Как стать директором музея

Обновлено: 02.07.2024

Прямая речь: Новые директора — об изменениях в музеях


Директор музея Булгакова, 31 год










Музей Булгакова: концепция Габриеле Филиппини

Путь, пройти который может предложить музей — от любопытства к пониманию вещей и явлений, — это естественный путь человеческой мысли. Когда построить его получается, в музее хорошо и интересно. В этом контексте больше думать о посетителе, по-моему, не стыдно.

В последнее время началось много разговоров о том, кто музейный, кто не музейный.

В нашем случае создание того самого непрерывного пути, связей между предметами, их историями, биографией Булгакова, эпохой, пространством, экспозицией и способом о ней говорить — главная задача и необходимость для музея.


директор ГМИИ имени Пушкина, 58 лет









директор Политехнического музея, 34 года

По совершенно объективным причинам в 1950-60-е годы сложился и, в целом, сохраняется до сих пор тренд музеев на коллекционирование и хранение, что, безусловно, является важной задачей. Они, действительно, хранят национальное достояние, формируют музейный фонд — эту задачу нельзя сбрасывать со счетов. Но сегодня нельзя выполнять только одну функцию, надо делать следующий шаг, надо этим достоянием делиться. Передавать опыт, накопленные ценности интересующимся людям, семьям, детям, молодёжи. И вот с этими механизмами у нас пока сложности, мы их пока не знаем, мы пока можем только перенимать опыт у иностранных коллег.










Это тем более важно потому, что у общества довольно серьёзные проблемы с образованием, с воспитанием. При этом музей, в отличие от многих образовательных учреждений, ничего не навязывает, не ставит оценок, с вас ничего не требует. Вы проявляете добрую волю, приходя в музей. А задача хорошего директора и хорошей музейной команды — привлечь вас туда.

Расширением границ деятельности музея я и занималась в последнее четыре года в Политехе в должности директора Фонда развития. Все наши проекты, от Политеатра до фестиваля научно-популярного кино, они как раз направлены на то, чтобы сказать публике: музей — это гораздо больше, чем просто хранение и экспозиция.


Интервью: Юлия Шахновская
о реконструкции Политеха

Особое внимание мы будем обращать на работу с молодой публикой, чтобы найти такие механизмы общения, которые будут пробуждать любознательность, любопытство, интерес к проявлениям жизни, к разным областям этой жизни.

Может быть, некоторых представителей музейного сообщества пугают новые тенденции в музейной жизни. Но опасения насчёт утраты культурной составляющей музеев точно притянуты за уши. Мы как раз заняты продвижением культуры. Всё должно быть сбалансировано, говорить о том, что надо посвящать все силы, всю энергию музейного сообщества исключительно механизмам коллекционирования и хранения, довольно странно.

мы работаем
для публики, для человека,
для конкретного посетителя,
а не для себя.

Поскольку мы занимаемся публичным социальным, образовательным, просветительским делом, мы, конечно, должны основной своей целью ставить расширение публики. Мы в первую очередь работаем для публики, для человека, для конкретного посетителя, а не для себя. И у нас с нашим коллективом в Политехе нет на этот счёт никаких разногласий.

А по поводу экономической эффективности могу сказать одно: бюджетного финансирования недостаточно даже для того, чтобы музей просто функционировал. Например, коллекцию мы сейчас пополняем исключительно за счёт частных средств.


директор Музея Москвы, 40 лет

Окончила философский факультет и аспирантуту МГУ. Работала арт-директором в команде первого московского арт-кластера ARTPLAY с момента основания и до своего нового назначения. Принимала участие в запуске и стартовых проектах "Гаража", выставках Кабакова, Пино, Линча и других. За 10 лет сама организовала более 100 выставок. Директором Музея Москвы назначена в мае 2013 года.

Как и во многих других сторонах городской жизни, задача с музеями в Москве заключается в том, чтобы взять для себя современные музейные технологии, новые подходы к экспонированию и освоению музейного пространства, уже опробованные в Европе, — и вместе с тем не потерять своеобразия, тех уникальных черт, которые делают московские музеи неповторимыми.

Музей новой формации в Москве — это высокотехнологичная современная институция и, вместе с тем, что-то своё, здешнее, чего нигде больше нет. Да, в московских музеях должны появиться Wi-Fi, уютные кафе, дизайнерские магазины. Да, детки должны приходить на экскурсии и садиться с экскурсоводом на ковёр и обсуждать искусство на разных языках. Но главное — на этом не останавливаться. Это сервис, который должен быть в каждом музее, тут мы должны стремитmся к общемировым стандартам. И мы уже по этому пути идём.

Находясь в музее в Москве,
человек должен считывать,
что он именно в Москве.







Нам в музее Москвы с этим проще, потому что тематика нашего музея предполагает интерес к истории города, тому, как он развивался и развивается. Москва — часть нашего контента, рассказ о Москве — часть наших выставок. Музей Москвы должен стать площадкой для живых, нормальных, обычных и необычных — то есть самых разных людей. Музей перестаёт быть только хранилищем информации, артефактов и идей, превращаясь в место более интерактивное и многофункциональное, пространство общения. И тогда у музеев больше шансов на то, чтобы менять и саму жизнь в лучшую сторону.

Читайте также: