Как стать лучше в глазах начальника

Обновлено: 02.07.2024

Я удивился, когда понял, что делегирование — это не привилегия руководителя, а его обязанность перед подчинёнными. Попробую объяснить.

У каждого руководителя есть условные 80% рутинных задач и 20% топовых задач, которые бросают вызов и ведут к результатам. Но ваши рутинные задачи — это топовые задачи для ваших подчинённых.

Сделать дизайн для крупного иностранного клиента — рутина для арт-директора, но серьёзный вызов и большая ответственность для дизайнера проекта. Сходить за молоком — рутина для менеджера и шанс проявить себя для стажёра. Сотрудники берут на себя ответственность, совершают ошибки, обретают новый опыт и растут.

Если вы оставляете себе рутину, пускай даже суперважную, вы перегружаетесь и не даёте подчинённым проявить себя. Мало делегируете = слабо развиваете подчинённых. Слабые подчинённые не могут взять сложные задачи, и вы навсегда застреваете в петле операционки.

Сейчас мы делаем дизайн для классного и современного продуктового рынка. Мне очень хочется, чтобы проект был реализован идеально, но ещё мне важно, чтобы сотрудники развивались.

Поэтому я не лезу в проект со своей гиперопекой — вся ответственность на менеджерах и арт-директоре. Когда рынок запустится, это будет прежде всего их достижение.

Я знаю три способа постановки задач:

Способ зависит от уровня: новичкам надо давать алгоритм, топы умеют сами решать проблемы.

Я чаще всего ставлю задачи по результату, потому что у этого способа есть много преимуществ:

  • Вам не нужно искать способ решения.
  • Придумывая решение, сотрудники развиваются.
  • Сотрудник берёт на себя ответственность за решение задачи и результат.

Тонкое место — ставя задачу по результату, не надо скатываться в алгоритм.

А так:
— Надо купить молоко.
— Хорошо.
— Какой план?
— Схожу в ближайший магазин на обеде.
— А деньги где возьмёшь?
— Потрачу свои, потом покажу чек в бухгалтерии.
— Отличный план.

Не скатывайтесь в алгоритм — это превращает сотрудников в болванчиков.

Конечно, задачи надо ставить по SMART, но большинство этим и так владеет, поэтому примеры утрированы.

Например, вы попросили менеджера заказать воду для кулера. Потом вы пересекаетесь, и менеджер как бы невзначай начинает рассказывать, как тяжело выполнить задачу: доставка воды не берёт трубку, не может доставить в нужную дату, бухгалтерия не оплачивает.

Что поделать, если уж руководитель не знает решения? Начиная подсказывать, вы берёте на себя часть ответственности за задачу. Смотрите, как ответственность переходит на вас:
— Воду не смогут доставить завтра.
— Позвони вот сюда, они нам раньше доставляли.
— Класс, спасибо! Вы супербосс!

Даже если вы сходу придумаете хорошее решение, сотрудник будет отвечать только за его реализацию, и в случае неуспеха ответственность будет на вас:
— Почему воды нет?
— Я позвонил по номеру, который вы дали, они только через неделю доставят.

2. Можно просто общаться, не включаясь в решение, чтобы сотрудник понял, что задачу придётся решать:
— Воду не смогут доставить завтра, не знаю, что делать.
— Да, с ними такое бывает. Нужно что-то придумать до завтра, иначе всех подведёшь.

3. Часто нужно поддержать эмоционально. Бывает, что сотрудник ищет не столько помощи в решении, сколько поддержки:
— Воду не смогут доставить завтра, не знаю, что делать.
— Останемся без воды?
— Не, я решу вопрос, просто другие задачи горят.
— А есть вариант, чтобы всё успеть?
— Только если поручить уборку в офисе Саше. Иначе не успею.
— Ты считаешь, он справится?
— Да, он классно организовал перестановку в прошлый раз.
— Если считаешь, что это хорошее решение, действуй.

Опять-таки, не пытайтесь показаться самым умным и дать готовое решение:
— Воду не смогут доставить завтра, не знаю, что делать.
— Поручи уборку Саше, а сам займись водой.
— Ок, но он в прошлый раз размазал грязь шваброй и ушёл…
— Делай что говорят!

Каждый руководитель и каждое рабочее место уникальны, но, если говорить в общем, лучший способ заставить вашего начальника вас полюбить – это хорошо справляться со своей работой.

Впрочем, если вы хотите по-настоящему удивить своего начальника – и потенциально стать его любимым работником – существует несколько простых стратегий, которые вы можете использовать.

Мы изучили научные исследования и мнения экспертов, чтобы составить список 11 хитростей, которые помогут вам впечатлить ваше руководство (в хорошем смысле).

Старайтесь решать проблемы самостоятельно


Шимкин рассказал Карнеги, что он изобрёл способ, как кардинально снизить количество совещаний: он сообщил своей команде, что они не имеют права рассказывать о своих проблемах до тех пор, пока они сами не попробуют найти их решение.

Впечатлите своего начальника своими навыками решения проблем (а заодно избавьте окружающих от своих жалоб) и выступайте на совещаниях только с теми проблемами, которые на практике доказали свою сложность.

Всегда демонстрируйте свою ценность для компании


Ваш начальник даже слышать не хочет о том, что вы хотите повышение, чтобы получить более престижную должность. Если вы о чём-либо просите – о новой должности, о надбавке к зарплате, о новых обязанностях – продемонстрируйте, какую выгоду это принесёт вашему начальнику и всей компании в целом.

Скорректируйте свой стиль общения, чтобы он соответствовал их стилю


И опять, часть вашей работы – делать работу вашего начальника проще.

Как рассказал профессор Майкл Уоткинс изданию Harvard Business Review, в ваши обязанности входить узнать, как можно раньше, какой стиль общения предпочитает ваш руководитель. Он использует Slack? Электронную почту? Личное общение? А как часто он хочет с вами связываться?

Уоткинс также рассказал, что, если между вашим стилем общения и стилем общения вашего руководителя имеется большая разница – например, один из вас предпочитает связываться чаще – очень важно открыто обсудить этот вопрос.

Попросите совет


Вы можете проявлять большую осторожность, задавая любой вопрос своему начальнику – будь то вопрос о том, как он достиг своего карьерного положения, и заканчивая тем, какую маркетинговую стратегию он собирается использовать.

Однако исследование, проведенное Гарвардской Школой Бизнеса, позволило предположить, что просьба о совете не заставляет вас выглядеть глупо – это может представить вас, как более компетентного человека, а, вероятнее всего, именно так вы хотите выглядеть в глазах своего начальника.

Также помните: лучше спросить о совете, а не обо мнении. Как рассказал психолог Роберт Чалдини, просьба о совете создаёт партнёрские отношения между вами и вашим начальником, и поощряет их оказывать более заметную поддержку вашим идеям.

С другой стороны, когда вы спрашиваете об их мнении, они делают шаг назад и уходят за пределы объективной оценки.

Приходите на работу пораньше


Исследование, проведённое сотрудниками Школы Бизнеса Майкла Фостера при Университете Вашингтона, позволило предположить, что сотрудники, которые приходят на работу раньше, в большинстве случаев воспринимаются их руководителями как более добросовестные и получают более высокие оценки производительности, по сравнению с сотрудниками, которые приходят в офис позже.

При этом не имеет никакого значения, насколько долго на работе остаётся сотрудник, который пришел в офис позже.

Взаимодействуйте


Керпен рассчитывает, что в его компании Likeable Local не будет проблем в этом плане. Например, его абсолютно не волнует, что глава его маркетингового отдела опаздывает на работу почти каждый день – до тех пор, пока она всегда приходит вовремя в понедельник, принося отличный отчёт о совещаниях по всей компании.

Керпен рекомендует либо напрямую спрашивать у своего начальника, что для него наиболее важно, либо пытаться самостоятельно определить это.

Ставьте амбициозные цели


Консалтинговая компания, занимающаяся развитием лидерских навыков, Zenger/Folkman потратила более пяти лет на то, чтобы собрать 50000 всесторонних оценок по более чем 4000 сотрудникам.

По полученным данным им удалось обнаружить, что существует одна манера поведения, которая позволяет сотрудникам выделиться (как в глазах их руководителя, так и среди своих коллег) – это установка амбициозных целей.

Что интересно, большинство людей даже не осознавали, что амбициозные цели настолько важны, предполагая, что это важно, так как не входит в список обязательных требований.

Уделяйте внимание деталям


Если вы считаете себя человеком, который в большинстве случаев смотрит на вещи глобально, вам лучше начать уделять внимание и более мелким деталям.


Выражение благодарности вашему начальнику за полученную обратную связь – даже если она была негативной – может заставить их проявлять больше доброты по отношению к вам, по данным исследования 2011 года, проведённого сотрудниками Университета Южной Калифорнии.

В одном из экспериментов 200 студентам-старшекурсникам сказали, что им будет назначен партнёр, чей список инструкций для сборки снаряжения им придётся рассмотреть. (В действительности не было никакого партнёра, а сами инструкции были написаны экспериментаторами).

Некоторым участникам эксперимента сказали, что они будут играть роль контролёра, других попросили сыграть подчинённого. В дополнение к этому, все участники эксперимента прошли ненастоящий тест своих способностей, после которого некоторым из них сказали, что они недостаточно компетентны.

Как оказалось, участники в роли контролёров, которым было сказано, что они недостаточно компетентны, были более доброжелательными по отношению к партнёрам, которые выразили им благодарность.

Когда же их партнёры не выражали свою благодарность, контролёры, чья компетентность была поставлена под сомнение, были более склонны ругаться в сторону этих партнёров, говоря, что они невежественны, неспособны и некомпетентны. Можно сказать, что благодарность позволяла избежать дурацкого поведения раскритикованных контролёров.

Возьмите отпуск


По данным анализа, проведённого компанией Oxford Economics в рамках проекта Project: Time Off, сотрудники, которые потратили все свои отпускные дни, увеличивали свои шансы на получение повышения или надбавки к зарплате на 6.5%, по сравнению с теми, кто оставил как минимум 11 неиспользованных дней оплачиваемого отпуска.

Разумеется, это вовсе не означает, что взятие отпуска напрямую влияет на ваше повышение – это может означать, что лучшие сотрудники чаще чувствуют, что они заслужили свой отпуск.

Но, как пишет в издании The Harvard Business Review Шон Эйк, публицист и генеральный директор компании GoodThink, Inc., эти открытия лишний раз подтверждают, что работа до полусмерти не обязательно приводит к успеху.

Сложно представить, чтобы ваш начальник не оценил вашу возросшую креативность после перерыва в работе.

Высказывайтесь


Не скрывайте своё мнение от ваших коллег.

Как стать начальником на работе и завоевать расположение команды: правила и ошибки

Одной из главных карьерных амбиций множества сотрудников является руководящая должность. На протяжении многих лет они подчиняются корпоративной иерархии, чтобы в один день забраться на ее верх и начать всем рулить. Однако далеко не всем суждено быть хорошими начальниками (особенно тем, кто хочет власти ради власти).

Любимый и уважаемый подчиненными руководитель осознает свою ответственность, работает на благо общего дела и заботится о благополучии своих сотрудников, а не деспотично эксплуатирует их.

Сейчас мы расскажем, как стать начальником на работе и завоевать расположение своей команды. Здесь действительно очень много подводных камней, поэтому действовать надо грамотно и последовательно.

Как стать руководителем организации: цели и способы

Как стать начальником на работе и завоевать расположение команды: правила и ошибки

В корпоративной среде система продвижения сотрудников по карьерной лестнице существенно отличается от той, что мы привыкли наблюдать в школе или институте. Здесь недостаточно просто хорошо работать, чтобы получить кресло руководителя.

Дело в том, что далеко не все начальники заинтересованы в карьерном росте своих сотрудников. Многим из них важно сохранять сложившееся положение вещей в иерархии, где они занимают высокий пост.

Именно поэтому работникам, стремящимся к продвижению и повышению, необходимо быть гибкими и как можно реже полагаться на остальных.

1 Помни, что твой карьерный рост нужен только тебе

Как стать начальником на работе и завоевать расположение команды: правила и ошибки

Это самое главное правило, которое нужно уяснить с первых дней работы. Не стоит делегировать свое продвижение другим людям, потому что в таких случаях возможность провала становится очень вероятной.

Зачастую начальству удобно сохранять сотрудника на его позиции, чтобы он выполнял одну и ту же работу все лучше и лучше. Исполнители нужны абсолютно на всех уровнях, а перестановки только усиливают дисбаланс на местах.

2 Постарайся выявить все карьерные закономерности с самого начала

Как стать начальником на работе и завоевать расположение команды: правила и ошибки

Как мы уже говорили, в бизнесе играют по своим правилам, причем во всех организациях они разные. Чтобы хорошо себя чувствовать на том или ином месте, необходимо хорошо знать конкретные правила и законы, которые приведут тебя к успеху. Не зная этих правил, очень тяжело добиться желаемого.

Любопытно, что обычно их никто не озвучивает, и обо всем нужно узнавать самому. В таком случае советуем наладить диалог с начальством и задать ему все интересующие тебя вопросы. Например, сколько тебе еще ждать повышения, от каких обстоятельств оно зависит, что тебе надо для этого сделать и так далее. Все эти вопросы лежат на поверхности, достаточно сформулировать их для себя, а затем сказать руководству.

Таким образом полученные ответы дадут тебе понять, какие перспективы есть у той или иной должности, и на что ты можешь рассчитывать.

Если хочешь добиться руководящей позиции, не стоит стесняться задавать все эти вопросы. Даже если тебе не отвечают на них с первого раза. Однако если начальство вообще не может ответить тебе конструктивно по поводу карьерного продвижения — это повод задуматься. Возможно, оно само не понимает, какое будущее ждет компанию и куда надо двигаться.

3 Умей выстраивать отношения с коллегами и руководством

Как стать начальником на работе и завоевать расположение команды: правила и ошибки

Умение выстраивать доверительные отношения с коллегами и руководством является одним из самых полезных в карьерной среде. Ведь именно хороший человек, к которому прислушиваются и уважают, способен направлять коллектив и продвигать свои инициативы.

Чтобы стать таким человеком, можешь присмотреться к тем, кто уже на хорошем счету в компании — будь то рядовой сотрудник или руководитель. Посмотри, какими методами он завоевывает расположение и постарайся спроецировать их на себя.

Так у тебя будут все шансы стать любимчиком и ценным игроком в команде.

4 Не забывай, что ты находишься в конкурентной среде

Как стать начальником на работе и завоевать расположение команды: правила и ошибки

Какие бы теплые отношения ни были у тебя со своими коллегами, помни, что когда освобождается руководящая позиция в большом коллективе, вы все вступаете в борьбу за первое место.

Именно поэтому тебе надо оказаться компетентнее и целеустремленнее своих коллег без поблажек и фор.

Руководству надо выбрать наиболее подходящего кандидата, и, поверь, оно будет смотреть на все аспекты твоей профессиональной деятельности — от умения вести деловую переписку и вписываться в дедлайны до способности держаться в стрессовых ситуациях и налаживать связи с людьми. Все будет иметь значение, и во всем ты должен будешь преуспеть. Таков алгоритм.

5 Твои достижения должны быть на виду

Как стать начальником на работе и завоевать расположение команды: правила и ошибки

После того как ты разберешься со всеми правилами продвижения в организации, выстроишь доверительные отношения с коллективом и подтянешь свою компетенцию, пора показать результаты своей работы.

Пусть тебе это не будет казаться чем-то вроде хвастовства или наглости. Пойми, что удачная самопрезентация — это одно из ключевых составляющих успеха. Руководители могут даже не узнать о твоих успехах, если о них никто не будет говорить.

При этом не обязательно собирать большую аудиторию и показывать ей слайдшоу своих достижений. Достаточно просто информировать начальство о своих действиях и инициативах, а также вовлекать другие отделы в рабочий процесс. Тогда все узнают о твоей работе и будут это ценить.

Даже если твои старания не приведут к желаемому результату, все увидят, как ты пытался и какие усилия для этого прикладывал.

Основные ошибки начинающих руководителей

Как стать начальником на работе и завоевать расположение команды: правила и ошибки

Представим, что ты добился желаемой должности и собираешься начать управлять дружной командой энтузиастов, которые ждут от тебя компетентных решений и подобающего отношения.

Давай разберем несколько ошибок, которые можно совершить в самом начале пути и разрушить свою репутацию.

1 Ты думаешь, что проще сделать самому, чем объяснить

Как стать начальником на работе и завоевать расположение команды: правила и ошибки

Однако одна из главных обязанностей начальника — показать сотрудникам, как разобраться с возникшей проблемой, и на это порой тратится очень много усилий.

Как бы то ни было, теперь твоя роль руководящая, и ты не должен позволять себе выполнять задачи исполнителей. Отныне твоя главная компетенция — организовать работу команды, а не добиваться результата самому.

2 Ты больше не хочешь лезть в рабочий процесс

Как стать начальником на работе и завоевать расположение команды: правила и ошибки

Это противоположная крайность, к которой прибегают многие начинающие руководители. Становясь начальниками, они отстраняются от работы коллектива и начинают заниматься абстрактными стратегиями компании или корпоративной культурой.

Однако компетентный начальник нередко сам участвует в производственном процессе и заряжает своим примером. Он должен разбираться в тонкостях и детальных аспектах ведения бизнеса, чтобы активно влиять на процесс и показывать свою компетенцию.

Таким образом, хороший руководитель должен знать, как устроена работа его подчиненных, но при этом не выполнять ее за них. Вот к такому балансу необходимо постараться прийти.

Потерять работу, особенно в условиях кризиса, – настоящая трагедия для каждого человека. Предотвратить такое развитие событий помогут хорошие отношения с начальством, тем более, что во всех коллективах без исключения существуют люди, без которых начальник не может обойтись, стараясь удерживать их в собственном штате. Чтобы стать одним из них, достаточно следовать простым советам, и благосклонность руководителя вам обеспечена.

Виртуальные сотрудники в руках

Следуйте примеру и прислушивайтесь к мнению начальства

Кресло начальника может занять только опытный человек. Независимо от того, какие чувства вызывает у вас шеф, нужно помнить, что он получил эту должность не просто так, и скорее всего, его лидерские качества, умение грамотно распоряжаться временем и компетентность во многих вопросах помогли добиться успеха.

Правильно будет не осуждать действия начальника, а проявить уважение и подумать, какие качества стоит у него перенять. Если руководитель поймет, что вы цените его опыт и стараетесь соответствовать, то станете незаменимым работником.

Совещание

Берите на себя ответственность, но не всю работу

Умение признавать собственные ошибки не делает человека слабее, а наоборот, показывает другим силу его характера. Начальник несет персональную ответственность перед партнерами за выполнение возложенных на него обязанностей.

Если вы не успеваете сделать работу вовремя или допустили где-то ошибку, то очень важно уметь признаваться в этом. Ни в коем случае не нужно перекладывать вину на других. Именно таким сотрудникам начальство сможет доверить проект, будучи уверенным в их скрупулезности, честности и нежелании мириться с собственными просчетами.

Красный человечек на фоне белых

Дал слово — держи

Незаменимым сотрудник может стать, если будет добросовестно выполнять свою работу, сдавая вовремя все проекты. Начальство с удовольствием поддержит человека, которые умеет правильно распределять время, расставлять приоритеты и выполнять сразу несколько заданий. Конечно, отвлекающий фактор всегда присутствует, но нужно научиться концентрироваться на работе.

Тщательно продумывайте каждый шаг, оценивайте ситуацию и ответственно подходите к каждому проекту, пусть и самому незначительному. Даже маленькая победа поднимет ваш авторитет в глазах шефа, который будет точно знать, что его сотрудник с должным профессионализмом относится к любой работе, выполняя ее точно в срок.

Девушка за ПК

Верный единомышленник

Начальству нередко приходится принимать серьезные решения, которые не всегда популярны в коллективе. Необходимо стать человеком, который всегда принимает сторону шефа и не оспаривает его приказы. Конечно, в душе вы можете быть не согласны с тем или иным его решением, но вместе с тем вы не должны нарушать должностную субординацию.

Если начальник поймет, что вы действительно умеете подчиняться, следуя приоритетам компании, то со временем вы обязательно станете его незаменимым помощником. В итоге руководство быстрее расстанется с талантливым менеджером, который постоянно создает конфликтную ситуацию, чем с тихим, но преданным сотрудником.

Компания людей на фоне панорамных окон

Душа компании

Незаменимым сотрудником и негласным помощником руководства может стать трудящийся за которым закреплена репутация души компании. Он непременно помнит события, происходившие когда-либо в жизни каждого члена коллектива, не забывает подбадривать других, не зло шутит, помогает новичкам стать частью коллектива, и обязательно подчеркивает заслуги более успешных коллег.

Невозможно представить, чтобы такой сотрудник оказался в центре скандала или подстрекал других на бунт против начальства.

Увольнение человек, который успел полюбиться всем сотрудникам – настоящая проблема для любого руководителя. Найти ему замену практически нереально. Если вы мечтаете стать незаменимым сотрудником и обладаете отличными коммуникационными навыками, правильным чувством юмора и внимательностью по отношению к чувствам других, то более чем вероятно, что у вас все получится.

Молодежная компания однокашников

Удержаться на работе получается у людей, которые умело распределяют время, правильно взаимодействуют с руководителем и коллективом, а также добросовестно исполняют свои обязанности. Если найти подход к руководителю, то можно не только стать его любимчиком, но и получить дополнительную свободу и уверенность в завтрашнем дне.

Читайте также: