Как происходила передача медицинских знаний в древней индии по наследству

Обновлено: 02.07.2024

1. Общие черты развития врачевания в странах Древнего Мира.

2. Лекарствоведение в Древней Месопотамии.

3. Лекарствоведение в Древнем Египте.

4. Лекарствоведение в Древней Индии.

5. Лекарствоведение в Древнем Китае.

ВложениеРазмер
lekarstvovedenie_v_stranah_drevnego_mira.doc 71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: сформировать у студентов представление о развитии фармации в странах Древнего мира

- сформировать представление об общих чертах развития фармации в странах Древнего Мира;

- сформировать у студентов четкое представление о вкладе древних народов в развитии фармации;

- развивать интерес к будущей профессии;

- повысить уровень общей и профессиональной культуры;

- воспитывать личностные качества, необходимые для овладения профессией

  1. Общие черты развития врачевания в странах Древнего Мира.
  2. Лекарствоведение в Древней Месопотамии.
  3. Лекарствоведение в Древнем Египте.
  4. Лекарствоведение в Древней Индии.
  5. Лекарствоведение в Древнем Китае.

Организационный момент: проверка подготовленности аудитории к занятию

  1. Общая характеристика развития стран Древнего мира

К странам Древнего Мира относят: Древнюю Месопотамию, Древний Египет, Древний Китай, Древнюю Индию.

Страны Древнего Мира имеют общие черты развития врачевания:

  1. Изобретение письменности и создание первых текстов медицинского содержания;
  2. Формирование двух направлений врачевания: эмпирического (практического) и теургического (культового);
  3. Развитие представлений о происхождении болезней;
  4. Методы передачи медицинских знаний (подготовка врачевателей);
  5. Развитие законодательства в области здравоохранения;
  6. Формирование основ врачебной этики.
  1. Лекарствоведение в Древней Месопотамии (IV век до н.э.)

Об истории лекарствоведения в Древней Месопотамии свидетельствуют подлинные тексты того времени, выполненные на глиняных табличках, камне, металле, а также данные археологических исследований.

Древнейший текст медицинского содержания, составленный в Месопотамии в конце III века до н.э., состоит из 15 прописей лекарственных средств, начертанной на глиняной табличке. Изучение текста показало, что древние врачеватели использовали в своей лечебной практике лекарственные средства растительного происхождения: горчицу, иву, пихту, сосну, грушу, сливу и т.д. В состав лекарств включали: смолу, соль, молоко, шерсть, внутренние органы змей, панцирь черепахи. Одна из табличек сохранила оттиск древнего врачевателя в Месопотамии, на которой были изображены медицинские инструменты и сосуд для лекарств.

К середине второго тысячелетия до н.э. сформировалось два основных направления врачевания:

  1. асу – практический
  2. ашипу – культовый (заклинающий)

Врачевание асу было направлено на облегчение болезни, с помощью лекарственных средств. Врачеватели собирали растения, хранили, варили их на меду и иве, уксусе и жире. Готовые средства втирали в процессе массажа, вводили с клизмами, применяли в виде порошков, мазей, пилюль, свечей.

Для врачевателей ашипу главным в лечении было заклинание, хотя они также использовали лекарственные средства, но значительно меньше, чем врачеватели асу.

Когда Ану сотворил небо,

Небеса сотворили землю,

Земля сотворила реки,

Реки сотворили болота,

Болота червя сотворили.

Отправился червь к Шамашу, плача,

Перед богом Эа его слезы.

- Что ты выделишь мне в пропитание?

- Что ты выделишь мне для сосания?

- На что мне фиги и сок абрикоса?

Среди зубов позволь поселиться.

Кровь из зуба сосать я буду.

Буду глодать я корни зуба.

«Зацепи острие, ухвати за корень!

В древних текстах нет упоминания о пломбировании или удалении зубов, сообщается лишь о применении обезболивающих паст и лечебных мастик, которыми заполняли дупло зуба.

Происхождение болезней врачеватели Месопотамии объясняли следующими причинами:

  1. нарушение принятых в обществе порядков (приближение к замужней женщине, жрице);
  2. нарушение гигиенических навыков (употребление несвежей пищи, купание в загрязненной реке, соприкосновение с нечистотами);
  3. вмешательство сверхъестественных сил (религиозные верования: демон, Пазуду насылал головную боль, демон Ламашту распространяла лихорадку).

Передача медицинских знаний осуществлялась в узком кругу посвященных. Знания Месопотамии переписывались почти без изменений до начала нашей эры. Они оказали большое влияние на развитие медицинских знаний по всей Азии и Африке.

  1. Лекарствоведение в Древнем Египте (IV в. до н.э.)

В настоящее время известны 10 древнегреческих папирусов, которые посвящены медицине. Самым известным из них являются папирус Эберса и папирус Смита.

В рецептах использовалось большое количество ингредиентов (от 30 и более) растительного происхождения. Все лекарства были классифицированы на слабительные, рвотные, мочегонные, диетические, косметические. Применялись простейшие лекарственные формы: порошки, мази, пилюли, примочки и соки, приготовленные на молоке, меде или пиве. Для лекарств использовались мята, алоэ, мак, подорожник, ревень, лук, алоэ и др. Лук почитался как священное растение. Это было связано не только с его ценным лекарственными свойствами, но и с необычным строением: слои луковицы символизировали устройство вселенной.

Именно в Египте появились первые специалисты по изготовлению лекарств и торговле ими.

Египет считается родиной косметики . В папирусе Эберса приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей, усиления роста волос. Женщины Египта румянили щеки и красили губы.

Египтяне первыми ввели в употребление и парик, который надевали на коротко остриженные волосы. Парик состоял из большого количества туго переплетенных косичек. Он заменял головной убор и косвенно способствовал борьбе со вшивостью.

Египтяне первые получили представление о строении человеческого тела из практики бальзамирования. Мумификацией в древнем Египте занимались специальные люди, которых называли тарихевтами .

Передача медицинских знаний в Древнем Египте осуществлялась в специальных школах при храмах. Хотя продолжали переодеваться и по наследству: от отца к сыну.

Врачеватели Египта делили причины болезней на естественные и сверхъестественные.

К естественным они относили нездоровую пищу, наличие кишечных паразитов и неблагоприятные климатические и погодные условия. Поэтому египтяне очищали свой желудок каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства и клизмы.

Врачебное искусство древнего Египта было разделено таким образом, что каждый врачеватель излечивал только одну болезнь : одни лечили глаза, другие – голову. Третьи – зубы, четвертые – желудок … Потому врачевателей у них было полно. Врачеватель при неудачном исцелении ничем не рисковал, т.к. они пользовались всеобщим признанием.

Древний Египет оказал огромное влияние на развитие стран Азии, Африки и Европы.

  1. Лекарствоведение в Древнем Китае (III в. до н.э.)

В то время возникло 11 различных направлений:

1. Медицинское обслуживание взрослых.

2. Общая медицина.

4. Лечение параличей.

8. Лечение болезней глотки и гортани.

10. Внешние болезни и хирургия.

11. Метод иглоукалывания и прижигания.

Многообразие заболеваний объяснялось широтой взаимодействия организм с природой и темпераментом человека.

Сильной стороной древней китайской медицины было предупреждение болезней, укреплять здоровье и здоровых. Массаж, лечебная дыхательная гимнастика использовались для сохранения здоровья и достижения долголетия.

1. Диагностика по пульсу.

2. Исследование мочи и стула.

3. Осмотр языка, ногтей на руках, кожи.

4. Диагностика по лицу (общему облику).

5. Анализ голоса.

Сумма полученных результатов обследования позволяла получить обобщенную картину текущего состояния.

Древние индийские врачеватели знали и пластическую хирургию : они умели восстановить уши, носы, губы, потерянные в бою или по приговору суда.

Врачевание тесно переплеталось с религиозно-философским учением (буддизмом), где особое место занимала йога.

Йога – морально-эстетическое учение и система упражнений–поз, объединенных религиозной философией.

Центром медицинского образования был г. Таксила, где учились медицине 7 лет. Врачебная этика требовала от врачевателей опрятности, скромности, терпеливости, здоровья и избежание болтовни.

За лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей и жрецов какое-либо вознаграждение.

За неправильное лечение врачеватель выплачивал штраф в зависимости от социального положения больного.

Вывод: На протяжении всей истории медицин стран Древнего Мира оказывала и продолжает оказывать большое влияние на развитие медицины во всем мире.

Аюрведа , или аюрведическая медицина, является одной из трех сохранившихся до наших дней традиционных медицинских систем (индийской, китайской и тибетской), которые формировались в течение тысячелетий.

На протяжении тысячелетий аюрведические знания передавались устно от учителя к ученику (устная традиция); и только в VI–V столетиях до н.э., когда оформилась письменная традиция на санскрите, они впервые были записаны (письменная традиция) и появились первые подробные аюрведические тексты. К началу нашей эры аюрведа сложилась как высокоразвитая система традиционного врачевания Древней Индии.

Историю становления и развития аюрведической медицины с учётом работ Д. Фроули (David Frawley), С.П. Гупты (S.P. Gupta) и других специалистов [1] можно разделить на следующие периоды [2] :

· Ранневедический период (эпоха Ригведы) (XIII – XI вв. до н.э.) [3] ,

· Поздневедический период (X – VI вв. до н.э.),

· Период расцвета аюрведы (V в. до н.э. – IX в. н.э.)

· Период упадка аюрведы (X – XII вв. н.э.)

· Новый расцвет аюрведы (XIII – XVIII вв. н.э.),

· Период нового времени (XIX в. – первая половина XX в.),

· Современный период (вторая половина XX – начало XXI в.).

1. Ранневедический период

2. Поздневедический период

В этот период истории Древней Индии больших успехов достигла практическая медицина, особенно хирургия и лечение внутренних болезней.

В классических трудах описано огромное количество лекарственных средств, которые используются и в настоящее время и входят в современную фармакопею.

Именно в этот период развития аюрведической медицины окончательно оформилась профессия врача как таковая, а также и некоторые другие профессии, связанные с лечением и предупреждением болезней. Обучение врачебным знаниям приобрело систематический характер.

3. Период расцвета аюрведы

В V в. до н.э. бурное формирование великой индийской державы было отмечено возникновением и распространением религиозно-философского учения – буддизма. Буддийские монахи широко занимались врачеванием. Они не признавали авторитета ведических писаний, однако взяли на вооружение аюрведическую медицину, что свидетельствует о том, что уже в те времена аюрведа не была привязана к каким-либо жёстким религиозным догмам.

Во времена Ашоки официально предписывалось культивировать лекарственные растения, озеленять дороги, сооружать колодцы. Впервые начали проводить вскрытия в случаях, когда причина смерти вызывала сомнения.

В V в. н.э. путешественник Фа Сянь свидетельствовал о существовании бесплатных больниц, функционирующих за счёт пожертвований граждан [15] .

В 326 г. до н.э. Александр Македонский захватил северную Индию. Аюрведические врачи настолько впечатлили Александра, что он приказал, чтобы все случаи отравлений лечили только они. Отступая, он увез с собой некоторых из этих врачей. Это был первый задокументированный контакт индийской и греческой культур [18] .

После падения династии Маурьев (185 г. до н.э.) правители новой династии Шунгов (Śunga) стали преследовать буддистов и практически изгнали их из Индии. Но позднее, при кушанском правителе Канишке (Kanishka, I в. н. э.), который сам принял буддизм, возникло новое направление буддизма – Махаяна (Mahāyāna), которое имело гораздо больше схожего с ведическими ритуалами. Тем временем на юге ещё некоторое время сохранялась старая буддийская традиция – Хинаяна (Hīnāyāna), которая в конце концов исчезла с просторов индийского субконтинента.

Буддисты способствовали тому, что аюрведа получила распространение в Китае (I в. н. э.), Тибете (VII в. н. э.), на Шри-Ланке, в Индокитае, в Афганистане, Монголии и на северо-востоке Сибири. На языках обитающих там народов сохранились переводы санскритских аюрведических текстов, которые в самой Индии были утрачены.

Распространению аюрведической традиции способствовал конфликт между индуизмом и исламом, пришедшим со Среднего Востока, который разгорелся в VIII в. н. э. на территории современного Пакистана. Из-за религиозных войн, длившихся на протяжении семи столетий, кульминацией которых стало образование империи Великих Моголов, многие аюрведические врачи и учителя бежали в район Гималаев, где их религиозные и медицинские традиции были сохранены в неприкосновенности [19] .

Забота об общественном здоровье получила своё развитие и при императоре Харше (Harshavardhana, VII в. н.э.). Китайский путешественник Хиуэн Цанг (Hiuen Tsang), посетивший Индию в то время, писал, что на всех центральных дорогах городов и деревень по всей стране император учредил особые заведения ( punya-śālā ), обеспеченные пищей и водой, в которых путешественникам и бедным людям оказывали лечебную помощь без какого-либо вознаграждения [21] .

В этом периоде медицинская слава Индии была в самом расцвете. В VIII веке н.э. аюрведические врачи из Индии были приглашены в Джундишпур (Jundishpur) и Багдад на Среднем Востоке, чтобы консультировать и управлять там лечебными учреждениями. В течение этого периода культура Индии через океаны распространилась к югу и за горы и равнины к северу от Индии [22] .

4. Период упадка аюрведы

5. Новый расцвет аюрведы

В течение XVI в. император Акбар (Akbar) повелел собрать все знание об аюрведической медицине. Этим проектом руководил его министр финансов, Раджа Тодар Мал (Raja Todar Mal) [26] .

6. Период нового времени.

В итоге был издан указ, в котором предписывалось, что отныне во всех областях, управляемых Ост-Индской компанией, должны распространяться только европейские знания. После этого указа только западная медицина считалась законной, а применение восточных систем активно подавлялось.

Прибытие британцев стало значимой вехой в упадке аюрведы. В период британского правления аюрведу не только лишили государственной поддержки, но и начали вытеснять, подвергая преследованиям. В 1833 г. Ост-Индская компания закрыла существующие школы в Калькутте. В 1835 г. британцы прекратили финансирование преподавания аюрведы в государственных медицинских колледжах. Таким образом, в начале века не осталось институтов, обучающих аюрведе, и все обучение аюрведе свелось к передаче знаний от учителя к ученику. В середине XIX века государственная поддержка стала предоставляться только западной медицине. Однако, несмотря на подавление аюрведы и отсутствие поддержки, она оставалась популярной примерно у 80 % населения, которое продолжало пользоваться услугами аюрведических врачей [29] .

Интерес к учениям и мудрости Востока возродился и распространился в среде европейской интеллигенции в XIX столетии.

В периоде, предшествующем наступлению независимости Индии, который был ознаменован политическими усилиями по восстановлению национальной самобытности вместо иностранного господства, появилось множество инициатив развития аюрведической медицины. Впервые за 200 лет медицина коренных жителей, в том числе аюрведа, получила политическую поддержку в 1920 г., когда Индийский национальный конгресс принял свою первую резолюцию в Нагпуре (Nagpur). В то время возрождению аюрведы способствовали пробуждение национального самосознания в широких масштабах и учреждение национальных школ и университетов.

Во время борьбы за независимость в противовес британской политике поддержки исключительно западной медицины патриотически настроенные люди стали организовывать аюрведические институты.

Постепенно наряду с колледжами, в которых преподавалась европейская аллопатическая медицина, стали появляться официальные колледжи, преподающие индийскую медицину, и система передачи знания от учителя к ученику была заменена на систему формального образования, включающую занятия в классах и экзаменационный контроль [34] .

7. Современный период.

В наши дни аюрведическая медицина переживает свой ренессанс и вновь приобретает достойное место в современной врачебной практике. К середине XX в. традиционная аюрведическая медицина приобрела популярность в западных странах, а к концу XX в. и в России. В США аюрведу изучают в The National Institute of Ayurvedic Medicine, New-York (Национальный институт аюрведической медицины), основанном Scott Gerson в 1982 г.; помимо научных исследований, в нём осуществляется обучение студентов в течение трёх лет. В Израиле – в International College For Complementary Medicine, Tel-Aviv (Международный колледж комплементарной медицины), основанном Sally Reidman в 1987 году, студенты учатся в течение четырёх лет, изучая в том числе аллопатическую медицину и другие системы оздоровления. По окончании обучения проводится стажировка в Индии.

В настоящее время в Индии, наряду с аюрведической и европейской медициной, распространены традиционные системы Унани (Unani) и Сиддха (Siddha). Эти школы имеют много общего с аюрведой.

В Индии и Шри-Ланке врачи аюрведы учатся в течение 5,5 лет (четыре с половиной года учёбы и год практики в больнице), после чего сдают государственный экзамен. В городе Джамнагар (Jamnagar), штат Гуджарат (Gujarat), основан университет, где готовят специалистов и исследователей в области аюрведы.

Аюрведическая традиционная медицина изучается в Индии под общим руководством Центрального Совета по Исследованию аюрведической медицины и сиддха (Central Council for Research in Ayurveda and Siddha), который включает национальную сеть научно-исследовательских институтов. Есть несколько фармацевтических предприятий, которые производят лекарства аюрведы под контролем правительства Индии.

Современный период можно по праву назвать периодом исследований в области традиционной аюрведической медицины. В этот период с помощью принципов доказательной медицины были проведены и проводятся до сих пор многочисленные исследования методов и средств аюрведической медицины. Такие исследования (экспериментальные и клинические) проведятся во многих странах мира, особенно активно – в последние сорок лет. Результаты этих исследований продемонстрировали высокую эффективность аюрведических методов и средств.

[1] Frawley, David. God, Sages and Kings. Motilal Banarsidass Publ., Delhi, 1993. – 396 p.; Gupta S.P. The Indus-Saraswati civilization: origins, problems, and issues. Pratibha Prakashan, 1996. – 204 p.; Ranade S., Deshpande R. History and Philosophy of Ayurveda. Chaukhamba Sanskrit Pratishthan. Delhi, 2006. – 150 p.

[2] Суботялов М.А., Сорокина Т.С., Дружинин В.Ю. Этапы развития аюрведической медицины // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. № 2, 2013. – с. 57 – 60

[3] Oberlies Thomas , Die Religion des Rgveda, Wien 1998. – p. 158.

[4] Rig-veda Sanhita. A collection of Ancient Hindu hymns, constituting part of the seventh and eighth ashtaka of the Rig-veda. London: Trubner & Co, 1888. – P. 276.

[5] Ramachandra S.K. Rao . Encyclopaedia of Indian Medicine: Historical perspective, Vol. 1, 2005. – P. 70.

[6] Ригведа. Мандалы IX-X. Пер. Т.Я. Елизаренкова. М.: Наука, 1999. – С. 114.

[7] Атхарваведа (Шаунака). В 3 т. / Пер. с вед., вступ. ст, коммент. и прил. Т.Я.Елизаренковой; Ин-т востоковедения. – М.: Вост. лит., 2005. – (Памятники письменности Востока. CXXXV / Редкол. Г.М. Бонгард-Левин (пред.) и др.). – Т. 1. – Кн. I–VII. – 2005. – C. 130, 303, 310.

[8] Palit Ch., Dutta A.K. History of Medicine in India: The medical encounter. – Gyan Books, 2005. – P.208.

[9] Prioreschi Plinio. A History of Medicine: Primitive and ancient medicine, vol.1. – Horatius Press, 1996. – Р. 215.

[10] Palit Ch., Dutta A.K. History of Medicine in India: The medical encounter. – Gyan Books, 2005. – P.208.

[11] Sharma P. History of Medicine in India (From Antiquity to 1000 AD). Indian National Science Academy, New Delhi, 1992. – P. 180.

[12] Ramachandra S.K. Rao. Encyclopaedia of Indian Medicine: Historical perspective, Vol. 1, 2005. – P. 70.

[13] Ranade S., Deshpande R. History and Philosophy of Ayurveda. Chaukhamba Sanskrit Pratishthan. Delhi, 2006. – p. 19

[14] Jaggi O.P. Āyurveda: Indian System Of Medicine. Atma Ram & Sons, Delhi, 1981. – P. 105.

[15] Бэшем А. Цивилизация Древней Индии: пер. с фр. Е. Гавриловой под ред. Н. Шевченко. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007. – с. 321

[16] Даш Бхагван. Алхимия и применение лекарств на основе металлов в аюрведе. – М.: Саттва, 2001. – 240 с.

[17] Ranade S., Deshpande R. History and Philosophy of Ayurveda. Chaukhamba Sanskrit Pratishthan. Delhi, 2006. – p. 19

[18] Ranade S., Deshpande R. History and Philosophy of Ayurveda. Chaukhamba Sanskrit Pratishthan. Delhi, 2006. – p. 24

[21] Jaggi O.P. Āyurveda: Indian System of Medicine. Atma Ram & Sons, Delhi, 1981. – P. 105.

[22] Ranade S., Deshpande R. History and Philosophy of Ayurveda. Chaukhamba Sanskrit Pratishthan. Delhi, 2006. – p. 20 - 21

[23] Ramachandra S.K. Rao. Encyclopaedia of Indian Medicine: Historical perspective, Vol. 1, 2005. – P. 70.

[24] Ranade S., Deshpande R. History and Philosophy of Ayurveda. Chaukhamba Sanskrit Pratishthan. Delhi, 2006. – p. 24 - 25

[25] Subhaktha P.K. Sarangadhara – his contribution in Ayurvedic literature// Bulletin of the Indian Institute of History of Medicine (Hyderabad), 2005 Jan-Jun; 35(1): 47-60.

[26] Ranade S., Deshpande R. History and Philosophy of Ayurveda. Chaukhamba Sanskrit Pratishthan. Delhi, 2006. – p. 25

[27] Ramachandra S.K. Rao. Encyclopaedia of Indian Medicine: Historical perspective, Vol. 1, 2005. – P. 38

[29] Ranade S., Deshpande R. History and Philosophy of Ayurveda. Chaukhamba Sanskrit Pratishthan. Delhi, 2006. – p. 26

[30] Nigel M. W. T. Allan. Gustave Alexandre Lietard, orientalist and physician // Medical History, 1981. — Vol. 25. — P. 85—88

[31] Nigel M. W. T. Allan. Gustave Alexandre Lietard, orientalist and physician // Medical History, 1981. — Vol. 25. — P. 85—88

[32] Асеева Т.А., Блинова К.Ф., Яковлев Г.П. Лекарственные растения тибетской медицины. – Новосибирск: Наука, 1985. – с. 11

[33] Ринер Х.Х. Новая энциклопедия аюрведы / Ханс Хейнрих Ринер. – Пер. с нем. Ю. Бушуевой. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – C. 19

[34] Ranade S., Deshpande R. History and Philosophy of Ayurveda. Chaukhamba Sanskrit Pratishthan. Delhi, 2006. – p. 26

Многие наслышаны про индийскую Аюрведу, но мало кто понимает ее истинное описание. В переводе с санскрита Аюрведа значит жизнь и знание.

Первые в мире начали развиваться индийская и китайская медицина. Полученные с тех пор медицинские знания применяются по всему миру. Главные принципы медицины базируются на Аюрведе – традиционной системе индийского врачевания. Аюрведа содержит знания про долголетие, здоровье, которые передаются из поколения в поколение.

Знания Древней Индии

Объяснением тому выступало следующее толкование: тело человека – это оболочка души, но она привязана к материальным благам. Причины телесных недугов следует искать в этой несовершенности природы человека.

Становление индийской Аюрведы

История медицины Древней Индии базировалась на пяти элементах (воздух, огонь, земля, воздух, эфир), космической энергии. Вайдьями первые заметили зависимость самочувствия человека от циклов Луны. Наблюдая, они предположили, что аналоги человеческих органов есть у животных.

Развитие индийской медицины

Врачевание, нетрадиционная медицина в Индии характеризовались быстрым развитием и получили всеобщее признание. Методы Аюрведы стали использовать на территории Востока.

Иглоукалывания, пластические операции, гирудотерапия (лечение пиявками), трансплантация органов, акупунктура – люди узнали об этих терапевтических, хирургических методах благодаря аюрведическим знаниям. В Индии широко использовались травяные сборы, настои, отвары.

В классический период истории Индия резко поменяла свои представления о медицине. Целители стали забывать про сверхъестественные причины болезней и больше времени уделяли человеку как частице мира.

Элементы и жидкости индийской медицины

Пять элементов переносят 3 жидкости: слизь (находится выше сердца), желчь (ответственна за область между пупком и сердечной мышцей), ветер (зона ниже пупка). Эти 3 жидкости и 5 элементов образуют 6 продуктов организма человека:

  • семя мужчины;
  • жировая прослойка;
  • мозг;
  • кости;
  • мышцы;
  • кровь.

Например, ветер отвечает за обмен веществ, выделения, кровообращение, пищеварение. Это объясняется тем, что ветер переносит звук, свежесть и прохладу. Медицина в Древней Индии основывалась на своеобразных знаниях, некоторые из которых могут казаться необычными и вовсе не похожи на медицинские трактаты:

  1. Заболевание тела начинается с нарушенного потока желчи, ветра и слизи. Тяжесть и развитие зависит от степени дисбаланса между 3 первоэлементами.
  2. Флегма – это мягкие вещества, действующие как смазочный материал, они отвечают за активную деятельность.
  3. Желчь относится к огненной стихии. Она отвечает за температуру тела, активность сердца и функцию пищеварения.

Аюрведа в Индии: типы людей

В зависимости от 3-х жидкостей различают типы людей по Аюрведе. Они имеют различное телосложение и склонность к заболеваниям:

  1. Ветер или Вата – доминирующей выступает нервная система, у них вес набирается с трудом. Они будто фейверк, им по силам мощный старт, но быстрая утомляемость. Согласно учениям Аюрведы, им нужно стараться видеть в жизни положительные моменты. У них образовываются ранние морщины, проблемы с суставами и мышцами.
  2. Слизь или Капха – высокого роста люди с крупным телосложением. Они уравновешены и спокойны, оптимисты по жизни. Кожа толстая, прекрасное здоровье, но к негативным качествам относится лень. Им советуют перестать есть плохую пищу, соблюдать режим дня и отдыха. Часто возникает ожирение.
  3. Желчь или Питт – имеют нормальное телосложение и средний рост, они усидчивы, предприимчивы, обладают подвижным умом, активны. Они умеют отстаивать свою позицию, однако, раздражаются по любому поводу. Люди имеют громкий голос и приятный тембр. Им нужно научиться направлять энергию в полезное дело. Болеют кожными патологиями, заболевания сердца.

Аюрведа: польза для женщин

  • овощи;
  • зернобобовые;
  • молочные продукты;
  • фрукты.

Есть различные виды аюрведического массажа. Процедура лечения с помощью целебных трав называется массаж Потли. К остальным массажам относятся:

  1. Абхъянга – массаж с использование растительного масла.
  2. Насья – массирование носа.
  3. Во время процедуры Широдхара пациенту льют на лоб тонкую струйку масла, что стимулирует деятельность мозга, и полезна для волос.
  4. Массаж стоп стимулирует все необходимые точки, что помогает функционированию всех систем организма.

Интересный факт: уровень медицины в Индии такой же, как и в странах Европы. Ежегодно эту страну посещают больше 270 тысяч туристов, приезжающих на лечение. Поначалу в Индии медицине обучались на стажировке в США.

Затем все клиники Индии получили самую уважаемую аккредитацию – JCI. Несомненным преимуществом этой страны является стоимость предоставляемых услуг, она намного ниже, чем в странах Европы, но качество не страдает.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Информация на сайте предоставлена для ознакомления, лечение требует консультации врача.

Добавить комментарий Отменить ответ

Что вы ищете?

Вы комментируете…

  • medicina.top к записи Как проявляется коронавирус у людей и его симптомы
  • Елена к записи Как проявляется коронавирус у людей и его симптомы
  • medicina.top к записи Как мозг управляет телом, воспринимает информацию и принимает решения
  • medicina.top к записи Как мозг управляет телом, воспринимает информацию и принимает решения
  • medicina.top к записи Как мозг управляет телом, воспринимает информацию и принимает решения

Поиск по сайту

Свежие записи

Статьи на почту

Болезнь Аддисона

Болезнь Аддисона у детей и взрослых

Синдром Аддисона – довольно редкое аутоиммунное заболевание, связанное с нарушением эндокринной системы. В организме прекращается выработка гормонов (альдостерона, кортизола). Синдром

Симптомы аднексита

Острый и хронический аднексит, симптомы и лечение воспаления придатков (яичников и маточных труб)

Переохлаждение часто является причиной воспаления придатков матки. Состояние сопровождается болями и приводит к бесплодию.

Глазное давление

Симптомы глазного давления, как его измеряют, норма и капли

Тело человека считает глаза чужеродным элементом, поэтому если бы не было перегородки, то иммунитет атаковал бы их. Несмотря на это,

Признаки коронавируса

Как проявляется коронавирус у людей и его симптомы

Коронавирус относится к числу инфекционных заболеваний. Возбудителем патологии выступает микроорганизм под названием COVID-2019.

Течка у кошки

Признаки течки у кошки: какие выделения, когда начинается эструс

Второе название течки у кошек – эструс. В этот период изменяется физиология и психика питомца. Кошка готова к будущим родам

Вазомоторный и гипертрофический ринит, симптомы хронического насморка и как от него избавиться

Хронический отек слизистой носа оказывает негативное влияние на жизнь человека. Важно вовремя распознать заболевание и знать, как от него избавиться.

Индия является одним из древнейших очагов цивилизации, возникшим в начале 3 тысячелетия до н.э. в долине реки Инд. Ее самобытная культура не уступает культуре Древнего Египта и государств Месопотамии.

Древнюю Индию часто называют страной мудрецов и в этом немалая заслуга врачевателей, слава о которых распространилась далеко за пределами страны. Буддийские предания сохранили славу о трех самых знаменитых целителях древности - Дживаке, Чараке и Сушруте.

Искусство врачевания под названием "Аюрведа"(что означает “учение о долгой жизни”) наибольшего совершенства достигло в тот период истории, когда центр древнеиндийской цивилизации переместился из долины реки Инд в долину реки Г анг. В конце этого периода были записаны выдающиеся памятники аюрведческой литературы - "Чарвака-самхита" и "Сушрута-самхита". Более ранняя первая книга посвящена лечению внутренних болезней и содержит сведения более чем о 600 индийских лекарственных средствах. Вторая - трактат о хирургии, в которой описано более 300 операций, свыше 120 медицинских инструментов и более 650 лекарственных средств.

Искусство оперативного лечения в Индии было самым высоким в истории древнего мира - ни один народ древности не достиг в этой области такого совершенства. Сведения о строении тела человека в Индии были самыми полными в древнем мире, потому что это была единственная страна, где не было религиозных запретов на вскрытие трупов умерших. Познания врачей в области анатомии поэтому были весьма значительными и сыграли большую роль в становлении и развитии древнеиндийской хирургии.

Индийские хирурги, не имея представления об асептике и антисептике, сумели добиться тщательного соблюдения чистоты во время операций. Они отличались смелостью, ловкостью и отличным владением инструментами. Изготавливались хирургические инструменты опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить еще в глубокой древности.

Инструменты хранились в специальных деревянных коробках и были наточены так остро, что ими можно было разрезать волос.

Согласно дошедшим до нас медицинским текстам, врачи древней Индии производили ампутации, камнесечения, грыжесечения, пластические операции на лице. Они умели восстанавливать уши, носы, губы, потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до 18 века, и европейские хирурги даже учились у индийских искусству ринопластики (т.е. восстановлению утраченного носа). Этот способ, подробно описанный в трактате Сушруты, вошел в историю под названием “индийского метода”.

Столь же ювелирной была и операция по поводу удаления катаракты, т. е. помутневшего хрусталика глаза. Надо сказать, что хрусталик в Древней Индии считался одной из важнейших частей организма, поэтому этой операции придавалось особое значение. Кроме катаракты, в трактате Сушруты было описано еще 75 глазных болезней и методы их лечения.

Древние индийцы рассматривали человека в тесной связи с окружающим миром, который, по их мнению, состоял из "пяти стихий" - земли, воздуха, огня, воды, эсрира. Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие "трех субстанций" - воздуха, огня, воды, носителями которых в организме считались "три жидкости" (слизь, желчь и воздух). В соответствии с этим здоровье понималось как результат равномерного смешения жидкостей и уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь - как нарушение этих правильных соотношений; соответственно и тактика лечения была направлена прежде всего на восстановление нарушенного равновесия. С этой целью широко использовались диета, опорожняющие средства (рвотные, слабительные, потогонные) и хирургические методы лечения.

Диагностика древнеиндийских врачей основывалась на опросе больного, исследовании температуры тела, цвета кожи и языка, характера выделений, тембра голоса, шумов в легких. Сушрута описывает сахарное мочеизнурение, которое он определял по вкусу мочи и которое не было известно даже древним грекам.

Особой областью врачевания у индийцев считалось родовспоможение. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, методы извлечения плода при его неправильном положении, операция кесарева сечения (которая применялась только после смерти роженицы для спасения младенца).

Большое значение в Древней Индии придавалось гигиене, как общественной (благоустройство жилищ и населенных мест, создание водопровода, канализации и других санитарно-технических сооружений), так и личной (красоте и опрятности тела, чистоте жилища). Гигиенические навыки были закреплены в “Предписаниях Ману”:

". Никогда не следует есть пищу больных, ни такую, на которой оказались волосы или насекомые, ни тронутую намеренно ногой. ни поклеванную птицей, ни тронутую собакой.

Надо удалять далеко от жилища мочу, воду, использованную для омовения ног, остатки пищи и воду, использованную при очистительных обрядах.

Утром надо одеться, искупаться, почистить зубы, протереть глаза и почтить богов''.

Традиции древнеиндийской медицины закреплены в правилах врачебной этики. Право заниматься врачебной практикой в Индии давал раджа. Он же внимательно следил за деятельностью врачей и соблюдением врачебной этики, которая требовала, чтобы врачеватель, "который желает иметь успех в

практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую, надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой или зонтиком, в особенности же избегал болтовни. '

Особенно строго преследовалось неправильное лечение. Согласно существовавшим в те времена “Предписаниям Ману”, за неправильное лечение животных врач выплачивал низкий штраф, за неправильное лечение людей средних сословий - средний, а царских чиновников - высокий штраф. Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врачевателя и брахманов (служителей культа); и наоборот, если зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачу присуждалось все их имущество.

Итак, что же нового появилось в медицине рабовладельческого общества по сравнению с медициной первобытно-общинного строя ?

* На основе народной медицины возникает храмовая медицина

* Народная медицина перерастает в профессиональную,

врачи-профессионалы занимают видное место в обществе и получают признание со стороны государства

* Появляются первые семейные медицинские школы, в которых глава семьи, имеющий врачебный опыт, передает его своим детям. Каждая школа имеет свои секретные лекарства и врачебные приемы. Материал накапливается, удерживать его в голове становится все труднее, и поэтому он записывается на папирусы и глиняные таблички, которые можно считать первой в истории человечества медицинской литературой.

* Происходит накопление данных о строении человеческого тела

* Появляются совершенно новые представления о причинах болезней

* Происходит зарождение теоретических основ медицины

* Изменяются представления о природе человека

* Совершенствуется лечение внутренних болезней

* Развивается гигиеническая деятельность

Таким образом, народы, населявшие территорию Древнего Востока, обладали значительными знаниями и практическими навыками в области терапии, хирургии, акушерства, гигиены, лечебного применения лекарственных растений. Древние врачи получили новые сведения о строении человеческого тела, изменили представления о природе человека, развили своеобразные формы медицинской помощи и тем самым оказали большое влияние на дальнейшее развитие медицины.

Читайте также: