Как различается правовой статус парламентской оппозиции при различных формах правления

Обновлено: 25.06.2024

Омбудсману вменяется в обязанность энергично расследовать любые случаи предполагаемой или подозреваемой коррупции или хищения публичных средств должностными лицами и предпринимать необходимые шаги, включая доклады Генеральному обвинителю или Генеральному аудитору.

Об осуществлении своих полномочий и функций Омбудсман ежегодно докладывает Национальному собранию.

Проводя расследование, Омбудсман вправе вызывать повесткой любое лицо и истребовать любой документ, обвинять лицо в случае неявки по такой повестке или непредставления документов перед компетентным судом, допрашивать любое лицо, требовать от любого лица сотрудничества и правдивого и откровенного раскрытия любой информации, известной лицу и связанной с расследуемым делом.

Омбудсман может быть досрочно смещен Президентом по рекомендации Комиссии юридической службы. Это возможно только на основании умственной неспособности или тяжкого проступка. В последнем случае Комиссия юридической службы проводит расследование, а Президент по ее рекомендации может временно отстранить Омбудсмана от должности.

Несмотря на такое довольно детальное регулирование, Конституция предусматривает издание парламентом специального актаобОмбудсмане.

В учебнике нет возможности в обобщенном виде изложить статус таких конституционных институтов. Слишком они разнообразны и по названиям, и по характеру функций. Поэтому мы приведем лишь отдельные примеры, которые, не исчерпывая всего разнообразия, дадут о нем более или менее адекватное представление. Не все они суть институты при парламентах, многие из них, как отмечалось, имеют независимый статус, не входя в систему ни одной из трех властей – законодательной, исполнительной и судебной. Однако посвящать им отдельную главу представляется нерациональным. Мы предпочли объединить их здесь, сознавая, что действуем далеко не строго. Нас извиняет лишь то, что проблематика таких институтов в отечественной литературе не разрабатывалась и общей концепции на их счет пока что не существует.

Конституция Вьетнама (ст. 94) предусмотрела в системе Национального собрания избираемый им орган – Совет национальностей, который должен изучать вопросы национальностей и вносить соответствующие предложения в Национальное собрание. Ему принадлежит право следить за осуществлением национальной политики, программ и планов социально-экономического развития в горных областях и районах, населенных этническими меньшинствами. Прежде чем принимать решения, затрагивающие национальности, Правительство должно консультироваться с Советом. Он имеет также полномочия, принадлежащие различным комитетам Национального собрания. В ст. 104 этой Конституции урегулирован, кроме того, статус Национального совета обороны и безопасности.

В Италии в данной связи следует отметить Национальный совет экономики и труда (НСЭТ), который согласно ст. 99 Конституции является консультативным органом палат и Правительства. Он образуется из экспертов и представителей производителей в пропорции, учитывающей количественную и качественную значимость категорий производителей. НСЭТ имеет право законодательной инициативы и может участвовать в разработке законодательства по экономическим и социальным вопросам. Закон о составе и функциях Национального совета экономики и труда был принят в 1957 году, а сам НСЭТ образован в 1958 году. В нем представлены организации предпринимателей, профсоюзы.

Колумбийская Конституция в числе независимых органов кроме Прокуратуры (Ministerio Público) и Генерального контроля Республики предусмотрела в ст. 120 еще такие независимые органы, как Национальный избирательный совет и Национальную регистратуру гражданского состояния. Кроме того, в ст. 340 определены основы статуса Национальной системы планирования, состоящей из Национального совета планирования и территориальных советов, а в гл. 6 (ст. 371–373) – основы статуса Банка Республики. Вообще, надо заметить, конституционализация центральных банков – примечательная тенденция в современном мировом конституционном развитии.

Так, согласно ст. 32-d Конституции Венгрии в задачу Венгерского национального банка входит эмиссия законных средств платежа, защита твердости национальной валюты и регулирование денежного обращения. Председатель Банка назначается Президентом Республики на 6 лет и ежегодно отчитывается о деятельности Банка перед Государственным собранием.

В Намибии конституционными органами, учреждениями и должностными лицами являются некоторые независимые комиссии – Комиссия публичной службы (ст. 112, 113) и Комиссия безопасности (ст. 114), Государственный фонд доходов (ст. 125), Центральный банк (ст. 128) и Национальная плановая комиссия (ст. 129), Комиссар .тюрем (ст. 122, 123), Командующий силами обороны (ст. 119, 120), Генеральный инспектор полиции (ст. 116, 117).

Конституция Румынии предусмотрела в системе Парламента Законодательный совет, определив его в ч. 1 ст. 79 как специализированный орган Парламента для дачи заключений о проектах нормативных актов в целях систематизации, унификации и координации всего законодательства. Законодательный совет ведет официальный учет законодательства Румынии. Кроме того, ст. 118 учредила Верховный совет обороны страны, в задачу которого входит единообразная организация и координация тех видов деятельности, которые касаются обороны страны и национальной безопасности.

Законодательный совет предусмотрен и Формой правления Швеции. Правда, согласно § 18 гл. 8 этого основного закона Законодательный совет, состоящий из судей Верховного и Верховного административного судов, создан для дачи заключений Правительству на законопроекты, однако предложение второе данного параграфа уполномочивает запрашивать мнение этого органа и комиссии Риксдага.

Филиппинская Конституция кроме упомянутой Аудитной комиссии урегулировала основы статуса еще двух так называемых конституционных комиссий – Комиссии гражданской службы и Комиссии по выборам (ст. IX), а также Омбудсмана и его заместителей (разд. 5 – 14 ст. XI), Комиссии по правам человека (разд. 17, 18 ст. XIII; здесь, таким образом, два органа со сходным объектом деятельности), Национального ведомства экономики и планирования (разд. 9 ст. XII), Центрального банка Филиппин (разд. 20 ст. XII).

1. Для чего нужен парламент? Нельзя ли обойтись без него?

2. Каковы отличия сословно-представительных учрежденийот современных парламентов?

3. Каково место парламентов в системе разделения властей?

4. К какому виду относятся парламенты Германии и Италии с точки зрения классификации парламентов по объему их компетенции?

5. Что такое закон в формальном и материальном смысле? Что есть предмет закона?

6. Осуществляется ли законодательная функция в отсутствие парламента или помимо него?

7. Какие функции кроме законодательной бывают у парламента?

8. С помощью каких полномочий реализуются функции парламента?

9. В чем проявляется представительный характер парламента? Необходимо ли парламенту это качество? Что оно дает?

10. Что такое законодательство как деятельность? Какие еще есть значения этого термина?

11. Какое значение имеют бюджетные и налоговые полномочия парламента?

12. Что такое ратификация и денонсация международных договоров? Для чего необходимо участие в этом парламента?

13. Какие существуют формы парламентского контроля?

14. Какими полномочиями располагает парламент в вопросах войны и мира, национальной безопасности и как он их может осуществлять?

15. Что такое делегированное законодательство, каковы здесь функции парламента? Сопоставьте статьи конституций Франции, Италии и Германии, предоставляющие парламентам право делегировать свои полномочия. Какие выводы можно сделать из сравнения?

16. Каков предмет парламентского права и каково его место в системе конституционного права?

17. Какие существуют двухпалатные системы парламента и зачем они нужны?

18. Какова взаимосвязь между порядком формирования верхней палаты и ее полномочиями?

19. Каково значение института роспуска парламента (палаты)?

20. Какие существуют системы организации руководства палатами парламента и парламентом в целом? Почему в двухпалатных парламентах обычно нет председателя парламента?

21. Чем отличаются постоянные комиссии (секции, депутации) парламентов или их палат в демократических странах от постоянно действующих высших коллегиальных органов государственной власти в социалистических странах?

22. В чем различие свободного и императивного мандата в теории и на практике? Как вы относитесь к лоббизму? Как влияет общественное мнение на деятельность парламентариев?

23. Чем отличается индемнитет от иммунитета? Нужна ли в демократических странах депутатская неприкосновенность и если да, то в каком объеме?

24. Каковы взаимоотношения между парламентариями и политическими партиями, в которых они состоят? Как вы относитесь к практике фракционного принуждения? Как обстоит с этим дело в территориальных объединениях парламентариев?

25. Почему в настоящей главе в большинстве случаев говорится не о депутатах, а о парламентариях?

26. Какова зависимость состава парламентариев от избирательных систем?

27. Как различается правовой статус парламентской оппозиции при различных формах правления?

28. Какая разница между сессией и заседанием?

29. В чем различие процедуры на пленарных заседаниях палат и в комитетах (комиссиях)? Для чего образуются комитеты всей палаты? Почему необходимы такие различия в процедуре?

30. Сравните конституционное регулирование процедуры заседаний парламентов (палат) в какой-либо из зарубежных демократических стран по вашему выбору и в России.

СЕМИНАР IV. Форма правления и государственный режим в зарубежных странах (тема 6; 2 часа)

Принцип разделения властей. Система сдержек и противовесов.

Формы правления: монархия (абсолютная и конституционная) и республика (президентская, парламентарная, полупрезидентская и иные виды).

Государственные режимы и их связь с формами правления.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРУ

Ответьте на вопросы

1. Что такое форма правления? Можно ли, определив форму правления, получить целостное представление об организации публичной власти в стране?

2. Чем различаются монархия и республика? В чем отличие выборной монархии от республики с пожизненным президентом?

3. Какие государственные режимы Вы знаете? Как они соотносятся с формами правления?

4. В чем различие между парламентарными и дуалистическими формами правления, между парламентаризмом и дуализмом, парламентаризмом и министериализмом как государственными режимами?

5. Охарактеризуйте форму правления и государственный режим в России и других странах СНГ. Есть ли здесь какие-либо отличия от соответствующих конституционноправовых явлений в странах Запада, и если есть, то какие и чем обусловлены?

6. Чем отличается советская республика от парламентарной? В чем суть партократического государственного режима?

7. Проанализируйте текст любой конституции зарубежного государства и определите форму правления. Подтвердите Ваше суждение положениями этой конституции.

8. Можно ли на основе текста конституции определить государственный режим соответствующей страны? Попытайтесь это сделать.

Прочитайте, по меньшей мере, две книги из нижеперечисленных, обозначьте круг затронутых в них проблем

Керимов А.Д. Государствоведение: актуальные проблемы теории. М.: Совр. Гуманитарный ун-т, 2003.

Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США.

Могунова М.А. Скандинавский парламентаризм. Теория и практика. М.: Российский гос. гуманит. Ун-т, 2001.

Орлов А.Г. Президентские республики в Латинской Америке. М., 1995. Разделенная демократия: сотрудничество и конфликт между Президентом и

Конгрессом. М.: ПрогрессУниверс, 1994.

Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М.: Облиздат-Алир, 1998. Федералист. Политическое эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. М.:

Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М.: Юрид лит.,

Сформулируйте и обоснуйте свою позицию

СЕМИНАР V. Институты непосредственной демократии в зарубежных странах (тема 7; 4 часа)

Значение и возможности непосредственной демократии в современном мире.

Выборы органов публичной власти и должностных лиц в зарубежных странах. Периодичность выборов, их виды. Избирательная инфраструктура.

Субъективные избирательные права в зарубежных странах. Избирательный процесс в зарубежных странах.

Избирательные системы в зарубежных странах, сравнение их достоинств и недостатков.

Референдумы (плебисциты) в современном мире. Народная инициатива в зарубежных странах.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРУ

Ответьте на вопросы

1. В чем сходство и различие таких конституционно-правовых институтов, как выборы, отзыв и референдум?

2. Для чего нужны выборы? Почему они используются для формирования не всех государственных органов?

3. В чем, по-вашему, ценность основных принципов избирательного права? Одинакова ли она во всех странах?

4. Как вы относитесь к избирательным цензам? Мотивируйте свою позицию.

6. Какая разница между избирателем и выборщиком?

7. Каковы необходимые признаки демократического избирательного процесса? Проанализируйте с этой точки зрения отдельные его стадии.

9. Как вы относитесь к производственному принципу представительства? К куриальным выборам? К косвенным выборам? Обоснуйте свою позицию.

10. Что такое униноминальная система в два тура?

11. Каким должно быть демократическое регулирование финансирования выборов?

12. Сопоставьте преимущества и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Как, по-вашему, следовало бы построить избирательную систему, чтобы получить наиболее справедливые и целесообразные результаты выборов?

13. Как Вы относитесь к институту отзыва? Почему он не получил широкого распространения?

14. Какова, на ваш взгляд, социальная ценность референдума? В чем его преимущества и недостатки как способа принятия государственных и самоуправленческих решений?

Прочитайте, по меньшей мере, две книги из нижеперечисленных, обозначьте круг затронутых в них проблем

Международные избирательные стандарты. Сборник документов. Выпуск 2. Отв.ред. В.И. Лысенко. М.: ЦИК РФ, 2009.

Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного законодательства. Отв. Ред. А.А. Вешняков. М.: Весь мир, 2004.

Современные избирательные системы. М.: Норма, 2006.

Андреева Г.Н., Старостина И.А. Избирательное право в России и в зарубежных странах. Учебное пособие. М. Норма, 2010.

Зарубежное избирательное право. Учеб. Пособие. М.: Норма, 2003.

Лейкман Э., Ламберт Дж.Д. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. М.: Иностр. лит., 1958.

Лисовский С.Ф., Евстафьев В.А. Избирательные технологии. История, теория, практика. М.: РАУ Университет, 2000.

Лысенко В.И., Головин А.Г. Избирательное законодательство и выборы в современном мире. М.: МедиаПресс, 2009.

Маклаков В.В. Избирательное право стран-членов Европейских сообществ. М.: ИНИОН РАН, 1992.

Маклаков В.В. Референдум в странах –членах Европейского союза. М.: ИНИОН РАН, 1997.

Милль Дж. Ст. Рассуждения о представительном правлении. Челябинск: Социум, 2005.

Сравнительное избирательное право. Учеб. Пособие. М.: Норма, 2003.

Сформулируйте и обоснуйте свою позицию

По мнению Суда, автоматическое лишение граждан, осужденных к лишению свободы, права голоса на выборах в законодательные органы несовместимо с ЕКПЧ: «Ни в коем случае не может ставиться вопрос о лишении заключенного его прав,

Согласны ли Вы с позицией ЕСПЧ? Ответ аргументируйте.

СЕМИНАР VI. Законодательная власть в зарубежных странах (тема 8; 4

Сущность законодательной власти и ее носители.

Парламент как орган законодательной власти. Его представительный характер и компетенция в зарубежных странах.

Однопалатная и двухпалатная структура парламента. Причины создания и виды двухпалатных парламентов. Формирование парламентских палат в зарубежных странах. Сроки их полномочий. Организация парламентских палат и внутренние органы парламентов и их палат в зарубежных странах. Статус члена парламента в зарубежных странах.

Общая парламентская процедура в зарубежных странах.

Законодательный процесс в зарубежных странах. Контрольные и иные парламентские процедуры в зарубежных странах.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРУ

Ответьте на вопросы

1. Для чего нужен парламент? Нельзя ли обойтись без него?

2. Каковы отличия сословно-представительных учреждений от современных парламентов?

3. Каково место парламентов в системе разделения властей?

4. К какому виду относятся парламенты Германии и Италии с точки зрения классификации парламентов по объему их компетенции?

5. Что такое закон в формальном и материальном смысле? Что есть предмет закона?

6. Осуществляется ли законодательная функция в отсутствие парламента или помимо него?

7. Какие функции, кроме законодательной, бывают у парламента?

9. В чем проявляется представительный характер парламента? Необходимо ли парламенту это качество? Что оно дает?

15. Что такое делегированное законодательство, каковы здесь функции парламента? Сопоставьте статьи конституций Франции, Италии и Германии, предоставляющие парламентам право делегировать свои полномочия. Какие выводы можно сделать из сравнения?

17. Какие существуют двухпалатные системы парламента и зачем они нужны?

19. Каково значение института роспуска парламента (палаты)?

20. Какие существуют системы организации руководства палатами парламента и парламентом в целом? Почему в двухпалатных парламентах обычно нет председателя парламента?

22. В чем различие свободного и императивного мандата в теории и на практике? Как вы относитесь к лоббизму? Как влияет общественное мнение на деятельность парламентариев?

23. Чем отличается индемнитет от иммунитета? Нужна ли в демократических странах депутатская неприкосновенность, и если да, то в каком объеме?

24. Каковы взаимоотношения между парламентариями и политическими партиями, в которых они состоят? Как вы относитесь к практике фракционного принуждения? Как обстоит с этим дело в территориальных объединениях парламентариев?

25. Почему в настоящей главе в большинстве случаев говорится не о депутатах, а о парламентариях?

26. Какова зависимость состава парламентариев от избирательных систем?

27. Как различается правовой статус парламентской оппозиции при различных формах правления?

28. Какая разница между сессией и заседанием?

33. Каково значение нескольких чтений при обсуждении законопроекта?

34. Чем обусловлены особенности законодательного процесса в финансовой области?

Прочитайте, по меньшей мере, две книги из нижеперечисленных, обозначьте круг затронутых в них проблем

Бентам И. Тактика законодательных собраний. Челябинск: Социум, 2006. Бинецкий А.Э. Лоббизм в современном мире. М.: Теис, 2005.

Булаков О.Н. Парламентское право. Учеб. Пособие. М.: Юриспруденция, 2002. Воронин А.П. Современный парламентаризм. М., 1997.

Депутат парламента в зарубежных государствах. М.: Юрид. лит., 1995.

Зубов А.Б. Парламентская демократия и политическая традиция Востока.

Коврякова Е.В. Парламентский контроль. Зарубежный опыт и российская практика. М.: Городец, 2005.

Любимов А.П. Лоббизм как конституционно-правовой институт. М.: ИГП РАН,

Маклаков В.В. Парламенты стран-членов Европейского союза. М.: ИНИОН РАН, 1994.

Милль Дж. С. Рассуждения о представительном правлении. Челябинск: Социум,

Могунова М.А. Скандинавский парламентаризм. Теория и практика. М.: РГГУ,

Очерки парламентского права (зарубежный опыт). М.: ИГП РАН, 1993. Современный парламент. Теория, мировой опыт, российская практика. Учебник.

Под ред. О.Н. Булакова. М.: Эксмо,2005.

Чиркин В. Е. Законодательная власть. М.: Норма, 2008.

Сформулируйте и обоснуйте свою позицию

В 1988 г. группа депутатов Кортесов автономного сообщества Кастилии-Ла Манчи попыталась через Президиум Кортесов затребовать от Правительства данного сообщества документы, необходимые для проверки законности использования финансовых средств этим Правительством. Президиум отказался обратиться к Правительству, ссылаясь на то, что данное требование противоречило бы Конституции Испании. Депутаты обратились в Конституционный суд Испании с жалобой на нарушение права на подачу петиций. Как Вы думаете, какое решение вынес Конституционный суд Испании? Включает ли (и должен ли включать, по Вашему мнению) парламентский контроль право парламента истребовать от правительства и иных элементов исполнительной власти любые документы?

СЕМИНАР VII. Исполнительная власть в зарубежных странах (тема 9; 2

Сущность исполнительной власти, ее задачи, бицефальная и моноцефальная структура.

Глава государства, его конституционный статус при различных формах правления и государственных режимах.

Правительство, его конституционный статус при различных формах правления и государственных режимах, а также состав.

Публичная администрация, прямая и косвенная, в различных странах.

Для Института финансового и банковского права: Конституционные основы бюджетно-финансовой и банковской систем; статус центральных банков в различных зарубежных странах

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРУ

Ответьте на вопросы

1. Что такое исполнительная власть? Как это понятие соотносится с понятиями "административная власть", "исполнительно-распорядительная деятельность", а также "государственное управление"?

2. Как соотносятся при разных формах правления глава государства и глава исполнительной власти?

3. Какие функции и полномочия специфичны для главы государства?

4. В чем сходство и различие статусов монарха и президента при парламентарных формах правления?

5. Каковы взаимоотношения главы государства с законодательной, исполнительной и судебной властями при разных формах правления?

6. Какие вам известны виды ответственности главы государства?

7. Сравните конституционный статус главы Российской Федерации и главы зарубежного демократического и не вполне демократического государства.

8. Что такое правительство? Что имеется в виду под данным термином применительно к США и другим президентским республикам?

9. Что такое кабинет? Какие значения этого термина и его разновидности вам известны?

10. Что делает и за что отвечает правительство?

11. Чем обусловлен различный порядок формирования правительства в разных странах?

Прочитайте, по меньшей мере, две книги из нижеперечисленных, обозначьте круг затронутых в них проблем

Исполнительная власть: сравнительно-правовое исследование. М.: ИНИОН РАН, 1995.

Паречина С.Г. Институт президентства: история и современность. М.: ИСПИ,

Правительство, министерства, ведомства в зарубежных странах. М.: Юрид. лит.,

Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект-Пресс, 2004.

Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М.: Юрид. лит,

Уилсон Дж. Американское правительство. М.: Прогресс-Универс, 1990. Черкасов А.И. Глава государства и правительство в странах современного мира:

конституционно-правовое регулирование и практика. М.: Экзамен, 2006.

Эрдманн К., Шеффер В. Мундхенке Э. Организационная структура правительства и структура управления.Heidelberg, 1996.

Сформулируйте и обоснуйте свою позицию

СЕМИНАР VIII. Судебная власть в современном мире (тема 10; 2 часа)

Понятие и назначение судебной власти. Ее место в системе разделения властей. Понятия юрисдикции, юстиции, правосудия, судебной инстанции.

Конституционные принципы судоустройства в зарубежных странах. Порядок формирования судов.

Статус судей в зарубежных странах, включая порядок назначения и ответственности. Виды судебных заседателей и их статус в разных странах.

Виды судов в зарубежных странах и особенности их юрисдикции. Компетенция и организация конституционной юстиции.

Конституционные принципы судопроизводства в зарубежных странах. Судебные советы в зарубежных странах.

Прокуратура и ее аналоги в зарубежных странах. Организация следствия в зарубежных странах. Адвокатура и нотариат в зарубежных странах. Судебная полиция и пенитенциарная система в зарубежных странах.

Для Института прокуратуры: Конституционно-правовой статус, функции и организация прокуратуры в различных зарубежных странах; конституционноправовой статус прокуроров и следователей.

Для Института адвокатуры: Конституционно-правовой статус адвокатуры и адвоката.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРУ

Ответьте на вопросы

1. Что такое судебная власть и в чем ее назначение?

2. Каковы взаимоотношения судебной власти с другими ветвями власти?

3. Чем объяснить полисистемность судебной власти во многих странах?

4. Что такое магистратура? Есть ли соответствующий институт в России?

5. Чем отличается по структуре судебной власти Россия от США и зарубежной Европы?

6. Что представляют собой высшие советы магистратуры и подобные им органы? Какой подобный орган есть в России и в чем его отличие?

7. Какие судебные органы упомянуты в Конституции Италии?

8. Сравните конституционные принципы судоустройства в России, Германии и Испании.

9. Какие принципы судебного процесса содержатся в конституциях России, Франции, Болгарии?

10. Чем отличается административная юрисдикция от административной юстиции?

11. Почему французский Конституционный совет нельзя считать конституционным судом?

12. Чем конституционное судопроизводство отличается от гражданского и уголовного?

13. Являются ли прокуратура и адвокатура органами судебной власти? Объясните, на чем основано ваше мнение.

Прочитайте, по меньшей мере, две книги из нижеперечисленных, обозначьте круг затронутых в них проблем

Абросимова Е.Б. Конституционные основы судебной власти в зарубежных странах. Конспект лекций. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000.

Барак А. Судейское усмотрение. М.: норма, 1999.

Боботов С.В. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). М.: ЕАВ,

Боботов С.В. Откуда пршел к нам суд присяжных? М.: РПА, 1994. Богдановская И.Ю. Прецедентное право. М.: Наука, 1993.

Додонов В.Н., Крутских В.Е. Прокуратура в России и за рубежом. М.: Норма,

Конституционный контроль в зарубежных странах. 2-е изд. Отв.ред В.В. Маклаков. М.: Норма: Инфра-М, 2010.

Судебные системы европейских стран. Справочник. М.: МО, 2002. Штайнбергер Г. Модели конституционной юрисдикции. Страсбург. Совет

Юдин Ю.А., Шульженко Ю.Л. Конституционное правосудие в федеративном государстве (сравнительно-правовое исследование). М.: ИГП РАН, 2000.

Сформулируйте и обоснуйте свою позицию

Какой подход к толкованию Конституции США применил Суд, а какой – предлагал применить судья Л. Брэндис ? Каковы достоинства и недостатки данных подходов? Что Вы думаете о возможности и целесообразности их применения?

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПАРЛАМЕНТСКОГО БОЛЬШИНСТВА (КОАЛИЦИИ) И ПАРЛАМЕНТСКОЙ ОППОЗИЦИИ В УКРАИНЕ - тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам из журнала Государство и право

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2011, № 5, с. 80-85

В ГОСУДАРСТВАХ-УЧАСТНИКАХ СНГ

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПАРЛАМЕНТСКОГО БОЛЬШИНСТВА (КОАЛИЦИИ) И ПАРЛАМЕНТСКОЙ ОППОЗИЦИИ

© 2011 г. Ольга Владимировна Совгиря1

Краткая аннотация: в статье рассматриваются история и проблемы регулирования на современном этапе правового статуса парламентского большинства (коалиции) и парламентской оппозиции в Украине как неотъемлемых элементов структуры парламентов в демократических государствах. Анализируются перспективы такого регулирования в связи с изменением в государстве формы правления (с парламентско-пре-зидентской на президентско-парламентскую).

Annotation: this article examines the history and regulatory issues of the legal status of the parliamentary majority (coalition) and the parliamentary opposition at the present stage in Ukraine as integral parts of the structure of parliaments in democratic states. The prospects of such regulation in connection with a change in the state form of government (from the parliamentary-presidential form to the presidential-parliamentary) have been analyzed.

Ключевые слова: парламент, структура парламента, парламентское большинство (коалиция), парламентская оппозиция.

Key words: parliament, the structure of parliament, the parliamentary majority (coalition), the parliamentary opposition.

Реформирование системы органов государственной власти, определяющим этапом которого стало принятие Закона Республики Украина "О внесении изменений в Конституцию Украины" от 8 декабря 2004 г., привело к появлению нового субъекта конституционного права и конституционных правоотношений - коалиции депутатских фракций, в состав которой должно входить большинство народных депутатов Республики от конституционного состава Верховной Рады Украины (национального парламента) (далее - коалиция).

Однако в настоящее время в связи с возвращением к Конституции Украины 1996 г. (согласно Решению Конституционного суда Украины от 30 сентября 2010 г. № 20-рп/2010)2 можно говорить об имеющемся в стране опыте регулирования статуса указанных субъектов в прошедшем времени, поскольку на данный момент ни действующая Конституция, ни иные акты законодательства не закрепляют статус как парламентского большинства, так и парламентской оппозиции. При этом прекращение законодательного регулирования статуса большинства и оппозиции не повлекло за собой прекращения их деятельности.

Более того, вскоре после принятия упомянутого Решения Конституционного суда лидеры действующей в составе Верховной Рады коалиции заявили о намерении дальнейшего сотрудничества фракций, входящих в ее состав, и продолжении существования коалиции как структурного элемента парламента. Активной остается и парламентская оппозиция, а также сформированное ею оппозиционное правительство. Интересен и тот факт, что практически действуют отдельные нормы уже не действующего законодательства, перешедшие в разряд конституционных традиций (например, это касается уже не действующей нормы Регламента Верховной Рады о праве парламентской оппозиции формировать повестку дня по средам в те недели, когда проводятся пленарные заседания парламента).

Итак, обратимся к истории законодательного регулирования статуса парламентского большинства и парламентской оппозиции в Украине.

Роль коалиции согласно ст. 83 Конституции Украины (в уже не действующей ред. 2004 г.) могла выполнять одна депутатская фракция, в состав которой входило большинство народных депутатов.

Правовой статус коалиции определялся Конституцией Украины 1996 г. (с изм. от 2004 г.), а также Регламентами Верховной Рады (далее -Регламенты) (за период с 2006 г. и до момента

возвращения к Конституции 1996 г. в 2010 г. их было принято четыре).

В теории конституционного права Украины для обозначения коалиции употребляется термин "парламентское большинство", который можно использовать в двух значениях:

1) как количество голосов депутатов, составляющее более половины от конституционного состава парламента (абсолютное большинство -50% + один голос или квалифицированное - 2/3, 3/4 и др.), в том числе это может быть и большинство от числа присутствующих на заседании парламента депутатов (в данном случае политическая принадлежность депутата не имеет значения);

2) как структурное образование парламента, создаваемое в соответствии с действующим законодательством (как это имело место в Украине) или парламентскими традициями, в состав которого входят депутатские фракции (или одна фракция) с численностью депутатов, составляющей большинство от конституционного состава парламента, целью которого является совместное участие его членов в выработке государственной политики (в том числе через формирование состава правительства), несущее ответственность за ее осуществление в объеме, определенном национальным законодательством.

В первом случае речь идет преимущественно о ситуативном большинстве, тогда как во втором -понятия "парламентское большинство" и "парламентская коалиция" можно считать синонимами. Однако официально термин "парламентское большинство" в Украине не употребляется ввиду его отсутствия в действующем законодательстве.

Характеризуя статус коалиции в Украине, следует обратить внимание на такой момент, как добровольность ее создания. Добровольность создания коалиции означает право парламентских фракций самостоятельно решать вопрос о том, будут ли они входить в состав коалиции. Однако вовсе не формирование в Верховной Раде коалиции на протяжении одного месяца со дня открытия первого заседания парламента, которое проводится после очередных или внеочередных выборов Верховной Рады, или на протяжении месяца со дня прекращения деятельности коалиции предоставляло президенту Украины право досрочно прекратить полномочия Верховной Рады (п. 1 ч. 2 ст. 90 Конституции Украины).

В соответствии с Регламентами коалиция должна была формироваться после проведения депутатскими фракциями консультаций, по результатам которых предвиделось заключение со-

глашения о коалиции депутатских фракций в Верховной Раде (далее - коалиционное соглашение).

Анализ положений Регламентов дает основания для следующего вывода: коалиционное соглашение должно было включать две группы положений - политические, являвшиеся основанием для объединения депутатских фракций в коалицию, и организационные, определявшие порядок решения внутренних организационных вопросов деятельности коалиции и порядок прекращения ее деятельности. В идеале именно коалиционное соглашение должно было стать основой для программы деятельности правительства, сформированного коалицией.

С момента вступления в силу изменений к Конституции Украины (2006 г.) депутатские фракции Верховной Рады подписали пять коалиционных соглашений, на основании которых были созданы парламентские коалиции.

Коалиция считалась сформированной после официального объявления об этом председательствующим на пленарном заседании парламента на основании поданных в аппарат Верховной Рады коалиционного соглашения и списков членов депутатских фракций, сформировавших коалицию, с личными подписями народных депутатов.

К основным правам парламентской коалиции относились следующие:

1) право вносить на утверждение Верховной Рады предложения относительно кандидатуры премьер-министра Украины и кандидатур на должности других членов правительства (кроме кандидатур министра обороны Украины и министра иностранных дел Украины, которые вносились президентом Украины) (ч. 8 ст. 83 Конституции Украины) (с изм. от 2004 г.). Следует отметить, что внесение предложений об утверждении указанных кандидатур являлось не только правом, но и своего рода обязанностью коалиции, поскольку в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 90 Конституции Украины президент Украины имел право досрочно прекратить полномочия Верховной Рады, если на протяжении 60 дней после отставки правительства не сформирован его персональный состав;

2) право внести предложение премьер-министру об увольнении с должности члена Кабинета министров.

Кроме того, коалиция как объединение, в состав которого входит большинство депутатов парламента, пользовалась правом принимать решения по всем вопросам деятельности Верховной Рады, для принятия которых необходимо боль-

шинство от конституционного состава парламента, при условии, что за принятие конкретного решения будет подано такое количество голосов. Если реализовать два указанных выше права (относительно формирования состава правительства и увольнения его членов), большинство могло лишь сформировать коалицию, но реализовывать иные полномочия, для принятия решений по которым необходимо большинство голосов, могли как коалиция, так и ситуативное большинство парламента.

Организация деятельности коалиции основывалась на демократических принципах, ставших основой функционирования современной коалиции, несмотря на отсутствие на сегодняшний день законодательного регулирования ее статуса. Так, согласно Регламентам коалиция должна была принимать решения на своем общем собрании большинством голосов депутатов, которые входят в ее состав. С целью согласования позиций депутатских фракций, входящих в состав последней, создавался совет коалиции. Другие вопросы организации работы коалиции определялись коалиционным соглашением.

Деятельность коалиции прекращалась в следующих случаях:

1) прекращение полномочий Верховной Рады соответствующего созыва;

2) уменьшение количественного состава коалиции (конституционный состав Верховной Рады -450 народных депутатов; в состав коалиции должно было входить большинство, т.е. не менее 226 депутатов);

3) принятие коалицией решения о прекращении своей деятельности.

Что касается другой части парламента - парламентской оппозиции, то (в отличие от коалиции) ее статус не определялся Конституцией Украины (с изм. от 2004 г.), что следует расценивать как нелогичный шаг, ведущ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства.

Республиканская форма правления отличается от монархической тем, что глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от представительного органа или избирателей.

Имеются три основные разновидности республиканской формы правления:

-полупрезидентская или смешанная республика.

Как известно, республики существовали еще в Древней Греции и Древнем Риме. Однако действительно распространенной республиканская форма правления стала в результате буржуазных революций ХVI-ХVII веков в Европе.

Парламентская республика характеризуется рядом признаков, главным из которых является формирование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом. Глава государства избирается парламентом и занимает в системе государственных органов скромное место, хотя формально его полномочия могут быть довольно широки. Парламент наряду с законодательной деятельностью и утверждением бюджета наделяется правом контроля за деятельностью правительства, которое практически осуществляет управление страной и выступает главным органом в структуре высших органов власти, а глава правительства (премьер-министр, канцлер) фактически является первым лицом в государстве. В парламентских республиках большие полномочия сосредоточены в руках парламента.

Можно назвать четыре главных принципов парламентского правления:

- парламент избирается гражданами страны и является единственным выборным органом в государстве;

- парламент формирует правительство. Он подбирает министров для ведения дел в государстве. При этом большинство или все члены кабинета являются и членами парламента, соединяя исполнительную ответственность с законодательной работой;

- управление страной осуществляет правительство. Глава правительства становится фактически правительством государства. При определенных обстоятельствах он может распустить парламент и назначить новые выборы.

В парламентской республике президент является лишь конституционным главой государства. Правительство и его деятельность выведены из сферы руководства президента. Главой исполнительной власти в парламентской республике является Премьер-министр, который и осуществляет правительственную политику. Премьер и его правительство подотчетны парламенту.

Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В целом вся логика организации власти парламентской республики строится на принципе, что президент должен быть арбитром, уравновешивающим ветви государственной власти, как бы стоять над ними. Это положение диктует место президента в системе государственных органов, объем его полномочий, систему выборов, специфику взаимоотношений с другими государственными органами.

В парламентской республике полномочия президента очень похожи на полномочия конституционного монарха, то есть в большинстве своем эти полномочия носят символический характер. Однако, в моменты острых политических кризисов (отставка правительства, обострение противоборства между различными политическими группировками и т.д.) роль главы государства резко возрастает, ибо именно он выступает в качестве института, способствующего сохранению преемственности власти, поддержанию ее стабильности.

При всех преимуществах парламентское правление далеко от совершенства и не является идеалом. В политике такое вообще вряд ли возможно. Вот почему уместно вспомнить о недостатках парламентского правления. Так, в парламентской системе в ущемленном положении находится меньшинство. В президентских республиках меньшинство еще может надеяться, что, проиграв на парламентских выборах, оно возьмет реванш на выборах президента. В парламентской системе оно лишено подобной возможности. И все же наличие недостатков не означает, что от парламентаризма следует отказаться.

Достоинством парламентарной республики является единство высших эшелонов исполнительной власти, поскольку глава исполнительной власти (премьер-министр) и его кабинет назначаются и контролируются парламентом, точнее, парламентским большинством. До тех пор пока правительство располагает поддержкой большинства законодателей, оно выполняет свои функции, не исключая и представления законопроектов. С потерей парламентского большинства правительство уходит в отставку. При всех существующих вариациях в парламентских республиках президент играет незначительную роль; исполнительная власть является, по сути, продолжением законодательной, и тем самым возможный конфликт между двумя ветвями власти сводится к минимуму.

Недостатки парламентарной республики сводятся, во-первых, к крайней фрагментарности партийной системы, которая обрекает парламентскую коалицию на аналогичную фрагментарность, а правительство на неустойчивость. При неразвитости партийной системы даже экстремистские (малочисленные) партии могут оказаться частью парламентской коалиции большинства. Это может стать не менее пагубным, чем тупик во взаимоотношениях исполнительной и законодательной властей. Во-вторых, вполне реальной может оказаться угроза тирании, которую в состоянии создать простое парламентское большинство, т.е. эффективность и стабильность парламентских форм правления зависят от характера политических партий, соревнующихся за места в парламенте. Судьба же партий и структура партийной системы в немалой степени определяются способом избрания законодателей, т.е. мажоритарной или пропорциональной системами.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент. Здесь правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Лидер партии, как правило, становится председателем правительства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется полномочиями, на практике оказывает мало влияния на осуществление государственной власти.

Достоинства парламентской республики. Народ влияет на власть, избирает парламент. Правительство подотчетно парламенту. Эту форму правления можно считать наиболее демократичной. Недостатки парламентской республики. Характерна неустойчивость исполнительной власти. Возникают коалиционные правительства, правительства меньшинства. Часты правительственные кризисы, отставки правительства. В неподготовленном обществе введение такой формы правления грозит анархией. Недостатком может считаться и в некоторой мере формальный характер разделения властей, который проявляется в том, что и парламент, и правительство подчиняются одному и тому же лицу - председателю правительства, лидеру партий в парламенте, набравшей больше всех голосов. Следствие такой практики - утрата роли оппозиции, делегированное законодательство, т. е. парламент передает свои полномочия в области издания законов правительству и реального разделения властей нет. Эти недостатки можно устранить, изменив избирательное законодательство.

2) республика существует в двух формах: парламентская и президентская.

Социалистический тип государства – к нему, в частности, можно отнести социалистические республики: СССР, КНР и др. В современной юридической литературе бытует мнение, что достаточно четкого соотношения между формой и типом государства не существует, потому что у государств одного типа можно встретить разные формы государства, и наоборот.

15. Форма государственного правления: понятие и виды

Форма правления – это способ организации высшей власти государства. Она оказывает влияние как на структуру верховных государственных органов, так и на принципы их взаимодействия. Так, различают монархию и республику, главное различие которых состоит в процедуре и условиях замещения поста главы государства.

Монархия – форма правления, при которой:

1) высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т. п.); 2) власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно; 3) монарх осуществляет функции как главы государства, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие.

Монархическая форма правления имеет место в ряде государств мира (Великобритания, Нидерланды, Япония и др.).

Монархии могут быть двух видов:

1) абсолютная – верховная власть по закону полностью принадлежит монарху. Главным признаком абсолютной монархии считают отсутствие государственных органов, которые ограничивают власть правителя;

2) ограниченная – может быть конституционной, парламентской и дуалистической.

Конституционная монархия – такая, при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха. Чаще всего это ограничение осуществляется конституцией, которая утверждается парламентом.

Признаки парламентской монархии:

1) правительство формируется из представителей партий (или партии), которые получили большинство на выборах в парламент;

2) в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (имеет символический характер).

При дуалистической монархии:

1) государственная власть и юридически, и на практике разделена между правительством, которое формируется монархом и парламентом;

2) правительство, в отличие от парламентской монархии, не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним.

Республиканская форма правления является наиболее распространенной в современных государствах. Ее основные формы – президентская и парламентарная республики.

В президентской республике:

1) президент имеет значительные полномочия и является одновременно главой государства и правительства;

2) правительство сформировывается внепарламентским путем;

3) жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность государственных органов по отношению друг к другу.

Такая форма правления существует, например, в США. Российскую Федерацию так же можно отнести к президентской республике.

В парламентарной республике:

1) правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним;

2) глава государства выполняет представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть обширными;

3) правительство занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной;

4) президент избирается парламентом и осуществляет свою власть с одобрения правительства.

Существуют также смешанные, гибридные формы правления – полупрезидентские, полупарламентские республики.

16. Форма государственного устройства: понятие и виды

Формой государственного устройства называют политико-территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями. Государство, достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти. В зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства.

Простыми (унитарными) государствами называют единые и централизованные государства, которые состоят из административно-территориальных единиц, полностью подчиняющихся центральным органам власти, не обладают признаками государственности. Они не обладают политической самостоятельностью, но в экономической, социальной, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Такими государствами, в частности, являются Франция, Норвегия и др.

Признаки унитарного государства: 1) единство и суверенитет; 2) административные единицы не имеют политической самостоятельности; 3) единый, централизованный государственный аппарат; 4) единая законодательная система; 5) единая налоговая система.

В зависимости от способа осуществления контроля можно выделить следующие виды простого (унитарного) государства:

1) централизованные (власть на местах формируется из представителей центра);

2) децентрализованные, в них функционируют избранные органы местного самоуправления;

4) региональные, которые состоят из политических автономий со своими представительными органами и администрацией.

Сложными государствами называют такие, которые состоят из государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета. Можно выделить следующие виды сложных государств: 1) федерация; 2) конфедерация; 3) империя.

Федерация – это объединение нескольких самостоятельных государств в одно государство. Такими государствами, в частности, являются США и Российская Федерация.

Признаки федерации:

1) наличие самостоятельности у субъектов государства;

2) союзное государство;

3) функционирование наряду с общефедеральным законодательством законодательства субъектов федерации;

4) двухканальная система выплаты налогов.

В зависимости от принципа формирования субъектов существуют следующие виды федераций:

В зависимости от юридической основы различают федерации:

Конфедерация – это межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, социальных, экономических задач.

В отличие от федерации, конфедерацию характеризуют:

1) отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства;

2) совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединялись;

3) добровольный выход из государства и отмена действия общеконфедеративных законов, постановлений (которые носят рекомендательный характер) на своей территории.

Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти.

17. Политический режим: понятие и виды

Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность средств, а также способов реализации государственной власти, которые проявляют ее характер и содержание.

Существуют следующие виды политического режима:

1) авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства;

2) переходный и чрезвычайный – политические режимы, которые характеризуются временным характером и формируются в результате политического переворота или революции, а также при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному существованию государства и безопасности граждан;

3) демократический – политический режим, при котором государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству.

Признаки авторитарного политического режима:

1) происходит отстранение населения страны от формирования государственной власти;

2) государственная власть полностью сосредоточивается в руках правящей элиты, интересы которой преобладают, практически не учитываются интересы остального населения страны;

3) происходит устранение властью оппозиции, ведется борьба с любыми проявлениями недовольства существующим политическим режимом;

4) реализация постановлений государственной власти ведется с использованием насилия, а также при помощи военно-полицейского аппарата;

5) доминирование противоправных решений.

Выделяют следующие виды авторитарного политического режима:

1) деспотический – режим, при котором глава государства (деспот) хотя и приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный для близкого окружения характер;

2) тиранический – режим, при котором глава государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после чего его жестокость, произвол падает на все население страны;

Читайте также: