Как узнать кто правопреемник

Обновлено: 02.07.2024

Пенсионные накопления гражданина, а также доход от их инвестирования могут быть выплачены правопреемникам в случае его смерти, если она наступила до назначения накопительной части трудовой пенсии.

Накопительная часть трудовой пенсии/пенсионные накопления - это составная часть трудовой пенсии по старости, которая формируется:

1) в обязательном порядке у работающих граждан 1967 года рождения и моложе за счет уплаты работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) страховых взносов (в 2010 году - 6% от заработной платы гражданина в пределах 415 тыс. руб. в год по каждому месту работы);

В 2002-2004 гг. накопительная часть в обязательном порядке формировалась у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве. При этом отчисления, которые уже были сделаны, инвестируются управляющими компаниями или негосударственными пенсионными фондами (НПФ), в зависимости от желания граждан, и будут выплачиваться после выхода на пенсию в составе накопительной части пенсии.

2) в добровольном порядке у участников Программы государственного софинансирования пенсии за счет собственных средств гражданина, уплаченных в виде дополнительных страховых взносов, взносов государства и взносов работодателей, если они являются третьей стороной Программы.

Средства накопительной части будущей пенсии гражданина учитываются в специальной части индивидуального лицевого счета в ПФР и инвестируются выбранной гражданином управляющей компанией или негосударственным пенсионным фондом для получения дополнительного инвестиционного дохода.

Кто считается правопреемником пенсионных накоплений?

Правопреемниками умершего гражданина признаются лица, указанные в заявлении гражданина о распределении средств пенсионных накоплений (договоре об обязательном пенсионном страховании, который гражданин заключил с НПФ). Подать такое заявление можно в территориальный орган ПФР по месту жительства или негосударственный пенсионный фонд, в зависимости от того, где формируется накопительная часть трудовой пенсии.

Если такого заявления (договора) нет, то правопреемниками считаются родственники умершего гражданина. Выплата им производится независимо от возраста и состояния трудоспособности в следующей последовательности:

  • в первую очередь - детям, в том числе усыновленным, супругу и родителям (усыновителям);
  • во вторую очередь - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.

Выплата средств пенсионных накоплений родственникам одной очереди осуществляется в равных долях. Родственники второй очереди имеют право на получение средств пенсионных накоплений, только если нет родственников первой очереди.

Правопреемник вправе отказаться от получения средств пенсионных накоплений. В этом случае в ПФР необходимо подать соответствующее заявление.

Как узнать, являетесь ли Вы правопреемником пенсионных накоплений?

Как только Пенсионный фонд Российской Федерации получает информацию от органа ЗАГСа о смерти гражданина, он информирует специальным извещением правопреемников, указанных в заявлении умершего гражданина (по адресам, указанным в заявлении), о возможности получения средств пенсионных накоплений.

В какие сроки можно обратиться за выплатами?

Обратиться за выплатой правопреемники должны в течение шести месяцев со дня смерти гражданина. Это можно сделать самостоятельно, не дожидаясь извещения из ПФР.

Если правопреемник по каким-либо причинам пропустил срок для обращения с заявлением о выплате ему средств пенсионных накоплений, то этот срок может быть восстановлен в судебном порядке.

Какие документы должен представить правопреемник?

Выплата средств пенсионных накоплений правопреемнику осуществляется на основании заявления. Его необходимо подать в любой территориальный орган ПФР лично или через законного представителя. К заявлению необходимо приложить подлинники или засвидетельствованные в установленном порядке копии документов, определенных Правилами выплаты, а именно:

документы, удостоверяющие личность и полномочия законного представителя (усыновителя, опекуна, попечителя) правопреемника - для законных представителей правопреемника;

документы, подтверждающие родственные отношения с умершим застрахованным лицом - для правопреемников по закону;

документы, подтверждающие нотариально удостоверенное полномочие представителя правопреемника на подачу заявления о выплате средств пенсионных накоплений (об отказе от получения средств пенсионных накоплении), и необходимые документы от имени правопреемника - для представителей правопреемника;

документы, подтверждающие предварительное разрешение органов опеки и попечительства осуществить отказ от получения причитающихся правопреемнику средств пенсионных накоплений - для законных представителей правопреемника при подаче заявления об отказе от получения средств пенсионных накоплений;

решение суда о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений - для правопреемников, восстановивших в судебном порядке срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений;

страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования умершего застрахованного лица (при наличии).

Если на дату смерти гражданина накопительная часть его будущей пенсии формировалась через НПФ, то правопреемнику необходимо обратиться за выплатой в данный НПФ. В том случае, если на момент обращения деньги из НПФ уже переданы в Пенсионный фонд России, то заявление о выплате представляется в территориальный орган ПФР, но с обязательным представлением, помимо вышеуказанных, следующих документов:

решения НПФ об отказе в выплате правопреемнику средств пенсионных накоплений в связи с их перечислением в резерв фонда по обязательному пенсионному страхованию;

Когда ПФР осуществит выплаты правопреемнику?

Выплата правопреемнику умершего застрахованного лица средств его пенсионных накоплений осуществляется не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем принятия соответствующего решения.

Существует два способа их получения: через почтовое отделение связи или путем перечисления средств на банковский счет правопреемника. Способ выплаты правопреемник указывает в заявлении. Копию решения о выплате (или отказе в выплате) средств пенсионных накоплений ПФР направляет правопреемнику заказным письмом в течение пяти рабочих дней после принятия решения.

Облагаются ли пенсионные накопления, полученные правопреемниками, налогом?

С 1 января 2010 года выплачиваемые правопреемникам средства пенсионных накоплений умершего застрахованного лица налогом на доходы физических лиц не облагаются.

ВАЖНО!

Средства, накопленные в рамках Программы государственного софинансирования пенсии, выплачиваются в случае смерти гражданина его правопреемникам в том же порядке, который предусмотрен для пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования.

Марина Крицкая

Даже при небольшой задолженности перед государственными органами или кредиторами юрлицо можно закрыть. Именно из-за этого реорганизация, как способ прекращения деятельности организаций, получила широкое распространение в бизнес-среде. Хотя сам этот процесс таит в себе, как преимущества, так и недостатки.

Реорганизация юридического лица влечет создание новых юридических лиц или смену организационно-правовой формы уже существующих предприятий.

Однако в этом процессе есть свои тонкости. С одной стороны, при реорганизации юрлицо исключается из государственного реестра — как при официальной ликвидации, да и отменить её кредиторам и государственным органам крайне сложно. С другой стороны, в результате реорганизации всегда появляется правопреемник, которому приходится отвечать по всем долгам, а сама процедура длится не менее 3,5 месяцев.

Формы реорганизации

В Гражданском кодексе прописаны пять форм реорганизации:

  • слияние;
  • присоединение;
  • разделение;
  • выделение;
  • преобразование.

При этом формы могут одновременно сочетаться (ст. 57 ГК РФ). Например, разделение с одновременным присоединением, выделение с одновременным присоединением, разделение с одновременным слиянием или выделение с одновременным слиянием.

Юрлицо считается реорганизованным, за исключением случаев, когда это происходит в форме присоединения, с момента государственной регистрации юрлиц, создаваемых в результате реорганизации. При присоединении одного юрлица к другому первое из них считается реорганизованным с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединенного юрлица.

Как правило, у реорганизации всегда есть причины и цели. В ряде случаев она осуществляется в добровольном порядке, по желанию самого юрлица, решению учредителей. И в этом случае реорганизация проводится в любой из перечисленных форм.

Иногда, с целью ограничения монополистической деятельности компании, случается принудительная реорганизация — в форме разделения и выделения. Такой порядок предусмотрен ст. 38 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Еще один порядок, по которому может проходить реорганизация юрлица, — приватизация.

Алгоритм действий при реорганизации

1. Подготовительный этап: составление плана и оценка активов

На начальном этапе нужно подготовиться к процессу: составить план, чтобы придерживаться сроков, предусмотренных законодательством, вовремя уведомить налоговые органы о принятии решения о реорганизации и создании новых юрлиц, а также поставить в известность кредиторов.

Важно оценить имущество, активы и объем обязательств перед различными кредиторами. При инвентаризации следует опираться на Приказ Минфина РФ от 13.06.95 № 49, в котором приводятся методические рекомендации.

2. Подтверждение решения о реорганизации

Приняв решение о реорганизации, компания должна подтвердить его с помощью нотариального удостоверения. Решение единственного участника общества подтверждается его подписью, заверенной у нотариуса (ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

В регистрирующий орган по местонахождению отправляется уведомление о начале процедуры реорганизации. К нему прикладывается решение собственников.

При внесении сведений о начале реорганизации в роли заявителя могут выступать:

  • руководитель постоянно действующего исполнительного органа реорганизуемого юрлица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юрлица;
  • если происходит реорганизация двух и более юрлиц — руководитель постоянно действующего исполнительного органа юрлица, последним принявшего решение о реорганизации, или определенного решением о реорганизации, или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этих юрлиц — иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом.

Подпись заявителя должна быть заверена у нотариуса. Однако в этом нет необходимости, если документы подаются в регистрирующий орган заявителем лично при наличии паспорта или направляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Если в процессе реорганизации участвуют два и более юрлица, то уведомление подается в регистрирующий орган по месту нахождения юрлица, который последним принял решение о реорганизации, или в регистрирующий орган, который определен в решении о реорганизации.

Сроки отправки уведомления о реорганизации

Со дня принятия решения установлено три рабочих дня на отправку уведомления о реорганизации. Регистрирующий орган вносит соответствующую информацию в ЕГРЮЛ тоже в определенный срок — в течение трех рабочих дней.

Отмена процедуры реорганизации действующим законодательством не предусмотрена.

После даты отправки уведомления о начале процедуры реорганизации юрлицо, находящееся в процессе реорганизации, в течение пяти рабочих дней письменно уведомляет известных ему кредиторов о происходящей ситуации (п. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Срок для первой публикации — не менее 30 дней со дня принятия решения о реорганизации. Между первой и второй публикациями должен быть временной интервал в месяц. Только после второй публикации юрлицо может подавать заявление в регистрирующий орган.

За нарушение сроков по представлению сведений о начале реорганизации грозит предупреждение или штраф в размере 5 000 руб. (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

4. Сверка расчетов с налоговой инспекцией

В п. 3.3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ указано, что в начале процедуры реорганизации должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками проводит сверку расчетов налогоплательщика. Акт сверки представляется в течение 5 дней со дня поступления в налоговый орган письменного запроса.

  • в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;
  • через личный кабинет налогоплательщика.

5. Подготовка документов

Для каждой формы реорганизации предусмотрен свой пакет документов.

Обратите внимание на то, что документ, подтверждающий представление сведений в органы Пенсионного фонда, не обязателен. Об этом предупреждает ФНС на официальном сайте. Необходимую информацию у территориального органа Пенсионного фонда налоговый орган запрашивает самостоятельно.

Содержание договора о присоединении

При госрегистрации юрлица, создаваемого путем реорганизации в форме присоединения, заявителем выступает руководитель постоянно действующего исполнительного органа присоединяемого юрлица.

В регистрирующий орган необходимо представить договор о присоединении. В нем обязательно должны быть прописаны положения о порядке и сроках проведения совместного общего собрания участников, а также изменениях, которые вносятся в общество, к которому осуществляется присоединение.

Изменения в устав могут потребоваться, в частности, для увеличения уставного капитала, если у общества отсутствуют на балансе доли, на которые могут быть обменяны доли участников присоединяемого общества.

Если совместное собрание проводиться не будет, то это указывается в договоре.

Кроме обязательных положений в договор следует включить:

  • наименование, сведения о нахождении каждого общества, участвующего в присоединении;
  • порядок и условия присоединения: размер уставного капитала общества, к которому происходит присоединение; перечень действий, которые необходимо произвести каждому обществу, участвующему в реорганизации, а также сроки их совершения; порядок долей в уставном капитале присоединяемого общества.

При определении порядка обмена долей нужно помнить о том, что ряд долей не подлежат обмену, так как они погашаются (п. 3.1 ст. 53 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ).

Как сэкономить на уплате государственной пошлины

С 1 января 2019 года размер государственной пошлины составляет 4 000 руб. Но ее можно не уплачивать в том случае, если юрлицо направляет документы в регистрирующий орган в электронном формате (пп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

Нужна электронная подпись? Подберите сертификат под вашу задачу

Зачем нужен передаточный акт?

В Приказе Минфина РФ от 20.05.2003 № 44н даются методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при реорганизации. Для формирования необходимы: учредительные документы организаций, которые появились в результате реорганизации, решения учредителей или соответствующих органов, определенных законодательством РФ, договоры о слиянии или присоединении в установленных законодательством РФ случаях, передаточный акт.

Передаточный акт — это документ, который определяет права и обязанности организаций при реорганизации в формах разделения и выделения. Для слияния, присоединения и преобразования такой акт, согласно ст. 58 ГК РФ, не требуется.

Без передаточного акта невозможна государственная регистрация юрлиц, создаваемых в результате реорганизации. Поэтому на регистрацию он представляется вместе с учредительными документами.

Перед составлением передаточного акта проводится инвентаризация имущества, так как имущество и обязательства переходят правопреемнику на основании этого документа.

Участники процесса реорганизации вправе закрепить способ оценки передаваемого, принимаемого в порядке правопреемства имущества в решении о реорганизации. Оценка имущества может проводиться:

  • по остаточной стоимости;
  • по текущей рыночной стоимости;
  • по иной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений и др.).

Кто утверждает передаточный акт:

  • учредители (участники) юрлица;
  • орган, принявший решение о реорганизации.

Что важно учесть при составлении передаточного акта

Несмотря на то, что форма акта законодательно не закреплена, в нем должны быть прописаны некоторые принципиально важные положения. В частности, это касается положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юрлица в отношении всех его кредиторов и должников. Требование распространяется и на обязательства, оспариваемые сторонами, — они тоже прописываются.

Кроме того, в акте указывается порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юрлица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (п. 1 ст. 59 ГК РФ).

Содержание передаточного акта

Документ может включать:

  • бухгалтерскую отчетность;
  • акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации;
  • первичные учетные документы по материальным ценностям, подлежащим приемке-передаче вследствие реорганизации;
  • расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженности.

Сроки составления и утверждения передаточного акта

Составление документа лучше приурочить к концу отчетного периода или дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности.

В п. 5 Методических указаний уточняется, что дата утверждения акта определяется учредителями в пределах срока проведения реорганизации, предусмотренного в договоре (решении) учредителей о реорганизации с учетом предусмотренных законодательством необходимых процедур (уведомления кредиторов (акционеров, участников) о принятом решении о реорганизации и предъявления ими требований о прекращении или досрочном исполнении обязательств и возмещении убытков, проведения инвентаризации имущества и. обязательств и др.).

6. Подача документов в регистрирующий орган

  • почтой
  • в МФЦ
  • нотариусом (по просьбе заявителя)
  • в электронном формате на сайте ФНС (документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя)

Если пакет сформирован в электронном виде, то документы нужно отсканировать с учетом технических требований и заверить электронной подписью заявителя либо подписью нотариуса. При этом ключ подписи должен быть действителен на момент подписания электронного документа и на день отправления документов в налоговый орган.

При реорганизации в форме присоединения документы подаются в налоговую инспекцию по месту нахождения компании, к которой происходит присоединение.

7. Получение документов

После подачи документов на госрегистрацию их получить — на 6-й рабочий день.

Сделать это заявитель может лично или через представителя. В комплект документов о госрегистрации входит:

  • лист записи ЕГРЮЛ;
  • учредительный документ с отметкой регистрирующего органа (1 экземпляр).

Если документы подавались в инспекцию или по почте, то получение осуществляется почтовым отправлением в адрес заявителя.

Если заявитель обращался в МФЦ, то получать он будет их здесь же. Тот же самый порядок действует и в случае отправки документов через нотариуса — получение у нотариуса.

Если документы направлялись в электронном виде через интернет, то готовый комплект приходит на электронную почту.

8. Правопреемство

После того, как компания прошла все этапы реорганизации, оформила и получила необходимые документы, обязанности по уплате налогов и сборов переходят к правопреемнику, независимо от того, были ли ему известны факты и обстоятельства неисполнения обязанностей реорганизованным юрлицом (п. 2 ст. 50 НК РФ).

Правопреемнику придется уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям, а также штрафы, наложенные до реорганизации.

Кто становится правопреемником по уплате налогов и сборов

  • При слиянии — юрлицо, возникшее в результате слияния нескольких юрлиц.
  • При присоединении — правопреемником присоединенного юрлица становится присоединившее его юрлицо.
  • При разделении — юрлица, возникшие в результате разделения.

Права и обязанности, согласно п. 3 ст. 58 ГК РФ, переходят в соответствии с передаточным актом. Если этот документ не позволяет определить долю правопреемника или исключает возможность исполнения обязанностей в полном объеме или реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов и сборов, то по решению суда вновь возникшие юрлица могут исполнять эти обязанности солидарно.

Как и в предыдущем случае, если в результате выделения налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, и такая реорганизация была задумана и организована ради неисполнения обязанности, то решением суда выделившиеся юрлица могут исполнять обязанности солидарно.

  • При преобразовании — правопреемником становится вновь возникшее юрлицо.
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Кто такие правопреемники пенсионных накоплений

Правопреемник в нашем случае — это родственник или знакомый человека, имеющего пенсионные накопления в НПФ или ПФР. Он получает право на накопленные средства в случае, если человек умер до назначения ему пожизненной накопительной пенсии.

Важно

Как назначить правопреемников

Любой человек, у которого есть пенсионные накопления, может сделать распоряжение относительно того, кому достанутся эти средства после его смерти. Для этого необходимо подать заявление о назначении правопреемников в НПФ или ПФР. Часто подобные заявления подписываются при заключении договора об обязательном пенсионном страховании, если человек переводит свои накопления в НПФ. Но если вы этого не сделали или если ваши накопления в ПФР, то заявление о назначении правопреемника можно подать и позже.

В заявлении гражданин указывает, кто именно его правопреемники и в каких долях будут распределены между ними пенсионные накопления. Можно указать любого человека — от близкого родственника до институтского приятеля. Доли тоже можно указывать разные — например, 50% от накопленного ребенку, а 50% — родителям.

Что делать, если правопреемники не назначены

Если клиент фонда умирает на этапе накопления, то есть пока ему не назначены выплаты, а при этом соответствующее заявление он написать не успел, то правопреемниками будут родственники. Принцип тот же, что и при наследовании, если нет завещания. В первую очередь средства получают дети, супруг и родители. Во вторую — братья, сестры, бабушки, дедушки и внуки — если нет никого из первой очереди. Выплаты осуществляют в равных долях между обратившимися правопреемниками. Например, если у умершего остались супруга и ребенок, то каждый из них получит по половине накопленного. А если только один брат, но нет ни родителей, ни жены, ни детей, ни внуков — брат получит 100%.

Важно

Если правопреемники не были назначены заранее, фонд не обязан информировать родственников о наличии права на пенсионные накопления. Поэтому лучше прояснить этот вопрос в ПФР и затем обратиться в НПФ с заявлением на выплаты.

Чем правопреемники отличаются от наследников

Наследовать можно только чье-то конкретное имущество или деньги. А пенсионные накопления являются собственностью государства или негосударственного пенсионного фонда, но не конкретного человека. Поэтому здесь речь может идти только о правопреемстве на пенсионные накопления.

Важно

Чтобы получить пенсионные накопления умершего, нужно обратиться в ПФР или НПФ и подать соответствующее заявление в течение 6 месяцев с даты смерти. Если прошло более 6 месяцев, то срок обращения надо восстановить в суде. Обратиться к нотариусу придется только для заверения документов, но не для организации процесса получения выплат.

Какие сроки установлены для обращения правопреемников в пенсионный фонд

Правопреемник в течение шести месяцев после смерти гражданина может обратиться в ПФР или НПФ с заявлением о выплате. А вот потом восстанавливать свои права можно будет только через суд.

Важно

НПФ будет информировать правопреемников об их правах, только если они назначены в договоре или специальном заявлении. Рекомендуем вам подать такое заявление, бланк и необходимые документы можно найти на нашем сайте.

Какие документы надо подать правопреемникам в НПФ

  • Заявление о выплате средств пенсионных накоплений. Если вы отправляете его по почте, нужно заверить подпись у нотариуса.
  • Подлинники или (если отправляете по почте) засвидетельствованные нотариусом копии паспорта, а также, если есть, — свидетельство о смерти и СНИЛС умершего. Еще нужны свидетельства о рождении, браке или усыновлении, то есть документы, подтверждающие родство. Однако они необязательны, если правопреемник указан в договоре или особом заявлении о правопреемнике. Напоминаем, при направлении по почте все копии должны быть засвидетельствованы у нотариуса.
  • Платежные реквизиты для получения выплаты.

Если срок обращения в фонд — шесть месяцев — был пропущен, то еще надо приложить решение суда о восстановлении срока. Плюс если у умершего менялись персональные данные с момента заключения договора с фондом, и он их не обновлял — надо предоставить документы, подтверждающие изменения.

Что надо предоставить в фонд, если правопреемник несовершеннолетний

Дополнительно к перечисленным в предыдущем пункте документам — паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность, возраст и место жительства) представителя правопреемника и документ, подтверждающий полномочия представителя правопреемника. Соответственно, если данные отправляются по почте, то нужно их нотариальное заверение.

Несовершеннолетние правопреемники в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет могут сами, без согласия законного представителя, подавать заявление о выплате средств пенсионных накоплений умершего.

Сколько ждать выплаты

В течение шести месяцев после смерти человека фонд принимает заявления от всех его правопреемников. НПФ не может никому отказать в приеме таких заявлений. Получив документы, фонд в течение пяти рабочих дней направляет расписку об их регистрации. Решение о выплате принимается до конца седьмого месяца с даты смерти. Не позднее числа месяца, следующего за месяцем принятия такого решения средства будут перечислены по платежным реквизитам, указанным при подаче заявления.

Как получать выплаты правопреемникам, если умерший самостоятельно копил на пенсию

Если была назначена негосударственная пожизненная пенсия, то правопреемство и наследование, как и в случае с пенсионными накоплениями, не предусмотрены. По всем остальным видам выплат механизм прописывается в договоре, поэтому рекомендуем обратится в фонд для уточнения.

Когда человек умирает на этапе накопления, то если правопреемник по договору или заявлению указан, правопреемник обращается в фонд самостоятельно с заявлением, предоставляет паспорт и реквизиты.

Как найти правоприемников организации — Законники.

В большинстве форм реорганизации комплекс прав и обязательств компании целиком переходит к другому юрлицу, при этом определение правопреемства не вызывает абсолютно никаких вопросов. Очевидно, что роль передаточного акта, который на момент реорганизации может стать неактуальным (см. п.1) попросту формальная.

  • Выделение — особая форма реорганизации, при которой ни одна компания, вступившая в процесс, хозяйственную деятельность не прекращает. С этим связаны некоторые проблемы при определении правопреемства тех обязательств, что по перечисленным выше причинам не вошли в передаточную документацию. Вопреки общему правилу, которое устанавливает солидарную ответственность для обязательств, правопреемника по которым в соответствии с передаточным актом определить невозможно, здесь всë происходит несколько иначе. Буквальное толкование ст.

Правопреемство при реорганизации юридических лиц

Понятие правопреемства включает в себя переход от одного юр.лица к другому всех или некоторых прав, обязанностей.

Реорганизация предприятия или учреждения так или иначе связана с разграничением обязанностей и прав, в том числе правопреемства имущественного, что фиксируется в таком документе, как передаточный акт.

Как узнать правопреемника

На практике не все организации считают нужным сообщать о том, что они являются правопреемниками той или иной компании. А для партнеров это является принципиально важным нюансом отношений.

Узнать о том, кто и какие права и обязанности получил, можно, ознакомившись со следующей документацией (копии ее можно запросить при деловой переписке):

  • Решением собрания учредителей о реорганизации (или единственного учредителя).
  • Уставом компании.
  • Передаточным актом либо разделительным балансом. В этих документах обязательно есть полное наименование компании-правопреемника и данные о ней. Более того, если таких организаций несколько, по бумагам можно определить, какие права и обязанности переходят от одной компании к другой.

Что делать с документами при ликвидации компании

Следует отметить, что за нарушение норм и правил хранения документов ликвидированной фирмы установлена ответственность. Так, согласно ст. 13.

25 КоАП за неисполнение компанией предусмотренной законодательством обязанности по хранению документов, нарушение сроков, порядка хранения документов предусмотрен административный штраф.

Разделение и выделение – сингулярное правопреемство

Исключение составляет форма выделения, следствием которого становится частичная передача прав/обязанностей, так как продолжает действовать и прежнее предприятие. В данном случае нужно говорить о сингулярном виде правопреемства.
При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.

В случае неизвещения суда, а также в случае невыполнения требования суда о представлении доказательства по причинам, признанным судом неуважительными, на виновных должностных лиц или на граждан, не являющихся лицами, участвующими в деле, налагается штраф — на должностных лиц в размере до одной тысячи рублей, на граждан — до пятисот рублей.

Если иное не устанавливается договором о слиянии или присоединении (решением о преобразовании) и (или) передаточным актом либо решением о разделении или выделении и (или) разделительным балансом, находящиеся на хранении и подлежащие хранению подлинники документов общества подлежат передаче вновь создаваемому в результате реорганизации обществу с наибольшей стоимостью чистых активов.

Правопреемство при ликвидации юридического лица

Все его права и обязанности переходят к вновь образованным юридическим лицам — его правопреемникам. Правопреемство при реорганизации носит универсальный (общий) характер. Предполагается, что, во-первых, правопреемникам передаются не отдельные права и обязанности, а весь их комплекс.

Правопреемниками ликвидируемой организации могут выступать юрлица всевозможных организационно-правовых форм и форм собственности.

Помимо обязанности погашать долги, возникшие при работе предприятия, учредители в случае проверок со стороны налоговой службы и иных надзорных органов вполне могут столкнуться со множеством различных моментов.

Тем не менее такая формулировка п. 1 ст. 61 ГК РФ допускает возможность перехода части прав и обязанностей к другому субъекту, но при этом полной замены самого субъекта на правопреемника происходить не должно.

Какие документы подтверждают, что одна фирма является правопреемником другой при реорганизации?

В ней должны быть указаны все учредители или акционеры.

Обращайтесь в суд.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.4.

Составление письма

Письмо имеет лишь информационный характер и ставит своей целю массово уведомить деловых партнеров, банки и прочие учреждения о том, что организация является чьим-либо правопреемником.

Начинается документ с общей для большинства документов шапки. В идеале бумага печатается на фирменном бланке. Но в большинстве случаев его составляет свежесозданная организация, которая еще не успела заказать их изготовление.

По этой причине необходимо не упускать из виду, что в письме на самом верху страницы прописываются наименование компании, которая принимала участие в реорганизации (слилась, присоединилась и пр.), ее реквизиты: адрес, ИНН, ОГРН, контактный телефон.

Также в верхней части деловых писем помещаются:

  • Информация об адресате. Максимально конкретные сведения о том, кому направлено письмо. Если это сотрудник организации, то можно просто указать должность.
  • Номер письма. Необходим для указания в журналах регистрации исходящих писем.
  • Дата составления.

Основная часть обязательно должна содержать следующие данные:

  • Наименование организации и что с ней произошло: ликвидация, присоединение, слияние либо другой вид реорганизации.
  • Юридический адрес организации.
  • Название организации-правопреемника.
  • Какие действия требуются от адресата. Это может быть переделывание документов, закладка определенных планов в проектную документацию и прочее.

Если это нужно, то указывают реквизиты организации-правопреемника для точности указания в документации: юридический адрес, ИНН, ОРГН, КПП. Заканчивается письмо подписью ответственного лица (генерального директора), по возможности – печатью.

Кто такой правопреемник

Отношения правопреемства могут существовать на уровне гражданского или международного права.

Если в гражданском праве речь идет о правопреемстве между физическими или между юридическими лицами, то международное право допускает возможность принятия обязательств на уровне государства.

Самый яркий пример в истории – когда Россия взяла на себя все обязательства Советского Союза. Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно! Передача прав может осуществляться в полном размере (универсальное правопреемство) либо в частичном (сингулярное).

Современная практика показывает,

При ликвидации юридического лица правопреемство

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮР ЛИЦА, ПРАВОПРЕЕМСТВО.

Правопреемство. В соответствии со ст. 124 ГК РФ участниками гражданских правоотношений являются граждане (физические лица), юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Законодательная база

Вопросы, связанные с возникновением правопреемства при ликвидации юридических лиц рассматриваются Гражданским Кодексом РФ (ст. 58). Основные правовые моменты, изложенные в документе, выглядят следующим образом:

  • Если происходит слияние двух (и более) юридических лиц, то все полномочия и имущество фирм передается новой сформированной организации.
  • Когда одна фирма присоединяется к другой, то имущество и права передаются одной из них.
  • В процессе разделения корпорации права и имущество будут переданы каждому вновь образованному юридическому лицу.

После ликвидации согласно НК РФ правопреемник не должен облагаться налогом. Но если были нарушены правила налогообложения, то отвечать за это необходимо.

Читайте также: