Как стать начальником пособие

Обновлено: 04.07.2024

Как стать хорошим руководителем? Каждый ли способен на это? Какие навыки нужно приобретать, а от каких избавляться? Эти и другие вопросы подробно, конкретно и по порядку.

Кто может управлять коллективом

Многие предприниматели и директора годами не могут найти руководителя, который отвечал бы их требованиям. Казалось бы, что может быть проще? Разве мало желающих подняться вверх по карьерной лестнице? Оказывается, не все так однозначно.

Часто бывает, что человек, которого назначили на руководящую должность, к ней не готов. Ему вполне комфортно на собственном месте. Он может быть крутым специалистом и при этом не обладать необходимыми для руководителя качествами.

Лучший продавец может не стать хорошим менеджером, талантливый хирург, скорее всего, будет плохим главврачом, из блестящего конструктора с двумя высшими образованиями получится отвратительный начальник бюро.

Так кто же все-таки может успешно управлять коллективом? Ответ один. Чтобы стать успешным руководителем, необходимо быть отличным управленцем. Уметь организовывать рабочий процесс, создавать должный микроклимат в коллективе, быть лидером и в какой-то мере учителем.

Рождаются или все-таки становятся?

Фраза “Руководителями не рождаются — ими становятся” верна лишь наполовину. Каждый ребенок появляется на свет уже с какими-то задатками, талантами. У всех они разные.

В процессе жизни качества, данные человеку при рождении, или развиваются, или затухают. Выработать навыки умелого управленца, научиться принимать решения вполне возможно. Если они заложены при рождении и есть желание. Гораздо сложнее понять: ”Для чего я хочу стать успешным руководителем?”

Человек, который не несет никаких ценностей и не любит людей, никогда не сможет управлять коллективом. Сотрудники будут тихо ненавидеть его, а текучка кадров будет огромная. То есть успешному управленцу необходимы не только деловые, но и личные качества. Нужно учиться видеть в каждом человеке человека.

Качества хорошего руководителя

Процесс руководства нужно начинать с себя. Постепенно избавляться от недостатков и комплексов и развивать свои положительные стороны.

  • Первый шаг — научиться мыслить на перспективу. Подняться на вершину карьерной лестницы и удержаться там невозможно, если человек не обладает стратегическим мышлением. Необходимо составить план действий для достижения своей цели. Допустим: получить дополнительное образование, пройти курсы, разработать проект и т.д.
  • Шаг второй — создание презентабельного внешнего вида. Большинство людей — визуалы. Какими бы прекрасными не были личные качества руководителя — неряшливый костюм, небрежная прическа и неприятный запах сведут все усилия на нет.

Основные качества, которые необходимо развивать, чтобы стать самым лучшим начальником:

  • Коммуницирование . Нужно не только самому уметь общаться с людьми, но и выстраивать деловые коммуникации в коллективе.
  • Администрирование. Обеспечение сотрудников инструментами (ресурсами) для выполнения задач.
  • Планирование . Не пускать все на самотек, а разрабатывать план работ для себя и подчиненных.
  • Делегирование . Частично снять с себя нагрузку и освободить свое время для других дел. Некоторые руководители не доверяют сотрудникам. Одни — из-за страха потерять любимое “кресло”, другие считают, что лучше, чем они сами, все-равно никто не сделает.

Все вышесказанное — только небольшая часть того, чем должен обладать хороший начальник. Естественно, идеальных людей не существует. Но постепенно развить в себе определенные навыки и качества вполне возможно.

Что должен уметь крутой начальник

Существует мнение — какой начальник, такие и сотрудники. И это правда. Подобное притягивает подобное. Руководитель стоит во главе пирамиды, и ценности, которые он транслирует в мир, собирают вокруг него команду похожую на него. Те, кто отличается, рано или поздно уходят.

К примеру, если босс позволяет себе во время рабочего дня заниматься личными делами, 90% сотрудников постепенно начнут делать то же самое. Чтобы успешно управлять людьми, необходимо быть для них примером.

Чтобы понять, как стать хорошим начальником, нужно знать, что нужно уметь и делать. Крутой босс должен:

  • Быть честным . Достаточно несколько раз соврать, и коллектив перестанет доверять своему руководителю.
  • Не только отдавать команды , но объяснять и аргументировать свои решения. Например, “навешивая” на человека дополнительные обязанности, необходимо объяснить — чем вызвана эта необходимость, на какое время и какие бонусы ждут сотрудника в результате.
  • Понимать , на каком месте какой человек будет наиболее ценен. Не бояться производить рокировку, если она принесет в результате пользу.
  • Уметь принимать решения и не перекладывать ответственность за свои ошибки на других.
  • Быть жестким , если это необходимо.
  • Ориентироваться в своей сфере . Начальник, который абсолютно ничего не понимает в процессе производства продукта или услуг, будет выглядеть смешно. Он просто не сможет разговаривать с подчиненными на одном языке.
  • Смотреть на несколько шагов вперед , быть в курсе и мыслить на перспективу. Мир сейчас стремительно меняется и совершенствуется, появляются новые технологии. Чтобы не оказаться в аутсайдерах, нужно всегда держать “нос по ветру”.

Ошибки и советы

Многие даже очень неплохие руководители совершают однотипные ошибки, избавившись от которых, они могут здорово облегчить жизнь себе и подчиненным.

  • Ошибка 1. Почему-то большинство начальников считает, что если все хорошо, то и говорить не о чем. Это в корне ошибочно. Любой человек хочет, чтобы отметили его старания и достижения. Сотрудников необходимо хвалить и поощрять! И желательно при всех. А вот ругать можно и наедине.
  • Ошибка 2 . Нежелание руководителей вникать в конфликты подчиненных и “разруливать” ситуацию. Особенно часто это бывает, когда женщина становится начальником в мужском коллективе или, наоборот, мужчина в женском. В мелкие дрязги вникать, может быть, и не стоит. Но если конфликт затянется, все скажется на производительности труда и мотивации сотрудников. Решать такие вопросы лучше сразу.
  • Ошибка 3. Панибратство. Держать дистанцию нужно обязательно. Не каждый может разделять рабочие и дружеские отношения. Зачем усложнять себе жизнь?

И напоследок совет. Помните: знать, как стать хорошим руководителем, и быть им — две большие разницы. Это труд, постоянная нехватка времени, самоконтроль и вымотанные нервы. Не страшно? Тогда вперед!

А на этом все. Подписывайтесь на наш канал здесь и вконтакте . Потому что так вы не будете пропускать полезные материалы

Результаты команды, отлаженные процессы и регулярное развитие сотрудников — всё это ответственность руководителя.

Чему вы научитесь в Практикуме

Вы будете ставить цели и следить за прогрессом команды. Научитесь работать с ожиданиями ваших коллег и узнаете, как доносить до сотрудников сложные решения.

Научитесь оценивать эффективность своего подразделения для компании в целом. Поймёте, как искать точки оптимизации и вовлекать команду, коллег и вышестоящее руководство в изменения.

На встречах с наставником разберёте свои вопросы об управлении и развитии. Научитесь давать обратную связь и проводить персональные встречи с сотрудниками.

Учим в собственной образовательной среде

Путь становления руководителем подразумевает освоение базовых управленческих практик для решения типичных проблем и разбор уникальных случаев с более опытным наставником. Для этого мы создали собственную среду обучения.

Теория в интерактиве

Мы используем в обучении проблемно-ориентированный подход. В каждом модуле мы погружаем вас в проблемную ситуацию и помогаем её решить с помощью теории и практических заданий из интерактивного учебника. Это занимает примерно 30% времени всего обучения на курсе.

Практика в жизни

Важная часть курса — живая работа с командой сопровождения: онлайн-встречи один на один с наставником, домашние задания с обратной связью два раза в месяц, а также дебаты, проектная работа и воркшопы.

Команда сопровождения

Наставники помогут разобрать случаи из вашей работы, извлечь из них опыт и поискать альтернативные способы действий на будущее. Подскажут, как использовать инструменты, которые мы даём на курсе. Разберут важные для вас вопросы профессионального становления.

Ревьюеры будут проверять ваши практические задания и давать обратную связь. Они оценивают сравнительно более сложные процедуры (оценка организационного окружения, анализ процессов и т. п.)

Оценщики работают на групповых практических занятиях, которые проходят в конце каждого месяца. Они наблюдают ваше поведение и оценивают сравнительно простые организационные практики (постановка задач, беседа об эффективности и т. п.).

Кураторы помогут со всеми организационными вопросами.

Курс стоит пройти

1. Если вы — действующий руководитель.
2. Ваш управленческий стаж менее трёх лет.
3. У вас в подчинении есть постоянная по составу команда.

Сколько стоит обучение

Вводная часть —
бесплатно

Вы проверите наш интерактивный учебник в деле: научитесь формулировать и проверять качество целей, ставить задачи по методике SMART и разберёте алгоритм постановки задач.

Модуль включает в себя: 2 часа обучения новым навыкам и знаниям в интерактивном учебнике

Платное продолжение

65 000 ₽ при оплате сразу за
4 месяца обучения.
или
от 2 356 ₽ в месяц
при помесячной оплате от банка.

  • программу обучения длиной 124 часа;
  • навыки и знания, востребованные работодателями;
  • наставничество от опытного руководителя;
  • оценку управленческих навыков;
  • удостоверение о повышении квалификации.

Программа обучения

Введение в программу

Вы получите доступ к этой части программы за 4 дня до старта. Вы освоитесь в нашем интерактивном тренажёре и узнаете ключевые отличия результата у руководителя и исполнителя, поймёте как формулировать ясные и достижимые задачи, познакомитесь с алгоритмом постановки задачи. Так же мы подготовим вас к встрече с командой сопровождения, расскажем как будет строиться работа с ними на курсе.

Оперативное управление

Вы научитесь расставлять приоритеты, делегировать, проводить локальные изменения в подразделении. Некоторые инструменты и модели:
— Модели принятия решений в ситуации неопределённости
— Матрица Эйзенхауэра
— 6 шагов делегирования
— Кризисная коммуникация
— Регулярный менеджмент

Теоретическая база:
— Система 1 и Система 2 мышления человека
— Принятие решений в ситуации неопределённости по Дитриху Дёрнеру

Практика:
— Знакомство с наставником и сокурсниками
— Изменение структуры ваших ежедневных действий на основе анализа ожиданий от руководителя, команды и коллег
— Практика и оценка навыков постановки задач, делегирования и контроля

Настройка процессов

Развитие команды

Вы научитесь развивать сотрудников, предоставляя им регулярную обратную связь на встречах один на один, планировать их карьеру. Познакомитесь с тем, как развиваются команды, и со способами влияния на этот процесс. Узнаете формальные и неформальные практики для изменения культуры группы. Некоторые практические инструменты и модели:
— Модели вовлечённости и мотивации
— Модель компетентности Юргена Аппело
— Встречи один на один как инструмент развития
— OSKAR — ориентированный на решение коучинг
— Модель развития команд Брюса Такмена

Теоретическая база:
— LMX (leader-member exchange theory)
— Теория социальной идентичности

Практика:
— Две индивидуальные сессии с наставником
— Исследовательский проект с сокурсниками о групповой динамике
— Практика питчинга
— Практика и оценка навыков коммуникации по развитию и карьерному планированию, развивающей обратной связи.

Управление изменениями

Теоретическая база:
— Спиральная динамика Дона Бека и Криса Коуона
— Ситуационный подход к организационному дизайну

Практика:
— Две индивидуальные сессии с наставником
— Разработка плана изменений в работе с коллегами из других подразделений и вышестоящим руководителем
— Практика продвижения своих идей
— Практика и оценка навыков коммуникации с коллегами из других подразделений и руководителем, обсуждение инициатив сотрудников

Правильный образ действий нужно выбрать с самого начала. Совершив несколько ошибок на старте, менеджер может обречь себя на тяжелую борьбу в течение всего оставшегося срока на новом месте. Самая тяжелая задача, с которой сталкиваются лидеры в первое время, – оставаться сфокусированным на действительно важных вопросах. Руководитель пытается освоиться и понять, как себя вести, а его уже засыпают новой информацией со всех сторон. Часто новички сразу же берут на себя слишком много и теряют драгоценное время. В таком случае полезно иметь список вопросов, которые помогут только что назначенным руководителям двигаться в правильном направлении. Их стоит задать себе не только при вступлении в новую должность – к ним нужно возвращаться снова и снова в течение всей карьеры.

Как я могу создавать ценность для компании?

Это ключевой вопрос. Почему именно вас назначили на эту должность? Каких достижений ожидают от вас все заинтересованные лица – и в какие сроки? Как ваши результаты будут оцениваться? Пытаясь ответить на вопрос о своей ценности для компании, имейте в виду, что правильный ответ не обязательно совпадет с тем, что вам говорили на собеседовании или в первые дни на работе. Более того, ответ может меняться с появлением новых условий или по мере вашего собственного развития. Также стоит помнить, что вам придется соответствовать требованиям не только непосредственного начальника, но и всех заинтересованных сторон, каждая из которых по-своему понимает, в чем должен заключаться успех. Важно составить для себя полную картину ожиданий разных людей, чтобы найти баланс и оправдать их по максимуму.

Какого поведения от меня ожидают?

Если вас не наняли специально для того, чтобы трансформировать организационную культуру фирмы, стоит попытаться понять наиболее важные нормы поведения и постараться соответствовать им. Воспринимайте культуру как иммунную систему организации. Ее задача – оградить социальный организм, которым является любая компания, от негативного влияния неправильного мышления или поведения. Нарушая ключевые нормы поведения, вы делаете это на свой страх и риск. И если вам не удастся вписаться в коллектив на ранней стадии, это может привести к изоляции и в конечном счете – к краху вашей карьеры. Стремясь понять ключевые нормы, имейте в виду, что на разных уровнях организации они могут отличаться. Поэтому успех будет во многом зависеть от вашего умения проявлять себя с разных сторон.

Почему начальнику противопоказан перфекционизм

Чьей поддержкой стоит заручиться в первую очередь?

Ваш успех будет зависеть от людей, на которых не распространяется ваше непосредственное влияние, поэтому необходимо искать союзников. Отправной точкой для этого может стать изучение политического ландшафта вашей новой организации и умение ориентироваться в нем. В чьих руках сосредоточены влияние и власть? Чья поддержка наиболее важна? Почему? Как только вы вычислите нужных людей, подумайте о том, как заручиться их поддержкой. Просто построить хорошие отношения обычно недостаточно. Вы должны понять, чего эти люди пытаются достичь и как вы можете им в этом помочь: взаимная выгода – все еще самая прочная основа для создания союзов.

Как добиться успеха уже на ранних стадиях?

Новоиспеченные лидеры часто заряжают людей энергией, добиваясь успехов вскоре после вступления в должность с помощью быстрых, но ощутимых улучшений работы организации. В случае успеха нововведений вы быстро подтвердите свой авторитет и заслужите право выступать с более радикальными изменениями организационной структуры. Определите наиболее перспективные направления для быстрых и действенных нововведений и постарайтесь воплотить их в жизнь с максимальной эффективностью.

Какие навыки нужно развить, чтобы преуспеть в новой роли?

Как сказал известный коуч руководителей Маршал Голдсмит, качества, которые помогли вам получить нынешнюю должность, не помогут забраться выше. Навыков и способностей, благодаря которым вас взяли на новую должность, часто недостаточно для того, чтобы в ней отличиться; более того, слишком велика опасность остаться в своей зоне комфорта. Иначе говоря, чтобы добиться максимальной эффективности в новой должности, вам придется заняться личным развитием. Это не исключает возможности быстрого и успешного старта, но чем скорее вы поймете, какие новые навыки необходимо развить, чтобы преуспеть на новом месте, тем лучше. Неспособность понять важность личного развития снижает потенциал вашего дальнейшего продвижения по карьерной лестнице.

Вступая в новую должность, задайте себе эти пять вопросов – и продолжайте задавать их регулярно. Выделите для этого 30 минут в конце каждой рабочей недели и обдумайте, не изменились ли ответы. Это поможет вам оставаться на правильном пути на переходных этапах и в течение всей карьеры.

Об авторе: Mайкл Уоткинс – профессор Международного института управленческого развития (IMD), сооснователь компании Genesis Advisers

Стать хорошим руководителем, желает знать каждый управленец. Руководящая должность требует от человека определённых навыков, опыта и личностных качеств. Стать хорошим руководителем способен не каждый работник, поскольку необходимо от природы обладать лидерскими качествами, уметь принимать на себя ответственность и иметь деловую хватку. Стать лидером и вести за собой людей под силу не каждому, однако, это возможно.

добрый

Содержание

Хороший руководитель. Кто он?

Давайте начнём с определения понятия. Кто такой руководитель?

Руководитель – это действенный и преуспевающий человек. От его умения создавать благоприятные условия для труда и налаживать производственный процесс, зависит эффективность целой компании.

Кто в жизни не сталкивался с руководителями различных уровней, пожалуй, таких людей нет.

Стать хорошим руководителем можно лишь в том случае, если вы являетесь профессионалом своего дела. Необходимо на собственном примере демонстрировать профессиональные качества, создать благоприятные условия для подчинённых, с нуля построить активную развивающуюся команду.

Качества, которые подскажут:

Когда все качества собираются воедино в конкретном человеке, можно сразу сказать о том, что перед вами прирождённый лидер, способный вести за собой, вдохновлять и направлять.

Кроме того, ценными качествами руководителей является пунктуальность, стрессоустойчивость, общительность и смелость.

Важно понимать, что действительно хорошим руководителем не становятся от природы, эта должность приобретаема, и человек способен в любое время осознать, что он готов примерить на себя должность руководителя.

Примечательно, что стать эффективным руководителем может стать любой человек, независимо от пола и возраста. Нередко бывает так, что главой компании может стать молодая амбициозная девушка без должного опыта работы и мужчина почтенного возраста с багажом знаний и опыта за плечами.

Человек, который желает стать хорошим руководителем, должен уметь формировать цели и строить планы для их достижения. Крайне важно ежедневно ставить перед собой цели и выполнять намеченное. Так можно закалить характер, силу воли, развивать в себе исполнительность и трудолюбие.

Какими задатками обладает мотиватор и лидер?

  • Необходимо принимать решения в тех сферах, где ошибка не будет стоить вам карьеры и доброго имени. Потерпев фиаско, не стоит отчаиваться, воспринимайте это как ценный опыт, извлекайте уроки со всего, что происходит;
  • Важно видеть исход ситуации наперёд. Оценивайте любую ситуацию по шкале от 1 до 5, и вы сможете представить, каким будет ход событий от самого неблагоприятного до благоприятного. Так можно будет понять, готовы ли вы рискнуть;
  • Для мотивации деятельности персонала необходимо проанализировать возможности каждого из работников. Стоит убедить работников в том, что конечный результат зависит от каждого из них;
  • Постоянно проводите анализ собственных поступков и тех последствий, которые из них вытекают.

Задавая вопрос относительно того, как стать хорошим руководителем, необходимо честно признаться себе, обладаете ли вы всеми необходимыми качествами. Если какие-то из них отсутствуют, никогда не поздно развить их в себе, учиться чему-то новому, совершенствовать собственные знания и навыки.

Хороший руководитель – универсальный солдат, прекрасно разбирающийся в тонкостях рабочего процесса, желающий вести персонал за собой, наставлять, обучать и стимулировать. Стать хорошим руководителем может каждый человек, но это тяжёлый труд, работа над собой.

Как стать лучшим руководителем

Потенциал человека, находящегося на руководящей должности, напрямую зависит от стремления к трансформации и развитию. Лидер обязан быть вдохновителем, он должен поощрять коллектив на новшества, давать им возможность проявлять себя и отвечать за собственные поступки. Только в этом случае можно добиться успеха и создать сплочённый коллектив профессионалов. Далее мы рассмотрим базовые советы, которые смогут помочь руководителю работать эффективно и завоёвывать доверие и авторитет среди подчинённых.

как стать хорошим руководителем

Владение тонкостями рабочего процесса

Чтобы стать хорошим руководителем необходимо постоянно развиваться, быть в курсе последних инноваций, связанных со сферой деятельности, в которой вы задействованы.

Для этого необходимо посещать бизнес-тренинги, принимать участие в онлайн-конференциях, смотреть обучающие видео, интересоваться новинками программного обеспечения и т.д.

Отличный аналитик умеет максимально эффективно спланировать собственный день и акцентировать внимание работников на распределение рабочего времени, повышая эффективность труда. Такой подход позволяет сфокусироваться на рабочем процессе и эффективно организовать не только свой труд, но и работников предприятия.

Создание благоприятных условий работы

Рациональное управление трудовым процессом зависит от применения современной техники. Автоматизация ручного труда способна увеличить производительность компании, вывести её на новый уровень развития. Можно активно внедрять электронно-вычислительную технику, а так же современную оргтехнику. Кроме того, существуют дополнительные инструменты для улучшения трудового процесса:

  1. Строгое соблюдение всех санитарно-гигиенических норм;
  2. Наличие рабочего места у каждого из сотрудников;
  3. Обустройство офисного помещения всей необходимой мебелью и инвентарём;
  4. Полное обеспечение работниками всеми канцелярскими принадлежностями;
  5. Эффективная организация режима труда, чередуемая отдыхом.

На работоспособность коллектива влияют многие факторы: расположение помещения, освещение, температура, влажность и пр.

Эффективная организация

Люди, желающие стать хорошим руководителем, должны уметь находить подход к рабочему персоналу, вне зависимости от того, пять человек находится в подчинении или пару сотен. Важно уметь предельно точно донести до работника суть действий. Не лишним будет создать устав компании с прописанными нормами и принципами.

Доказано, что цели и задачи, изложенные на бумаге, действуют более эффективно, чем словесные указания. Можно заранее составить план работы для каждого из сотрудников, предложить групповую работу. Не стоит внедрять инновации в проект, когда он находится на стадии реализации и на половину готов.

Подчинённые воспримут это как каприз и будут дезориентированы в дальнейших действиях. От грамотного руководителя потребуется контроль над выполнением задач и мелкие корректировки по ходу работы.

Создание благоприятного климата в коллективе

Не стоит под напором продавливать собственные интересы, важно уметь слышать подчинённых, так как они способны не хуже руководителя генерировать интересные идеи.

Прислушивайтесь к взгляду со стороны, узнавайте чаще точку зрения подчинённых. Тогда они будут чувствовать себя свободно, смогут получать удовольствие от рабочего процесса и будут уважать своего Босса. Можно ввести практику анонимного письма или возможности излагать предложения в электронном формате. Таким образом, можно стимулировать рабочую деятельность подчинённых, вселить в них желание трудиться на благо общего дела.

Соблюдение дистанции

Панибратство никогда не приветствовалось в бизнесе, руководитель должен держать дистанцию. Завоевать любовь и уважение коллектива за счёт тёплого общения и дружеских связей – самый простой, но не эффективный метод.

Важно уметь добиваться расположения более честными путями:

  • Уметь признаваться в собственных ошибках. Руководитель тоже является простым человеком, ему свойственно совершать ошибки, поэтому важно не перекладывать ответственность за неудачи на других людей;
  • Необходимо быть последовательным, чётко излагать ход мыслей. Должно возникнуть взаимопонимание между руководителем и работниками;
  • Не следует допускать панибратства. Безусловно, необходимо постоянно общаться с подчинёнными, уметь находить подход к каждому. Отношения в неформальной обстановке с коллективом никак не сказывается на производительности работы компании.

Строгость

Стать хорошим руководителем способен тот, кто может мотивировать рабочий коллектив на эффективную работу.

Как это сделать грамотно?

Берём ответственность на себя

Тогда ответственность ложится на руководителя, который не смог донести до подчинённого суть действий.

Полезные советы

  • Имейте терпение выслушать каждого работника, даже если вы в корне не согласны с ним;
  • Контролируя каждый шаг работника, вы автоматически вызываете в нём агрессию и не желание делать что-либо эффективно;
  • Не реагируйте остро на каждую ошибку, допущенную подчинёнными;
  • Развивайте благоприятные отношения между всеми членами коллектива;
  • Стремитесь к познанию нового;
  • Сконцентрируйте внимание на одной глобальной цели, разбивая её на несколько этапов, так будет проще добиться успеха;
  • Избавляйтесь от неэффективных работников. В коллективе все должны работать на результат, и халатность одного человека способна свести на нет старания сотен людей;
  • Ежедневно практикуйте лидерские качества, растите над собой.

Вывод

Стать хорошим руководителем способен каждый человек, однако, необходимо постоянно работать над собой и брать ответственность за работу коллектива. Руководитель выполняет множество функций: от координирующей до мотивирующей и поощряющей. Хороший управленец способен улучшить показатели работы компании, добиться сплочённости коллектива и правильно организовывать все рабочие процессы.

Читайте также: