спортивные достижения, но и самочувствие. Основными требованиями к одежде для занятий физкультурой, помимо чисто спортивных требований (свобода движений, лёгкость и т.д.), становятся требования к защите от ветра, удержание тепла и отведение излишней влажности. Современная, технологичная одежда отвечает всем этим требованиям.

Занятия физической культурой на свежем воздухе улучшают здоровье и физическое развитие человека. Физические упражнения на свежем воздухе оказывают положительное влияние не только на функциональное состояние организма и физическую подготовленность, такие занятия в большей степени увеличивают работоспособность, насыщая организм кислородом, а также положительно влияя на эмоциональную сферу.

Список литературы:

1.Новиков А. Д. Теория и методика физического воспитания / Под общ. ред. А.Д. Новикова, Л.П. Матвеева. Т.1. - М.: Физкультура и спорт, 1967. - 526 с

Читайте также: