Как тестировать программное обеспечение примеры

Обновлено: 25.04.2024

Программное обеспечение для автоматизации тестирования также может вводить тестовые данные в тестовую среду, сравнивать ожидаемые и фактические результаты и создавать подробные отчеты о тестах. Как правило, автоматизация тестирования требует значительных вложений денег и ресурсов.

Последовательные циклы разработки, особенно в крупных компаниях (Google, Facebook, Альфа-Банк, Газпром нефть и т.д.) потребуют многократного выполнения одного и того же набора тестов. Используя инструмент автоматизации тестирования, можно записать этот набор тестов и при необходимости воспроизвести его. После автоматизации набора тестов вмешательство человека не требуется. Это улучшило ROI автоматизации тестирования. Цель автоматизации – уменьшить количество тестовых примеров, которые нужно запускать вручную, а не полностью исключить ручное тестирование.

  • Зачем нужна автоматизация?
  • Какие тестовые случаи стоит автоматизировать?
  • Процесс автоматизированного тестирования
  • Выбор инструмента тестирования
  • Определяем объем автоматизации
  • Планирование, проектирование и разработка
  • Выполнение теста
  • Обслуживание автоматизированного тестирования
  • Платформа для автоматизации
  • Рекомендации для эффективной автоматизации тестирования
  • Преимущества автоматизации тестирования
  • Типы автоматизированного тестирования
  • Как выбрать инструмент автоматизации?
  • Инструменты автоматизации тестирования

  • Ручное тестирование всех рабочих процессов, полей и негативных сценариев требует больше времени и денег (при определенных условиях).
  • Сложно тестировать многоязычные сайты вручную.
  • Не требует вмешательства человека. Запускаете и переходите к другим задачам.
  • Увеличивает скорость выполнения тестов.
  • Помогает увеличить охват тестированием.
  • Ручное тестирование может наскучить, и следствиями станут потеря вовлеченности и появление ошибок.

  • Высокие риски и сбои недопустимы – крайне актуально для банковской сферы.
  • Тестовые сценарии, которые регулярно повторяются.
  • Тестовые сценарии, которые очень сложны и утомительны для выполнения вручную.
  • Тестовые примеры, отнимающие много времени.

  • Новые тестовые примеры, которые не выполнялись вручную хотя бы один раз.
  • Сценарии тестирования, требования к которым часто меняются.
  • Тестовые примеры, которые выполняются на разовой основе.

В процессе автоматизации выполняются следующие шаги:

Выбор инструмента тестирования

Выбор средства тестирования во многом зависит от технологии, на которой построено тестируемое приложение. Например , QTP не поддерживает Informatica. Таким образом, QTP нельзя использовать для тестирования приложений Informatica . Хорошая идея – провести Proof of Concept of Tool (демонстрация практической осуществимости) на AUT.

Определяем объем автоматизации

  • Функции, важные для бизнеса
  • Сценарии с большим объемом данных
  • Общие функции приложений
  • Техническая осуществимость
  • Частота повторного использования бизнес-компонентов
  • Сложность тестовых случаев
  • Возможность использовать одни и те же тестовые сценарии для кросс-браузерного тестирования

На этом этапе выполняются сценарии автоматизации. Сценариям необходимо ввести тестовые данные, прежде чем они будут запущены. После выполнения они предоставляют подробные отчеты об испытаниях.

Выполнение может быть выполнено с использованием инструмента автоматизации напрямую или с помощью инструмента управления тестированием, который вызовет инструмент автоматизации.

Пример: Центр качества – это инструмент управления тестированием, который, в свою очередь, вызывает QTP для выполнения сценариев автоматизации. Скрипты могут выполняться на одной машине или на группе машин. Для экономии времени тестирование можно проводить ночью.

Обслуживание автоматизированного тестирования

Этот этап автоматизированного тестирования проводится для проверки того, как работают новые функции, добавленные в программное обеспечение: нормально или нет. Сопровождение в автотестировании выполняется, когда добавляются новые сценарии автоматизации, и их необходимо проверять и поддерживать, чтобы повышать эффективность сценариев автоматизации с каждым последующим циклом выпуска.

  • поддерживают последовательность тестирования;
  • улучшают структурирование теста;
  • позволяют использовать минимальное количество кода;
  • уменьшают затраты на обслуживания кода;
  • повышают удобство повторного использования;
  • дают возможность нетехническим тестировщикам участвовать в кодировании тестов;
  • помогают сократить срок обучения использованию инструмента;
  • включают данные везде, где это необходимо.

  1. платформа автоматизации на основе данных;
  2. фреймворк автоматизации на основе ключевых слов;
  3. модульная платформа автоматизации;
  4. гибридная среда автоматизации.
  • Объем автоматизации необходимо детально определить до начала проекта. Это позволит убедиться, что ожидания от автоматизации будут оправданы.
  • Определите правильный инструмент автоматизации: инструмент не должен выбираться на основании его популярности, он должен соответствовать требованиям автоматизации на конкретном проекте.
  • Выберите подходящий фреймворк.
  • Стандарты создания сценариев. При написании сценариев для автоматизации необходимо соблюдать стандарты. Вот некоторые из них:
    • cоздайте единые скрипты, комментарии и отступы кода;
    • разработайте правила наименования тестовых сценариев;
    • прикладывайте необходимые документы, если, например, сложно понять прохождение тестового сценария без скриншота и/или спецификации.

    Преимущества автоматизации тестирования

    • На 70% быстрее, чем при ручном тестировании.
    • Более широкий тестовый охват функций приложения.
    • Надежные в результаты.
    • Обеспечивает согласованность тестовых моделей.
    • Экономит время и деньги.
    • Повышает точность.
    • Позволяет исполнять процесс тестирования без вмешательства человека.
    • Повышает эффективность .
    • увеличивает скорость исполнения тестирования.
    • Повторно использует тестовые скрипты.
    • Позволяет тестировать часто и тщательно.
    • Больший цикл выполнения может быть достигнут за счет автоматизации.
    • Сокращает время выхода продукта на рынок
    • Смоук тестирование
    • Модульное тестирование
    • Интеграционное тестирование
    • Функциональное тестирование
    • Проверка ключевых слов
    • Регрессионное тестирование
    • Тестирование на основе данных
    • Тестирование черного ящика
    • поддержка окружающей среды;
    • легкость использования;
    • тестирование базы данных;
    • идентификация объекта;
    • тестирование изображений;
    • тестирование восстановления после ошибок;
    • отображение объектов;
    • используемый язык сценариев;
    • поддержка различных типов тестирования, в том числе функционального, тестового управления, мобильного и т. д.;
    • поддержка нескольких фреймворков тестирования;
    • легко отлаживать сценарии программного обеспечения автоматизации;
    • умение распознавать предметы в любой среде;
    • обширные отчеты об испытаниях и их результаты;
    • минимизация затрат на обучение выбранным инструментам.

    Инструменты автоматизации тестирования

    На рынке доступно множество инструментов для функционального и регрессионного тестирования. В следующих выпусках расскажем в пользу чего делают выбор наши практикующие специалисты.

    Это универсальный инструмент для автоматизации функциональных тестов пользовательского интерфейса, регрессионных тестов, тестов на основе данных и многого другого. Ranorex Studio включает простой в использовании интерфейс для автоматизации тестирования веб-приложений, настольных и мобильных приложений.

    • Функциональный пользовательский интерфейс и сквозное тестирование на ПК, в Интернете и на мобильных устройствах
    • Кроссбраузерное тестирование
    • SAP, ERP, Delphi и унаследованные приложения.
    • iOS и Android
    • Запускайте тесты локально или удаленно, параллельно или распределяйте в Selenium Grid
    • Надежная отчетность

    «Самый быстрый путь к отказоустойчивым сквозным тестам – без кода, с кодированием или и тем, и другим. Testim позволяет создавать удивительно стабильные тесты без кода, которые используют наш ИИ, а также гибкость для экспорта тестов в виде кода. Такие клиенты, как Microsoft, NetApp, Wix и JFrog, ежемесячно проводят миллионы тестов на Testim.

    Это инструмент тестирования программного обеспечения, используемый для регрессионного тестирования. Это инструмент тестирования с открытым исходным кодом, который предоставляет возможность воспроизведения и записи для регрессионного тестирования. Селен IDE поддерживает только Mozilla Firefox веб – браузер.

    Это объектно-ориентированный инструмент автоматизированного функционального тестирования , способный выполнять автоматическое функциональное, регрессионное тестирование, тестирование на основе данных и тестирование графического интерфейса. Основные особенности этого инструмента:

    • Он поддерживает несколько браузеров на разных платформах.
    • Вместо того, чтобы использовать собственный сценарий поставщика, он использует полнофункциональный современный язык сценариев Ruby.
    • Он поддерживает ваше веб-приложение независимо от того, на чем оно разработано.

    Silk Test предназначен для выполнения функционального и регрессионного тестирования. Для приложений электронного бизнеса шелковый тест является ведущим продуктом для функционального тестирования. Это продукт поглощения Segue Software компанией Borland в 2006 году. Это объектно-ориентированный язык, как и C ++. Он использует концепцию объекта, классов и наследования. Его основная особенность включает

    • Он состоит из всех файлов исходных скриптов.
    • Он преобразует команды сценария в команды графического интерфейса. На одном компьютере команды могут выполняться на удаленном или хост-компьютере.
    • Чтобы идентифицировать движение мыши вместе с нажатиями клавиш, можно запустить Silktest. Он может использовать как методы воспроизведения и записи, так и методы описательного программирования для получения диалогов.
    • Он определяет все элементы управления и окна тестируемого приложения как объекты и определяет все атрибуты и свойства каждого окна.

    Правильный выбор инструмента автоматизации, процесса тестирования и команда – основные составляющие успеха автоматизации. Для успешного тестирования ручные методы и автоматизация идут рука об руку.

    Уже готов стать тестировщиком или хочешь освежить базовые понятия? Тогда этот гайд – то, что нужно! Команда ПОИНТ и курса Jedi.Point структурированно делится теоретическими основами тестирования: от видов до полезных инструментов.

    Что такое Тестирование ПО?

    Тестирование ПО – процесс, который помогает проверить выполнение всех бизнес-сценариев и требований пользователей, а также выявить все возможные проблемы и дефекты IT-продуктов.

    В чем разница между тестированием, QC и QA?

    • тестирование отвечает непосредственно за нахождение багов;
    • QC (контроль качества) – за выполнение процесса тестирования (написание/прохождение кейсов, поиск/заведение дефектов etc);
    • QA (обеспечения качества) – за создание системы контроля, которая будет предотвращать появление багов уже на этапе разработки ПО, сокращая количество выявленных дефектов на этапе тестирования; грубо говоря – построение самого процесса тестирования.

    Зачем нужно тестирование и тестировщики?

    Действительно, разве разработчики сами не могут проверять свои же продукты?

    Еще 5-6 лет назад такой вопрос обсуждался в ИТ-кругах и на просторах Интернета. Но в 2020 ясно: тестировщики без работы не останутся, а тестирование должны осуществлять специалисты в сфере QA.

    Во-первых, они проверяют все взаимодействия разных кусков кода и окружений, а не часть программы, которую сами же написали. Во-вторых, в процессе тестирования они ставят себя на место пользователя, для которого и создается продукт. В-третьих, логика их работы основана не только на создании ПО, но и включает возможность его поломки. И, в конце концов, время тестеров стоит дешевле, да и разработчикам не придется забивать себе голову дополнительной информацией.

    Чтобы понять, как еще тестировщики помогают своим заказчикам, читайте также:

    Виды тестирования ПО

    Составить эталонную классификацию почти невозможно – выделяют аж 100 видов тестирования, которые можно сгруппировать по различным характеристикам.

    Более того, периодически методы устаревают, и возникают новые термины.

    С какими же основными классификациями и типами тестирования стоит ознакомиться начинающим тестировщикам?

    Виды тестирования ПО по степени автоматизации

    Среди тестировщиков существует огромное разделение на более узкие специальности: тестирование безопасности, производительности, удобства использования и др. Но в самом широком смысле их можно разделить на ручных тестировщиков и тестировщиков-автоматизаторов.

    Любое тестирование можно выполнить как вручную, так и с помощью инструментов автоматизации.

    Ручное тестирование – это тип тестирования программного обеспечения, при котором тестировщик вручную проводит тесты без помощи каких-либо средств автоматизации.

    Автоматизированное тестирование, в свою очередь, выполняется с помощью таких фреймворков, как Selenium, PHPUnit, Mockery и других. Его целью является снижение затрат и рисков, связанных с человеческим фактором. Особенно эффективен данный тип на долгосрочных проектах с частыми релизами и объемным регрессом.

    Каждое из этих направлений имеет свою область применения, потому что 100-% автоматизация невозможна. Например, проверка юзабилити всегда осуществляется вручную.

    Разница между ручным и автоматизированным тестированием

    Ручное тестированиеАвтоматизированное тестирование
    тестировщик выполняет тесты вручнуювыполняется с использованием инструментов
    требует квалифицированного труда и продолжительного времениэкономит время, бюджет, человеческий ресурс
    некоторые типы тестирования больше подходят для ручного выполнениярекомендуется только для стабильных систем, в основном используется для регрессионного тестирования
    может стать повторяющимся и утомительнымрутинную часть можно переложить на инструменты автоматизации

    Также рекомендуем:

    Виды по объекту тестирования

    Функциональное тестирование (functional testing) проверяет часть системы, которая необходима для того, чтобы пользователь мог выполнить бизнес-сценарий от начала до конца. Оно выполняется первым, до нефункционального тестирования. Примеры: переход по разделам форума, поиск по сайту.

    Методы и техники функционального тестирования:

    • Модульное тестирование
    • Тестирование белого ящика
    • Пользовательское тестирование
    • Сессионное тестирование — компромисс между исследовательским и скриптовым тестированием.

    Агеева Нина, автор курса Погружение в тестирование. Jedi Point, рассказывает о сессионном тестировании

    Нефункциональное тестирование необходимо для проверки работоспособности системы при различных условиях, которые могут влиять на удовлетворенность пользователя (надежность, удобство использования, масштабируемость).

    Типы нефункционального тестирования:

    • Тестирование безопасности (security testing)

    Тестирование безопасности – это вид тестирования для выявления уязвимости программного обеспечения к различным атакам (SQL, XSS etc).

    Рекомендуем ознакомиться:

    • Тестирование локализации (localization testing)

    Тестирование локализации – процесс адаптации продукта, который ранее был переведен на несколько языков для определенной страны или региона.

    • Юзабилити тестирование (usability testing)

    Тестирование юзабилити – это метод тестирования, направленный на выявление удобства и понятности интерфейса.

    Оценивать удобство без субъективности и научиться создавать продукт, который будет нравиться вашим пользователям, вы можете на курсе Тестирование удобства использования.

    Виды тестирования по позитивности сценария

    Агеева Нина, автор курса Погружение в тестирование. Jedi Point, рассказывает о позитивном и негативном тестировании

    Этапы тестирования

    Для описания процесса тестирования поэтапно существует несколько методик. Одна из самых понятных и простых моделей – STLC.

    STLC (Software Testing Life Cycle) означает жизненный цикл тестирования программного обеспечения.

    Модель жизненного цикла тестирования программного обеспечения (модель STLC) состоит из шести основных фаз.

    6 фаз STLC (Software Testing Life Cycle):

    Анализ требований. На этом этапе тестировщики изучают требования с точки зрения тестирования и общаются с заказчиками для детального понимания. Также, если необходимо, выполняют технико-экономическое обоснование автоматизации.

    Зачастую тестировщикам приходится сталкиваться с ситуацией, когда требования отсутствуют или недостаточно ясны. В таких случаях тестировщик использует методы и инструменты для организации тестирования в условиях отсутствия идеальных требований на проекте.

    По этой теме рекомендуем почитать:

    Научиться тестировать в условиях отсутствия идеальных требований на проекте можно на курсе:
    Тестирование без требований: выявление и восстановление информации о продукте

    Планирование тестирования. На данном этапе разрабатывается стратегия тестирования, выявляются риски, выбираются инструменты и распределяются роли в команде. Все это фиксируется в таких документах, как тест-план и тест-стратегия.

    Агеева Нина, автор курса Погружение в тестирование. Jedi Point, подробно объясняет, что такое стратегия и как ее составить

    Разработка тест-кейсов.

    О том, почему мы пишем тест-кейсы, можно узнать в нашем видео:

    Станислав Марков, тренер ПОИНТ и курса Погружение в тестирование. Jedi Point детально рассказывает о каждой фазе
    А о том, как писать тест-кейсы, вы можете узнать на нашем Youtube-канале

    Настройка тестовой среды окружения. Этот шаг нужен для того, чтобы подготовить все условия для эффективного процесса тестирования. Он включает настройку тестового сервера, настройку сети, настройку тестовых ПК или устройств, а также формирование тестовых данных для тестовой среды.

    Выполнение тестов. Команда QC начинает выполнение тест-кейсов в соответствии с планами тестирования и создает отчеты о багах. Также чаще всего на этом этапе происходит валидация багов. Она нужна для того, чтобы убедится, что дефекты, которые ты завёл ранее, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО пофиксили.

    Закрытие цикла – последний этап жизненного цикла тестирования программного обеспечения. Он включает в себя встречу членов группы тестирования для того, чтобы оценить показатели проекта.

    Станислав Марков, тренер ПОИНТ и курса Погружение в тестирование. Jedi Point детально рассказывает о каждой фазе

    Инструменты тестировщика

    Инструменты тестирования – все продукты, которые помогают QA-инженерам организовывать свою работу на каждом этапе.

    Выбор инструментов для работы тестировщика зависит от вида тестирования, личных предпочтений и места работы тестировщика. Со временем у каждого тестировщика появляется свой набор инструментов.

    Инструменты для управления тестированием

    Инструменты для автоматизации тестирования

    Инструменты для кросс-браузерного тестирования

    Инструменты для нагрузочного тестирования

    Инструменты для баг трекинга

    Инструменты для автоматизации тестирования мобильных приложений

    Для iPhone и iPad:

    Мобильные эмуляторы

    Инструменты для тестирования юзабилити

    Инструменты для API- тестирования

    Инструменты тестирования безопасности

    CSS Валидаторы

    Также рекомендуем:

    Надеемся, наш гайд помог вам в понимании основ тестирования. Успехов в карьере тестировщика!

    А тем, кто хочет узнать о каждом аспекте тестирования на практике, рекомендуем пройти курсы тестирования ПО.

    И обязательно скачайте чек-лист “Что должен знать и уметь джуниор-тестировщик”, заполнив небольшую анкету.

    В этой статье разберемся что такое уровни тестирования, зачем они нужны и что собой представляет каждый из них.

    Начнем с простого примера.

    Давай вспомним, что такое конструктор LEGO.

    Обычно, процесс сборки игрушки выглядит так:

    Программное обеспечение очень похоже на такой конструктор.

    Но оно намного круче, ведь мы сами можем создавать любые детали и использовать детали (и даже блоки), созданные другими людьми (привет Open Source) 😉

    Если посмотреть на процесс сборки с точки зрения тестирования, его можно описать так:

    Суть процесса проста: проверка любой системы (будь то конструктор LEGO или мобильное приложение) начинается с ее наименьших элементов и двигается в сторону их объединения / увеличения до максимального размера.

    Теперь ты осознаешь уровни тестирования, но для эффективной работы этого недостаточно. Давай разбираться глубже)

    Что такое уровень тестирования?

    Уровень тестирования — активности тестирования, объединенные в группу исходя из общих характеристик, связанных с SDLC.

    К характеристикам относятся:

    1. Цели тестирования (Для чего мы проводим тестирование?)
    2. Объект тестирования (Что мы тестируем? Модуль / компонент / под-систему / систему?)
    3. Базис тестирования (Что нам необходимо, чтоб провести тестирование? Объект тестирования, спецификации, требования, ТЗ)
    4. Типичные дефекты, которые мы планируем найти
    5. Зоны ответственности (Кто чем занимается и кто за что отвечает?)
    6. Окружение (Где проводится тестирование, локально или на production сервере?)

    Перед тем, как мы перейдем к рассмотрению каждого конкретного уровня и его характеристик, давайте рассмотрим реальный пример этапов тестирования ПО, который поможет нам совместить теорию и практику.

    Пример реальной задачи по разработке

    Предположим, перед вашей командой ставят задачу:

    Создать страницу Contact Us на сайте Х. После отправки формы отдел поддержки должен получить Email, содержащий введенные данные и контактную информацию клиента.

    Этап разработки требований и критериев приемки завершен, команда может приступать к реализации, задача переходит на этап дизайна (см. SDLC)

    Первым делом разработчики прорабатывают дизайн системы.

    Он может представлять собой следующую схему:

    Дизайн системы Contact Us

    Дизайн системы Contact Us

    Далее, разработчики детализируют схему добавляя описание шагов:

    * логика проверки (валидации данных) опущена для упрощения схемы. Но, это не означает, что ее нет!
    ** логика отправки Email опущена для упрощения схемы

    Имея требования к странице, описание дизайна и логики работы, проект переходит на этап разработки. Разработчики начинают писать код, а тестировщики могут приступать к продумыванию тестов.

    Как ты уже знаешь, процесс начинается с наименьших частей системы — модулей / компонентов.

    Модульное / Компонентное / Unit тестирование

    Модульное / Компонентное / Unit тестирование фокусируется на компонентах / модулях, которые должны быть проверены в изоляции, как самостоятельные, независимые блоки.

    Module / Component / Unit testing: A test level that focuses on individual hardware or software components [ISTQB Glossary]

    Характеристики модульного тестирования

    Цель: проверка правильности реализации функциональных / нефункциональных требований в модуле, раннее обнаружение ошибок

    Объект: модуль / компонент / unit

    Базис: дизайн системы, код, спецификация компонента

    Типичные ошибки: ошибка в реализации требований, ошибка в коде

    Ответственный: разработчик (редко тестировщик)

    На этом уровне тестирования создаются модульные тесты (unit тесты), которые проверяют правильность работы модуля в тестовых условиях. Эти проверки всегда автоматизированы и выполняются очень быстро (несколько тысяч тестов в минуту).

    Unit тесты, кроме поиска ошибок, также помогают оценивать качество кода, измерять покрытие кода тестами, сокращать время и затраты на тестирование.

    Продолжая рассмотрение примера со страницей сайта, мы можем выделить следующие модули:

    1. Открываться в браузере по указанному URL
    2. Содержать правильную информацию и тексты
    3. Содержать форму Contact Us (содержать, но не отвечать за ее работоспособность!)

    Все описанные выше требования должны проверяться Unit тестами.

    Когда проверки компонентов закончены и мы уверены, что модули по отдельности работают как ожидалось, можем переходить на следующий уровень.

    Интеграционное тестирование

    Интеграционное тестирование фокусируется на взаимодействии между компонентами / модулями / под-системами / системами.

    Выделяют 2 подтипа:

    • Компонентное интеграционное тестирование — проверяет связи между компонентами. Может быть автоматизировано.
    • Системное интеграционное тестирование — проверяет связи между под-системами / системами. Не всегда можно автоматизировать, так как часто интеграция происходит с внешним сервисом, к которому мы не имеем доступа.

    Integration testing. Testing performed to expose defects in the interfaces and in the interactions between integrated components or systems. [ISTQB Glossary]

    Component integration testing. Testing performed to expose defects in the interfaces and interaction between integrated components. [ISTQB Glossary]

    System integration testing. Testing the integration of systems and packages; testing interfaces to external organizations (e.g. Electronic Data Interchange, Internet). [ISTQB Glossary]

    Характеристики интеграционного тестирования

    Цель: проверка правильности реализации взаимодействия между компонентами / модулями / частями системы

    Объект: модули, состоящие из нескольких компонентов; под-системы, API, микросервисы

    Базис: дизайн системы, архитектура системы, описание связей компонентов

    Типичные ошибки: отсутствие / неправильные связи между элементами системы, неправильные передаваемые данные, отсутствие обработки ошибок, отказы и падения при обращениях к API

    Ответственный: разработчик и тестировщик

    Системные интеграционные тесты выполняются дольше (несколько десятков в минуту), чем модульные интеграционные тесты (несколько сотен-тысяч в минуту) и являются более творческими.

    Продолжим рассмотрение примера.

    Теперь, обратим внимание на связи между компонентами / под-системами:

    Интеграционное тестирование

    Интеграционное тестирование

    Начнем с компонентного интеграционного тестирования.

    Обрати внимание на стрелки 5 и 7.

    Они описывают связь между компонентами Contact Us Controller и Email Sender внутри под-системы Backend.

    Тестирование интерфейсов (частично) и тестирование API являются примерами интеграционного компонентного тестирования.

    Interface Testing. An integration test type that is concerned with testing the interfaces between components or systems. [ISTQB Glossary]

    API testing. Testing performed by submitting commands to the software under test using programming interfaces of the application directly. [ISTQB Glossary]

    Далее посмотрим на системное интеграционное тестирование.

    Обрати внимание на стрелки 3 и 9.

    Они описывают связь между двумя под-системами: Frontend, который формирует и отправляет запрос со страницы Contact Us с данными формы, и Backend, который обрабатывает и реагирует на запрос.

    Тестирование на этом уровне показывает, что интеграция под-систем реализована в соответствии с заявленными требованиями.

    Теперь, когда мы проверили интеграции компонентов внутри под-систем и интеграции под-систем, мы можем двигаться дальше.

    Системное тестирование

    Системное тестирование фокусируется на поведении всей системы в целом с точки зрения конечных пользователей.

    Внимание уделяется задачам, на решение которых направлена система. Также во внимание берется нефункциональное поведение системы (скорость работы, нагрузка, и т.п.) при выполнении бизнес-задач.

    Системное тестирование может проверять выполнение стандартов или законодательных / нормативных требований.

    Тестовая среда для системного тестирования должна быть максимально приближенной (в идеальном варианте — идентичной) к окружению для эксплуатации (production).

    System testing The process of testing an integrated system to verify that it meets specified requirements. [ISTQB Glossary]

    Характеристики системного тестирования

    Цель: проверка работы системы в целом

    Объект: система, конфигурации системы, рабочее окружение

    Базис: системные требования, бизнес требования, сценарии использования, User Stories, системные руководства, инструкции

    Типичные ошибки: невозможность выполнять функциональные задачи, для которых создавалась система, неправильная передача данных внутри системы, неспособность системы работать правильно в среде эксплуатации, нефункциональные сбои (уязвимости, зависания, выключения)

    Ответственный: тестировщик

    Системное тестирование для нашего примера может включать в себя такие типы тестирования:

    Системное тестирование

    Системное тестирование системы Contact Us

    На этом уровне тестирования создаются end-to-end тесты, имитирующие бизнес процессы, Use Cases и Use Stories от начала до конца.

    E2e тесты очень медленные (обычно 5-10 тестов в минуту) и коварные, с их автоматизацией нужно быть очень осторожным 😉

    Системное тестирование — одна из самых творческих и объемных областей тестирования. Кроме end-to-end (e2e) тестирования, к этому уровню относятся все виды нефункционального тестирования.

    Очень часто начинающие тестировщики видят только одно направление развития: автоматизация.

    Но на самом деле направлений много.

    Именно в системном тестировании можно развиваться бесконечно, становясь профессионалом в нагрузочном тестировании, юзабилити, тестировании безопасности, производительности и т.п. Конечно, автоматизация не помешает, но не все любят и хотят программировать 🙂

    End-to-End Testing A type of testing in which business processes are tested from start to finish under production-like circumstances. [ISTQB Glossary]

    После завершения тестирования всей системы нас ждет последняя проверка перед сдачей работы.

    Приемочное тестирование

    Приемочное тестирование фокусируется на готовности всей системы в целом.

    Существуют несколько форм приемочного тестирования:

    Пользовательское приемочное тестирование (User Acceptance testing, UAT) — проверяет пригодность системы к эксплуатации конечными пользователями.

    Контрактное приемочное тестирование — проводится в соответствии с критериями, указанными в контракте приемки специального ПО.

    Альфа-тестирование (alpha testing) и бета-тестирование (beta-testing) — используются для получения обратной связи от потенциальных или существующих клиентов.

    Альфа-тестирование проводится “внутри” компании, без участия разработчиков / тестировщиков продукта.

    Бета-тестирование проводится реальными пользователями системы.

    Acceptance testing A test level that focuses on determining whether to accept the system. [ISTQB Glossary]

    User acceptance testing (UAT) A type of acceptance testing performed to determine if intended users accept the system. [ISTQB Glossary]

    Contractual acceptance testing A type of acceptance testing performed to verify whether a system satisfies its contractual requirements. [ISTQB Glossary]

    Alpha testing A type of acceptance testing performed in the developer’s test environment by roles outside the development organization. [ISTQB Glossary]

    Beta testing A type of acceptance testing performed at an external site to the developer’s test environment by roles outside the development organization. [ISTQB Glossary]

    Характеристики приемочного тестирования

    Цель: проверка готовности системы

    Объект: система, конфигурация системы, бизнес процессы, отчеты, аналитика

    Базис: системные требования, бизнес требования, сценарии использования, User Stories

    Типичные ошибки: бизнес-требования неправильно реализованы, система не соответствует требованиям контракта

    Ответственный: заказчик / клиент / бизнес-аналитик / product owner и тестировщик

    Завершая рассмотрение примера можем написать приемочный тест, который выполнит заказчик:

    Количество тестов на приемочном уровне намного меньше, чем на других уровнях, потому что в этот момент времени вся система уже проверена. Приемочные тесты практически никогда не автоматизируются.

    В Agile разработке, конкретно в Scrum, для всех User Stories обязательно прописываются Acceptance Criteria. Именно они являются основой для приемочных тестов и показывают, что команда сделала именно то, что было нужно.

    После завершения приемочного тестирования задача передается клиенту.

    Резюме

    В этой статье мы описали, что такое уровни тестирования, зачем они нужны и что собой представляет каждый из них.

    Мы рассмотрели пример тестирования формы Contact Us.

    Мы поняли, что тестирование нужно начинать с самых маленьких частей системы — компонентов / модулей.

    Далее стоит проверить взаимосвязи между компонентами и всю систему в целом.

    А завершает тестирование — заказчик, выполняя приемочное тестирование.

    Для того, чтоб ты смог проверить себя — мы создали специальный тест! Он поможет тебе узнать, насколько хорошо ты разобрался в определениях уровней тестирования и подскажет, что нужно повторить)

    🔥 А если ты готов к настоящему вызову и хочешь попробовать применить полученные знания на практике, мы подготовили практические задания по тестированию сайтов разной сложности, выполнение которых покажет, на сколько хорошо ты понимаешь и умеешь применять теорию, связанную с уровнями тестирования.

    Если тебе интересна тема тестирования и ты хотел бы получать актуальную информацию по этой теме подписывайся на наш Телеграм канал! Там интересно: статьи, тесты, опросы, нет спама 😉

    Если ты хочешь продолжить разбираться с тестированием узнай больше о тестировании в целом, разберись с типами тестирования или посмотри принципы тестирования ПО, которые являются основой для понимания тестирования ПО в целом.

    Если у тебя возникли вопросы или есть предложения по статье — обращайся к нам в Телеграм, будем рады 🙂

    Источники

    Что такое уровень тестирования?

    Уровень тестирования — активности тестирования, объединенные в группу исходя из общих характеристик, связанных с SDLC.

    Что такое компонентное тестирование (unit testing)?

    Компонентное / модульное / unit testing — фокусируется на компонентах / модулях / классах, которые могут быть проверены изолированно / отдельно.

    Что такое интеграционное тестирование (integration testing)?

    Интеграционное тестирование / integration testing — фокусируется на взаимодействии между компонентами / модулями, системами.

    Что такое системное тестирование (system testing)?

    Системное тестирование / system testing — фокусируется на поведении всей системы в целом с точки зрения конечных пользователей.

    Что такое приемочное тестирование (acceptance testing)?

    Приемочное тестирование / acceptance testing — фокусируется на поведении всей системы в целом. Оно дает возможность оценить готовность системы к развертыванию и использованию.

    Зачем нужно тестирование программ

    Рассказываю о том, что отнимает большую часть времени при разработке приложений, а еще и об интересной и крайне привлекательной профессии в мире IT. Поговорим о том, кто и как тестирует программы.

    Зачем проводят тестирование?

    По этой причине в разработке существует отдельный этап, полностью посвященный проверке ПО на работоспособность в различных ситуациях.

    Если пренебречь этой стадией создания программного продукта, то с вероятностью в 100% в итоговом приложении обнаружится баг, серьезно влияющий на производительность или функциональную составляющую приложения. Тесты помогают эту вероятность снизить.

    Тестирование кода на мобильном устройстве
    Виды тестирования

    Функциональное и нефункциональное

    Нефункциональное тестирование включает в себя проверку производительности программы, ее надежность, отзывчивость, а также соответствие стандартам безопасности.

    Статическое и динамическое

    Первый вариант проходит без включения программы. Выглядит это следующим образом: инженеры открывают документацию программы, изучают описанные в ней функции, а потом исследуют код, чтобы оценить качество реализации.

    Второй вариант начинается следом, когда нужно включить приложение и уже на деле проверить, работают ли заявленные функции.

    Оба этапа обязательны к выполнению.

    Другие виды тестирования

    Существует еще несколько вариацией тестирования. Каждую мелкую задачу нередко выделяют в отдельный тип, но я перечислю лишь несколько наиболее популярных.

    Нагрузочное

    Проверка того, как поведет себя приложение при повышении нагрузки, в частности выше задуманной разработчиками. Такие стресс-тесты играют критическое значение в онлайн-сервисах, потенциально подвергаемых избыточной нагрузке из-за большого количества пользователей на пиковой или регулярной основе (онлайн-магазины в ходе распродаж, новостные ресурсы в период громких событий).

    Тестирование UX

    Особый тип проверки с акцентом на пользовательском опыте. Тестировщик примеряет на себя роль клиента и всячески пытается в нее вжиться, пока пользуется программой, впоследствии делясь впечатлениями, на основе которых вносятся коррективы.

    Разработка приложения для мобильных устройств

    Конфигурационное

    Тестирование совместимости программного продукта с аппаратным обеспечением и другими software-компонентами (разными версиями ОС и процессоров). Такое актуально для кроссплатформенных приложений и при переходе поставщика платформы на принципиально новое аппаратное шасси (как было при появлении ноутбуков на базе чипов М1 от компании Apple).

    Что тестируют на разных этапах разработки?

    Если говорить о различных видах тестирования, распределяя каждое в хронологическом порядке, то получится 4 ключевых этапа.

    Модульное тестирование

    Тесты повторяются при каждом внесении изменений, чтобы не пропустить появление ошибок и не допустить резкого падения производительности.

    Интеграционное

    Проводится на следующем этапе, когда некоторые модули объединяются и превращаются в более крупный компонент, более приближенный к готовой программе.

    Тестировщики проверяют, как ведут себе ранее разобщенные модули, совмещенные в единый продукт, и как этот готовый продукт функционирует сам по себе. Также на стадии интеграции проверяется совместимость создаваемого ПО с операционной системой, на которой оно будет работать, а иногда еще и с аппаратной частью, чтобы создаваемый продукт нормально функционировал на большем количестве устройств.

    Системное

    Стадия системного тестирования нам уже знакома, она тесно привязана к функциональному и нефункциональному типу.

    Именно в ходе системного тестирования специально обученные люди проверяют, соответствует ли детище программистов тому, что было заявлено с точки зрения возможностей, и стандартам качества компании с позиции производительности, отзывчивости, отказоустойчивости и прочих технических аспектов.

    При желании сюда можно включить проверку UX (хотя чаще эту методику выделяют в отдельный пункт).

    Приемочное

    Процесс тестирования приложения

    Итог такого тестирования – либо приемка заказа и оплата, либо отправка готового продукта на доработку.

    План тестирования приложения и других программных продуктов

    Есть отработанная схема тестирования продуктов, проводящаяся в три этапа перед переходом к их запуску.

    Отмечу, что это не обязательная схема, которую должны применять все без исключения компании и тестировщики. Каждый вправе подстраивать процесс проверки ПО под свои нужды.

    Подготовка плана тестирования

    Составление перечня тест-кейсов

    Тест-кейсы – конкретные действия или наборы действий, выполняемые тестировщиками, чтобы оценить работоспособность ПО. Здесь важно учесть те сценарии, которые будут наиболее близки к реальности.

    Нужно взять на себя роль потенциального пользователя и понять, как он будет взаимодействовать с утилитой – что он будет делать, как он будет это делать, не сможет ли он что-то поломать.

    Ну и про отработку функций, описанных в документации, забывать тоже нельзя. Они обязаны быть в списке тест-кейсов.

    Внедрение автоматических инструментов для тестирования ПО

    Прелесть автотестов заключается в том, что с их помощью можно заранее предусмотреть десятки и тысячи сценариев использования отдельных функций и буквально в один клик все их провести, убедившись в работоспособности ПО.

    10 принципов успешного тестирования

    Поговорим о 10 вещах, которые нужно держать в уме при тестировании сайтов и приложений. Это не строгие рекомендации, но на них ориентируются опытные тестировщики по всему миру.

    Любой вид тестирования нужно укладывать в рамки расписания, чтобы не затягивать.

    Не пропускайте этап проверки UX. Он один из ключевых.

    Не занимайтесь дебаггингом. Это работа программиста. Ваша работа – тестировать и указывать кодерам на обнаруженные ошибки.

    Проверяйте ПО даже на устаревших гаджетах с 2G-подключением. Среди ваших пользователей может найтись много таких.

    Автотесты – ваш друг. Учитесь писать их грамотно.

    Работайте в команде. Два тестировщика гораздо эффективнее ищут баги, так как могут действовать совсем иначе.

    Существует целый отряд инженеров, отвечающих за контроль качества – их называют QA-инженерами. В этой профессии есть десятки подразделений по типу деятельности.

    Кто-то тестирует только базы данных и не дает попасть ненужной информации в программу или случайно потерять важные для пользователя параметры.

    Кто-то профессионально пишет автотесты и незаменим на ранних этапах проверки ПО.

    Некоторые сотрудники отвечают за аналитику.

    А кто-то проверяет сайты и приложения на наличие брешей в безопасности, чтобы убедиться в том, что пользователям не угрожает опасность при работе с детищем разработчиков.

    Процесс тестирования мобильного приложения

    Вместо заключения

    Задача тестировщика – сделать так, чтобы до пользователя добралась наиболее качественная версия задуманного ПО. Быстрая, удобная, красивая программа, за которую не будет стыдно программисту, QA-инженерам, начальству и заказчику. Если вы сами хотите стать тестировщиком, то ставьте во главу угла пользователя. Это лучший метод качественно сделать свою работу.

    Тестирование программного продукта — один из важнейших этапов в процессе его разработки. Незнание основных терминов и понятий может усложнить работу тестировщика. Мы решили собрать самые распространенные вопросы по тестированию ПО, чтобы помочь тем, кто только начинает свой путь в профессии или просто интересуется сферой IT. Некоторые из них касаются теории тестирования, другие — практики, третьи — документации в тестировании.


    Что такое тестирование программного обеспечения (ПО)?

    Какие есть виды тестирования?

    Все виды тестирования программного обеспечения, в зависимости от преследуемых целей, можно условно разделить на следующие группы:

    1. Функциональные,
    2. Нефункциональные,
    3. Связанные с изменениями.

    Тестирование можно классифицировать…

    По критерию запуска программы:

    По объекту тестирования:

      • Функциональности;
      • Безопасности;
      • Удобства использования;
      • Локализации; ;
      • Совместимости;
      • Отказоустойчивости*;
      • И т.д.

      По степени автоматизации:

      По времени проведения тестирования:

        :
        ;
      • Sanity тестирование;
      • Тестирование новой функциональности; ; ; .

      По степени подготовленности:

      • Тестирование по документации;
      • Исследовательское тестирование;
      • Интуитивное тестирование (ad hoc testing*).

      По признаку позитивности сценариев:

      • Позитивное тестирование;
      • Негативное тестирование*.

      По знанию системы:


      Можно ли выделить наиболее востребованные виды тестирования?

      Опыт показывает, что наиболее востребованы ручное функциональное тестирование, автоматизированное функциональное тестирование и нагрузочное тестирование.

      Ручное функциональное тестирование (РФТ) — это тестирование вручную, то есть без использования каких-либо автоматизированных средств. В этом случае инженер по тестированию берет на себя роль конечного пользователя и, в соответствии с тестовым сценарием, проверяет ПО или систему. Его задача — выявить поведение, отличное от ожидаемого конечным пользователем.

      Ручное тестирование применяется в регрессионном (тестирование изменений), интеграционном (связь с другими системами) и при тестировании нового функционала.

      Автоматизированное функциональное тестирование (АФТ) — процесс верификации программного обеспечения, при котором основные функции и шаги теста выполняются автоматически при помощи инструментов для автоматизированного тестирования. Для этого сначала разрабатывают ручные тесты, затем их автоматизируют — тесты выполняются программой-роботом, без привлечения ручных тестировщиков. АФТ может являться частью регрессионного тестирования и входить в комплексное.

      Нагрузочное тестирование (НТ) позволяет определить, как и с какой скоростью программа работает под определенной нагрузкой. Нагрузочное тестирование рекомендуется проводить при выпуске нового программного обеспечения, доработке эксплуатируемого ПО и при изменении конфигурации стендов.

      Есть ли какие-то базовые принципы тестирования?

      Вот семь основных из них:

      Как понять, когда нужно начинать тестирование?

      Чем раньше обнаружен дефект, тем дешевле обходится его исправление, поэтому начинать тестирование нужно как можно раньше. Например, статическое тестирование (до фактического получения ПО) делает проще динамическую стадию. На ранних стадиях проще изменить тест-дизайн и т.д.

      Что такое баги?

      Баг (bug) или дефект — это отклонение фактического результата от ожидаемого, изъян в компоненте или системе, который может привести компонент или систему к невозможности выполнить требуемую функцию. Баги находят на этапе тестирования, затем нужна отладка (дебаггинг), которую выполняет разработчик. Отладка (debugging) — процесс поиска, анализа и устранения причин отказов в программном обеспечении. После отладки исправление требует новой проверки тестировщиком.

      Какие инструменты инженер по тестированию обычно использует в своей работе?

      Тестировщик самостоятельно определяет скорость работы, при которой он наиболее внимателен и эффективен. Как специалист, он должен уметь проводить ревизию своих активностей для выявления возможности ускорения действий.

      Базовые инструменты тестировщика:

      • Текстовый редактор для поиска, конвертации и сравнения файлов (Notepad++, PSPad и др.),
      • Xml-редактор (Altova XML Spy (работа с xml и xsd), XMLPad и др.),
      • Инструмент для работы со снимками экранов (Snipping Tool, Snagit, GreenShoot, ScreenHunter и др.),
      • Инструмент для записи видео с содержимым экрана (CamStudio, Ashampoo Snap, Free Screen Video Recorder и др.),
      • Инструмент для сравнения графических файлов (ImageDiscerner, FastStone Image Viewer, ImageDupeless, Graf2 Free rus),
      • Файловый менеджер (Total Commander, Far Manager, TrolCommander, Free Commander),
      • Планировщик задач (MS Outlook, Redmine и др.).

      Как можно оценить качество ПО?

      Оценка программного обеспечения производится согласно международному стандарту ISO 9126. ПО будет качественным, если можно обеспечить его функциональность, надежность, удобство использования, удобство сопровождения, производительность и переносимость. Чем больше атрибутов качества можно реализовать или поддержать (для производительности — это соответствие стандартам, временная эффективность и эффективность использования ресурсов и т.д.), тем выше будет качество ПО. У атрибутов есть и численные показатели — метрики, которые позволяют измерять прогресс в достижении качества.

      Что такое тест-план и что в нем должно быть написано?

      Тест-план — это документ, описывающий весь объем работ по тестированию, начиная с описания объекта, стратегии, расписания, критериев начала и окончания тестирования, до необходимого в процессе работы оборудования, специальных знаний, а также оценки рисков с вариантами их разрешения.

      Как и в случае с тестированием, в профессиональной литературе можно встретить и другие определения тест-плана. Одно из самых коротких: тест-план — это документ, обобщающий и координирующий тестирование. А одно из самых длинных: тест-план — это документ, описывающий масштаб, подход, ресурсы и график тестирования, в котором определены тестовые элементы, отдельные части функционала, тестовые задания, специалисты, которые будут проводить конкретные тесты, и любые риски, требующие дополнительного планирования.

      Основные разделы тест-плана:

      • Назначение,
      • Объект тестирования,
      • Тестовая стратегия,
      • Применяемые виды тестирования,
      • Условия проведения тестирования,
      • Критерии начала и завершения тестирования,
      • План-график проведения тестирования,
      • Ресурсы, необходимые для выполнения тестирования,
      • Возможные риски.

      Что такое тест-дизайн и зачем он нужен?

      Тест-дизайн — одна из наиболее творческих деятельностей в IT. Это этап процесса тестирования ПО, на котором, в соответствии с определенными ранее критериями качества и целями тестирования, проектируются и создаются тестовые случаи (тест-кейсы).

      Задачи тест-дизайна:

      • Оптимизация поиска критичных ошибок (с целью раннего их обнаружения),
      • Мониторинг процесса тестирования и качества продукта,
      • Формализованные и понятные последовательности действий, подходящие для начинающих инженеров по тестированию,
      • Уменьшение нагрузки на тестировщиков.

      Что является результатом работы инженера по тестированию?

      Для большинства тестировщиков основной продукт работы — отчет о проделанных испытаниях в разрезе общего количества пройденных тестовых сценариев с их результатами, а также список открытых дефектов с указанием их критичности.

      Читайте также: