Как согласовать чувства и разум

Обновлено: 19.04.2024

ведь живопись, скульптура, музыка, стихи - это чувства, которые творец облекает сначала в мысленные образы, а уж потом представляет их миру в виде своих творений.
в то же время, в отношениях между людьми, например. личными или в обществе. мы часто видим, как действия окружающих, которые оценивает и осознаёт разум, вызывают эмоции и чувства, подчас очень сильные, которые разумом не контролируются или пресекаются, а наоборот - спровоцированы и оправдываются.
так значит, разум и чувства - две половинки одного целого.

это лишь. рассуждение, а не утверждение.
интересны Ваши мысли. и чувства. об этом.
спасибо!).

огромное спасибо ВСЕМ за ответы. !
долго не могла выбрать лучший, потому что лучших много).. .
Ваши ответы, как жемчужины, все вместе образовали чудесное ожерелье, но по правилам проекта всё же придётся выбрать лучшим только один.

А во всех остальных случаях творить, действовать,
да вообще жить лучше как одно целое, не разделяя внимание и не разделяясь самому.

Желаю Вам ( и себе любимому) как личностного роста,
так и цельной гармонии. :-)

Цель - уравновесить, гармонизировать левое и правое полушария . Чувства и разум . Когда они в гармонии . это Счастье .

Тут уместно сравнение с айсбергом, вся масса которого размещается под водой. Так вот - мысли это его верхушка, а чувства - его нижняя огромная преобладающая, но при этом невидимая и таинственная часть, значение которой подчас недооценивается в виду мутности воды, в которой она находится.

Лучше ответить даже пытаться не буду.))) Очень меткое сравнение.))) Мысли и чувства, а айсберг то один. ))) И не разделимо это по всей видимости. И действительно чувства не всегда видны. А иногда имеют первостепенное значение.))) Но и с другими ответчиками, тоже в чём то согласен.))) Тем не менее, на мой субъективный взгляд ЭТО ЛО.))) Но, выбор за вами Ласека.

Да, Вы правы. Чувства, эмоции это часть разума, часть интеллекта. К примеру, тело, напрягаясь, чувствуя себя некомфортно, таким образом даёт нам знать, что что-то не так в окружении. И это по сути интеллект. Да и можно ли представить чистый разум как таковой? Нет, наверное. Это лишь философская абстракция. Конечно, связаны они. Чувства направляют внимание в нужную сторону, заставляют что-то предпринимать и таким образом это часть общего механизма отреагирования. И термин есть такой - чувствознание.

Сам интелект или разум появился позже чуств.. . Посторайтесь прежде всего для начала понять себя, а потом действовать.. . Почитайте литературу по психологие, пусть ваш разум научится понимать ваши чуства.. . )))

"Душа с душой- как нож с ножом,
И два колодца- взгляд со взглядом.
Коль скажем: " Любим"- мы солжем,
Коль скажем: " Нет"- жизнь станет адом.
И мы друг друга- стережем,
И мы всегда друг с другом- рядом. "
/К. Бальмонт/


/авт. John William Waterhouse/

Разум ..-это "поводок" для Чувств ..
..это "строгий ошейник" с шипами-напоминаниями .
Сорвавшиеся "с цепи" Чувства принесут много хлопот Разуму.

57. Тот, кто ни к чему не привязан, кто, встречая приятное и неприятное, не радуется и не ненавидит, 17 разумение того установилось.

58. Когда, подобно черепахе, втягивающей в себя все свои члены, он отрывает свои чувства от предметов чувств, тогда его разумение установилось.

59. От предметов чувств, но не от вкуса к ним освобождается тот, кто не дает им питания; но и вкус к ним исчезает у того, кто узрел Брахмана. 18

60. Возбужденные чувства неудержима увлекают разум даже мудрого человека, хотя бы не переставал бороться.

61. Укротив все чувства, он должен сесть19 уравновешенный, поставив себе высшей целью меня; ибо разум того установлен, кто владеет чувствами своими.

62. Устремление мысли на предметы чувств рождает привязанность к ним; от привязанности рождается вожделение; от вожделения рождается гнев.

63. От гнева происходит заблуждение; от заблуждения — смятение памяти; от смятения памяти — разрушение Разума; 20 от разрушения Разума человек погибает.

64. Но свободное от притяжения и отталкивания, двигаясь среди предметов чувств, владеющее собою "я", послушное своему Высшему Я, идет к миру.

65. В этом состоянии мира наступает конец всем страданиям; разум того, чье сердце успокоилось, скоро достигнет равновесия.

66. Нет Чистого Разума для невладеющего собой, и нет для него медитации; без медитации нет мира, а без мира возможно ли счастье?

67. Чувства, увлекающие разум, уносят разумение подобно ветру, несущем ладью по бурным волнам.

68. Поэтому, у того, чьи чувства совершенно отвлечены от предметов чувств, разум того вполне устойчив.

69. То, что ночь для всех, для мудрого есть время бодрствования, когда же все остальные существа бодрствуют, тогда наступает ночь для ясновидящего мудреца.

70. Тот обретает мир, в душу которого вливаются желания так же, как в полноводный океан, сохраняющий неподвижность, вливаются реки, — а не тот, кто желает желаний.

71. Кто отрекся от всех желаний и идет вперед, свободным от вожделении, самости и эгоизма, тот направляется к миру.
БХАГАВАД-ГИТА

. На жизненном пути, уткнувшись в камень.. .

. вот так же чувства с мыслями в разбег. .

. Такой уж сложный, ЧЕЛОВЕК. )))).

Маленькому человеку, в детстве, для радости не нужно никаких причин.
Радость - его естественное состояние. А вот для печали причина нужна!
Почему происходит всё наоборот, когда мы становимся взрослыми?! .
Виноваты коварные гормоны? Или жадный в своих, неуёмных порой, устремлениях Ум?. .
Старательно развиваемый, но, в итоге, порабощаемый нас. .
Ум, который начинает реагировать прежде, чем наши чувства успевают откликнутся!
РазУМность - это когда мы сознаем, что из-за монополии ума многое, порой, упускаем. .
Причина многих наших несчастий (часто надУМанных) коренится в нашем уме;
мы и чувства подчинили ему - так, оказалось, удобнее сосуществовать в Коллективе ( Обществе ).
Для этого даже нормы морали человечество зависимо придумало: шаг в сторону - "расстрел"..
Вот и стремимся ..соответствовать. . во всём. .


..И только, иногда, как в детстве на качелях, мы обретаем искреннюю восторженную радость.. .
Но, заметьте, в тот момент мы - вне ума. . Значит, чувства - на свободе? !

Но один выход, всё же, есть: на мудром востоке говорят " Люби - и можешь делать что хочешь ".

Как говаривала Герцогиня: "Отсюда мораль - нравственному человеку мораль не нужна!" :):):)
Только мне кажется, что ум чувствам может и помогать, а в первом шаге - вы абсолютно правы - перестать блокировать.
Спасибо :)

Спасибо Вам за Ваш замечательный ответ, он тоже ЛУЧШИЙ.
Вы правы, для печали нужна причина. и жаль, что наш разум так часто эти причины находит и указывает на них чувствам.
но чувства - они же могут научить разум обращать внимание на то, что отзывается в сердце радостью.
вот туда и направимся))
солнечного Вам настроения и светло-радостных дней!)

чувства и разум живут в ненавязчивой гармонии,
рядом и не мешая друг другу. .
на ..раздели. . их
погибнет
одно и другое

Картинки по запросу с помощью разума мы должны взять верх над чувствами

Элиот был успешным человеком, руководителем в крупной компании. Его любили коллеги и соседи. Он умел быть обаятельным и обезоруживающе остроумным. У него было все: жена, дети, друзья и кайфовые отпуска на пляже.

Элиот пил таблетки. Спал днем. Он пробовал не стрессовать, расслабиться, не напрягаться, забить, плюнуть и растереть. Но боль возвращалась снова и снова. Более того, становилась только сильнее. Очень скоро Элиот дошел до того, что уже не мог ни спать ночами, ни работать днем.

В конце концов он пошел к врачу. Врач провернул свои врачебные манипуляции, сделал свои врачебные обследования, получил свои врачебные результаты и сообщил Элиоту печальную новость: у него опухоль мозга — вот прямо тут, в лобной доле. Вот она. Видите? Да-да, серое пятно спереди. Угу, здоровенная. С бейсбольный мяч, наверное.

Хирург вырезал опухоль, и Элиот вернулся домой. Он вышел на работу. Вернулся к семье и друзьям. Казалось, все опять пришло в норму.

Но потом все посыпалось.

Поначалу коллеги его жалели и старались прикрыть. В конце концов, ему из головы только что вырезали опухоль размером с немаленькое яблоко. Но вскоре разгребать за ним стало слишком напряжно, а его оправдания стали уж совсем неадекватными. Ты пропустил встречу с инвестором, чтобы купить новый степлер? Серьезно? Ты чем думал, Элиот?

Месяцы запоротых встреч и околесицы однозначно показали: вместе с опухолью из головы Элиота ушло еще что-то очень важное, заодно прихватив с собой, по мнению коллег, нехилый кусок бюджета компании. Так что Элиота уволили.

При этом и дома все стало как-то паршиво. Представьте диванного лежебоку, которого нафаршировали нерадивым папашей, слегка приправили телевикторинами и оставили печься при температуре 175 °C двадцать четыре часа в сутки. Вот это и был новый Элиот. Он не пошел на игры сына в Малой бейсбольной лиге. Он забил на родительское собрание, чтобы посмотреть марафон бондианы по ТВ. У него даже не возникало мысли, что с женой можно бы разговаривать и почаще, чем раз в неделю.

Для семейных скандалов появились совершенно новые и неожиданные основания — правда, скандалами это было сложно назвать. В скандале нужны две заинтересованные стороны. Но хотя жена Элиота аж кипела от ярости, сам он с трудом улавливал ход развития сюжета. Вместо того чтобы сразу бросаться что-то менять и подлатывать в попытках продемонстрировать родным людям свою любовь и заботу, он оставался замкнутым и безучастным. Он как будто жил вне зоны доступа для всех других обитателей Земли.

В итоге жена не выдержала. Ему не только опухоль вырезали, орала она, но и хреново сердце. Она развелась с ним и забрала детей. Элиот остался один.

Приуныв и вконец растерявшись, Элиот начал думать, как ему реанимировать карьеру. Его завлекли в сомнительные аферы. Мошенник вытянул из него почти все сбережения. Роковая красотка соблазнила его, уговорила на тайную женитьбу, а год спустя подала на развод и откусила половину его собственности. Он кочевал по городу, снимая все более дешевые и убитые квартиры, и через несколько лет благополучно превратился в бомжа. Тогда брат подобрал его с улицы и привез жить к себе. Друзья и близкие с ужасом наблюдали, как всего за несколько лет человек, которым они когда-то восхищались, буквально выбросил свою жизнь на помойку. Никто не мог понять, как так вышло. Было очевидно, что в Элиоте что-то изменилось — что за теми мучительными головными болями скрывалось нечто большее. Но вот что именно?

Врачи провели свои врачебные обследования, получили свои врачебные результаты и, к несчастью, заключили, что у Элиота все в норме — по крайней мере в их представлении о норме — и даже лучше среднего. На КТ-снимках все было в порядке. IQ был по-прежнему высоким. Мышление — ясным. Память — отменной. Он мог долго и пространно рассуждать о последствиях своих неудачных решений. Он поддерживал беседы на самые разные темы, юморил и вообще был само очарование.

Психиатр заключил, что у Элиота нет депрессии. Напротив, у него высокая самооценка и нет ни малейших признаков хронической тревоги или стресса — в эпицентре бури, которую он вызвал своим безразличием, он сохранял такое спокойствие, будто постиг дзен. Брат не мог с этим смириться. Что-то было не так. Чего-то он лишился.

Наконец, в отчаянной попытке все-таки найти объяснение он отправил Элиота к знаменитому нейробиологу Антонио Дамасио.

Первым делом Антонио Дамасио сделал то же, что и другие врачи: дал Элиоту кучу тестов на когнитивные способности. Память, рефлексы, интеллект, личность, пространственные отношения, моральные оценки — вот это все. Элиот был безупречен.

Тогда Дамасио сделал то, до чего не додумался ни один другой врач: поговорил с Элиотом — нормально, почеловечески. Его интересовало все: каждая ошибка, каждый промах, каждое сожаление. Как он остался без работы, семьи, дома, сбережений? Расскажите мне о каждом решении, объясните ход своих мыслей (или, если уж на то пошло, их отсутствие).

Элиот мог подробно рассказать, какие решения он принял, — но вот зачем, он сказать не мог. Он без труда излагал факты и последовательность событий и даже подбавлял в нужных местах драматизма, но когда Дамасио просил его проанализировать свою мотивацию: почему он решил, что купить новый степлер важнее, чем встретиться с инвестором, или рассудил, что Джеймс Бонд интереснее собственных детей, — он не знал, что ответить. Эти вопросы ставили его в тупик. Но что еще важнее: его это не смущало. По сути, ему было все равно.

Этот человек из-за своих ошибок и глупых решений потерял все, он напрочь утратил контроль над своей жизнью и прекрасно осознавал, во что ее превратил, — но не проявлял никакого раскаяния, никакого отвращения к себе, даже малейшего стыда.

На том свете полно таких, кто покончил с собой из-за куда меньших неудач. Но Элиот не просто спокойно переживал свою катастрофу — он был к ней безразличен.

Вот тут Дамасио осенило: все психологические тесты, которые Элиот проходил, оценивали его способность думать, но ни один из них не оценивал его способность чувствовать. Врачи были так поглощены исследованием мыслительных способностей Элиота, что ни одному не приходило в голову, что, возможно, сбой тут в эмоциональной восприимчивости. А если и приходило, то стандартизированного теста для такой оценки все равно не было.

Тогда один из коллег Дамасио распечатал стопку жутких изображений: жертвы пожаров, места убийств во всех кошмарных подробностях, разрушенные войной города, умирающие от голода дети — и стал поочередно показывать их Элиоту.

Элиот и глазом не моргнул. Он ничего не почувствовал. Его безразличие просто шокировало — он и сам согласился, что это уже патология. Он был уверен, что в прошлом эти изображения его бы, безусловно, зацепили, что его сердце наполнилось бы ужасом и сопереживанием, что от каких-то из них он бы с отвращением отвернулся. Но теперь… Он просто сидел и глядел на самые мрачные стороны человеческого бытия, не испытывая никаких эмоций.

Дамасио понял, что в этом и была вся проблема:

знания и мышление Элиота не пострадали, но опухоль и/или ее удаление лишили его способности чувствовать и сопереживать.

Но тогда возникал большой вопрос: если когнитивные способности Элиота (его интеллект, память, внимание) никак не изменились, почему он перестал принимать эффективные решения?

Этот вопрос поставил Дамасио и его коллег в тупик. Всем нам иногда хочется отключить эмоции, потому что из-за них мы часто делаем какую-то тупую хрень, за которую нам потом мучительно стыдно. Психологи и философы веками считали, что сдерживание или подавление эмоций решает все наши жизненные проблемы. Но вот перед нами человек, полностью лишенный чувств и сопереживания, движимый только логикой и рассудком — и при этом в кратчайшие сроки похеривший свою жизнь. И его пример никак не вяжется со всей этой народной мудростью про рациональные решения и самоконтроль.

И тут же возникает второй, не менее каверзный вопрос: если Элиот по-прежнему оставался умником-разумником и мог принимать рациональные решения, то что ж у него работа под откос полетела? Почему он все профукал? Почему игнорировал родных, прекрасно зная, чем это может кончиться? Даже если тебе стали пофиг и семья, и работа, логично было бы все же попытаться их сохранить, разве нет? Те же социопаты вполне в состоянии это понять. Почему же Элиот не смог? Неужели было так сложно время от времени заглядывать на игры Малой лиги? Но

утратив способность чувствовать, Элиот утратил и способность принимать решения.

Он перестал контролировать свою жизнь. […]

История Элиота ставит под вопрос саму идею самоконтроля, саму мысль о том, что мы способны осознанно заставить себя делать полезные вещи вопреки своим внутренним импульсам и эмоциям.

Классическое убеждение

Фронтальная лоботомия — это такая хирургическая операция на мозге: вам просверливают через нос дырку в черепе, а потом аккуратно отсекают лобную долю ножом для колки льда. Эта процедура была изобретена в 1935 г. неврологом по имени Антониу Эгаш Мониш. Он обнаружил, что если взять человека с чрезвычайно повышенной тревожностью, суицидальной депрессией и другими психическими расстройствами (вспоминаем про кризис надежды) и правильно искромсать ему мозг, он становится на загляденье спокойным.

Эгаш Мониш был уверен, что лоботомия — в своей усовершенствованной версии — станет средством от всех болезней, и разрекламировал ее всему миру. К концу 1940-х гг. она стала суперхитом: ее делали десяткам тысяч пациентов по всему свету. А Мониш даже получил за свою разработку Нобелевскую премию.

Постепенно лоботомию стали запрещать и в других странах, и к 1960-м гг. почти все стали ее ярыми противниками. Последняя такая операция была проведена в США в 1967 г., и пациент умер. Еще десять лет спустя пьяный Том Уэйтс пробурчал по ТВ свою знаменитую фразу — ну, а дальше, как говорится, уже другая история.

Том Уэйтс был лютым алкоголиком и провел большую часть 1970-х в попытках разлепить глаза и вспомнить, где в последний раз оставил сигареты. Параллельно он нашел время сочинить и записать в этот период семь изумительных альбомов. Он писал много, сильно, выигрывал награды, продавал миллионы записей и пользовался популярностью во всем мире. Он был одним из тех редких художников, чье умение выразить состояние человеческой души порой аж пугает.

Его фразочка про лоботомию кажется просто удачной шуткой, но в ней есть скрытая мудрость: она намекает, что лучше страдать от пристрастия к бутылке, чем стать совсем бесстрастным; что лучше быть на самом дне, но иметь надежду, чем жить без нее; что без своих неконтролируемых порывов мы пустое место.

В мире почти всегда существовало некое молчаливое убеждение в том, что все наши проблемы от эмоций и что разуму приходится разгребать бардак, который они устраивают. Так рассуждал еще Сократ: он объявил разум корнем всех добродетелей. В начале эпохи Просвещения Декарт утверждал, что в каждом из нас сосуществуют разумное начало и животные страсти и что эти самые страсти мы непременно должны научиться контролировать. Кант говорил, по сути, примерно то же самое. И Фрейд тоже, хотя у него там еще и сплошные члены. И я уверен, что когда Эгаш Мониш делал в 1935 г. лоботомию своему первому пациенту, он считал, что открыл способ воплотить в жизнь то, о чем философы твердили больше двух тысяч лет: дать разуму контроль над неуправляемыми страстями, чтобы все гребаное человечество наконец взяло себя в руки.

Это убеждение (что с помощью разума мы должны взять верх над эмоциями) дошло до нас сквозь века и продолжает во многом определять нашу культуру. Назовем его Классическим убеждением. Классическое убеждение гласит, что если человек недисциплинирован, несдержан или злобен, это все потому, что он неспособен контролировать свои эмоции, слабоволен или просто псих.

И по сей день мы нередко судим людей, исходя из Классического убеждения. Людей с лишним весом высмеивают и стыдят потому, что их полнота воспринимается как недостаток самоконтроля. Они знают, что им надо похудеть, но продолжают есть. Почему? Наверное, с ними что-то не так, заключаем мы. Курильщики — та же история. И наркоманы, естественно, воспринимаются так же, только у них, как правило, есть еще одно клеймо: мы априори считаем их преступниками.

Для людей с депрессией и суицидальными наклонностями Классическое убеждение может быть даже опасным: мало кому становится легче, когда ему говорят, что он сам, придурок, виноват в неспособности наполнить свою жизнь надеждой и смыслом и что, может, если бы он поднапрягся и пошевелился, мысль повеситься на своем галстуке не казалась бы ему такой соблазнительной.

Мы считаем, что потакать своим эмоциональным порывам значит низко пасть в моральном плане. Мы воспринимаем недостаток самоконтроля как изъян в характере человека. И напротив, превозносим тех, кому удается задавить в себе все эмоции. У нас коллективно стоит на спортсменов, бизнесменов и вождей, которые смогли превратить себя в бессердечных, высокоэффективных роботов. Если гендир спит под рабочим столом и не видит своих детей по шесть недель кряду — вот это да, целеустремленность! Видали? Стать успешным может каждый!

Конечно, нетрудно заметить, как легко Классическое убеждение порождает всякие другие пагубные… хм, убеждения. Если Классическое убеждение справедливо, мы должны уметь держать себя под контролем, избегать взрывов эмоций, не совершать преступлений в состоянии аффекта, отказываться от вредных привычек и мелких слабостей — и все это только за счет силы воли. А если нам это не удается, вывод один: какие-то мы бракованные.

постоянное желание измениться превращается в своего рода зависимость:

Мы цепляемся за эту сказку о самоконтроле, потому что уверенность в безграничной власти над самим собой — это один из главных источников надежды.

Мы хотим верить в то, что изменить себя так же просто, как найти в себе неприглядные черты. Мы хотим верить в то, что предпринять реальные действия не труднее, чем решить их предпринять и собрать для этого в кулак волю и душевные силы. Мы хотим верить в то, что мы сами хозяева своей судьбы и можем добиться исполнения всех своих желаний.

Но открытие, которое благодаря Элиоту сделал Дамасио, тем и ценно, что показало несостоятельность Классического убеждения. Если бы оно было справедливо, если бы от нас по жизни требовалось лишь научиться контролировать свои эмоции и принимать решения, опираясь на доводы рассудка, Элиот был бы просто суперменом — бесконечно работоспособным, неудержимым и беспощадным в своей практичности. А лоботомии были бы нарасхват. Мы бы копили на них деньги, как сейчас копят на увеличение груди. Но лоботомии никому не помогают, а Элиот потерял в этой жизни все.

На самом деле для того, чтобы обрести контроль над собой, одной силы воли мало. Как оказалось, без эмоций нам не обойтись: от них во многом зависят все наши решения и поступки. Мы просто не всегда это замечаем. […]

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Автор исследовательской работы рассматривает понятия "разум" и "чувства", анализируя произведения писателей 19 века.

ВложениеРазмер
razum_i_chuvstva_cheloveka.docx 40.1 КБ

Предварительный просмотр:

Разум и чувства человека

Автор: Локтихин Сергей, учащийся 11 класс

Руководитель: Тунгусова Т.Н., учитель литературы

г. Тобольск, 2017

  1. Аннотация…………………………………………………………….. 3
  2. Структура исследовательской работы………………………………..4
  3. Введение………………………………………………………………..5
  4. Основная часть………………………………………………………7-11

а) Разум и чувства в жизни человека

б) Разум и чувства в литературе

6. Используемая литература…………………………………………….13

Цель: исходя из литературного и психологического опыта, выяснить: чем чаще руководствуется человек: разумом или чувствами.

Спор, что важнее – разум или чувство, – ведется с древности, и ответ у каждого свой. Исход конфликта зависит как от силы разбушевавшихся чувств, так и от силы личности. Если разум слаб, а чувства сильны, разум обычно только соглашается с тем, что диктуют ему чувства. Чтобы придерживаться правильного выбранного курса действий в своей жизни, работе разума способствует воля человека, его свобода в выборе поступков и способность выбора целей деятельности. Каждый человек сам вправе выбирать, каким путем ему идти в жизни. Для этого у него есть разум.

Структура исследовательской работы

Цель: исходя из литературного и психологического опыта, выяснить: чем чаще руководствуется человек: разумом или чувствами.

Задачи: - проанализировать произведения художественной литературы;

Объект: литература по теме

Предмет: разум и чувства

- изучение и анализ литературы; - теоретический анализ и обобщение научной литературы

Чувства - основа разума, но разум к чувствам не сводится.

Разум принимает решение на основе данных, предоставляемых чувствам, и его решение может как в русле того, что ему подсказывают его чувства, так и противоречить тому, к чему его подталкивают чувства. Исход конфликта зависит как от силы разбушевавшихся чувств, так и от силы личности. Если разум слаб, а чувства сильны, разум обычно только соглашается с тем, что диктуют ему чувства. Однако сила чувств определяет не все, кроме силы чувств, есть сила разума и сила личности. ы знаем, что разум и чувства не всегда бывают в ладах, но что делать со страхами и надеждами, куда деть чувство вины и где взять благодарность, когда в душе усталость и злость? Когда голова нам говорит, что мы не правы, чувства от этого утихают не всегда, нередко это порождает следующую волну внутреннего возмущения.

Лучше всего, когда разум и чувства дружат, поддерживают друг друга. Это помогает человеку жить в ладу с собой и эффективно решать встающие перед ним жизненные задачи.

Возможно ли это? Да, возможно, но для этого нужно потрудиться. Содружество разума и чувств - задача, решаемая только при высоком уровне развития личности. Чем ниже уровень развития личности, тем чаще жизненные вопросы решаются на уровне чувств. Женщины чаще позволяют себе жить чувствами, хотя при необходимости думают ничуть не хуже мужчин. Чем выше уровень развития личности - тем чаще идет обращение к разуму, однако лучшие результаты дает только содружество разума и чувств.

Человек, живущий одной головой, не всегда понимает окружающих, обычно проигрывает им в спонтанности и в силе напора. С другой стороны, те, кто живет чувствами без головы, слишком часто попадают в проблемные ситуации, которые, казалось бы, несложно было предвидеть.

Гармония разума и чувств возможна и необходима, при этом конкретная структура гармонии состоит не в равноправии разума и чувств, а в их иерархии: разум принимает ответственные решения, а подчиненные ему чувства ему в этом помогают. Без саботажа и своевольства. Оптимальное взаимоотношения разума и чувств такое же, как взаимоотношения руководства и сотрудников в качественной, эффективно работающей организации. В такой организации есть службы, дающие руководству необходимую информацию, есть служба безопасности, мгновенно реагирующая по необходимости, и есть большое число сотрудников, занятых на разных производствах. Все эти службы и сотрудники исключительно важны, но все они подчиняются руководству. Гармония руководства и сотрудников в том, что руководитель разумно руководит, а сотрудники качественно делают то, что им поручено.

Такие же отношения между разумом и чувствами. Разуму нужна ориентировка, и большую часть информации ему предоставляют чувства - и внешние, и внутренние. В ситуациях опасности, где требуется мгновенное реагирование, могут включаться рефлексы, срабатывающие еще до включения головы. Кроме этого, чувства перестраивают организм под разные нужды и состояния, участвуют в процессе общения, создавая яркость и эмоциональную доходчивость. Все главные решения принимаются разумом, а чувства и эмоции - служат разуму, но не затмевают его, не мешают его работе.

Другое дело, бывает, что чувства настолько хорошо воспитаны, что им можно доверить уже многое: они работают уже практически самостоятельно, мудро решая все вопросы практически без включения разума. В хорошей организации руководитель не решает оперативные задачи, все делают подготовленные сотрудники. В хорошо построенной душе разуму не нужно напрягаться на каждый вопрос, чувства сами подсказывают наилучшие решения.

Включать голову - еще не значит думать. Думать - это не просто пользоваться умом. Люди с включенным умом часто довольствуются прошлыми решениями, привычными конструкциями ума, специально не обдумывая настоящую ситуацию. Уметь думать, уметь обдумывать - это уметь включать голову в активный (внимательный) режим, начинать действовать осознанно, двигаться во внутреннем плане к цели, учитывать последствия и делать выводы. Думать — это значит осознанно, то есть включив ум и внимание, активно и самостоятельно решать жизненные или ситуативные задачи.

Проблеме разума и чувства посвящено огромное количество литературных произведений.

Профессор Университета Южной Калифорнии и Института Салка (США), глава Brain and Creativity Institute (Великобритания), член государственного совета Португалии и один из самых видных нейробиологов в мире Антонио Дамасио выступил с почётным докладом на XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, организованной совместно НИУ ВШЭ и Сбером.

Уже много лет важной темой моих исследований остаются эмоции в широком смысле этого слова. Многие находки в этой области сделаны совсем недавно, и сегодня я с удовольствием расскажу о них. Думаю, они исключительно важны для всей широкой сферы психологии, для нейронаук, а также для их философского осмысления.

Но очевидно, что люди обладают и тем, и другим. Стараясь описать человечество с точки зрения чистой когнитивности (что, кстати, сплошь и рядом происходит в экономической сфере), вы отбрасываете часть человека и оставляете без рассмотрения то, что является критически важным, в том числе и для принятия им экономических решений. Поэтому моя цель сегодня — не столько в защите этих представлений, которые, думаю, сегодня в защите уже не нуждаются, — сколько в том, чтобы рассказать, что нового здесь происходит и какие последствия это может иметь для нашего понимания поведения и разума.

Что есть чувства: гомеостаз и тело

Именно чувства являются центральными для мира эмоций, хотя в связи с внутренними переживаниями чаще вспоминают об эмоциях как таковых.

Думаю, необходимо пояснить, как именно я рассматриваю их отношения и провести ясную черту, разделяющую чувства и эмоции.

Чувства — события субъективные. Их невозможно увидеть, это нечто, что ощущаете только вы, будучи их носителем. Чувство приватно, никто не может его перехватить, оно объективно разве что для вас самого. И наоборот, эмоции — это набор открытых, публичных действий. Мы проявляем эмоции вовне, даже если эта реакция вызвана чем-то происходящим внутри.

Нейробиология внешнего и внутреннего восприятия

В случае экстрацепции мы имеем дело с чёткой, хорошо отлаженной машиной, работающей, словно компьютер: со множеством точных подключений и высоким уровнем компартментализации . А интероцептивная система — это хаос, в котором аксоны могут переплетаться, а метаболическая среда оказывает прямое влияние на их работу.

Сознание как осознавание чувств

Давайте посмотрим, что происходит, когда мы чувствуем боль. Очевидно, что нервная система отзывается на изменения, происходящие из-за того, что вы, например, порезались. При этом ещё до того, как вы попадёте к врачу или примите обезболивающее, боль начнет отступать. Нервная система уже восприняла её и пытается адаптироваться к новой ситуации, влияя на источник этого сигнала. Система настолько нестандартна, что процесс восприятия влияет на само воспринимаемое явление. Таким образом, область чувств и область внешнего восприятия — это две максимально отличные друг от друга сущности, — и путать их не следует. Однако это различие открывает возможности для понимания многих явлений и может повлиять на самые разные сферы, включая, например, робототехнику.

Чувствующие роботы

Тут, разумеется, появляется масса интересных моментов для дискуссии. Например, первично ли сознание состояния тела или сознание, которое поддерживает работу, скажем, зрительной системы? Есть ли другие формы сознания, развившиеся в связи с другими путями восприятия окружающего мира? Было бы любопытно это обсудить, хотя, откровенно говоря, лично я уверен, что именно чувства открыли эволюционный путь для сознания. Они — начало сознания, и думаю, что это следует помнить, рассматривая новые находки в физиологии.

Получается, что уже сегодня мы можем создать нечто, напрямую опирающееся на современную науку о чувствах. С этой мыслью я готов вас и покинуть. Напоследок хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что чувства коренным образом отличаются от обычного восприятия внешних событий, и что именно они стали основой для возникновения феномена сознания.
IQ

Читайте также: