Как прописать персонажа ребенка

Обновлено: 02.07.2024

Проблема генерации персонажей, как для настольных, так и компьютерных игр проста. Персонажей много, и разрабатывать их детально часто нет времени или желания. К тому же, в компьютерных играх реализация сложных характеров чаще всего происходит через тексты, а тексты, как известно, никто не читает. В итоге это выливается в два или три основных, более или менее проработанных персонажа, десяток шаблонных и остальной безликой толпы, что, согласитесь, не доставляет удовольствие игрокам. Соответственно, нужна система, которая бы позволила быстро и качественно генерировать простые, но интересные типажи.

Помочь решить эту проблему может типология — наука изучающая характеры людей путем выведения их основных типов. Она позволяет, в том числе программными методами, быстро построить реалистичный и целостный характер личности. Ввиду того, что в данной статье поднимается тема только основ характера персонажа, я использовал только самые необходимые классификации типологии, а часть осталось вне статьи.

Итак, начнем. Текста будет многовато, но сама реализация действительно минимальна и не требует усилий.

Шаг первый. Определяемся с профессией персонажа. Это может быть торговец, кузнец, бард, руководитель дома презрения, местный князь и так далее. Выбор профессии первым шагом поможет нам построить более логичную и реалистичную модель поведения нашего NPC или покажет проблемные места, которые требуют дополнительного обоснования.

Третий шаг. Помимо интро- и экстраверсии в типологии принято делить группы на Думающих (Thinking) и Чувствующих (Feeling).
К Думающим относится такой тип людей, которые во главу угла ставят необходимость. Трактовка несколько вольная, но для создания персонажа вполне подойдет. Для думающего типа персонажей характерна независимость от мнения окружающих, расчет, прямолинейность, аргументированность. Такой тип спокойно идет на непопулярные решение только потому, что, по его мнению, они необходимы. К Думающим чаще всего относятся люди военных профессий, хирурги и т.д. Думающий проводник не растеряется в случае опасности, но, если ему придется бросить застрявшего члена партии, что бы спасти остальную группу он сделает это без моральных терзаний. Для него это нормально. В свою очередь Думающий наниматель подставит партию под нападающих для того, что бы его родная деревня успела убежать.

Шаг четвертый. Основа заложена. Теперь нам требуется оживить персонажа. Мы должны определить мотивы и побуждения, которые двигают нашим персонажем. Другими словами мы должны знать, чего он хочет. Может быть это жажда славы? Или наживы? Или мир на всей земле и что бы никто не ушел обиженный? Вот тот вопрос, ответив на который мы сделаем наш четвертый шаг, уже вне пределов типологии. На самом деле список очень широк и систематизировать его нет смысла. Для нас важен сам принцип – мы должны определить, что движет нашим персонажем. Собственно это и будет определять его поступки и действия.

И, наконец, пятый и последний шаг. Мы должны выделить индивидуальные черты нашего NPC. Такими чертами чаще всего становятся ярко выраженные (или важные для квеста) особенности личности. Персонаж может быть трусом, сказочником, героем войны, шизофреником, фанатиком теорий заговоров. Закончив с индивидуальными особенностями, мы получаем неплохое базовое описание характера NPC. Его вполне можно использовать для проходных персонажей или развивать дальше для ключевых или более-менее важных.
А вот как это работает:

Андрей. Торговец, ярко выраженный экстраверт, думающий, жаждет власти, но беден.
Алексей. Проводник, экстраверт, чувствующий, конкретных целей нет, любит выпить.

Торговец Андрей. Очень активный, экспрессивный человек, пытающийся торговать всем подряд. В разговоре всячески подчеркивает свои знакомства среди местной элиты. Регулярно предлагает какие-то проекты, идеи в которых он выступает главным. Трус.

Проводник Алексей. Не женат, вечера проводит в барах, известен как свой парень. В диалоге любит порассуждать, показать себя опытным специалистом. Обожает раздавать указания, впрочем, без спеси или чванства. Постоянно берет намного больше припасов, чем нужно. Важно! В критической ситуации будет жертвовать собой.

Все. Простые и вполне пригодные персонажи в вашем распоряжении. При небольшой тренировке создание одного персонажа занимает 3-5 минут. Конечно, их характеры совсем не глубоки, но они приведены в единую систему, имеют четкую и понятную основу и могут быть развиты до любого уровня детализации.

Послесловие. Всего в типологии выделяют 4 пары особенностей характера. Помимо тех о которых я уже сказал выделяются еще Рационалы/Иррационалы, Сенсорики и Интуиты. Вместе это составляет 16 различных типов, достаточно полно описывающих характер человека. Подробнее можно почитать в соответствующей литературе.
Со всем почтением,


Наш внезапный практикум по работе с крупной формой продолжается. Кульминация и развязка. Казалось бы, что такого? Садись и планируй… или нет? Нет.

Кульминация – это точка максимума для всех линий произведения.

Развязка – это разрешение всех линий произведения.

Кульминация чаще всего является ожидаемой и предсказуемой: детектив наконец-то встречается с преступником, как вариант. Развязка же является неожиданной.

Нельзя просто так взять и…

Я знаю, что будет в финале. Но как мне грамотно подвести события к кульминации, не растеряв должного напряжения? Я кручу-верчу все в голове, но когда сажусь писать… ну, плохо, одним словом.

Со мной что-то не так!

Есть популярное заблуждение: настоящий писатель должен держать все детали плана в голове. Это возможно, когда речь идет о рассказе или о небольшой повести. Но когда вы работаете над романом с несколькими сюжетными линиями и толпой персонажей, механизмы и системы меняются.

Во-первых, вы никому ничего не должны, помните об этом всегда – особенно в те моменты, когда другие будут вас в чем-то упрекать. Задача писателя – это рассказать историю, потом – другую, потом – еще одну, и чтобы эти истории становились все лучше и лучше. Если мы что-то и должны, так это получать кайф от процесса. И уж точно не должны следовать каким-то непонятным правилам, ибо методы работы у каждого разные, а главное – результаты работы. Мы писатели, а писатели пишут и дают результат.

Во-вторых, держать все детали плана в голове – это элементарно глупо, потому что вы лишаете себя простора для размышлений. Никто не говорит, что вы глупы, что у вас плохая память, недостаточная фантазия или кривая логика. Людям с хорошей памятью, отличной фантазией и прекрасно отлаженной логикой просто-напросто необходимо думать на бумаге. Если все факты находятся у вас перед глазами, а не в глубинах мозга, оперировать ими легче. Проще увидеть провисания сюжета, дыры в повествовании и несоответствия-нестыковки.

Детализируем план

Нельзя просто взять и подойти к кульминации! До этого необходимо убедиться, что мы учли все сюжетные линии и ходы. Вот простая система, которая поможет вам не теряться в данных.

1. Прописывали самих персонажей и их функции в произведении.

2. Прописывали тонкости взаимодействия персонажей.

И на основе результата работы создавали основной концепт. Да, звучит пугающе, особенно если у вас нет соавтора, и это веселье грозит превратиться в долгие часы напряженного интеллектуального труда. Но все не так страшно, как кажется. Пройдемся по деталям.

Персонажи и их функции в произведении

Далее мы даем короткую характеристику персонажа. Вот краткий список, которым пользуюсь я.

1. Имя, короткое имя, прозвище.

2. Дата рождения и возраст на момент повествования.

3. Внешность: цвет глаз, цвет волос, рост и какие-то особые приметы.

4. Профессия на момент повествования – в смысле, как зарабатывает на жизнь (если зарабатывает, а если нет – чем занимается).

5. Очень краткое описание характера – факты, актуальные на данный момент, для начала работы.

6. Несколько фактов о персонаже – привычки, отношение к тем или иным вещам – актуальные на момент начала работы.

7. Функция/функции персонажа в произведении.

Так будет выглядеть мини-карточка вашего персонажа. Помните Леона и компанию? Сегодня мы поговорим о необычном герое этой вещи, который является главным, но раскрывается через остальных персонажей (так уж сложилось – напрямую он с нами не говорит). Знакомьтесь, Дио – тот самый, с которым Леон уже познакомился в самом начале произведения.

Торговец информацией, с 1990 года начавший строить собственную империю и весьма в этом преуспевший (год повествования – 2000). Сотрудничает со спецслужбами, террористами, криминальными авторитетами. Может достать все, что угодно, даже то, что невозможно достать, главное - чтобы платили подходяще. Ради дела можно пойти на все, в том числе, и на убийство, но делать все это нужно чужими руками.

Всегда носит перчатки и солнцезащитные очки. Питает слабость к странной обуви. Любит читать детективы и играть в шахматы. В произведении является инициатором всего треша, но практически до последнего момента держится в тени и не раскрывает карты.

Мини-карточки следует составить для всех персонажей, даже для второстепенных. А если у вас внезапно появляется очередной герой, то составить и для него. Таким образом вы, во-первых, избежите случайных и мебельных персонажей, во-вторых, будете четко понимать их места в произведении и, в-третьих, построите четкий и прочный фундамент для последующего продвижения.

Время практики

Как создать героя

Итак, из чего состоит образ любого персонажа? Две основные части – внешний вид и внутренний мир. И каждая из этих частей, в свою очередь, состоит из нескольких взаимосвязанных элементов.

Создаем внешний вид героя

1. Визуальный облик.

К примеру, человека пухлого и низкорослого многие сразу посчитают добряком, рыжую и зеленоглазую женщину – страстной и свободолюбивой натурой, прихрамывающий черноглазый человек со шрамом – однозначно бандит, голубоглазая блондинка – недалекого ума ангелочек. И так далее.

Как создать героя1

2. Одежда и обувь.

Мы сами одеваемся, исходя из черт характера (в повседневности), из надобности (сезон или работа), из моды, из национальных особенностей или особенностей субкультуры (эмо или готы). Персонажей мы одеваем и обуваем по тем же принципам. И так же выбираем цвет и крой одежды и обуви, аксессуары вроде шейных платков или шляп.

Знающим людям одежда и ее цвет расскажут о нас многое – о характере, о предпочтениях и страхах. При работе над образом героя знания психологических характеристик – хотя бы цветовой гаммы – могут очень пригодиться. Также полезно изучить местные субкультуры – они символичны, и на их основе можно создать что-то свое.

3. Аудиальное и кинестетическое (осязательное) восприятие.

К аудиальному восприятию относится в первую очередь тембр голоса. И на соответствии-несоответствии голоса и облика можно сыграть, разнообразив образ и удивив читателя.

Наверняка многие замечали, что иногда голос соответствует внешнему виду: так приятная внешне женщина говорит тихим, спокойным и мелодичным голоском. А иногда – нет: так, невысокая хрупкая девушка говорит хриплым басом.

Вся гамма человеческих эмоций отражается в голосе – в удивленном восклицании, в повышении тона при злости, в заикание при смущении, в вопле при недовольстве и др. Русский язык богат на описания эмоций, нужно только подобрать своему персонажу нужные.

Курс по подписке Создаем героя

За 14 дней вы получите всю необходимую теорию и пошаговые практические задания. В конце курса у вас на руках будет полная история героя. Вы узнаете его мотивы и придумаете яркие сюжетные повороты, которые покажут развитие характера героя наилучшим образом.
Заказать курс

Как создать героя2

4. Эмоциональные и поведенческие реакции.

Мимика, жесты, изменения в движениях или в цвете лица – все это выгодно дополняет внешний вид персонажа. Без них он кажется картонным, нарисованным, ненастоящим, неживым.

Эмоциональные реакции – это, собственно, эмоциональный отклик на свои или чужие слова, на поведение, на неожиданную встречу, на чувства, которые один персонаж испытывает к другому, на отношение к происходящему.

Так, персонажи бледнеют от злости, краснеют от ярости, розовеют от смущения, зеленеют от тоски. Они радостно или злобно улыбаются, морщатся от неудовольствия, прищуриваются в подозрении и корчат гримасы, дразнясь.

Поведенческие реакции – это видимое поведение: в жестах или в движениях, привычное или изменяющееся в разных ситуациях.

Привычные реакции – это машинальные движения, те, которых сам человек уже не замечает, но делает постоянно.

Вариантов – множество, и часто автор переносит собственные привычки на образ персонажа, сам того не замечая.

Изменяющиеся реакции – это перемены в привычных действиях или в действиях, зависящие от ситуаций.

Так, человек сутулится при холодном ветре, вздрагивает и озирается по сторонам при резком окрике, грозит пальцем или показывает кулак, потягивается или потирает копчик после долгого сидения, ускоряет шаг, опаздывая, и др.

Конечно, при первичном описании персонажа все эти элементы не учесть, зато их можно постепенно развивать, вплетая при случае в сюжет. Но прежде их надобно придумать и собрать в единый образ. В этом может помочь наблюдение – за собой, за окружающими, за случайными прохожими.

Любой человек – это уже, считай, готовый персонаж произведения, с которого можно списать внешний вид. Так же, как и позаимствовать внутренний мир, о котором и пойдет речь дальше.

Как создать героя_Элементы образа1
Создаем внутренний мир героя

Теперь рассмотрим аспекты, из которых этот самый внутренний мир и состоит.

1. Психологический аспект.

В первую очередь это характер, отражающий все оттенки личности. Характеру важно уделить самое пристальное внимание! Он должен быть достоверным и логичным, то есть задуманные черты личности, соединяясь, не должны противоречить друг другу. И не должны быть однотипными – у личности много граней.

Если вы начали работу над персонажем и не знаете, как учесть все составляющие характера, ознакомьтесь с типами темперамента. Распространенных всего четыре – холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. К каждому типу прилагается набор характерных черт, которые можно развивать по ходу сюжета.

Если копнуть чуть глубже, то можно обнаружить также людей-теоретиков и людей-практиков; экстравертов, интровертов и амбовертов; самостоятельный и конформный (поддающийся) типы характеров. И так далее.

Необязательно изучать все классификации и пытаться собрать из них единое целое. Достаточно взять за основу два-три типа – сангвиник и экстраверт, например. Изучить характерные черты – и вам будет проще понимать героя.

Также не стоит забывать о причинах, которые влияют на формирование характера, – семейные отношения или отсутствие семьи, знаковые события прошлого. Это откладывает отпечаток на личность. Поэтому историю героя и его развитие до точки начала истории хорошо бы придумать заранее.

Как создать героя_Элементы образа2

Следующий аспект психологии образа – это цели и мотивы поступков, причины мотивации, потребности.

Наличие цели и стремлений – показатель самодостаточности. Так что помимо стремления победить мировое Зло, у героев должны быть и личные цели — от мелких (например, выспаться) до глобальных (добыть принцессу и полцарства).

Мотивы – это побудители, то, что активно толкает героев вперед.

Мотивы могут сформировать ключевую цель (хочу богатства + хочу принцессу + хочу прославиться = пойду убивать Горыныча). Чем не двигатель сюжета, кстати?

Причины мотивации – то, что формирует мотивы, — неотъемлемая часть личности. Почему мы хотим? Почему именно это? Для чего? И причины мотивации тоже могут стать отличным двигателем сюжета. Как минимум – через них можно показать прошлое героя или раскрыть его непростой характер.

И, наконец, потребности — внутреннее физиологическое или психологическое состояние нужды. Физиологические – есть, спать и т. д. Психологические потребности – это потребность любить и быть любимым, иметь друзей.

Потребности могут стать причинами появления конкретных мотивов (потребность в любви – хочу быть любимым). Ага, и чем не двигатель сюжета, чем не интрига или идея истории?

И еще об одном аспекте психологии образа – о внутренней речи, о мышлении.

Мышление – это процесс отражения действительности: обрисовка мира, анализ персонажей и событий, моделирование действий. Мыслительный процесс героев должен быть логичным и отвечать особенностям возраста, пола, расы, социального положения.

Как создать героя_Элементы образа3

2. Философский аспект.

Философский базис – пусть небольшой – вещь необходимая. Это понимание мира, понимание своего места в мире, жизненные принципы, отношение к жизни и смерти, к любви и предательству, к вере и т. д.

Например, добро всегда победит зло, а быть на стороне победителя – лучше, чем проигравшего.

И, конечно, не забывайте о разнице в философии нелюдей и людей, мужчин и женщин, детей и стариков.

3. Социальный аспект.

Человек, как говорится, — животное социальное. Герой вашей истории – тоже. Либо он растет и живет в социуме, подчиняясь его порядкам и законами, либо – живет отшельником-одиночкой в лесу. И то, и другое отражается на личности персонажа.

Умеет человек жить по законам общества или чихать на них хотел? Признает все обычаи и по субботам ходит в церковь или об обычаях знает, но не блюдет их? Готов следовать социальным стереотипам (родился, отучился, устроился на работу, женился, умер) или ищет иную судьбу?

Опять же, герой может быть социальным типом и прижиться среди людей (или нелюдей) или асоциальным.

Здесь же несколько слов можно сказать об общении. Мы вынуждены идти на контакт, и либо учимся общаться, либо нет, либо от природы общительны, либо нелюдимы и неисправимо.

Здесь же – социальные статусы.

Социальный статус отвечает за многое: за мироощущение (я – никто, если нищий, я – все, если сын герцога), за мотивацию и ее причины (у меня ничего нет – хочу все иметь, или – у меня и так все есть, можно развлекаться), за формирование личности и т. д.

Как создать героя_Элементы образа4

Социальный статус – это не только профессия, но и воспитание (или отсутствие оного). Выразители социального статуса – поступки и речь. И особенное внимание при работе с персонажем обратите именно на речь.

При проработке речи, конечно, удобнее всего ориентироваться на классическую литературу, заимствуя у мастеров шаблоны речи.

4. Культурный и этический аспект.

Помимо того, что люди – социальные животные, они еще и продукты культуры. Культура – это национальный язык, традиции, история, менталитет и так далее. Культурный аспект в персонаже – его место в историческом настоящем, почитание национальных традиций, уважение к моральным и этическим принципам культуры – или неуважение, знание религии или мифологии и др.

Так, в обществе может быть принято уважать старших и чтить культ предков, в том числе и мертвых. Отражение в личности – страх перед смертью, боязнь наказания от духов предков, соблюдение определенных моральных и этических устоев, дабы не прогневать мертвых.

Как создать героя_Элементы образа5
Подведем итог: легко ли создать героя книги?

Конечно, нет. Если у вас нет опыта создания героев – учиться, узнавать и работать придется долго. Если есть – тоже.

Но если вы вооружитесь знаниями обо всех элементах образа и смело ринетесь в бой, у вас всё получится. Сначала, может быть, из-под вашего пера будут выходить яркие персонажи, но потом… Потом обязательно в ваши истории придет Герой с большой буквы — живой, достоверный и запоминающийся.

Как создать героя

Итак, из чего состоит образ любого персонажа? Две основные части – внешний вид и внутренний мир. И каждая из этих частей, в свою очередь, состоит из нескольких взаимосвязанных элементов.

Создаем внешний вид героя

1. Визуальный облик.

К примеру, человека пухлого и низкорослого многие сразу посчитают добряком, рыжую и зеленоглазую женщину – страстной и свободолюбивой натурой, прихрамывающий черноглазый человек со шрамом – однозначно бандит, голубоглазая блондинка – недалекого ума ангелочек. И так далее.

Как создать героя1

2. Одежда и обувь.

Мы сами одеваемся, исходя из черт характера (в повседневности), из надобности (сезон или работа), из моды, из национальных особенностей или особенностей субкультуры (эмо или готы). Персонажей мы одеваем и обуваем по тем же принципам. И так же выбираем цвет и крой одежды и обуви, аксессуары вроде шейных платков или шляп.

Знающим людям одежда и ее цвет расскажут о нас многое – о характере, о предпочтениях и страхах. При работе над образом героя знания психологических характеристик – хотя бы цветовой гаммы – могут очень пригодиться. Также полезно изучить местные субкультуры – они символичны, и на их основе можно создать что-то свое.

3. Аудиальное и кинестетическое (осязательное) восприятие.

К аудиальному восприятию относится в первую очередь тембр голоса. И на соответствии-несоответствии голоса и облика можно сыграть, разнообразив образ и удивив читателя.

Наверняка многие замечали, что иногда голос соответствует внешнему виду: так приятная внешне женщина говорит тихим, спокойным и мелодичным голоском. А иногда – нет: так, невысокая хрупкая девушка говорит хриплым басом.

Вся гамма человеческих эмоций отражается в голосе – в удивленном восклицании, в повышении тона при злости, в заикание при смущении, в вопле при недовольстве и др. Русский язык богат на описания эмоций, нужно только подобрать своему персонажу нужные.

Курс по подписке Создаем героя

За 14 дней вы получите всю необходимую теорию и пошаговые практические задания. В конце курса у вас на руках будет полная история героя. Вы узнаете его мотивы и придумаете яркие сюжетные повороты, которые покажут развитие характера героя наилучшим образом.
Заказать курс

Как создать героя2

4. Эмоциональные и поведенческие реакции.

Мимика, жесты, изменения в движениях или в цвете лица – все это выгодно дополняет внешний вид персонажа. Без них он кажется картонным, нарисованным, ненастоящим, неживым.

Эмоциональные реакции – это, собственно, эмоциональный отклик на свои или чужие слова, на поведение, на неожиданную встречу, на чувства, которые один персонаж испытывает к другому, на отношение к происходящему.

Так, персонажи бледнеют от злости, краснеют от ярости, розовеют от смущения, зеленеют от тоски. Они радостно или злобно улыбаются, морщатся от неудовольствия, прищуриваются в подозрении и корчат гримасы, дразнясь.

Поведенческие реакции – это видимое поведение: в жестах или в движениях, привычное или изменяющееся в разных ситуациях.

Привычные реакции – это машинальные движения, те, которых сам человек уже не замечает, но делает постоянно.

Вариантов – множество, и часто автор переносит собственные привычки на образ персонажа, сам того не замечая.

Изменяющиеся реакции – это перемены в привычных действиях или в действиях, зависящие от ситуаций.

Так, человек сутулится при холодном ветре, вздрагивает и озирается по сторонам при резком окрике, грозит пальцем или показывает кулак, потягивается или потирает копчик после долгого сидения, ускоряет шаг, опаздывая, и др.

Конечно, при первичном описании персонажа все эти элементы не учесть, зато их можно постепенно развивать, вплетая при случае в сюжет. Но прежде их надобно придумать и собрать в единый образ. В этом может помочь наблюдение – за собой, за окружающими, за случайными прохожими.

Любой человек – это уже, считай, готовый персонаж произведения, с которого можно списать внешний вид. Так же, как и позаимствовать внутренний мир, о котором и пойдет речь дальше.

Как создать героя_Элементы образа1
Создаем внутренний мир героя

Теперь рассмотрим аспекты, из которых этот самый внутренний мир и состоит.

1. Психологический аспект.

В первую очередь это характер, отражающий все оттенки личности. Характеру важно уделить самое пристальное внимание! Он должен быть достоверным и логичным, то есть задуманные черты личности, соединяясь, не должны противоречить друг другу. И не должны быть однотипными – у личности много граней.

Если вы начали работу над персонажем и не знаете, как учесть все составляющие характера, ознакомьтесь с типами темперамента. Распространенных всего четыре – холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. К каждому типу прилагается набор характерных черт, которые можно развивать по ходу сюжета.

Если копнуть чуть глубже, то можно обнаружить также людей-теоретиков и людей-практиков; экстравертов, интровертов и амбовертов; самостоятельный и конформный (поддающийся) типы характеров. И так далее.

Необязательно изучать все классификации и пытаться собрать из них единое целое. Достаточно взять за основу два-три типа – сангвиник и экстраверт, например. Изучить характерные черты – и вам будет проще понимать героя.

Также не стоит забывать о причинах, которые влияют на формирование характера, – семейные отношения или отсутствие семьи, знаковые события прошлого. Это откладывает отпечаток на личность. Поэтому историю героя и его развитие до точки начала истории хорошо бы придумать заранее.

Как создать героя_Элементы образа2

Следующий аспект психологии образа – это цели и мотивы поступков, причины мотивации, потребности.

Наличие цели и стремлений – показатель самодостаточности. Так что помимо стремления победить мировое Зло, у героев должны быть и личные цели — от мелких (например, выспаться) до глобальных (добыть принцессу и полцарства).

Мотивы – это побудители, то, что активно толкает героев вперед.

Мотивы могут сформировать ключевую цель (хочу богатства + хочу принцессу + хочу прославиться = пойду убивать Горыныча). Чем не двигатель сюжета, кстати?

Причины мотивации – то, что формирует мотивы, — неотъемлемая часть личности. Почему мы хотим? Почему именно это? Для чего? И причины мотивации тоже могут стать отличным двигателем сюжета. Как минимум – через них можно показать прошлое героя или раскрыть его непростой характер.

И, наконец, потребности — внутреннее физиологическое или психологическое состояние нужды. Физиологические – есть, спать и т. д. Психологические потребности – это потребность любить и быть любимым, иметь друзей.

Потребности могут стать причинами появления конкретных мотивов (потребность в любви – хочу быть любимым). Ага, и чем не двигатель сюжета, чем не интрига или идея истории?

И еще об одном аспекте психологии образа – о внутренней речи, о мышлении.

Мышление – это процесс отражения действительности: обрисовка мира, анализ персонажей и событий, моделирование действий. Мыслительный процесс героев должен быть логичным и отвечать особенностям возраста, пола, расы, социального положения.

Как создать героя_Элементы образа3

2. Философский аспект.

Философский базис – пусть небольшой – вещь необходимая. Это понимание мира, понимание своего места в мире, жизненные принципы, отношение к жизни и смерти, к любви и предательству, к вере и т. д.

Например, добро всегда победит зло, а быть на стороне победителя – лучше, чем проигравшего.

И, конечно, не забывайте о разнице в философии нелюдей и людей, мужчин и женщин, детей и стариков.

3. Социальный аспект.

Человек, как говорится, — животное социальное. Герой вашей истории – тоже. Либо он растет и живет в социуме, подчиняясь его порядкам и законами, либо – живет отшельником-одиночкой в лесу. И то, и другое отражается на личности персонажа.

Умеет человек жить по законам общества или чихать на них хотел? Признает все обычаи и по субботам ходит в церковь или об обычаях знает, но не блюдет их? Готов следовать социальным стереотипам (родился, отучился, устроился на работу, женился, умер) или ищет иную судьбу?

Опять же, герой может быть социальным типом и прижиться среди людей (или нелюдей) или асоциальным.

Здесь же несколько слов можно сказать об общении. Мы вынуждены идти на контакт, и либо учимся общаться, либо нет, либо от природы общительны, либо нелюдимы и неисправимо.

Здесь же – социальные статусы.

Социальный статус отвечает за многое: за мироощущение (я – никто, если нищий, я – все, если сын герцога), за мотивацию и ее причины (у меня ничего нет – хочу все иметь, или – у меня и так все есть, можно развлекаться), за формирование личности и т. д.

Как создать героя_Элементы образа4

Социальный статус – это не только профессия, но и воспитание (или отсутствие оного). Выразители социального статуса – поступки и речь. И особенное внимание при работе с персонажем обратите именно на речь.

При проработке речи, конечно, удобнее всего ориентироваться на классическую литературу, заимствуя у мастеров шаблоны речи.

4. Культурный и этический аспект.

Помимо того, что люди – социальные животные, они еще и продукты культуры. Культура – это национальный язык, традиции, история, менталитет и так далее. Культурный аспект в персонаже – его место в историческом настоящем, почитание национальных традиций, уважение к моральным и этическим принципам культуры – или неуважение, знание религии или мифологии и др.

Так, в обществе может быть принято уважать старших и чтить культ предков, в том числе и мертвых. Отражение в личности – страх перед смертью, боязнь наказания от духов предков, соблюдение определенных моральных и этических устоев, дабы не прогневать мертвых.

Как создать героя_Элементы образа5
Подведем итог: легко ли создать героя книги?

Конечно, нет. Если у вас нет опыта создания героев – учиться, узнавать и работать придется долго. Если есть – тоже.

Но если вы вооружитесь знаниями обо всех элементах образа и смело ринетесь в бой, у вас всё получится. Сначала, может быть, из-под вашего пера будут выходить яркие персонажи, но потом… Потом обязательно в ваши истории придет Герой с большой буквы — живой, достоверный и запоминающийся.

Читайте также: