Как расторгнуть никах у мусульман женщине

Обновлено: 04.07.2024

700 тысяч разводов на один миллион браков. Такая неутешительная статистика минувшего года в России, которую мы анализировали вместе с Клубом бывших мужей и жен (см. "РГ" от 15 и 27 января - "Разбракованные" и "После любви").

Что может удержать россиян от развода? Под данным опроса ВЦИОМ, большинство наших соотечественников чаще всего отказываются от развода ради детей или из-за боязни одинокой старости. Но - 22 процента россиян не станут разводиться по религиозным соображениям!

Продолжая нашу дискуссию о цивилизованном разводе как поводе набраться опыта и создать новую счастливую семью, мы попросили высказаться отца Владимира Вигилянского, руководителя пресс-службы Московской патриархии, главного раввина России Берл Лазара и Первого имама Московской соборной мечети Ильдара хазрат Аляутдинова.

Самое главное

Прежде чем заговорить о разводе, мы начали с секретов дружной семьи. Выяснилось, что "религиозный брак имеет преимущество перед браком светским: он более крепок", - в этом абсолютно солидарными оказались представители трех разных религий.

- В светском браке есть два человека, муж и жена. В религиозном - муж, жена и Бог над ними, - говорит Берл Лазар. - Если Бог дал благословение браку - это на всю жизнь. Для религиозных супругов семья - это святое дело, дети - дар от Бога. Поэтому, уверяю вас, они трижды подумают, прежде чем решиться на развод, и, скорее всего, на него не решатся, а будут делать все, чтобы сохранить семью. Позвольте, я вам расскажу притчу? - спрашивает главный раввин России. - В еврейской традиции есть известная история о раввине Шимоне бар-Йохае, - продолжает он. - Это был знаменитый законоучитель. Как-то раз к нему пришли муж и жена и сказали, что хотят развестись. Раввин поговорил с ними и понял, что они хорошо друг к другу относятся, но, к сожалению, никак не могут родить детей, а это для них очень важно. Хорошо, сказал раввин, если решили разводиться, значит, так и будет. Только одно от вас потребуется: когда-то, когда вы женились, у вас был свадебный пир - давайте теперь устроим пир перед разводом, чтобы всем показать, что вы не держите зла друг на друга. Так и сделали. Во время пиршества раввин говорил, какие это хорошие люди, как они друг друга уважают. Тогда муж, который, конечно, не очень хорошо себя чувствовал из-за того, что уходит от такой жены, заявил: "Чтобы показать, как я тебя уважаю, разрешаю тебе забрать из моего дома самое ценное, самое дорогое для тебя. Пусть слуги возьмут это и отнесут к тебе в дом". Жена поблагодарила его, а сама тем временем все подливала и подливала вина в его кубок. Наконец муж от выпитого уснул, а жена позвала слуг и велела перенести хозяина к ней в дом. На следующее утро муж проснулся и не мог понять, где он, почему не у себя дома. А жена ему объяснила: "Ты же сам обещал, что я могу взять самое для меня дорогое - вот я и выбрала". Так они поняли, что не могут жить друг без друга, и отказались от идеи разводиться. А по прошествии какого-то времени Бог и ребенка им послал.

- Священный Коран гласит о том, что семейная целостность является тем благом, к которому человек должен стремиться, - говорит Первый имам Московской соборной мечети Ильдар хазрат Аляутдинов. - И прежде чем заключать брак, люди должны осознать, что семья - это огромная ответственность.

- Для православных людей семья - это создание "малой церкви", - объясняет отец Владимир. - Разрушение этой "малой церкви" - большой грех, причем независимо от причин развода.

Трижды подумать.

В современном религиозном мире развод возможен, но нежелателен. Поэтому священнослужители любой религии пытаются сделать все возможное, чтобы развод не состоялся.

- Развод возможен, но очень нежелателен. Прежде чем встать на этот путь, надо сделать все, чтобы спасти семью, - поясняет Берл Лазар.

- Во все времена развод православной церковью воспринимался как катастрофа, трагедия, дьявольское действие, - констатирует отец Владимир.

В исламе к разводу сложилось столь же негативное отношение.

- У мусульманских народов к разводу принято прибегать лишь в самой крайней ситуации. Расторжение брака разрешено, но оно ненавистно Богу, - говорит Ильдар хазрат Аляутдинов. - Человек верующий должен стремиться к тому, чтобы любыми путями пытаться сохранить семью. Обычно на размышление супругам дается три месяца, и, конечно, мы советуем людям не спешить, обговариваем все вопросы с каждой из сторон, пытаемся объяснить, что никто в этом мире не идеален.

Если священнослужители пытаются всячески спасти семью от развала, может быть, у них есть готовые формулы предотвращения развода?

- Начинать предотвращать развод нужно еще до заключения брака, - считает отец Владимир. - Во-первых, нельзя игру во взаимоотношениях девушки и юноши принимать за симпатию и увлечение, желание понравиться - за сокровенную искренность, движение гормонов принимать за влюбленность, влюбленность - за любовь. Во-вторых, любовь, без которой брак вообще немыслим, должна быть сопряжена с таким понятием, как жертва. Если кто-то из влюбленной пары не готов ради другого на жертву, брак изначально будет с червоточиной, которая со временем даст о себе знать. И, наконец, третье - взаимоотношения влюбленных должны быть проверены временем: поговорка о "пуде соли" более всего подходит для тех, кто вступает в брак. Как можно связать себя с другим человеком на всю жизнь, не проверив своего чувства в экстремальных условиях, которые нам жизнь преподносит постоянно?

Главный раввин России Берл Лазар говорит, что в раввинские суды приходят люди, ожесточившиеся друг на друга.

Я спросила у главного раввина России, кто же все-таки виноват в разводе?

- Оба виноваты одинаково, - не раздумывая, ответил он. - Если вы не способны найти общий язык, если вам кажется, что супруг или супруга ведет себя неправильно, а вы не умеете убедить его изменить поведение - вы виноваты точно так же, как и другая сторона. Тому, кто идет на развод, его "вторая половина" кажется невыносимой. Но, позвольте - это ведь тот же человек, которого вы любили, когда собирались вступить в брак! Вспомните о своих чувствах к нему - и тогда, может быть, вместо того, чтобы обвинять партнера во всех грехах, вы сами проявите к нему больше понимания, и это позволит вернуть любовь и семью.

Часто разводящиеся говорят о том, что их брак стал совершенно невыносим.

Например, у православных христиан невыносимыми условиями могут быть "страх за свою жизнь или жизнь ребенка, создание мужем или женой второй семьи, многократное принуждение со стороны мужа или жены к совершению смертных грехов". - Все остальное в той или иной степени поправимо, - обнадеживает отец Владимир.

- Для женщины причиной может быть, например, то, что супруг не может содержать ее материально, или просто какая-то несовместимость, - говорит Первый имам Московской соборной мечети Ильдар хазрат Аляутдинов.- Причины совершенно разные. И если люди друг другу не подходят и есть обоюдное решение, что лучше развестись, тогда это да - единственный выход. Часто бывает, что люди начинают ссориться, судиться, воевать из-за имущества. Ислам все очень четко расставляет на свои места - что, зачем и почему. Поэтому имущественные скандалы случаются редко.

"Ты свободна!"

О том, как происходит религиозный развод, существует много мифов. Говорят, что мусульманская женщина не может позволить себе такую роскошь, что лишь мужчине дано право разводиться. Так ли это? Что нужно для того, чтобы силы небесные признали пару разведенной?

- В исламе развод получить достаточно просто, - объясняет Ильдар хазрат Аляутдинов. - Мужчине достаточно произнести "ты разведена", и с этого момента начинается период, в течение которого у мужчины и женщины есть возможность подумать и найти иные пути. Исламу часто приписывают, что у женщины нет никаких прав, но на самом деле это не так. Женщина тоже может быть инициатором развода. Но в этом случае она должна обратиться к мусульманскому судье или священнослужителю, который рассмотрел бы причины развода, после этого имам берет на себя ответственность и дает развод.

Существует ли церковный развод?

- Никакого "церковного развода" не существует, - отвечает отец Владимир. - Правящий епископ в порядке исключения может благословить людей на второй и даже третий церковный брак, если они были разведены и зарегистрировали новый брак в государственных органах. Заключив в ЗАГСе второй брак, человек пишет на имя правящего архиерея прошение разрешить обвенчаться - тот или дает или не дает разрешение на повторное венчание. В этом прошении следует искренне рассказать о причинах и обстоятельствах развода. Делается это, конечно же, по снисхождению к немощам человеческим, останавливая людей перед другими, более тяжкими грехами.

- Если супруги решились на развод, они должны пойти в раввинский суд и обратиться с просьбой о расторжении брака, - рассказывает Берл Лазар. - Это не столько сложная процедура, сколько длительная. Отмечу, что у нас развод возможен только по согласию сторон. Если муж или жена считает, что брак может быть сохранен, он будет сохранен. Поэтому неважно, кому принадлежит инициатива, главное, чтобы обе стороны были согласны, что этот брак для них невозможен. В этом случае раввинский суд решает еще и имущественный вопрос. Мы исходим из того, что мужчина при разводе должен не только платить алименты на детей, но и обеспечить приемлемые материальные условия разведенной жене. Поэтому, кстати, у нас по крайней мере имущественных скандалов при разводе практически не бывает. Мужчина все-таки должен быть мужчиной - в свое время он взял на себя ответственность за эту женщину, теперь было бы непорядочно оставить ее без средств к существованию. Ну, разумеется, это не относится к так называемым "бизнес-леди". Конечно, все бывает, в том числе скандальные разводы и использование детей при разводе как оружия мести.

Это очень печально. Но работа раввина в том и состоит, чтобы убедить разводящихся людей остаться людьми.

Венчание (православный свадебный обряд): Обряд венчания состоит из двух этапов - обручение и само венчание. Возложение венцов на голову жениха и невесты символизирует то, что они становятся на всю жизнь друг для друга царем и царицей. Во время обряда молодожены выпивают попеременно одну чашу с вином, одна чаша означает общую судьбу на двоих. После этого священник своей рукой соединяет правую руку жениха с правой рукой невесты и трижды обводит их вокруг аналоя. Они подходят к царским вратам, жених целует образ Спасителя, а невеста образ Божьей Матери. Произносится многолетие новобрачным.

Никях (мусульманский свадебный обряд): На церемонии обязательно должен присутствовать родственник невесты мужского пола. С обеих сторон, то есть со стороны жениха и со стороны невесты, обязательно должны присутствовать свидетели - мужчины мусульманской веры. Никях положено проводить только после уплаты калыма, который назначают невеста и ее родные. Во время церемонии имам еще раз при свидетелях спрашивает согласие на брак у жениха и невесты, жених дает словесное согласие, а за согласие невесты может считаться ее молчание. Свадебную церемонию мусульман можно проводить не только в мечети, но и дома.

Хуппа (еврейский свадебный обряд): В Шаббат, предшествующий свадьбе, жениха вызывают к чтению Торы. В синагоге бросают орехи, изюм или конфеты как символ сладкой жизни. В некоторых сефардских общинах синагогу окуривают благовониями. Еврейское бракосочетание происходит под хуппой - навесом на четырех шестах. Молодожены стоят под ней, как бы находясь в своей отдельной от других оболочке - в знак гармонии между ними. Иногда хуппа устраивается под открытым небом.

Многие ошибочно полагают, что, если муж с женой не живёт более 3 месяцев, то у них автоматически считается развод. А некоторые и вовсе не задумываются о том, когда произносят слова, приводящие их к разводу. И естественно, неизбежен тот факт, что от незнания своей религии супруги живут в браке и не подозревают о том, что в действительности их брака не существует, т. е., они живут в грехе, Да убережёт нас Всевышний Аллах от этого! О том, что значит развод в исламе, каким образом он осуществляется, и в каких случаях он считается действительным, на эти и многие другие интересующие нас вопросы ответит преподаватель по исламской юриспруденции (фикху) ИТиМО Мухаммад Мухаммадов.

Мухаммад, расскажите, пожалуйста, что значит развод в Исламе?

Многие люди полагают, что развод ни в коем случае нельзя давать, так ли это, и в каких случаях развод давать желательно или обязательно?

Третье- развод бывает не разрешённым, т.е., харам. Не разрешается давать развод во время менструального цикла жены, с которой у мужа до этого были половые отношения. Возникает вопрос, а почему харам? Шариат в этом случае не хочет ущемить права женщины, поскольку в этом случае срок идды (очищения) у неё значительно удлиняется, но, если жена требует у мужа развод в этот период, давать жене развод не запрещено, поскольку жена идет осознанно на этот шаг. Также не разрешается давать развод жене в период, когда у неё нет менструального цикла, но он в этот период вступал с ней в половые отношения. Допустим, муж дал три развода жене в этот период, а жена окажется беременной, возможно, он пожалеет об этом, тем самым он наносит вред и ей, и себе. Не разрешается давать развод жене, не восполнив ей её очередную ночь, т. е., если у мужчины две или более жён, ему не разрешается давать развод одной из них, пока не проведёт с ней ночь, которую провёл с другой, пока не будет равенства в этом. Также не разрешается смертельно больному мужу давать развод жене с целью лишить её наследства, если он умрёт. Во всех вышеперечисленных примерах, хоть и говорится, что давать развод не разрешается, а, если дать развод, он будет считаться действительным, но за это муж впадёт в грех.

И наконец, четвёртое- развод давать нежелательно (карахат) без какой-либо причины.

Можно ли сразу дать жене троекратный развод?

Дать сразу жене три развода это не харам, но желательно ограничиться только одним, чтобы позже не пожалеть об этом.

Считается ли развод действительным, если он был дан в состоянии опьянения? Если да, то имеются ли исключения, когда Шариат не считает его действительным?

Опьянение бывает разным, допустим, человеку делают операцию, ему сделали наркоз, он тоже пьяный, но в этом случае развод не считается. Если же человек, употребляя алкоголь, осознавал его запретность, то развод действителен, хотя при условии, что его насильно заставили выпить алкоголь и при этом он дал развод, он считается недействительным.

Если муж необдуманно сказал слова развода, повторив 3 раза "я с тобой развожусь", при этом между ними близости ещё не было, но потом, очень пожалев об этом, хочет вернуть её, возможно ли это?

Обдуманно или необдуманно сказанные слова развода делают жену запретной для мужа. То есть, получается окончательный развод. Разницы нет, была интимная близость или нет. Если после трёх разводов мужчина желает вернуть обратно жену, то она не имеет права выйти снова за того же мужчину, который ей дал трёхкратный развод. Бывшие супруги могут пожениться заново только в том случае, если она выдержит срок идды (примерно три месяца), выйдет замуж за другого, вступит с ним в половой контакт, разведётся с ним, выдержит срок идды (примерно три месяца). Многие необдуманно произносят слова развода в шутку, считается ли при этом развод?

Да, развод считается, поэтому не стоит шутить на эту тему.

Когда муж даёт развод, всегда ли учитывается его намерения?

Муж дал жене один развод, а после уехал на заработки на 6 месяцев, нужно ли им возобновить никях?

Если в течение срока идды он вернул её, то она остаётся его женой, если же по истечению этого срока он захочет её вернуть, то, естественно, необходимо возобновить никях.

А что будет, если жена по истечению срока идды выйдет замуж, а этот муж скажет, что он её вернул, как быть ей в этой ситуации? Вообще, возможно ли вернуть жену, не сообщив ей об этом, и какие есть условия возврата жены?

В случае, если муж приведёт двух свидетелей, которые слышали, что он её возвращал до истечения срока идды, его слова принимаются и жена к нему возвращается, если же нет свидетелей, жена остаётся со вторым мужем.

Обязан ли муж после развода дать жене что-либо?

Если муж дал один или два развода жене, до истечения срока идды он должен обеспечить её как законную жену. Если же муж дал три развода, он должен выплатить мутъат жене, с которой у него до развода были половые отношения. Жене, с которой не было половых отношений, после развода выплачивать мутъат не обязательно. Также мутъат не обязательно выплачивать жене, которая расторгла брак из-за недостатка мужа или муж расторгнул брак из-за её недостатка.

Имеет ли право жена дать себе развод?

Если муж даёт жене право на развод, то она имеет право дать себе развод, но должна она это сделать незамедлительно, сразу после слов разрешения мужа.

Мухаммад, спасибо Вам, что вы нашли время ответить на наши вопросы, столь актуальные для молодых пар и для семейных пар вообще, и в завершение нашего интервью пожелания нашим читателям.

Прежде хотелось бы напомнить известную всем историю из жизни Праведного халифа Умара ибн Хаттаба, когда один мужчина пришёл к нему в дом, чтобы пожаловаться на свою жену. Дойдя до двери дома, он услышал, как жена Умара кричала и ругалась. Видя все это, он уже собрался было идти обратно, думая, что Умар сам в таком же положении, и поэтому едва ли может предложить ему какое-либо решение этой проблемы. Умар увидел, что человек развернулся и готовится уйти, позвал его и поинтересовался целью его визита. Гость сказал, что явился с жалобой на свою жену, но, увидев, что у халифа дела с женой обстоят точно так же, хотел уйти. Тогда Умар сказал ему, что терпит выходки своей жены, поскольку у неё есть на него ряд прав. Он сказал: "Неужели же она не готовит для меня еду, не стирает мне одежду или не вскармливает грудью моих детей, поэтому я могу не тратить лишних денег на повара, прачку и няню-кормилицу, хотя закон никак не обязывает её делать все то, что она делает. И, кроме того, она приносит умиротворение моей душе и не позволяет совершать неблагопристойные дела. Поэтому я и терплю её выходки. И в таких случаях для тебя будет правильнее относиться к своей жене также, как я отношусь к своей". Хочу пожелать мужчинам, чтоб они все-таки осознали, что не бывает женщин с совершенным характером, будьте крайне терпеливыми к недостаткам женщин, как это делали праведные халифы и не спешите с разводом.

Что же касается женщин, хотелось бы им пожелать, чтоб они понимали и принимали природу мужчины, что он вспыльчивый, и если задевать его мужское достоинство, мужчина, не моргнув глазом, может дать развод. Очень часто женщины, при ссоре прося у мужа развод и говоря, что он ей больше не нужен и что она уходит от него, могут спровоцировать мужа дать ей развод, не раздумывая, о чём в скором времени они оба могут пожалеть, но будет поздно. Поэтому понимайте друг друга и будьте терпимей!

Существует много серьёзных проблем, которые в данной статье невозможно обсудить во всех тонкостях. В каждом случае могут возникнуть свои сложности, и каждый такой случай нужно рассматривать отдельно. Всем терпения, и пусть Всевышний Аллах убережёт нас от необдуманных поступков, амин!

Ислам придает большое значение браку. В Священном Коране сказано:

وَمِنْ ءَايَاتِهِ اَنْ خَلَقَ لَكُمْ مِنْ أَنْفُسِكُمْ أَزْوَاجًا لِتَسْكُنُوا إِلَيْهَا وَجَعَلَ بَيْنَكُمْ مَوَدَّةً وَرَحْمَةً إِنَّ فيِ ذَالِكَ لآَيَاتٍ لِقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, советовал верующим жениться, говоря:

Таким образом, Всевышний Аллах создал мужчину и женщину друг для друга, проявляя Щедрость к Своим рабам. Ислам призывает своих последователей создавать крепкие семьи и запрещает давать обет безбрачия.

Создание семьи возможно только через заключение брака – никях. Брак имеет большое значение для сохранения нравственности в обществе.

Выбор супруга

Для того, чтобы семья была крепкой, а брак – долгим, надо внимательно отнестись к выбору супруга. При решении этого вопроса самое больше внимание следует обратить на религиозность и нравственность будущего супруга.

Качества, наличие которых в будущей супруге желательно:

1. Религиозность.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

2. Способность рожать детей.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

3. Девственность.

4. Религиозность семьи, в которой воспитывалась избранница.

Следует обращать внимание на род невесты, так как будущий ребенок может быть похожим на кого-нибудь из ее рода. Чтобы родившийся ребенок был нравственным, воспитанным и благочестивым, важно, чтобы он родился в хорошей семье. Ведь здоровые корни дают здоровые и красивые побеги.

5. Красота.

6. Желательно выбирать супругу не из близких родственников.

Мужчине, достигшему совершеннолетия, запрещается смотреть на ‘аурат чужой женщины.

Если мужчина хочет жениться, то ему разрешается смотреть на лицо, кисти рук и на стопы невесты.

Помолвка (хитба).

Помолвка – это объявление о желании жениться на определенной женщине ей или ее семье. Это может сделать сам мужчина или доверенные люди. Если ответ девушки и ее семьи будет положительным, то считается, что между ними состоялась помолвка (хитба).

Помолвка (хитба) является подготовкой к свадьбе и дает возможность ближе познакомиться жениху и невесте, а также их семьям.

Помолвка (хитба) – это не бракосочетание, поэтому совершив ее, жених с невестой являются все еще чужими друг другу и не могут уединяться.

Нарушение помолвки (хитба).

Помолвка (хитба) не является браком, поэтому любая сторона может расторгнуть это соглашение, однако не следует делать этого без причины.

Если она или он дали друг другу подарки, после разрыва помолвки обе стороны имеют право взять их обратно.

Бракосочетание (никях)

Бракосочетание (никях) защищает честь и достоинство женщины, это – крепость чести и целомудрия мужчины и женщины. Оно поднимает дух человека на высоту. Отношения вне брака противоречат природе человека и его предназначению. Совместное жительство без брака (никях) запрещается религией и расценивается как опасный и большой грех. Прелюбодеяние (зина) категорически запрещено. Оно расценивается как преступление против нравственности, чистоты и красоты семейной жизни, способное уничтожить род человека. С бракосочетанием (никях) между двумя людьми воцаряется мир счастья и умиротворения.

Всевышний Аллах призывает, чтобы его рабы жили счастливо, целомудренно и чисто. Семья предоставляет человеку эту возможность; но супружество, основанное на незнании, выгоде, на желаниях тела, не может принести людям счастья. В этом случае супруги не смогут по достоинству воспользоваться этим важным институтом для развития своей духовности.

Семья, созданная по Законам Всевышнего с намерением получить Его довольство, – отражение Рая на земле. Семейная жизнь Адама и благочестивой Хаввы, начатая в Раю по Воле Всевышнего Аллаха, основывалась на занонах Всевышнего. И нам, чтобы наши семьи были наполнены покоем Рая, светом счастливого весеннего неба, нужно стараться создать такую духовную атмосферу в доме, какая была у наших прародителей: жить в любви к Аллаху и в богобоязненности. Семьи, построенные на этой благородной основе, упоминаются в Священном Коране: семья пророка Ибрахима, семья пророка Мусы с дочерью пророка Шуайба, мир им.

Сказано в Священном Коране:

Никях – это акт бракосочетания по Исламу, после совершения которого мужчина и женщина становятся мужем и женой, и между ними разрешается близость.

Обязательные действия (рукн) никяха:

1) акт соглашения (иджаб ва кабуль – предложение и принятие);

2) присутствие сторон (жених и невеста или их попечители);

Обязательные условия вступления никяха в силу:

1) обоюдное согласие сторон;

2) совершение акта соглашения в одном и том же месте и времени;

3) слышание и понимание акта-соглашения сторонами;

4) отсутствие отказа предлагающего от предложения до принятия соглашения;

5) стороны или попечители должны быть совершеннолетними, разумными мусульманами (мукалляф);

6) отсутствие препятствий для брака.

Согласно ханафитскому мазхабу, при отсутствии одного из данных пунктов никях считается неправильным, и сторонам необходимо разойтись.

Условием для полноценности никяха является наличие свидетелей. По ханафитскому мазхабу свидетелями могут быть два мужчины или один мужчина и две женщины.

Препятствия для бракосочетания

1. Нельзя жениться на близких кровных родственницах – мать, бабушка со стороны отца или матери, мать бабушки и выше, дочери и внучки, родные сестры и ее дочери и внучки, дочери и внучки родного брата, дочери и внучки сыновей родного брата или родной сестры, тети, родные по отцу и по матери, или родные только по отцу.

2. Нельзя жениться на родственницах по бракосочетанию: тёща и ее мать, мать невестки (жены сына), приемные дочери и дочери приемных сыновей, сноха, ее дочери и внучки; мачеха и ее мать и бабушки.

3. Нельзя вступать в брак молочным родственникам.

4. Нельзя иметь более 4-х жён одновременно.

5. Нельзя быть женатым одновременно на двух родных сестрах или на женщине и ее родной тете.

6. Мусульманин не может жениться на язычнице, атеистке или вероотступнице. Мусульманка может выйти замуж только за мусульманина.

7. Бывшему мужу нельзя повторно жениться на женщине, которой он дал полный (троекратный) развод.

Свадебный подарок невесте (махр)

Передача (или обещание передать в будущем) женихом невесте денег, вещей или чего-либо иного является необходимым (ваджиб) действием бракосочетания.

Махр делится на два вида:

1 Подарок, который дается сразу;

2) Подарок, который выдается при разводе или после смерти мужа.

Порядок совершения бракосочетани (никях)

Перед заключением брака желательно (сунна), собрав присутствующих, прочитать брачную проповедь (хутба ан-никях).

Тот, кто заключает брак, оглашает имена невесты, жениха, их отцов, свидетелей, попечителей (если есть) и свадебный подарок (махр) и его количество.

После этого тоже самое спрашивается у жениха, и он отвечает так же, как и невеста. Затем за молодых читается мольба-ду‘а.

Форма вопроса и ответа (иджаб ва кабуль) может отличаться, главное, чтобы жених, невеста и свидетели понимали данные вопросы и отвечали в прошедшем времени (например, приняла в мужья, вышла замуж, стала женой и т.д.).

РАЗВОД (талак)

Развод в Исламе разрешен, но не поощряется. В Священном Коране говорится:

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

Развод в Исламе может совершаться без участия имама и религиозного судьи (кади), но в некоторых особых ситуациях их вмешательство необходимо.

Мужчина имеет больше прав на развод, чем женщина. Однако разрешается передача права на развод женщине во время бракосочетания (никях) или после него, и в этом случае мужчины и женщины имеют равные права на развод.

Окончательный развод имеет три стадии. После первых двух стадий развода брак может быть восстановлен в период ‘идда без нового обряда бракосочетания (никях). После третьей стадии развод считается окончательным.

Виды развода

Восстановить брак после окончательного развода можно, только если после истечения срока идда после троекратного развода бывшая жена вышла замуж за другого мужчину, имела с ним близость, после чего этот брак был расторгнут (по причине развода или смерти мужа), и завершился новый срок идда. При соблюдении данного условия между бывшими супругами совершается новый обряд бракосочетания (никях) и восстанавливается право троекратного развода.

Мусульманские учёные называют следующие возможные причины развода:

1) ненависть друг к другу;

2) безнравственность одного из супругов;

3) отказ или неспособность мужчины обеспечивать семью;

4) тяжелая болезнь или сумасшествие одного из супругов;

5) чрезмерное совершение грехов одним из супругов;

6) расточительность, скупость, прожорливость, приводящие к ухудшению положения семьи одного из супругов;

7) бесплодие одного из супругов;

6) непонимание друг друга;

7) плохое отношение мужа к жене и жены к мужу;

8) недостатки одного из супругов, препятствующие семейной жизни;

9) возникновение препятствий для брака; например: выяснится, что невеста – молочная сестра;

10) измена (прелюбодеяние) одного из супругов. (В случае измены брак не расторгается автоматически).

Некоторые изречения Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, о браке:

Восточные законы известны своей строгостью и значительным влиянием религии. Во многом они кардинально отличаются от тех правил, по которым привыкли жить люди в РФ. Это же касается и процесса развода в исламе. О нюансах расторжения брака по канонам данной религии речь пойдет ниже.

Общие положения

Исламская свадьба

Согласно исламу, брак является особым типом союза между женщиной и мужчиной. В его рамках они находят уважение, любовь и упокоение. Но даже столь категоричная религия допускает разрыв брачных отношений, ведь далеко не всегда союз двух людей оказывается способен выдержать все жизненные испытания. Однако это довольно сложный процесс, предполагающий соблюдение ряда нюансов.

Данный процесс является довольно гибким, позволяя супругам хорошо обдумать свое решение. При изменении мнения и желании остаться в браке, восстановить отношения не составляет труда.

Нюансы развода

По правилам ислама, развод дает жене мужчина. Однако решиться на подобные действия без причины – значит совершить страшный грех. Поэтому вескими основаниями для разрыва отношений является:

  1. Аморальное поведение жены. Оно может относиться к мужу, его родственникам, родителям и т. д.
  2. Вступление в интимные отношения с другими мужчинами.
  3. Невыполнение своих супружеских обязанностей.

При этом, разрыв брака предполагает следующие нюансы:

Талак в исламе

Поэтому традиционно развод у мусульман должен предполагать три талака:

  1. Первый. После того, как мужчина произнесет данное слово впервые, супруги продолжают жить вместе как семья. Этот период составляет три месяца, после чего у мужа остается еще две возможности для развода.
  2. Второй талак считается промежуточной стадией и дается в том случае, если за время, отведенное для примирения, мужчина не изменил своего решения. В ряде ситуаций второй развод осуществляется при свидетелях.
  3. Третий талак – это окончательное слово в мусульманском разводе. После него последствия становятся практически необратимыми.

Также в связи с этим следует учитывать следующее:

Последовательность

По мусульманским обычаям процедура расторжения брака должна проходить в соответствии с определенными этапами.

Следовательно, если муж решает дать жене развод, то ему придется действовать следующим образом:

В связи с разводом, для женщины повторно наступает период идда, в течение которого она не имеет право выходить замуж.

Период идда

Однако и здесь имеются свои нюансы:

  1. Для мусульманок, имеющих менструации, данный срок определяется в соответствии с работой их организма.
  2. Если месячные отсутствуют, то такой срок составляет три полных месяца.
  3. Для беременных женщин идда прекращается родами.

Таким образом, если мужчина решает дать три талака единовременно, то он нарушает срок идда. Как уже говорилось выше, в некоторых случаях такое возможно, однако здесь имеется несколько исключений:

Условия для развода

Итак, развод по исламу – это допустимый шаг, на который может решиться любая пара. Но в мусульманской вере имеются также понятия обязательного, желательного, нежелательного и не разрешенного разрыва отношений.

Об этом следует поговорить более подробно:

Инициатива жены

Поскольку ислам предполагает жесткий патриархат, то право давать развод имеется только у мужчины. Единственной возможностью для женщины как-то повлиять на данный процесс является просьба мужа о расторжении отношений. При соответствующем решении мужчины, супруга имеет право также дать развод, но она должна сделать это незамедлительно, как только услышит слова мужа.

Развод в исламе – это весьма сложный процесс, который является неизменным в течение сотен лет. Из каждого правила здесь могут существовать десятки исключений, поэтому при расторжении отношений очень важно знать мусульманские обычаи. В противном случае отмена брака может быть признана недействительной, и супругам придется проходить всю процедуру повторно.

Читайте также: