Как сделать учебное пособие в делфи

Обновлено: 30.06.2024

Компания Embarcadero в 2018 году представила Delphi Community Edition — бесплатную версию легендарной среды разработки Delphi. Использовать её могут студенты, стартаперы, небольшие команды, некоммерческие организации. Условия использования: ​лицензия на использование продолжает действовать до тех пор, пока прибыль физического лица или компании от приложений Delphi не достигнет 5 000 долларов США, или штат команды разработчиков не превысит 5 человек.

Мы ставим Delphi в учебных целях, поэтому ее можно использовать бесплатно. А после заработка первых 5 тысяч долларов её можно приобрести: цены начинаются от 98 999 руб. (почти $1600).

С помощью Delphi Community Edition можно разрабатывать мультиплатформенные приложения на Windows, Android, iOS и macOS. В этой статье мы пошагово пройдём процесс установки среды и напишем тестовое приложение под Windows. Delphi всегда был инструментом для быстрого старта в разработке под Windows на языке Pascal, это мы сегодня и проверим.

Примерное время установки: около 40-60 минут.

1. Скачивание бесплатной версии Delphi

На почту вам придёт письмо с ключом — его лучше сохранить. После отправки формы начнётся процесс загрузки. Если загрузка не начнётся, ссылка будет также в письме. Письмо вам необходимо — если оно не пришло, проверяйте спам. Если вообще не пришло, регистрируйтесь заново на другой ящик. Я регистрировался дважды на разные email — один на доменную почту, второй на Gmail. Оба раза всё было ок. Вот как выглядит письмо:

2. Установка Delphi Community Edition

Установка Delphi

На этом экране я нажал кнопку Оptions — открылось окно, где можно изменить каталог установки и настройки: ярлык на рабочем столе и установка для всех пользователей. Эти опции я оставил включёнными, вы можете убрать. Каталог установки можно оставить этот.

Установка Delphi - шаг 2

Начнётся установка, через несколько минут появилось окно для ввода данных регистрации (серийного номера):

Ввод серийного номера при установке бесплатной версии Delphi Community Edition

Введите Serial number из письма в почте и нажмите Register.

Проблемы при установке Delphi

Cистема предложит пройти на web-регистрацию. Соглашаемся — жмём Yes (или копируем предложенный URL в браузер). Откроется окно регистрации через сайт. Жмёте Download, чтобы скачать файл с лицензией в формате txt.

Его нужно будет использовать: в диалоге Product Registration нажать Advanced. Затем Import в следующем окне и импортировать файл лицензии. Надеюсь, у вас всё получится.

3. Выбор платформ для установки

Выбор плафторм для установки в среде Delphi: Windows и Android

В рамках наших ближайших статей мы будем рассматривать разработку под Windows и Android, поэтому я выбрал только их. Для работы с экосистемой Apple вам понадобится платный ключ разработчика, поэтому ставить iOS и macOS имеет смысл, если вы действительно планируете этим заниматься. В любом случае можно будет доустановить недостающие компоненты позже.

Установка Delphi

Установка завершена. Можно приступать к разработке

4. Первичная настройка среды разработки Delphi

Окно Delphi

Первое окно при загрузке Delphi

Жмём Next, на следующем экране можно подключить систему контроля версий (пока можно пропустить), включить автосохранение файлов и оформления темы (рекомендую поставить эту галку), а также выбрать папку для сохранения проектов по умолчанию. Я рекомендую создать какую-либо папку в корне, например C:\work

Первичная настройка среды разработки Delphi

5. Создание проекта программы на Delphi под Windows

Откроется Welcome Page, на ней нажмите Create Windows VCL Application, чтобы создать простое приложение под Windows. (Также можно это сделать с помощью верхнего меню File → New → Windows VCL Application — Delphi)

Создать Windows приложение

Главная форма приложения на Delphi

Сохранение проекта

В рабочем каталоге создайте папку HelloWorld, зайдите в неё. Сохраните файл Unit1.pas (это единственный модуль вашего приложения. Рекомендуется давать им более осмысленные названия, но сейчас мы этот шаг пропустим).

Затем сохраните файл проекта, назвав его HelloWorld.dproj (так будет называться ваше приложение, в том числе запускаемый exe-файл).

Сохранение проекта в Delphi

Название исполняемого файла (exe) соответствует имени проекта

6. Создание интерфейса приложения

Изменение заголовка формы на Delphi

Добавим кнопку на форму. Найдите в правом нижнем углу экрана палитру компонентов и нажмите на Standart — вам откроется набор популярных компонентов. Два раза щёлкните на компоненте TButton — кнопка появится в самом центре формы.

Выбрать кнопку в палитре компонентов Delphi

Вы можете изменить её размеры, ухватив за уголок и протянув в нужном направлении. Зажав левую кнопку мыши на элементе Button1 вы можете перетащить его на любой место формы. Поэкспериментируйте с этим, сделав кнопку покрупнее.

В инспекторе объектов (по аналогии с изменением заголовка Form1) поменяйте Caption кнопки на «Нажми меня!«. Окно проекта в Delphi будет выглядеть примерно так:

Изменение заголовка кнопки в Delphi

Обращаю ваше внимание, что визуальная часть нашей программы уже готова. Оцените мощь Delphi, создать форму рабочего приложения можно за несколько минут!

7. Написание кода и запуск приложения в среде Delphi

Самое время написать свою первую строку кода. Щёлкните два раза на кнопку Button1 (Button1 — имя объекта, на самой кнопке уже написано «Нажми меня!«). Откроется редактор кода. Delphi автоматически создало событие, которое произойдёт после щелчка по кнопке TForm1.Button1Click.

Урок 1 - Открываем Delphi, рассматриваем окна, создаем нашу первую программу!

Здравствуй уважаемый новичок! В этом уроке мы познакомимся с Delphi 7 и научимся компилировать программу. Итак, если вы приняли решение изучать язык программирования Delphi, то сразу без предисловий перейдем к делу.

Урок 2 - Переменные и их типы

Продолжаем наше обучение! В Delphi очень важную роль играют переменные.В процессе работы программы в переменных можно как хранить так и извлекать информацию.Переменные могут иметь разный тип. Например для того, чтобы в переменную записать какой-нибудь текст используется тип String.

Урок 3 - Конструкция IF. THEN. ELSE

Здравствуйте, в этом уроке я познакомлю вас с конструкцией if. then. else и мы напишем программу проверки логина и пароля!И так, приступим! Конструкцией if. then. else можно проверять какое-нибудь условие, дословно она переводится так: если. то. иначе.

Урок 4 - Циклы

Цикл - это многократно повторяющаяся последовательность действий. Первый цикл, с которым мы познакомимся называется While. Do (делай пока верно условие).

Урок 5 - Функции

Продолжаем обучение Delphi и в этом уроке мы познакомимся с функциями.Представьте, что вы написали очень большую программу в которой более 2000 строк и у вас десятки раз повторяется один и тот же участок кода.Функция позволяет избегать такие повторения. То есть мы выносим повторяющийся код в функцию, а на месте тех десятков кода просто вызываем нашу функцию.

Урок 6 - Одномерные массивы

Представьте себе поезд, у которого есть определенное количество вагончиков.У каждого вагона есть номер и внутри каждого, пронумерованного вагона можно хранить информацию.Дак вот массив примерно так и выглядит, только он не поезд :).

Урок 7 - Многомерные массивы

Многомерные массивы - это практически то же самое, что и одномерные, только они представляют из себя матрицу.

Урок 8 - Форма и её свойства

Пришло время погрузиться в практическую часть и в этом уроке мы рассмотрим форму и ее основные свойства.Как вы уже знаете, все свойства любого объекта в Delphi располагаются в Object Inspector.

Урок 9 - События. Программное изменение свойств

В этом уроке я расскажу, что такое событие, реакция на событие и мы научимся программно изменять свойство компонентов.Создаем новый проект, на форму кидаем компонент Button с закладки Standard.Все свойства, выделенного компонента находятся в Object Inspector на вкладке Events.

Урок 10 - Знакомство с компонентами (часть 1/12)

Здравствуйте, дорогие друзья! В этом, десятом уроке, мы начинаем подробное знакомство с компонентами. Всего будет 11 уроков на эту тему. В этом уроке мы будем знакомиться с компонентами на вкладке Standard.

Урок 11 - Знакомство с компонентами (часть 2/12)

Продолжаем знакомство с компонентами. Открываем наш предыдущий проект и начинаем модернизировать калькулятор, как я и обещал.

Урок 12 - Знакомство с компонентами (часть 3/12)

В двенадцатом уроке мы продолжаем писать свой калькулятор и параллельно знакомиться с компонентами.Я прошу вас открыть проект из предыдущего урока, для того чтобы мы продолжили.И так, начнем с компонента под названием ComboBox, он находится на вкладке Standard.Компонент ComboBox представляет из себя выпадающий список.

Урок 13 - Знакомство с компонентами (часть 4/12)

Прошу прощения за задержку публикации тринадцатого урока.У меня было много дел и мало времени, но сейчас не об этом! Давайте же продолжим изучение компонентов Delphi со вкладки Additional.

Урок 14 - Знакомство с компонентами (часть 5/12)

В этом уроке мы переходим на вкладку Win32!Первый компонент, который мы будем рассматривать на этой вкладке называется ImageList или как говорят в народе ''хранилище картинок''.

Урок 15 - Знакомство с компонентами (часть 6/12)

В этом уроке мы продолжаем знакомится с компонентами из вкладки Win32 и сейчас рассмотрим компонент под названием TrackBar.Компонент TrackBar представляет из себя некое поле с засечками и бегунок.

Урок 16 - Знакомство с компонентами (часть 7/12)

Продолжаем изучать закладку Win32 и в этом уроке мы познакомимся с двумя компонентами, а именно: Animate и StatusBar.Компонент Animate позволяет проигрывать на форме клипы в формате AVI и отображать стандартную анимацию.

Урок 17 - Знакомство с компонентами (часть 8/12)

В этом уроке мы продолжаем изучать вкладку Win32.В этот раз мы будем рассматривать компонент под названием ListView.

Урок 18 - Знакомство с компонентами (часть 9/12)

В этом уроке мы продолжаем изучать вкладку Win32.В этот раз мы будем рассматривать компонент под названием TreeView. Мы научимся добавлять, удалять, изменять и сортировать.Этот компонент предназначен для отображения сложной иерархической структуры данных. Например в левой области проводника Windows используется этот компонент для быстрой навигации по папкам.

Урок 19 - Знакомство с компонентами (часть 10/12)

В этом уроке мы продолжаем изучать вкладку Win32.Сейчас мы будем рассматривать компонент под названием Timer.Этот не визуальный компонент предназначен для повторения участка кода через определённые промежутки времени.

Урок 20 - Знакомство с компонентами (часть 11/12)

В этом уроке мы продолжаем изучать вкладку System.В этот раз мы будем рассматривать компонент под названием MediaPlayer.

Урок 21 - Знакомство с компонентами (часть 12/12)

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я расскажу вам про вкладку с компонентами - Dialogs.Компонент OpenDialog позволяет инициализировать диалог открытия файла.

Урок 22 - Принцип работы с файлами

Урок 23 - Функции для работы с мышью

В этом уроке мы изучим функции для работы с мышью.Итак, начнём! Вытащим на форму 5 кнопок и зададим свойства Caption: 'Переместить курсор', 'Скрыть курсор', 'Показать курсор', 'Поменять кнопки', 'Вернуть кнопки'.

Урок 24 - Изучаем компонент PaintBox

В этом уроке изучим компонент под PaintBox на вкладке System.У этого компонента есть один недостаток проявляющий себя только на Windows XP: работающую программу перекрасть окном другой программы то все содержимое компонента стирается.

Урок 25 - Подробное изучение RichEdit'a

В этом уроке изучим компонент на вкладке .Кинем на форму компонент RichEdit и ToolBar, свойство Align у RichEdit установим на alClient и наш компонент растянется на всю форму. Определимся что будет уметь делать наш редактор: Загружать, сохранять, выравнивание (По левому краю, по центру, по правому краю), стилизация текста.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

ПРОГРАММИРОВАНИЕ В СРЕДЕ DELPHI

Саблукова Наталья Геннадьевна

Наталья Геннадьевна Саблукова

Программирование в среде Delphi . Ч.1. Основные команды. Первые проекты. Арзамас: Изд-во АГПИ, 2017. – 115 с.

Учебное пособие включает в себя теоретический материал, разобранные примеры и задания по одной из наиболее популярных в настоящее время систем программирования Delphi . Весь теоретический материал и практические задания ориентированы на разработку сначала простых программных проектов, а затем все более и более сложных.

Пособие может быть также использовано для самостоятельного изучения системы программирования Delphi .

Саблукова Н.Г., 2017

Обучение школьников программированию на протяжении всего периода становления курса информатики являлось едва ли не основной задачей. Дело в том, что линия алгоритмизации и программирования всегда доминировала в школьном курсе информатики и лишь в последнее время уступила первенство линии информационных технологий. Но проблема подготовки школьников по программированию существовала всегда. Связано это с тем, что данный раздел информатики является самым сложным для восприятия школьников. Существует, по крайней мере, пять языков программирования, на которых традиционно ведется обучение. Кроме того, материал этого раздела достаточно объемный и на него часто не хватает учебного времени. Поэтому у авторов возникла идея вынести обучение линии алгоритмизации и программирования за рамки школьного курса информатики и ИКТ в область дополнительного образования. В городе Арзамасе была создана Школа программистов, в которой на протяжении более, чем десяти лет, шла апробация учебных программ и учебных пособий. Результатом этой работы и является данное учебное пособие.

Выбор в качестве базового языка программирования пал на Delphi не случайно. Delphi – э то современная технология визуального программирования, которая может сделать процесс создания программ наглядным и увлекательным. Она прячет все трудности программирования и берет на себя большую часть рутинной работы. Но, вместе с этим, с помощью Delphi можно создавать достаточно сложные и профессиональные приложения.

Данное учебное пособие написано для школьников, которые до этого не умели программировать. Поэтому в теоретической части пособия подробно описываются основные объекты Delphi и алгоритмические конструкции. Чтобы Вы лучше усвоили материал, в каждой теме разбираются примеры проектов. Но если Вы хотите по-настоящему научиться программировать, нужно не только последовательно пройти весь учебный материал, но и выполнить самостоятельные задания и проекты. Для получения максимальной пользы от книги Вы должны работать с ней активно. Не занимайтесь просто чтением примеров, реализуйте их с помощью вашего компьютера. Не бойтесь экспериментировать – вносите изменения в программы. Чем больше выполните заданий, тем лучше научитесь программировать в современной визуальной среде Delphi .

Желаем Вам успехов в освоении одного из наиболее важных и интересных разделов современной информатики.

§1 Основные этапы разработки проектов

Современное визуальное программирование в среде Delphi еще называют визуальным конструированием программ. Главное отличие этого вида программирования состоит в том, что здесь программа не пишется в виде текста, а собирается из отдельных кусочков (компонентов), которые уже были созданы разработчиками языка программирования. Создание внешней видимой части программы чем-то напоминает конструирование, например в Lego. Написание кода программы нужно, в основном, для того, чтобы заставить эти компоненты реагировать на какие-то управляющие воздействия, для ввода, обработки и вывода данных, а также для задания параметров компонентов. Собственно, благодаря этому данный подход в программировании и получил название визуального программирования.

Среда программирования Delphi является профессиональной средой программирования и предназначена для разработки достаточно сложных и производительных программных комплексов, получивших название проектов. Создание проектов происходит в несколько этапов:

Постановка задачи. На этом этапе сначала анализируется, затем подробно описывается, что должен представлять собой проект. Здесь следует определить, как будут введены исходные данные, и в каком виде должен получиться результат. На первом этапе также выделяются компоненты, которые будут располагаться на форме проекта. Точность и четкость в постановке задачи – это половина дела.

Разработка графического интерфейса проекта. На этом этапе создается окно будущего проекта. Для этого на форме размещаются нужные компоненты и устанавливаются их свойства.

Разработка алгоритма. Здесь описывается последовательность действий, которая приведет к нужному результату, определяется, какие события будут происходить в проекте и как будут связаны между собой отдельные компоненты.

Создание программного кода. Это и есть собственно написание программы на языке Delphi .

Отладка и тестирование программы. Отладка программы – это устранение ошибок и неточностей, которые были допущены на предыдущих этапах. Как правило, при создании проекта именно отладка программы требует львиную долю времени. При тестировании выясняется, выполняет ли программа то, что от нее требуется и не выполняет ли то, что не нужно.

Сохранение проекта и компиляция проекта. На этом этапе проект превращается в исполняемое приложение. Такое приложение способно работать самостоятельно за пределами среды проектирования.

Одним из важнейших этапов создания проекта является этап разработки алгоритма. Если на этом этапе допущены ошибки, то устранить их далее достаточно сложно. Начиная с 50-х годов для наглядного изображения алгоритмов, программисты стали использовать графические схемы, которые получили название блок-схем. Существует несколько видов блок-схем, наибольшее распространение получили блок-схемы и структурограммы Насси-Шнейдермана.

Блок-схемы строятся по определенным правилам и содержат геометрические фигуры (блочные символы), соединенные между собой стрелками (линиями). Стрелки показывают порядок выполнения операций.

Наиболее часто используемые блочные символы приведены в таблице 1.

Таблица 1. Основные блочные символы

Выполнение операции или группы операций, в результате которых изменяются значения данных или их расположение.

Выбор направления выполнения алгоритма в зависимости от условия.

Предопределенный процесс (подпрограмма)

Использование ранее созданных и отдельно описанных алгоритмов.

Преобразование данных в форму, пригодную для обработки (ввод) или отображение результатов обработки (вывод)

Выполнение операций, меняющих команды, или группы команд, меняющих программу.

Начало, конец, прерывание процесса обработки данных или выполнения программы.

Связь между элементами схемы и пояснением.

Указание на наличие связки между прерванными линиями алгоритма обработки данных.

Указание на наличие связи между разъединенными частями схем, расположенными на разных страницах.

Например, блок-схема алгоритма вычисления суммы двух чисел выглядит следующим образом:

Рис. 1. Блок-схема алгоритма, вычисляющего сумму двух чисел.

Изучение Delphi начнем с рассмотрения её среды программирования.

§2 Среда программирования Delphi

После вызова программы командой [Пуск - Программы - Borland Delphi – Delphi ] экран ПК приобретает вид, показанный на рис. 2. При работе в Delphi Вы будете постоянно обращаться к четырем основным окнам:

1) Главное окно программы. На нём находятся основное меню, панели инструментов и палитра компонентов.

2) Инспектор объектов. Он предназначен для управления объектами и их свойствами.

3) Окно формы. Это готовая визуальная форма будущей программы.

4) Окно программного кода . В этом окне записывается сама программа.

Рис. 2. Главное окно Delphi .

2.1 Главное окно программы

Главное окно (рис. 3) выполняет основные функции управления проектом. Оно постоянно присутствует на экране и занимает его самую верхнюю часть.

В главном окне располагается главное меню Delphi , набор пиктографических командных кнопок и палитра компонентов.

Рис. 3. Главное окно программы Delphi

Главное меню

Главное меню содержит все необходимые команды для управления проектом.

Пиктографические кнопки

Пиктографические кнопки предоставляют быстрый доступ к наиболее важным командам главного меню. По выполняемым функциям они разделены на 4 группы (см. приложение №1). Каждая группа занимает отдельную панельку.

Палитра компонентов

На вкладках Палитры компонентов расположены все объекты, которые можно использовать для проектирования визуального окна будущей программы.

hello_html_m17b5b28d.jpg

Рис. 4 Палитра компонентов Delphi

Палитра компонентов может настраиваться с помощью специального редактора. Чтобы его вызвать, нужно щелкнуть правой кнопкой мыши на любой пиктограмме в Палитре компонентов и выбрать команду Properties .

2.2. Окно формы

Окно формы – это визуальное окно будущей программы. Чтобы вызвать это окно, нужно выбрать в меню Delphi команду View , и далее щелкнуть по строчке Forms . Вначале это окно пусто, вся рабочая область заполнена точками координатной сетки. Сетка служит для упорядочения компонентов, размещаемых на форме.

Рис. 5 Пустая форма и форма с компонентами

При разработке интерфейса программ на форму просто переносят нужные готовые компоненты из палитры компонентов. Именно в этом наполнении формы и заключается главное удобство визуального программирования.

2.3. Окно Инспектора объектов

Любой компонент в Delphi имеет определенный набор свойств, например, положение, размер, цвет и т.д. Для изменения этих параметров служит окно Инспектора Объектов. Оно содержит две страницы – Properties (Свойства) и Events (События).

Читайте также: