Как влияет коррупция на развитие торговли

Обновлено: 13.06.2024

Коррупция – это собирательная категория, которая включает в себя преступления и правонарушения, связанные с использованием должностным лицом своих властных полномочий в целях личной выгоды.

Понятие и сущность коррупционной деятельности в современном мире

По общему признанию инновационная модель развития экономики не может быть полностью реализована при существовании в экономической жизни общества и развитии такого явления, как коррупция. Огромные масштабы коррупционных правонарушений и высокий уровень коррупции являются одними из главных препятствий проведению в стране эффективной экономической политики.

Коррупция подразумевает наличие сговора между участниками экономических отношений. А сговор – это основание для монополизации экономики. Следовательно, коррупция умаляет конкуренцию, которая является условием для нормального функционирования рыночной экономики.

Коррупцией называют неправомерную деятельность должностных лиц, которые, используя в корыстных целях свое служебное положение, извлекают имущественные блага. Фактором возникновения и развития коррупции является наделение государственных служащих властных полномочий по управлению отношениями в экономической среде.

В большинстве случаев подобное управление проявляется в следующих формах:

  • распоряжение бюджетными средствами;
  • регулирование экономической деятельности субъектов хозяйствования.

Современные аспекты влияния коррупции на развитие экономики

Негативным эффектом увеличения масштабов коррупции является сильное инфляционное давление, оказываемое на национальную экономику. Это связано с тем, что коррупционеры либо завышают стоимость государственных закупок, либо вымогают взятки у предприятий. Для последних взятки являются дополнительными издержками, поэтому они должны быть учтены посредством повышения цен на собственную продукцию.

По мнению экспертов средний уровень инфляции, вызванной коррупционными отношениями, может составлять около 15 %, а в некоторых отраслях – достигать даже 60 % от реальной стоимости. Таким образом, коррупционеры, незаинтересованные в снижении издержек общества, способствуют росту цен, снижению уровня жизни населения и ограничению роста производства в стране.

Готовые работы на аналогичную тему

Отсюда следует формирование в обществе предпосылок для роста социальной напряженности, что может иметь более масштабные и негативные последствия для государства и граждан.

Коррупция приводит к тому, что издержки и риски предприятий растут, а их прибыль минимизируется. Следовательно, их количество в экономике страны постепенно будет идти вниз. Другими факторами монополизации экономики в условиях повсеместной коррупции является создание искусственных барьеров для входа на рынок новых производителей, нарушение открытости рыночной информации, принудительное укрупнение предприятий со стороны государства.

Монополии для экономики, как правило, вызывают отрицательные изменения. Так, снижается эффективность использования экономических ресурсов, снижаются объемы производства, тормозятся процессы инвестирования и, соответственно, обновления основных фондов, провоцируется рост цен на продукцию для конечного потребления.

Кроме того, коррупция по своей сути является формой перераспределения национального дохода в обществе. Часть дохода законопослушных домохозяйств, фирм и государства изымается коррупционерами. Причем из-за ограничений, которые наложены на возможность расходовать средства внутри страны, нечистые на руку чиновники выводят значительный объем денег за рубеж, оказывая, тем самым, влияние и на развитие мировой экономики.

Особенности коррупции в Российской Федерации

По данным за последний год, общая сумма взяток только по уголовным делам в отношении государственных служащих высокого статуса составила 6,7 млрд рублей. Каждый год в России случается несколько крупных резонансных коррупционных дел. При этом объем теневой экономики уже превышает 20 трлн рублей, что говорит о большой доле нераскрытых до сих пор коррупционных взаимодействий.

Коррупционные правонарушения получили широкое распространение в Российской Федерации в 1990-е гг. Это было связано со становлением в нашей страны рыночной экономики, отсутствием детального законодательства, соответствующего новым реалиям, и неэффективностью системы государственного контроля и работы правоохранительных органов.

Фактически коррупция за пару десятилетий трансформировалась в полноценный социальный институт. Об этом говорит наличие у российской коррупции таких отличительных черт, как:

Минтруд: бороться с коррупцией обязана каждая компания

Все большую актуальность для менеджмента и бенефициаров бизнеса приобретают стандарты добросовестного и этичного поведения, внедряемые в рамках процедур антикоррупционного комплаенса 1 . Связано это с тяжестью санкций, предусмотренных за нарушение антикоррупционного законодательства, и широкой правоприменительной практикой привлечения к ответственности физических и юридических лиц за правонарушения коррупционного характера.

Коррупция в компании может привести к ощутимым финансовым потерям, уголовной ответственности руководства и разрушению бизнеса. Кроме того, если организация планирует выход на международный рынок, деловая репутация и внедрение программ антикоррупционного комплаенса должны иметь для нее первостепенное значение.

В сентябре этого года Министерство труда и социальной защиты РФ выпустило новые рекомендации по внедрению в организациях антикоррупционных мер 2 . Предлагаю разобраться, что нового привносит этот документ по сравнению с методическими рекомендациями 2013 г. И зачем вообще организациям бороться с коррупцией.

Что такое коррупция и кто должен ей противодействовать?

Противодействовать коррупции должны не только правоохранительные органы, как принято считать, но и институты гражданского общества, организации и физические лица в пределах их полномочий.

  • предупреждение коррупции, в том числе ее профилактика;
  • расследование и раскрытие коррупционных правонарушений, т.е. борьба с коррупцией;
  • минимизация и устранение последствий коррупционных правонарушений.

Статьей 13.3 Закона о противодействии коррупции устанавливается обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупционных правонарушений. Причем эта обязанность распространяется на все организации – вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств, о чем говорится в новых рекомендациях Минтруда.

Какая ответственность предусмотрена за коррупционные правонарушения?

В рекомендациях Минтруда этого года обозначены преимущества для организаций, применяющих антикоррупционные меры. Это и укрепление репутации компании, и стимулирование добросовестного поведения сотрудников. Но, вероятно, самыми важными стимулами для большинства юридических лиц являются уменьшение рисков применения в отношении организации мер ответственности за коррупционные правонарушения, совершенные ее сотрудниками; снижение вероятности применения санкций за действия партнеров компании; предотвращение возможности привлечения к ответственности руководства компании, ее бенефициаров и собственников. А риски такой ответственности не эфемерны.


Таблица 1. Размеры штрафов за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ)

Сумма незаконного вознаграждения Санкция
Меньше или равна 1 млн руб. От 1 млн руб. до трехкратной суммы незаконного вознаграждения
Больше 1 млн руб. и меньше или равна 20 млн руб. От 20 млн руб. до 30-кратной суммы незаконного вознаграждения
Больше 20 млн руб. От 100 млн руб. до 100-кратной суммы незаконного вознаграждения


К увеличению количества преступлений коррупционной направленности в статистической отчетности силовых ведомств привели поправки 2016 г. в статьи Уголовного кодекса о мелком взяточничестве и мелком коммерческом подкупе (см. таблицу 2). Первоначально целью внесения изменений была гуманизация уголовной юстиции в отношении преступлений, которые не представляют большой общественной опасности. Однако привели они к избыточной криминализации сферы делового взаимодействия: преступлением стало считаться вручение подарков стоимостью не более 10 тыс. руб.

Таблица 2. Ответственность за мелкое взяточничество и мелкий коммерческий подкуп

  • либо исправительные работы до 1 года,
  • либо ограничение свободы до 2 лет,
  • либо лишение свободы до 1 года.
  • либо исправительные работы до 3 лет,
  • либо ограничение свободы до 4 лет,
  • либо лишение свободы до 3 лет.

Российские компании, которые носят статус международных, чьи акции торгуются на мировых биржах, либо которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность, в первую очередь на территории США и Великобритании, а также компании, которые только готовятся к выходу на мировой рынок, должны обратить внимание на то, что ответственность организаций и их менеджмента за коррупционные правонарушения предусматривает также международное и экстерриториальное антикоррупционное законодательство. Оно представлено несколькими нормативно-правовыми актами: Foreign Corrupt Practices Act (FCPA) – Закон об иностранной коррупции, принятый Конгрессом США в 1977 г. и запрещающий дачу взяток иностранным официальным лицам за получение выгодных контрактов; United Kingdom Bribery Act (UK BA) – Закон Великобритании о взяточничестве от 2010 г.; Конвенцией ОЭСР по борьбе со взяточничеством, к которой Россия присоединилась в апреле 2012 г.

Общий размер санкций по FCPA для компаний с 2010 по 2019 г. составил 17,5 млрд долл. И российские организации регулярно оказываются под прицелом Минюста США. Так, в этом году лидер телекоммуникационного рынка выплатил рекордный штраф в 850 млн долл. по итогам многолетнего расследования.

Нельзя не упомянуть и о проблеме множественной ответственности за одно и то же коррупционное правонарушение. Существует много примеров, когда российские компании, провинившиеся за пределами РФ, сначала привлекали к ответственности по американскому антикоррупционному закону, а затем накладывали на них еще и уголовно-правовые санкции в рамках нашего законодательства. Топ-менеджеры таких компаний не только вынуждены были уплатить многомиллионные штрафы, но и получили реальные сроки заключения на родине.


Что такое антикоррупционный комплаенс и как он может помочь?

Под антикоррупционным комплаенсом понимается корпоративная программа (политика), основанная на общепризнанном корпоративном стандарте противодействия коррупции. Она представляет собой комплекс положений и инструкций, базирующихся на действующем законодательстве. Внедрение такой программы в компании помогает минимизировать бизнес-риски: предотвратить совершение коррупционных правонарушений и избежать негативных последствий для организации и ее должностных лиц, в том числе в виде привлечения к ответственности; упростить процедуры антикоррупционной проверки и укрепить репутацию компании.

В ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции закреплен примерный список мер антикоррупционного комплаенса:

  • определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
  • сотрудничество организации с правоохранительными органами;
  • разработка и внедрение стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
  • принятие кодекса этики и служебного поведения работников;
  • предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
  • недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Однако, поскольку конкретный перечень мер по предупреждению коррупции не установлен и часть требований носит общий характер, лучшие корпоративные программы выходят за рамки указанного списка.

Проблему неопределенности содержания ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции не устранили и Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013 г.). Они лишь детализировали некоторые положения ст. 13.3 и дали общее представление об антикоррупционных мерах в компании, но они не определили способы внедрения корпоративных политик.

Какие нововведения появились в антикоррупционных требованиях к компаниям?

Отметим, что эти документы не конкретизируют антикоррупционные меры, которые обязаны применять компании. Кроме того, они не носят нормативного характера, представляют собой лишь справочный материал и не способны устранить недостатки правового регулирования. И все же перечисленные документы являются важной вехой развития антикоррупционного регулирования корпоративной сферы в России.

Новые документы содержат важные рекомендации:

  • Деятельность по предупреждению коррупции должна носить системный и последовательный характер. Для этого рекомендуется разработать и принять антикоррупционную политику компании.
  • Содержание этой политики определяется особенностями деятельности организации.
  • Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения коррупции, рекомендуется утверждать локальными нормативными актами. Это позволит обеспечить обязательность выполнения установленных требований всеми работниками.
  • Принятие антикоррупционной политики должно сопровождаться информированием работников об установленных ею подходах к противодействию коррупции и разъяснением важности их соблюдения. Желательно привлечь к информированию руководство организации. Работников рекомендуется ознакомить с антикоррупционной политикой под роспись, а обязанность соблюдать ее следует зафиксировать в их трудовых договорах.
  • При выстраивании антикоррупционной политики важно понимать, какие коррупционные правонарушения могут быть совершены работниками и в рамках каких бизнес-процессов, просчитать возможные схемы их совершения и последствия.
  • Организации, планирующей выявление коррупционных рисков, рекомендуется разработать и утвердить приказом руководителя методику оценки этих рисков с учетом специфики компании: сферы ее деятельности и уставных целей, характера взаимодействия с госорганами и иными регулирующими инстанциями, наличия или отсутствия внешнеэкономической деятельности и иных факторов.
  • Одним из важнейших инструментов предупреждения коррупции является выявление и урегулирование конфликта интересов. Необходимо уделять этому пристальное внимание при выстраивании системы антикоррупционных мер и противодействии корпоративному мошенничеству.
  • Еще одним инструментом предупреждения коррупции является установление для работников стандартов и кодексов поведения.
  • Нужно учитывать, что получение подарков может сделать работника обязанным дарителю. Поэтому их часто используют для поддержания неформальных, в том числе коррупционных отношений. Принятие даже незначительного по стоимости подарка в определенных обстоятельствах может быть квалифицировано как получение взятки или коммерческий подкуп.
  • В антикоррупционных стандартах рекомендуется уделить внимание как получению подарков сотрудниками, так и дарению их от имени организации.
  • Работник оказывается в ситуации конфликта интересов, если он располагает ценными бумагами в организации, где обладает распределительными или управленческими полномочиями, и может повлиять на их стоимость. Работа по совместительству может являться прикрытием для выплаты работнику под видом заработной платы вознаграждения за использование им своего положения в интересах организации партнера или конкурента.
  • Коррупционные риски могут возникать не только внутри организации, но и вне ее, в первую очередь в ходе взаимодействия с деловыми партнерами, поставщиками, лицами, привлекаемыми для выполнения работ или оказания услуг, организациями, участвующими в слиянии или поглощении, и иными лицами. Из-за сотрудничества с недобросовестным деловым партнером организация может стать участником антикоррупционного расследования, проводимого правоохранительными органами.
  • В целях выявления коррупционных рисков и принятия мер по их минимизации рекомендуется обеспечить оценку добросовестности контрагентов.
  • Особое значение для предотвращения рисков имеют правильная организация внутреннего контроля и надлежащее ведение бухгалтерского учета.

Следует отметить, что при разработке антикоррупционной политики не стоит ограничиваться положениями пока еще далекого от совершенства национального регулирования, включая рекомендации Минтруда. Надлежит руководствоваться также принятыми в международной корпоративной практике стандартами антикоррупционного комплаенса. Они базируются на гораздо более детализированных требованиях FCPA и UK BA, изложенных в соответствующих методических рекомендациях (например, A Resource Guide to the U.S. Foreign Corrupt Practices Act). Кроме того, в случае необходимости проведения антикоррупционной экспертизы в компании может быть уместна помощь внешнего консультанта.

За какие ошибки компании привлекают к ответственности?

1. Многие ошибочно полагают, что обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции зависит от организационно-правовой формы предприятия и численности его работников.

Пример. На малом производственном предприятии состоялась прокурорская проверка. Было установлено, что в нарушение положений Закона о противодействии коррупции организация не исполняет обязанности по принятию антикоррупционных мер. Прокурор обратился в суд, и на организацию была возложена обязанность разработать и принять меры по предупреждению коррупции.

После этого директор предприятия направил прокурору, подавшему иск, письмо. В нем он сообщил, что число работников в организации не превышает 15 человек, и у них нет полномочия на совершение действий, связанных с получением выгоды. Поэтому меры по предупреждению коррупции не разрабатывались, и должностное лицо, ответственное за профилактику, не назначалось. Директор также попытался оспорить вынесенное решение в суде апелляционной инстанции. Однако суд пришел к выводу, что обязанность принимать меры по предупреждению коррупции не зависит от организационно-правовой формы организации и численности работников. Апелляционная жалоба директора была оставлена без удовлетворения 4 .

2. Часто в организациях не задумываются о том, что в рамках проводимых комплаенс-процедур необходимо обеспечивать соблюдение антикоррупционных требований, предусмотренных законодательством о государственной и гражданской службе в РФ.

Пример. Рассмотрев дело об административном правонарушении, Сыктывкарский городской суд посчитал, что юридическим лицом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства о противодействии коррупции, в том числе утвержден кодекс этики и служебного поведения работников, в котором установлен запрет на взяточничество. И хотя это не смогло предотвратить противоправные действия одного из работников, принятые меры все же привели к формированию негативного отношения к коррупционным практикам в коллективе. В результате суд вынес решение о прекращении дела 6 .

Что обязательно нужно учесть для нейтрализации рисков привлечения компании к ответственности?

Каждая организация вправе построить систему антикоррупционного комплаенса по-своему, но есть несколько моментов, на которые обязательно нужно обратить внимание.

  • Не стоит ограничиваться полумерами: независимо от размера организации необходимо сделать все возможное для противодействия коррупции.
  • Антикоррупционные локальные нормативные акты, регламенты и политики должны быть утверждены в соответствии с корпоративными процедурами, предусмотренными учредительными документами компании.
  • Важно предусмотреть практически реализуемые механизмы внедрения антикоррупционной политики.
  • Комплаенс-программы не должны оставаться только на бумаге. Необходимо исполнять собственные антикоррупционные локальные акты, проводить организационные и технические мероприятия по их реализации.
  • Особое внимание надлежит уделить работе с контрагентами: внедрить в формы соглашений стандартную антикоррупционную оговорку, проводить тщательную проверку закупочных и конкурсных процедур. Для этого целесообразно использовать достижения в сфере legal tech и автоматизации комплаенс-процедур.
  • Нельзя недооценивать важность проведения антикоррупционных процедур при работе с персоналом. Они включают проверку кандидатов на вакантную должность, ознакомление нанятых работников с антикоррупционными политиками и регламентами компании, системный контроль за этичным и законопослушным поведением сотрудников.

4 Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 8 мая 2015 г. по делу № 33-2947/2015.

5 Апелляционное определение Московского городского суда от 16 октября 2017 г. по делу № 33а-4718/2017.

6 Решение Сыктывкарского городского суда от 14 октября 2014 г. по делу № 12-1248/2014.

Экономисты внесли заметный вклад в изучение сущности коррупции. Очевидно, что различные школы внутри лагеря экономистов сильно продвинулись в дифференциации своих воззрений. Скажем, экономисты институционального направления довольно близко подошли к выводам социологов и антропологов. Однако если рассматривать методологическое ядро экономического анализа, то в наиболее концентрированном виде его выражает неоклассическая традиция экономического анализа. По этой причине дадим слово экономистам-неоклассикам.

Экономический анализ коррупции начал активно развиваться в 1970-е годы, когда методологическое лидерство захватила неоклассическая (неолиберальная) доктрина, делающая ставку на индивидуализм и утилитаризм. Экономические исследования коррупции встраивают это явление в общий логический ряд неолиберальной методологии: субъекты пытаются найти оптимальный способ реализации своих интересов в условиях ограниченности ресурсов (Г. Беккер, Р. Вишни, Ф. Луи, С. Роуз-Аккерман, В. Танци, А. Шляйфе и др.).

Экономические теории, при всех методологических различиях между собой, изучают коррупцию, следуя предпосылке о рациональном поведении ее участников. Впрочем, экономическое моделирование коррупции довольно разнообразно. Одни авторы разрабатывают тему коррупции в рамках стандартной неолиберальной теории (совершенная конкуренция, рациональность индивидов и отсутствие вмешательства государства), другие допускают несовершенство рынков и ограниченную рациональность поведения. Но в любом случае решение дать (взять) взятку опирается на ту же калькуляцию затрат и выгод, что и любое другое экономическое решение.

То есть чиновник (агент) реализует волю властного субъекта (принципала), взаимодействуя с частным лицом или фирмой (клиентом). Принципал задает рамочные условия, опираясь на которые, агент осуществляет оперативное управление. Например, в рамках налоговой системы принципалом выступает государство, определяющее налоговую политику, агенты – это сотрудники налоговых инспекций, а в качестве клиентов выступают все налогоплательщики.

Понятно, что интересы агента и принципала не тождественны. Коррупция – это процесс, когда агент за соответствующее вознаграждение действует в интересах клиента, оставаясь в рамках отведенных принципалом управленческих возможностей.

Принципал не способен поставить заслон коррупции по трем причинам:

- во-первых, сложные решения не подлежат стандартизации, а значит, нет критериев их оценивания

- во-вторых, информационная асимметрия ограничивает эффективность контроля

- в-третьих, коррупция агента отнюдь не обязательно означает блокирование целей принципала, они могут реализовываться одновременно.

Более того, дорожа местом, приносящим коррупционный доход, агент оперативно и эффективно выполняет все распоряжения принципала.

Эта модель (принципал – агент – клиент) ясно показывает, что основная проблема борьбы с коррупцией в бюрократической среде состоит не в отсутствии политической воли и не в мягкости законов, а в принципиальной неустранимости ее базового условия. Речь идет о свободе маневра чиновников, т.е. о его праве варьировать свое решение по собственному усмотрению. Там, где такого права нет (например, выдача паспорта в возрасте 14 лет при соблюдении формальных требований), нет и коррупции.

Формальный алгоритм принятия управленческих решений годится только в типовых ситуациях. Скажем, выбор победителя тендера явно не относится к их числу. На местах виднее. И места этим пользуются. Если задаться целью формализовать любые действия чиновника, то коррупция если и не исчезнет, то заметно сократится. При этом возрастет неадекватность управления, не говоря уже о затратах на контролирующий аппарат. Общество заплатит за борьбу с коррупцией слишком большую цену.

Поэтому задача государства состоит не в уничтожении коррупции (что невозможно), а в ограничении ее на уровне равновесия социально-экономических выгод и расходов, связанных с этим ограничением.

Тремя китами борьбы с коррупцией в бюрократической среде являются:

- побуждения служить честно

- и санкции за коррупционное поведение.

На сравнении ожидаемой выгоды и возможных издержек построено экономическое моделирование коррупции на микроуровне. Санкции оцениваются как сумма прямых потерь (штраф, конфискация имущества) и косвенных издержек (упущенные выгоды, связанные с арестом и потерей работы). Помимо размера санкций учитывается вероятность быть пойманным. То есть коррупционное поведение лишь отчасти ограничивается системой наказаний. Не менее важную роль играет поощрение некоррумпированного поведения, увеличивающее косвенные издержки преступления ввиду потери легальных доходов, общественного уважения, привилегий представителей власти.

Оценка риска зависит от положения чиновника и доступной ему информации. Рост раскрываемости коррупционных действий повышает субъективную оценку риска. При этом зависимость наказания от размера взятки снижает размер взяток, но повышает их число. Наоборот, высокая вероятность быть пойманным сокращает объем коррупционных услуг, но повышает единовременный размер взятки.

Подобный подход характерен для неоклассической экономики в целом при изучении криминального бизнеса. В крайне упрощенной форме позиция экономистов сводится к признанию калькулируемой выгоды противоправного действия основным или, как минимум, решающим условием криминальной активности. Эта выгода учитывает три обстоятельства:

- прибыльность криминальных сделок,

- и тяжесть наказаний.

Например, утверждается, что штрафы и лишение свободы оказывают различное воздействие на правонарушителей с разной величиной человеческого капитала. Эта идея высказывалась Г. Беккером, которого справедливо считают основателем научной школы экономики преступлений и наказаний [Беккер, 2000, с. 28 – 90]. Нахождение под стражей не только обрекает на уплату компенсирующих выплат, но и лишает тех денег, которые могли бы быть заработаны за время ареста, а также возможностей наращивать свою квалификацию. Поэтому для высококлассного специалиста экономические последствия ареста сопоставимы только с очень большим штрафом, существенно превышающим штрафы, предусмотренные действующим законодательством.

Для тех же, чей человеческий капитал невелик, даже скромные штрафы могут быть более ощутимы, чем лишение свободы. Моральные аспекты этой дилеммы не учитываются.

Отсюда вывод о дифференциации форм наказаний: криминальная деятельность людей с высоким и востребованным на рынке образованием должна караться преимущественно арестом, а криминальная активность малообразованных – штрафом.

Применительно к контрафактному бизнесу это означает различие форм наказания для химика, разрабатывающего формулу поддельного шампуня, и рабочего, пакующего эту продукцию. Первый боится депрофессионализации за время содержания под стражей, второй – потери заработанных денег.

При всем разнообразии экономических моделей коррупции есть объединяющее их начало. Фактически, игнорируется социальная укорененность экономических субъектов, понимаемая как включенность индивида в социальную среду. Мораль, общественное давление хотя и упоминаются, но практически не принимаются в расчет. Против этого решительно восстают экономсоциологи, а также методологически близкие к ним антропологи и экономисты-институционалисты.

Негативное влияние коррупции на международную торговлю выходит далеко за рамки ухудшения положение отдельных импортеров, создавая серьезную угрозу для конкурентоспособности страны в целом. Во всем мире идет непрекращающаяся борьба за привлечение международных торговых потоков и инвестиций. Представителям торговых кругов хорошо известно, насколько важны для повышения рентабельности бизнеса предсказуемость и эффективность таможни. Коррумпированность таможенных органов может напрямую влиять на экономическое положение страны, понижая ее инвестиционную привлекательность. Международная торговля является одним из каналов обеспечения экономического роста через ускорение обмена технологиями между государствами, а коррупция на таможне существенно снижает ее потенциал, препятствуя обмену (Yang, 2005, p. 2).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Неэффективная эффективность

Неэффективная эффективность Мы, англосаксы, постоянно ставим перед собой цели. Поэтому мы кажемся себе весьма энергичными, даже если ничего не добиваемся. Да, мы хвастаем, что на десять процентов увеличили число задач, которые надо решать ежедневно. Ладно, в девяноста

Как усовершенствовать ваш автомобиль для серьезных операций

Как усовершенствовать ваш автомобиль для серьезных операций Часть первая — электрическая системаИногда вы можете оказаться в ситуации, когда вас могут выдать зажегшийся в салоне вашей машины свет, когда вы открыли дверцу, чтобы выскользнуть в ночь или яркие

Эффективность насилия

Эффективность насилия Есть ли некая формула, объединяющая все эти случаи? На мой взгляд, такая формула есть. Это — эффективность насилия.Мы делим страны на те, в которых демократия есть и те, в которых демократии нет. На те, в которых есть открытое общество и те, в которых

Эффективность лжи

Эффективность лжи Не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью. Между ними самая родственная, самая природная глубокая связь: насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а лжи нечем удержаться, кроме как насилием. Всякий, кто

Эффективность распространения

Эффективность распространения Чтобы вирусная кампания была более эффективной, у каждого виртуала должны быть реальные френды. Для этого виртуала нужно реально вести — писать, отвечать на коменты. Тогда у каждого виртуала появляются свои френды, по 30 хотя бы как минимум.

Глава 3 Примеры сетевых операций

Глава 3 Примеры сетевых операций Становление эпохи ядерного сдерживания, как мы выяснили в предыдущей главе, привело к пониманию невозможности расширения сфер влияния основными мировыми центрами силы с использованием обычных вооружений. Любое столкновение интересов в

Скрытый смысл операций идеологов

Скрытый смысл операций идеологов Идеологи КПСС как своего рода каста начали играть в конце 40-х годов роль пятой колонны, разрушающей изнутри советское общество. Все идеологические постановления и кампании имели официальной целью борьбу с врагами марксизма-ленинизма и

2.3. Эффективность мировоззрения

Америка — страна торговых центров

Америка — страна торговых центров В течение 1950-х и 1960-х годов активная застройка пригородов продолжилась (она не прекратилась и по сей день). Закон о ветеранах 1946 года подлил масла в огонь. Десятью годами позже новая правительственная программа продолжила его дело.

Осталось 12 торговых дней

Осталось 12 торговых дней Железнодорожная станция небольшого городка полна народу. Три, может быть, четыре тысячи человек. Стоят толпой на перроне около путей. Ждут поезда.Станционный колокол возвещает о его прибытии. Два тепловоза и 15 вагонов. На каждом большими буквами

Основные принципы сетевых операций

Основные принципы сетевых операций Информационное превосходствоВ первую очередь следует сражаться за информационное превосходство:• искусственно увеличить потребность противника в информации и одновременно сократить для него доступ к ней;• обеспечить широкий

На перекрёстке торговых путей

На перекрёстке торговых путей Совместный проект "ЛАД" На перекрёстке торговых путей ЭКОНОМИКА С 27 сентября по 2 октября 2010 года состоялся очередной пресс-тур представителей российских региональных СМИ в Республику Беларусь. Штаб ВВС Министерства обороны РБ, замок

Амбиции и эффективность

Амбиции и эффективность Амбиции и эффективность КНИЖНЫЙ РЯД Рой Медведев, Рафаэль Гусейнов. Медведев о Путине : Двенадцать откровенных интервью о самом популярном российском политике ХХI?века. - М.: Издательский дом "Трибуна", 2011. - 160 с. - Тираж не указан . Следует сразу

Объем операций

Объем операций Нефтяной бизнес часто называют самым крупным. В денежном выражении объем этой отрасли огромен. По оценкам Международного энергетического агентства, в мире в ближайшие 25 лет в нефтегазовый сектор будет инвестировано $3 трлн. Несмотря на размер этой суммы,


Так уж сложилось в истории современной России, что все мы живем и работаем по правилам рыночной экономики. Каждый гражданин России не раз слышал о рыночной экономике, но немногие из нас знают, что же это такое на самом деле, хотя многие средства массовой информации уделяют рыночной экономике достаточно внимания.

Что такое рыночная экономика и откуда она к нам пришла? Главной чертой рыночной экономики является переход от государственной собственности к частной.

Один из основных принципов - это свободное частное предпринимательство.

Ценовая политика еще со времен перестройки вышла из-под контроля государства и стала зависеть только от конкуренции и платежеспособности населения.

Но в то же время государство - это важнейшее звено в социальном развитии рыночной экономики. Ветки государственной власти только вносят коррективы в действия участников рынка.

Современная рыночная экономика, была зачата в США еще в начале 19 века и перекочевала к нам в 90-е годы после распада СССР, принеся с собой все положительные и негативные стороны.

Современная рыночная система России - это многоуровневая система экономических отношений между производителями и потребителями, основанная на достижении передовых производственных и инновационных технологий.

Основной целью производителей и продавцов в рамках рыночной системы является получение прибыли. Следует отметить, что любая рыночная система успешно функционирует только в определенных правовых рамках, которые ориентированы на формирование единых правил для всех участников рынка, защиту частной собственности и экономической свободы.

Между тем рыночная экономика является катализатором в развитии разнообразных мошеннических схем, построенных, в основном, по принципу финансовой пирамиды, целью которых было и есть незаконное присвоение финансовых и имущественных активов.

Например в США первая финансовая пирамида была организованна в 1920-х годах во времена великой депрессии, а в России финансовые пирамиды начали активно создаваться в середине 1990-х годов в связи с резкой сменой политической и экономической систем страны.

Основными катализаторами возникновения мошенничества и финансовых пирамид в России в 1990-х гг. можно назвать резкое ухудшение экономической и социальной ситуации в стране; иллюзию высокой привлекательности финансовых схем, построенных по принципу пирамид; утрату доверия к финансовым институтам, связанную с высокой инфляцией; нейтральную реакцию государственных институтов; чрезмерную доверчивость неопытного населения; непредсказуемое и бурное развитие финансового рынка.

Несмотря на то, что 90-е годы давно канули в историю и прошло почти 30 лет, многие мошеннические схемы и пирамиды никуда не пропали до настоящего времени и трансформировались в новые виды, завуалированные под абсолютно законные рыночные схемы.

По законам рыночной экономики, катализатором для её активного развития является реклама, львиная доля которой массово и навязчиво бомбардирует сознание россиян и должна склонить людей к осуществлению определенных рыночных действий.

Реклама может быть открытой или скрытой, она может быть законной и противозаконной, может быть агрессивной и навязчивой, но независимо от ее типа, реклама должна заставить нас думать так, как задумал рекламодатель. Она состоит из красивых картинок со счастливыми людьми, красивыми домами, модной одеждой, современными автомобилями и т.п.

Такая реклама в основном несёт пользу только для самого рекламодателя, а для общества она несет вред в виде массового зомбирования сознания, что способствует появлению желания заиметь все богатства мира сразу и толкает людей на многие необдуманные шаги.

Люди под большие проценты берут банковские кредиты и займы, влезают в сомнительные долги, необдуманно продают и закладывают свое имущество и имущество родных, вкладывают деньги в рискованные предприятия.

Массовая и агрессивная реклама, разработанная психологами, со временем заставляет людей усомниться в себе и начать думать, что они в отличие от других, несчастливы и обделены, что у них низкооплачиваемая работа, плохой и жадный начальник, неправильное образование, неправильные родители, которые плохо позаботились о благосостоянии детей, никчемный муж или жена, что и толкает многих на разные сомнительные поступки, правонарушения и преступления.

Ну, а где же государственная власть, ведь она должна вносить коррективы в действия участников рынка?

В нарушение взятых на себя обязательств служить честно и достойно некоторые чиновники начинают создавать семейные и родственные экономические предприятия и всячески способствуют их экономическому развитию на подконтрольной территории, создавая при этом невыносимые условия для других игроков рынка. За вознаграждения входят в сговор с крупными игроками рынка, нарушая естественный рыночный баланс, прекрасно осознавая, что способствуют не только развитию монополии, но и несут серьезный ущерб другим игрокам рынка. Создают сомнительные предприятия и компании-однодневки или прикрывают их создателей, возбуждают уголовные дела с целью получения взятки или осуществляя заказ от конкурентов.

Некоторые, имея доступ к государственным активам в виде земель, ресурсов, недвижимого и движимого имущества, за фиктивные суммы способствуют его выводу в частную собственность на подконтрольных лиц или за вознаграждение, а имея доступ к государственной информации, передают ее рыночным игрокам за вознаграждение, а еще хуже осуществляют государственную измену.

Писать про возможные варианты коррупции можно долго, и эта проблема наличествует десятилетиями в разных странах, где присутствует рыночная экономика.

Все это наносит непоправимый вред государству, способствует разорению целых предприятий, вредит демографии, разоряет семьи, подрывает авторитет действующей власти, наносит вред благосостоянию общества, способствует безработице и вседозволенности, наносит вред здоровью нации, ослаблению боевого духа и создает впечатление вседозволенности и безнаказанности.

Самое опасное, что коррупционеры не одиноки в своих взглядах и намерениях и нередко помогают и прикрывают друг друга с целью избежать законного наказания, при этом дискредитируя всю действующую власть в стране.

Читайте также: