Как производительность влияет на безработицу

Обновлено: 30.06.2024

По данным Росстата, в мае-июле этого года в РФ насчитывалось более 3,5 миллионов безработных. Это около 4,3% от числа трудоспособного населения страны. Ниже общемирового показателя, который составляет 6,5%, но это не преуменьшает значимости проблемы для отдельных граждан. Каковы причины безработицы в России и в каких регионах проблема трудоустройства выделяется ярче всего — расскажем в статье.

Причины безработицы

Экономика любого государства — это не нечто незыблемое: она меняется, растет и снижается, развивается в одним областях и деградирует в других. Вместе в ней колеблется и уровень безработицы. Причины могут быть разными: связанные как с общемировыми тенденциями, так и со спецификой политической, исторической и социальной ситуации в РФ. К числу основных причин эксперты относят:

  • Кризисное состояние экономики. Общий спрос падает, производство простаивает, соответственно необходимость в рабочих кадрах снижается;
  • Внедрение новых технологий. Этот фактор особенно актуален для высокотехнологичных отраслей, которые автоматизируются все сильнее с каждым годом. В таких сферах становятся нужны узкопрофильные специалисты в совсем небольшом количестве;
  • Низкая оплата труда. Практика последних лет показывает, что люди, даже не имея работы, редко соглашаются на вакансии с неадекватно низкой зарплатой и предпочитают ждать и искать более прибыльные варианты;
  • Демографический кризис. Сколько бы государство не предпринимало попытки стимулировать интерес граждан к деторождению, россияне не стремятся заводить больше 1-2 детей, так как не уверены в будущем. Как результат — внутреннему рынку не хватает покупателей, производства не расширяются.
  • Дисбаланс на рынке труда. Сложившиеся стереотипы о профессиях и их престижности заставляют абитуриентов поступать на невостребованные специальности и игнорировать те, на которые есть спрос.
  • Сезонные колебания. Такие отрасли как строительство, промыслы, сельское хозяйство, например, нуждаются в большом количестве работников с весны по осень, зимой же спрос на них резко падает.
  • Региональный дисбаланс. Неравномерное развитие субъектов РФ привело к тому, что на определенных территориях страны образовалась диспропорция спроса и предложения рабочей силы.

Изменение уровня безработицы в России по годам


Зарплата программиста в России

Российские 4,3% — довольно низкий показатель как по сравнению с остальными государствами, так и по сравнению с тем, что наблюдалось в российской экономике на протяжении большинства лет, начиная с 1992 года. За всю историю существования Российской федерации, максимальный процент безработицы был зафиксирован в 1999 году и составил 13%. С этого момента количество безработных снижалось до 2008 года включительно (в том году показатель был 6,2%). Затем в 2009 году снова произошел рост до 8,2%. Потом снова наступила фаза снижения и к 2019 году показатель упал до 4,6%.

Безработица в России

Среднегодовой показатель для 2021 года будет подсчитан в декабре.

В каких регионах России самый высокий уровень безработицы

Между разными субъектами РФ существует большая разница по количеству безработных трудоспособного возраста. В 2021 году хуже всего дела обстоят в Северо-Кавказском регионе, Тыве и Алтае:

Минимальный уровень безработицы, традиционно, зафиксирован с российских столицах — Москве (3%) и Санкт-Петербурге (2,5%), — а также в Татарстане (2,8%). Низкие показатели также фигурируют и в регионах с малой плотностью населения:

По данным Росстата за апрель текущего года, больше всего безработных числиться в категории от 30 до 34 лет.

А в целом, среднестатистический безработный в РФ — это 36 летний мужчина без профессионального образования. При этом, по словам экспертов, самой важной характеристикой является даже не пол или возраст, а наличие образования: именно этот критерий больше всего влияет на легкость трудоустройства.

Безработица в других странах СНГ

Рейтинг стран по количеству безработных ежегодно составляется на основе данных Всемирного банка и Международной организации труда. В настоящий момент доступен отчет за 2020 год. Аналитика не точна, так как не учитывает неработающих людей, не поставленных на учет. Но это касается чаще экономически неразвитых государств Африки в которых не существует пособий для тех, кто остался без работы, либо государственный аппарат вообще не работает в этом направлении.

Данные по республикам СНГ довольно объективны. Из таблицы ниже видно, что ситуация с трудоустройством в России лучше, чем в большинстве дружественных стран:

Страна Уровень безработицы в %
Азербайджан6,3
Армения20,2
Беларусь5,3
Казахстан6,1
Киргизия7,9
Молдова4,7
Россия5,8
Таджикистан7,5
Узбекистан6
Украина9,5
Туркменистан4,4

Если говорить об остальном мире, то хуже всего дела обстоят в ЮАР (28,7%), Палестине (27,4%) и Южно-Африканском королевстве Лесото (24,7%). Из стран Евросоюза первые места списка занимают Греция (16,9%), Испания (15,7%) и Италия (9,3%). Самые низкие значения отмечены в странах Юго-Восточной Азии: Камбоджа (0,3%), Лаосе и Таиланде (1%).

Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Кризисная ситуация заставляет искать новые решения традиционных экономических и социальных проблем, таких, например, как безработица. И здесь может пригодиться опыт, казалось бы, совсем другой исторической эпохи.

Заводы стоят

В 1994 году в России в условиях перехода к рыночным отношениям сложилась напряженная ситуация с занятостью. Заводы останавливались из-за неплатежей и падения спроса, и многим угрожала потеря работы. По сравнению с 1993 годом число граждан, поставленных на учет как безработные, выросло на 60%. Из них почти две трети имели опыт работы и уволились из-за остановки предприятия.

Официальная статистика того времени фиксировала, что 25% работников предприятий и организаций промышленности, строительства, транспорта и связи, науки и научного обслуживания были отправлены в вынужденные административные отпуска (естественно, без оплаты), а 16% были переведены на режим неполного рабочего времени. Общая численность работающих неполное рабочее время или находившихся в административных отпусках составляла 4,8 млн человек.

Полностью был задействован и ресурс вторичной занятости — совместительство и подработки в других секторах экономики. До 1,5 млн человек спасались челночным бизнесом или мелкой торговлей.

Ситуация грозила стать неуправляемой. Массовая безработица могла привести к социальному взрыву, а ведь еще свежа была память о трагических событиях октября 1993 года в Москве. Но ресурсов у правительства практически не было. Доходная часть федерального бюджета составляла 124,4 трлн руб., а расходная — 194,4 трлн руб., дефицит достигал 36% от расходов.

Надо было действовать нетривиально. Еще в 1993 году специалисты Минтруда предложили изменить правила использования средств Фонда содействия занятости населения. Фонд, в который работодатели отчисляли 2% от зарплат, был рассчитан на традиционные подходы: регистрация в статусе безработного и получение помощи только в этом качестве. Понятно, что это была практика, взятая у благополучных стран, которые давно не сталкивались с такими социально-экономическими катаклизмами, какие испытала в 1990-е годы Россия. После долгих споров (сторонники свободы рынка считали, что помогать не надо, рынок сам все расставит по местам) правительство согласилось применить чисто российскую новацию — предоставление действующим предприятиям специальных субсидий для сохранения персонала.

Только в 1994 году по программе содействия занятости получили компенсационные выплаты примерно 970 тыс. работников, находившихся в простое или отправленных в отпуска без содержания. Это сработало. Фонд сыграл роль финансового резерва, с помощью которого можно было принимать превентивные меры против роста безработицы.

Исторические параллели

В наше время такой структуры нет, хотя ситуация на рынке труда не менее сложная. В чем-то она напоминает период 1994–1995 годов. Во-первых, практика административных отпусков, создающая реальную угрозу потери дохода работников. Во-вторых, высокая занятость в бюджетных отраслях (это имеет свои негативные стороны, но обеспечивает стабильные рабочие места и доходы). В-третьих, отсутствие у служб занятости возможности трудоустроить большое количество безработных. Заявленные ранее вакансии на глазах становятся неактуальными.

Вдобавок граждане, которых сократили по соглашению сторон, уволившиеся по собственному желанию, работавшие в серой зоне (по оценке Росстата, это до 14,5 млн человек) по действующим законам не имеют права на пособия.

С другой стороны, у правительства сейчас есть немалые финансовые ресурсы в виде Фонда национального благосостояния.

Что можно сделать? Учитывая опыт предыдущих лет, надо создавать механизм субсидирования предприятий. Субсидии могут выделяться при условии сохранения занятости и организации переобучения на рабочих местах, совершенствования производственного процесса. Объем субсидии должен быть не менее одного МРОТ в месяц в расчете на одного работника. Это намного лучше, чем допустить увольнения без денег и в будущем спровоцировать волну неплатежей по ЖКХ и личных банкротств.

А вот финансировать создание безработными своих собственных предприятий надо очень осторожно, поскольку вероятность их удачного старта крайне мала — это подтверждает практика 1990-х.

Самое главное — не паниковать и делать расчетливые и точные шаги, опираясь на ранее приобретенный опыт.

Читайте также: