Как реализуются права человека в идеях томаса гоббса джона локка и рональда дворкина

Обновлено: 22.04.2024

Томас Гоббс. Сын сельского священника и крестьянки, он окончил Оксфордский университет.

Т. Гоббс подробно разработал один из вариантов теории общественного договора. Первоначально, в "естественном состоянии", естественные права каждого члена общества, каждого индивида были ничем не ограничены, и каждый обладал всею полнотой естественных прав, вплоть до права на жизнь и имущество ближнего. "Естественное состояние" в результате становится хаосом, "войной всех против всех". Уместно упомянуть в связи с этим и три основные причины социальных конфликтов, выделенные Т. Гоббсом:

-- страх (человек боится потерять то, что имеет);

-- конкуренция (человек хочет сохранить то, что у него есть);

-- стремление к славе (человек стремится приумножить то, что есть).

Чтобы избавиться от анархии, люди заключают между собой общественный договор об учреждении верховной власти - государства. Оно должно охранять жизнь и безопасность всех членов общества, не допускать конфликты, а в случае их возникновения пресекать их силой, причем с этого момента лишь оно может законно использовать силу. Таким образом, государство выступает как конфликторазрешающий механизм.

Высказанная Т. Гоббсом идея о том, что индивиды, заключая общественный договор, отказываются от своих естественных прав, может считаться одним из первых подходов к формулированию понятия "отчуждение". Отчуждение - отнятие у индивида неких предметов или свойств, которыми он ранее обладал, превращение их во что-то внешнее и чуждое ему.

Джон Локк. Английский мыслитель Джон Локк (1632 - 1704)

Дж. Локк предложил альтернативную версию теории общественного договора. Если Т. Гоббс исходил из того, что человеческие стремления в "естественном состоянии" носят эгоистический характер, то Дж. Локк смотрел на этот вопрос иначе. Естественное состояние у Локка характеризуется свободой и равенством индивидов, но ни в коем случае не своеволием. Люди и в естественном состоянии должны исповедовать принципы братской любви, справедливости и милосердия. Если кто-то в естественном состоянии и убивает ближнего, то лишь затем, чтобы наказать убийцу и защитить от его посягательств остальных людей, а также показать остальным, какое возмездие ждёт нарушителя естественных прав остальных. Поэтому естественное состояние у Локка - это не "война всех против всех", а состояние, когда "каждый обладает исполнительной властью".

Хотя естественное состояние у Дж. Локка не предполагает перманентного, непрерывного конфликта, как у Т. Гоббса, тем не менее над каждым индивидом в этом состоянии висит угроза насилия, посягательства на его свободу и достоинство. Поэтому заключение общественного договора необходимо.

Если учреждённая власть окажется неограниченной и сможет поступать в отношении подданных, как ей заблагорассудится, её действия также станут причиной войн, вражды и конфликтов.

Поэтому при заключении общественного договора индивиды передают верховной власти лишь часть своих естественных прав - тот минимум, без которого государство просто не сможет существовать. Есть, по мнению Дж. Локка, такие естественные права, которые являются неотчуждаемыми, принадлежащими индивиду при всех обстоятельствах. Государству же, по его мнению, нужно не больше полномочий, чем необходимо для исполнения его функций (а главные из них - охрана прав, свобод и собственности граждан). Так родилась концепция "минимального государства" или "государства - ночного сторожа".

Дж. Локк выделил три - законодательную, исполнительную и федеративную. Федеративная ветвь власти была ответственна за проведение внешней политики

Верховенство среди ветвей власти, по мнению Дж. Локка, должно принадлежать законодательной власти. В случае конфликта законодательной и исполнительной ветвей власти законодательная легко может сместить исполнительную; напротив, применение силы со стороны исполнительной ветви власти квалифицируется Локком как произвол и агрессия. Ситуация конфликта между исполнительной ветвью власти и народом считается Локком всегда разрешимой при помощи принципа: благо народа - высший закон. Народ же может выступать третейским судьей и в конфликте между законодательной и исполнительной ветвями власти, и в других спорных случаях.

Заметим, что по Гоббсу наоборот - деспотизм всё же лучше, чем анархия. А ведь именно таковая, как правило, и появляется, когда начинается яростная борьба за власть между силами, готовыми держаться за оружие до последнего и скорее сгрызть свою винтовку, чем бросить её.

В вопросах веры Локк проповедовал идеи терпимости. Он полагал, что не стоит давать исключительное преимущество какой-то церкви. Мусульмане, язычники, иудеи и т.д. могут быть, как и христиане, высоконравственными людьми. Государство имеет право суда над совестью и верой граждан только когда религиозная община ведёт к безнравственным и преступным деяниям (современные примеры - некоторые секты, деятельность которых обходится не без криминальных моментов, радикальные исламистские течения). Одной из обязанностей верующих Локк считал термимость к иным мнениям (хотя сам недолюбливал католиков).

Из анализа работы Дж. Локка можно выделить ряд положений, дополняющих идеи Т. Гоббса и характеризующих судебную власть. Среди них наиболее значимыми, на наш взгляд, являются следующие:

• судебная власть рождается из необходимости разрешать конфликты;

• решение конфликта может быть беспристрастным только при условии, когда это осуществляется третьей, незаинтересованной в споре стороной;

• общественная потребность в судебной власти как в особой форме разрешения конфликтов осознается обществом, возможно, раньше, чем потребность в других видах власти;

• только после этого возникает потребность в исполнении и поддержании этих материально правовых норм и исполнении судебных решений, что предопределяет соотношение судебной и исполнительной власти.

2. Пере­ход от естественного состояния к гражданскому обществу был следстви­ем общественного договора

3. Учение о естественном состоянии не выступает в качестве теории о появлении государства, о том, как оно действительно возникло, а является теорией, которая объясняет, что такое государство , и таким образом легитимирует государство.

4. Как все иные политические установления, как само государство, позитивные законы создаются по воле и решению большинства. Всякое такое образование должно двигаться в одном направлении, и необходимо, чтобы оно "двигалось туда, куда его влечет большая сила, которую составляет согласие большинства". Отсюда заключение: каждый человек, согласившись вместе с другими образовать единый политический организм, подвластный одному правительству, берет на себя "обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным". (Локк)

Меньшинство связано также крепко повиновением государству, как и большинство, так как договор обязывает повиноваться правительству, избранному большинством. (Гоббс)

Государство представляет собой, по Дж. Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников.

Государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т. е. право во имя общественного блага создавать законы (предусматривающие различные санкции) для регулирования и сохранения собственности, а также, право применять силу сообщества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.

Эти права и свободу они передают одному человеку, избираемому всеобщим согласием, — монарху. Договор должен даровать власть одному человеку или собранию лиц, так как иначе он не сможет принуждать к повиновению.

Только монарх обладает абсолютным правом и абсолютной свободой: он может казнить или привлечь к наказанию за нарушение договора, который люди заключили в целях самосохранения.
Впрочем, эта свобода может быть передана не одному человеку, а группе людей.

Принцип разделения властей

Договор, заключенный гражданами между собой о том, чтобы повиноваться такой правящей власти, которую изберет большинство (Гоббс) Избранием этой власти их политические полномочия заканчиваются

Договор происходит между гражданами и правящей властью

Когда правительство избрано, граждане теряют все права, за исключением тех, которые сочтет целесообразным предоставить им правительство

В учении Гоббса идет речь о полном, тотальном отказе индивидов от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства

У Дж. Локка об этом нет и речи. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые ценности – окончательные границы власти и действия государства, преступать которые ему заказано.

Отрицается право восстания, потому что правитель не связан никаким договором, тогда как его подданные связаны им. Подданные не имеют прав в отношении монарха, за исключением тех, которые суверен уступит добровольно. Подданные свободны там, где не распространяется действие законов

Свобода личности тесно связана у Локка и со всеми остальными правами: ее утрата влечет потерю гражданином и всех остальных прав. Поэтому обязанностью каждого народа является борьба с тиранической властью, которая не считается с естественными правами граждан. Наделяя власть значительными полномочиями, Локк не лишал народ суверенитета, а также права отстранять власть имущих, не оправдавших его доверия. Если большинство народа решает положить предел наглости нарушивших общественный договор правителей, то вооруженное народное восстание с целью вернуть государство на путь свободы, закона, движения к общему благу будет совершенно правомерным

Гоббс являлся сторонником абсолютной монархии

Джон Локк в своих работах активно выступал с критикой абсолют­ной монархии, которая, по его мнению, была абсолютно несовместима с гражданским обществом и вообще не могла быть формой гражданско­го правления

Право включа­ет в себя:

естественные (моральные) законы, т. е. предписания естественного разума (не есть результат соглашения людей), обращенные к сознанию, чувству долга индивида и не опи­рающиеся на принуждение; Разум подсказывает людям тот путь, который может обеспечить им мирную жизнь и процветание.

гражданские законы, т. е. приказы суверена, которые основаны на принуждении верховной власти и которым необходимо повиновать­ся.

Джон Локк разделял понятия естественного и гражданского закона, а различия между ними сводил к проблеме соотношения права и закона.
Естественный закон, по Локку, является воплощением прирожден­ных и неотчуждаемых прав и свобод человека, которые нигде формаль­но не закреплены и не обеспечены принуждением со стороны публич­ной власти.
Гражданский закон — это формально закрепленный акт законода­тельного органа, выражающий волю общества, имеющий общеобяза­тельный характер.
Гражданский закон не должен противоречить естественному, а на­оборот, должен основываться на его требованиях, т. е. гарантировать неотчуждаемые права и свободы граждан. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. Кроме того, по Дж. Локку, закону обязательно должны быть присущи стабильность и долговременность действия.

Ратуя за режим законности, он настаивал на следующем положении: кто бы конкретно ни обладал верховной властью в государстве, ему вменяется "управлять согласно установленным постоянным законом, провозглашенным народом и известным ему, а не путем импровизированных указов". Законы тогда способствуют достижению "главной и великой цели" государства, когда их все знают и все выполняют. В государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения его законам.

Согласно Томасу Гоббсу, страх людей перед другими людьми заставляет их искать защиту у государства, чьим законам они дают согласие подчиняться. Когда все равны перед законом, исчезает основа для страха перед согражданами.

Однако, как указал Джон Локк, государство само по себе тоже может вызывать страх. Следовательно, необходимо, чтобы государство не только обладало властью, но держало её в определённых рамках, с тем чтобы не допускать произвол. Известным Локку решением этой задачи было требование, чтобы правители руководили с помощью выполнимых законов и сами их соблюдали. Согласно этому аргументу, в отсутствие верховенства закона граждане не защищены от насилия с применением оружия, а соперники внутри правящего класса не имеют рычагов взаимного контроля. Локк также полагал, что справедливые законы должны признавать естественные права человека и что они должны не ограничивать, а защищать свободу.

Положения Джона Локка о разделении властей, верховенстве закона, суверенитете народа ныне рассматриваются в качестве основополагаю­щих принципов правового государства.

Взгляды философа в значительной мере воплотились в политическом строе Англии первых десятилетий после революции 1688 г.: были закреп­лены основные права и свободы граждан, представительное правление, ре­лигиозная терпимость, неприкосновенность собственности. Тем самым обеспечивались правовые предпосылки благоприятных перемен в общест­венном развитии, включая рост предпринимательской активности, повы­шение благосостояния, дальнейшую демократизацию государственного и общественного строя. Все это в полной мере соответствовало целям про­свещения.

Томас Гоббс. Сын сельского священника и крестьянки, он окончил Оксфордский университет.

Т. Гоббс подробно разработал один из вариантов теории общественного договора. Первоначально, в "естественном состоянии", естественные права каждого члена общества, каждого индивида были ничем не ограничены, и каждый обладал всею полнотой естественных прав, вплоть до права на жизнь и имущество ближнего. "Естественное состояние" в результате становится хаосом, "войной всех против всех". Уместно упомянуть в связи с этим и три основные причины социальных конфликтов, выделенные Т. Гоббсом:

-- страх (человек боится потерять то, что имеет);

-- конкуренция (человек хочет сохранить то, что у него есть);

-- стремление к славе (человек стремится приумножить то, что есть).

Чтобы избавиться от анархии, люди заключают между собой общественный договор об учреждении верховной власти - государства. Оно должно охранять жизнь и безопасность всех членов общества, не допускать конфликты, а в случае их возникновения пресекать их силой, причем с этого момента лишь оно может законно использовать силу. Таким образом, государство выступает как конфликторазрешающий механизм.

Высказанная Т. Гоббсом идея о том, что индивиды, заключая общественный договор, отказываются от своих естественных прав, может считаться одним из первых подходов к формулированию понятия "отчуждение". Отчуждение - отнятие у индивида неких предметов или свойств, которыми он ранее обладал, превращение их во что-то внешнее и чуждое ему.

Джон Локк. Английский мыслитель Джон Локк (1632 - 1704)

Дж. Локк предложил альтернативную версию теории общественного договора. Если Т. Гоббс исходил из того, что человеческие стремления в "естественном состоянии" носят эгоистический характер, то Дж. Локк смотрел на этот вопрос иначе. Естественное состояние у Локка характеризуется свободой и равенством индивидов, но ни в коем случае не своеволием. Люди и в естественном состоянии должны исповедовать принципы братской любви, справедливости и милосердия. Если кто-то в естественном состоянии и убивает ближнего, то лишь затем, чтобы наказать убийцу и защитить от его посягательств остальных людей, а также показать остальным, какое возмездие ждёт нарушителя естественных прав остальных. Поэтому естественное состояние у Локка - это не "война всех против всех", а состояние, когда "каждый обладает исполнительной властью".

Хотя естественное состояние у Дж. Локка не предполагает перманентного, непрерывного конфликта, как у Т. Гоббса, тем не менее над каждым индивидом в этом состоянии висит угроза насилия, посягательства на его свободу и достоинство. Поэтому заключение общественного договора необходимо.

Если учреждённая власть окажется неограниченной и сможет поступать в отношении подданных, как ей заблагорассудится, её действия также станут причиной войн, вражды и конфликтов.

Поэтому при заключении общественного договора индивиды передают верховной власти лишь часть своих естественных прав - тот минимум, без которого государство просто не сможет существовать. Есть, по мнению Дж. Локка, такие естественные права, которые являются неотчуждаемыми, принадлежащими индивиду при всех обстоятельствах. Государству же, по его мнению, нужно не больше полномочий, чем необходимо для исполнения его функций (а главные из них - охрана прав, свобод и собственности граждан). Так родилась концепция "минимального государства" или "государства - ночного сторожа".

Дж. Локк выделил три - законодательную, исполнительную и федеративную. Федеративная ветвь власти была ответственна за проведение внешней политики

Верховенство среди ветвей власти, по мнению Дж. Локка, должно принадлежать законодательной власти. В случае конфликта законодательной и исполнительной ветвей власти законодательная легко может сместить исполнительную; напротив, применение силы со стороны исполнительной ветви власти квалифицируется Локком как произвол и агрессия. Ситуация конфликта между исполнительной ветвью власти и народом считается Локком всегда разрешимой при помощи принципа: благо народа - высший закон. Народ же может выступать третейским судьей и в конфликте между законодательной и исполнительной ветвями власти, и в других спорных случаях.

Заметим, что по Гоббсу наоборот - деспотизм всё же лучше, чем анархия. А ведь именно таковая, как правило, и появляется, когда начинается яростная борьба за власть между силами, готовыми держаться за оружие до последнего и скорее сгрызть свою винтовку, чем бросить её.

В вопросах веры Локк проповедовал идеи терпимости. Он полагал, что не стоит давать исключительное преимущество какой-то церкви. Мусульмане, язычники, иудеи и т.д. могут быть, как и христиане, высоконравственными людьми. Государство имеет право суда над совестью и верой граждан только когда религиозная община ведёт к безнравственным и преступным деяниям (современные примеры - некоторые секты, деятельность которых обходится не без криминальных моментов, радикальные исламистские течения). Одной из обязанностей верующих Локк считал термимость к иным мнениям (хотя сам недолюбливал католиков).

Из анализа работы Дж. Локка можно выделить ряд положений, дополняющих идеи Т. Гоббса и характеризующих судебную власть. Среди них наиболее значимыми, на наш взгляд, являются следующие:

• судебная власть рождается из необходимости разрешать конфликты;

• решение конфликта может быть беспристрастным только при условии, когда это осуществляется третьей, незаинтересованной в споре стороной;

• общественная потребность в судебной власти как в особой форме разрешения конфликтов осознается обществом, возможно, раньше, чем потребность в других видах власти;

• только после этого возникает потребность в исполнении и поддержании этих материально правовых норм и исполнении судебных решений, что предопределяет соотношение судебной и исполнительной власти.

Теория общественного договора — идеалистическое учение о возникновении правового государства вследствие заключенного соглашения между всеми гражданами. По мнению некоторых сторонников социального контракта, обществу и государственному аппарату предшествует полная анархия или так называемая идиллическая свобода. Отцами-основателями этой философской теории являются мыслители эпохи Просвещения Джон Локк, Жан-Жак Руссо, Томас Гоббс.

Основные положения теории общественного договора

Общие сведения

Теория общественного договора в философии — это концепция, дающая ответ на вопрос, как зародилось гражданское общество и его правовые принципы при условии достижения консенсуса между членами различных социальных групп. Необходимость некоего соглашения между людьми стала назревать после того, как пришло массовое осознание невозможности обеспечить индивидуальные естественные права и безопасность без контролирующего органа в лице государства.

Первые упоминания о договорных отношениях, составляющих основу стабильного функционирующего общества, содержатся в трудах древнегреческих философов.

Теория общественного договора в философии

Отталкиваясь от этой мысли, сторонники концепции общественного договора по-разному объясняют, почему наделенный разумом индивид, заинтересованный в личном благополучии, должен на добровольной основе отказаться от части свободы ради достижения высших целей, продиктованных правовым государством. В идее отражены:

  • рационально-критический взгляд на существующее положение вещей;
  • желание вдохновить людей новыми идеалами.

Как известно, буржуазия мечтала полностью приватизировать власть, оставив феодалов не у дел. Для этого требовалось идеологическое обоснование такого хода, чем, собственно, и должен был стать общественный договор, подразумевавший установление новых политических правил, которые соответствовали бы самой природе человека, его естественным правам.

Если кто-то преступает черту закона, нарушая социальный контракт, то остальные имеют возможность защитить себя от действия таких граждан. Стать полноценным членом общества, согласно общественному контракту, означает взять на себя ответственность за соблюдение правил, а также быть готовым понести наказание за их нарушение.

Воззрения Томаса Гоббса

Воззрения Томаса Гоббса

В связи с этим представитель английской философской школы XVII века придерживался мнения, что естественное состояние для человека — это война всех против всех. Абсолютная свобода, по убеждению Гоббса, сопряжена с анархией, хаосом, бесконечной борьбой, в которой никто не гнушается никакими методами для удовлетворения своих растущих потребностей.

Единственно верным выходом из сложившейся критической ситуации становится обуздание чрезмерной свободы каждого для того, чтобы кругом воцарился порядок. Люди должны осознать, что они добиваются справедливого мира, взаимно блокируя свои эгоистические побуждения. Именно поэтому им следует договориться между собой об определенных ограничениях, то есть заключить договор.

Лишая себя естественной свободы, люди одновременно с этим делегируют полномочия по поддержанию общественного порядка отдельной группе лиц или конкретному человеку, в результате чего появляется суверенное государство.

Гоббс отстаивал позицию, согласно которой наилучшей политической формой организации общества является абсолютная монархия. В таком случае государство, защищая свои интересы, может прибегнуть к любым мерам воздействия на подданных.

Позиция Джона Локка

В отличие от Томаса Гоббса, который считал, что до возникновения государственности люди находились в состоянии непримиримой вражды, английский педагог и философ Джон Локк придерживался иной точки зрения. В естественном состоянии, считал основоположник этой теории, человек:

  • морально менее ограничен в своих действиях;
  • не зависит ни от чьей воли;
  • свободно распоряжается собственностью.

Казнь

Чтобы правила, действующие в догосударственный период, соблюдались, природа наделила всех членов общества возможностью судить нарушителей порядка и подвергать их казни. Локк понимал, что люди все равно живут в страхе, поскольку нет управляющих органов, взявших в свои руки реальную власть и осуществлявших наказание провинившихся перед естественными законами.

Все это, безусловно, оборачивается дестабилизацией спокойной и размеренной жизни. Для того чтобы защитить свои права, свободу и имущество, индивиды соглашаются учредить государство. Власть естественного закона воплощается в каждом человеке, благодаря чему граждане достигаются соглашения, сохранив при этом личную свободу. Люди намеренно адресуют государственным органам часть своих прав в обмен на неприкосновенность собственности и защиту от внутреннего и внешнего влияния.

Если же государство по каким-либо причинам не может блюсти свои обязательства, оно автоматически попадает в разряд нелегитимных, что дает право гражданам на насильственное свержение существующего строя.

Учение Жан-Жака Руссо

Французский писатель и философ был во многом не согласен с другими яркими мыслителями, которые разработали договорную теорию происхождения государства. Он выдвинул мысль, что в основе всеобщей свободы лежит народный суверенитет, тем самым подчеркнув демократическое содержание социального контракта.

Человек будет чувствовать себя по-настоящему свободным только тогда, когда избавится от общественных ограничителей и систематической трудовой деятельности. Инстинкт самосохранения удерживает его от открытой конфронтации с другими членами общества. Однако в условиях постоянно растущей численности населения и изменения территориальных границ увеличиваются потребности людей, что неизбежно приводит к появлению частной собственности.

Жан-Жак Руссо

Наблюдается социальная стратификация, а значит, бедные будут испытывать все большую ненависть по отношению к богатым. Раздираемое социальными противоречиями общество остро нуждается в мире, поэтому заключается некий общественный договор, по которому государство становится гарантом закона. Основная задача государственной власти состоит в том, чтобы свобода всех без исключения гражданин всегда оставалась неограниченной.

По мнению Руссо, первично власть должна быть сконцентрирована в руках простого народа, который может и должен разговаривать с государственными органами на языке силы, если те нарушают условия социального контракта.

Критика теории

Карл Маркс и Фридрих Энгельс

В XIX веке договорная теория происхождения государства подверглась беспощадной критике. Принципиально новый ответ на вопрос о том, что дало толчок к формированию правового общества, попытались дать Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

Пытаясь объяснить феномен коллективной жизни, марксисты отказались от понимания человека как абстрактной и изолированной от хода истории единицы социума. По их мнению, общество порождает не сознание людей, готовых заключить между собой некое соглашение, а их целенаправленный труд.

Отмечая важное значение концепции общественного договора для развития политических течений во всем мире, стоит также заострить внимание на прогрессивности многих положений этой теории, которая была противопоставлена феодальному строю и неравенству людей перед законом. Несмотря на очевидные достоинства, учение лишено убедительных научных данных, подтверждающих его жизнеспособность.

Читайте также: