Как влияет правосудие на преступность

Обновлено: 30.06.2024

Появление преступлений и преступности тесно связано с введением уголовноправовых запретов. В этом ракурсе преступность можно рассматривать как форму отношения общества к различным проявлениям опасности, которые в период дикости, были нормой. Обозначая в качестве запретных и преступных те или иные деяния, общество демонстрирует свое отрицательное отношение к ним, стремление избавиться от них, пытается предотвратить совершение таких деяний.

Социальное отрицание преступности – негативная оценка обществом деяний, представляющих опасность (как для общества в целом, так и для отдельных людей), установление запретов на них, социальные акции по предотвращению и пресечению таких деяний.

Сущность социального отрицания преступности заключается в следующем:

1) преступность начинает проявлять себя с момента возникновения общества и появления нормативного регулирования;

2) будучи результатом социальных процессов и сопутствуя им, преступность в обществе играет деструктивную роль, мешает эффективному функционированию социальных механизмов, препятствует нормальной жизни людей, отрицает порядок и безопасность;

3) общество (общественные организации и социальные объединения), государство (государственные органы и должностные лица), отдельные граждане, стремясь к установлению порядка и социальной стабильности, обеспечению покоя и безопасности, в той или иной форме отрицают преступность – деструктивно воздействуют на нее.

Исторический опыт показывает: за все время существования человечества уничтожить преступность люди не смогли ни в одной стране мира. Ни сверхжесткими мерами, ни гуманными социальными реформами избавить общество от преступности никогда и никому не удавалось. Это факт. Он признается всеми и никем не оспаривается. Однако оценки этого факта различны. Одни полагают преступность явлением нормальным и даже полезным (Дюркгейм). Другие моделируют социальный идеал – общество без преступности – и доказывают, что при правильном подходе его можно воплотить в жизнь (Фихте, Маркс, Фромм).

Для того чтобы верно оценить возможности человечества в воздействии на преступность, необходимо иметь в виду и другие бесспорные факты:

1. Человека можно удержать от преступления (переубедить, запугать). Человека можно поставить в такие условия, что он не захочет или не сможет совершить преступление. Начавшееся преступление можно пресечь.

2. В разных странах уровень, структура и характер преступности разные. В одних странах характеристики преступности социально приемлемы, уровень ее низок, в других – высок. Это значит, что при создании в обществе благоприятных условий параметры преступности могут измениться к лучшему.

Преступность – явление изменчивое. Даже в одной и той же стране ее характеристики изменяются то в лучшую, то в худшую сторону в зависимости от ситуации в стране, в зависимости от государственной политики.

В одной и той же стране преступность по регионам распределена неравномерно. В некоторых городах она необычайно велика, в ряде регионов уровень ее низок. Исследователями зафиксированы такие населенные пункты, где в течение многих лет и даже десятилетий никто не совершает преступлений.

Исследования этнологов свидетельствуют, что существует тип общества, не продуцирующий преступлений.

3. Социальные эксперименты свидетельствуют, что определенными мерами преступность в стране (регионе) можно снижать. Например, после раздела Германии в 1945 году в западной (ФРГ) и восточной (ГДР) частях некогда единой страны преступность стала постепенно меняться в силу различия социальных систем. Уже через 10 лет коэффициент преступности в ГДР оказался в несколько раз ниже, чем аналогичный показатель в ФРГ. В 1980 году ГДР специальным комитетом ООН была отнесена к четырем наиболее благополучным в плане преступности государствам мира, в то время как в ФРГ уровень преступности приобретал угрожающие размеры.

После принятия в средине 90-х и реализации в Северном округе Москвы специальной молодежной программы преступность несовершеннолетних там значительно уменьшилась.

Указанные факты свидетельствуют, что преступность поддается социальному воздействию, которое может как уменьшать, так и увеличивать ее масштабы и общественную опасность.

Анализ диалектики социального развития позволяет обосновать гипотезу об увеличении удельного веса справедливости в общественных отношениях по мере исторического процесса. Гегелевская концепция развития посредством разрешения противоречий дает основание рассматривать преступность как одно из проявлений диалектического закона отрицания отрицания.

Кратко суть этой концепции можно сформулировать в виде следующих тезисов:

1. Право есть проявление ниспосланной людям высшей справедливости.

2. Правящие круги (власть) формулируют законы, которые претендуют на то, чтобы быть отображением высшего права в человеческих установлениях. В реальности эти законы не соответствуют праву по двум причинам:

– люди не способны в короткий срок адекватно уяснить сущность высшей справедливости;

– из корысти правящие круги устанавливают такие порядки, которые выгодны лишь им (подлинная справедливость улучшит жизнь большинства, но ухудшит жизнь правящей элиты).

3. Если законы и порядки в стране не соответствуют ниспосланному свыше праву, если они несправедливы, люди нарушают их.

4. Преступность в своеобразной форме отрицает несправедливость общественного и государственного устройства.

5. Власть во избежание бунта и революции делает законы более справедливыми.

6. Народ смещает носителей власти, и новая власть делает законы более соответствующими праву.

7. По мере более глубокого постижения народом справедливости, он вновь проявляет недовольство новыми законами, уровень соответствия которых праву перестает удовлетворять его.

8. Все повторяется до тех пор, пока законы не будут полностью соответствовать праву.

Таким образом, отрицание справедливости порождает преступность. Преступность отрицает несправедливость. Справедливость отрицает преступность. При установлении всеобщей справедливости преступность исчезнет. Возможно, это произойдет очень нескоро, но логика мирового процесса такова.

Объективная логика бытия отрицает преступность. В глобальной исторической перспективе торжество справедливости неизбежно.

Характеристика основных подходов к воздействию на преступность

К числу наиболее распространенных подходов к противодействию криминалу относятся:

– борьба с преступностью;

Предупреждение преступности – деятельность государственных и общественных органов, направленная на удержание граждан от совершения преступлений. Сущностью предупреждения преступности является предупреждение отдельных преступлений, т.е. предупреждение не всей преступности, а какой-то ее части. Применительно к преступности в целом, преступности как социальному явлению употребление термина предупреждение следует признать не вполне точным, ведь предупредить можно только то, что еще не возникло.

Корректно говорить о предупреждении возникновения отдельных видов преступлений. Например, в 80-х годах в нашей стране можно было бы создавать программы предупреждения компьютерной преступности, которой в то время у нас не было.

Теория предупреждения преступности возникла в советское время и оказалась весьма устойчивой в силу ее идеологического соответствия духу того времени. Преступность в советское время рассматривалась как следствие пережитков капитализма, и основная криминологическая парадигма неплохо вписывалась в этот догмат: с преступностью, пришедшей из капитализма, – бороться, преступность социалистическую (которой якобы нет) – предупреждать. Борьба предполагала жесткое, карательное воздействие. Предупреждение основывалось, главным образом, на умеренных реформах, стабильном улучшении уровня жизни, идеологических, педагогических и пропагандистских мерах. В таком сочетании было немало рационального, что позволяло достаточно успешно воздействовать на преступность.

Профилактика преступности обычно рассматривается как аналог предупреждения, что вряд ли правильно. Дело тут не только в терминологической корректности. Профилактика – термин медицинский, дословно означающий защиту от чего-либо. В рамках криминологической теории корректно исследовать два аспекта профилактики:

– защиту от преступности потенциальных жертв (виктимологическая профилактика);

Криминальные сети расставляет людям как преступный мир (криминальная самодетерминация), так и сложные жизненные ситуации. Соответственно, одним из вариантов реализации этого направления воздействия на преступность является подготовка людей к оптимальному поведению в криминогенной ситуации с тем, чтобы удержать самого себя от сползания за опасную грань преступления. Это направление могло бы охватить подготовку граждан к разрешению межличностных конфликтов законными способами, а также формирование умения зарабатывать на жизнь в рамках закона. Сейчас все больше внимания уделяется профилактике серийных убийств: здесь главное – научить человека защищаться от самого себя, от тех негативных импульсов в психике, которые толкают его на кровавые преступления.

Помимо психологической подготовки, профилактика преступности предполагает:

– социальную поддержку граждан, оказавшихся в тяжелых условиях;

– постепенное устранение источника криминальной самодетерминации (организаторов преступной деятельности, криминальной среды и криминальной культуры).

Борьба с преступностью

Борьба с преступностью предполагает жесткие формы отрицания преступности. Как правило, с борьбой ассоциируется розыск, задержание преступников и привлечение их к ответственности либо уничтожение их при сопротивлении. На сегодняшний день борьба является важнейшей компонентой любой стратегии воздействия на преступность.

Уже сейчас мы можем наблюдать ряд проявлений этого дисбаланса: при неблагоприятных изменениях преступности ответственность возлагается на МВД и прокуратуру, в то время как рост преступности обычно бывает вызван неудачными акциями политиков, экономистов, негативным воздействием средств массовой информации. Некорректность научной концепции, как правило, оборачивается серьезными пороками практики.

Доктрина контроля преступности

Доктрина контроля в скрытой форме содержит идею примирения общества с преступностью, что сковывает государственную инициативу противодействия этому общественно опасному явлению и готовит людей к спокойному восприятию перспективы значительной криминализации общества. Политическая задача указанной доктрины – подчеркнуть, что преступность – вечное явление, устранить его невозможно, максимум, что может сделать государство, это контролировать его развитие, сводя к минимуму опасные для общества перемены его характеристик.

При этом никому не удалось научно обосновать параметры криминальной нормы – какой уровень преступности в обществе нормален, а какой оказывается превышением нормы. Поэтому норма определяется, как правило, по факту: стабильный уровень преступности – это норма, а если уровень начинает расти – это отклонение от нормы. Через некоторое время норма меняется – нормой становится преступность, которую удалось стабилизировать на более высоком уровне. А если преступность растет постепенно, маленькими темпами (например, полпроцента в год), то и этот процесс считается нормой.

Основной методологический порок данной доктрины заключается в том, что она изначально ограничивает уровень притязаний общества в отрицании преступности сдерживанием масштабов этого феномена в определенных пределах (феномен консервации криминала).

Концепция разрушающего воздействия на преступность

Любой способ социального противодействия преступности также оказывается одной из форм воздействия на данное общественно опасное явление. Все, что делает и что может делать человечество для избавления от криминала либо для ограничения этого зла в некоторых социально терпимых пределах, есть воздействие на преступность.

Концепция воздействия позволяет синтезировать все подходы к отрицанию преступности, сохранив в них все, представляющее научную и практическую ценность. Разработка ее позволяет, очистив научную теорию от идеологических антагонизмов различных социальных систем, сохранить криминологические идеи, представляющие общесоциальную значимость. На ее основе можно синтезировать различные виды воздействия на преступность (сдерживающие, стабилизирующие, разрушающие). Это открывает возможность органически сочетать контроль криминала и социальные реформации в рамках единой стратегии воздействия на преступность.

Значение концепции воздействия на преступность не ограничивается проблемами повышения объективности научной теории. В силу предельной широты данного понятия оно охватывает все явления и процессы, способные оказать то или иное воздействие на преступность. А это в свою очередь, существенно расширяет зону поиска указанных феноменов, делает возможным анализ их места и роли в оптимальной системе воздействия.

Структура воздействия на преступность

– явление воздействующее (субъект);

– явление, на которое оказывается воздействие (объект);

Объект антикриминального воздействия

Сложность анализа объекта антикриминального воздействия определяется не только сложным характером этого процесса (непосредственное и опосредованное воздействие), но и тем, что в современной криминологии понимание преступности достаточно неоднозначно.

Потребность определить объект антикриминального воздействия вытекает из нужд практики. Если, стремясь разрушить преступность, мы будем воздействовать не на то, что надо, результат окажется негативным. Не вступая в дискуссии по поводу чистоты научной терминологии, попытаемся разобраться:

– какое явление мешает людям нормально жить, подрывает основы общественного бытия, государственности и в силу этого должно быть объектом криминологических исследований, а также разрушающего воздействия;

– на что необходимо воздействовать, чтобы разрушить это явление или, по меньшей мере, воспрепятствовать его развитию, уменьшить его общественную опасность.

Опасность человеческому бытию таит многое. Очевидно, что среди обширного массива опасных явлений криминологию интересуют лишь те, что связаны с человеческой деятельностью. Человек, будучи довольно слабым существом, оказался способен приносить несоизмеримо больше бед и опасностей для своих собратьев, чем неукротимые силы стихии. Число погибших и искалеченных от ураганов и землетрясений значительно меньше количества пострадавших от убийств и истязаний. Именно от этой деятельности, несущей людям смерть, увечья, попранную справедливость, унижения и страдания, призвана избавить человечество криминология (по крайней мере, искать пути избавления).

Для достижения целей всеобщего благоденствия оптимальным объектом воздействия является любая деятельность, причиняющая кому-либо из людей вред. Однако ограниченные возможности обусловили то, что весь массив опасной для людей деятельности был поделен на классы в соответствии со степенью опасности: преступления, проступки, неодобряемое поведение. В реальной жизни этот процесс не был похож на логическую операцию классификации. Вначале интуитивно люди выделяли самые опасные деяния, запрещали их и принимали доступные меры избавления от них. Со временем в этом процессе стали участвовать законодатели, ученые. Постепенно данная классификация стала вполне отработанной. Таким образом, можно констатировать, что объектом антикриминального воздействия, на который должна быть направлена активность людей (активность, связанная с разрушением или ограничением развития), является человеческая деятельность, квалифицируемая обществом как преступная.

Общественно опасная деятельность как совокупность совершаемых в определенный момент (момент воздействия) преступных деяний является тем объектом, на который должно быть направлено непосредственное антикриминальное воздействие. Этот объект является своеобразной точкой отсчета: все, что с ним связано, – это будут его причины, условия или показатели его состояния и развития.

Итак, воздействие на преступность есть воздействие на процесс совершения преступлений.

Это воздействие может осуществляться:

– непосредственно (пресечение преступлений);

При опосредованном воздействии объектами становятся готовность совершить преступление и причины возникновения этой готовности к криминальной деятельности.

Таким образом, основными элементами объекта антикриминального воздействия являются:

1) процесс совершения преступлений;

2) готовность совершить преступление;

3) причины формирования криминальной готовности.

Меры воздействия на преступность

Исторический анализ показывает, что за тысячелетия человеческой практики выкристаллизовались следующие глобальные методы воздействия на преступность:

– обеспечение удовлетворенности людей;

– изоляция лиц, представляющих общественную опасность;

– защита и самозащита объекта (предмета) преступного посягательства (воспрепятствование наступлению тяжких последствий в результате нарушения правил безопасности).

Как видим, методов не так уж много – велико число форм и способов их реализации. В умении оптимально сочетать эти методы, использовать различные способы их реализации заключается искусство политика. Суть оптимальной стратегии – в своевременном изменении акцентов при использовании всей гаммы методов: интенсифицируя одни виды воздействия и ослабляя другие в зависимости от параметров изменяемого объекта.

Под воспитанием имеется в виду процесс управляемой социализации (процесс передачи социального опыта и организации личного опыта). Социальными инструментами воспитания выступают семья, школа, община, религия, идеология, культура, право (установление и реализация ответственности), средства массовой информации, исправительные структуры для правонарушителей и центры коррекции для лиц, имеющих психофизиологические аномалии.

Обеспечение удовлетворенности граждан достигается, с одной стороны, формированием низких стандартов материального потребления и стереотипов высокой духовности, с другой – повышением уровня удовлетворения материальных и духовных потребностей. Мировая история показывает, что наибольшую неудовлетворенность людей вызывает социальное неравенство и несправедливость, поэтому уже в древности справедливое государственное устройство и сглаживание социальных противоречий стало рассматриваться как один из основных способов обеспечения удовлетворенности населения. Практика социального реформаторства и социальных революций выступает инструментом решения этой проблемы (если реформы шли слишком медленно либо в неверном направлении, это обычно сначала вызывало рост преступности, а затем – социальный взрыв).

Научно - исследовательский институт юстиции по вопросам преступности Организации Объединенных Наций и ( ЮНИКРИ ) является одним из пяти Организации Объединенных Наций исследовательских и учебных институтов. Институт был основан в 1968 году для оказания помощи международному сообществу в разработке и реализации более совершенной политики в области предупреждения преступности и уголовного правосудия . В настоящее время его работа сосредоточена на цели 16 Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года , которая направлена ​​на содействие созданию мирных, справедливых и инклюзивных обществ, свободных от преступности и насилия.

Институт является автономным учреждением и управляется Попечительским советом. В настоящее время в компании работает около 100 сотрудников, которые распределены между штаб-квартирой в Турине и разветвленной сетью офисов.

В соответствии с резолюцией ЭКОСОС № 1989/56 [3] в 1989 году институт был переименован в Межрегиональный научно-исследовательский институт Организации Объединенных Наций по вопросам преступности и правосудия (ЮНИКРИ). Его мандат был расширен за счет принятия его нынешнего устава. [4] В 2000 году штаб-квартира ЮНИКРИ была перенесена из Рима в Турин .

С 2000 года ЮНИКРИ открыл отделения связи в Брюсселе и Женеве. В 2017 году он создал Центр передовой робототехники в Гааге, а также Центры передового опыта по снижению химических, биологических, радиологических и ядерных рисков в Алжире, Аммане, Маниле, Найроби, Рабате, Ташкенте и Тбилиси в партнерстве с Европейской комиссией. Объединенный исследовательский центр. [5]

ЮНИКРИ структурирует свою деятельность для удовлетворения выявленных потребностей государств-членов в соответствии с Повесткой дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Его программная деятельность вытекает из приоритетов, определенных Ежегодной комиссией ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Текущие приоритеты Института включают, в частности , деятельность, связанную с организованной преступностью ; правосудие по делам несовершеннолетних; борьба с терроризмом ; безопасность крупных мероприятий; международное уголовное право ; перспективы преступности, правосудия и безопасности для новых технологий, таких как искусственный интеллект и робототехника ; коррупция ; торговля людьми ; незаконный оборот; подделка ; киберпреступность ; преступления против окружающей среды ; домашнее насилие; Угрозы CBRN и злоупотребление наркотиками .

Институт стремится к тесному международному и межрегиональному сотрудничеству и поощряет обмен информацией и опытом на всех уровнях.

Штаб-квартира ЮНИКРИ находится в кампусе Организации Объединенных Наций в Турине , Италия. У него есть офис по связям в Риме, а также проектные офисы в Алжире, Аммане, Брюсселе, Женеве, Маниле, Найроби, Рабате, Ташкенте, Тбилиси и специализированный Центр искусственного интеллекта и робототехники в Гааге.

В рамках своего широкого мандата по разработке и осуществлению более совершенной политики в области предупреждения преступности и борьбы с ней миссия ЮНИКРИ заключается в продвижении правосудия и верховенства права в поддержку мира и устойчивого развития. ЮНИКРИ работает в специализированных нишах и отдельных областях в областях предупреждения преступности, правосудия, управления безопасностью, а также рисков и преимуществ технологических достижений. ЮНИКРИ обеспечивает жизненно важную основу для политики и операций Организации Объединенных Наций посредством своих программ специальной подготовки и создания потенциала. Институт служит каналом для передачи новаторских идей как внутри, так и за пределами системы Организации Объединенных Наций. [6]

Благодаря своим исследованиям, оценке потребностей и анализу развивающихся тенденций, а также обратной связи, полученной от партнеров, ученых, субъектов гражданского общества, политиков и практиков, ЮНИКРИ определил следующие угрозы и вызовы в своих стратегических программных рамках [7] на этот период 2019–2022:

  • Радикализация и насильственный экстремизм: отсутствие ответных мер, зависящих от контекста, слабая система уголовного правосудия и пробелы в национальном и транснациональном сотрудничестве;
  • Участие транснациональной организованной преступности на законных и незаконных рынках: теневая экономика, незаконные финансовые потоки и возможные связи с террористическими сетями;
  • Слабое управление безопасностью, слабое верховенство закона и отсутствие подотчетности институтов в постконфликтных районах;
  • Высокотехнологичная безопасность: глобальные угрозы и решения;
  • Угрозы многолюдным местам и уязвимым целям;
  • Уязвимость к преступной эксплуатации, гендерному неравенству и нарушениям прав человека в отношении уязвимых групп населения;
  • Возникающие тенденции в сфере преступлений, влияющих на окружающую среду: незаконная добыча, использование и торговля природными ресурсами и незаконный оборот опасных веществ.

Рамочная основа содержит следующие шесть стратегических приоритетов:

  1. Предупреждение насильственного экстремизма и противодействие ему;
  2. Противодействие организованной преступности и борьба со всеми формами торговли людьми и незаконными финансовыми потоками;
  3. Укрепление законности в постконфликтных странах;
  4. Безопасность благодаря исследованиям, технологиям и инновациям;
  5. Реагирование на угрозы и снижение рисков: управление безопасностью;
  6. Предупреждение преступности за счет защиты и расширения прав и возможностей уязвимых групп.

Ответы на вопросы уголовного правосудия, безопасности и управления, выделенные в Рамочной программе, были тщательно продуманы для поддержки и содействия достижению целей в области устойчивого развития. Приоритеты Института согласованы, в частности, с Целью 16 (Содействие мирному и инклюзивному обществу в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и инклюзивных институтов на всех уровнях), но они также связаны с рядом других Цели (2–6, 8, 9, 11, 14 и 15). [8]

ЮНИКРИ полностью финансируется за счет добровольных взносов и не получает никакого финансирования из регулярного бюджета Организации Объединенных Наций. ЮНИКРИ осуществляет свои программы при щедрой поддержке ряда государств-членов и других доноров, в том числе международных и региональных благотворительных организаций и фондов. [9]

ЮНИКРИ сотрудничает с рядом официальных партнеров, включая национальные правительственные учреждения, международные организации, неправительственные организации и университеты. Институт поддерживает тесные рабочие отношения с органами и агентствами ООН, особенно с Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН).

Убийство девятилетней Елизаветы Киселевой по дороге в школу в Саратове потрясло Россию. Вслед за горожанами, желающими самосуда, политики заговорили об отмене моратория на смертную казнь. Заявления такого рода от политиков сложно расценивать иначе как популизм. Гораздо полезнее обсудить политические и организационные решения, которые могли бы предотвратить такие случаи.

Криминология пока не может предоставить бесспорных доказательств эффективности смертной казни как меры предотвращения тяжких насильственных преступлений. Тяжкие преступления – это в основном спонтанные события. Преступник не ведет себя в таких случаях рационально, а значит, он не успевает подумать о последствиях. Помимо прочего смертная казнь – это дорогостоящий способ наказания. Сюда включается множество дополнительных издержек – в частности, затраты на оспаривание решения суда и иные процессуальные гарантии. Не стоит забывать, что даже при наличии возможности пересмотра дела мы не можем полностью исключить судебную ошибку.

Что касается рецидивной преступности (обвиняемый в убийстве девочки был судим), обзор исследований говорит, что строгие санкции не снижают риск повторных преступлений, который может даже увеличиваться при более строгих наказаниях, например тюремном сроке, в сравнении с менее строгими, например пробацией. Также уровень рецидивизма не снижается при увеличении сроков наказания.

Саратовские власти уже объявили о проверке безопасности школ и подходов к ним. Для этого предлагается создать специальные комиссии из представителей полиции и администрации школ. Почему этого не было сделано в рамках уже имеющегося взаимодействия полиции и работников образования в ходе работы тех же комиссий по делам несовершеннолетних и регулярных совместных рейдов?

Меры административного надзора за обвиняемым в убийстве девочки в данном случае также не имели особого успеха. Он имел непогашенную судимость, а это означает, что представители двух федеральных ведомств – ФСИН и МВД – должны были взаимодействовать с ним на регулярной основе.

Для контроля за освободившимися условно-досрочно (УДО) среди участковых уполномоченных полиции на уровне районного отдела полиции обычно выделяется специализированная позиция. Работа состоит в том, чтобы заблаговременно связаться с представителями ФСИН по всем случаям УДО, помочь собрать материал о месте проживания бывшего осужденного и перспективах трудоустройства. Представитель МВД, так же как представитель инспекции ФСИН, практически не занят повседневным контролем, а выполняет большой объем именно бумажной работы – оформляет дела, ведет переписку – и в лучшем случае встречается с бывшим осужденным раз в год.

А в отношении некоторых групп людей участковый не сможет осуществить полноценный мониторинг, даже если будет посещать их исправно. Так, люди, которые официально признаны медицинской системой психически нездоровыми и социально опасными, должны посещаться участковым не менее двух раз в год. Специальной психологической или медицинской подготовки участковые не получают, и потому если и осуществляют проверки, то формально.

Комплексного подхода к реабилитации лиц, вышедших из мест лишения свободы, не имеют и социальные службы. После освобождения многие бывшие осужденные сталкиваются с проблемами отсутствия жилья и каких-либо сбережений. Не существует системного учета потребностей освобождающихся граждан в социальной поддержке. В России отсутствует единая служба пробации, которая бы оказывала социальную поддержку осужденным. Региональные ГУФСИН и УФСИН сотрудничают с центрами занятости, социальной адаптации и другими органами социальной поддержки, а также с НКО, но их ресурсов не хватает, чтобы помочь всем.

Для работы с бывшими осужденными есть две основные опции: пробация и реабилитационные программы. Реабилитация включает в себя лекции, групповую и индивидуальную психотерапию. Пробация может включать в себя реабилитацию, но она также подразумевает наличие санкций – например, дополнительные штрафы, необходимость отмечаться, посещения инспектора. Реабилитационные программы направлены на развитие чувства ответственности, навыков самоконтроля и прогнозирования последствий противоправного поведения, работу с наркотической и алкогольной зависимостью. В мировой практике существует множество техник такой работы: когнитивно-поведенческая терапия, моделирование, ролевые игры и т. д.

Обзор исследований показал, что реабилитационные программы ведут к уменьшению рецидивизма не меньше чем на 10%. В среднем такие программы сокращают уровень рецидивизма на 20%, что больше среднего эффекта от различных санкций, к которым относятся лишение свободы и УДО с сопровождением.

Такие программы дороги. Поэтому в первую очередь участвовать в них следует лицам с высокой вероятностью совершения нового преступления. Помимо стабильно высокого и стабильно низкого существует динамический риск-фактор, который при определенных обстоятельствах может быть снижен. К динамическим риск-факторам относятся наркотическая и алкогольная зависимость, так как людям, страдающим от этих заболеваний, можно помочь войти в ремиссию.

Применяемые сейчас меры профилактики рецидивной преступности в России работают слабо, а репрессивный подход – ужесточение наказания – не влияет на нее вовсе. Необходимо переосмыслять подход к профилактике. Отрадно, что саратовские власти стремятся решить проблему через уменьшение рисков, связанных с городской средой. Нужно не забыть и про более сложные и комплексные решения по работе с бывшими заключенными.

Авторы — младший научный сотрудник и научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге

В обывательской жизни понятия преступления, проступка, правонарушения часто путаются, правонарушения принимаются за преступления, а действия, на первый взгляд не дотягивающие до криминала, в действительности являются преступлением. Не каждое правонарушение или проступок является преступлениям. Уголовный закон в общей части, а именно в ст. 14 УК РФ определяет преступление, как общественно опасное деяние, совершенное виновно и запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания. Часть вторая той же статьи говорит, что не будет являться преступлениям деяние, либо бездействие, хотя формально и содержащее признаки преступления, но не представляющее общественной опасности в силу малозначительности.

Таким образом, преступлением является деяние, содержащее следующие признаки:

— общественная опасность (материальный признак), то есть способность деяния причинить вред охраняемым законом интересам, либо создать угрозу его причинения;

— уголовная противоправность (формальный признак), то есть наличие прямого запрета в УК РФ;

— наличие вины в форме умысла или неосторожности;

— наказуемость, то есть возможность назначения уголовного наказания.

Отличие преступления от правонарушения в том, что преступление всегда нарушает уголовный закон, имеет большую общественную опасность, наказание за него может быть назначено только судом.

Общественная опасность – одна из основных обязательных характеристик любого преступления. Различается по характеру общественной опасности, что является качественным признаком и определяется объектом преступления, то есть теми общественными отношениями на которые совершается посягательство, и по степени общественной опасности, что является количественным признаком, который определяется уже тяжестью наступивших последствий (причинённым вредом), формами вины и способами совершения преступления.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ деяние, хотя формально и содержащее признаки предусмотренного уголовным кодексом деяния, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, не является преступлением, что законодательно закрепляет общественную опасность как неотъемлемую характеристику преступления.

Статья 15 УК РФ подразделяет преступления на категории, в зависимости характера и степени общественной опасности:

— небольшой тяжести (умышленные и неосторожные деяния, за которые максимальное наказание не превышает 3 лет лишения свободы);

— средней тяжести (умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 5 лет лишения свободы и неосторожные, за совершение которых предусмотрена ответственность максимального наказание свыше 3 лет лишения свободы);

— тяжкие (умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 10 лет лишения свободы);

— особо тяжкие (умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание свыше 10 лет лишения свободы или более строгое).

Совокупность образующих преступление признаков является его составом.

Признаки состава преступления – обобщенное юридически значимое свойство, которое присуще всем преступлениям определённого вида. Отдельные признаки группируются в укрупненные группы, называемые элементами состава преступления:

— объект, то есть охраняемое уголовным законом общественное отношение, подвергшееся посягательству в результате преступления;

— объективная сторона, тот есть внешнее проявление преступления в реальной действительности;

— субъект, то есть лицо, совершившее преступление (определяется гл. 4 УК РФ);

— субъективная сторона, то есть отношение субъекта преступления к совершенному деянию и его последствиям.

Объект преступления определяет социальную сущность и общественную опасность деяния. Классифицируется как общий (охраняемые законом общественные отношения), родовой (определяется соответствующим разделом УК РФ, как группа однородных общественных отношений), видовой (определяется соответствующей главой УК РФ, как более узкая группа однородных общественных отношений) и непосредственный (общественные отношения, на которое посягает конкретное преступление, определено конкретным составом Особенной части УК РФ). Например, ст. 127 УК РФ Незаконное лишение свободы, непосредственным объектом посягательства которого является право человека на свободное передвижение, выбор места жительства, гарантированные ст. 27 Конституции РФ. Видовым объектом является свобода честь и достоинство личности, и родовым личность человека.

Объективная сторона преступления определена непосредственно в диспозиции каждой статьи Особенной части УК РФ. Значение объективной стороны в том, что она входит в основание уголовной ответственности, необходима для правильной квалификации деяния, ее признаки могут быть рассмотрены как не влияющие на квалификацию, но учитываемые при определении вида и размера наказания. Обязательными признаками объективной стороны являются общественная опасность деяний, общественная опасность последствий, причинная связь. Также признаками объективной стороны (факультативными) являются время, место, способ, орудия и средства совершения преступления, обстановка совершения преступления.

В зависимости от объективной стороны, составы подразделяются на материальные, то есть указывающие на обязательность наступления общественно-опасных последствий (ст. 167 УК РФ – умышленное уничтожение или повреждение имущества), формальные, то есть указывающие только на преступное деяние (например с т. 213 УК РФ хулиганство) и усеченные, то есть указывающие на окончание преступления до стадии его полного завершения (например ст. 209 УК РФ бандитизм – для совершения преступления достаточно только создать вооруженную группу с целью нападения на граждан, нападать на граждан с целью завладения имуществом вовсе не обязательно).

Состав преступления является основанием уголовной ответственности и позволяет квалифицировать деяния определенного лица как соответствующее диспозиции определённой нормы Особенной части УК РФ.

Составы преступлений по степени общественной опасности могут быть основными, то есть не содержащие каких-либо отягчающих, либо смягчающих обстоятельств (например ч. 1 ст. 158 УК РФ кража – то есть тайное хищение чужого имущества), квалифицированными, то есть содержащими отягчающие обстоятельства (например ч. 2 ст. 158 УК РФ кража, совершенная группой лиц) и привилегированными, то есть содержащими смягчающие обстоятельства (например ст. 107 УК РФ убийство в состоянии аффекта, аффект в данном случае смягчает участь).

Также составы преступлений подразделяются по диспозиции на простые, то есть кратко описывающие признаки преступления (например ст. 105 УК РФ убийство – умышленное причинение смерти), сложные, то есть описывающие единое посягательство более чем на один объект (например ч. 4 ст. 111 УК РФ причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть человека, то есть причинен умышленно вред здоровью и вторая форма вины в виде неосторожности по причинению смерти) и альтернативные, то есть предусматривающие совершение хотя бы одного из указанных в диспозиции действий (например ч. 1 ст. 132 УК РФ мужеложество, лесбиянство или иные действия сексуального характера с применением насилия, то есть ответственность наступает за применения любого из указанных действий).

Таким образом, признаки состава преступления всегда должны содержать объект и субъект, а также объективную и субъективную стороны, преступления подразделяются по объективной стороне на материальные, формальные и усеченные, по степени общественной опасности на основные составы, квалифицированные и привилегированные, по диспозиции на простые, сложные и альтернативные. Также, по тяжести преступления подразделяются на небольшой тяжести, средней, тяжкие и особо тяжкие. Преступление всегда должно быть виновным деянием, вина в форме умысла или неосторожности.

Преступление: виновное — общественно опасное – запрещенное УК –угроза наказания

объект – объективная сторона: материальные – формальные – усеченные

объект преступления – общий – родовой – видовой — непосредственный

субъект (гл. 4 ст.ст. 19-23 УК РФ) – субъективная сторона: вина – умысел (неосторожность)

вина (ст. 24 УК РФ): умысел — неосторожность

общественная опасность (ст. 14 УК РФ): характер общественной опасности (качественная хар-ка) (объект преступления) – степень общественной опасности (количественная хар-ка) (форма вины, размер вреда, способ совершения)

по степени общ. опасности: основные – квалифицированные – привилегированные

по диспозиции: простые – сложные – альтернативные

по тяжести (ст. 15 УК РФ): небольшой – средней – тяжкие – особо тяжкие

Читайте также: