Как соотносятся понятия правотворчество и систематизация права

Обновлено: 28.06.2024

Название работы: Правотворчество и систематизация законодательства

Предметная область: Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Описание: К способам правотворчества относят: Принятие нормативноправовых актов органами государства Принятие нормативных актов народом путем референдума Заключение различного рода нормативных договоров Признание юридических прецедентов Санкционирование обычаев или норм выработанных негосударственными организациями. В юриспруденции выработан ряд принципов правотворчества выражающихся в следующих закрепленных принципах: Принцип демократизма население должно привлекаться к участию в правотворчестве а его мнение учитываться при разработке и.

Дата добавления: 2015-02-14

Размер файла: 61 KB

Работу скачали: 10 чел.

  1. Понятие правотворчества, его способы.
  2. Принципы правотворческой деятельности. Юридическая техника.
  3. Стадии правотворческой деятельности.
  4. Систематизация законодательства.
  5. Кодификация как вид систематизации законодательства.

1. ПОНЯТИЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВА, ЕГО СПОСОБЫ.

К способам правотворчества относят:

  • Принятие нормативно-правовых актов органами государства
  • Принятие нормативных актов народом путем референдума
  • Заключение различного рода нормативных договоров
  • Признание юридических прецедентов
  • Санкционирование обычаев или норм, выработанных негосударственными организациями

2. ПРИНЦИПЫ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В юриспруденции выработан ряд принципов правотворчества выражающихся в следующих закрепленных принципах:

Принцип демократизма – население должно привлекаться к участию в правотворчестве, а его мнение учитываться при разработке и принятии нормативно-правовых актов.

Принцип гласности - правотворческая деятельность должна осуществляться в открытой и доступной для населения форме.

Принцип научности - к участию в правотворческой деятельности должны привлекаться ученые, эксперты, специалисты-практики, которые должны давать прогноз последствий принятия того или иного нормативного акта.

Принцип законности - правотворчество должно осуществляться только уполномоченными на то компетентными органами с соблюдением всех требований к его процедуре.

Принцип исполнимости - принимаемые нормативные акты должны иметь финансовую и кадровую базу, необходимую для их должного исполнения.

Принцип профессионализма - правотворческая деятельность должна осуществляться профессионально подготовленными субъектами с использованием специальных приемов и средств юридической техники.

Поскольку настоящий юрист должен не только правильно понимать юридический язык, но и правильно использовать его в юридических документах, т. е. владеть техникой юридического письма, представляется потребность в изучении юридической техники и основными правилами юридического письма.

Юридическая техника - это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации юридических документов в целях достижения их ясности, понятности и эффективности.

Объектом юридической техники является текст составляемого нормотворцем юридического документа. По существу юридическая техника представляет собой так называемые деловые обыкновения, т.е. действия и приемы, сложившиеся и процессе правотворческой деятельности. Они могут быть скреплены в специальных нормативных актах, но могут действовать и на основе сложившихся обычаев. Создаваемый с их помощью юридический текст должен отвечать следующим правилам:

  • он должен быть лишен эмоциональной окраски (нейтральное изложение юридических норм повышает эффективность правового регулирования);
  • изложение материала должно быть точным, ясным, связанным и последовательным;
  • при необходимости в нем должны быть использованы устойчивые юридические штампы и клише, иная юридическая терминология.

3. СТАДИИ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Правотворческая деятельность представляет собой определенную юридическую процедуру, т.е. урегулированную правом последовательность тех или иных правотворческих действий, направленных на достижение конкретного правотворческого результата. Будучи процедурой сложной и длящейся во времени, она имеет определенные промежуточные этапы, называемые стадиями. На каждой стадии правотворческого процесса решаются конкретные задачи.

В Российской Федерации наиболее распространенной является такая форма правотворчества, как принятие нормативно-правовых актов органами государства. В рампах этой правотворческой процедуры наиболее разработана процедура принятия законов - она зафиксирована в Конституции РФ.

Основные стадии законодательной процедуры можно отобразить в следующем виде: стадия законодательной инициативы ↔ стадия обсуждения законопроекта ↔ стадия принятия законопроекта ↔ стадия утверждения законопроекта ↔ стадия официального опубликования закона ( промульгация закона ).

4. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

Наличие значительного числа нормативных актов, регулирующих один и тот же вид общественных отношений, обладающих разным уровнем официальности, часто противоречащих друг другу и содержащих устаревшие нормы, требует согласования и приведения их в соответствие между собой создания единого нормативного акта. Осуществлению этой задачи служит систематизация нормативно-правовых актов.

Систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность государственных органов, общественных организаций, должностных лиц по упорядочению и совершенствованию нормативных актов, приведению их в определенную внутренне согласованную систему.

Основными формами систематизации нормативно-правовых актов являются:

Учет - деятельность по сбору, хранению и поддержании нормативно-правовых актов в контрольном состоянии, а так по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет;

Инкорпорация - объединение нормативно-правовых акт в единых сборниках. Инкорпорация предполагает и опирается на результаты учета нормативных актов. Она может носить как официальный характер (предпринимается по поручению правотворческих органов, которые иногда утверждают или одобряют инкопорированные сборники), так и неофициальный характер (сборники готовятся и издаются научными учреждениями, издательствами, частными лицами по собственной инициативе);

Консолидация - объединение нескольких (близких по содержанию) нормативно-правовых актов, сведение и группировка отдельных частей этих актов в новый единый нормативный акт;

Кодификация - правотворческий вид систематизации нормативно-правовых актов, результатом которого является издание на основе упорядочения и переработки действующего нормативного материала нового правового акта (основ, кодекс и т. д.).

5. КОДИФИКАЦИЯ КАК ВИД СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

Кодификация представляет собой систематизацию, проводимую путем объединения нормативных актов в единый юридически цельный акт с изменением их содержания. Кодификация может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства) и специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института).

Для кодификации характерны следующие черты :

  • она представляет собой наиболее сложную, трудоемкую и вместе с тем совершенную форму систематизации;
  • является особым видом правотворчества;
  • осуществляется только компетентными государственными органами на основании конституционных или иных законных полномочий;
  • ее результаты рассчитаны на длительный срок;
  • итоговым результатом кодификации является создание единого кодификационного акта, который отличается юридической и логической целостностью, сводным характером (т.е. объединяет не утратившие своего значения нормативные предписания), сложным строением, главенствующим положением среди других отраслевых актов.

Существует несколько видов кодифицированных актов : основы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила.

Основы законодательства - это отраслевые нормативные акты, которые содержат основополагающие нормы, регулирующие ту или иную область сходных общественных отношений, вследствие чего являются юридической базой для развития законодательства в сфере совместного ведения Российской Федерации, республик в ее составе и других субъектов Федерации.

Кодексами называют нормативные акты, которые содержат правовые нормы, направленные на регулирование качественно близких общественных отношений: гражданских, брачно-семейных, уголовных и других.

Уставы представляют собой нормативные акты, которые регулируют определенную сферу государственной деятельности (работу железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта, воинскую службу и т. д.).

Положения - это нормативные акты специального действия, которые детально регулируют статус либо организацию деятельности государственных органов, организаций и учреждений (например, Положение о службе в органах внутренних дел).

Под правилами понимаются нормативные акты, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности.

Работа по кодификации проходит в несколько этапов. Сначала разрабатывается общий план систематизации действующего законодательства и рабочий план кодификации в каждой отрасли права. В этих планах указываются цель предполагаемой работ и ее основные этапы, определяются сроки проведения кодификации и необходимые для этого средства.

Второй этап - определение объема того нормативного материала который подлежит обработке. Отбор тех или иных нормативно-правовых актов зависит от предполагаемой цели кодификации, а также их характера и значения самого правового материала. После определения объема правового материала, подлежащего кодификационной обработке, его собирают воедино и регистрируют. Как правило, основной формой регистрации правовых актов являете карточная регистрация, позволяющая создать полное хронологическое собрание законодательного материала по соответствующему вопросу.

Следующий этап кодификационного процесса - выявление актов, официально отмененных соответствующими органами, а также актов об отмене других актов, не устанавливающих новых правовых норм. Итогом проведения данной операции является существенно сокращение объема законодательного материала, подлежащего дальнейшей обработке. На этом же этапе кодификатор освобождается от актов с определенными в них сроками действия, уже истекшими и непродленными.

Затем из собранного материала исключаются акты, формально пока не отмененные, но фактически утратившие силу в связи с после дующим развитием законодательства. Вопрос о том, какие из актов фактически утратили силу, решается совместно с государственными органами, их принявшими, при согласовании с ведомствами, которых они непосредственно касались. По окончании таких консультации составляется список фактически не действующих актов, подлежащих исключению из дальнейшей кодификационной обработки. К списку прилагаются подробные справки с указанием мотивов исключения из процесса кодификации каждого из внесенных в него акта.

Получив, таким образом, лишь действующие нормативные акты кодификатор подвергает их дальнейшей обработке. В частности, из текста акта исключаются:

  • вводные части, если они не содержат принципиальных указаний;
  • статьи с перечнем отменяемых актов, с временными правилами применения акта при введении его в действие;
  • статьи, которые фактически утратили силу;
  • статьи ненормативного характера.

Все исключения также сопровождаются мотивированными объяснениями в специальных справках, на основании которых законодатель при обсуждении проекта кодификационного сборника будет решать вопрос об окончательной судьбе данных статей.

Наконец, получив полное собрание действующего законодательства, кодификатор создает алфавитно-предметную картотеку, а затем в алфавитном порядке располагает свободные листы с текстами законодательных актов. Это позволяет быстро получать необходимые справки по действующему законодательству, является основанием для систематического толкования действующих правовых норм, а также облегчает решение других вопросов кодификационной работы, в частности, о схеме будущего кодификационного сборника, в соответствии с которой весь действующий законодательный материал распределяется по разделам.

Закончив распределение законодательного материала по разделам, кодификатор приступает к устранению имеющихся в действующем законодательстве противоречий и повторений. На этом этапе обнаруживаются существующие в законодательстве пробелы, о которых кодификатор может и должен поставить в известность законодателя.

Итогом кодификации является создание проекта единого, сводного, юридически и логически цельного, согласованного нормативного акта (кодификационного сборника) представляемого на утверждение соответствующего компетентного государственного органа.

Считаете ли вы необходимым внести соответствующие изменения в Конституцию РФ, которые бы регламентировали процесс лоббирования при принятии федеральных законов? Или же, по вашему мнению, лоббирование вообще следовало бы запретить? Обоснуйте свою точку зрения.

Читайте также: