Как создать учебное пособие
Обновлено: 02.07.2024
Что такое учебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие — это полиграфическое издание небольшого объема, которое содержит теоретические и практические выкладки по одной из дисциплин согласно программе обучения.
В большинстве случаев методички раскрывают только определенные темы, а не весь курс дисциплины. По объему они не превышают 50 страниц и представляют из себя печатное издание в мягкой обложке. Методички не заменяют учебник, а идут к нему в дополнение — обобщая и систематизируя теоретическую информацию. При этом во второй части издания присутствуют практические задания, пояснения для их выполнения.
Тираж методических пособий невелик, приблизительно ориентирован на количество студентов в потоке.
Виды методичек
Различают несколько видов методической продукции:
- Методические разработки. В таком учебном пособии раскрывается четкая последовательность действий, связанная с проведением какого-либо мероприятия. Разработки могут содержать в себе план, советы методического характера, способы организовать данное мероприятие. Такими разработками могут быть планы для учителей по проведению уроков, какие-либо сценарии, комплекс схем.
2. Методические рекомендации. Это учебные издания, раскрывающие закономерности, систему и особенности в освоении определенной темы. Рекомендации могут касаться подготовки к выполнению студентами практической части заданий, прохождения летней практики, составления необходимых отчетов и их структуры. Задача таких рекомендаций заключается в предоставлении эффективных шагов, вариаций в той или иной деятельности. Эти учебные пособия обязательно должны иметь адресата: педагогам, родителям, студентам, руководителям и т. д.
3. Комплекс учебно-методических материалов. Таким названием обозначается совокупность учебных пособий, которая включает учебник, сборник практических заданий и хрестоматию. В другой вариации — это методическое издание, содержащее тезисно теорию, практические упражнения, перечень литературы для самостоятельного изучения, планы лабораторных работ или семинаров.
4. Практическое руководство — издание, которое направлено на самостоятельное освоение студентами определенных практических навыках в той или иной сфере деятельности.
Не следует путать указания с рекомендациями. Если материал носит рекомендательный характер и выполнение их остается на усмотрение студента — это методические рекомендации. Если материал обязателен к выполнению, требуется придерживаться определенных норм или алгоритмов — это методические указания.
Структура
Структура методических рекомендаций
Методические рекомендации имеют следующее структурное построение:
1. Титульный лист. Титул должен содержать: название учебного заведения, кафедры; ФИО автора; название, с указанием вида методической продукции; город; год печати.
2. Аннотация. Располагается на втором листе издания. Содержит в себе следующую информацию:
- предмет излагаемого материала;
- назначение рекомендаций, для кого создано пособие;
- указания, на основе каких исследований созданы методические рекомендации;
- в каких сферах возможно применение изложенного материала;
- данные об авторе или авторах.
3. Пояснительная записка. Представляет собой информацию, содержащую:
- сведения об актуальности данной работы; ее значимость, в соответствии с образовательной программой;
- цель рекомендаций;
- лаконичное описание результатов, которые должны быть достигнуты после прочтения целевой аудиторией пособия.
4. Содержание методических рекомендаций не имеет определенных норм и излагается в форме, удобной автору.
5. Список литературы, которая рекомендуется для лучшего освоения данной темы. Перечень должен быть составлен в алфавитном порядке и оформлен в соответствии с установленными нормами.
- тесты;
- планы по организации мероприятий;
- ориентировочные вопросы к викторинам, играм или конкурсам;
- методы подведения итогов по определенным типам деятельности;
- карты, фотографии, схемы, диаграммы, ксерокопии документов;
- приблизительная тема мероприятий.
Структура методических разработок
Структурными элементами методических разработок являются:
- название учебного пособия;
- данные об авторе;
- цель издания;
- возраст целевой аудитории;
- необходимы требования для организации мероприятия, описанного в разработке;
- список необходимых материалов или оборудования;
- ход исполнения мероприятия, изложение тем разработки;
- методические рекомендации по результатам мероприятия;
- перечень использованных источников;
- приложения.
Не следует путать цель и результат.
Цель — то, к чему следует стремиться для достижения результата. То, чем автор может управлять на момент написания работы.
Результат — происходящее после достижения цели, это объективное понятие, которым невозможно управлять.
Как написать
Авторами методичек выступают преподаватели учебных заведений. Студент может написать свое пособие, будучи аспирантом. Это долгая и упорная работа, обобщающая личный опыт, теорию, индивидуальную разработку автором своих методик и практик. Необходимо заранее проверить актуальность планируемой темы, изучить последние разработки в этой сфере.
Планируя создать методическое пособие, следует придерживаться алгоритма:
- изучение существующей базы по исследуемому вопросу;
- создание плана работы;
- написание теории, согласно плану;
- приложить факты, примеры, подтверждающие изложенную теорию;
- предоставить необходимый дидактический материал;
- создать список литературы, которая использовалась при написании пособия;
- список литературы, которая рекомендуется к прочтению по теме методички.
Для того, чтобы гарантировать печать методического издания, следует обратить внимание на несколько правил.
- Тему для пособия следует выбрать ту, которая хорошо знакома и исследована. Для начала она не обязательно должна быть сложной. Простую тему легче раскрыть и наработать опыт в написании методичек.
- Проверять достоверность излагаемого материала, процент информации из интернета должен быть минимальным.
- Методичка должна содержать минимум воды и максимум четко излагаемого материала. Теоретическая информация воспринимается лучше, если она представлена тезисами.
- Для лучшего усвоения студентами материала, следует избегать сложных конструкций в стиле изложения материала. Легкость и простота в чтении принесет популярность вашему пособию в студенческой среде.
- Для того, чтобы тема методички не теряла свою актуальность какое-то время, следует использовать только новые, последние источники и публикации. Следует избегать применения литературы, которая была выдана свыше 5 лет назад.
- Если у автора есть свои наработки, статьи в смежных темах, будет не лишним упомянуть их или сослаться на эти работы.
Как оформить
Пример
Пример оформления титульной страницы методического пособия.
Образец оформления страницы с аннотацией.
Пример учебно-методического пособия по риторике.
Что такое сетевые учебно-методические пособия
Широкое распространение компьютерных и инновационных технологий способствовало появлению и в образовательной сфере нового вида учебно-методических пособий.
- электронный документ;
- электронное издание.
Сетевой учебно-методический комплекс (ЭУМК) — интерактивное сетевое учебное электронное мультимедийное издание.
ЭУМК разработан для самостоятельного освоения материала студентами в интерактивной форме. Исходя из государственных стандартов обучения в его состав должны входить:
- план учебных мероприятий;
- программа дисциплины;
- теоретические материалы в электронном формате;
- пособие для практических занятий;
- тестовые задания и вопросы для закрепления материала;
- методические рекомендации, раскрывающие систему обучения и систему оценивания знаний студентов;
- мультимедийный учебный материал (презентации, видео, аудио).
Дополнительными элементами в сетевом методическом комплексе могут быть:
- справочники или словари по предмету;
- периодическая литература;
- научные источники;
- хрестоматийная литература;
- ссылки на дополнительные интернет-ресурсы.
Чаще всего обучение посредством сетевых технологий осуществляется при помощи какой-либо программной оболочки, которая делает доступным дистанционное обучение посредством подключения к интернету.
Наиболее распространена такая учебная среда, как Moodle. Это популярная платформа, предоставляющая возможности электронного обучения. Обучение на такой платформе может проводится, как индивидуально, так и в групповом формате. Она обеспечивает связь с преподавателем и оценивание знаний студентов. Фиксируется время посещения учебной программы учащимся, количество выполненных заданий.
Чем отличается методическое пособие от методических рекомендаций
Основой содержания любого методического пособия являются примеры и рекомендации. Методическое пособие — это работа, обобщающая знания по определенной дисциплине. В отличие от методических рекомендаций, пособие содержит теоретическую базу, раскрывающую тему издания. Рекомендации — издание узкого направления, излагающее советы или требования к определенным действиям, работам студента.
Разобраться в многообразии методической литературы и написании качественных работ для учебы вам поможет сервис Феникс.Хелп.
Читайте также: