Как в школьном портале добавить паспортные данные

Обновлено: 07.07.2024

Добрый день.
МАОУ СОШ№187 выдало каждому ученику бланк-заявление на предоставление услуги "Электронный дневник", где была графа с ссылкой на закон 152 (часть какая-то, не помню точно), которую нужно было заполнить. Каждый родитель вправе решать, нужен этот дневник или нет. Так как я отказалась от этой услуги, мои дети принесли другую бумажку - заявление на отказ от услуги, где в шапке опять же есть графа "паспортные данные". Вопрос вот в чём, если я не хочу предоставлять свои данные (на непонятного вида бумажке) на какую часть закона 152 мне сослаться?

Т.к. тема является архивной.

не хотите, не заполняйте ничего, кто Вас интересно принудить к этому может, колхоз дело сугубо добровольное.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Боятся, что ребенку по всем предметам сразу двойки выведут за год и отправят на лесоповал, видимо. А если с адвокатом придут и со статьями, то пятерки появятся !

Т.к. тема является архивной.

отличный у вас форум, всё по делу, всё по существу. правильно что вас на ДНИ не номинировали - зануды вы))

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

pinkl писал(а)
отличный у вас форум, всё по делу, всё по существу. правильно что вас на ДНИ не номинировали - зануды вы)) .


о, да вы нас рассудить пришли.
:)
просто сравните с 1с-никами, которые за это - никчемное занудство и треп попусту - еще и от 1500 ру в час позволяют себе брать. ну да вам виднее, как мне кажется! Ибо по существу ваш вопрос ответа не требует, юридического - а остальное вы и сами понимаете. так, общение - офф.

Т.к. тема является архивной.

о, да вы сюда поскандалить зашли.
:)
просто посмотрите на смайлы- во первых
а во вторых - разобралась и без вашей помощи, а вам видать потерянных 1,5рэ жалко стало, ну да вам виднее к чему вы про деньги заикнулись
можете флудить, общаться и офтопить :)
аревуар.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

кстати, классным учителям на совещании так и сказали - если родители не принесут подписанных бумаг, то весь класс лишится права на эл.дневники. Как же надоели эти непонятные угрозы, вы просто не представляете. а у завуча всегда один отмаз - все вопросы к директору.
зы: в общем сослалась в заявлении на статью в Конституции РФ, т.к. прочитав закон 152, так и не нашла официального права на отказ.

Т.к. тема является архивной.

Забавно, закон Вас обязал что-то делать? Что именно и в какой статье? Поясните, пожалуйста. а то я не знаю. хотя уверен, что нормы публичного права могут обязать что-то делать, иначе будешь поражен в правах.

Т.к. тема является архивной.

Правильно, из-за таких родителей-неадекватов прогресс и стоит!
Все на бумажке надо носить, деревья переводить!

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Ага. Представитель ФСТЭКа, в разговоре с нами по телефону честно признался, что по идее можно каждый детский сад прикрыть. только на основании этого закона, т.к. на его реализацию нужны бешеные деньги, от 100 тысяч и выше , даже если речь идет только об одно компе, да еще несколько стопок оформленных бумаг. Но ведь приняли же его. заведомо невыполнимый-то.

Т.к. тема является архивной.

Российская парадигма: должна быть создана ситуация, чтобы всех можно было взять за задницу, все требования выполнить невозможно!

Т.к. тема является архивной.

Прикольный закон!
Я когда его по слогам читал магистрантам-айтишникам был в восторге!
И когда упомянутых представителей ФСТЭКа на форуме айтишном слушал (секция по ИБ), еще более в восторг приходил!

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

зачем им вообще паспортные данные, непонятно.

можно (и лучше) ведь сделать электронный дневник с обезличенными данными - просто номер ученика такой-то, класс такой-то года выпуска/впуска такого-то.
ну можно и имя написать, ведь если написано "Вася Петров", ничего страшного не будет

а вот адрес туда вписывать домашний, да телефоны разные - глупости и лишнее.

тогда все и пользовались бы этими дневниками, наверняка, удобно.

Т.к. тема является архивной.

в том-то и дело, что школа не предоставляет ни каких данных о защите и безопасности сайта, где обитает этот дневник и где будут указаны персональные данные. а так да, идея не плохая, но, как всегда, в корявом исполнении. пароли к доступу простые, и поменять их лично не можешь.. взломать всю эту ерундовину можно на раз-два.

Т.к. тема является архивной.

вот и напишите заявление , что согласны только на обезличенный дневник - без адресов, паспортов,телефонов и прочего.

причём лучше подписать специальный договор между вами и школой, где всё это будет заранее оговорено, и указано, что школа не имеет право далее вносить никакие личные приватные данные ни родителей, ни учащегося, в этот дневник и т.п.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Вроде как уже нашли. . В стартовом посте ТС пишет же про 152-ФЗ. НО! Продолжает искать. Стандарты ИБ в АИС копает.

Т.к. тема является архивной.

Меня вообще забавляет эта ситуация) На сайте нашей школы вывешивают результаты пройденных ГИА, ЕГЭ. С фамилиями! Я просто в ужасе!
К стати, подобную бумажку я перечеркнула и в таком виде передала классной. Она очень возмущалась, но мне по-ба-ра-ба-ну)))

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Но зато "и волки сыты и овцы целы"
И никакой ответственности не предусмотрено за указание несуществующих паспортных данных на каком-то клочке бумаги. Зато завуч и директор школы успокоятся

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

если не просят паспорт, то иногда так делаю, не проверяют же=) фио, номер паспорта, дата рождения - заготовки на все случаи жизни)))))

Т.к. тема является архивной.

Ну и зачем Вы пришли с этим вопросом на юрфорум? Показать свою значимость? Вы сильно дорожите своими паспортными данными? -вы нарушили закон и пытаетесь уйти от отвественности?
Тупость ватников иногда не понимал.
Кроме того, полагаю, что Вы - не понимаете и никогда не поймете зачем нужен электронный дневник родителям.

Т.к. тема является архивной.

О. а я как манны небесной жду запуска этого самого электронного дневника и готова предоставить любые свои персональные данные лишь бы только он уже у нас заработал! А Вам чего паспортных данных-то своих жалко? Маразм крепчал? :-). К тому же, как мне кажется, Ваши паспортные данные у администрации школы уже имеются (как минимум, они фигурируют в договоре). И, может, приведете мне хоть один пример как могут третьи лица в своих целях использовать мои паспортные данные? Примеры оформления кредитов, покупки сим-карт и т.п. можете не приводить, это все мошенничество и заниматься этим должна полиция. А вот реальный пример, когда имея только реквизиты паспорта, а не сам паспорт (его копию), можно совершить какие-либо юридические значимые действия, имеющие правовые последствия для меня лично?

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1993-р утвержден перечень услуг, которые могут предоставляться в электронном виде учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями. Этот перечень включает электронный дневник.

Это новая система учета успеваемости для школ и других учебных заведений, которая объединяет всех участников образовательного процесса, упорядочивает документооборот и снижает административную нагрузку на общеобразовательные организации.

С помощью дневника любой родитель с легкостью может контролировать успеваемость ребенка, следить за объявлениями, поддерживать связь со школой. Рассмотрены особенности этой системы, порядок пользования дневником в этой статье.

Что это такое, какую информацию содержит?

Справка. Электронный дневник – информационная система для учреждений в сфере образования, где осуществляется выборка индивидуальных данных из электронного журнала о ходе и результатах обучения конкретного ученика.

Доступ к нему имеют как сам ученик, так и его родители. Эта система позволяет получать информацию об учебном расписании, текущих и итоговых оценках и домашнем задании в онлайн-режиме.

Электронная версия дневника схожа со старым бумажным вариантом. Здесь также представлена следующая информация и функционал:

Внимание. Помимо привычной информации, электронный дневник имеет дополнительные полезные сервисы. Эти сервисы облегчают учебный процесс, помогая найти необходимые учебники, дополнительные материалы к урокам и многое другое.

Например, онлайн-библиотека, в которой содержатся произведения школьной программы, видеофайлы и аудиофоны, для подготовки к урокам.

У каждого учащегося есть личная электронная страница в дневнике, на которой он может создавать свое портфолио. Для этого на личную страницу загружаются сертификаты и грамоты.

Основной функционал системы предоставляется бесплатно. Дополнительные функции SMS- и e-mail-рассылки, видеоконференции являются платными. Узнать больше о возможностях электронно-образовательных сервисов можно здесь.

Кто может иметь доступ к данным о текущей успеваемости учащегося?

Доступ к дневнику учащегося имеют следующие лица:

  • классный руководитель ученика;
  • сам учащийся;
  • законные представители или родители учащегося;
  • администрация школы.

Какие документы необходимо предоставить для пользования страницей?

Для доступа к дневнику родителям учащегося необходимо получить логин и пароль в школе, для этого нужно заполнить данные о себе, предоставив следующие документы:

  • паспортные данные;
  • заполненное согласие на обработку персональных данных;
  • номер СНИЛС.

Как родителям школьника пользоваться?

Внимание! Для доступа к электронному дневнику, пользователям старше 14 лет, необходимо иметь подтвержденную учетную запись на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

Лицам младше 14 лет достаточно упрощенной или стандартной учетной записи.

Чтобы иметь доступ к электронному дневнику ребенка, необходимо добавить данные о нем в профиль личного кабинета Госуслуг.

Порядок действий при добавлении ребенка в профиль:

Справка! Если данные о ребенке были заполнены ранее, повторно заполнять поля не нужно. Можно перейти к инструкции по доступу к электронному дневнику.

После добавления ребенка в личный кабинет, можно воспользоваться услугой электронного дневника. Порядок действий для доступа к услуге следующий:

Как быть, если школа не интегрирована с порталом государственных услуг?

На 2019 год услуга по проверке успеваемости ученика через личный кабинет портала Госуслуг доступна не во всех регионах РФ. Идет подключение оставшихся школ в регионах к системе.

Внимание. Если школа не интегрирована с порталом, то можно воспользоваться услугой на региональных сайтах Госуслуг.

Для Москвы

  • адрес электронной почты;
  • номер мобильного телефона;
  • страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) (по желанию).

Рассмотрим порядок действий, как зайти на сайт и получить услугу:

Внимание! При регистрации важно убедиться, что в личном кабинете указаны актуальные номер телефона и адрес электронной почты.

Переход на электронные услуги в сфере образования значительно экономит время работающим родителям и учащимся. А как без очередей и графика работы можно записать ребенка в школу — читайте в наших статьях.

Благодаря внедрению в российских школах электронных дневников, учащимся больше не нужно беспокоиться о забытом домашнем задании или изменениях в расписании предметов. Дневник предоставляет всем участникам образовательного процесса доступ к актуальной и достоверной информации в режиме онлайн. Получить эту услугу можно в любое время и в любом месте, достаточно воспользоваться порталом Госуслуг или региональными сайтами.

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните 👇


Прошло больше трех месяцев с той поры, когда начались настойчивые просьбы классного руководителя о подписании некоего "Соглашения на обработку персональных данных родителей обучающегося", в котором предлагалась "передача данных третьим лицам", включая данные паспорта, адреса проживания и места работы, а также социального положения. Целью подобного соглашения указывалось "обеспечение наиболее полного исполнения образовательным учреждением своих обязанностей, определенных законом".

Естественно, столь мутные формулировки не могли закончиться ничем иным, кроме отказа. Который воспринят не был, и нам вновь были переданы те же самые бланки уже с пояснением, что это нужно "для электронного дневника". Но и в этом случае запрашиваемые данные мы передавать запретили - поскольку вообще не ясно, какое отношение они имеют к дневнику.

Спустя некоторе время, администрация школы передала нам на подпись еще одну бумагу - называвшуюся теперь "Согласие на обработку персональных данных в системе "Электронный журнал". В ней предлагалось, в целях автоматизации процессов сбора, хранения и анализа статистической информации, а также обеспечения возможности оперативного доступа к информации о посещаемости и успевамости, разрешить размещение в информационной системе "Электронный журнал" ФИО ребенка, дату рождения, пол, класс, номер личного дела, а также текущие и итоговые оценки.

Казалось бы - ничего особо интересного. Век у нас компьютерный, дневники нынче в моде антырнентые и вообще учет и контроль - первейшее дело. В таком подходе, разумеется, есть нечто рациональное, но все же классическое понятие дневника мне гораздо ближе. Потому что в электронном - есть некая обезличенность.
И потом, разве может "тотальный" электронный контроль восстановить утерянное доверие между родителем и ребенком? Я уже не говорю о некоем моральном испытании, когда ученик должен сам рассказать о своих "успехах" в прямом и переносном смысле. Ведь именно так воспитывается чувство ответственности.

Из нее следует, что система "Контингент-регион" начала разрабатываться и внедряться в рамках "Распоряжения Правительства РФ №2125-р от 25 октября 2014 года об утверждении Концепции создания единой федеральной межведомственной системы учета обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам".

Судя по комментариям на различного рода площадках, система эта располагается по адресу http://46.61.224.79/ и может быть задействована из любого региона. "Дневнику" отводится роль интегратора всей системы.

Вполне очевидно, что предложенные нам соглашения для передачи персональных данных как то связаны с внедряемой системой "Контингент". И это - настораживает. Прежде всего потому, что Дневник.ру - частная компания, владельцами являются Prostor Capital, конечным собственником которой является бывший министр информационных технологий и связи Леонид Рейман, а так же компания Runa Capital, конечными собственниками которой являются Александр Галицкий и Сергей Белоусов. Обе компании вложили существенные средтва - $1,7 млн. от Prostor Capital в 2011 году, и $5 млн. Runa Capital в 2012-ом.


При этом, как заявляется на той же заглавной странице, к проекту уже подключены 31 626 школ, 5 633 912 учеников, 668 584 учителей, 2 935 891 родителей.

Как в этом свете нужно рассматривать пилотное внедрение этого проекта в регионах, пусть даже под брендом "Ростелекома", который на самом деле частно-государственный?

Казалось бы - что тут такого? Решили предприимчивые ребята сделать полезный сервис для школьников. Ну и себя, разумеется не забыть. Что-то там сделали. Людям понравилось - они и вышли с предложением "распространить и углубить". А как иначе?

Однако, вчитываясь в текст того самого распоряжения №2125-р, начинаешь понимать, в какую западню ведут все эти красивые картинки.

Для начала зафиксируем, что указанное распоряжение утверждает некую "концепцию создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам".

Что это за система, поясняется далее: "Межведомственная система представляет собой комплекс информационных систем, предназначенных для учета контингента обучающихся, взаимосвязанных с информационными системами органов государственной власти и государственных внебюджетных фондов, содержащих персональные данные несовершеннолетних".

То есть вы не просто оказываетесь в некоем безобидном "электронном дневнике". Ваших детей "пришивают" к уже существующим ведомственным информационным системам, включая известные многим "госуслуги". Предпосылками создания подобной системы по мнению правительства является следующее:

- отсутствие достоверной информации о фактическом и прогнозируемом количестве обучающихся различных возрастов, проживающих на территориях и нуждающихся в образовательных услугах, негативно сказывается на решении задач управления сетью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам;

- недостаточно эффективно решаются задачи территориального планирования строительства дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций, не решена проблема выравнивания нагрузки на организации, осуществляющие образовательную деятельность;

- отдельный интерес представляют сведения обо всех этапах обучения детей, в частности данные о прохождении обучения в различных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включающие в себя общую информацию об организациях, о периодах обучения, об освоенных образовательных программах, об успеваемости, о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении;

- известно, что образовательный процесс существенно влияет на такие факторы, как состояние здоровья, будущая социализация и профессиональная успешность обучающихся. Данная информация необходима органам власти при принятии управленческих решений, родителям и обучающимся при выборе организаций, осуществляющих образовательную деятельность. При этом проблему представляет не только получение этих данных из другого ведомства, но и связь данных о здоровье с данными об обучающихся и их этапах обучения;

- несмотря на значительный прогресс информатизации деятельности органов власти всех уровней, существует множество разрозненных ведомственных информационных систем, содержащих различную информацию об обучающихся разных возрастных групп. Не решена проблема единой идентификации обучающихся в различных ведомственных информационных системах. Отсутствие единого эталонного источника персонифицированной учетной записи гражданина значительно усложняет задачу корреляции данных о нем из различных источников. Создание межведомственной системы позволит решить указанные проблемы, а также обеспечит переход на качественно новый уровень функционирования ведомственных информационных систем, содержащих информацию об обучающихся.

Другими словами, авторы концепции хотят иметь в оперативном режиме всю информацию о том, чем занимается ваш ребенок: какие кружки посещает, насколько успешно учится и как при этом у него со здоровьем. Вы скажете - ну и что такого, чем больше знаешь, тем точнее решишь, что нужно делать. Однако не кажется ли вам, дорогой читатель, что не чиновник, а родитель должен решать, что лучше?

Зачем нужен этот по сути тотальный контроль? Чтобы иметь лишний повод взять родителей под колпак? В условиях вступившего в силу ювенального 442 закона о соцобслуживании? Ой-ой-ой, пахнет это дело весьма и весьма дурно. Совершенно ясно, что не родитель будет здесь контролировать своего ребенка, а чиновник - их обоих.

Ведь совсем не зря принципами создания этой межведомственной системы являются:

- учет обучающихся в межведомственной системе со дня государственной регистрации рождения и начала обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

- обеспечение условий для персонифицированного учета данных об обучающихся;

- наполнение межведомственной системы данными из информационных систем различных органов государственной власти и государственных внебюджетных фондов в объеме, необходимом для достижения целей, определенных Концепцией;

- обеспечение доступа заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов к единым механизмам доступа к данным об обучающихся;

- использование страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве единого идентификатора обучающегося для осуществления межведомственного информационного взаимодействия.

Все это дополнятся вот таким вот перечнем персональных данных учащихся, хранимых в системе:

- фамилия, имя и отчество (при наличии)обучающегося;
- пол обучающегося;
- место рождения обучающегося;
- дата рождения обучающегося;
- номер записи акта о рождении обучающегося;
- дата государственной регистрации рождения и наименование органа,который произвел государственную регистрацию рождения;
- гражданство;
- серия и номер паспорта обучающегося (после его получения) или реквизиты иного документа, удостоверяющего личность;
- адрес регистрации обучающегося по месту жительства (по месту пребывания);
- страховой номер индивидуального лицевого счета обучающегося;
- сведения о родителях или законном представителе обучающегося (фамилия, имя, отчество (при наличии), гражданство, адрес регистрации, адрес регистрации по месту жительства (по месту пребывания), серия и номер паспорта или реквизиты иного основного документа, удостоверяющего личность, страховой номер индивидуального лицевого счета);
- общие сведения, данные об этапах обучения, о достижениях и иную информацию, необходимую для решения задач межведомственной системы.

Естественно, что кроме персональной информации система будет содержать "данные о периодах обучения, об освоенных образовательных программах, успеваемости, о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении и о сертификатах".

Это ли не тотальный контроль? Вы скажете - ну это все, конечно, неприятно, но я то, прочтя ваш пост, никакие бумаги подписывать не буду, и другим расскажу, чтоб не подписывали. А если подписали - то можно и отозвать.

Это все конечно верно. Но! Глава VII указанной концепции предполагает возложить на Министерство образования и науки РФ "подготовку проектов о внесении в законодательство Российской Федерации в сфере образования изменений, необходимых для создания и функционирования межведомственной системы", а так же "подготовку при необходимости совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами предложений о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, обеспечивающих установление полномочий федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов по предоставлению персональных данных граждан Российской Федерации, и предложений, касающихся порядка получения, обработки, хранения и уничтожения персональных данных граждан Российской Федерации".

Так-то! И всем понятно, что если есть заинтересованные лица, то новые законопроекты будут и создаваться и лоббироваться.

Что в итоге? В итоге мы видим попытку, под вывеской "эффективного решения задач обучения", создать систему тотального контроля за ребенком и его родителями. При участии (и под давлением) частных лиц.

Иначе как можно объяснить, что по плану опытная эксплуатация должна начаться в 2016 году - а реально объявляют о ее "успешном начале" почти на 2 года раньше? Возникает вопрос - кому нужная подобная спешка? И как-то сразу опять вспоминаются активные просьбы классных руководителей о подписании соглашения для передачи персональных данных.

К счастью для школ, внимание родителей к персональным данным довольно редкое явление, но весьма неприятное:

  • Во-первых, потому что школа является оператором персональных данных и отвечает за их безопасность;
  • Во-вторых, потому что проблема с персональными данными крайне путанная, и никто толком в ней не разбирается;
  • В-третьих, потому что претензии и угрозы родителей чаще всего далеки от адекватных.

Чтобы требования были адекватными, нужно освоить основные понятия и принципы закона. Я выделю здесь несколько ключевых особенностей, но полезно прочитать закон полностью — он небольшой.

Школа обрабатывает персональные данные учителей, учеников и их родителей. Обработку данных учителей я рассматривать здесь не буду. В отношении родителей обработка должна быть весьма ограниченная: убедиться, что школа имеет дело именно с родителями своих учеников и обеспечить с ними продуктивную коммуникацию.

По закону, это любая информация, связанная с конкретным человеком. Это значит, что ее можно обрабатывать только в соответствии с теми целями, для которых персональные данные были переданы. Понятие цели обработки — не просто фигура речи, а важный критерий законности обработки.

2. Виды данных и защита данных

  • Если субъект дает согласие на публикацию некоторых своих персональных данных в открытых источниках, то такие данные считаются общедоступными и они не требуют защиты. Но даже в отношении общедоступных данных в случае отзыва согласия необходимо соблюдать требования закона по их защите для новых условий. Бывают ситуации, когда необходимость открытой публикации определенных данных предусматривается законом, в частности, администрация и педагоги школы обязаны публиковать на официальном сайте образовательной организации свои ФИО и квалификационные показатели, названия курсов, которые они ведут.
  • Если без дополнительной информации невозможно определить, к какому человеку относятся обрабатываемые данные, они называются обезличенными и требования по их защите существенно проще, чем в отношении идентифицируемых данных. Этот удобный аспект обработки данных часто остается недооцененным, а зря.
  • Если данные содержат медицинскую информацию или из других специфических категорий (кому важно, уточните в законе самостоятельно), такие данные требуют наиболее жестких мер по обеспечению защищенности.
  • Чем больше в системе содержится персональных данных, тем жестче требования по защищенности системы.

4. Согласие на обработку персональных данных

Тут больше всего глупостей происходит:

Рассмотрим типичную ситуацию организации поездки с детьми, для которой нужно покупать групповые билеты, готовить списки участников. Если поездка оформляется как мероприятие в рамках образовательных отношений, то доказательства обоснованности такой обработки не нужны. Для этого приказ о проведении мероприятия должен быть выполнен в формулировках с соответствующими тезисами 152-ФЗ.

Во всех аналогичных ситуациях вне типового образовательного процесса нужно учитывать эту специфику закона, чтобы школа всегда имела доказательства правомочности обработки данных учеников: либо в рамках образовательных отношений, либо по письменному согласию, либо в рамках иных федеральных законов.

В любой момент вы можете отозвать согласие на обработку персональных данных, в каком бы виде вы его не давали: письменно или по факту начала деловых отношений. Но нужно понимать, что такой отзыв будет иметь административные последствия, потому что оператор не сможет продолжать обработку ваших данных в прежнем режиме.

Яркой иллюстрацией важности согласия является письмо Минобрнауки от 4.3.2015 N 03-155 с ответом на вопрос, может ли родитель отказаться от передачи данных из школы в государственную информационную систему сдачи ОГЭ/ЕГЭ? Хотя для государственных систем письменное согласие субъекта можно не получать, отказаться родитель может! Но в этом случае ребенок не может быть допущен к сдаче экзамена.

4а. Согласие на передачу данных для обработки

Передача данных третьим лицам является одним из видов обработки персональных данных. Такая передача является существенной особенностью для организации требуемых по закону мероприятий по защите. Без согласия самого субъекта данные могут передаваться третьим лицам только в предусмотренных федеральными законами случаях, в частности, когда есть угроза жизни или здоровью людей.

Для доказательства такого согласия обычно школа требует письменное подтверждение. Это актуально, например, для работы в электронном классном журнале, хранящем данные где-то в сети Интернет. Проблема отражена для электронных журналов отдельным письмом Минобрнауки России от 21.10.2014 N АК-3358/08.

5. Всегда ли вы знаете, где обрабатываются ваши данные?

Если у вас есть подозрение, что ваши данные без вашего согласия кому-то передавались и/или что они используются для других целей, чем вы их передавали оператору, имеет смысл написать запрос и снять сомнения.

Любой субъект персональных данных в любой момент может потребовать от оператора отчет о том, как используются его данные, кому они передавались и с какой целью. Ответ на такие запросы должен занимать не больше месяца. Сомнение могут вызвать условия обработки данных у контрагента вашей школы — внешнего оператора, — например, оператора сетевого электронного журнала.

Примеры поводов для сомнения:

  • вы не понимаете целей обработки данных у внешнего оператора;
  • вы не понимаете правил обработки данных у внешнего оператора;
  • вы не можете найти договор между внешним оператором и школой;
  • вы не уверены, что внешний оператор надежен, поскольку не можете найти у него на сайте скана сертификата, выдаваемого регулятором для подтверждения защитных качеств информационной системы.

Договор может быть важен, чтобы понять, кто и как обрабатывает данные вашего ребенка, можно ли ему доверять, поскольку школа эту обязанность ему перепоручила. Бывают вопиющие случаи, когда никто не может ответить на вопрос, какая система обрабатывает ваши данные, кто ее оператор, а школа регулярно отправляет в эту систему данные, причем администрация школы внимательно контролируется органами власти в отношении обеспечения этой регулярности.

Только квалифицированное обращение родителей может заставить такие ситуации разрешаться законным образом.

Следует иметь в виду, что в защите персональных данных школа не специалист и вряд ли хорошо понимает, насколько хорошо это делает ее партнер по обработке. Это не значит, что все плохо, но, если у вас появились сомнения, важно знать свои права и грамотно ими пользоваться. Более строгое изложение проблематики 152-ФЗ в школе доступно в подборке нормативных актов на сайте Ружэль.

Читайте также: