Как узнать есть у человека загранпаспорт или нет

Обновлено: 14.05.2024

Каждый взрослый дееспособный человек имеет право оставить завещание, распорядившись таким образом своим имуществом. При этом, он вправе завещать кому угодно, а не только своим родственникам, он может лишить наследства даже людей, которые наследовали бы за ним по закону. Чтобы установить точную волю усопшего важно найти где хранится завещание, оставленное им, если оно имеется.

У кого хранится завещание

Завещание — это нотариальный документ, в котором завещатель определяет судьбу своего имущества после того, как его самого постигнет смерть. Если он его не оставил, наследование произойдет по закону, и лица, которым отойдут движимые и недвижимые вещи и имущественные права и обязанности усопшего, определятся в соответствии с правилами очередности, установленными Гражданским кодексом РФ. Если же завещание было оставлено, изложенные в нем правила имеют приоритет, и наследственная масса распределяется в соответствии с ними.

При этом, любое лицо имеет право оставить такой документ, но может и не делать этого. Более того, завещатель волен не сообщать никому о своей последней воле. Таким образом, только после того, как человека постигнет смерть, его потенциальные наследники могут узнать, что умершим оставлено завещание.

Обнаружится завещание может:

1. у самого усопшего — распоряжение составляется в двух подлинных экземплярах, один нотариальный подлинник завещатель забирает себе и хранит там, где сочтет нужным. В обязательном порядке дополнительная копия не делается и никому не выдается. В то же время, наследодатель не ограничен в возможностях распространения этой информации — копия может бы сделана им самим и передана кому угодно;

2. у душеприказчика, которому завещатель передал нотариальный подлинник на хранение — это не обязательный вариант, многие не назначают душеприказчиков. Но даже если он назначен, это не означает, что у него имеется хотя бы копия;

3. второй нотариальный подлинник хранит нотариальная контора, в которой оно было оформлено. Даже если у самого наследодателя он не сохранится, например, потеряется или будет уничтожен — у нотариуса он гарантированно хранится в целости. Учитывая это обстоятельство, важно, чтобы нашлась хотя бы копия волеизъявления умершего — на ней будут указаны данные специалиста, оформившего документ. При оформлении наследственного дела нотариус производит розыск распоряжения усопшего с помощью Единой информационной системы нотариата, то есть даже если наследодатель или наследники утеряют подлинный экземпляр, его можно найти и запросить дубликат, даже если оригинал хранит другая нотариальная контора;

4. у нотариуса, который заносит сведения о составленном волеизъявлении в Единую систему нотариата. В некоторых ситуациях, перечень которых установлен Гражданским кодексом РФ, удостоверять завещание вправе не только нотариус, но и иные лица, например, главврачи больниц или капитаны кораблей во время плавания. Если его удостоверил кто-то из таких должностных лиц, второй оригинал он оставляет у себя. Однако, в соответствии с действующими правилами, при первой возможности, такое лицо обязано передать подлинник нотариусу, поэтому вероятность обнаружить у них документ не велика — после передачи его хранит нотариальная контора.

Наконец, ГК РФ устанавливает особые правила оформления распоряжений в чрезвычайных обстоятельствах. Если, в силу обстоятельств, человеку объективно угрожает смерть, он имеет право изложить свою волю в простой письменной форме и подписать ее в присутствии двух свидетелей. Документ составляется в одном экземпляре и хранится у завещателя и именно у него следует его искать. При этом, составленная таким образом бумага теряет свою юридическую силу если в чрезвычайной ситуации смерть наследодателя не наступила. Чтобы сохранить его силу в течение месяца, с момента окончания чрезвычайной ситуации, его должен удостоверить нотариус. Если это произошло, нотариальный подлинник, как и всегда, хранится в конторе.

Как найти завещание

Алгоритм поиска следующий:

1. если лицо является родственником или близким наследодателя и располагает доступом к его личным вещам — можно попробовать отыскать завещание в них. Возможно, найдется хотя бы копия, с помощью которой можно установить какой в какой конторе было удостоверено распоряжение умершего;

2. если такого доступа нет или среди вещей умершего бумаги не нашлось, следует опросить его близких, тех, кто мог знать о том было ли завещание вообще, и где оно находится. Возможно, также, среди опрошенных окажется душеприказчик, у которого, иногда, хранится экземпляр распоряжения или который знает, кто из нотариусов его удостоверил;

3. самым надежным источником информации является нотариальная контора по месту последнего проживания наследодателя. Туда наследникам следует обратиться с заявлением об открытии наследственного дела. Для того, чтобы завести наследственное дело, нотариус потребует бумагу, подтверждающую смерть наследодателя — свидетельство о смерти.

Не исключен вариант, что именно этот нотариус оформлял завещание умершего, а значит у него гарантированно будет один из оригиналов и поиск на этом завершится. В тоже время, гражданин России вправе обратиться за оформлением в любую контору в стране по своему выбору, потому там, куда наследники обратились за открытием наследного дела, искомой бумаги может не оказаться. В таком случае нотариус обращается за информацией в ЕСН, доступа к которой нет у обычных людей. В любом случае даже при предъявлении подлинника распоряжения, специалист производит проверку его действительности путем направления запросов в Единую информационную систему, также проверяется, не было ли оно отменено.

Чтобы воспользоваться сервисом, в предложенную форму необходимо ввести фамилию, имя и отчество умершего, даты его рождения и кончины, после чего система выдаст сведения об открытом наследственном деле. Если система ничего не находит, значит его, пока, нет.


Сценарий из страшных снов: летишь в долгожданный отпуск и на паспортном контроле внезапно узнаешь, что не можешь выехать из-за долгов. Читайте, в каких случаях закрывают выезд из России за рубеж, и как проверить, что в черном списке нет вас.

Временный запрет на выезд за границу — это мера воздействия на россиян, у которых есть задолженности по алиментам, налогам, коммунальным услугам, штрафам и другие долги.

Ограничивают выезд за границу не только злостным неплательщикам. Бывает, что человек даже не догадывался, что у него долг — личный или по ИП. Он спланировал классный отпуск, купил билеты, спокойно зарегистрировался на рейс, сдал багаж, а потом на погранконтроле узнал, что числится в списке невыездных.

3 600 000 россиян не могут выехать за границу из-за судебной задолженности, по данным Федеральной службы судебных приставов. Это каждый 41-й человек в стране.

Разбираемся, в каких случаях накладывают ограничение на выезд и как избежать неприятных сюрпризов. Кликните, чтобы перейти к нужной главе👇🏻

Почему закрывают выезд за рубеж

В России ограничение на выезд за границу накладывает судебный пристав. Вот в каких случаях он имеет право это сделать:

  • если есть долги по алиментам, возмещению имущественного ущерба, морального вреда и вреда здоровью на сумму от 10000 рублей;
  • если есть долги по налогам, кредитам, штрафам ГИБДД, коммунальным услугам или иные государственные претензии на сумму от 30000 рублей. Если вы просрочили на два месяца дату добровольного погашения, обозначенную приставом, то для запрета на выезд достаточно долга в 10000 рублей;
  • если не исполнены в срок требования неимущественного характера, например, касающиеся общения с ребенком после развода родителей.

Долги суммируются. Если у вас несколько небольших долгов, но в сумме получается больше 30000 рублей, то пристав имеет право наложить запрет на выезд по постановлению пленума Верховного Суда РФ N 50.

Как накладывают запрет на выезд за границу

Для введения запрета на выезд просто долга недостаточно.

Если вы в течение определенного времени не платите, то на вас могут подать в суд, на котором судья вынесет решение и составит исполнительный лист с суммой долга. Потом исполнительный лист передадут для взыскания в ФССП — Федеральную службу судебных приставов, где заведут исполнительное производство.

Исполнительное производство — это когда судебный пристав взыскивает с вас долг, указанный в исполнительном листе.

Если вы должны больше 10000 рублей (подробнее о суммах), то при наличии исполнительного производства судебный пристав вправе — но не обязан! — временно ограничить выезд за границу. Это значит, что вы можете путешествовать с любым количеством долгов, пока пристав не решит наложить запрет. Некоторым улыбается удача: долг гораздо больше пороговой суммы, а запрета нет. Другим везет меньше: ограничение накладывают при сумме долга 10015 рублей.

Запрет на выезд вводится на полгода, после чего автоматически снимается и может быть в любой момент наложен снова, если вы не погасите долг.

Копии постановлений об этих действиях вам обязаны отправлять по почте. Но конверт вы можете и не получить, например, если живете не по месту прописки или письмо попросту потерялось.

Как проверить, есть ли долги, из-за которых могут ограничить выезд

Лучший способ избежать запрета на выезд — вовремя узнать о долгах и их оплатить, не доводя до суда и исполнительного производства.

Проверять наличие долгов нужно самому, особенно если вы живете не там, где прописаны: почтовые уведомления мало кто получает.

Где быстро проверить, есть ли у вас задолженности:

Другие сайты, где можно проверить задолженности

Как узнать, есть ли запрет на выезд за границу

Базы по запретам на выезд за рубеж в открытом доступе в интернете нет. Вот два варианта, как можно проверить запрет:

Вот что еще можно сделать.

3) Приехать в аэропорт с полностью возвратным авиабилетом, зарегистрироваться, пройти (или не пройти) погранконтроль, потом вернуться, отменить регистрацию и сдать билет. Способ экзотический, поэтому обязательно читайте правила тарифа вплоть до самого мелкого шрифта и покупайте только такой билет, который можно сдать или обменять после регистрации с полным возвратом средств.

Долг оплачен. Когда снимут запрет на выезд?

Если о задолженности и запрете на выезд вы узнали в аэропорту, то в самолет вас не пропустят в любом случае. Даже если запрет вынесли по ошибке или вы уже оплатили долг, а данные по какой-то причине не дошли, — все равно пограничники сами ничего сделать не смогут.

После оплаты долга судебный пристав должен увидеть внесение средств: чтобы ускорить процесс, позвоните ему или навестите лично. Затем он передаст данные в пограничную службу. В лучшем случае это занимает одни сутки, но может растянуться до двух недель.

Если ограничение на выезд наложено по ошибке пристава (допустим, долг погашен полгода назад) и вы потеряли деньги, потраченные на билеты и отели, то вы имеете полное право подать в суд и с большой вероятностью выиграете процесс. Прецеденты были. Но лучше, конечно, до этого не доводить и на всякий случай заранее проверить, числятся ли за вами долги.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре

Прием обращений граждан

Обращение к руководителю

Инструкции для пользователей

Схемы по регистрации и подтверждению личности на портале госуслуг

Важно знать, что на портале имеются следующие уровни учетных записей: упрощенная, стандартная и подтвержденная. Для полноценного пользования порталом и получения услуг, таких как оформление загранпаспорта, Вам необходимо завести подтвержденный аккаунт. Для этого в дальнейшем Вам потребуется подтвердить личность, введя персональный код, который Вы сможете получить несколькими способами.

Содержание:

  • Инструкция
  • Шаг 1. Предварительная регистрация
  • Шаг 2. Ввод личных данных
  • Шаг 3. Проверка введенных данных
  • Шаг 4. Подтверждение личности
  • Видеоинструкция

Что понадобится для регистрации на портале Госуслуги?

  • паспорт (необходимы паспортные данные);
  • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС, его одиннадцатизначный номер);
  • мобильный телефон или электронная почта.

Госуслуги регистрация

Затем вам будет предложено заполнить форму регистрации, которая включает в себя указание имени, фамилии, номера телефона или электронной почты.

Перейдем к первому шагу.

Шаг 1. Предварительная регистрация

На данном этапе Вам необходимо заполнить всего 3 поля: фамилия, имя, номер мобильного телефона или адрес электронной почты.

Госуслуги. Подтверждение телефона

Если же Вы при регистрации указали адрес электронной почты вместо номера мобильного телефона, то Вам потребуется перейти по ссылке из письма, высланного системой на Ваш электронный ящик, после чего так же задать пароль для входа.

Гоуслуги. Ввод пароля

Гоуслуги. Успешная регистрация

Шаг 2. Ввод личных данных

Сразу после уведомления об успешно завершенной регистрации, система перенаправит Вас на форму заполнения личных данных, включающих в себя паспортную информацию и данные СНИЛС, поэтому эти документы необходимо подготовить заранее.

Ввод личных данных

Процедура подтверждения личных данных так же проста и проходит в 3 этапа, а подтвержденная учетная запись имеет огромные преимущества. Благодаря ей Вы сможете пользоваться всеми услугами, представленными на портале, в том числе оформить загранпаспорт через интернет.

Подтверждение учетной записи

Как уже было сказано Выше, Вам понадобится паспорт и СНИЛС, а точнее его номер (см. ниже).

Страховое свидетельство

Шаг 3. Проверка введенных данных.

После заполнения формы на предыдущем этапе, указанные Вами личные данные отправляются на автоматическую проверку в Пенсионный Фонд РФ и ФМС.

заполнение и проверка личных данных

С результатами данной проверки Вы сможете ознакомиться через несколько минут. В особых случаях проверка может занять довольно много времени, но случается такое редко. После того как данная процедура успешно завершится, на Ваш мобильный телефон или на адрес электронной почты будет выслано уведомление с результатом проверки, а так же соответствующее состояние отобразится на сайте.



Теперь для продолжения использования портала вам будет необходимо авторизоваться повторно.

Поздравляем! Еще один этап регистрации пройден! Теперь Вы имеете стандартную учетную запись и можете воспользоваться ограниченным набором услуг:


Если в данном списке нет того, ради чего вы регистрировались на портале, это значит, что вам необходимо подтвердить свою личность!

Шаг 4. Подтверждение личности

Для того, чтобы полноценно пользоваться государственными услугами через интернет, Вам необходимо иметь подтвержденную учетную запись. Эта процедура предусматривает ввод на сайте Вашего персонального кода подтверждения, полученного лично одним из доступных способов.


На портале существует 3 способа подтверждения личности:


Точками на карте обозначены такие центры. Нажмите на них для получения информации по каждому из центров.

Через Почту России. В этом случае письмо с кодом подтверждения личности будет выслано на указанный вами почтовый адрес. Пример такого письма и его содержимого вы можете видеть ниже. Отметим так же, что код высылается заказным письмом, то есть в почтовый ящик вам придет извещение на его получение в отделении Почты России, где Вам будет необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность, и извещение. Среднее время доставки письма составляет около 2-х недель с момента отправки.



После получения кода данным способом, Вам будет необходимо ввести его в специальное поле на главной странице персональных данных своего личного кабинета, либо на странице подтверждения личности:



Обращаем внимание на то, что через некоторое время (обычно на следующие сутки) после отправки письма с кодом, для Вас будет доступна бесплатная услуга проверки пути его следования на сайте Почты России (трекинг). Для этого Вам необходимо перейти по специальной ссылке в блоке подтверждения кода на странице персональных данных:


Путь следования письма на сайте почты России выглядит так:


В данном случае письмо с кодом подтверждения дошло за 6 дней.

Также существует способ подтверждения личности с помощью средства электронной подписи или универсальной электронной карты.

Результат


Если код подтверждения личности введен и успешно проверен, то вам станут доступны все услуги на портале, а на странице вашего личного кабинета появится отметка подтвержденной учетной записи! Так же Вам придет SMS-оповещение об успешном завершении процедуры. Поздравляем! Вот некоторые из доступных услуг:

Чуднова Елена

Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. № 182-ФЗ Закон о гражданстве был дополнен новой гл. YIII.1, предусматривающей право получения российского гражданства в упрощенном порядке для двух категорий лиц: первая – лица, которые имели гражданство СССР и прибыли в Россию для проживания до 1 ноября 2002 г., но не приобрели российское гражданство, при этом не имели другого гражданства (или вида на жительство); вторая – те, кто получил паспорт РФ до 1 июля 2002 г. на законном бланке в уполномоченных органах, но их гражданство поставлено под сомнение. Для этих лиц до 1 января 2020 г. действовал упрощенный порядок получения российского гражданства, согласно которому не требовалось получения вида на жительство, сдачи экзамена по русскому языку, а также предъявления данных об источнике средств к существованию.

Основными сведениями о принадлежности к гражданству РФ является запись в базе данных АС ЦБДУИГ МВД России и МИД или прописка на 6 февраля 1992 г. на территории России для бывших граждан СССР. При этом если система постоянной прописки, созданная еще в советские времена, еще как-то работает, то базы данных, которые системно начали формироваться только в конце 90-х гг., зачастую не имеют полных и достоверных сведений о гражданах, получивших гражданство вплоть до середины 1990-х.

Критериев, согласно которым сотрудники уполномоченных органов могут поставить под сомнение российское гражданство лица или законность получения российского паспорта, до сих пор не существует. Согласно сложившейся практике это могут быть только обоснованные сомнения в подлинности документов, предъявленных лицом для получения гражданства или паспорта гражданина России, иные его незаконные или умышленные виновные действия либо незаконные действия сотрудников уполномоченных органов, выдавших документ. Однако в этом случае лишение гражданства происходит только в судебном порядке, в состязательном процессе, причем обязанность доказать неправомерность получения лицом российского гражданства возложена на уполномоченный орган.

Возникает вопрос: если лицо лишается паспорта гражданина России в результате внесения уполномоченным органом в соответствующую базу данных сведений о его недействительности, лишается ли данное лицо одновременно гражданства? Формально нет: ведь соответствующее решение в отношении этого лица не принималось. Именно такую позицию заняло УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в споре об изъятии российского паспорта.

Моя доверительница приехала в Россию в 1992 г. из Киргизии для получения образования. Закончив обучение в педагогическом техникуме, она решила остаться в России, для чего по месту своего жительства подала документы на получение российского гражданства. В 1997 г. она переехала в Западную Сибирь, поступила на обучение в Сургутский государственный педагогический институт, устроилась на работу в среднюю школу, а в 1999 г. заключила брак с гражданином России, в связи с чем обменяла паспорт на новый. Впоследствии она получила и заграничный паспорт гражданина РФ. Женщина постоянно проживает в г. Когалыме и имеет здесь непрерывный трудовой стаж 24 года. За это время в семье доверительницы родились двое детей – граждан России.

По достижении возраста 45 лет доверительница обратилась в ОВМ ОМВД России по г. Когалыму для замены паспорта и получила его. После этого специалисты УВМ УМВД России по ХМАО-Югре инициировали проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у доверительницы российского гражданства. Из заключения служебной проверки об обстоятельствах, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у лица гражданства РФ и законности выдачи ей паспорта, следовало, что изначально она прибыла в Россию из Киргизии, впервые подала документы для получения российского гражданства в 1995 г., ей был выдан паспорт гражданина СССР образца 1974 г., однако, как следовало из ответа УМВД ГУ МВД России по Иркутской области, представить форму № 1 на указанный паспорт не представляется возможным в связи с уничтожением данных документов в результате пожара. В базе данных АС ЦБДУИГ МВД России среди лиц, обратившихся за получением гражданства в консульские учреждения и дипломатические представительства РФ, доверительница не значилась, в базе данных УВМ УМВД России по ХМАО-Югре сведения о получении ею гражданства отсутствовали (замечу, что их и не могло быть в этой базе – за получением гражданства доверительница обращалась по месту жительства в Иркутской области).

Действовавшие на момент проверки нормативные акты, регламентировавшие порядок обмена паспорта, прямо указывали, что по результатам служебной проверки принимается одно из решений: о выдаче паспорта либо об отказе в его выдаче по основаниям, предусмотренным законом.

Так, п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 (далее – Положение), установлен исчерпывающий перечень документов, удостоверяющих наличие российского гражданства, а именно: паспорт гражданина РФ, в том числе заграничный, дипломатический, служебный; удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства РФ; свидетельство о рождении, в которое внесены сведения о российском гражданстве родителей, одного из родителей или единственного родителя (в случаях, предусмотренных п. 45.3 Положения); свидетельство о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства РФ, проставленной должностным лицом полномочного органа (в случаях, предусмотренных п. 40, 45.4, 46, 48, 48.1 и 49 Положения).

В п. 51 Положения определено, что при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство России (утеря, кража, порча и т.п.), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица российского гражданства, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

После получения необходимой информации уполномоченный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства РФ. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного госоргана с учетом ч. 7 ст. 4 и ст. 42 Закона о гражданстве. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с запросом (п. 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).

В то же время в п. 7 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828, утвердившего Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, предусмотрено, что паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке, подлежит изъятию органом внутренних дел, выявившим такой документ.

В случае с моей доверительницей выданный паспорт не был даже изъят у нее, однако его аннулировали после выдачи.

Те факты, что женщина уже дважды обменивала российский паспорт, кроме того, имеет загранпаспорт гражданина России, проживает в России почти 25 лет, имеет семью, члены которой – граждане России, владеет недвижимостью, работает учителем российской начальной школы, получила соответствующее образование в России, а также имеет непрерывный трудовой стаж, не повлияли на заключение проверяющего органа. Причем данный орган по факту признал незаконность выдачи им же выданного документа!

Это действительно могло стать опасным прецедентом в нашей юридической практике (по крайней мере, региональной).

Закон о гражданстве определяет, что документом, удостоверяющим гражданство, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство. При этом какой-либо специальный документ, подтверждающий принадлежность к российскому гражданству, помимо паспорта, законом не предусмотрен. Официально документ об отмене решения о получении лицом гражданства в отношении моей доверительницы не принимался, но главное – исходя из перечисленных норм – законных оснований как для проведения проверки, так и для заключения об отсутствии у доверительницы гражданства ГУ УМВД России по ХМАО-Югре не имело, они также не были указаны во врученном доверительнице уведомлении.

Приобрести гражданство России в упрощенном порядке путем подачи заявления до 31 декабря 2019 г., конечно, можно было, однако кто вернет доверительнице социально значимые гарантии, которые она приобрела за 20 лет законного проживания в качестве гражданина России, – например, льготный трудовой стаж педагога и право на досрочную пенсию?

Лишение лица права на получение паспорта не может рассматриваться иначе, как ограничение прав и свобод человека и гражданина. Произвольное толкование закона недопустимо. Паспорт гражданина РФ или загранпаспорт гражданина РФ являются легальным подтверждением принадлежности к российскому гражданству. Однако в случае сомнений в гражданстве бремя доказывания законности его получения миграционный орган возлагает на гражданина, что само по себе является нарушением прав последнего. Миграционные органы, изымая паспорт, не проводят тщательную и всестороннюю проверку обстоятельств в каждом отдельном случае, как до изъятия паспорта, так и после, ограничиваясь отсутствием сведений, подтверждающих получение гражданства, в базе данных МИД или МВД.

Читайте также: