Как уволить директора при ликвидации ооо если он ликвидатор

Обновлено: 03.07.2024

Ольга Воропаева

Добровольная ликвидация ООО — процесс долгий и непростой. Он занимает примерно 4 месяца, а может растянуться и на год. Вам предстоит трижды подать заявление в налоговую, два раза подготовить бухгалтерский баланс и сделать одну публикацию в СМИ. Обо всём по порядку — в нашей инструкции.

1 шаг. Принять решение о ликвидации

Проведите собрание участников ООО или подготовьте решение единственного учредителя, если открыли организацию в одиночку.

В протоколе собрания или решении учредителя напишите, что вы:

  1. Решили начать добровольную ликвидацию ООО.
  2. Утвердили состав ликвидационной комиссии и её председателя или назначили единоличного ликвидатора.
  3. Утвердили порядок и сроки ликвидации. Максимальный срок — один год.

2 шаг. Сообщить о ликвидации в налоговую

В течение трёх рабочих дней после принятия решение о ликвидации, подайте в регистрирующую налоговую:

  • уведомление по форме № Р15016. Есть два варианта: а) подать уведомление на бумаге — но тогда придётся заверять его у нотариуса, б) воспользоваться сервисом налоговой — но тогда понадобится электронная подпись. Выпустить электронную подпись будет дешевле, если её ещё нет. И она пригодится для публикации сведения на Федресурсе.
  • протокол собрания учредителей или решение единственного учредителя о ликвидации фирмы.

Если не подать документы в налоговую в течение трёх дней, могут оштрафовать на 5 000 рублей.

Как подать документы:

  • лично
  • по почте ценным письмом с описью вложений
  • в электронном виде через сайт Госуслуг
  • через многофункциональный центр — но не все МФЦ принимают эти документы, позвоните им заранее.

Через 5 рабочих дней налоговая выдаст вам лист о внесении в ЕГРЮЛ записи о том, что организация находится в процедуре ликвидации. С этого момента нельзя изменять учредительные документы и участвовать как ООО в составе других организаций.

Уведомлять ПФР и ФСС о ликвидации больше не нужно, налоговики сделают это самостоятельно.

3 шаг. Рассказать о ликвидации в СМИ, опубликовать сведения на Федресурсе и сообщить контрагентам

4 шаг. Сообщить в службу занятости и сотрудникам об увольнении

  1. Предупредите всех сотрудников о предстоящем увольнении не позднее, чем за 2 месяца. Для этого составьте письменное уведомление и ознакомьте с ним работников под роспись. Основание увольнения — по инициативе работодателя в связи с прекращением деятельности организации в соответствии с п.1 ст. 81 ТК РФ.

5 шаг. Подготовить промежуточный ликвидационный баланс и сдать его в налоговую

  • о составе имущества организации,
  • о требованиях, которые предъявили кредиторы, и результатах их рассмотрения,
  • о требованиях, которые удовлетворил суд вступившим в законную силу решением.

Для подготовки баланса нужно разбираться в бухучёте, поэтому, если у вас нет опыта в этом деле, обратитесь за помощью к бухгалтеру.

Когда промежуточный бухбаланс готов, утвердите его на собрании учредителей или решением единственного участника, чтобы утвердить бухбаланс.

6 шаг. Рассчитаться по долгам

Платите по долгам в порядке очередности по Гражданскому кодексу. Сразу после утверждения ликвидационного баланса рассчитайтесь:

  • в первую очередь с гражданами, перед которыми ваша организация отвечает за причинение морального вреда или вреда жизни и здоровью, если такие есть,
  • во вторую очередь с работниками по трудовому договору по выплате зарплаты и выходных пособий.

Спустя месяц со дня утверждения ликвидационного баланса, погасите долги третьей и четвертой очереди:

  • в третью очередь заплатите все налоги и страховые взносы, штрафы и пени,
  • в четвертую очередь — оставшиеся долги.

Если денег не хватает, ликвидационная комиссия продаёт имущество организации на торгах. А если и выручка от продажи имущества не покроет долги компании, тогда нужно открывать процедуру банкротства. Для этого лучше обратиться к специалистам по делам о банкротстве.

7 шаг. Составить окончательный ликвидационный баланс

После расчётов с сотрудниками, контрагентами и государством, составьте и утвердите ликвидационный баланс. Он также составляется по общим правилам подготовки бухгалтерского баланса и утверждается на общем собрании учредителей или решением единственного участника ООО.

8 шаг. Отчитаться по налогам, уволенным сотрудникам и снять с учёта кассу

В течение месяца с момента утверждения ликвидационного баланса и до подачи документов в налоговую на закрытие, сдайте в фонды отчёты по уволенным сотрудникам:

  • СЗВ-Стаж в ПФР на всех сотрудников, которые работали у вас в течение года ликвидации,
  • СЗВ-М, если в течение последнего месяца ликвидации в ООО были сотрудники по трудовым и гражданско-правовым договорам,
  • СЗВ-ТД за кадровые события, например, за увольнения,
  • расчёт по страховым взносам в налоговую,
  • 4-ФСС в фонд социального страхования.

Также сдайте налоговую отчётность — закон не устанавливает сроки, но нужно это сделать до перехода к последнему этапу.

Снять кассу с учёта в налоговой можно несколькими способами: подать заявление в инспекции, на портале ФНС или в личном кабинете оператора фискальных данных (ОФД). Срок подачи заявления законодательно не ограничен.

9 шаг. Подать в налоговую документы на ликвидацию ООО

После утверждения ликвидационного баланса учредители могут разделить между собой имущество организации. И только в последнюю очередь подают документы в налоговую на закрытие:

    .
  1. Ликвидационный бухгалтерский баланс
  2. Квитанцию об уплате госпошлины 800 рублей. Согласно поправкам, с 2019 года госпошлина не уплачивается в случае представления в регистрирующий орган электронных документов, необходимых для регистрации ликвидации юрлица. Статья 333.35 НК РФ

Подайте документы одним из способов:

  • лично
  • по почте ценным письмом с описью вложений
  • в электронном виде через сайт Госуслуг
  • через многофункциональный центр — но не все МФЦ принимают эти документы, позвоните им заранее.

Кто может помочь с документами

Есть сервис Документовед — он здорово помогает подготовить документы для ликвидации ООО.

А что если не закрывать ООО?

Закрывать ООО — долго и сложно, поэтому часто встречаются организации без сотрудников, доходов и сделок. Такие фирмы не платят налоги и взносы, но по-прежнему должны сдавать нулевую отчётность.

Бывают брошенные организации, у которых нет движений по банковскому счёту и которые не сдают отчётность. Если это продолжается больше 12 месяцев, у налоговой появляется основание ликвидировать ООО в одностороннем порядке без согласия учредителей. Но это право, а не обязанность налоговой, поэтому на практике случается редко. Гораздо чаще брошенная организация продолжает числиться в ЕГРЮЛ, и её штрафуют за несданную отчётность.

Ещё один вариант избавиться от ООО — продать его. Это проще, чем закрыть организацию, но тут есть свои минусы:

  • Такая возможность должна быть предусмотрена в уставе организации.
  • Договор купли-продажи обязательно должен быть заверен у нотариуса — это стоит минимум 10 тысяч рублей, а максимальная стоимость может достигать 150 тысяч.

Как закрыть ООО в Эльбе

Эльба поможет сдать декларацию по УСН или ЕНВД с учётом даты ликвидации ООО.



Статья актуальна на 01.02.2021


Ликвидация организации является достаточно трудоемким и длительным процессом. Особое место в процедуре ликвидации занимает увольнение сотрудников, которое мы рассмотрим подробнее.

Порядок ликвидации

Согласно ст. 61 ГК РФ, ликвидацией юрлица признается прекращение его деятельности без перехода его прав и обязанностей к другим лицам, то есть организация фактически перестает существовать в будущем. При этом ликвидация может носить как добровольный характер (на основании решения его учредителей (участников) либо специализированного органа), так и принудительный — по решению суда.

После вынесения решения о ликвидации учредители (участники) предприятия или специализированный на то орган, формируют состав ликвидационной комиссии (или единоличного ликвидатора), а также устанавливают порядок и сроки ликвидации согласно законодательству. С момента своего назначения комиссия (или ликвидатор) полностью управляет ликвидируемым юридическим лицом и отвечает за все действия, совершаемые от его имени (п. 4 ст. 62 ГК РФ).

  • заполненное уведомление о ликвидации юридического лица (по форме № Р15001);
  • заверенная копия решения собрания учредителей (участников) о ликвидации организации.

По истечении пяти рабочих дней ИФНС вносит запись в ЕГРЮЛ о том, что организация находится в стадии ликвидации. Следует также заметить, что фонды ПФР и ФСС уведомлять не обязательно, данную информацию им передает налоговый орган.

Остальные этапы порядка ликвидации юрлица можно уточнить в ст. 63 ГК РФ.

Увольнение сотрудников

Особую роль в ликвидации занимает прекращение трудовых отношений с работниками. В п. 1ст. 81 ТК РФ указано, что ликвидация юридического лица является одним из оснований расторжения трудовых отношений с сотрудниками. Важно заметить, что под увольнение по данной статье попадают все категории работников без исключения, в том числе и физлица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком или женщины в отпуске по беременности и родам. У данных категорий порядок увольнения будет таким же, как и у остальных.

В соответствии с ч. 2 ст. 180 ТК РФ работодатель обязан письменно и под подпись уведомить своих сотрудников о предполагаемом увольнении в связи с ликвидацией предприятия, но не позднее чем за два месяца до даты увольнения.

Уведомление передается каждому сотруднику персонально. Как правило, работодателю рекомендуется составить документ в двух экземплярах, где один из них вручается непосредственно работнику, а на втором экземпляре ставится подпись сотрудника и дата информирования и отдается работодателю. Со следующего дня начинается отсчет двух месяцев.

Бывают случаи, когда сотрудник не соглашается подписывать уведомление о предстоящем увольнении. Тогда со стороны предприятия составляется специальный акт, который подписывают представители ликвидируемой организации и любой иной работник. И здесь дата отсчета двухмесячного периода начинается со следующего дня после подписания настоящего акта.

Важно заметить, что также органы ФСС требуют сообщать о прекращении выплат по уходу за ребенком до 1,5 лет в результате увольнения физлица. Это необходимо для того, чтобы исключить переплату пособия со стороны фонда и штрафные санкции в адрес страхователя.

В день увольнения сотрудников (по истечении двух месяцев с момента вручения уведомления) специалистами кадровой службы ликвидируемого предприятия издаются приказы об увольнении. Работники обязаны под подпись ознакомиться с приказами.

По инициативе самого работника день увольнения может наступить и до истечения двухмесячного срока. Об этом отмечено в ч. 3 ст. 180 ТК РФ. Однако от работника потребуется письменное заявление. А также в соответствии с указанной статьей уволенному сотруднику, помимо гарантированных выплат, полагается дополнительная компенсация, которая рассчитывается как средний заработок, исчисленный пропорционально времени, оставшемуся до истечения двухмесячного периода.

В итоге в момент увольнения в результате ликвидации юридического лица сотруднику полагаются следующие гарантированные выплаты:

  • заработная плата за отработанное время;
  • компенсация неиспользованных дней ежегодного отпуска;
  • выходное пособие в размере среднего месячного заработка;
  • дополнительная компенсация при увольнении (если сотрудник увольняется до истечения двух месяцев с момента вручения уведомления).

Окончательный расчет всех выплат должен быть осуществлен в день увольнения физлица.

Отдельно следует остановиться на расчете выходного пособия. О нем прописано в ч. 1 и ч. 2 ст. 178 ТК РФ: при расторжении трудовых отношений по причине ликвидации предприятия увольняемому работнику должно быть выплачено выходное пособие в размере среднемесячной зарплаты, а также среднемесячный заработок сохраняется за сотрудником и на период трудоустройства не свыше двух месяцев с момента увольнения (с зачетом выходного пособия). То есть выплата выходного пособия на сумму среднемесячного заработка зачитывается за первый месяц после наступления увольнения. Если в течение второго месяца бывший сотрудник не сможет трудоустроиться, то ему положено выплатить еще один среднемесячный заработок.

В качестве исключения среднемесячная заработная плата может сохраняться за уволенным работником и в течение третьего месяца со дня увольнения, но по решению службы занятости населения и при наличии условия, что сотрудник обратился в службу в двухнедельный период после своего увольнения и в результате не был трудоустроен данной службой.

Следует также заметить, что на предприятии, например, коллективным договором могут быть предусмотрены повышенные размеры выходных пособий, не противоречащие условиям ТК РФ.

  • 2-НДФЛ;
  • по форме 182-н;
  • бланк СЗВ-СТАЖ (только на 1 сотрудника);
  • по необходимости справку о среднем заработке за последние три месяца работы (для предоставления в службу занятости населения).

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА


С.С. Малаховец,
автор ответа, ведущий эксперт Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

При получении решения об отказе в государственной ликвидации юридического лица нужно ли подавать в ФНС сведения о назначении генерального директора вместо ликвидатора? Можно ли оставить ликвидатора для повторной подачи о добровольной ликвидации юридического лица?

ОТВЕТ

Данный вопрос на уровне законодательства не решен. Разъяснений ФНС по нему также нет.

Полагаем, что в случае окончания срока ликвидации, полномочия ликвидатора прекращаются. Хотя на практике ликвидатор вправе предъявить исковое требование в суд о продлении срока ликвидации.

Однако отметим, что в законе не установлена обязанность общества назначать генерального директора в случае истечения срока ликвидации.

Поскольку полномочия ликвидатора прекращаются, то при принятии решения о повторной ликвидации необходимо будет заново назначить ликвидатора.

ОБОСНОВАНИЕ

Согласно п. 3 ст. 62 Гражданского кодекса РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

Согласно п. 4 ст. 62 ГК РФ, с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Аналогичное правило установлено в п. 3 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (Далее – Закон об ООО): с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Согласно п. 6 ст. 57 Закона об ООО, срок ликвидации общества, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации общества, не может превышать один год, а в случае если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев.

Согласно п. 7 ст. 57 Закона об ООО, в случае истечения срока, указанного в пункте 6 настоящей статьи, повторное принятие решения о добровольной ликвидации данного общества возможно не ранее чем по истечении шести месяцев со дня внесения сведений об этом в единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, закон не регулирует срок деятельности ликвидатора. Как правило, ликвидатор "утрачивает свой правовой статус" после исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. Однако в реальности часть деятельности ликвидатора осуществляется и после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. В частности, речь идет о передаче документов, которые образовались в деятельности ликвидатора, в архивы.

Кроме того, в случае истечения срока ликвидации, срок может быть продлен в судебном порядке. Исходя из судебной практики, допускается предъявление ликвидатором искового требования о продлении срока (Решение Арбитражного суда Псковской области от 07.09.2018 по делу N А52-3575/2018).

В п. п. 14.2.05.81 Письма ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645@ (ред. от 04.09.2015) , налоговый орган указал, что в момент принятия решения юридическим лицом об отмене ликвидации, ликвидатор утрачивает свои полномочия. В таком случае, заявителем по форме N Р15001 выступает участник (участники) юридического лица, при одновременном назначении руководителя в регистрирующий орган представляется заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, по форме N Р14001.

Однако отметим, что в законе не установлена обязанность общества назначать генерального директора в случае истечения срока ликвидации.

Поскольку полномочия ликвидатора прекращаются, то при принятии решения о повторной ликвидации необходимо будет заново назначить ликвидатора.


С.С. Малаховец,
автор ответа, ведущий эксперт Аскон по юридическим вопросам


Директор, как и другие сотрудники компании, при ликвидации должен быть уволен до окончательного исключения сведений об ООО из реестра. Способ расторжения трудового договора с руководителем зависит от его статуса – он может быть как наемным сотрудником, так и единственным собственником. Наиболее приемлемые – в связи с закрытием и по решению учредителей, но такой вариант невыгоден участникам, так как требует выплаты компенсации. Поэтому чаще прибегают к увольнению по соглашению или собственному желанию, но сделать это не всегда получается.

В случае прекращения дальнейшей деятельности фирмы весь персонал подлежит увольнению. Руководитель юрлица не исключение, однако он может продолжить работу в качестве ликвидатора. Имеет значение, является он наёмным сотрудником или одним из дольщиков общества. Правильное увольнение директора при ликвидации ООО – залог отсутствия проблем у сторон в будущем.

Законодательный аспект

Освобождение руководителя от должности производится в строгом соответствии с нормами права. Стороны не могут просто договориться в устной форме – всё должно быть оформлено в письменном виде, с приведением конкретных ссылок на законодательство. Важнейший аспект – запись в трудовой книжке, заверенная печатью компании.

Процесс увольнения урегулирован следующими нормативными актами:

Основные способы

Закрытие организации происходит по различным причинам: по волеизъявлению учредителей, в результате банкротства, по решению суда или ФНС, а также в ходе продажи компании. Независимо от конкретной ситуации, руководитель потеряет рабочее место. Рассмотрим подробнее вариант добровольного прекращения деятельности общества.

Фото: freepik.com/shutterphu

Ликвидация организации состоит из ряда шагов:

  1. Проведение общего собрания и решение вопроса о закрытии юрлица.
  2. Назначение ликвидатора или комиссии.
  3. Извещение ФНС по месту регистрации ООО. , урегулирование отношений с дебиторами и кредиторами.
  4. Фактическое прекращение деятельности.

Таким образом, руководитель должен быть освобождён от должности до внесения сведений в ЕГРЮЛ о закрытии компании. Для этого используется несколько формулировок, все они обладают определёнными особенностями.

Правовое регулирование (ст. ТК)

Лицо, подписывающее приказ

По соглашению сторон

Необходима договорённость между работником и нанимателем.

По собственному желанию

Требуется извещение не менее чем за 2 недели до расторжения ТД, но при согласии сторон это необязательно.

По инициативе самого руководителя

Собственник должен быть предупреждён об этом за месяц до наступления юридического факта.

В связи с ликвидацией

Предусмотрены более высокие социальные гарантии.

По решению органа юрлица (учредительного собрания)

Руководителю выплачивается крупная компенсация.

Источник: Трудовой Кодекс России

Общий порядок увольнения

Процедура прекращения трудового договора состоит из нескольких шагов, которые определены ст.ст. 84.1, 179 ТК РФ:

  1. Извещение о ликвидации предприятия, если оно послужит основанием для увольнения.
  2. Изготовление приказа.
  3. Ознакомление директора под роспись.
  4. Учинение записи в трудовой и её выдача работнику.
  5. Окончательный расчёт.

В случае, если с руководителем прекращаются все отношения по решению собрания учредителей, ему на основании ст. 279 ТК РФ положена компенсация. Это как минимум 3 месячных заработка, если иное не указано в договоре. Можно сделать вывод, что для собственников общества выгоднее всего прекратить отношения с нанятым лицом по соглашению или в связи с его волеизъявлением.

Частные случаи

Руководитель предприятия может быть как наёмным лицом, так и одним из учредителей общества. Однако альтернативы расторжения договора всё равно предусмотрены одинаковые – нужно лишь выбрать оптимальный вариант. Однако некоторые нюансы все же существуют.

Фото: freepik/ilixe48

Наемный работник

Выбранный способ прекращения отношений не влияет на алгоритм действий, но имеет значение для даты увольнения, указываемой в трудовой. Так, если стороны договорились о расторжении ТД, то оформляется приказ, после чего он объявляется работнику. Затем в книжку вносится запись, а сам документ передаётся сотруднику.

Другое дело – если увольнение происходит по причине ликвидации предприятия или решению на учредительном собрании. В первом случае договор расторгнуть можно не ранее извещения территориального органа ФНС о предстоящем событии, во втором – после подписания протокола. Нужно отметить, что руководитель вправе оспорить незаконный, по его мнению, приказ.

Участник ликвидационной комиссии

Распространённая ситуация – это сохранение руководителя в штате до внесения записи о прекращении деятельности в реестр. Чтобы избежать лишних телодвижений, можно сразу же заключить с ликвидатором срочный трудовой договор на основании ст. 59 ТК. Так, правоотношения могут действовать на время выполнения определённых обязанностей. После её реализации соглашение подлежит прекращению на основании ст. 79 ТК РФ.

Фото: freepik/ilixe48

Датой увольнения в таком случае может считаться день передачи документов для ликвидации в территориальный орган ФНС. Юридический момент можно оговорить отдельно в тексте соглашения. Запись в трудовой вправе осуществить председатель ликвидационной комиссии либо один из учредителей. В документе в итоге будет 2 записи:

  1. Период работы в должности директора (дата расторжения договора – не ранее дня, когда принято решение о закрытии).
  2. Время выполнения задачи ликвидатора (дата увольнения – день передачи документов для закрытия в орган ФНС).

Обратите внимание! Если в день расторжения ТД сотрудник находится на больничном листе, уволить его можно только в связи с ликвидацией фирмы (ст. 81 ТК РФ). Во всех остальных случаях необходимо ждать даты выздоровления либо освобождать от должности по другим основаниям.

Единственный учредитель

В этом случае расторжение контракта по собственному желанию или соглашению сторон невозможно. После оформления решения о прекращении работы компании директор приказом назначает самого себя ликвидатором и осуществляет деятельность в этом качестве до закрытия фирмы. Кроме того, не требуется уведомление за 2 месяца до события (было бы странно, если бы учредитель договаривался с самим собой).

Фото: freepik/kuprevich

Формально увольнение осуществляют на основании ч. 1 ст. 81 ТК РФ, о чём делают в трудовой соответствующую запись. Ликвидатор (единственный участник ООО) вправе выполнить эту процедуру самостоятельно. Кроме того, в день прекращения трудовых отношений он же производит с собой окончательный расчёт.

  1. Принятие единоличного решения о ликвидации.
  2. Приказ о снятии с себя полномочий директора, назначении ликвидатором.
  3. Официальное увольнение в день внесения записей в ЕГРЮЛ.
  4. Расчёт и выдача самому себе трудовой книжки.

В случае исключения из ЕГРЮЛ

В 2019 г. ФНС в принудительном порядке исключили из реестра записи в отношении нескольких сотен тысяч юрлиц. Вместе с тем, у них были руководители (быть может, формальные), с которыми необходимо прекратить отношения. В таком случае целесообразно уволить директора в связи с ликвидацией, так как сделать это по соглашению невозможно.

Согласно устоявшейся практике, последний день работы в трудовой указывается дата, предшествующая распоряжению об исключении из реестра. Также можно отметить номер протокола, где зафиксировано решение о ликвидации.

Внимание! В случае прекращения соглашения из-за ликвидации, дата увольнения в трудовой книжке должна быть указана до дня внесения сведений об этом событии в ЕГРЮЛ.

Правильное оформление документов

Если директор согласен на расторжение ТД в добровольном порядке (по соглашению сторон или собственному желанию), потребуется минимум бумаг.

К ним относятся:

  1. Заявление лица об освобождении от должности.
  2. Приказ об увольнении.

Кроме того, можно сделать уведомление директора, если по каким-то причинам он не ознакомился с приказом. Нужно понимать, что дальнейшая ликвидация ООО продолжится уже другими людьми. Если же руководитель отказывается от увольнения в добровольном порядке либо будет принимать непосредственное участие в процессе, то к указанному перечню потребуется добавить решение о ликвидации общества.

Уведомление работника о ликвидации

Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора

Протокол собрания участников

Приказ о сложении полномочий директора

Заявление о расторжении ТД

Выплата компенсаций

Социальные гарантии полагаются только в том случае, если трудовой договор с директором расторгнут помимо его воли. При ликвидации юрлица, согласно ст. 178 ТК РФ, работнику положено выходное пособие (1 среднемесячный заработок).

Фото: freepik/sitthiphong

Затем, если уволенный сотрудник станет на учёт в службе занятости, то он имеет право на получение такой же оплаты труда на протяжении 2 месяцев (в исключительных случаях – 3).

Предусмотрена ли ответственность

Согласно ст. 5.27 КоАП РФ, за нарушение трудового законодательства административный протокол может быть составлен в отношении должностных лиц и организаций. Ответственность предусмотрена за несвоевременный окончательный расчёт, невыдачу трудовой книжки.

Максимальный штраф, которому может быть подвергнута организация, – до 50 000 руб., а при повторном совершении в течение года – до 70 000 руб. Правовая практика применения данной статьи именно при закрытии ООО незначительна, так как возникают трудности с наложением взыскания на должностных и юридических лиц.

Для сотрудника крайне важна правильная запись в трудовой. Она должна соответствовать требованиям ТК РФ, иначе могут возникнуть проблемы, к примеру, при исчислении стажа. Придётся в судебном порядке оспаривать те или иные записи, а это сложно.

Совсем другое дело – возможные материальные претензии директора в случае его неправомерного увольнения. Если трудовые взаимоотношения восстанавливаются в судебном порядке, компания несёт большие издержки (размер неполученного заработка и другие компенсации).

Читайте также: