Как создать бюджетное обязательство в веб бюджете

Обновлено: 25.06.2024

Бюджетное обязательство — это обязанность госучреждения за определенный срок израсходовать определенную сумму. Если принять БО с нарушением, последует серьезное наказание.

Бюджетные и денежные обязательства

По БК РФ принятые бюджетные обязательства — это выделенные на определенный финансовый период (год) и доведенные до учреждений расходные показатели в пределах установленных лимитов (ст. 6 БК РФ). БО появляется на основании договорных отношений между учреждением и организацией-исполнителем и отражает те затраты, которые учреждение планирует произвести в отчетном году в пределах установленных лимитов БО (ч. 3 ст. 219 БК РФ).

В отличие от БО, денежные обязательства бюджетных учреждений — это совокупность обязанностей получателей средств бюджета (РБС) по уплате выделенных денежных средств. Оплата должна производиться на основании исполненных условий, заключенных в соответствии с действующим законодательством, отношений гражданско-правового характера.

В ст. 219 БК РФ указано, как принять денежные обязательства по гражданско-правовому договору бюджетному учреждению, — в пределах доведенных лимитов (ч. 3 ст. 219 БК РФ). ДО проводятся в бухгалтерском учете только по факту выполнения условий сделки ГПХ, в момент непосредственной выплаты денежных средств.

Как принимают лимиты БО

По сути, принять обязательство — значит отразить в учете и подкрепить сопроводительными документами. Принятие БО происходит в пределах установленных лимитов БО в соответствии с ранее заключенными согласно действующему законодательству государственными (муниципальными) контрактами и договорами, в том числе с ИП и физическими лицами (ч. 3 ст. 219 БК РФ). Для принятия бюджетного обязательства бюджетному учреждению необходимо подготовить определенные подтверждающие документы:

  • контракт (договор) с приложениями и дополнительными соглашениями (при наличии);
  • авансовый отчет;
  • расчетную ведомость;
  • РКО на выдачу денежных средств под отчет и иные документы.

Порядок учета БО и ДО утвержден приказом Минфина №258н от 30.10.2020. По этому нормативу сведения о бюджетном обязательстве значат, что БО приняли на учет. Сведения — основной документ, по которому и принимают БО и ДО. Сведения формируются в информационных системах Минфина и Федерального казначейства и подписываются электронной подписью лица, который действует от имени ПБС. Сведения о БО формируют на основании таких документов (приложение №3 к Порядку из приказа №258н):

  • извещение о закупке;
  • приглашение поставщика на участие в торгах;
  • проект государственного или муниципального контракта;
  • госконтракт;
  • соглашение о предоставлении субсидии бюджетному, автономному учреждению и др.

В приказе №258н определено, какие есть ограничения для принятия учреждением бюджетных и денежных обязательств, — лимиты. Принимать БО и ДО сверх установленных и доведенных лимитов запрещено.

Федеральное казначейство предоставляет информацию о принятых БО и ДО по запросу Минфина, ГРБС, подведомственных учреждений (самих ПБС), выдавая отчет или справку об исполнении.

Справка об исполнении БО


Можно ли принять БО сверх лимита

В законодательстве о бюджете разъясняется, когда принимаются расходные обязательства, — в течение всего отчетного периода. Принятие сверх доведенных лимитов — это получение и использование бюджетных средств в размере, превышающем установленные для него на определенной финансовый год ограничения.

Контракты, заключаемые получателем БС, исполняются и оплачиваются за счет средств бюджета субъектов РФ и муниципальных образований с учетом принятых и неисполненных БО (ч. 5 ст. 161 БК РФ).

Принятие БО в условиях отсутствия доведенных лимитов или сверх установленных ЛБО — это серьезное административное правонарушение, которое предусматривает определенные меры ответственности: на должностное лицо налагается штраф в сумме от 20 000 до 50 000 руб. (ст. 15.15.10 КоАП РФ).

Договорные отношения, которые заключаются сверх принятых ЛБО, на основании ч. 5 ст. 161 БК РФ признаются недействительными.

За заключение БУ и КУ контракта, не подкрепленного обязательствами и сверх установленных ограничений, последуют наказания и штрафы по ст. 15.15.10 КоАП РФ.

Оплата производится после принятия БО и доведения ассигнований. В БК РФ есть определение: простыми словами бюджетные ассигнования — это предельные объемы денег, которые выделены на исполнение БО в отчетном году. Бухгалтерам необходимо тщательно сверять поступающую на учет документацию (договоры, счета, РКО, авансовые отчеты) на предмет свободных лимитов. Особенно внимательно контролируйте расчеты, производимые подотчетниками наличными деньгами.

Ключевое отличие бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств — срок: ассигнования выделяют на один финансовый год, а лимиты БО — на период от одного до трех лет, то есть на очередной год и двухлетний плановый период. Получателей средств привлекают к ответственности и в случае фактического наличия лимита на дату принятия БО при отсутствии в момент заключения контракта (договора) утвержденной детализации по КОСГУ в бюджетной смете. Но начиная с 2016 г. и по настоящий момент при составлении текущих и плановых бюджетов КОСГУ не применяется.

Когда штрафа не будет

Бывают и обратные ситуации, которые исключают наложение санкций:

  1. Случаи, закрепленные положениями ч. 3 ст. 72 БК РФ.
  2. Возникновение дополнительных БО во исполнение налоговых или судебных требований.
  3. Погашение кредиторской задолженности предыдущих лет за счет текущих ЛБО (письма Минфина и Федерального казначейства №02-03-08/4126, №07-04-05/05-66 от 29.01.2016).
  4. Уплата налогов, взносов и авансовых платежей следующего года в рамках свободных ЛБО, установленных на текущий финансовый период (письмо Минфина №02-03-09/34753 от 23.08.2013). В таких случаях обязательным условием является обоснование платежа.


Принятые бюджетные обязательства — проводки по ним мы рассмотрим в статье — имеют особенные правила классификации в бухучете государственных учреждений. Изучим специфику данных правил подробнее.

Что представляют собой принятые бюджетные обязательства?

Под бюджетными обязательствами в законодательстве РФ понимаются обязательства по совершению государственным учреждением расходов в рамках того или иного финансового года (ст. 6 БК РФ). Принятие соответствующих обязательств является одной из составляющих процесса исполнения бюджета по расходам наряду с такими процедурами, как (п. 2 ст. 219 БК РФ):

  • принятие и подтверждение финансовых обязательств;
  • санкционирование выполнения финансовых обязательств;
  • подтверждение выполнения финансовых обязательств.

Учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, принимает различные обязательства в пределах лимитов (п. 3 ст. 219 БК РФ).

В соответствии с нормами ст. 6 БК РФ, наряду с бюджетными обязательствами учреждения могут иметь также денежные обязательства — те, что предполагают перечисление учреждением денежных средств в пользу управомоченной стороны по договору (например, трудовому или гражданско-правовому).

Как правило, наличие бюджетного обязательства предполагает последующее возникновение и денежного, однако отождествлять их не следует.

Бюджетное обязательство — то, что учреждению предстоит выполнить в соответствии с плановыми расходами распорядителя бюджетных средств. Как только учреждение получает от распорядителя денежные средства на выполнение конкретных бюджетных обязательств, то у него возникает обязательство уже денежное.

Пример

Заключив контракт с поставщиком мебели на сумму 600 000 руб., учреждение приобретает бюджетные обязательства на эту сумму. После того как поставщик, в соответствии с условиями договора, поставил первую партию мебели на 200 000 руб. и выставил счет за нее, то возникает уже денежное обязательство по оплате поставки 200 000 руб. Бюджет перечисляет на счет учреждения данную сумму в целях исполнения учреждением возникшего финансового обязательства.

Бухгалтерский учет бюджетных и денежных обязательств ведется раздельно. Обязательства учреждения могут появляться вследствие заключения государственных контрактов, различных договоров со сторонними хозяйствующими субъектами.

Принятие обязательств государственными и муниципальными учреждениями предполагает отражение соответствующих операций в регистрах бухучета с применением особых проводок. Рассмотрим их специфику.

Учет принятых обязательств в регистрах бухучета: структура счетов для проводок

Принятие бюджетных обязательств государственными учреждениями осуществляется с применением счета 0 502 01 000 (принятые обязательства) по Единому плану счетов, утвержденному приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Учреждение вправе применять те счета, что приведены в нормативных актах, регулирующих бухучет в конкретных типах государственных учреждений — казенных (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н), бюджетных (приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н), автономных (приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н).

Но так или иначе все счета в указанных источниках права базируются на тех, которые утверждены приказом № 157н, поэтому в качестве регулирующего нормативного акта можно использовать данный приказ, юрисдикция которого распространяется на все типы учреждений.

Проводки по кредиту счета 0 502 01 000, имеющие отношение к принятию бюджетных обязательств, могут корреспондировать, в частности:

  • с дебетом счета 0 501 00 000 (лимиты обязательств), если учреждение — казенное;
  • с дебетом счета 0 506 00 000 (право на обязательства), если учреждение — автономное или бюджетное.

Бюджетные обязательства, как мы отметили выше, тесно связаны с финансовыми обязательствами, которым также соответствуют отдельные проводки. Для учета финансовых обязательств применяется счет 0 502 02 000 (принятые финансовые обязательства).

Полный код счета бюджетного учета — 26-значный. На практике первые 17 цифр в регистрах бухучета обычно не отражаются, поскольку они определены в перечне КБК и потому одинаковы для всех операций по расходованию бюджетных средств учреждениями в конкретной сфере бюджетного финансирования.

Таким образом, в регистрах бухучета бюджетных учреждений применяется 9-значный код (соответствующий 18–26 разрядам полного счета). При формировании счетов для проводок по бюджетным обязательствам он будет представлен в следующей структуре:

  • первая цифра — код финансового обеспечения (по перечню, приведенному в п. 21 Инструкции, утвержденной приказом № 157н);
  • следующие три цифры — синтетический код (в нашем случае — 501, 502 или 506);
  • следующие 2 цифры — аналитический код (соответствует периоду принятых обязательств — по перечню, приведенному в п. 309 Инструкции);
  • еще три цифры в структуре счета — это в общем случае код КОСГУ (но автономные учреждения применяют коды в соответствии с Инструкцией по приказу № 174н).

При этом вторая цифра в двузначном аналитическом коде счета (который следует за трехзначным синтетическим) будет определяться:

  • при использовании синтетического кода 501 — статусом лимита бюджетного обязательства (он может быть, к примеру, доведенным — в этом случае фиксируется цифра 1 или утвержденным — в этом случае используется цифра 9);
  • при использовании синтетического кода 502 — типом обязательства (если оно бюджетное — фиксируется цифра 1, если денежное — цифра 2).

В зависимости от конкретной хозяйственной операции в регистрах бухучета фиксируются проводки с использованием счетов, формируемых с учетом рассмотренных нами правил.

В числе самых распространенных хозяйственных операций государственных учреждений, которые соответствуют принятым ими бюджетным обязательствам:

  • оплата работ и услуг, оказываемых сторонними хозяйствующими субъектами;
  • выплата заработной платы сотрудникам;
  • освоение целевой субсидии.

Рассмотрим примеры проводок по соответствующим хозяйственным операциям.

Оплата работ и услуг сторонним поставщикам: счета и проводки

Предположим, государственное учреждение заключило договор со сторонней фирмой на оказание консультационных услуг.

Факт принятия учреждением бюджетных обязательств на всю сумму договора с поставщиком отражен проводкой

Счет 1 501 13 226 используется нами, поскольку включает коды:

  • 1 — отражающий факт принятия обязательств за счет бюджетных средств;
  • 501 — показывающий принятие бюджетных обязательств по лимиту;
  • 13 — отражающий факт санкционирования лимитов в текущем году;
  • 226 — показывающий, что учреждение оплачивает услуги (по КОСГУ).

Счет 1 502 11 226 задействуется нами, поскольку включает коды:

  • 502 — отражающий, собственно, факт принятия учреждением бюджетных обязательств;
  • 11 — показывающий, что обязательства относятся к текущему финансовому году.

Факт принятия хозяйствующим субъектом денежных обязательств (их сумма определяется условиями договора и может быть меньшей, чем сумма бюджетных обязательств — например, если вносится прописанный в договоре аванс) отражается проводкой:

В свою очередь, код Кт 1 502 12 226 используется нами, поскольку:

  • включает код вида 502, который отражает факт принятия учреждением собственно финансовых обязательств;
  • включает код 12, который показывает, что финансовое обязательство относится к текущему финансовому году.

Выплата зарплаты: счета и проводки

Зарплата в госучреждениях обычно выплачивается 2 раза в месяц — в виде аванса и основной суммы. Каждая выплата при этом формирует отдельную связку из бюджетных и денежных обязательств.

С 2021 года в КОСГУ планируют внести изменения. В части зарплаты, например, на подстатью 211 нужно будет относить компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении. А из подстатьи 2013 уберут пособия, которые сейчас работодатели оплачивают за счет ФСС.

Допустим, зарплата сотрудника составляет 40 000 рублей, авансом уплачивается 15 000.

В случае с авансом обязательство оформляется проводкой:

Данная проводка отражает тот факт, что в данном случае сначала возникает только денежное обязательство на сумму 15 000 рублей по авансу. При этом бюджетное обязательство образуется только в конце месяца, при начислении всей зарплаты.

При начислении всей зарплаты (в конце месяца) проводки будут применены следующие:

1. Проводка, отражающая принятие бюджетных обязательств в рамках лимита, то есть на всю сумму в 40 000 рублей:

Счет 1 501 13 211 используется нами, поскольку включает коды:

  • 501 — отражающий тот факт, что зарплата будет выплачиваться за счет лимитов по бюджетным обязательствам;
  • 13 — показывающий, что используются лимиты, установленные на текущий финансовый год.

2. Проводка, которая, как и в первом случае, отражает принятие учреждением денежного обязательства на оставшуюся сумму зарплаты в 25 000 рублей:

Освоение целевых субсидий: счета и проводки

Допустим, бюджетное учреждение получило целевую субсидию на установку пожарной лестницы.

В данном случае мы будем использовать проводки:

1. Отражающую принятие учреждением бюджетного обязательства (по договору с предприятием, которое установит лестницу):

Счет 5 506 10 225 выбран нами, так как в его структуре присутствуют коды:

  • 5 — код финансового обеспечения (в данном случае — субсидия);
  • 506 — синтетический код по Плану счетов, отражающий тот факт, что речь идет о реализации права на получение обязательств (данное право может быть реализовано только бюджетными и автономными учреждениями);
  • 10 — аналитический код по Плану счетов, отражающий тот факт, что принятые обязательства относятся к текущему финансовому году;
  • 225 — код КОСГУ, отражающий тот факт, что учреждение заказывает работы и услуги по содержанию имущества в виде установки пожарной лестницы.

Счет 5 502 11 225 выбран нами, так как в его структуре присутствует код вида 502 — синтетический код, отражающий тот факт, что учреждение приняло бюджетные обязательства.

2. Отражающую принятие учреждением финансового (денежного) обязательства (по факту завершения работ и получения документов на оплату):

Счет 5 502 11 225 использован нами по той же причине, что и в предыдущей проводке.

Счет 5 502 12 225 задействован нами, поскольку включает коды:

  • 502 — отражающего тот факт, что учреждение приняло финансовые обязательства;
  • 12 — отражающего тот факт, что обязательства относятся к текущему финансовому году.

Итоги

Принятые государственным учреждением бюджетные обязательства отражаются в регистрах бухучета с применением проводок со счетами по Единому плану, утвержденному Минфином, или же с применением проводок, которые утверждены в отдельных НПА для казенных, автономных и бюджетных учреждений, но так или иначе на основе Единого плана. Формируются данные счета с учетом значения конкретных кодов, которые входят в структуру соответствующих счетов.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Министерство финансов Российской Федерации

от 25 июля 2018 года N 07-04-05/14-15692

О формировании сведений о бюджетных обязательствах в ЕИС

Федеральное казначейство сообщает, что с 30.07.2018 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) доступны функциональные возможности по формированию сведений о принимаемых бюджетных обязательствах получателей средств федерального бюджета, возникших на основании извещений об осуществлении закупки, и сведений о принятых бюджетных обязательствах, возникших на основании заключенных контрактов.

Краткое руководство пользователя по работе с функционалом ЕИС в части формирования сведений о принимаемых и принятых бюджетных обязательствах представлено в приложении N 1 к письму.

В целях обеспечения формирования сведений о принимаемых и принятых бюджетных обязательствах в ЕИС главным распорядителям средств федерального бюджета и их подведомственным получателям средств федерального бюджета с 30.07.2018 будут предоставлены доступы к соответствующим функциональным возможностям ЕИС согласно перечню, представленному в приложении N 2 к письму.

При возникновении технических сложностей, ошибок или сбоев необходимо обращаться в Службу поддержки пользователей ЕИС и Единый контактный центр по техническим вопросам оказания технической поддержки ГИИС ЭБ.

Ответственными сотрудниками Федерального казначейства являются:

- в части работы Подсистемы управления расходами Государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" при постановке на учет бюджетных обязательств территориальными органами Федерального казначейства - Карпова Баира Владимировна, тел.: 8 (495) 214-75-60, ВТС: 5244.

Дополнительно сообщаем, что в разделе "Документы/Обучающие материалы/Методические материалы" официального сайта ЕИС для использования в работе также размещены Методические материалы по формированию Сведений о бюджетном обязательстве в ЕИС.

ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Краткое руководство пользователя по работе с функционалом единой информационной системы в сфере закупок в части формирования сведений о принятых и принимаемых бюджетных обязательствах

1. Аннотация

В настоящем кратком руководстве пользователя описан порядок формирования (внесения изменений) и подписания получателями бюджетных средств федерального уровня в личном кабинете заказчика единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) сведений о бюджетном обязательстве (далее - БО), направления таких сведений в Федеральное казначейство для постановки на учет и проведения проверки в соответствии с Порядком учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденным приказом Минфина России от 30.12.2015 N 221н (далее - Порядок N 221н), а также настройки прав доступа пользователей ЕИС к реестру принимаемых БО.

2. Настройка прав доступа пользователя к реестру принимаемых бюджетных обязательств

В разделе 2 настоящего документа приведено описание настройки прав доступа к реестру принимаемых бюджетных обязательств. В разделе 3 приведена инструкция по формированию сведений о принимаемых бюджетных обязательствах, их подписанию, направлению на постановку на учет, а также корректировки сведений. В разделе 4 приведена инструкция по формированию сведений о принятых бюджетных обязательствах, их подписанию, направлению на постановку на учет, а также корректировки сведений.

В блоке "Другие функции" для работы с реестром принимаемых бюджетных обязательств необходимо установить отметку в поле "Работа в реестре принимаемых бюджетных обязательств" и нажать на кнопку "Сохранить" (Рисунок 1).


3. Работа в реестре принимаемых бюджетных обязательств

В разделе 3.1 приведено описание формирования сведений о принимаемых БО. В разделе 3.2 приведено описание процесса подписания сведений и направления их на постановку на учет. В разделе 3.3 описан процесс внесения изменений в сведения. В разделе 3.4 приведены особенности формирования сведений о принимаемых БО, созданных на основании особых закупок.

3.1. Создание сведений о принимаемом бюджетном обязательстве

Для создания сведений о принимаемых БО необходимо пройти авторизацию в соответствии с пунктом 1 настоящих Разъяснений.

Сведения о принимаемых БО могут быть сформированы:

- из Реестра принимаемых БО путем нажатия на пункт контекстного меню "Сформировать сведения о БО" на вкладке "Сведения плана-графика";

- из Реестра планов-графиков закупок при редактировании плана-графика закупок на вкладке "Позиции плана-графика" путем нажатия на кнопку "Сформировать сведения о бюджетном обязательстве";

- из Подсистемы размещения извещения закупок путем нажатия на кнопку "Сформировать сведения о бюджетном обязательстве" в контекстном меню сведений об извещении об осуществлении закупки.

Для того, чтобы сформировать сведения о принимаемом БО в Реестре принимаемых БО, в личном кабинете заказчика необходимо перейти на вкладку "Реестры" и выбрать пункт "Реестры принимаемых бюджетных обязательств" (Рисунок 2). При этом откроется страница "Сведения о принимаемых бюджетных обязательствах".

Обращаем внимание, что для формирования сведений о принимаемом БО в ЕИС должны быть размещены план закупок и план-график закупок заказчика с позициями, на основании которых будут формироваться данные сведения.


Рисунок 2. "Реестр принимаемых бюджетных обязательств"

Форма расширенного поиска позволяет осуществить поиск документа по заданным параметрам. Для поиска позиции плана-графика закупок требуется перейти на вкладку "Сведения плана-графика", указать необходимые параметры поиска и нажать на кнопку "Найти". Результатом поиска будет список позиций плана-графика закупок, на основании которых доступно формирование сведений о принимаемом БО в соответствии с заданными критериями поиска (Рисунок 3).


Рисунок 3. Позиции плана-графика, на основании которых доступно формирование сведений о ПБО

Из предложенного перечня позиций плана-графика требуется выбрать необходимую позицию и открыть контекстное меню, нажав стрелку, направленную вниз. В выпадающем списке операций выбрать пункт "Сформировать сведения о бюджетном обязательстве". Далее откроется форма "Сведения о принимаемых бюджетных обязательствах", содержащая вкладки "Общая информация" и "Расшифровка бюджетного обязательства" (Рисунок 4). Вкладка "Общая информация" будет частично предзаполнена на основании данных из позиции плана-графика, при этом часть полей будет доступна для редактирования. При необходимости есть возможность внести изменения и заполнить обязательные поля вкладки "Общая информация".


Рисунок 4. Вкладка "Общая информация"

Для перехода на вкладку "Расшифровка бюджетного обязательства" необходимо нажать на кнопку "Далее". Откроется вкладка "Расшифровка бюджетного обязательства" (Рисунок 5). На данной вкладке отображаются строки с кодами бюджетной классификации (далее - КБК), информация по которым перенесена из сведений позиции плана-графика.


Рисунок 5. Вкладка "Расшифровка бюджетного обязательства"

Необходимо заполнить все требуемые поля на вкладке "Расшифровка бюджетного обязательства" и нажать на кнопку "Сохранить и проверить на нарушения". В случае, если автоматическими контролями будут выявлены ошибки и нарушения, отобразится модальное окно с описанием таких ошибок и нарушений (Рисунок 6).

Для устранения блокирующих нарушений необходимо внести изменения в проект принимаемого БО, после чего следует произвести сохранение повторно. В случае выявления ошибок, система позволит сохранить документ, но направление на учет такого документа будет недоступно. В случае выявления предупреждений будет доступно сохранение, направление на постановку на учет такого документа.


Рисунок 6. Модальное окно "Результат проверки на нарушения"

В случае формирования сведений о принимаемом БО на основании позиции плана-графика, в которой не была указана детализация по КБК, при формировании принимаемого БО на вкладке "Расшифровка бюджетного обязательства" (Рисунок 5) не будут добавлены строки с КБК. Для указания КБК необходимо самостоятельно добавить строки в расшифровку на основании КБК из итоговых показателей плана закупок. Для этого на вкладке "Расшифровка бюджетного обязательства" необходимо перейти по гиперссылке "Создать новую строку расшифровки обязательства".

В появившейся строке необходимо нажать на пиктограмму "". После чего откроется модальное окно "Выбор КБК из Итоговых показателей плана закупок" (Рисунок 7), которое будет содержать список КБК, доступных для ввода в качестве расшифровки принимаемого БО.


Рисунок 7. Модальное окно "Выбор КБК из Итоговых показателей плана закупок"

Далее необходимо осуществить выбор КБК посредством установки чек-бокса и нажать на кнопку "Выбрать". После этого в расшифровке принимаемого БО добавятся строки с выбранными КБК. Необходимо заполнить оставшиеся поля и сохранить проект принимаемого БО.

После завершения подготовки проекта принимаемого БО, документ будет отображаться на вкладке "Проекты" списковой формы реестра принимаемых БО (Рисунок 8). Документ будет отображаться с пометкой "Новое". Также будет доступна возможность редактирования сведений принимаемого БО и удаления сформированного проекта.

3.2. Направление в Федеральное казначейство сведений о принимаемом БО на постановку на учет

Государственная информационная программа Электронный бюджет разработана Минфином, чтобы добиться эффективного и прозрачного государственного управления (введена РП №1275-р от 20.07.2011). Единый электронный портал предназначен для повышения открытости данных о государственном управлении финансами. Эффективные меры контроля позволяют повысить качество менеджмента госорганов. Правила работы портала закрепляет Постановление Правительства №658 от 30.06.2015. Цель перехода на программирование в ЭБ — увеличение открытости и прозрачности государственной деятельности в части планирования и управления государственными, муниципальными и общественными финансами.

Портал представляет собой несколько взаимосвязанных подсистем, каждая из которых создана для выполнения задач:

  • бюджетное планирование в Электронном бюджете;
  • управление закупочной деятельностью;
  • управление кадровыми ресурсами;
  • распределение денежных средств;
  • управление государственными доходами и расходами;
  • управление командированием Электронный бюджет;
  • создание и актуализация нормативных документов и прочее.

Следите за изменениями по закупкам с помощью КонсультантПлюс!


Кто работает на портале

Информацию из системы по контролю за бюджетом получает любой желающий. А вот внесение сведений доступно не для всех, а только для ограниченного круга пользователей, которым оформлен вход по сертификату в Электронный бюджет от Федерального казначейства. Работать в базе портала обязаны:

  • органы власти (государственные и муниципальные);
  • государственные внебюджетные фонды;
  • получатели средств из бюджета (организации и учреждения, финансируемые из бюджета);
  • физические лица и иные категории получателей, являющихся участниками бюджетного процесса;
  • организации, осуществляющие закупочную деятельность по 223-ФЗ;
  • остальные участники бюджетного процесса.

Как подключиться к системе

Шаг 1. Назначаем ответственного за технологический процесс.

Ответственное лицо — это работник учреждения. Специалист отвечает за настройку оборудования и сам технологический процесс работы портала на оборудовании организации заказчика.

Назначьте ответственного распоряжением, приказом, письмом или иным документом, удостоверенным руководителем организации. Составьте распоряжение в произвольной форме.

Шаг 2. Оформляем доверенность.

Необходимо наделить ответственного работника полномочиями. Для этого оформляем доверенность по образцу, закрепленному в Приложении №5 Письма Минфина России №21-03-04/19786 от 08.04.2015.

Доверенность выдается на получение специальных средств криптографической защиты информации, обеспечивающих создание защищенного соединения с компонентами информационной системы (СКЗИ), лицензионных ключей и эксплуатационной документации к СКЗИ.

Оформите доверенность на фирменном бланке учреждения. Заверьте подписью руководителя и гербовой печатью организации.

Шаг 3. Получаем сертификаты и ключи.

Форма квалифицированного сертификата закреплена Приказом ФСБ от 27.12.2011 №795. Работа в системе невозможна при несоблюдении требований ФСБ по сертификатам ключей.

Сертификат содержит персональные данные пользователя:

  • Ф.И.О. работника организации;
  • должность;
  • СНИЛС;
  • полное наименование организации, от имени которого действует пользователь.

Сертификат формирует специализированный удостоверяющий центр или УДО органа Федерального казначейства.

Шаг 4. Даем согласие на обработку персональных данных.

С каждого будущего пользователя системы запросите письменное разрешение использовать его персональные данные в работе. Форма согласия закреплена в Приложении №3 к Письму №21-03-04/19786.

Шаг 5. Готовим заявку на СКЗИ.

Заявку составляем на фирменном бланке организации. Форма рекомендована в Приложении №4 к Письму №21-03-04/19786. Готовую заявку подпишите у руководителя, заверьте гербовой печатью организации.

В заявке укажите количество лицензионных ключей, выдаваемых для входа в Электронный бюджет казначейства России. Количество ключей должно совпадать с количеством пользователей системы.

Шаг 6. Распределяем полномочия между пользователями.

Определите конкретный перечень полномочий для каждого будущего пользователя системы. Допускаются варианты:

  • ввод данных (только формирование и редактирование электронных документов);
  • согласование;
  • утверждение;
  • просмотр (актуально для просмотра документов, утвержденных ГРБС или органом-учредителем).

Шаг 7. Собираем пакет документов для территориального отдела Федерального казначейства.

Выполнив первые шесть этапов, необходимо подготовить пакет документов:

  • приказ о назначении ответственного за техническое обеспечение работы (подключение пользователей);
  • доверенность на получение СКЗИ;
  • заявка на получение СКЗИ, лицензионных ключей и документации к СКЗИ;
  • согласие на обработку персональных данных с каждого пользователя;
  • файл сформированного сертификата ключа (по требованиям ФСБ) на каждого подключаемого пользователя (на съемном носителе).

Потребуется флешка или иной пустой съемный носитель информации, на который запишется дистрибутив специального ПО и документация к нему.

Пакет документов в ТОФК подает сотрудник, ответственный за подключение пользователей.

Шаг 8. Получаем ПО от Федерального казначейства.

В течение трех рабочих дней предоставленная документация проверяется, и в отношении каждого пользователя выносится решение об открытии допуска либо отказе. Уведомление о принятом решении направят на имя ответственного сотрудника за подключение портала.

Шаг 9. Копируем сертификаты ФК.

Как копировать сертификаты ФК

Корневые сертификаты

Установите сертификаты в локальное хранилище компьютера, вызвав контекстное меню в файле сертификата.

Мастер импорта сертификатов

Шаг 10. Настраиваем рабочие места.

Получив одобрение от ФК, приступайте к настройке оборудования к подключению. Соблюдайте требования, перечисленные в Приложении №6 к Письму №21-03-04/19786. Это минимальные требования к операционной системе и техническим характеристикам компьютерного оборудования, чтобы подключить Электронный бюджет. Установите на рабочие компьютеры программное обеспечение, полученное от ОФК. Следует обеспечить безопасное соединение на всех рабочих местах, где открыт доступ к ГИС.

Скачайте и установите средства криптозащиты — сборка не ниже 4.0.9944. Загрузите файл установки и выполняйте действия, предложенные мастером установки.


После завершения установки введите необходимые настройки.




Если планируете работать в браузерах Google Chrome и Mozilla Firefox, установите утилиту Jinn Sign Extension Provider.


Настройте безопасное соединение в браузере и добавьте сайт Электронного бюджета в надежные узлы.



Подготовка завершена. Приступайте к работе с информационной системой.

Как работать в системе

После подготовки рабочего места подайте заявку на подключение

Подтверждение подключения направляется на адрес электронной почты, указанный в заявке на регистрацию, и адрес электронной почты руководителя (иного должностного лица, уполномоченного подавать заявки).

А теперь — пошаговая инструкция, как работать в Электронном бюджете Министерства финансов:

Государственная информационная программа Электронный бюджет разработана Минфином, чтобы добиться эффективного и прозрачного государственного управления (введена РП №1275-р от 20.07.2011). Единый электронный портал предназначен для повышения открытости данных о государственном управлении финансами. Эффективные меры контроля позволяют повысить качество менеджмента госорганов. Правила работы портала закрепляет Постановление Правительства №658 от 30.06.2015. Цель перехода на программирование в ЭБ — увеличение открытости и прозрачности государственной деятельности в части планирования и управления государственными, муниципальными и общественными финансами.

Портал представляет собой несколько взаимосвязанных подсистем, каждая из которых создана для выполнения задач:

  • бюджетное планирование в Электронном бюджете;
  • управление закупочной деятельностью;
  • управление кадровыми ресурсами;
  • распределение денежных средств;
  • управление государственными доходами и расходами;
  • управление командированием Электронный бюджет;
  • создание и актуализация нормативных документов и прочее.

Следите за изменениями по закупкам с помощью КонсультантПлюс!


Кто работает на портале

Информацию из системы по контролю за бюджетом получает любой желающий. А вот внесение сведений доступно не для всех, а только для ограниченного круга пользователей, которым оформлен вход по сертификату в Электронный бюджет от Федерального казначейства. Работать в базе портала обязаны:

  • органы власти (государственные и муниципальные);
  • государственные внебюджетные фонды;
  • получатели средств из бюджета (организации и учреждения, финансируемые из бюджета);
  • физические лица и иные категории получателей, являющихся участниками бюджетного процесса;
  • организации, осуществляющие закупочную деятельность по 223-ФЗ;
  • остальные участники бюджетного процесса.

Как подключиться к системе

Шаг 1. Назначаем ответственного за технологический процесс.

Ответственное лицо — это работник учреждения. Специалист отвечает за настройку оборудования и сам технологический процесс работы портала на оборудовании организации заказчика.

Назначьте ответственного распоряжением, приказом, письмом или иным документом, удостоверенным руководителем организации. Составьте распоряжение в произвольной форме.

Шаг 2. Оформляем доверенность.

Необходимо наделить ответственного работника полномочиями. Для этого оформляем доверенность по образцу, закрепленному в Приложении №5 Письма Минфина России №21-03-04/19786 от 08.04.2015.

Доверенность выдается на получение специальных средств криптографической защиты информации, обеспечивающих создание защищенного соединения с компонентами информационной системы (СКЗИ), лицензионных ключей и эксплуатационной документации к СКЗИ.

Оформите доверенность на фирменном бланке учреждения. Заверьте подписью руководителя и гербовой печатью организации.

Шаг 3. Получаем сертификаты и ключи.

Форма квалифицированного сертификата закреплена Приказом ФСБ от 27.12.2011 №795. Работа в системе невозможна при несоблюдении требований ФСБ по сертификатам ключей.

Сертификат содержит персональные данные пользователя:

  • Ф.И.О. работника организации;
  • должность;
  • СНИЛС;
  • полное наименование организации, от имени которого действует пользователь.

Сертификат формирует специализированный удостоверяющий центр или УДО органа Федерального казначейства.

Шаг 4. Даем согласие на обработку персональных данных.

С каждого будущего пользователя системы запросите письменное разрешение использовать его персональные данные в работе. Форма согласия закреплена в Приложении №3 к Письму №21-03-04/19786.

Шаг 5. Готовим заявку на СКЗИ.

Заявку составляем на фирменном бланке организации. Форма рекомендована в Приложении №4 к Письму №21-03-04/19786. Готовую заявку подпишите у руководителя, заверьте гербовой печатью организации.

В заявке укажите количество лицензионных ключей, выдаваемых для входа в Электронный бюджет казначейства России. Количество ключей должно совпадать с количеством пользователей системы.

Шаг 6. Распределяем полномочия между пользователями.

Определите конкретный перечень полномочий для каждого будущего пользователя системы. Допускаются варианты:

  • ввод данных (только формирование и редактирование электронных документов);
  • согласование;
  • утверждение;
  • просмотр (актуально для просмотра документов, утвержденных ГРБС или органом-учредителем).

Шаг 7. Собираем пакет документов для территориального отдела Федерального казначейства.

Выполнив первые шесть этапов, необходимо подготовить пакет документов:

  • приказ о назначении ответственного за техническое обеспечение работы (подключение пользователей);
  • доверенность на получение СКЗИ;
  • заявка на получение СКЗИ, лицензионных ключей и документации к СКЗИ;
  • согласие на обработку персональных данных с каждого пользователя;
  • файл сформированного сертификата ключа (по требованиям ФСБ) на каждого подключаемого пользователя (на съемном носителе).

Потребуется флешка или иной пустой съемный носитель информации, на который запишется дистрибутив специального ПО и документация к нему.

Пакет документов в ТОФК подает сотрудник, ответственный за подключение пользователей.

Шаг 8. Получаем ПО от Федерального казначейства.

В течение трех рабочих дней предоставленная документация проверяется, и в отношении каждого пользователя выносится решение об открытии допуска либо отказе. Уведомление о принятом решении направят на имя ответственного сотрудника за подключение портала.

Шаг 9. Копируем сертификаты ФК.

Как копировать сертификаты ФК

Корневые сертификаты

Установите сертификаты в локальное хранилище компьютера, вызвав контекстное меню в файле сертификата.

Мастер импорта сертификатов

Шаг 10. Настраиваем рабочие места.

Получив одобрение от ФК, приступайте к настройке оборудования к подключению. Соблюдайте требования, перечисленные в Приложении №6 к Письму №21-03-04/19786. Это минимальные требования к операционной системе и техническим характеристикам компьютерного оборудования, чтобы подключить Электронный бюджет. Установите на рабочие компьютеры программное обеспечение, полученное от ОФК. Следует обеспечить безопасное соединение на всех рабочих местах, где открыт доступ к ГИС.

Скачайте и установите средства криптозащиты — сборка не ниже 4.0.9944. Загрузите файл установки и выполняйте действия, предложенные мастером установки.


После завершения установки введите необходимые настройки.




Если планируете работать в браузерах Google Chrome и Mozilla Firefox, установите утилиту Jinn Sign Extension Provider.


Настройте безопасное соединение в браузере и добавьте сайт Электронного бюджета в надежные узлы.



Подготовка завершена. Приступайте к работе с информационной системой.

Как работать в системе

После подготовки рабочего места подайте заявку на подключение

Подтверждение подключения направляется на адрес электронной почты, указанный в заявке на регистрацию, и адрес электронной почты руководителя (иного должностного лица, уполномоченного подавать заявки).

А теперь — пошаговая инструкция, как работать в Электронном бюджете Министерства финансов:

Читайте также: