Как указать мед организацию на госуслугах

Обновлено: 05.07.2024

ЕГИСЗ – единая государственная информационная система в области здравоохранения.

О ЕГИСЗ кратко

Подключение медицинских организаций к ЕГИСЗ - часть общей программы по цифровизации сферы государственных и частных сервисов и услуг.

Если кратко, то основная цель внедрения ЕГИСЗ - совершенствование области медицины. Сфера должна стать более доступной для всех россиян, качество услуг должно возрасти. Электронные сервисы делают все процессы прозрачнее. Контролировать сегмент здравоохранения, также, как и управлять им, с ними можно легче и в разы эффективнее.

В области здравоохранения переход на систему дает сотрудникам различных медучреждений возможность облегчить доступ к медицинской информации и специализированным услугам, стандартизировать процессы, систематизировать сведения.

Сервисы, создающие единую государственную информационную систему, надежно хранят медицинские карты россиян на защищенных серверах, своевременно и быстро обновляя их сведения. В случае необходимости, беспрепятственный доступ к данным пациента будут не только у него самого, но и у лечащих врачей. В настоящее время процесс является, по большей части, односторонним - медучреждения могут только направлять информацию. По мере развития ЕГИСЗ ситуация будет меняться.

Подключение к ЕГИСЗ с БИТ.Управление медицинским центром

Готовое решение для интеграции частной или государственной клиники к сервисам ЕГИСЗ

  • Доступ к записи в клинику через портал госуслуг;
  • Соответствие законодательству: 947н, 152-ФЗ, 911н, 925н, 29н, 1556;
  • Автоматический обмен документов с подсистемами РЭМД ;
  • Автоматизированное внесение данных в Федеральный регистр COVID-19.

Подключение к ЕГИСЗ. Важная информация о подсистемах ФРМО, ФРМР, РЭМД

В ЕГИСЗ входит 13 групп данных (сервисов). Другими словами, ЕГИСЗ – не единая система, а совокупность подсистем, т.е. отдельных технологических инструментов, составляющих многофункциональный информационный комплекс.

Из 13 подсистем для большинства медицинских организаций сейчас актуальны три:

  1. ФРМО (Федеральный регистр медицинских организаций).
  2. ФРМР (Федеральный регистр медицинских работников).
  3. РЭМД (Реестр электронных медицинских документов).

У каждого сервиса - собственные особенности и требования по внесению информации.

В ФРМО и ФРМР данные заносятся один раз (об организации и врачах), в дальнейшем они актуализируются по мере необходимости. Информация передается через веб-браузер, МИС не требуется. Для подключения к ФРМО и ФРМР нужна подтвержденная учетная запись в Единой системе идентификации и аутентификация на портале ГОСУСЛУГИ, наличие электронной цифровой подписи не обязательно.

Сведения в ФРМО и ФРМР, как правило, заносятся вручную. Если в клинике много врачей (к примеру, больше 50 врачей), процесс внесения будет небыстрым и его можно автоматизировать (например, через 1С ФМР Федеральные регистры). Но скорее это нецелесообразно в силу высокой стоимости.

Подключиться к подсистемам клиника может через поставщика услуг автоматизации или самостоятельно. Нужно будет заполнить все формы на сайте ЕГИСЗ. Ограничением может стать большой объем методических материалов и инструкций, где более 100 страниц.

Использование подсистемы РЭМД предполагает постоянное внесение информации и обновление данных. Эта информация непосредственно связана непосредственно с приемом, диагностикой и лечением пациентов. Иными словами, речь о данных, появляющихся в работе медицинского центра ежедневно.

Для нормальной работы с подсистемой РЭМД клинике рекомендуется провести автоматизацию. Это позволит отказаться от занесения данных в медицинские карты пациентов вручную. Т.е. от пустой траты множества времени и трудовых ресурсов, опасности совершить ошибки.

Идеальный вариант – использование программы МИС. С ее помощью врачи получают возможность правильно вести учет, грамотно работать со справочниками, иметь максимум времени для исполнения непосредственных трудовых обязанностей.

Важно, чтобы настройкой подключения РЭМД занимался компетентный системный администратор (или сотрудники IT-подразделения). Ошибки, допущенные на стадии регистрации и интеграции с подсистемами, в итоге выльются в штрафы и значительные трудозатраты по исправлению и доработке.

Передача данных в ЕГИСЗ: как настроить без ошибок?

Методичка устанавливает особенности подключения и отправки информации от частных медицинских учреждений в базу ЕГИСЗ.

Нормативный документ предлагает несколько вариантов передачи сведений с применением МИС:

  1. Прямой обмен данными между частной клиникой и системой ЕГИСЗ.
  2. Подключение частной клиники к региональной ГИС с помощью сторонней (региональной) государственной информационной системы.
  3. Взаимосвязь частной клиники и государственной единой системы с помощью сторонней ГИС.

Регламенты действующего законодательства РФ: кому обязательна регистрация ЕГИСЗ

Если не обращать внимания на требования о регистрации в ЕГИСЗ для перечисленных выше госструктур, к единой системе обязательно должны быть подключены:

  • Агентства медицинского страхования;
  • Предприятия фармацевтической области;
  • Любые, в том числе частные, лицензированные медучреждения;
  • Операторы информационных систем, связанных с ЕГИСЗ.

Важно: в данный момент государство уже обязало все частные медицинские клиники к подключению к ЕГИСЗ. Несмотря на отсутствие строгих временных рамок, указание не носит формальный характер. За отказ от взаимодействия с ЕГИСЗ уже сейчас предусматривается ответственность. Поэтому провести процедуру регистрации в системе стоит, по возможности, в ближайшее время. В этом случае, когда Минздрав РФ приступит к запуску со своей стороны, у клиники все сервисы будут не просто готовы к работе, но и протестированы на отсутствие неполадок и несоответствий.

Нормативная документация

Вопрос регламентируется следующими нормативными документами:

Согласно Указанию Правительства России №555 от 5 мая 2018 года, медучреждения любых форм собственности (в том числе частные организации) должны передавать информацию о предоставленной медицинской помощи в ЕГИСЗ.

В соответствии с новыми требованиями, медицинские учреждения, впервые оформляющие лицензию, обязаны передавать данные о своих подразделениях и сотрудниках в ФРМО и ФРМР, т.е. подсистемы ЕГИСЗ.

Также согласно Указанию Правительства России №555 от 5 мая 2018 года, все действующие лицензии медучреждениям требуется переоформить до 01.09.2022 года.

Вывод: обязательность работы с ФРМО и ФРМР - вопрос времени. Передавать сведения в подсистемы клиникам рано или поздно предстоит в любом случае.

Отказ от регистрации в ЕГИСЗ: последствия

За отказ от использования ЕГИСЗ и передачи информации предусмотрены разные санкции - начиная от наложения денежных штрафов и заканчивая временной остановкой деятельности медучреждения.

Отказ от исполнения требований Минздрава РФ сразу под две статьи об административных правонарушениях:

Соответственно, передача информации государству является обязательным условием.

Цифровизация сферы здравоохранения входит в планы развития России. Поэтому можно не сомневаться, что ЕГИСЗ станет лишь дополняться и совершенствоваться. Чем раньше медицинская клиника решит работать с ней, тем быстрее она сможет понять ее нюансы и использовать преимущества, которые, без сомнения, есть.

В личном кабинете на портале "Госуслуг" каждый человек может узнать информацию из своей медицинской карты. Можно получить данные исследований, результаты анализов, заключения специалистов, выписки из стационара и т.д. Но также можно увидеть записи о медпомощи, например, о диспансеризации, которую в реальности человек не проходил. Минздрав опубликовал в начале октября приказ с соответствующими изменениями в Правила оказания медицинской помощи по ОМС. Как увидеть нужные данные на портале и как ими воспользоваться, "РГ" рассказал эксперт Всероссийского союза страховщиков Сергей Шкитин.

 Фото: Татьяна Андреева/РГ

Приписки в медицинских картах (то есть записи о медицинской помощи, которую в реальности пациент не получал) появляются по очень простой причине. В системе ОМС все медорганизации получают деньги за факт выполненной работы: принял пациента, обследовал, провел анализы, допустим, назначил и выполнил курс инъекций в процедурном кабинете - все это отражается в карте больного, и исходя из объемов оказанной помощи, поликлиника или больница получает финансирование.

Фото: Олеся Курпяева/ РГ

Чем большему количеству пациентов помогли в конкретном медучреждении, тем больше денег оно получит - так работает установленный законом принцип "деньги идут вслед за пациентом". А если учесть, что закон предусматривает возможность выбора медицинской организации пациентом, то вся эта система в совокупности должна стимулировать медучреждения работать более качественно, привлекать пациентов, конкурируя друг с другом. При этом на практике руководство некоторых больниц и поликлиник "улучшает" работу с помощью "приписок", чтобы получать деньги за помощь, которой не было.

"Некоторые недобросовестные руководители больниц и поликлиник действительно используют "приписки", чтобы получить от государства, а фактически от нас с вами - налогоплательщиков, деньги за якобы оказанную медицинскую помощь, которая "оказана" только на бумаге, - объясняет Сергей Шкитин. - Например, поликлиника в ряде случаев оформляет медицинские документы по отдельным медуслугам, финансируемым за рамками подушевого норматива, а также за диспансеризацию, несмотря на то, что их не проводит. К концу года с таких "приписок" набегает приличная сумма. Проблема в том, что на эти "приписки" могут тратиться деньги ОМС - их можно было бы потратить на действительно необходимую, реальную медицинскую помощь".

Во время проверок медучреждений страховые компании могут обнаружить такие приписки, проводя специальные экспертизы. Но без участия самих пациентов это сделать трудно - ведь только пациент может подтвердить (или опровергнуть), что он действительно получил медпомощь, зафиксированную в его медкарте.

"Застрахованный гражданин на портале "Госуслуг" вправе запросить информацию об оказанной медицинской помощи, а затем, получив официальный электронный документ, сравнить, действительно ли он получал медицинскую помощь в объеме, поданном на оплату медорганизациями на его имя за конкретные даты с конкретным диагнозом", - пояснил Шкитин. Не все пользовались этой возможностью, но многие из тех, кто заинтересовался сведениями в своей медкарте, обнаружили, что они якобы были на приеме у врача, обследовались, порой даже находили поставленные им "диагнозы". Часто в карту вписывалась информация о якобы пройденной диспансеризации. "О таких случаях много писали в социальных сетях. Но надо понимать, что по закону страховые компании зачастую проверяют не более 10% страховых случаев, то есть большая доля злоупотреблений может остаться незамеченной", - поясняют страховщики.

Фото: Олеся Курпяева

Что же изменилось с вступлением в силу нового приказа минздрава?

Если вы обнаружили "приписку" - медицинскую помощь, которую вы реально не получали - нужно сообщить об этом в вашу страховую компанию, которая выдавала вам полис ОМС. У каждой страховой компании есть круглосуточная телефонная "горячая линия", номер которой указан на полисе ОМС, - дает совет эксперт.

"Обращаться в страховую компанию нужно также в случае нарушения ваших прав медицинским учреждением и в любом спорном случае по вопросам получения медицинской помощи по ОМС. Страховые представители уполномочены защищать пациента в спорах с медицинской организацией, решать конфликты в досудебном порядке и помогать пациенту получить необходимую медицинскую помощь.

Если гражданин сменил фамилию, место жительства или иные данные, удостоверяющие личность, необходимо сообщить об этом в свою страховую медицинскую организацию. Это поможет сохранить контакт со страховыми представителями и поможет оперативно решать многие проблемы", - заключил Шкитин.

Читайте также: