Как рассчитывается фонд сдельной заработной платы водителей

Обновлено: 05.05.2024

Водители являются одной из категорий работников, к которым предъявляются особые требования. Специфика работы на транспортном средстве, являющемся источником повышенной опасности, особые режимы работы, отдыха накладывают свой отпечаток на подход к организации оплаты их труда. В этой статье мы постарались обобщить доступную информацию об особенностях оплаты водительского состава организации.

Содержание

Положение об оплате водителей разрабатывается на предприятиях или организациях с целью организации порядка и условий оплаты труда водителей, их материального поощрения (премирования) и стимулирования. Положение не должно нарушать нормы и стандарты, утвержденные законодательством РФ. Более подробно об общих принципах разработки Положения вы можете прочитать в моей статье .

Положение должно быть разработано согласно специфики транспортного производства, учитывая систему организации и графика работы водительского персонала, сложность и характер выполнения транспортных заданий.

Данный документ распространяет свою юридическую силу на лиц (водителей), осуществляющих свою трудовую деятельность на основании составления трудового договора с предприятием.

Здесь не будем говорить о категориях, указанных в водительском удостоверении. Большое многообразие автомобильной техники и направлений ее использования предъявляют особые требования к организации как работы, так и оплаты труда сотрудников автотранспортных подразделений. Исходя из этих особенностей, можно выделить несколько категорий специалистов по вождению и эксплуатации транспортных средств:

1. легкового ТС (вместимость ТС не превышает 5 посадочных мест).

2. микроавтобусов (вместимость ТС от 5 до 18 посадочных мест).

3. автобусов (вместимость ТС более 18 посадочных мест).

4. специально оснащенного автомобиля (спецтехники).

5. грузового транспорта (грузоподъёмность ТС не превышает 3 тонны).

6. грузового транспорта (грузоподъёмность ТС от 3 тонн до 12 тонн), в том числе:

  • грузового транспорта, работающий в радиусе 50 км;
  • грузового транспорта, работающий в радиусе более 50 км;
  • грузового транспорта, производящий международные перевозки, в том числе:

7. грузового транспорта (грузоподъёмность ТС более 12 тонн):

  • грузового транспорта, работающий в радиусе 50 км;
  • грузового транспорта, работающий в радиусе более 50 км;
  • грузового транспорта, производящий международные перевозки.

Оплата труда водителей – денежные средства, выплачиваемые водителям за качественное и своевременное выполнение ими обязанностей в соответствии с законодательной базой РФ, трудовыми соглашениями, положением об оплате труда водителям, а также дополнительными нормативными документами предприятия, регулирующие отношения между работником и работодателем.

Оплата труда состоит непосредственно из зарплаты, начисленной согласно повременных или сдельных тарифных ставок, а также дополнительных надбавок за классность и/или условий работы, поощрительных доплат и премий.

Статья 129 ТК РФ

Заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)

Вознаграждение труда зависит от следующих факторов:

  • категории водителя;
  • классность водителя;
  • условий труда (условий манеры вождения, уровень сложности в управлении ТС и т.п.);
  • наличия переработки (перевыполнение плановых показателей: часы работы, пассажироёмкость, тоннаж, тонно-километры и прочее);
  • графика работы (дневное время, ночное время).

В зависимости от категории водителя, расчеты с ним могут быть осуществлены в виде:

  1. Повременной (почасовой) ставки. Данная система расчетов применяется для специалистов, обязанности которых не включают прохождения длительных расстояний, а требуют определенных навыков и мастерства. В основном, почасовая выплата начисляется водителям:
  • определенной спецтехники;
  • пассажирского транспорта (легковые ТС, микроавтобусы, автобусы), если их работа совмещает ожидания (например, время ожидания руководителя или клиентов, время ожидания погрузки);
  • грузового ТС в случае перевозки на незначительные расстояния небольшого веса груза.
  1. Сдельной ставки за пройденный километраж. Данная система расчетов может применяться для водителей легкового транспорта или микроавтобусов, производящие междугородние или международные перевозки.
  2. Сдельной ставки за пассажирооборот. Данная система оплаты актуальна для водителей автобусов или микроавтобусов.
  3. Сдельной ставки за перевезенный тоннаж или произведенные тонно-километры. Сдельный заработок выгоден для специалистов, управляющих грузовым автотранспортом, и перевозящие объемные грузы на значительные расстояния (например, зарплата международников, которая является одной из самых высоких среди водительского состава).

Думаю, что все знают о том, что заработная плата не может быть меньше установленного в РФ минимального размера оплаты труда .

Применение повременной системы расчетов актуально в следующих случаях:

Данный вид оплаты требует организации правильного и своевременного табельного учета фактически отработанного времени каждого работника.

Рассчитывается повременная оплата труда следующим образом:

Расчет повременной оплаты

Тарифы и коэффициенты разрабатываются отделом труда и заработной платы (или уполномоченным специалистом), и не могут нарушать нижний предел нормативов, утвержденных законодательной базой РФ.

Оплата труда водителей, когда ТС на ремонте или во время простоя транспорта не по причине самого водителя производится по его почасовому тарифу без надбавок на классность и прочих.

. Внимание: на сайт добавлен материал по оплате водителей на ремонте.

Сдельный заработок обусловлен выработкой ТС, которая зависит от производительности водителя. Сдельная оплата рассчитывается, согласно сдельных расценок, по следующим критериям:

  • за пройденное расстояние (км),
  • пассажирообъём (Vп),
  • тонны (т),
  • тонно-километры (ткм).

Применение сдельной системы оплаты водителей актуально в следующих случаях:

  • когда применение повременной данной выплаты не актуально и не целесообразно для исполнителя;
  • в случае, когда следует оценить все тонкости условий труда и сложности производства ТС.
  • когда нужно стимулировать исполнителей к увеличению производительности труда: чем больше сделал, тем больше заработал.

Данный вид вознаграждения выгоден специалистам по управлению ТС, которые за сравнительно оптимальный промежуток времени выполняют трудоёмкие и направленные на результат транспортные работы. Сдельная оплата труда подразделяется на:

  • коллективную (применяется, когда транспортное производство непрерывное или достаточно длительное, что требует посменного чередования работников с целью организовать необходимый отдых водителей). Коллективная сдельная оплата распределяется между водителями, согласно удельному весу их личной выработки или коэффициенту трудового участия.
  • индивидуальную – чаще всего используемый вид сдельного расчета. Применяется, когда нормы охраны труда не требуют смены водителя (обычно рабочая смена не превышает 12 часов).

Индивидуальное управление ТС более приемлема, поскольку водитель полностью отвечает за объем производства, что отражается на его заработной плате, а также за состояние ТС индивидуально. Коллективная работа предусматривает конкуренцию, что может вызвать недовольства среди водительского состава.

Сдельная оплата труда утверждается работодателем и соответствует нормативам коллективного договора, трудового соглашения или договора.

Данный вид заработка требует организации достоверного учета фактических показателей выработки ТС.

Рассчитывается сдельная оплата водителей следующим образом:

Формула 2: Расчет сдельной оплаты

Выработка может исчисляться в:

  1. Пройденном расстоянии – километрах. Свойственно для работы легковых ТС, перевозящих пассажиров на длительные расстояния, когда транспорт работает без простоев. Единица измерения выработки: км;
  2. Пассажирообороте – транспортное производство исчисляется в перевезенном объеме пассажиров на определенное расстояние. Единица измерения выработки: Vп или Vп*км= Vпкм
  3. Тоннаже – производство ТС исчисляется в перевезенных тоннах. Единица измерения выработки: т.
  4. Тонно-километрах. Самый распространенный вид выработки, исчисляемый в объеме перевезенного груза на определенное расстояние. Единица измерения выработки: т*км = ткм.

Тарифы и коэффициенты разрабатываются отделом труда и заработной платы (или уполномоченным специалистом), и не могут нарушать нижний предел нормативов, утвержденных законодательной базой РФ.

Качественно разработанная система премирования является отличной мотивацией труда для работников и разрабатывается с целью улучшения различных показателей финансово-экономической деятельности транспортного предприятия (подразделения).

Отсутствие премиальных может стать достойным наказанием (а также примером для других) при производственных упущениях работника и несоблюдении водителем должностной инструкции.

Показатели, условия и размеры премирования должны быть разработаны в положении об оплате труда, как неотъемлемой части коллективного договора.

Показатели премирования работников могут зависеть от:

  • высококачественного и своевременного выполнения заданий, указанных в путевых листах;
  • отсутствия жалоб от грузоотправителя и/или грузополучателя;
  • соответствия пробега автомобиля с нормами расстояний;
  • выполнения или перевыполнения месячного плана выработки.;
  • уровня качества работы в коллективе;
  • роста выработки транспортного средства (роста производительности труда самого водителя);
  • управления ТС в рамках пригородных и междугородных маршрутов:
  • соблюдения графика движения, указанного в путевом листе;
  • высокого сервиса обслуживания пассажиров;
  • содержания транспортного средства в технически исправном состоянии;
  • целесообразного и бережного использования ТС;
  • экономии ГСМ и РТИ (зависит от манеры и характера вождения);
  • совмещения профессий, например для водителей экспедиторов;
  • расширения зоны обслуживания автомобилем (увеличение объема транспортного производства);
  • выполнения обязанностей временно отсутствующего работника.

Премия может иметь вид фиксированной суммы (ЗП=ОТ+П) или быть в виде процентной ставки (ЗП=ОТ*Кп), где

ЗП – заработная плата водителя

ОТ – оплата труда(повременная, сдельная или комбинированная)

П – фиксированная сумма премии

Кп – премиальный коэффициент.

Если премиальный коэффициент утверждается в коллективном договоре и является большим рычагом для мотивации труда, то фиксированная сумма премии может варьироваться каждый отчетный период и зависит от решения руководителя предприятия (подразделения).

Категория водителя зависит от ТС, на котором он работает и специфики работы данного ТС. Присужденная категория непосредственно влияет на размер заработной платы, поскольку тарифная ставка на определенный вид транспортной услуги разрабатывается, согласно соответствующей категории.

Классность водителей (повышение или понижение) определяется на предприятии квалификационной комиссией, которая проводит соответствующую аттестацию. Решение о присвоении классности утверждается приказом по предприятию, также производится соответствующая запись в трудовую книжку работника уполномоченным лицом.

Закон РФ не предусматривает нормы касательно продления классности водителям, которая присвоена им на предыдущем месте работы. Решение о сохранении классности принимает руководитель на новом месте работы. Чаще всего на новой работе придется снова подтверждать свою классность.

Классность водителей имеет три ступени:

Надбавка за классность утверждается руководителем предприятия в виде фиксированного коэффициента. В основном, для специалистов управления транспортных средств II класса размер надбавки за классность составляет 10%, а I класса — 25% от тарифной ставки за фактически отработанное водителем время на рейсе. Цифры примерные, могут быть изменены по решению администрации организации.

Структура положения оплаты труда может иметь, например, следующий вид:

1. Общие положения:

  • введение со ссылками на основные издания (законодательную базу) положения;
  • общее определение применяемой системы оплаты труда и ее основных составляющих;
  • определение и описание свойств системы расчетов, применяемой для отдельных категорий работников.

2. Условия и порядок оплаты труда:

  • основные условия материального вознаграждения.
  • порядок установления и размеры минимальных тарифных ставок в соответствии с водительскими категориями и личностными навыками работы;
  • порядок, условия и размеры повышающих коэффициентов к минимальным тарифам на основании классности, режима работы, т.п..
  • Условия, порядок и объем выплат водителям, компенсирующих определенные условия труда.

3. Условия, порядок и объем премиальных выплат, стимулирующих работу исполнителей в разрезе их категорий:

  • по результатам работы работников (за отчетный период);
  • за качество и сервис производимых транспортных работ;
  • за качественное и своевременное выполнение особо важных и срочных поручений;
  • за интенсивную производительность и добросовестное отношение к работе.

4. Дополнительные моменты по оплате труда, учитывая специфику работы предприятия.

5. Заключительные (итоговые) положения.

Положение об оплате водителей разрабатывается отделом труда и заработной платы (ОТиЗ) предприятия (или уполномоченным специалистом).

Данное положение регулирует правовые отношения между работодателем и водителем, а также является мотивирующим фактором не только для исполнителя, но и для самого руководителя, как потребителя качественных транспортных услуг с целью получения выручки и уменьшения риска понесения дополнительных расходов по причине некачественной транспортной услуги (дополнительный ремонт, штрафы и прочее).


Начисление заработной платы осуществляется методами, во многих случаях принципиально различающимися. Изучим их сущность и порядок применения.

Какими бывают виды заработной платы?

В трудовых правоотношениях можно выделить несколько десятков разновидностей заработной платы. На частном предприятии зарплата может быть представлена (п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства России от 24.12.2007 № 922):

  • выплатами по тарифу или окладу — за отработанное время;
  • выплатами по сдельным расценкам;
  • процентами от продаж (комиссионным вознаграждением);
  • неденежными доходами;
  • авторскими гонорарами;
  • надбавками, доплатами, премиями, вознаграждениями за результаты труда;
  • выплатами за особые условия труда и т. д.

В 2021 году начисление заработной платы в указанных разновидностях может осуществляться с применением самого широкого спектра методов. При этом указанные виды заработной платы могут любым способом сочетаться между собой — в соответствии с системой оплаты труда, действующей на предприятии.

Если говорить о традиционных схемах начисления заработной платы, то к таковым можно отнести (письмо Госплана СССР, Минфина СССР, Госкомцен СССР № 10-86/1080, ЦСУ СССР от 10.06.1975 № АБ-162/16-127):

  • повременную схему, в основе которой лежит начисление выплат по окладу исходя из отработанного времени;
  • сдельную схему, в основе которой — начисление зарплаты за измеряемые объективно или оцениваемые по установленным критериям результаты работы.

Изучим подробнее, как начисляется зарплата в рамках 2 самых распространенных схем расчетов — повременной и сдельной.

Как рассчитать зарплату при других системах оплаты труда, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и бесплатно переходите к Готовому решению.

Как начисляется зарплата при повременной оплате труда?

Расчет и начисление заработной платы работникам - порядок

Повременная (повременно-премиальная) оплата труда чаще всего встречается в 2 следующих разновидностях:

  1. Когда зарплата считается исходя из месячного оклада работника (дополненного в установленном порядке премиями за результаты труда).

В этом случае для начисления заработной платы применяется формула:

ЗАРПЛАТА = (ОП / РД) × ОД,

ЗАРПЛАТА — зарплата за расчетный период;

ОП — должностной оклад сотрудника, дополненный премиями при их наличии;

РД — количество рабочих дней в месяце, в который входит расчетный период;

ОД — отработанные дни в расчетном периоде.

Внимание! Выплата зарплаты должна осуществляться не реже 2 раз в месяц (ст. 136 ТК РФ), поэтому расчетный период не может превышать половины месяца (письмо Минтрудсоцзащиты России от 21.09.2016 № 14-1/В-911). При этом начисление зарплаты отображается в бухрегистрах последним днем месяца.

  1. Когда зарплата считается исходя из тарифной ставки в расчете на 1 час или 1 день.

В этом случае для начисления заработной платы применяются формулы:

ЗАРПЛАТА = ЧТС × ОЧ,

ЧТС — часовая тарифная ставка по трудовому договору,

ОЧ — количество отработанных часов за отчетный период;

ЗАРПЛАТА = ДТС × ОД,

где ДТС — дневной тариф по трудовому договору.

При этом в обоих случаях работник получает оплату выходных и праздничных дней:

  • при выполнении работы в выходные и праздничные дни — по двойной тарифной ставке (ст. 153 ТК РФ);
  • при отдыхе в такие дни — в соответствии с локальным нормативом (ст. 112 ТК РФ).

В рассматриваемом сценарии расчет зарплаты осуществляется с учетом того, что работодатель обязан установить месячные нормы (ст. 160, 162 ТК РФ):

Основой для таких норм могут быть, к примеру, типовые показатели по отрасли, в которой ведет деятельность фирма-работодатель.

При выполнении норм, установленных работодателем, сотрудник в любом случае получает зарплату не меньше минимального размера оплаты труда, установленного в субъекте РФ (ст. 133 ТК РФ).

Можно ли не начислять зарплату директору фирмы? Ответ узнайте в КонсультантПлюс, получив пробный бесплатный доступ к системе.

Теперь — о том, как начисляется заработная плата при сдельной схеме.

Расчет зарплаты при сдельной системе оплаты труда: нюансы

Расчет и начисление заработной платы работникам - порядок

При сдельной зарплате, как и при втором варианте повременной оплаты труда, рассмотренном нами выше, работодатель также устанавливает месячные нормы рабочего времени и выработки. Превышение соответствующих норм может увеличивать сдельную зарплату:

Электротехник Иванов работает на заводе по сборке телевизоров. Он получает зарплату по сдельной схеме, в рамках которой работодатель установил норму по сборке 2 телевизоров в течение 8 рабочих часов. При ее выполнении Иванов получает 2 000 рублей (тариф: 1 000 рублей за 1 собранный телевизор).

За каждый следующий собранный телевизор Иванов получает по 1 000 рублей вне зависимости от объемов выработки.

Станочник Петров работает на заводе по производству крепежа в цехе по выпуску болтов. Он получает сдельную зарплату, по которой работодатель устанавливает норму по изготовлению: 100 болтов в течение 8 рабочих часов. При ее выполнении Петров получает 390 рублей (тариф — 3 рубля 90 копеек за 1 болт).

За каждые 50 следующих собранных болтов Петров получает по 10 рублей за штуку. За каждые 50, следующих за ними, — по 20 рублей. За каждый последующий болт — по 30 рублей.

В некоторых случаях может применяться и регрессивная шкала. Например, когда производственная модель предприятия требует от работников как можно более точного выполнения плановых показателей без их существенного превышения (как вариант, в целях повышения эффективности контроля над расходами по сырью и материалам).

Отдельная разновидность зарплаты — та, что выплачивается в период командировки работника (ст. 139, 167 ТК РФ). Изучим специфику ее расчета.

Расчет зарплаты в командировке: нюансы

Оплата труда человека, находящегося в командировке, представляет собой особую разновидность зарплаты — средний заработок за время командировки.

Он считается по формуле:

СК — зарплата за период командировки в виде среднего заработка;

РДК — количество рабочих дней в рамках командировки;

СЗ — средний заработок сотрудника.

Показатель СЗ исчисляется по формуле:

БАЗА — сумма заработка работника за расчетный период;

ОД — количество отработанных за расчетный период дней.

За расчетный период принимается 12 месяцев, предшествующих дню выезда сотрудника в командировку.

Показатель ОД в 2021 году считается по формуле:

ОД = МЕС × 29,3 + ОДНМ / КДНМ × 29,3,

МЕС — количество полных месяцев в расчетном периоде;

ОДНМ — количество отработанных дней во всех неполных месяцах трудовой деятельности в расчетном периоде;

КДНМ — количество календарных дней во всех неполных месяцах в расчетном периоде.

При исчислении показателя БАЗА в расчет не берутся отпускные выплаты, больничные, другие командировочные, компенсированные работодателем расходы и прочие выплаты, поименованные в пп. 3, 5 положения по постановлению № 922.

При расчете показателя РДК учитываются дни нахождения работника в пути (включая день выезда из своего города и день возвращения в него).

Командировка в выходные дни: как считается зарплата

Как начислить зарплату за выходные дни в период командировки? Эта задача решается применением формулы:

ДТ — дневной тариф работника в соответствии с принятой системой оплаты труда (письмо Минтрудсоцзащиты России от 25.12.2013 № 14-2-337);

РВ — отработанные выходные дни.

Показатель ДТ может быть напрямую определен в трудовом договоре или же рассчитан по формуле:

ОКЛ — оклад (с надбавками и премиями, если они предусмотрены договором) за месяц, в котором человек находился в командировке);

РДМ — количество рабочих дней в соответствующем месяце.

Кроме зарплаты в виде среднего заработка командированному сотруднику также выплачиваются суточные.

Расчет зарплаты и налогообложение в 2021 году

Зарплата работника, в том числе представленная отпускными и командировочными, облагается:

  1. НДФЛ по ставке:
  • 13% — если работник имеет статус налогового резидента;
  • 15% — с 01.01.2021 по доходам, превышающим 5 млн руб. за год;
  • 30% — если работник не имеет статуса резидента.

В случае применения налогового вычета НДФЛ по ставке 13% не начисляется в части суммы зарплаты в пределах величины вычета. При ставке НДФЛ в 30% вычет не может быть применен.

НДФЛ на зарплату начисляется в момент признания ее доходом — в последний день месяца, за который рассчитывается зарплата (п. 2 ст. 223 НК РФ). Удерживается — в момент выплаты. Перечисляется в бюджет — не позднее чем на следующий рабочий день после выплаты.

Таким образом, если работнику перечислен доход до конца месяца, то НДФЛ удерживается и перечисляется в бюджет только со следующей ближайшей выплаты.

  1. Взносами в социальные фонды (основная часть которых взимается при посредничестве ФНС):
  • в ПФР;
  • в ФСС (без посредничества ФНС фонд взимает взносы на травматизм);
  • в ФФОМС.

Ставки по взносам делятся на стандартные, повышенные и пониженные, которые устанавливаются для определенных категорий предприятий. Взносы начисляются на зарплату без вычета НДФЛ.

Сроки уплаты всех взносов — до 15-го числа месяца, за который работнику начислена зарплата.

Итоги

Порядок начисления заработной платы зависит от принятой на предприятии (закрепленной в трудовом договоре) системы оплаты труда: сдельной и повременной. Оплата труда в период командировки работника исчисляется в особом порядке.

  • Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 922
  • Трудовой кодекс РФ
  • Налоговый кодекс РФ

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


, (руб.) (34)


где - минимальная заработная плата, руб;


- фонд рабочего времени за месяц, ч;


- тарифный коэффициент.


1,9 = 59,33 руб.

4.2.2 Расчет минутной ставки

Минутная ставка определяется по формуле:


, (мин) (35)


где - часовая ставка, руб.


0,99 мин

4.2.3 Расчет нормы времени на перевозку 1 тонно-километра груза

Норма времени на перевозку 1 тонно-километра груза определяется по формуле:


, (мин) (36)


где - грузоподъемность автомобиля, т;


- коэффициент использования пробега;


- техническая скорость автомобиля, км/ч.


0,35 мин

4.2.4 Расчет сдельной расценки за 1 тонно-километр перевозимого груза

Сдельная расценка за 1 тонно-километр перевозимого груза определяется по формуле:


, (руб.) (37)


где - норма времени на перевозку 1 ткм груза, ч;


- минутная ставка, руб.


0,35 * 0,99 = 0,35 руб.

4.2.5 Расчет сдельной расценки за 1 тонну перевозимого груза

Сдельная расценка за 1 тонну перевозимого груза определяется по формуле:


, (руб.) (38)


где - норма времени на перевозку 1 тонны груза, ч;


- минутная ставка, руб.


1,85 * 0,99 = 1,83 руб

4.2.6 Расчет сдельной заработной платы

Сдельная заработная плата определяется по формуле:


, (руб.) (39)


где - объем перевозок, т;


- сдельная расценка за 1 тонну перевозимого груза, руб;


- грузооборот, ткм;


- сдельная расценка за 1 ткм, руб;


- коэффициент учитываемый класс перевозимого груза.


(425740 * 1,83 + 2980180 * 0,35) * 1 = 1822167,2 руб.

4.2.7 Расчет оплаты за подготовительно-заключительное время

Оплата за подготовительно-заключительное время определяется по формуле:


, (руб.) (40)


где - подготовительно – заключительное время работы водителей, ч;


- часовая ставка, руб.


1791,4 * 59,33 = 106265,96 руб.

4.2.8 Расчет надбавки водителей за классность

Надбавки водителей за классность определяются по формуле:


, (руб.) (41)


где - часовая ставка, руб;


- фонд рабочего времени водителей, ч;


- количество водителей 1 класса, чел;

0,25- коэффициент водителям за 1 класс;


- количество водителей 2 класса, чел;

0,1- коэффициент водителям за 2 класс.


(59,33 * 1729 * 7 * 0,25 + 59,33 *1729 * 6 * 0,1) = 241066,69 руб.

4.2.9 Расчет доплаты за руководство бригадой

Доплата за руководство бригадой определяется по формуле:


, (руб.) (42)


где - минимальная заработная плата, руб;


- количество бригадиров, чел;


- месяцев в году.


5205 * 2 * 12 * 0,25 = 31230 руб.

4.2.10 Расчет доплаты за экспедирование груза

Доплата за экспедирование груза определяется по формуле:


, (руб.) (43)


где - сдельная заработная плата, руб;


- процент доплаты за экспедицию груза, %.


182216,72 руб.

4.2.11 Расчет премии водителем за выполнение установленных показателей

Премия водителям за выполнение установленных показателей определяется по формуле:


, (руб.) (44)


где - процент премирования, %;


- сдельная заработная плата, руб.


1093300,3 руб.

4.2.12 Расчет основной заработной платы с учетом районного коэффициента

Основная заработная плата с учетом районного коэффициента определяется по формуле:


, (руб.) (45)


где - сдельная заработная плата, руб;


- заработная плата за подготовительно-заключительное время, руб;


- доплата водителям за классность, руб;


- доплата за руководство бригадой, руб;


- доплата за экспедирование груза, руб;


- премия водителям за выполнение установленных показателей, руб.;


- районный коэффициент.


(1822167,2 + 106265,96 + 241066,96 + 31230 + 182216,72 + 1093300,3) * 1,15 = 3997683,9 руб.

4.2.13 Расчет процента доплаты к заработной плате

Процент доплаты к заработной плате определяется по формуле:


%ДЗ = + 1 , (%) (46)


где - дни отпуска, дн;


- количество календарных дней, дн;


- воскресные дни, дн;


- праздничные дни, дн;


%ДЗ = + 1 = 11,9 %

4.2.14 Расчет дополнительной заработной платы

Дополнительная заработная плата определяется по формуле:


, (руб.) (47)


где - основная заработная плата, руб;


- процент доплаты к заработной плате, %.


475724,38 руб.

4.2.15 Расчет общего фонда оплаты труда водителей

Общий фонд оплаты труда водителей определяется по формуле:


, (руб.) (48)


где - основная заработная плата, руб;


- дополнительная заработная плата, руб.


3997683,9 + 475724,38 = 4473408,3 руб.

4.2.16 Расчет среднемесячной заработной платы водителей

Среднемесячная заработная плата водителей определяется по формуле:


, (руб.) (49)


где - фонд оплаты труда водителей, руб;


- общее число водителей, чел.


19620,21 руб.

Водители являются одной из категорий работников, к которым предъявляются особые требования. Специфика работы на транспортном средстве, являющемся источником повышенной опасности, особые режимы работы, отдыха накладывают свой отпечаток на подход к организации оплаты их труда. В этой статье мы постарались обобщить доступную информацию об особенностях оплаты водительского состава организации.

Содержание

Положение об оплате водителей разрабатывается на предприятиях или организациях с целью организации порядка и условий оплаты труда водителей, их материального поощрения (премирования) и стимулирования. Положение не должно нарушать нормы и стандарты, утвержденные законодательством РФ. Более подробно об общих принципах разработки Положения вы можете прочитать в моей статье .

Положение должно быть разработано согласно специфики транспортного производства, учитывая систему организации и графика работы водительского персонала, сложность и характер выполнения транспортных заданий.

Данный документ распространяет свою юридическую силу на лиц (водителей), осуществляющих свою трудовую деятельность на основании составления трудового договора с предприятием.

Здесь не будем говорить о категориях, указанных в водительском удостоверении. Большое многообразие автомобильной техники и направлений ее использования предъявляют особые требования к организации как работы, так и оплаты труда сотрудников автотранспортных подразделений. Исходя из этих особенностей, можно выделить несколько категорий специалистов по вождению и эксплуатации транспортных средств:

1. легкового ТС (вместимость ТС не превышает 5 посадочных мест).

2. микроавтобусов (вместимость ТС от 5 до 18 посадочных мест).

3. автобусов (вместимость ТС более 18 посадочных мест).

4. специально оснащенного автомобиля (спецтехники).

5. грузового транспорта (грузоподъёмность ТС не превышает 3 тонны).

6. грузового транспорта (грузоподъёмность ТС от 3 тонн до 12 тонн), в том числе:

  • грузового транспорта, работающий в радиусе 50 км;
  • грузового транспорта, работающий в радиусе более 50 км;
  • грузового транспорта, производящий международные перевозки, в том числе:

7. грузового транспорта (грузоподъёмность ТС более 12 тонн):

  • грузового транспорта, работающий в радиусе 50 км;
  • грузового транспорта, работающий в радиусе более 50 км;
  • грузового транспорта, производящий международные перевозки.

Оплата труда водителей – денежные средства, выплачиваемые водителям за качественное и своевременное выполнение ими обязанностей в соответствии с законодательной базой РФ, трудовыми соглашениями, положением об оплате труда водителям, а также дополнительными нормативными документами предприятия, регулирующие отношения между работником и работодателем.

Оплата труда состоит непосредственно из зарплаты, начисленной согласно повременных или сдельных тарифных ставок, а также дополнительных надбавок за классность и/или условий работы, поощрительных доплат и премий.

Статья 129 ТК РФ

Заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)

Вознаграждение труда зависит от следующих факторов:

  • категории водителя;
  • классность водителя;
  • условий труда (условий манеры вождения, уровень сложности в управлении ТС и т.п.);
  • наличия переработки (перевыполнение плановых показателей: часы работы, пассажироёмкость, тоннаж, тонно-километры и прочее);
  • графика работы (дневное время, ночное время).

В зависимости от категории водителя, расчеты с ним могут быть осуществлены в виде:

  1. Повременной (почасовой) ставки. Данная система расчетов применяется для специалистов, обязанности которых не включают прохождения длительных расстояний, а требуют определенных навыков и мастерства. В основном, почасовая выплата начисляется водителям:
  • определенной спецтехники;
  • пассажирского транспорта (легковые ТС, микроавтобусы, автобусы), если их работа совмещает ожидания (например, время ожидания руководителя или клиентов, время ожидания погрузки);
  • грузового ТС в случае перевозки на незначительные расстояния небольшого веса груза.
  1. Сдельной ставки за пройденный километраж. Данная система расчетов может применяться для водителей легкового транспорта или микроавтобусов, производящие междугородние или международные перевозки.
  2. Сдельной ставки за пассажирооборот. Данная система оплаты актуальна для водителей автобусов или микроавтобусов.
  3. Сдельной ставки за перевезенный тоннаж или произведенные тонно-километры. Сдельный заработок выгоден для специалистов, управляющих грузовым автотранспортом, и перевозящие объемные грузы на значительные расстояния (например, зарплата международников, которая является одной из самых высоких среди водительского состава).

Думаю, что все знают о том, что заработная плата не может быть меньше установленного в РФ минимального размера оплаты труда .

Применение повременной системы расчетов актуально в следующих случаях:

Данный вид оплаты требует организации правильного и своевременного табельного учета фактически отработанного времени каждого работника.

Рассчитывается повременная оплата труда следующим образом:

Расчет повременной оплаты

Тарифы и коэффициенты разрабатываются отделом труда и заработной платы (или уполномоченным специалистом), и не могут нарушать нижний предел нормативов, утвержденных законодательной базой РФ.

Оплата труда водителей, когда ТС на ремонте или во время простоя транспорта не по причине самого водителя производится по его почасовому тарифу без надбавок на классность и прочих.

. Внимание: на сайт добавлен материал по оплате водителей на ремонте.

Сдельный заработок обусловлен выработкой ТС, которая зависит от производительности водителя. Сдельная оплата рассчитывается, согласно сдельных расценок, по следующим критериям:

  • за пройденное расстояние (км),
  • пассажирообъём (Vп),
  • тонны (т),
  • тонно-километры (ткм).

Применение сдельной системы оплаты водителей актуально в следующих случаях:

  • когда применение повременной данной выплаты не актуально и не целесообразно для исполнителя;
  • в случае, когда следует оценить все тонкости условий труда и сложности производства ТС.
  • когда нужно стимулировать исполнителей к увеличению производительности труда: чем больше сделал, тем больше заработал.

Данный вид вознаграждения выгоден специалистам по управлению ТС, которые за сравнительно оптимальный промежуток времени выполняют трудоёмкие и направленные на результат транспортные работы. Сдельная оплата труда подразделяется на:

  • коллективную (применяется, когда транспортное производство непрерывное или достаточно длительное, что требует посменного чередования работников с целью организовать необходимый отдых водителей). Коллективная сдельная оплата распределяется между водителями, согласно удельному весу их личной выработки или коэффициенту трудового участия.
  • индивидуальную – чаще всего используемый вид сдельного расчета. Применяется, когда нормы охраны труда не требуют смены водителя (обычно рабочая смена не превышает 12 часов).

Индивидуальное управление ТС более приемлема, поскольку водитель полностью отвечает за объем производства, что отражается на его заработной плате, а также за состояние ТС индивидуально. Коллективная работа предусматривает конкуренцию, что может вызвать недовольства среди водительского состава.

Сдельная оплата труда утверждается работодателем и соответствует нормативам коллективного договора, трудового соглашения или договора.

Данный вид заработка требует организации достоверного учета фактических показателей выработки ТС.

Рассчитывается сдельная оплата водителей следующим образом:

Формула 2: Расчет сдельной оплаты

Выработка может исчисляться в:

  1. Пройденном расстоянии – километрах. Свойственно для работы легковых ТС, перевозящих пассажиров на длительные расстояния, когда транспорт работает без простоев. Единица измерения выработки: км;
  2. Пассажирообороте – транспортное производство исчисляется в перевезенном объеме пассажиров на определенное расстояние. Единица измерения выработки: Vп или Vп*км= Vпкм
  3. Тоннаже – производство ТС исчисляется в перевезенных тоннах. Единица измерения выработки: т.
  4. Тонно-километрах. Самый распространенный вид выработки, исчисляемый в объеме перевезенного груза на определенное расстояние. Единица измерения выработки: т*км = ткм.

Тарифы и коэффициенты разрабатываются отделом труда и заработной платы (или уполномоченным специалистом), и не могут нарушать нижний предел нормативов, утвержденных законодательной базой РФ.

Качественно разработанная система премирования является отличной мотивацией труда для работников и разрабатывается с целью улучшения различных показателей финансово-экономической деятельности транспортного предприятия (подразделения).

Отсутствие премиальных может стать достойным наказанием (а также примером для других) при производственных упущениях работника и несоблюдении водителем должностной инструкции.

Показатели, условия и размеры премирования должны быть разработаны в положении об оплате труда, как неотъемлемой части коллективного договора.

Показатели премирования работников могут зависеть от:

  • высококачественного и своевременного выполнения заданий, указанных в путевых листах;
  • отсутствия жалоб от грузоотправителя и/или грузополучателя;
  • соответствия пробега автомобиля с нормами расстояний;
  • выполнения или перевыполнения месячного плана выработки.;
  • уровня качества работы в коллективе;
  • роста выработки транспортного средства (роста производительности труда самого водителя);
  • управления ТС в рамках пригородных и междугородных маршрутов:
  • соблюдения графика движения, указанного в путевом листе;
  • высокого сервиса обслуживания пассажиров;
  • содержания транспортного средства в технически исправном состоянии;
  • целесообразного и бережного использования ТС;
  • экономии ГСМ и РТИ (зависит от манеры и характера вождения);
  • совмещения профессий, например для водителей экспедиторов;
  • расширения зоны обслуживания автомобилем (увеличение объема транспортного производства);
  • выполнения обязанностей временно отсутствующего работника.

Премия может иметь вид фиксированной суммы (ЗП=ОТ+П) или быть в виде процентной ставки (ЗП=ОТ*Кп), где

ЗП – заработная плата водителя

ОТ – оплата труда(повременная, сдельная или комбинированная)

П – фиксированная сумма премии

Кп – премиальный коэффициент.

Если премиальный коэффициент утверждается в коллективном договоре и является большим рычагом для мотивации труда, то фиксированная сумма премии может варьироваться каждый отчетный период и зависит от решения руководителя предприятия (подразделения).

Категория водителя зависит от ТС, на котором он работает и специфики работы данного ТС. Присужденная категория непосредственно влияет на размер заработной платы, поскольку тарифная ставка на определенный вид транспортной услуги разрабатывается, согласно соответствующей категории.

Классность водителей (повышение или понижение) определяется на предприятии квалификационной комиссией, которая проводит соответствующую аттестацию. Решение о присвоении классности утверждается приказом по предприятию, также производится соответствующая запись в трудовую книжку работника уполномоченным лицом.

Закон РФ не предусматривает нормы касательно продления классности водителям, которая присвоена им на предыдущем месте работы. Решение о сохранении классности принимает руководитель на новом месте работы. Чаще всего на новой работе придется снова подтверждать свою классность.

Классность водителей имеет три ступени:

Надбавка за классность утверждается руководителем предприятия в виде фиксированного коэффициента. В основном, для специалистов управления транспортных средств II класса размер надбавки за классность составляет 10%, а I класса — 25% от тарифной ставки за фактически отработанное водителем время на рейсе. Цифры примерные, могут быть изменены по решению администрации организации.

Структура положения оплаты труда может иметь, например, следующий вид:

1. Общие положения:

  • введение со ссылками на основные издания (законодательную базу) положения;
  • общее определение применяемой системы оплаты труда и ее основных составляющих;
  • определение и описание свойств системы расчетов, применяемой для отдельных категорий работников.

2. Условия и порядок оплаты труда:

  • основные условия материального вознаграждения.
  • порядок установления и размеры минимальных тарифных ставок в соответствии с водительскими категориями и личностными навыками работы;
  • порядок, условия и размеры повышающих коэффициентов к минимальным тарифам на основании классности, режима работы, т.п..
  • Условия, порядок и объем выплат водителям, компенсирующих определенные условия труда.

3. Условия, порядок и объем премиальных выплат, стимулирующих работу исполнителей в разрезе их категорий:

  • по результатам работы работников (за отчетный период);
  • за качество и сервис производимых транспортных работ;
  • за качественное и своевременное выполнение особо важных и срочных поручений;
  • за интенсивную производительность и добросовестное отношение к работе.

4. Дополнительные моменты по оплате труда, учитывая специфику работы предприятия.

5. Заключительные (итоговые) положения.

Положение об оплате водителей разрабатывается отделом труда и заработной платы (ОТиЗ) предприятия (или уполномоченным специалистом).

Данное положение регулирует правовые отношения между работодателем и водителем, а также является мотивирующим фактором не только для исполнителя, но и для самого руководителя, как потребителя качественных транспортных услуг с целью получения выручки и уменьшения риска понесения дополнительных расходов по причине некачественной транспортной услуги (дополнительный ремонт, штрафы и прочее).

Чем фонд оплаты труда отличается от фонда заработной платы

Фонд заработной платы (ФЗП) состоит только из основных выплат, связанных с выполнением трудовых функций:

  • выплаты по окладу, тарифу или сдельным расценкам;
  • доплаты за особые условия труда;
  • премии за трудовые показатели.

Фонд заработной платы можно представить в виде формулы:

ФЗП = Заработная плата + Премии за трудовые показатели.

Фонд оплаты труда (ФОТ) более широкий показатель, чем ФЗП. Помимо заработной платы и премий за трудовые функции он включает:

  • начисленные компанией суммы оплаты труда независимо от источника их финансирования;
  • стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством;
  • суммы, начисленные работникам за непроработанное время, в течение которого за ними сохраняется заработная плата в соответствии с порядком, предусмотренным внутренними регламентами компании или законодательством (отпуска, простои, больничные и т. д.).

Величина ФОТ зависит от численности работников, размера окладной и сдельной части заработной платы, величины премиальных выплат.

Фонд оплаты труда можно представить в виде формулы:

ФОТ = ФЗП + Стимулирующие поощрения + Компенсирующие выплаты + Иные выплаты за непроработанное время.

То есть если к выплатам, производимым из ФЗП, прибавить, например, премии за выслугу лет, компенсации за неиспользованный отпуск, материальную помощь, получим величину ФОТ.

Фонд оплаты труда и фонд заработной платы взаимосвязаны между собой, но не идентичны. Совпадение их возможно, когда компания экономит на социальных и других выплатах своим работникам.

Данный подход не бесспорен. Многие экономисты считают ФЗП и ФОТ тождественными понятиями. Обоснованность такого мнения подтверждается и нормативными документами.

Так, Приказ Росстата от 27.11.2019 № 711 определяет под ФЗП начисленные организациями суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, доплаты и надбавки, премии и единовременные поощрительные выплаты, систематическую оплату питания и проживания.

Три условия, необходимые для качественного анализа фонда заработной платы

Анализ расходов на оплату труда нужен для:

  • понимания их структуры;
  • оценки достаточности персонала, что показывает экономия или перерасход ФЗП;
  • понимания объективной стоимости привлеченной трудовой силы;
  • оценки реального уровня расходов на оплату труда и их доли в общей величине расходов;
  • построения эффективной системы оплаты труда.

Для анализа расходов на оплату труда нужно выполнить три условия:

1) наличие внутренних регламентов, учетной политики в части ведения зарплаты;

2) тождество данных в документации;

3) учет зарплаты в соответствии с требованиями законодательства.

Рассмотрим влияние данных условий на качество анализа фонда заработной платы.

Наличие внутренних регламентов, учетной политики в части ведения заработной платы

На многих предприятиях отсутствуют какие-либо регламенты в отношении проработки нюансов учета заработной платы, нет положений по оплате труда и премированию.

Мало того, что это требования законодательства. Вопрос и в том, что без регламентных норм зачастую сложно разобраться в начислениях, подтвердить их обоснованность.

Особенно много проблем возникает со сложными системами премирования. Как показывает практика, желание руководства эффективно простимулировать работников за их трудовые достижения приводит к тому, что получаются громоздкие и слабо прописанные системы премирования.

В таких ситуациях сложно выявить динамику, сделать прогнозы и детальную аналитику.

Тождество данных в документации

Данные о заработной плате должны быть одинаковые в следующих документах:

  • штатном расписании;
  • трудовых договорах (контрактах) и дополнительных соглашениях;
  • ведомостях на заработную плату.

Между тем на практике эти документы часто содержат совершенно разные цифры.

ПРИМЕР

Принимая в организацию нового работника, ему установили оклад в размере 20 000 руб. При этом штатное расписание содержало устаревшие данные — 18 000 руб. Через некоторое время руководитель поднял работнику оклад до 22 000 руб. Эту сумму за минусом положенных удержаний (НДФЛ) стал получать сотрудник. То есть она проходила в ведомостях на выплату заработной платы.

Штатное расписание при этом так и не изменили, не оформили дополнительное соглашение к трудовому договору. В результате в разных документах содержались разные данные о заработной плате работника:

  • в штатном расписании — 18 000 руб.;
  • в трудовом договоре — 20 000 руб.;
  • в ведомостях по начислению заработной платы — 22 000 руб.

Комментарий: такой разброс данных отрицательно скажется на контроле заработной платы и точности планирования. Могут возникать определенные злоупотребления в отношении выплат.

Учет зарплаты в соответствии с требованиями законодательства

Анализируя фактические выплаты по заработной плате, нужно обратиться к суммам, начисленным по кредиту счета 70 в корреспонденции со счетами учета расходов.

ПРИМЕР

Общая сумма начислений по ведомостям составляет 302 765,87 руб.

Читайте также: