Как проводится ознакомление участников кросса с дистанцией

Обновлено: 25.06.2024

Участники Слёта должны иметь необходимое снаряжение для организации быта в походно-полевых условиях, необходимый запас продуктов на время проведения Слёта, а также снаряжение для прохождения дистанций и конкурсов Слёта.

Размещение команд на поляне Слёта осуществляется самостоятельно или по рекомендации коменданта Слёта. Автотранспорт участников Слёта должен размещаться на специально отведённой для этого территории.

В случае неучастия команды в отдельном конкурсе или дистанции команда получает последнее место (от числа заявившихся на Слёт команд) плюс одно место.

В комиссию по допуску в обязательном порядке необходимо предоставить две именные заявки: одну – на Республиканский туристский слёт обучающихся, вторую – на Чемпионат и Первенство Чувашской Республики по спортивному туризму (велосипедные дистанции). Участники Слёта автоматически принимают участие в Первенстве Чувашии на велодистанциях, по которому будет отдельное награждение.

ВНИМАНИЕ!

В связи с введением в лесах Чувашии с 28 апреля 2018 года особого противопожарного режима, приготовление пищи во время проведения слёта допускается только газовых (бензиновых) горелках (плитках). Разведение костров и приготовление пищи на кострах и мангалах строго запрещено.

Запрещается рубка живых деревьев, а также рубка стоящих сухих деревьев.

При прохождении комиссии по допуску с команды взымается экологический взнос в размере 500 рублей, который возвращается по окончании Слёта (после сдачи бивака коменданту слёта) при соблюдении командой норм экологии во время Слёта.

Зачётные виды Слёта:

1) Ночное ориентирование (командные соревнования);

2) Туристская эстафета (командные соревнования);

3) Контрольный эколого-туристский маршрут (КЭТМ)(командные соревнования);

4) Техника велосипедного туризма (лично-командные соревнования);

5) Познавательная конкурсная программа:

6) Творческая конкурсная программа:

Программа Слёта

01 июня:

до 16:00 – заезд и размещение команд,

15:30-17:00 – комиссия по допуску,

17:00 – открытие Слёта,

20:00 – совещание ГСК с представителями команд,

21:00 – ночное ориентирование.

02 июня:

09:00 – туристская эстафета,

11:00 – техника велосипедного туризма,

до 19:00 – сдача фоторабот на Фотоконкурс,

21:30 – вечер туристской песни.

03 июня:

09:00 - контрольный эколого-туристский маршрут,

14:00 – закрытие Слёта, награждение,

с 14:30 – отъезд команд.

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСТАНЦИЙ И КОНКУРСОВ

Этап 1. Фигурное вождение.

Фигура 1. Змейка. Фигуру образуют 6 стоек высотой 1,2м, установленных через 1,5м в один ряд. Ограничительная разметка фигуры проводится параллельно линии стоек на расстоянии 1,5м, с двух сторон от неё на одном уровне. На её концах устанавливаются ограничители. Участник последовательно проезжает все проезды, между стойками не сдвигая, не сбивая их и не пересекая ограничительную разметку.

Фигура 2. Кольцо. Фигура состоит из двух стоек с кронштейнами на высоте 1,4 м, установленных на расстоянии 5 м и ограничительной разметки, нанесённой параллельно линии стоек на расстоянии 1,5м. от неё на одном уровне. На её концах устанавливаются ограничители. На одной стойке висит кольцо (пластмассовое или проволочное) диаметром 0,2 - 0,3м. Участнику необходимо снять кольцо одной рукой и повесить его на другую стойку другой рукой, не пересекая, при маневрировании, ограничительных линий. С какой стороны повешено кольцо, как оно висит, на чём оно висит, значения не имеет.

Фигура 3. Круг. Фигуру образует окружность диаметром 3м, с разрывом 1м. По окружности равномерно устанавливаются 9 ограничителей. Участник въезжает через разрыв, разворачивается внутри неё и выезжает через разрыв обратно, не сбивая ограничители и не пересекая разметку.

Фигура 4. Ворота. Фигура образована двумя вертикальными стойками, установленными на расстоянии 0,9 м друг от друга, и поперечной перекладиной на высоте 1,2м. Перекладина не закреплена и свободно лежит на стойках. Участник проезжает через ворота, не разрушая их.

Фигура 5. Стоп-линия. Фигура представляет собой полосу шириной 0,1м и длиной 1м, ограниченную с торцов двумя перпендикулярными к полосе линиями разметки длиной 1 м со стороны въезда. Участнику необходимо въехать в фигуру и остановить велосипед так, чтобы переднее колесо имело контакт с полосой (проекция оси колеса должна находиться над полосой). Штрафуется пересечение разметки, до и после выполнения упражнения. Допускается касание земли ногой в пределах фигуры, после остановки велосипеда.

Этап 2. Кросс-маршрут.

Спецучасток 1. Скоростной участок. Участник проходит заданный участок с максимально возможной скоростью. Протяжённость участка – 600 метров.

Спецучасток 2. Сюрпляс (Медленная езда). Участник должен в течение 30 секунд удерживать равновесие в коридоре шириной 1м и длиной 10м, размеченным на площадке. Прохождение данного участка заканчивается при пересечении любым колесом финишной линии, линии разметки, при касании поверхности площадки любой частью тела.

1 штрафной балл равен 5 секундам.

Результат определяется суммой времени прохождения дистанции и штрафных баллов, приведённых ко времени.

Проводится отдельный зачёт среди мужчин и среди женщин. Командный результат подводится по сумме мест 4 лучших участников команды (в т.ч. не менее 1 мужчины и 1 женщины). Победитель в командном зачёте определяется по наименьшей сумме мест.

В конкурсе принимают участие от 1 до 6 участников команды.

Конкурс проводится в виде письменного теста, который может содержать вопросы с открытыми ответами и вопросы с выбором правильного варианта. От команды принимают участие до четырёх человек (независимо от пола).

Задания викторины составлены по вопросам географии, истории, природы (национальные парки), этнографии (национальная одежда и праздники) и об известных людях Чувашской Республики.

Для конкурса необходимы: ручка (карандаш), блокнот.

Запрещено использование телефонов и других технических устройств, а так же помощи со стороны.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. На выполнение теста даётся определённое время, время не учитывается.

Результат определяется по сумме призовых баллов. Победитель определяется по наибольшей сумме призовых баллов.

В конкурсе участвует 1 человек от команды – капитан команды.

Капитаны выполняют задания, озвученные судьями. Задания будут как практические, так и интеллектуальные (по туризму).

За выполнение заданий капитаны получают призовые баллы. Победитель определяется по наибольшей сумме призовых баллов.

Необходимое снаряжение для конкурса будет оговорено на совещании с представителями команд.

В конкурсе принимают участие от 1 до 6 участников команды.

Команде необходимо за наименьшее время завязать 15 узлов. КВ конкурса – 10 минут.

Список узлов: встречный, встречная восьмёрка, грейпвайн, брамшкотовый, проводник-восьмёрка, простой проводник, австрийский проводник, двойной проводник (заячьи уши), штык, стремя, булинь, симметричный схватывающий, прямой, академический, ткацкий.

Начало вязки узлов – по сигналу судьи, окончание – по заявлению капитана команды.

Штрафы: перехлёст, отсутствие контрольного узла (при его необходимости), выход концов верёвок из узла менее 5 сантиметров – 10 секунд, неправильно завязанный узел – 30 секунд, отсутствие узла – 1 минута.

Результат определяется суммой времени, затраченного на завязывание узлов, и штрафных баллов, приведённых ко времени.

По одному участнику от команды участвуют в быстрых конкурсах, предлагаемых судьями, о которых он и команда узнает уже после сделанной ставки. Кроме этого команды делают ставки на победителя каждого конкурса и в зависимости от сделанной ставки распределяются баллы.

От каждой команды выбирается каждый раз новый участник. Команда, поставившая на победителя конкурса, получает 1 балл. Команда, участник которой победил, получает 0,5 балла. Те команды, которые сделали неверную ставку, получают 0 баллов.

Для конкурса необходимы: ручка (карандаш), блокнот.

Результат определяется по сумме призовых баллов. Победитель определяется по наибольшей сумме призовых баллов. При равенстве баллов побеждает та команда, в которой было больше участников-победителей.

ФОТОКОНКУРС

Фотографии должны быть сделаны на месте проведения Слёта в период с 01 июня до момента сдачи фоторабот в судейскую коллегию. Запрещается использование компьютерных средств для редактирования фотографий (допускается цветовая коррекция и обрезка фотографии) и нанесения надписей.

Фотоработы сдаются до 19:00 02 июня. Фотографии заранее передаются судейской коллегии Способы передачи фоторабот на судейский компьютер: 1) кабель для подключения фотоаппарата/телефона к компьютеру через USB-порт, предоставляемый самими участниками, 2) карта памяти форматов SD, miniSD, microSD, 3) флэш-накопитель.

Оценивается оригинальность, красочность, соответствие теме фотоработы, исполнение фотографии.

Судейство конкурса состоит из двух составляющих: оценка самих команд и оценка судей. На первом этапе судейства команды вписывают в судейские карточки, выданные каждой команде, тройку команд в каждой номинации, которые им понравились. Голосование за свою команду запрещено. На втором этапе фотоработы оценивают судьи, после чего оценки обоих этапов судейства суммируются.

Результат определяется по сумме мест обоих этапов судейства.

Конкурс длится на протяжении всего слёта.

Остальные показатели отслеживаются в течение всего Слёта.

Оборудование бивака

Содержание бивака

Дисциплина

Экология

Условия прЕБЫВАНИЯ НА СЛЁТЕ

Участники Слёта должны иметь необходимое снаряжение для организации быта в походно-полевых условиях, необходимый запас продуктов на время проведения Слёта, а также снаряжение для прохождения дистанций и конкурсов Слёта.

Размещение команд на поляне Слёта осуществляется самостоятельно или по рекомендации коменданта Слёта. Автотранспорт участников Слёта должен размещаться на специально отведённой для этого территории.

В случае неучастия команды в отдельном конкурсе или дистанции команда получает последнее место (от числа заявившихся на Слёт команд) плюс одно место.

В комиссию по допуску в обязательном порядке необходимо предоставить две именные заявки: одну – на Республиканский туристский слёт обучающихся, вторую – на Чемпионат и Первенство Чувашской Республики по спортивному туризму (велосипедные дистанции). Участники Слёта автоматически принимают участие в Первенстве Чувашии на велодистанциях, по которому будет отдельное награждение.

ВНИМАНИЕ!

В связи с введением в лесах Чувашии с 28 апреля 2018 года особого противопожарного режима, приготовление пищи во время проведения слёта допускается только газовых (бензиновых) горелках (плитках). Разведение костров и приготовление пищи на кострах и мангалах строго запрещено.

Запрещается рубка живых деревьев, а также рубка стоящих сухих деревьев.

При прохождении комиссии по допуску с команды взымается экологический взнос в размере 500 рублей, который возвращается по окончании Слёта (после сдачи бивака коменданту слёта) при соблюдении командой норм экологии во время Слёта.

Зачётные виды Слёта:

1) Ночное ориентирование (командные соревнования);

2) Туристская эстафета (командные соревнования);

3) Контрольный эколого-туристский маршрут (КЭТМ)(командные соревнования);


9. КРОСС - СПРИНТ - ОБЩИЙ СТАРТ

9.1. Местность, спортивная карта.

9.1.1. Лесная или полуоткрытая местность, с возможным включением парковых зон или зон отдыха. Желательна местность, сильно насыщенная ориентирами (мелких форм). Мелкий и средний сложный рельеф разной проходимости и различной видимости. Наличие рассеивающих ориентиров. Желательно - разные ландшафтные зоны.

9.1.2. Требования к арене соревнований.

9.1.2.1. Место для арены: открытое пространство (стадион, большая поляна, поле или иная площадка) площадью 1000 квадратных метров. и более.

9.1.2.2. Для оборудования арены следует использовать турникеты, заборы (как можно меньше использовать ленту или вообще не использовать).

9.1.2.3. Расстояние от последнего КП до финиша - не менее 150 метров.

9.1.2.4. Протяженность участка трассы (от последнего КП первого круга до точки начала ориентирования второго круга), который предусматривается для зрителей должна быть не менее 150 метров.

9.1.2.5. Планировка трасс должна исключить возможность пересечения потоками движущихся спортсменов, объектов арены и пересечение самих потоков, на арене и в радиусе не менее 100 метров от нее.

9.1.2.6. Зрители должны иметь возможность с одного места наблюдать за движением стартующих спортсменов, спортсменов, движущихся на второй круг и на финиш.

9.1.2. Допускается выдача спортивных карт на оба круга трассы сразу (склейка). В этом случае необходима сквозная нумерация контрольных пунктов второго круга.

9.1.3. Спортивные карты должны быть герметизированы в пакеты толщиной не менее 60 микрометров (микрон), без запайки. Дополнительные легенды не выдаются.

9.1.4. Спортивные карты должны быть подготовлены в соответствии с системой условных знаков ISSOM.

9.2.1. Расстояние от места общего старта (по арене) до точки начала ориентирования должно быть не менее 150 метров. Ширина стартового коридора не менее 20 метров с постепенным сужением до точки начала ориентирования, не менее чем до 5 метров. Расстояние от точки начала ориентирования до первых КП следует предусматривать не менее 500 метров.

9.2.2. Основа трасс - короткие и средние перегоны различной сложности (по выбору пути и по реализации). Рекомендуется близкая постановка КП на сходных ориентирах для трасс разных возрастных категорий.

9.2.3. Должно быть подготовлено по одной трассе для каждой возрастной категории.

9.2.4. Трассы для каждой возрастной категории готовятся с рассеиванием - не менее чем на 16 вариантов в каждой возрастной категории. Варианты движения на первые КП различных веток рассеивания должны различаться по направлению не менее чем на 45 градусов. Каждая ветка рассеивания должна состоять не менее, чем из двух КП. Пункты веток рассеивания трассы одной возрастной категории должны располагаться достаточно далеко друг от друга. Длина вариантов до КП, на котором первый раз сходятся ветки рассеивания (далее - сводный КП) не должна быть одинаковой. Разница в длине - не менее 150 метров (для того чтобы спортсмены, двигающиеся с двух веток, одновременно не прибежали на первый сводный КП). Другие варианты рассеивания для возрастной категории должны быть близкими по времени и условиям прохождения.

9.2.5. Трассы разных возрастных категорий должны быть максимально независимыми. Рекомендуется наличие некоторого количества КП, общих для всех возрастных категорий, в том числе смотровых и теле КП. Не рекомендуются общие сводные пункты разных возрастных категорий, кроме смотровых.

9.2.6. КП должны располагаться в местах, удобных для одновременной отметки многих спортсменов. Недопустима постановка контрольных пунктов на дне глубоких воронок, на крутых склонах, в непосредственной близости от опасных объектов. На первых КП следует предусматривать установку не менее 3 станций системы электронной отметки, на последующих (до первого сводного КП) - не менее 2 станций системы электронной отметки, на первом сводном КП не менее 3 станций системы электронной отметки.

Расположение станций электронной отметки на КП должно быть по ходу движения спортсменов. Расстояние между станциями не менее 5 метров. Станции системы электронной отметки должны быть установлены на жестких опорах, а их расположение должно обеспечивать подход к ним с любой стороны.

9.3. Особенности организации и проведения.

9.3.1. Необходима организация стартовой зоны изоляции.

9.3.2. Необходимо обеспечить судейский контроль за вероятным преодолением спортсменами всех возрастных категорий запретных зон, с возможностью оперативной доставки информации о нарушениях.

9.3.3. Необходимо четкое разграничение зон разрешенных и запрещенных для зрителей и участников (с обозначением на схемах и с разметкой на местности).

9.4. Формирование стартовых протоколов.

9.4.1. В случае, когда старт спортсменов в спортивной дисциплине общий старт-спринт групповой, по подгруппам, порядок формирования стартовых протоколов определяется Положением или Техническими условиями.

9.4.2. Необходимо контролировать, чтобы у спортсменов из одной спортивной сборной команды, стартующих в одной подгруппе, не оказался один вариант рассева.

9.5. Хронометраж и определение результатов.

9.5.1. Выдача карты в момент старта.

9.5.2. Точность определения результатов 9.5.3. Место спортсмена определяется порядком прихода на финиш.

9.5.4. Время финиша фиксируется в соответствии с пунктом Правил 5.2.4.1.

9.6. Порядок формирования старта.

9.6.1. Вариант А. Все спортсмены из возрастной категории стартуют одновременно. На первых КП следует предусматривать установку не менее 6 станций системы электронной отметки.

9.6.2. Вариант Б. Соревнования проводятся в несколько забегов - пролог (прологи) и финал. В качестве пролога (прологов) используются индивидуальные спортивные дисциплины, проводимые за 1 или 2 дня до дня проведения финальных соревнований в спортивной дисциплине "Кросс - спринт - общий старт". По результатам пролога (прологов) стартовый протокол для финала формируется по группам. Старт групповой. В каждой группе стартует 20 - 25 спортсменов. Стартовый интервал между группами предусматривают организаторы соревнований.

В случае одновременного проведения МВС для нескольких возрастных категорий рекомендуется за основу принять график старта в следующей последовательности:

допустим, что спортивные соревнования начинаются с 10 часов местного времени;

первый групповой старт - с 10.00 до 10.10 - предусматривается для самой массовой возрастной категории М14;

второй групповой старт для возрастной категории Ж14 планируется с 10.25 до 10.35. Учитывается время пробегания через арену соревнований спортсменов с первого группового старта на второй круг (около 10 - 15 минут для М14);

третий групповой старт для возрастной категории М16 - планируется на 10.50 до 11.00. Все спортсмены из первого группового старта и большинство спортсменов из второго группового старта к данному моменту должны финишировать;

четвертый групповой старт для возрастной категории Ж16 - с 11.15 до 11.25;

пятый групповой старт для возрастной категории М18 - с 11.40 до 11.45;

шестой групповой старт для возрастной категории Ж18 - с 11.45 до 11.50;

седьмой групповой старт для возрастной категории М20 - с 12.15 до 12.20;

восьмой групповой старт для возрастной категории Ж20 - с 12.20 до 12.25.

9.6.2. Вариант В. Соревнования проводятся в несколько забегов - квалификация (квалификации) и финал. В качестве квалификации (квалификаций) используются индивидуальные спортивные дисциплины, проводимые за 1 или 2 дня до дня проведения финальных соревнований в спортивной дисциплине "Кросс - спринт - общий старт". По результатам квалификации (квалификаций) в финальном забеге спортивной дисциплины стартуют от 20 до 30, или иное количество спортсменов определенное организаторами соревнований.


Метание диска должно выполняться одной рукой с места или с поворотом в пределах круга после того, как участник займет статичное исходное положение в круге. Не разрешается использовать перчатки.

Метание молота и диска выполняется из огороженного сеткой сектора, чтобы обеспечить безопасность зрителей, официальных лиц и спортсменов. Заградительная сетка должна быть спроектирована, изготовлена и установлена таким образом, чтобы остановить молот весом в 7,260 кг, движущийся со скоростью до 32 м/с, и диск весом 2 кг, движущийся со скоростью до 25 м/с. Сетка должна быть изготовлена из пригодного натурального или синтетического волокна или, в качестве альтернативы, из мягкой стальной проволоки, сделанной из высоколегированного металла.

8. Расскажите о технологии проведения соревнований низового звена по бегу (старт)

Для проведения соревнований по бегу создаются следующие основные судейские бригады: стартовая, судей на дистанции, судей на финише, судей-хронометристов.

Нередко соревнования по бегу проводятся без предварительного составления стартовых протоколов. В этом случае помощник стартера сам формирует забеги (проставляя против фамилии участника его нагрудный номер, выданный ему на месте старта, и через дробь – номер забега и дорожки), составляет протокол старта или проверяет заполненные участниками карточки.

За 2 мин до старта очередного забега он вызывает и направляет каждого участника на соответствующую дорожку или линию сбора, а по окончании последнего забега подписанный стартовый протокол передает секретарю на финише. Выданные участникам перед стартом номера (лучше лыжные, с лямками) тут же после окончания забега собираются на финише и могут быть вновь использованы в последующих забегах. Следует обратить внимание на то, чтобы номера в одном забеге не повторялись. В финале четырем участникам, имеющим лучшие результаты в предварительном круге соревнований, по результатам жеребьевки предоставляются средние дорожки (3–6), а остальным – крайние (1, 2, 7 и 8).

При отсутствии помощника стартера его обязанности приходится выполнять самому стартеру.

Все замечания, предупреждения и решения о дисквалификации бегунов заносятся в стартовый протокол.

Для обеспечения должного порядка в местах старта следует избегать: скопления на старте участников двух или более забегов; многократных пробежек с низкого старта и по дистанции; возвращения к месту старта участников, окончивших дистанцию или сошедших с дистанции по дорожке, на которой проводятся соревнования.

9. Расскажите о технологии проведения соревнований низового звена по бегу (бег по дистанции)

Основная задача судей на дистанции заключается в контроле за соблюдением спортсменами правил соревнований во время бега. С учетом специфики видов беговой программы они выполняют конкретные судейские обязанности на определенных участках дистанции: следят за правильностью прохождения дистанции, передачи эстафетной палочки, преодоления барьеров и препятствий участниками бега, а также фиксируют нарушения правил.

Во время бега по раздельным дорожкам, в случае перехода спортсменами на внутреннюю дорожку, судьи на дистанции отмечают на ней место нарушения и сообщают об этом старшему судье. При проведении эстафет они регистрируют участников команд на своем этапе, при необходимости разъясняют им, где можно передавать и принимать эстафетную палочку, сообщают старшему судье на финише о готовности этапа (поднятием флага), следят за правильностью передачи эстафеты и, в случае нарушения правил, незамедлительно сообщают указанным выше способом старшему судье на финише. Следует подчеркнуть, что для принятия соответствующих санкций каждое нарушение должно быть зафиксировано не менее чем двумя судьями.

Судьи на дистанции выполняют также следующие обязанности: проверяют правильность расстановки (место и высота) барьеров и препятствий, а также устанавливают упавшие или сбитые барьеры на свое место; поддерживают порядок на беговой дорожке в ходе забегов и в паузах между ними; обеспечивают безопасность участников (и самих судей) при одновременном проведении соревнований по бегу и прыжкам или метаниям.

При проведении кроссового бега судьи на дистанции наблюдают за правильностью прохождения дистанции участниками, указывают спортсменам направление трассы, ведут запись номеров пробегающих мимо них участников или собирают контрольные талоны от карточек участников (на массовых кроссах).

Работой судей на дистанции при проведении соревнований на стадионе руководит старший судья на финише, вне стадиона – начальник дистанции.

10. Расскажите о технологии проведения соревнований низового звена по бегу (финиш)

На финише бега работают две бригады – судей на финише и судей-хронометристов.

При беге на средние и длинные дистанции очень важен правильный счет кругов, которые осталось пробежать участникам.

Судьи-хронометристы определяют время прохождения участниками той или иной дистанции. В беге на средние и длинные дистанции судье-хронометристу может быть поручено фиксирование времени пробегания участниками отдельных отрезков в беге на дистанциях от 800 до 2000 м – по 400 м, от 3000 до 10000 м – по 1000 м. Это делается также и с той целью, чтобы судья-информатор мог сообщать время бега лидера по данным отрезкам дистанции.

11. Расскажите о технологии проведения соревнований низового звена по кроссу

Состав судейской коллегии по кроссу несколько отличается от состава судейских коллегий, проводящих обычные легкоатлетические соревнования по бегу. В первую очередь это отличие выражается в том, что в составе судейской коллегии обязательно должен быть начальник дистанции. Вместе с главным судьей он выбирает место проведения соревнования, измеряет дистанцию, устанавливает, где именно должны быть расположены контрольные пункты. В день соревнования начальник дистанции заранее вместе с контролерами проводит разметку дистанции в соответствии с проведенным ранее промером, расставляет контролеров по дистанции. В момент соревнования начальник дистанции все время находится на дистанции, наблюдая за работой контролеров и за ходом соревнования.

По окончании соревнования начальник дистанции с помощниками снимает все оформление, собирает контролеров и по их записям устанавливает правильность прохождения дистанции участниками кросса. Результаты проверки начальник дистанции сообщает старшему судье на финише.

Для измерения дистанции пользуются металлической рулеткой или точно выверенной лентой длиной 50–100 м, которая удобнее, если путь изобилует извилинами. Технология измерения следующая: двое помощников начальника дистанции ведут непосредственное измерение, а начальник дистанции отсчитывает число измерений в заранее заготовленном протоколе (подобно подсчету на финише кругов при беге на время).

И в том, и в другом случаях запись ведется столбиком, а если одно и то же время показали несколько бегунов, то против их общего времени ставится цифра количества спортсменов, показавших данное время. По окончании забега секретарем в стартовый протокол, согласно номеру участника, вписывается показанное им время. Для большей надежности работа судей на финише и судей-хронометристов дублируется, а когда последний участник забега заканчивает дистанцию, оба протокола сверяются.

При большом числе участников кросса можно спланировать расписание таким образом, чтобы очередной старт был дан до финиширования последних участников предшествующего забега. В этом случае необходимо, исходя из опыта работы, накопленного судьями, обязательно соблюдать следующие условия:

• время старта очередного забега должно быть рассчитано так, чтобы его участники не догнали на финише последних участников предыдущего забега (учитывая, что скорость только что стартующих бегунов выше, чем финиширующих);

• на месте сбора оперативно готовятся участники 1–2 очередных забегов;

• на старте в протоколах необходимо отмечать номер забега, фиксировать число участников, стартовавших в данном забеге, а также следить за тем, чтобы номера в одном забеге не повторялись;

• на финише нужно иметь две укомплектованные бригады судей, которые работают поочередно (например, одна принимает только четные забеги, другая – нечетные);

12. Расскажите о технологии проведения соревнований низового звена по легкоатлетическим прыжкам

Перед началом соревнований небольшого масштаба старший судья бригады направляет судей получить инвентарь и доставить его к месту соревнований, а секретаря – в секретариат для получения протоколов соревнований. Сам же старший судья проверяет правильность подготовки мест проведения соревнований (места для приземления, дорожки для разбега и бруска для отталкивания в прыжках в длину и тройным, правильность и прочность установки стоек относительно места приземления в прыжках в высоту и т. п.).

Если на соревнованиях практикуется место сбора участников, то секретарь (или судья) бригады, в соответствии с протокольной записью, поочередно называет фамилию участника и принадлежность его к команде, а спортсмен должен назвать свой номер и показать его секретарю. При проведении соревнований по вертикальным прыжкам секретарь бригады также заносит в протокол начальные высоты по заявкам участников, имея в виду, что начальная высота не может быть ниже оговоренной в регламенте или положении о соревнованиях. Закончив регистрацию, секретарь бригады организованно ведет участников к месту соревнований. В отдельных случаях судья-секретарь проводит регистрацию на месте соревнований, а затем старший судья дает разрешение провести разметку разбега и, в соответствии с записью в протоколе, предоставляет участникам возможность произвести пробные попытки.

В ряде случаев, на соревнованиях небольшого масштаба, допускается использование в судействе и одного флажка. При этом флажок, поднятый горизонтально, запрещает попытку. Отводя руку с флажком в направлении ямы для приземления, старший судья разрешает произвести попытку. При удачной попытке судья поднимает флажок вверх, а при неудачной – дается отмашка флажком, опущенным вниз.

Старший судья проверяет замер и объявляет результат, который секретарь должен громко повторить, показывая, что результат услышан правильно, и занести его в протокол. После того, как старший судья объявил результат, судьи-измерители должны убрать рулетку и заровнять след, оставленный спортсменом, а старший судья красным флажком в это время преграждает дорожку, запрещая разбег. Убедившись в готовности места для проведения соревнования, старший судья разрешает выполнение попытки очередному участнику.

После завершения третьей попытки последним прыгуном в длину и тройным старший судья проверяет правильность заполнения секретарем протокола, определяет состав участников финала (8 чел.) и объявляет состав финалистов. Затем он строит участников-финалистов у места проведения соревнований для представления их зрителям судьей-информатором. После этого участники финала выполняют еще три попытки. Участник, имеющий восьмой результат после трех попыток, прыгает первым, а лидер – последним.

В прыжках в высоту и с шестом участник может начать соревнование с любой высоты выше начальной и продолжать его, пропуская любые высоты по своему усмотрению. Следует иметь в виду, что измерение всякой новой высоты должно производиться до того, как участники начнут выполнять попытки по ее преодолению, а планку каждый раз следует устанавливать одной и той же стороной кверху. По окончании соревнований, определив победителя и призеров, судейская бригада организованно вместе с участниками покидает место соревнований.

Затем старший судья обеспечивает явку победителя и призеров в группу награждения, а секретарь доставляет оформленный протокол в секретариат. Только по завершению указанной работы можно считать соревнования по данному виду законченными.

13. Расскажите о технологии проведения соревнований низового звена по легкоатлетическим метаниям

При проведении соревнований по метаниям комплектование судейских бригад, их подготовительная работа аналогичны соревнованиям по прыжкам. Поэтому следует остановиться на специфических особенностях проведения отдельных видов метаний.

Судейская коллегия в метаниях, в отличие от прыжков, предоставляет участникам право организованно выполнить не более двух пробных попыток. Также необходимо позаботиться о способах возврата снарядов. Возвращение снарядов спортсменом должно производиться не бросанием их обратно, а переноской, передавая снаряды в руки участникам или укладывая в специальные гнезда. Поэтому, в отличие от соревнований по прыжкам, секретарь бригады при вызове очередного участника для выполнения попытки называет фамилию следующего участника, который готовится к броску, а затем фамилию спортсмена, который должен находиться в секторе для приземления снарядов и после выполнения попытки спортсменом принести снаряд к месту выполнения метания. Снаряд, который метал (в соответствии с записью в протоколе) первый участник, приносит спортсмен, стоящий в конце списка; участнику, метающему третьим, – первый и т. д.

При этом судья-измеритель, находящийся в секторе для приземления снарядов, отмечает колышком ближайшую к кольцу или планке точку следа, оставленного снарядом, и прикладывает нулевое деление рулетки к колышку. Результат определяется путем измерения кратчайшего расстояния от колышка до ближайшего внутреннего края кольца (бруска) или планки. При этом при метаниях из круга измерение проводится по направлению к центру круга, а при метании копья – к центру кривизны планки. Фиксация результатов регистрируется с округлением до 0,01 м в сторону уменьшения. После измерения результата колышек должен быть убран.

Порядок выхода в финал, определение занятых участниками мест, а также количество попыток, представляемых в различных соревнованиях, аналогичны правилам, применяемым в соревнованиях по прыжкам в длину и тройным. Так же, как и в горизонтальных прыжках, порядок выполнения трех (финальных) попыток устанавливается в обратной последовательности по отношению к результатам, зафиксированным после трех первых попыток.

Старший судья может исключить из соревнований участника, явно не подготовленного в техническом отношении, и действия которого могут привести к травмам. Следует подчеркнуть, что участник может приступить к выполнению попытки только по вызову судьи, а измерение незасчитанных попыток не допускается.

Во время проведения соревнований во всех видах метаний участники могут покидать сектор только с разрешения и под руководством судьи. Соревнования в данном виде следует считать законченными после поступления оформленного протокола в секретариат и обеспечения явки призеров для награждения.

Соревнования по беговым видам легкой атлетики проводятся как на стадионе (зимой — в манеже), так и в лесу, в парке — кросс, а также по шоссе.

Бег на дистанциях до 110 м проводится по прямой беговой дорожке, на остальных дистанциях по кругу. Стадион для бега представляет собой овал. Соревнования на стадионе проводятся по кругу 400 м радиусом 36 м, количество дорожек может доходить до 10 (но не менее 6), иначе стадион считается тренировочным, и соревнования высокого уровня на нем проходить не могут.

Дорожка состоит из двух параллельных прямых и двух виражей, радиусы которых равны. Внутренняя часть первой дорожки должна быть огорожена бровкой из любого пригодного материала размером приблизительно 5 см в высоту и не менее 5 см в ширину. Измерения должны производиться на расстоянии 30 см от бровки или в 20 см от линии, обозначающей внутреннюю часть дорожки. Дистанция для бега измеряется от края дальней от финиша линии старта до края ближней к старту линии финиша. Все дорожки должны быть одинаковой ширины — от 1,22 до 1,25 м.

Старт должен быть Обозначен белой линией шириной 5 см. На средних и длинных дистанциях линия старта должна быть дугообразной, чтобы все бегуны стартовали на одинаковом расстоянии от финиша. Направление бега должно быть левосторонним.


Финиш должен быть обозначен также белой линией шириной 5 см. Схема расположения беговых дорожек и линий старта на различных дистанциях представлена на рис. 5.15.

На дистанциях до 400 м включительно каждый участник должен бежать по отдельной дорожке. На дистанции 800 м участники должны бежать по отдельным дорожкам со старта до конца первого поворота, где обозначена линия перехода на общую дорожку, обычно - желтыми флажками у крайних дорожек. В отдельных случаях по решению главного судьи можно проводить бег с общего старта на дистанциях от 400 до 1000 м. Все остальные дистанции бега проводятся по общей дорожке. При забегах по отдельным дорожкам количество участников забега определяется количеством дорожек. В беге на 1500, 5 000 и 10 000 м стартовая линия дугообразная. Если в соревновании принимает участие более 12 спортсменов, их можно разделить на две группы, включив в одну примерно 65 % участников, которые стартуют с обычной дугообразной линии старта. Другая группа должна пробежать по дистанции до конца первого виража по внешней половине дорожки от дополнительной дугообразной линии старта, проведенной поперек внешней части дорожки.

Дополнительная дугообразная линия старта должна быть размечена так, чтобы все участники пробежали одинаковую дистанцию. Линия выхода с виража показывает, где спортсмены, бегущие во второй группе на дистанциях 2 000 м и 10 000 м, могут присоединиться к бегунам, стартовавшим с обычной линии старта. При стартах группами на дистанциях 1000, 3 000 и 5 000 м на дорожке должна быть сделана отметка при выходе на прямую, показывающая спортсменам, стартовавшим во второй группе, где они могут присоединиться к спортсменам, стартовавшим с обычной линии старта. Эта отметка может иметь размер 5 х 5 см и располагаться на линии между четвертой и пятой дорожками, на которой конусы или флажки располагают до тех пор, пока группы не соединятся.

Соревнования должны проводиться таким образом, чтобы победитель определялся в финале независимо от результатов, показанных в предварительных забегах. Перерывы между забегами разных кругов соревнований не могут превышать 45 мин после окончания последнего забега на дистанциях до 200 м включительно и должны быть не менее 1,5 ч на остальных дистанциях до 1000 м; на более длинных дистанциях следующий круг соревнований проводится на следующий день.

Для проведения соревнований по бегу создаются судейские бригады, в которые входят судьи на старте, судьи на финише и судьи на дистанции.

Стартовая бригада состоит из основного стартера, дополнительного стартера, помощника стартера и секретаря.

Помощник стартера выполняет функции судьи при участниках. Он проверяет наличие и исправность стартовых колодок, получает стартовые протоколы, проверяет готовность средств связи. Вместе с секретарем он регистрирует участников на месте сбора, сверяет по протоколу их фамилии и номера, выводит с места сбора на стартовую позицию, вызывает на старт.


Судейская бригада на финише состоит из судей непосредственно на финише — 6—12 чел., судей хронометристов — 6 —12 чел., судей на фотофинише — 2—5 чел., секретарей на финише — 3 чел. и секретарей на фотофинише — 2 чел.

Судья, стоящий на земле, не сможет видеть финальные позиции спортсменов, финиширующих с минимальным интервалом. Если занять положение на некотором расстоянии от бегунов, их движения замедляются в восприятии.

Поэтому судьи должны находиться: на прямой, являющейся продолжением линии финиша; на возвышении над уровнем земли; на некотором расстоянии от края дорожки.

На верхней части вышки находятся судьи, которые фиксируют первого участника забега и далее всех остальных в порядке прибытия на финиш. Судьи хронометристы фиксируют время участников забегов в судейских листках. Включение секундомера осуществляется в момент появления дымка из стартового пистолета или по началу маха стартового флага. Выключение секундомера происходит по касанию участником любой частью туловища воображаемой плоскости финиша. Время первого участника определяется по данным трех секундометристов, за итоговый результат принимается время среднего секундомера. Результаты остальных участников фиксируются другими хронометристами. Ручное время фиксируются с точностью до ноля целых и одной десятой секунды (ОД с), при использовайии ручного электронного секундомера время округляется в сторону увеличения (пример: показание секундомера 12,12 с — округляется до 12,2 с). При использовании системы фотофиниша время фиксируется с точностью до ноля целых одной сотой секунды (0,01 с), однако показанный результат должен дублироваться ручным хронометражем. Секретари на финише собирают судейские листки с порядком прихода участников на финиш и данный судей хронометристов. На основании этих данных составляются протоколы соревнований.

Судьи на дистанции осуществляют контроль за выполнением участниками правил прохождения дистанции и выявляют основные нарушения: помехи другим участникам; переход дорожки; наступание на линию дорожки (с левой или с правой стороны).

При фиксации нарушения судья на дистанции записывает номер участника и поднимает желтый флаг, после забега номер этого спортсмена передается рефери или старшему судье. Решение по его дисквалификации принимает старший судья или рефери соревнований.

Судейский инвентарь. Судьи должны быть обеспечены секундомерами, флажками трех цветов (красным, желтым и белым), а также необходимым инвентарем для выполнения своих обязанностей (твердая подставка для бумаг и материалов соревнований, зажим и круглые резинки для закрепления бумаг на подставке, карандаши, чистые листы бумаги и блокнот). Целесообразна заранее заготовить бланки протоколов для записей при подсчете кругов в беге на длинные дистанции. Поскольку соревнования проводятся в любую погоду, судьям может понадобиться непромокаемая одежда, прозрачные полиэтиленовые папки для документов.

До начала каждого забега судья должен записать расстановку участников по дорожкам, так как в дальнейшем это часто помогает установить порядок прихода спортсменов на финиш, если их номера были плохо видны или если кто-то потерял номер. Судьи должны выработать у себя привычку быстро записывать номера, не глядя в протокол.

Требования к трассе сводятся к следующему. Старт должен быть обозначен белой линией шириной 5 см. На всех дистанциях более 200 м, когда соревнования проводятся по отдельным дорожкам, линия старта должна быть дугообразной, чтобы все бегуны стартовали на одинаковом расстоянии от финиша.

Стартовые колодки используются на дистанциях до 400 м включительно (на других дистанциях они не используются). При установке они не должны заходить за линию старта или другую дорожку. Стартовые колодки могут быть подключены к прибору, фиксирующему фальстарт. При этом дополнительный стартер использует специальные наушники, по которым подается акустический сигнал фиксации фальстарта. С разрешения организационного комитета соревнований участник может использовать свои личные колодки.

Бег начинается с выстрела стартера или утвержденного стартового устройства после того, как стартер убедился, что все участники заняли правильное стартовое положение и не двигаются.

На всех международных соревнованиях стартер произносит следующие команды:

На всех международных соревнованиях стартер произносит команды на английском или французском языке.

Финиш обозначается белой линией шириной 5 см. Для регистрации результата используются устройства фотофиниша и ручной хронометраж.

При ручном хронометраже действуют следующие правила.

1. Используются хронометры или электронные секундомеры с цифровыми показателями и ручным управлением (в Правилах Международной ассоциации легкоатлетических федераций (ИААФ) секундомеры и хронометры называются часами).

2. Фиксируется время всех спортсменов. Кроме того, там, где это возможно, должно фиксироваться время пробегания каждого круга на дистанциях 800 м и более и время, показанное на каждом километре на дистанциях от 3 000 м и более.

3. Время фиксируется достаточным числом дополнительных хронометристов или хронометристами, использующими хронометры, способные одновременно фиксировать результаты сразу нескольких спортсменов.


Затем, не советуясь с другими судьями, хронометрист должен передать свою запись старшему судье, который заносит ее в протокол. Если ему не удалось зафиксировать момент пересечения этой плоскости кем-либо из участников, он должен оставить соответствующую графу не заполненной.

Опытные судьи обычно начинают наблюдать за приближающимися спортсменами до того момента, как они оказываются за 10 м до финиша, потом переводят взгляд на линию финиша.

Менее опытные арбитры имеют тенденцию следить за бегунами прямо до финиша, и тут возникает опасность принять решение о порядке прихода участников еще за 1 м до финишной линии. В действительности одни участники могут обойти других именно на последнем метре. Судья ни в коем случае не должен оглашать свою запись, так как это может повлиять на мнение кого-то из его коллег, не закончивших запись своего варианта финишных позиций участников, его могут услышать и представители прессы или участники.

Стандартные дистанции для мужчин и женщин составляют: 15 км, 20 км, полумарафон, 25 км, 30 км, марафон (42,195 км), 100 км и эстафетные пробеги.

Пробеги проводятся на подготовленных трассах. Однако если движение автотранспорта или другие обстоятельства не дают возможности использовать ее, можно провести соревнование по велосипедной или пешеходной кромке дороги, но не по мягкой поверхности (например, по травяному грунту). Старт и финиш могут находиться на легкоатлетическом стадионе.

Рекомендуется, чтобы при проведении пробегов на дистанциях, превышающих стандартные, расстояние между стартом и финишем, измеряемое вдоль прямой линии между ними, не превышало бы 30 % общей длины дистанции.

Соревнования начинаются после выстрела стартового пистолета. Для беговых видов на средние и длинные дистанции используются стандартные команды. На соревнованиях с большим числом участников перед стартом объявляется пятиминутная готовность, а если требуется — делаются дополнительные предупреждения.

Каждый участник шоссейных соревнований может рассчитывать на помощь (хотя она и предоставляется по строгим правилам). На старте и финише всех соревнований должны быть заготовлены вода и различное питание. На всех соревнованиях до 10 км пункты для питья и освежения должны располагаться на расстоянии приблизительно 2—3 км друг от друга, если этого требуют погодные условия. На соревнованиях на дистанции 10 км и более пункты питания оборудуются на расстоянии приблизительно 5 км один от другого. Кроме того, пункты, где будет подаваться вода, должны оборудоваться посредине между пунктами питания или еще чаще, если этого требуют погодные условия. Напитки должны быть упакованы так, чтобы спортсмену было удобно взять их во время движения. Он также может использовать во время соревнований свои собственные напитки, указав пункты, где они будут размещены.

Старт и финиш должны быть отмечены белой линией шириной не менее 5 см. На соревнованиях, проводимых по шоссе, трасса измеряется вдоль самого короткого пути, по которому может бежать спортсмен в рамках того отрезка дороги, по которому проводятся соревнования.

На соревнованиях по бегу и по спортивной ходьбе вне стадиона официальным считается время между выстрелом стартера и моментом пересечения спортсменом финишной линии. Однако если спортсмен пересекает стартовую линию после выстрела, его время между стартом и финишем может быть сообщено ему, но не признается официальным. Порядок прихода спортсменов считается официальным.

Судья может дисквалифицировать любого спортсмена, если тот толкнул соперника или мешал его передвижению.

Участник, добровольно покинувший дорожку во время забега, может на нее не возвращаться.

Во время соревнований на стадионе спортсмены не могут получать постороннюю помощь (исключая дисциплины свыше 5 000 м), если того не требуют погодные условия.

Участник проходит квалификацию для всех видов соревнований, если он отвечает минимальным требованиям, предъявляемым ИААФ для участия в соревнованиях; результаты в зале учитываются.

Трасса должна быть оборудована на открытой или лесистой местности, покрытой, по возможности, травяным покровом, с естественными препятствиями, которые могут быть использованы дизайнером для создания увлекательной и интересной трассы соревнований. Место соревнований должно быть достаточно широким, чтобы вместить не только трассу, но и все необходимые сооружения.

Трасса должна быть четко размечена лентами с обеих сторон. Рекомендуется, чтобы вдоль одной стороны трассы был построен коридор шириной в 1 м, отгороженный от внешней ее стороны, для использования только официальными лицами и представителями прессы (это — обязательное условие для чемпионатов). Особо важные зоны должны быть тщательно огорожены (в частности, зона старта), включая разминочную зону и комнату сбора, финишную зону, любую смешанную зону. В три эти зоны будут иметь доступ только аккредитованные лица.

Соревнования начинаются с выстрела стартера. На них используются стандартные команды для беговых видов на средние и длинные дистанции. На международных соревнованиях предупреждение о готовности должно быть сделано за 5 мин до старта, за 3 и за 1 мин. На линии старта должны быть оборудованы коридоры для каждой команды.

Вода и питание должны предоставляться на старте и финише всех соревнований. Пункты питья и освежения должны быть оборудованы на каждом круге, если этого требуют погодные условия.

Читайте также: