Как составить резюме якуба

Обновлено: 02.07.2024

Как создать команду: найти, оценить, удержать

Владимир Якуба – один из ведущих бизнес-тренеров, дважды был признан лучшим в профессии (2014, 2016), предприниматель, работающий в шести направлениях бизнеса. Самый известный хедхантер в России. Автор девяти книг и 11 обучающих фильмов по работе с персоналом, лидерству и продажам. Проводил обучение в 98 городах, 12 странах.

Увлекается познанием нового через путешествия и любимую работу, занимается плаванием и бадминтоном.

Глава 1. HR-бренд и его влияние на привлечение кандидатов

Знаете ли вы, какой из двух брендов дороже – Coca Cola или Pepsi? Несмотря на схожесть продукта, на удивление, стоимость бренда Coca Cola в 8,5 раза выше. Обе компании для производства напитков используют одинаковую подслащенную воду, но при этом позиционирование на рынке и стоимость активов существенно различаются.

За счет чего это происходит? За счет HR-бренда, также называемого брендом работодателя.

Наверняка многие из вас сталкивались с такой ситуацией: объявлен конкурс на вакансию, но желающих занять ее не очень много. И тем не менее из этих пяти-десяти соискателей вам необходимо кого-то выбрать. Закономерно кажется, что рынок труда просел и кандидатов, особенно достойных, нет. На самом деле они есть, но непросто создать их поток. Задача HR-бренда как раз и заключается в увеличении числа соискателей на вакансии вашей компании.

При поиске работы человек ориентируется на очень многие факторы. И одним из важнейших является именно HR-бренд: при прочих равных соискатель выберет работу у более брендового работодателя. Бывают ситуации, когда кандидат даже готов понизить свои требования и пожертвовать более высокой зарплатой ради работы в престижной организации с именем.

В компании Intel, к примеру, заработные платы не превышают средних по рынку, однако для многих кандидатов она является желанным работодателем благодаря своему имени. В результате Intel может позволить себе платить сотрудникам меньше, не уменьшая при этом поток соискателей.

Если вы хотите привлекать по-настоящему ценные кадры с минимальными затратами, займитесь HR-брендом своей компании! Несмотря на трудоемкость, это игра, которая стоит свеч.

Сначала вы тратите ресурсы на развитие бренда, а в дальнейшем он начинает работать на вас и значительно экономит ваши время и средства при поиске кандидатов. Чем привлекательнее компания для соискателей, тем легче увеличивать их поток.

Он обеспечит вам:

возможность выбирать из тех, кто сам пришел к вам, вместо того, чтобы тратить ресурсы на активный поиск кандидатов;

изначальную мотивированность и готовность работать на ваших условиях большинства кандидатов;

существенное увеличение выборки профессиональных кадров.

Что такое бренд работодателя?

Репутация представляет собой оценку привлекательности компании со стороны. Все, что о ней думают, говорят и пишут другие люди (разговоры сотрудников в курилке, отзывы в Интернете, статьи в журналах и газетах, официальные рейтинги и негласная лояльность), характеризует репутацию. Репутацию, в отличие от имиджа, нельзя полностью сформировать, но ею можно управлять. Этим мы и займемся.

С практической точки зрения HR-бренд – это умение выстроить коммуникацию с сотрудниками и кандидатами так, чтобы вызвать их лояльность к компании.

Чтобы выстроить успешный HR-бренд, необходимо обратиться к самим кандидатам и поставить себя на их место. Подумайте, чего хотят ваши кандидаты, и развивайте бренд на стыке их желаний и ваших возможностей.

К составляющим HR-бренда относятся:

• известность компании на рынке труда;

• система адаптации и мотивации;

• атмосфера в коллективе и отношение руководителя к подчиненным.

Известность компании на рынке труда. Осведомленность соискателей о существовании вашей компании является несомненным преимуществом для вас. Спросите любого студента, где он мечтает работать, – и он назовет вам один из успешных HR-брендов. Чем выше положительная известность вашей компании, тем больше шансов, что она попадет в список работодателей мечты. Позиционирование в СМИ и на карьерных сайтах, вирусные акции в социальных сетях, программы для молодых специалистов – все это ведет к повышению узнаваемости и, соответственно, увеличению потока кандидатов.

Удовлетворенность персонала. Готовность сотрудников рекомендовать компанию своим знакомым в какой-то степени сродни эффекту сарафанного радио. Причем для формирования положительного HR-бренда важно учитывать мнение как нынешних членов команды, так и бывших. Хорошие условия работы и корректные увольнения с соблюдением Трудового кодекса помогают сохранить компании лицо, что легко потом увидеть при проведении мониторинга отзывов о ней.

Данная статья основана на материалах моего выступления перед студентами Южного Федерального Университета. Большинство примеров – из мира веб-разработки. Однако принципы, о которых я рассказываю, применимы к любой области деятельности.

О себе

Меня зовут Игорь Шелудько.

Я – предприниматель в сфере разработки и продаж программного обеспечения с 2000 года. У меня высшее техническое образование. Cвою трудовую деятельность я начинал как программист, также руководил небольшими командами, занимался как продуктовой, так и заказной разработкой.

Примерно полтора года назад я занялся коммерческим рекрутингом IT-специалистов – то есть не только для себя и своих проектов, а в пользу посторонних компаний. За это время я прочел несколько тысяч резюме и несколько сотен резюме передал на рассмотрение работодателям, получил по ним обратную связь. Хочу поделиться накопленным опытом в формате рекомендаций по подготовке резюме.

Эта статья адресована специалистам, работающим по найму и время от времени перерабатывающим свое резюме.

Вступительное слово

Хорошее резюме должно быть:

  1. Информативным.
  2. Продающим.
  3. Запоминающимся.

Во-вторых, после изучения вашего резюме работодателю должны быть понятны выгоды от найма именно вас.

В-третьих, резюме должно создавать уникальный образ, так чтобы память читателя могла за что-то зацепиться и потом выталкивала ваш положительный образ в разных ситуациях отбора. Будет очень хорошо, если вам удастся заложить в резюме харизму.

Хорошее резюме создает цельный образ привлекательного человека и специалиста с четко выраженными компетенциями, которые можно сразу оценить.

image

Рептильный мозг

image

Нейрофизиологи и психологи в ходе множества экспериментов выяснили, что рептильный мозг чувствителен к следующим мотивам:

Структура резюме

Обычно резюме состоит из следующих блоков:

  1. Фото, ФИО, дата рождения, место проживания, гражданство
  2. Контактная информация
  3. Желаемая должность и зарплата
  4. Ключевые навыки
  5. Опыт работы – где и когда работал, должности, обязанности
  6. О себе в свободной форме (увлечения, интересы)
  7. Образование
  8. Рекомендации

Фото, ФИО, дата рождения, город, гражданство

С датой рождения и гражданством, мы, скорее всего, ничего сделать не сможем в момент написания резюме. Зато можем подобрать подходящее фото. Ваше фото в резюме, а также ваши аватарки в соцсетях и мессенджерах – это первый визуальный образ, который увидит рептильный мозг работодателя или рекрутера и который будет ассоциирован с вами.

Если вам нужна работа, пожалуйста, выберите фото, соответствующее избранной вами должности. Также рекомендую на время поиска работы, поставить соответствующие аватарки в соцсетях и мессенджерах, на которых вы похожи на фото из резюме.

Часто бывают ситуации, когда человек ищет новую работу и не хочет, чтобы текущий работодатель узнал об этом. Многим кажется гениальной идея опубликовать резюме под вымышленным именем. По моему мнению – это плохая практика, потому что надежно скрыться, изменив только имя у вас не получится. Также придется скрыть последнее место работы и указать другие контактные данные, например, телефон и е-мейл вашей бабушки. Это может сильно понизить привлекательность вас как кандидата.

Я рекомендую в такой ситуации просто не выкладывать свое резюме в публичный доступ, а искать интересные вам вакансии и самому на них откликаться, отправляя резюме некоторым избранным работодателям.

Если вы готовы к переезду или рассматриваете только удаленную работу, то обязательно напишите об этом или отметьте соответствующие галочки на площадках поиска работы. Это увеличит область видимости вашего резюме в поиске площадки и повысит ваши шансы быть найденным и приглашенным к собеседованию.

Что отпугивает работодателя в этом блоке?

Проблема №1 в этом блоке резюме – это неудачное фото. Вы можете считать, что если вы и ваши коллеги в обычной жизни выглядите так, то это совершенно нормально. Однако у рекрутера может быть другое мнение. Лучше будет все таки выбрать фото, которое нравится широкому кругу людей, например, вашим родственникам и друзьям не из IT.

image

Также может отпугнуть большой список городов, куда вы готовы переехать. Это производит впечатление, что вы хотите убежать и вам все равно куда. Серьезные люди так себя не ведут. Лучше адаптировать этот элемент резюме под конкретную вакансию.

Часто работодатели при поисках кандидатов имеют ограничения по возрасту, но с этим ничего не поделаешь. Если вам 21 и у вас большой опыт, то попробуйте просто не указывать возраст, но не стоит указывать ненастоящую дату рождения.

Вообще не стоит в резюме врать в таких местах, которые легко проверяются по другим источникам. Сейчас несложно собрать информацию о человеке из многих источников. В первую очередь это соцсети, также есть другие доступные работодателям базы данных.

Желаемая должность и зарплата

Если вы можете работать и готовы рассматривать предложения на любую из нескольких смежных позиций, например, frontend, backend или full-stack разработчик, то стоит сделать 3 резюме, которые будут немного отличаться прежде всего названием желаемой должности. Далее я еще буду возвращаться к этой идее.

Что отпугивает работодателя в этом блоке?

В первую очередь – несоответствие молодого возраста кандидата и притязаний на высокую должность и зарплату. Например, когда в 23 года человек претендует на Senior-квалификацию. Такие люди иногда встречаются, но крайне редко. Чаще попадаются просто хвастуны.
Также я сталкивался с тем, что в некоторых регионах и странах разработчикам несколько быстрее приписывают высокую квалификацию. Я слышал от работодателя из Поволжья, что ему нужен Senior-разработчик, с опытом от 2-х лет. В большинстве регионов РФ про квалификацию Senior все таки говорят после 4-5 лет интенсивной работы в одной тематике или с определенным языком программирования.

Контактная информация

Желательно указать все контакты, которые для вас приемлемы.

Желательно указать ссылки на порфолио и проекты в которых вы активно участвовали. Для разработчиков крайне желательно указать ссылки на личные профили открытых репозиториев – github, bitbacket, чтобы работодатель мог посмотреть на примеры вашего кода и область ваших интересов.

Подразумевается, что хороший разработчик не только работает, но и развивается, чем-то интересуется, и может быть даже участвует в open source проектах, пишет статьи, выступает на конференциях и митапах. Разнообразные примеры вашего кода помогут избежать скучного тестового задания при отборе и ускорить выбор именно вас.

Что делать, если у вас нет интересных личных проектов, которые стоит опубликовать? Многие разработчики публикуют в своих репах успешно выполненные тестовые задания от других работодателей, особенно если они были чем-то примечательны. Это хорошая практика. Вместо проверки типового тестового, техническому эксперту работодателя может быть интереснее покопаться в ваших проектах, придумать каверзные вопросы по вашему коду и потом задать их вам на собеседовании.

Что отпугивает работодателя в этом блоке?

В первую очередь – неизвестность. Если, кроме e-mail, другие контакты отсутствуют, то на начальном этапе отбора рептильному мозгу рекрутера вы сразу не понравитесь. Малоизвестные субъекты часто бывают непривлекательны и даже опасны, поэтому лучше пройти мимо вас и вспомнить про вас, только если совсем не будет других кандидатов.

Конечно в мире все еще есть люди, у которых нет аккаунтов в соцсетях, публикаций, порфолио и репозиториев, вся их работа была строго засекречена, а времени на хобби не оставалось. Но таких людей сейчас уже мало, и они выглядят подозрительно.

Ключевые навыки

Этот блок резюмирует описание вашего опыта, дает сжатое представление о том, что вы знаете и умеете. Желательно расположить его перед подробным описанием опыта работы, это позволит рекрутеру быстро понять стоит ли читать ваше резюме далее. Этот блок желательно подстраивать под желаемую должность. Если вы можете и готовы делать фронтенд и бэкенд, то лучше создать 3 резюме – фронтенд, бэкенд и фул-стэк разработчика, которые будут отличаться в первую очередь блоком ключевых навыков и некоторыми акцентами в описании опыта – подробнее раскрывайте релевантный опыт и поверхностно опишите остальной опыт.

Для разработчиков и других технических специалистов уместно не просто перечислить навыки и технологии, с которыми вы работали, но и указать общий стаж по нескольким местам работы.
Например: Node.js – 3 года, 10 проектов для 2 работодателей, Angular 2 – 1,5 года, 3 проекта на последнем месте работы.

Для фронтенд разработчика, дизайнера, верстальщика будет даже уместным приложить визуальное представление ключевых навыков — это выделит вас в массе других кандидатов. Вспоминаем про мотивы рептильного мозга.

Что отпугивает работодателя в этом блоке?

Отсутствие этого блока или его несоответствие описанию опыта работы может вызвать недоумение и диссонанс у читателя. Заявляя тут какие-либо навыки, убедитесь, что вы упоминаете их в описании вашего опыта работы.

image

Опыт работы – где и когда работал, должности, обязанности

Роль и формат этого блока в последнее время стали шире. Вместо сухого перечисления дат, мест работы и должностей, работодатели и рекрутеры хотят видеть историю вашей трудовой жизни. По каждому месту работы крайне желательно описать, чем вы там занимались, какую пользу причинили работодателю, в каких проектах участвовали и какие части проектов делали именно вы. А также, чему вы научились, какие выводы для себя сделали. Стоит перечислить технологии и инструменты, которые вы применяли. Чем больше информации, релевантной вакансии, будет в этом блоке, тем выше ваши шансы быть приглашенным на собеседование. Этот блок также уместно адаптировать под каждую новую вакансию. Хотя бы фрагмент про ваше последнее место работы. Перечисление технологий и инструментов повышает шанс быть найденным в поиске по базам резюме.

Что отпугивает работодателя в этом блоке?

Очень часто работодатели интересуются причинами смены места работы – почему кандидат покидает предыдущее место работы? Стоит быть готовым ответить на этот вопрос, но я не рекомендую указывать это в резюме. Причины расставания с работодателем — это очень скользкая тема. И любой ваш ответ может быть трактован негативно. Во время собеседования у вас будет шанс произвести впечатление, прежде чем этот вопрос будет задан и общее положительное впечатление о вас сгладит почти любую причину смены места работы.

image

О себе

В этом блоке вы вольны написать о своих принципах, увлечениях и пожеланиях к новому месту работы.

Напишите, какие рабочие задачи вы предпочитаете, чем сейчас увлекаетесь, с какими технологиями хотели бы поработать, что вы не любите, какую дополнительную пользу вы можете принести работодателю.

Также тут можно детализировать ваше видение системы оплаты труда. Сколько вы хотите получать при различных приемлемых для вас вариантах оплаты (при частичной занятости, удаленной работе, переработках и т.п.).

Что отпугивает работодателя в этом блоке?

Резкие, категоричные высказывания, нетрадиционные взгляды, цинизм, черный юмор, противоречие с предыдущей информацией в резюме.

Образование

Образование — это факты о вас, традиционно пользующиеся большим авторитетом и доверием. Это хорошее окончание вашего рассказа о себе. Особенно если в этом блоке вам есть что рассказать.
В начале карьеры, когда у вас еще нет возможности подробно и емко описать ваш опыт работы, на помощь вам могут прийти сертификаты о дополнительном образовании. Это касается как технических навыков, так и знания иностранных языков. Если у вас нет сертификатов, попытайтесь их добыть. Изучите, какие есть онлайн программы и тесты, которые вы могли бы сдать, подготовьтесь и сдайте. Отсутствие сертификатов – это нормально, но их наличие – это хорошо.

Рекомендации

Если у вас есть возможность приложить сканы рекомендательных писем и характеристик с предыдущих мест работы, можете их приложить. По моему опыту, сертификаты о прохождении программ подготовки и тестов в IT ценятся выше, чем мнение предыдущих работодателей.

Подведем итоги

Предоставляя подробную информацию о себе, мы заигрываем с ленью, эгоизмом и самолюбием читателя.

Если вы напишете резюме легким языком, местами с юмором и самоиронией, вы сделаете ваше резюме интересным, харизматичным, запоминающимся. Вы вызовите симпатию и оставите о себе след на эмоциональном уровне читателя. Кроме того, вы обеспечиваете себе различимый контраст на фоне других ленивых соискателей, которые не удосужились подготовить интересное резюме. При этом с юмором стоит быть осторожным. Не стоит использовать известные шутки. Шутите, только если уверены, что ваша шутка оригинальна и не обидит читателя.

Приятное фото в начале и демонстрация ваших регалий в конце, вместе с убедительным опытом работы в середине резюме, делают ваш образ идеального кандидата целостным и законченным.

Комфортный для читателя объем резюме – 2 страницы. На первой странице – фото, ФИО, желаемая должность и оплата, ключевые навыки, одно-два подробно описанных последних места работы. На второй странице – более ранние места работы, образование, личные проекты и интересы.

Не забудьте протестировать созданное вами резюме на ком-нибудь из знакомых. Дайте ему почитать и попросите его охарактеризовать вас на основании информации из вашего резюме, которую он запомнил. Используйте результаты такого эксперимента для доработки резюме и улучшения вашего образа, возникающего после прочтения вашего резюме.

Ни для кого не секрет, что кризис, пронесшись ураганом по российской экономике, смел на своем пути крупные компании, банки, самые различные структуры, в выживаемости которых мы не могли даже усомниться; не говоря уже о более мелких фирмах; оставил после себя не очень благоприятную картину, наблюдая которую, невольно представляешь судьбы людей, поставленных в условия поиска работы. И в такой ситуации оказалась, можно сказать, большая часть населения. Нам, как кадровому агентству, на сегодняшний день приходится сталкиваться с огромным наплывом соискателей, требующих от кадрового рынка порой даже невозможного. Хотелось бы немного прояснить ситуацию, чтобы облегчить людям поиск работы, и сделать работу кадрового агентства более эффективной именно с точки зрения потенциальных кандидатов.

Оказавшись без работы в кризисное для рынка труда время, человек чувствует себя, по меньшей мере, беспомощно, т.к. оказался без средств к существованию в рекордно короткие сроки. Перед ним стоит вопрос, какие предпринять шаги в первую очередь (особенно, если с поиском работы он еще не сталкивался)?

Каким бы тяжелым не был сегодняшний рынок труда, но спрос на хороших специалистов не только сохранился, но и неуклонно возрастает. Безусловно, предложение намного превышает спрос, что рождает большой конкурс специалистов, и поэтому основной задачей соискателей становится привлечь внимание именно к своей кандидатуре. И визитной карточкой в этом вопросе является профессиональное резюме.

Значит, не стоит впопыхах слать свои не очень корректно составленные резюме по всем факсам или e-mail, которые были когда-то где-то увидены в прессе, в Интернете или на телевидении. Для начала стоит обратить внимание именно на то, КАК составлено Ваше резюме.

Идеально было бы иметь резюме на двух языках: русском и английском, чтобы иметь возможность выслать тот или иной вариант, по просьбе работодателя или кадрового агентства (какой именно вариант интересен, желательно уточнить во время телефонного разговора, т.к. Ваше желание выглядеть более образованным, может привести к отрицательному эффекту, и резюме останется непрочитанным). Если знание языка не позволяет составить резюме, то не стоит обращаться за помощью к переводчику. Наличие английского варианта имеет смысл именно в том случае, если Вы сами владеете иностранным языком. И в этом случае вполне достаточно русскоязычного CV.

Может показаться смешным, что мы обращаем на это внимание, но в резюме обязательно должны быть указаны Ваши фамилия, имя, отчество, а также дата рождения. Как ни печально, но возрастные ограничения бывают очень принципиальны. И из этого не стоит делать тайну, т.к. об этом рано или поздно придется рассказать.

Обязательно нужно указать контактную информацию: адрес, телефон, факс, e-mail, пейджер, и желательно сделать это дважды: вначале и в конце резюме (это увеличивает шансы прочтения информации в случае плохой проходимости факсов).

Далее обязательно должно быть отражено Ваше образование, как основное, так и дополнительное: курсы, семинары, аспирантуры и т.п. Если Вы находитесь в процессе обучения, то обязательно уточните форму обучения, а также курс.

Отдельной строкой обычно идут дополнительные сведения. Здесь Вы можете указать то, что, как Вам показалось, не нашло своего отражения в разделе опыта работы, а также дополнительную интересную информацию. Имеет смысл указать и личные качества, которые отличают Вас, как незаменимого работника.

Если Вы справились и с этой задачей, то остается последнее, а именно, цель составления Вашего резюме — то, на какие должности Вы претендуете. Если же Вам не хочется самого себя загонять в эти рамки, то можно просто уточнить сферу интересующей Вас деятельности, а также имеет смысл указать ту область, которая Вас ни в коей мере не привлекает, чтобы Вас не беспокоили предложениями, на которые Вы заведомо не ответите положительно.

Спорным остается вопрос зарплаты. Да, раньше это был обязательный пункт, но сейчас кандидаты стараются обойти этот вопрос. Поэтому здесь Вы вправе решать, насколько для Вас принципиально указывать минимальный уровень оплаты. Если Вы заинтересованы только в определенной сумме, то смело вписывайте эти цифры (беспокоить предложениями, которые Вам не интересны, Вас не будут), если же Вы готовы обсуждать этот пункт, то оставьте вопрос открытым для личного разговора.

В Вашем CV обязательно должна присутствовать дата отправления резюме, чтобы менеджер по персоналу мог сориентироваться, когда оно было составлено, т.к. данные могут быть устаревшими, а значит необходима предварительная беседа для уточнения ряда вопросов, и самый принципиальный из них: продолжаете ли Вы поиск работы?

Вся содержащаяся в резюме информация должна занимать не более двух страниц, а наиболее выигрышно Ваше CV будет выглядеть, если Вам удастся его разместить на одной странице. При этом необходимо разумно подойти к выбору шрифта — текст должен легко читаться. И не стоит забрасывать работодателей или кадровые агентства огромным количеством макулатуры, т.к. эта информация неудобна ни для хранения, ни для использования. Скорее всего, она может вызвать даже нежелательные в этом случае отрицательные эмоции. Рекомендательные письма, образцы работ, порт фолио и т.п. высылаются только по требованию.

Из всего выше сказанного стоит сделать вывод: о составлении профессионального резюме стоит позаботиться заранее, даже если у Вас прекрасная работа, и, с Вашей точки зрения, искать работу не имеет смысла. Поэтапно составляемое резюме наиболее полно сможет отразить ключевые моменты Вашей биографии. Вы уже не сможете чего-то упустить из трудовой деятельности, более развернуто раскроете должностные обязанности, не забудете указать какие-либо курсы, семинары, дополнительное образование, которое смогли получить за это время. Сможете вновь и вновь его перечитать и изменить, если Вас что-то не устраивает. Сделать акцент в том или ином месте, если, на Ваш взгляд, это привлечет работодателя. И, в конце концов, будете чувствовать себя более уверенно в наше непростое время!

Итак, у Вас на руках есть прекрасно составленное резюме! Значит первый и главный шаг сделан.

Будем честны: резюме не главное при устройстве на работу. Человека с уникальными опытом и компетенциями пригласят на собеседование, даже если его резюме составлено на салфетке. Другое дело, если к категории редких суперпрофессионалов он пока не относится. Тогда шанс встретить конкурентов в борьбе за работу мечты возрастает, а качество резюме выходит на первый план.

Как составить резюме: наши советы соискателям

Фото, контакты, место проживания

Фотография в резюме всегда будет плюсом, даже если должность не предполагает общения с людьми. Фото сделает резюме персонализированным: его будет легче заметить, а отклик сложнее пропустить или удалить. Но выбирать портрет для резюме нужно критически: неудачное фото может все испортить. Лучше всего подойдет профессиональное портретное фото, деловое и нейтральное.

Желаемая должность и зарплата

Указывать желаемую зарплату в резюме необязательно, но любой работодатель будет рад, если вы это сделаете. Универсальный совет в такой ситуации: написать сумму на 15–20% большую, чем та, которую вы зарабатываете сейчас. Это даст возможность торговаться без ущерба для собственных интересов. Подробнее о том, как определить желаемый доход, мы рассказывали в одной из статей.

Сверяйте свои ожидания со средней зарплатой по рынку: посмотрите на вакансии, на статистику по региону и профессиональной области. Завышенный на 40% и более оклад однозначно отпугнет рекрутера. Узнать среднюю зарплату по рынку для своего города и свой профобласти можно в Индексе HeadHunter.

Исключение — резюме топ-менеджеров. Зарплаты руководителей рассчитываются в разных компаниях по-разному, и конкретные ожидания могут помешать получить выгодное предложение.

Опыт работы

Если вы не начинающий специалист, то именно опыт — главная часть резюме. Поэтому к этому разделу стоит подойти с особой тщательностью.

Образование

Все указанные в резюме образовательные курсы должны относиться к профессиональной деятельности. Лучше упустить что-то, чем добавлять сомнительные сертификаты — например, о курсах по массажу, — если в работе эти знания не нужны.

О тернистом пути наверх всегда лучше рассказать на собеседовании. Поэтому можно опустить учебу в техникуме или ПТУ, если есть диплом о высшем образовании в той же сфере.

Ключевые навыки

Избегайте очевидных вещей: не нужно писать, что вы знаете Windows, Internet Explorer и пользуетесь электронной почтой.

Обо мне

Все то же самое относится и к достижениям в интеллектуальной сфере. Если вы чемпион города по шахматам или выиграли олимпиаду по программированию — это интересно. Если просто увлекаетесь чтением, то нет. Добавляйте только то, что можно доказать и что поможет получить желаемую должность.

А вот хобби в большинстве случаев лучше совсем не указывать. Рекрутеру оно не интересно, а экзотические занятия (вроде эзотерики и даже йоги) и вовсе могут отпугнуть.

Как писать

Теперь коснемся вопроса языка резюме. Хороший язык не только расскажет о вашем уровне развития, но и заметно облегчит работу рекрутера — ему не придется пробираться сквозь набор штампов и сложных оборотов, чтобы добраться до сути.

Итоговый текст резюме должен представлять собой выжимку, из которой убрано все, что в принципе можно убрать без потери смысла: вводные слова, эпитеты, причастные и деепричастные обороты, лишние отглагольные прилагательные и существительные.

Неправильно: Занимался организацией проведения инвентаризаций в принадлежащих компании подразделениях. Осуществлял деятельность по организации тендеров, в частности, подготовку обширного пакета документов по этому вопросу.

Правильно: Проведение инвентаризаций в подразделениях компании. Подготовка пакета документов для проведения тендеров.

Следуйте нехитрому принципу: чем короче и проще предложения, тем лучше.

Ключевые слова

Подумайте над тем, какие ключевые слова относятся к вашей профессии, представив, какие термины рекрутер будет использовать при поиске резюме. Используйте информацию из интересных вам вакансий.

Сопроводительное письмо

Проверка резюме

Когда работа закончена, советуем два-три раза внимательно пройтись по тексту, исправляя ошибки и редактируя не слишком удачные фразы. Имейте в виду, что опечатки в заголовках, названиях компаний и должностей особенно насторожат работодателя.

Перечитывать текст больше трех раз подряд бессмысленно. Лучше вернуться к нему через некоторое время и тогда проверить еще раз. Если хотите показать резюме кому-нибудь еще, выбирайте человека с опытом работы рекрутером — в ином случае гарантированно получите ворох ненужных советов.

Читайте также: