Как влияет коррупция на нашу жизнь

Обновлено: 30.06.2024


В статье рассматриваются основные предпосылки, влияющие на возникновение и развитие коррупционных преступлений. Анализируются основные формы и виды коррупционных проявлений и причины, способствующие их возникновению. В статье доказывается, что основой коррупции является ее социальная составляющая, порожденная правовыми, экономическими, информационными, культурно историческими причинами.

Ключевые слова: коррупция, причины, условия, общество, взяточничество

Коррупция в России приобрела многочисленные формы и виды, а в коррупционные отношения втянуты сотни тысяч, если не миллионы россиян, что, безусловно, ослабляет государство, негативно влияет на происходящие в стране политические процессы и преобразования. И чтобы успешно бороться с той или иной разновидностью коррупции, надо знать, как она возникает, какие стадии проходит и каковы тенденции её развития.

— экономический кризис и политическая нестабильность вследствие распада СССР;

— насаждение обществу новых чуждых ценностей (культ индивидуализма и личное обогащение);

— юридическая неграмотность большей части населения страны;

— несовершенство законодательной системы;

— неэффективность деятельности институтов государственной власти;

— отсутствие эффективно работающих механизмов гражданского общества;

— низкая заработная плата российского чиновника;

— неразвитость демократических институтов, слабость гражданского общества и отрыв его от власти ввиду ограниченности доступа к знаниям всех членов общества;

— монополизация экономики в условиях олигархического капитализма.

Можно выделить целый ряд условий, провоцирующих коррупционные процессы в обществе:

Коррупция может даже и не приводить к прямому нарушению законов, но всегда проявляется в использование служебного (или иного) положения для личной выгоды вопреки общественному интересу. Можно изложить все причины возникновения и развития коррупции в Российском обществе, сведя их в шесть больших групп:

Основополагающим механизмом коррупции в России, с точки зрения большинства исследователей, стала приватизация государственной собственности, депутатская неприкосновенность, разделение властей, персональная уния.

Отсутствие контроля за действиями чиновника является одной из основных причин появления коррупции. Роль законов и подзаконных актов в действиях должностных лиц, чиновников в последние годы неизбежно ограничивают масштабы коррупции. Постоянно изменяющаяся обстановка создает новые условия и возможности для коррупционных действий.

Какие же истинные причины и условия порождают коррупционное поведение в Российском обществе?

Основной причиной является не столько изъяны политической системы и несовершенство законодательства, но в первую очередь это личные качества человека.

Отсюда следует вывод о том, что коррупция — это социальное явление не только государства, но и общества в целом [6, c. 141–173]. Чиновники и иные представители власти одновременно являются и членами общества. Можно сказать, что коррупция имеет обоюдный характер: с одной стороны, это действия граждан по использованию представителей власти для достижения своих противоправных (противоречащих общественным интересам) целей, а с другой стороны, это действия представителей власти по использованию своего служебного положения в аналогичных целях.

По мнению многих исследователей каналами зарождения, поддержания распространения феномена в России являются государственная власть, избыточно дифференцированная структура общества, в которой ведущую роль играет новый социальный класс — детище реформ, бизнес. Образование вследствие приватизационных процессов класса крупных бизнесменов, в свою очередь, породило социально-профессиональные группы, живущие за счет коррупционного механизма распределения средств и ресурсов. Каналами российской коррупции являются не только государственные и муниципальные структуры, но и государственные учреждения, аппарат, бизнес.

Если вести речь о причинах коррупционных проявлений на государственной службе, то имеет смысл выделить наиболее важные из них: низкая профессиональная компетентность государственных и муниципальных служащих, наличие противоречий в структуре госуправления, некачественное законодательство и двусмысленность некоторых положений законов, неустойчивость и несовершенство политических институтов, низкий уровень общественного контроля над властью со стороны гражданского общества.

Граждане России, согласно опросам ведущих социологических служб страны (ВЦИОМ, Левада-Центр и ФОМ), считают коррупцию не только серьезной проблемой общества, но и вредной для государственной службы. Среди тех, кто, по их мнению, наиболее коррумпирован, выделены следующие основные категории: сотрудники ГИБДД, сотрудники полиции, чиновники региональной и местной власти, депутаты Госдумы, губернаторы, судьи.

Как уже было отмечено, коррупция является многогранной проблемой, множественные аспекты которой не всегда выявляется. Поэтому она может принимать любые формы и происходить из самых разных источников. Формы также отличаются значительным разнообразием: от примитивных (получение взятки за совершение незаконных и законных действий) до завуалированных сложных (участие должностных лиц в предпринимательской деятельности, продаже званий и должностей и т. д.) [10, c. 55].

Таким образом, коррупция становится следствием многих факторов, среди которых два главных: стремление носителей власти к наживе любыми средствами и изъяны в политико-правовой системе государства, позволяющие практически безнаказанно заключать коррупционные сделки. Коррупцию плодит не очень строгое законодательство, в том числе о расходовании госбюджета, которое позволяет чиновникам решать, кому и сколько недодать, а кому передать, кому перевести деньги раньше, а кому позже. Отсутствие контроля за расходованием бюджетных средств в центре и регионах питает российскую коррупцию.

Полностью искоренить коррупцию, как показывает мировая практика, до сих пор не удалось ни одной стране. Между тем противодействие и профилактика коррупции стали важнейшей задачей мирового сообщества и практически каждого современного государства, многим из которых удалось значительно снизить масштабы проявления коррупции.

В обществе должна сформироваться атмосфера нетерпимости к взяточникам. Необходимо создать условия, когда брать взятку будет не просто страшно, а неприемлемо по экономическим и морально- этическим соображениям. Чиновник должен понимать, что, преступив закон, он может разрушить свою будущую жизнь, карьеру, лишиться пенсии и других привилегий государственных служащих.

Самая сложная задача — это изменение менталитета в широких слоях общества, без этого победить коррупцию невозможно. Только практическими мерами и гласностью по противодействию коррупции можно разрушить представления большей части населения России о том, что коррупция будет существовать вечно.

Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, гражданское общество, причина, Россия, государственная власть, государственная служба, российская коррупция, денежное вознаграждение, Российское общество, служебное положение.


Фото: Library of Congress

Коррупция на личном уровне существует в каждом обществе. Периодически скандалы, связанные с нечестностью политиков или представителей бизнеса, возникают даже в странах с развитой и относительно прозрачной экономикой. Но во многих развивающихся странах коррупция распространена повсеместно; она настолько проникла во все сферы, что люди даже перестали протестовать и воспринимают ее как неотъемлемую часть жизни.

В таких государствах коррупция является основным препятствием для эффективного управления. Можно привести шокирующие данные о бюджетных средствах, ежегодно направляемых на коррупционные цели. Но это только одна сторона. Гораздо страшнее, что коррупция разрушает всю систему управления, ликвидирует возможность верховенства закона. Ведь если кто-то может купить любое решение правительства, вердикт суда или повлиять на политику, то законодательство перестает действовать. Когда политическая власть открывает дорогу к капиталам, люди идут на любые преступления, чтобы завладеть таким мощным инструментом. Именно поэтому предвыборные кампании во многих странах так часто сопровождаются насилием.

Существует простое правило: чем слабее власть закона, тем выше масштаб коррупции — и наоборот. Самая большая опасность автократии заключается в том, что она приводит к безграничной коррупции в ближайшем окружении руководителя страны. Когда глава правительства становится коррупционером, болезнь превращается в разрушающую основы общества эпидемию, которую невозможно остановить. Перестают функционировать все базовые институты государства, от судебной власти и полиции до вооруженных сил и финансовой системы. Зачастую они превращаются в инструменты подавления акций протеста и становятся гарантией того, что власти предержащие продолжат получать неправедные доходы.

Периодические скандалы в Соединенных Штатах и других развитых странах показывают, что систем, полностью защищенных от коррупции, не существует. Именно поэтому очень важно, чтобы в законе были четко прописаны меры по противодействию злоупотреблению служебным положением, конфликтам интересов и семейственности, и эти меры осуществлялись строго и честно. Те государства, в которых законодательно закреплены и соблюдаются эти меры, имеют лучшие достижения в области борьбы с коррупцией по сравнению с другими.

Чтобы честное правительство во всех странах мира стало нормой, а не исключением, необходимы сознательность населения и подконтрольные органы власти. Отметим важность существования автономных центров силы в государстве — например, независимых судов, которые могут привлечь к ответственности нарушающих закон чиновников. Сильные негосударственные инструменты гражданского общества: независимые СМИ, негосударственные контрольные комиссии, общественные организации, авторитетные колледжи и университеты, — также могут сыграть важную роль в обличении коррупции и потребовать принять меры по ее устранению. Конечно, и сами руководители должны быть примерами бескорыстия и патриотизма, работая на благо страны, а не приходя во власть для того, чтобы разбогатеть самим или дать такую возможность своим друзьям.

Международные организации по противодействию коррупции, в частности Transparency International, достойны уважения за то, что они привлекают внимание общественности к коррупции в разных странах. Особенно мне нравится ежегодно публикуемый этой организацией Индекс восприятия коррупции по странам (Corruption Perceptions Index). Я бы хотел, чтобы эксперты Transparency International к этому индексу добавили еще один — Индекс восприятия выборов. Изучая два этих индекса вместе, люди в любой момент увидят взаимосвязь между ними и в случае необходимости смогут предпринять необходимые меры для устранения имеющихся нарушений. Они поймут, что улучшение ситуации в одной области приведет к улучшению и в другой. Надеюсь, Transparency International обдумает мое предложение.

Мир должен настаивать на принятии энергичных мер по противодействию коррупции в повседневной работе правительств. В противном случае мы будем продолжать дорого платить за то, что наши усилия по строительству общества с эффективным управлением закончились провалом.

Проблема не в правительстве

Конечно, правительство не может занять место индивидуальных предпринимателей. Но эффективно работающее правительство помогает предпринимателям полнее раскрыть их творческий потенциал. Страны, добивающиеся больших успехов в борьбе с нищетой и бедностью, в повышении уровня жизни, защите окружающей среды и стимулировании личностного роста рядовых граждан обычно имеют сильные, стабильные, честные и эффективные правительства.

Именно такая модель сложилась в некоторых государствах Западной Европы, Северной Америки и Восточной Азии. В этих странах население в основном доверяет своему руководству, несмотря на существование серьезных противоречий. Обычно люди здесь могут обратиться за помощью, чтобы разрешить эти противоречия. Неужели правительства этих государств никогда не нарушали обязательства вести себя честно и справедливо? Конечно, нарушали. Допускали ошибки, которые приводили к замедлению экономического роста, сохранению бедности, относились с пониманием к неравенству? Опять-таки да. Но некоторые из базовых характеристик работы этих правительств, в том числе уважение к закону, поддержка экономических свобод, быстрое реагирование на нужды граждан, находящихся на любых ступенях социальной лестницы, оказались важными составляющими их социального и экономического успеха.

На этом фоне некоторые государства третьего мира, где уважение к правам и свободам человека намного слабее, проигрывают и в экономическом развитии. Разница очевидна, и она лишний раз подчеркивает важность эффективного управления — но не как замены индивидуальной инициативы, а как необходимого средства ее поддержки.

Взятка

Детектор лжи

По его словам, Сингапур сумел решить проблему коррупции меньше чем за 10 лет. Там сначала ужесточили наказание за хулиганство, а когда люди начали верить правосудию, они стали доносить на факты коррупции.

"В результате того, что Сингапур добился значительных результатов в решении проблемы коррупции, он занял одно из первых мест в мировом рейтинге стран, наиболее благоприятных для ведения бизнеса", — пояснил эксперт.

Сейчас эксперты пытаются заранее прогнозировать: будет тот или иной человек брать взятки или нет, сообщил Юревич. "Здесь имеются разные психологические методики, но самый простой способ — это небезызвестный детектор лжи. Человека можно в лоб спросить: будет ли он брать взятки. Человек, конечно, ответит "нет". И тут полиграф покажет наличие физиологического возбуждения. Но тут непонятно, о чем это физиологическое возбуждение говорит: о том, что человек врет, или о чем-то другом", — сказал Юревич.

Кроме того, нужно учитывать и то, что человек может говорить об абстрактной ситуации и как он себя поведет в конкретной ситуации. "Человек может искренне думать, что он не будет брать взятки. Но перед реальной взяткой, особенно крупного размера, может не устоять. Поэтому прогностическая ценность этих психологических методик в отношении коррупции не очень высока", — заметил Юревич. Он также сообщил, что нет прямой зависимости от характера человека: будет он брать взятки или нет. "Тут скорее зависимость не от психологического типа, а от нравственных качеств, от уровня интеллекта человека", — добавил он.

По его словам, сегодня уровень коррупции в России сопоставим с уровнем африканских стран.

Должность другу, зятю

При приеме на работу нужно тщательно изучить биографию человека, считает Юревич. "Когда назначают людей на высокие руководящие должности, у нас совершенно не принято учитывать репутацию, биографию, чем он занимался в прошлом. В результате на ответственные "коррупционные" должности часто назначают людей, которые уже имеют богатый коррупционный опыт. Учет биографии, на мой взгляд, был бы гораздо полезнее, чем использование психологических методик", — сказал замдиректора института.

Кроме того, он отметил важную отличительную особенность российского менталитета. "У нас очень важно при приеме на работу: кто на ком женился, кто с кем учился, кто занимался у общего тренера и так далее. Такие факторы имеют более существенную роль при назначении на должность в России, чем профессиональные качества и образование кандидата. Это создает благоприятную среду для коррупции", — сказал он.

С ним также согласилась кандидат психологических наук, начальник кафедры общей психологии Академии ФСИН России Елена Гаврина. Она считает, что если претендент на должность уже участвовал в коррупционных деяниях или принял решение об использовании своей должности в корыстных целях, то этот человек, скорее всего, и впредь будет замешан в противоправных действиях.

В государственных организациях, где не предъявляются жесткие требования к отбору персонала, явления коррупции встречаются чаще, считает она. "В свое время мы получили очень интересные результаты по итогам обследования лиц, осужденных за коррупционные деяния. В большинстве своем они представляют возрастную группу от 19 до 40 лет, состоят в браке, относят себя к верующим, работали до осуждения на протяжении 10 и более лет", — сказала эксперт.

Люди, склонные к взяткам, чаще всего выбирают активный стиль жизни, им важно чувствовать себя компетентной и ответственной личностью, во взаимоотношениях с другими людьми они стараются вести себя сдержанно, консервативно, часто предпринимают попытки манипулировать людьми, им комфортно под грузом власти и ответственности, они способны проявлять инициативу и могут заражать других своей активностью, сообщила Гаврина.

"Стукачество" не для России?

Кроме того надо понимать, что проблему коррупции не решить только усилиями правоохранительных органов, считает Юревич. "Наше население считает, что коррупция помогает решить хозяйственно-бытовые проблемы. В стране не существует нетерпимого отношения к коррупции. Если бы оно было, то было бы проще, потому что население должно помогать", — добавил эксперт.

Гаврина также считает, что общество не осуждает людей, замешанных в коррупционных делах. "Самым главным методом борьбы с коррупцией, на мой взгляд, является изменение менталитета граждан. С осужденными за коррупционные преступления реже всего разводятся и, как это ни странно, им легче других осужденных трудоустроиться после освобождения. Это свидетельствует о том, что в российском обществе данный вид преступления не осуждается и принимается как должное явление. Осуждаются лишь "проступки" чиновников уровня Анатолия Сердюкова", — сказала она.

Юревич напомнил, что в Финляндии, которая считается самой некоррумпированной страной в мире, там в любом учреждении есть телефоны, по которым население может сразу сообщить о малейших признаках вымогательства. "А у нас это считается стукачеством, хотя в западных странах подразумевается как естественное выполнение гражданского долга. То есть ведется борьба всего общества с коррупцией", — сказал Юревич.

В Сингапуре также облегчили практики доносов на факты коррупции, отметил он. К сожалению, в России такое случается очень редко, потому что общество во многом не доверяет системе правосудия, полагает Юревич.

Вообще борьбу с коррупцией в мире можно разделить на два типа: один основан на строгих наказаниях. Например, в Китае чиновника за коррупцию ждет смертная казнь. "Более тысячи человек в год казнят по коррупционным делам", — пояснил замдиректора НИИ психологии РАН.

Второй тип борьбы с коррупцией основан на различных моральных санкциях. Например, чиновник, осужденный за коррупцию, попадет в "черный список" и ни на одну приличную работу он не сможет впоследствии устроиться. "Таким образом, он ставит крест на всей своей карьере", — добавил Юревич.

Деверяй, но проверяй

По словам Гавриной, чаще всего к уголовной ответственности за коррупцию привлекаются люди, проработавшие на госслужбе от одного до пяти лет. "Следовательно, данный период является наиболее благоприятным для формирования коррумпированного поведения", — считает она. Поэтому эксперт предлагает руководителям госструктур усилить контроль над госслужащими, особенно в этот период работы. "Формы контроля могут быть самыми разными: и регулярное психологическое обследование, и внеплановый аудит деятельности, и показные увольнения лиц, совершивших противоправные деяния", — сказала она.

Гаврина считает, что значительное повышение заработных плат работников правоохранительных органов привело к тому, что снизился отток специалистов из этой сферы, поднялся престиж службы. "Кроме того, появилась возможность очистить ряды сотрудников от лиц, скажем так, криминально зараженных и имеющих невысокие моральные устои", — добавила специалист.

Она предлагает разработать обучающие занятия для дошкольников и школьников, формирующие у детей психологическую устойчивость к коррумпированному поведению. "А психологическую работу со взрослыми надо начать с приобщения их к социально-культурным ценностям, направленным на служение Отечеству и народу, а также на развитие у них духовно-нравственных качеств", — считает Гаврина.

Взятка

Детектор лжи

По его словам, Сингапур сумел решить проблему коррупции меньше чем за 10 лет. Там сначала ужесточили наказание за хулиганство, а когда люди начали верить правосудию, они стали доносить на факты коррупции.

"В результате того, что Сингапур добился значительных результатов в решении проблемы коррупции, он занял одно из первых мест в мировом рейтинге стран, наиболее благоприятных для ведения бизнеса", — пояснил эксперт.

Сейчас эксперты пытаются заранее прогнозировать: будет тот или иной человек брать взятки или нет, сообщил Юревич. "Здесь имеются разные психологические методики, но самый простой способ — это небезызвестный детектор лжи. Человека можно в лоб спросить: будет ли он брать взятки. Человек, конечно, ответит "нет". И тут полиграф покажет наличие физиологического возбуждения. Но тут непонятно, о чем это физиологическое возбуждение говорит: о том, что человек врет, или о чем-то другом", — сказал Юревич.

Кроме того, нужно учитывать и то, что человек может говорить об абстрактной ситуации и как он себя поведет в конкретной ситуации. "Человек может искренне думать, что он не будет брать взятки. Но перед реальной взяткой, особенно крупного размера, может не устоять. Поэтому прогностическая ценность этих психологических методик в отношении коррупции не очень высока", — заметил Юревич. Он также сообщил, что нет прямой зависимости от характера человека: будет он брать взятки или нет. "Тут скорее зависимость не от психологического типа, а от нравственных качеств, от уровня интеллекта человека", — добавил он.

По его словам, сегодня уровень коррупции в России сопоставим с уровнем африканских стран.

Должность другу, зятю

При приеме на работу нужно тщательно изучить биографию человека, считает Юревич. "Когда назначают людей на высокие руководящие должности, у нас совершенно не принято учитывать репутацию, биографию, чем он занимался в прошлом. В результате на ответственные "коррупционные" должности часто назначают людей, которые уже имеют богатый коррупционный опыт. Учет биографии, на мой взгляд, был бы гораздо полезнее, чем использование психологических методик", — сказал замдиректора института.

Кроме того, он отметил важную отличительную особенность российского менталитета. "У нас очень важно при приеме на работу: кто на ком женился, кто с кем учился, кто занимался у общего тренера и так далее. Такие факторы имеют более существенную роль при назначении на должность в России, чем профессиональные качества и образование кандидата. Это создает благоприятную среду для коррупции", — сказал он.

С ним также согласилась кандидат психологических наук, начальник кафедры общей психологии Академии ФСИН России Елена Гаврина. Она считает, что если претендент на должность уже участвовал в коррупционных деяниях или принял решение об использовании своей должности в корыстных целях, то этот человек, скорее всего, и впредь будет замешан в противоправных действиях.

В государственных организациях, где не предъявляются жесткие требования к отбору персонала, явления коррупции встречаются чаще, считает она. "В свое время мы получили очень интересные результаты по итогам обследования лиц, осужденных за коррупционные деяния. В большинстве своем они представляют возрастную группу от 19 до 40 лет, состоят в браке, относят себя к верующим, работали до осуждения на протяжении 10 и более лет", — сказала эксперт.

Люди, склонные к взяткам, чаще всего выбирают активный стиль жизни, им важно чувствовать себя компетентной и ответственной личностью, во взаимоотношениях с другими людьми они стараются вести себя сдержанно, консервативно, часто предпринимают попытки манипулировать людьми, им комфортно под грузом власти и ответственности, они способны проявлять инициативу и могут заражать других своей активностью, сообщила Гаврина.

"Стукачество" не для России?

Кроме того надо понимать, что проблему коррупции не решить только усилиями правоохранительных органов, считает Юревич. "Наше население считает, что коррупция помогает решить хозяйственно-бытовые проблемы. В стране не существует нетерпимого отношения к коррупции. Если бы оно было, то было бы проще, потому что население должно помогать", — добавил эксперт.

Гаврина также считает, что общество не осуждает людей, замешанных в коррупционных делах. "Самым главным методом борьбы с коррупцией, на мой взгляд, является изменение менталитета граждан. С осужденными за коррупционные преступления реже всего разводятся и, как это ни странно, им легче других осужденных трудоустроиться после освобождения. Это свидетельствует о том, что в российском обществе данный вид преступления не осуждается и принимается как должное явление. Осуждаются лишь "проступки" чиновников уровня Анатолия Сердюкова", — сказала она.

Юревич напомнил, что в Финляндии, которая считается самой некоррумпированной страной в мире, там в любом учреждении есть телефоны, по которым население может сразу сообщить о малейших признаках вымогательства. "А у нас это считается стукачеством, хотя в западных странах подразумевается как естественное выполнение гражданского долга. То есть ведется борьба всего общества с коррупцией", — сказал Юревич.

В Сингапуре также облегчили практики доносов на факты коррупции, отметил он. К сожалению, в России такое случается очень редко, потому что общество во многом не доверяет системе правосудия, полагает Юревич.

Вообще борьбу с коррупцией в мире можно разделить на два типа: один основан на строгих наказаниях. Например, в Китае чиновника за коррупцию ждет смертная казнь. "Более тысячи человек в год казнят по коррупционным делам", — пояснил замдиректора НИИ психологии РАН.

Второй тип борьбы с коррупцией основан на различных моральных санкциях. Например, чиновник, осужденный за коррупцию, попадет в "черный список" и ни на одну приличную работу он не сможет впоследствии устроиться. "Таким образом, он ставит крест на всей своей карьере", — добавил Юревич.

Деверяй, но проверяй

По словам Гавриной, чаще всего к уголовной ответственности за коррупцию привлекаются люди, проработавшие на госслужбе от одного до пяти лет. "Следовательно, данный период является наиболее благоприятным для формирования коррумпированного поведения", — считает она. Поэтому эксперт предлагает руководителям госструктур усилить контроль над госслужащими, особенно в этот период работы. "Формы контроля могут быть самыми разными: и регулярное психологическое обследование, и внеплановый аудит деятельности, и показные увольнения лиц, совершивших противоправные деяния", — сказала она.

Гаврина считает, что значительное повышение заработных плат работников правоохранительных органов привело к тому, что снизился отток специалистов из этой сферы, поднялся престиж службы. "Кроме того, появилась возможность очистить ряды сотрудников от лиц, скажем так, криминально зараженных и имеющих невысокие моральные устои", — добавила специалист.

Она предлагает разработать обучающие занятия для дошкольников и школьников, формирующие у детей психологическую устойчивость к коррумпированному поведению. "А психологическую работу со взрослыми надо начать с приобщения их к социально-культурным ценностям, направленным на служение Отечеству и народу, а также на развитие у них духовно-нравственных качеств", — считает Гаврина.

Среди наиболее распространённых причин коррупции — политическая и экономическая среда, профессиональная этика, мораль и, конечно же, привычки, традиции и демография. Её влияние на мировую и российскую экономику неплохо изучено, но ещё недостаточно, чтобы нивелировать то, чем опасна коррупция.

В научных статьях и эссе разных исследователей отмечено, что явление взяточничества тормозит экономический рост и влияет на деловые операции, занятость и инвестиции. Впоследствии это снижает налоговые поступления и эффективность различных программ финансовой помощи.


Общепризнанным считается тот факт, что чем больше общество, тем выше степень глобального влияния на него коррупции. Основными причинами этого являются:

  • снижение доверия к закону и верховенству права;
  • низкий уровень образования, здравоохранения, доступа к инфраструктуре и качества жизни.

Но в обществознании не существует однозначного ответа на вопрос, как бороться с коррупцией. Что работает в одной стране, не всегда принесёт успех в другой. Главной задачей учёных, занимающихся проблемой, являются поиски ответа хотя бы на несколько вопросов о причинах взяток, их последствиях, а также о том, как с этим негативным явлением успешно бороться.

Исторический экскурс

Самые ранние записи о взяточничестве относятся к временам ассирийской цивилизации (XIII веку до нашей эры). Из найденных табличек, написанных в клинописи, археологам удалось выяснить, как и кто брал взятки.


В соответствии с римским законодательством коррупционное уголовное преступление определялось как предоставление, получение или требование пособий, необходимых для оказания какого-либо влияния на должностное лицо в связи с его работой. Из-за распространённости коррупции в стране этот закон был дополнен новым актом, которых предусматривал определение компенсации за ущерб в двойном размере и потерю политических прав для лица, совершившего коррупционное действие.

Но это не помогло ослабить коррупцию, поскольку она была наиболее распространена среди членов сената и высокопоставленных государственных чиновников как в самом Риме, так и в отдалённых римских провинциях.

Ранняя христианская вера осуждала коррупцию, но позже это негативное явление также сильно развилось в церковных структурах и достигло своего пика с продажей индульгенций в Средние века. Коррупция была широко распространена во времена испанской инквизиции, когда жертва обвинения могла компенсировать так называемый проступок деньгами, что сделало коррупцию обширной среди инквизиторов. Этот ряд исторических примеров можно продолжать вплоть до нынешних дней.

Изучение явления

Хоть с давних пор в обществе присутствует коррупция, а отношение общественности к ней было более или менее нейтральным, в последнее время влиянию коррупционных действий на социально-экономическую и политическую сферу уделяется больше внимания. Исследования этого явления и его негативных черт стали более активными в конце ХХ века, когда страны и международные учреждения начали осознавать величину и глобальность этой проблемы. В 1998 году исследователи социальных процессов Кауфманн и Грей в своём докладе указали, что взяточничество:



  • широко распространено в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, но существуют различия между регионами и внутри них;
  • увеличивает операционные издержки и наносит вред безопасности экономики;
  • обычно приводит к неэффективным экономическим результатам, в долгосрочной перспективе препятствует иностранным и внутренним инвестициям, перераспределяет доходы и искажает отраслевые приоритеты (например, оно создаёт стимулы для заключения крупных оборонных или ненужных инфраструктурных проектов, но не поощряет инвестиции в сельские специализированные поликлиники или в профилактические медицинские учреждения).


Если кратко, то взяточничество несправедливо по своей сути, поскольку оно представляет своеобразный регрессивный налог, который в значительной степени обременяет конкретные виды коммерческой деятельности и обслуживания, осуществляемые малым бизнесом.


  • рост ВВП;
  • внутренние и внешние инвестиции;
  • занятость;
  • налоговые поступления.

При изучении различных форм коррупции в политике и экономической среде, исследовании её значения, социального состояния и различных проявлений учёные приходят к выводу о негативных последствиях, то есть о высоких экономических, политических и социальных издержках.

Они добавляют, что взяточничество — это слабость не людей, а институтов (надзорных и других), поскольку именно они должны препятствовать на уровне закона жадности и искушению населения.

Основные движущие силы

Хотя коррупция отличается в разных странах, можно определить основные движущие силы, которые её порождают. Общим для наиболее коррумпированных стран является то, что они:

  • развивающиеся или с переходной экономикой;
  • с низким уровнем дохода;
  • в своём большинстве имеют закрытую экономику;
  • практически не имеют влияния религии (в протестантских странах самый низкий уровень коррупции);
  • с низким уровнем свободы СМИ и относительно низким уровнем образования.


Коррупция не может быть оценена однозначно, поскольку никогда не бывает только одной причины, ответственной за её возникновение и развитие. Коррупционная составляющая всегда появляется из множества взаимосвязанных факторов, которые могут значительно отличаться друг от друга. К числу наиболее распространённых причин, влияющих на развитие коррупции, относятся политика, экономика, профессиональная этика и законодательство, а также чисто этнологические факторы (привычки и традиции).

Политическая и экономическая среда

На явление коррупции сильное влияние оказывают плюсы и минусы политико-экономической среды. Чем больше регулируется и ограничивается экономическая деятельность в стране, тем выше авторитет и полномочия должностных лиц в принятии решений, а значит, возрастает вероятность коррупции, поскольку отдельные лица готовы платить или предлагать взятки, чтобы избежать ограничений.

Большой потенциал для взяток наблюдается там, где должностные лица находятся под регулированием, предоставляющим возможность принимать решения по собственному усмотрению. Уровень коррупции также зависит от денежно-кредитной политики.


Исследователи влияния последствий коррупции в России и других странах постсоветского пространства на государство обнаружили тесную связь между монетарной политикой и коррупционной деятельностью. Страны, в которых есть хорошо регулируемый финансовый сектор, незначительный уровень неформальной экономики или чёрного рынка, менее коррумпированы, чем те, где наблюдается обратное.

Учёные считают, что там, где больше экономической и политической свободы, меньше коррупции. Уровень эффективности государственного управления определяет степень, где это негативное явление может найти плодородную почву и дать росток. Такая эффективность зависит от качества нормативных актов и разрешений, поскольку неэффективные и неясные законы помогают повысить уровень взяточничества.

Искусственно созданная монополия власти, которая позволяет государственным служащим получать взятки, основана на их превосходящей позиции и встроена в систему. Но неэффективные и нечёткие правила вызывают запрет и побуждают физических лиц давать взятки, чтобы ускорить бюрократическую процедуру.

Читайте также: