Как продлить полномочия руководителя некоммерческой организации

Обновлено: 16.05.2024

Особенности правового положения руководителя организации

Суд подчеркнул особый статус руководителя организации, который с одной стороны урегулирован нормами трудового права, а с другой – нормами гражданского права, а также локальными нормативными актами компании и положениями трудового договора.

Помимо общих норм ТК РФ, в отношении руководителя применяется и специальное регулирование, в частности, положения главы 43 ТК РФ. Нормы этой главы распространяются на руководителей любых организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. В частности эти положения могут применяться также в отношении членов коллегиального исполнительного органа организации (правления, дирекции хозяйственного общества и т.п.), заключивших трудовой договор с организацией.

Отдельно ВС РФ указал, на какие категории руководителей положения главы 43 ТК РФ не распространяются. Речь идет о случаях передачи управления управляющей организации или управляющему, о работниках руководящих отдельными сферами деятельности организации (например, о художественном руководителе театра), а также о работниках, хотя и руководящих отдельными структурными подразделениями организации, в том числе филиалами, представительствами или иными обособленными структурными подразделениями, но не выполняющих функций единоличного исполнительного органа организации.

ВС РФ подчеркнул трудоправовой характер статуса руководителя. По существу трудовая функция руководителя сводится к выполнению функций единоличного исполнительного органа - к совершению действий в гражданском обороте от имени организации. Речь идет о реализации полномочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации, правообладателя исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, прав и обязанностей работодателя в трудовых отношениях с иными работниками организации и т.д.

Подсудность некоторых категорий споров с участием руководителя организации

В постанолвлении № 21 разрешен ряд спорных моментов по вопросу подведомственности судов (арбитражных судов или судов общей юрисдикции) при рассмотрении дел с участием руководителей организаций.

Дела по искам об оспаривании условий трудовых договоров с руководителями организаций, членами коллегиальных исполнительных органов организаций относятся к компетенции судов общей юрисдикции. Речь в том числе идет об оспаривании условий о размере оплаты труда, выплате выходных пособий, компенсаций и (или) иных выплат в связи с прекращением трудового договора.

Также к ведению судов общей юрисдикции относятся дела по оспариванию принятых в отношении руководителей организации и членов коллегиальных исполнительных органов мер дисциплинарной ответственности.

Один из наиболее острых вопросов в судебной практике касается определения подведомственности дел по оспариванию руководителями организаций решений уполномоченных органов о досрочном прекращении их полномочий. ВС РФ подчеркнул, что эта категория дел также относится к компетенции судов общей юрисдикции.

И это обоснованно, потому что по сути речь идет об исках о восстановлении на работе, то есть об обычных трудовых спорах, которые всегда относились к ведению судов общей юрисдикции. Однако учитывая действующую редакцию арбитражного процессуального законодательства, такого вывода недостаточно , и требуется дополнительное решение вопроса на законодательном уровне для однозначного закрепления данных дел в ведении судов общей юрисдикции.

Другой важный вопрос, затронутый ВС РФ в постановлении № 21, – это подведомственность дел о взыскании убытков с руководителя организации. Несмотря на ряд пунктов, посвященных данному вопросу в Постановлении, к сожалению, проблема так и не была разрешена. Суд указывает, что материальная ответственность руководителя предусмотрена изначально статьей 277 ТК РФ, но при этом допускает, что дела о взыскании убытков с руководителя организации (в том числе бывшего) могут рассматриваться как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами в соответствии с правилами о разграничении компетенции. Но данные правила содержат неясность и толкуются неоднозначно, в том числе, судами, рассматривающими споры данной категории . Пункт 3 статьи 225.1 Арбитражного кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) прямо предусматривает споры о возмещении убытков, причиненных юридическому лицу в компетенции арбитражных судов как корпоративные споры, если иск подан учредителем, участником, членом юридического лица. Каким судом должен рассматриваться аналогичный иск, поданный от имени самого юридического лица, законодателем прямо не указано.

Как правило, подведомственность спора определяется в зависимости от того, нормы какой отрасли права лежат в обосновании исковых требований. Если истец ссылается на нормы гражданского, корпоративного законодательства, то иск может быть рассмотрен арбитражным судом. Если же компания докажет, что спор вытекает из трудовых отношений, со ссылкой на нормы трудового законодательства, то иск может быть принят и рассмотрен судом общей юрисдикции.

Представляется, что такой подход в практике не является справедливым, так как, к примеру, в случае рассмотрения трудового спора в суде общей юрисдикции ответчик (руководитель организации) как работник освобождается от уплаты пошлин и судебных расходов согласно ст. 393 ТК РФ, в то время, как при рассмотрении спора в арбитражном суде эта норма не применяется. То есть исключительно в зависимости от того, какой суд рассматривает иск, стороны спора наделяются неравным объемом прав и обязанностей. В настоящее время определение подведомственности данных споров будет зависеть от убедительности доводов стороны спора в каждой конкретной ситуации. Но принимая во внимание Постановление, в частности, акцент, сделанный ВС РФ на нормах ТК РФ, представляется также, что арбитражные суды будут, скорее всего, отказывать в принятии искового заявления и прекращать производство по делу, если иск заявлен самим юридическим лицом, а не его учредителем, участником или членом.

Увольнение руководителя по решению собственника

ВС РФ обратил особое внимание на такое распространенное в практике основание увольнения руководителя, как пункт 2 статьи 278 ТК РФ, то есть принятие уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора с руководителем организации.

Подчеркивается, что такое решение является законным, если принято органом (лицом) организации - работодателя, имеющим на то соответствующие полномочия. Такие полномочия могут быть предусмотрены законом, уставом организации, иными корпоративными документами организации, регулирующие компетенцию ее органов управления.

Как и пояснял ранее Конституционный Суд Российской Федерации , ВС РФ указывает в качестве основания признания решения о прекращении трудового договора с руководителем незаконным случаи дискриминации или злоупотребления правом.

В постановлении № 21 ВС РФ ограничился общим указанием на необходимость проверять соблюдение требований законодательства и иных нормативных правовых актов при включении в трудовой договор условий о выходных пособиях, компенсациях и (или) иных выплатах руководителю в связи с прекращением трудового договора. При этом вопрос о том, правомерно ли применять положения гражданского законодательства о сделках (крупных или с заинтересованностью) к таким условиям трудового договора с руководителем. Таким образом, данный вопрос остается открытым.

Другое важное положение в постановлении № 21 касается возможности судов как уменьшить размер выплат руководителю в связи с прекращением трудового договора, так и отказать руководителю в удовлетворении соответствующего иска о взыскании данных сумм с работодателя. Указан ряд оснований, которые могут стать причиной такого решения суда. Это могут быть нарушения условиями трудового договора требований законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, законных интересов организации, других работников, иных лиц (например, собственника имущества организации). При этом суды обязаны мотивировать свои выводы, указанные в решении.

Исходя из пояснений ВС РФ, если стороны не предусмотрели размер компенсации согласно статье 279 ТК РФ в трудовом договоре (то есть по соглашению сторон) либо между сторонами возник спор в отношении размера выплаты, размер компенсации будет определяться судом. Суд вправе определить размер компенсации исходя из следующих обстоятельств:

  • целевого назначения выплаты,
  • длительности периода работы уволенного лица в должности руководителя организации, времени, остающегося до истечения срока действия трудового договора,
  • трансформации срочного трудового договора в трудовой договор, заключенный на неопределенный срок,
  • размеров сумм (оплаты труда), которые увольняемый руководитель мог бы получить, продолжая работать в должности руководителя организации,
  • оценки дополнительных расходов, которые руководитель может понести в результате прекращения трудового договора.

В целом разъяснения ВС РФ в части выплат компенсации руководителю при увольнении по п. 2 ст. 278 ТК РФ вполне обоснованы, за некоторыми исключениями. К примеру, вывод о том, что суды вправе отказывать полностью руководителю в удовлетворении иска о взыскании компенсации с работодателя, не соответствует позиции Конституционного Суда РФ о том, что данное основание увольнения не является мерой юридической ответственности и не допускается без выплаты руководителю компенсации . Кроме того, данная компенсация носит обязательный, гарантийный характер и установлена законодателем в целях обеспечить баланс законных интересов сторон трудовых отношений: безусловному праву работодателя прекратить в любой момент трудовой договор с руководителем должно соответствовать право руководителя на минимальную, предусмотренную законом компенсацию (если больший размер выплаты не предусмотрен трудовым договором).

Таким образом, разъяснения, данные Судом в рассматриваемом Постановлении, должны в целом способствовать приведению в единство разнородной судебной практики по ряду противоречивых вопросов, возникающих при регулировании деятельности руководителя организации. Однако, тем не менее, некоторые проблемы не нашли отражения в Постановлении, остаются актуальными и требуют дополнительного правового регулирования.

Какой пакет документов необходим для дистанционного внесения изменений в юридическое дело (адреса, продления полномочий и т.д.)?

Перечень документов, необходимых для внесения изменений вы можете посмотреть в разделе Внесение изменений в юридическое дело.

Обратитесь в отделение банка.

Нет, не одно и тоже.

Срок сертификата можно проверить в СберБизнес, вкладка услуги — обмен криптоинформацией.
Перед окончанием срока полномочий Банк заранее направит вам уведомление через СберБизнес, о необходимости продлить полномочия.

Вариант 1. Электронно в СберБизнес.

Вариант 2. На бумажном носителе.

Чтобы доверенность на бумажном носителе стала действительной, направьте подтверждение в СберБизнес.

Памятка размещена в разделе Внесение изменений в юридическое дело.

Да. Если вы поменяли фамилию в случае заключения или расторжения брака, то для изменения данных в банк необходимо предоставить свидетельство. Для этого вам не нужно идти в офис, внести изменения можно через СберБизнес.

  • • Перейдите в раздел Моя организация
  • • Выберите пункт Заявление и просмотрите его статус

При положительном результате рассмотрения Банком заявки, на списковой форме заявлений будет отображаться статус заявления “Сведения обновлены”.

При отрицательном результате рассмотрения Банком заявки, статус заявления на детальной форме будет “Отказано Банком”.

Чтобы посмотреть детальную причину отказа в обновлении сведений клиента необходимо открыть форму детального просмотра заявления.

Через e-invoicing внести изменения нельзя.
Внести изменения можно только дистанционно через СберБизнес, услуга предоставляется бесплатно, а также в офисе банка, услуга предоставляется на платной основе в размере 800 рублей.

Банк не списывает комиссию за внесение изменений со счетов:

1. Некоммерческих организаций (общественных организаций/объединений, фондов), уставными целями которых является поддержка ветеранов ВОВ или инвалидов

2. Бюджетных организаций (балансовые маски 401, 402, 403, 404)

3. Избирательных комиссий, Избирательных объединений/Фондов референдумов/Инициативных групп (балансовые маски 40202, 40206, 40301, 40704)

4. ГОЗ (балансовые маски 40825, 40506, 40606, 40706)

5. Со следующим целевым назначением:

  • • Счёт для учета средств на реконструкцию ЖКХ;
  • • Счёт для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома;
  • • СРО_Возмещение вреда;
  • • СРО_Обеспечение договорных обязательств;
  • • Счёт регионального оператора;
  • • Депозит Нотариуса;
  • • Залоговые счета (по данным счетам индивидуальная схема обслуживания).

Комиссия не спишется, если вы подключены к системам Сбербанк Бизнес и Сбербанк Корпор@ция.

Заявка на внесение изменений по клиенту в банке исполняется не позднее следующего рабочего дня. Исключением является тип изменения — Изменение Единоличного исполнительного органа — заявка обрабатывается не позднее двух рабочих дней, не считая дня подачи заявки.

Если у представителя (должностное лицо) есть право вносить изменения в юридическое дело, в этом случае представитель самостоятельно сможет дистанционно внести изменения в СберБизнес, также услуга в СберБизнес по дистанционному внесению изменений доступна, не смотря на истекший срок полномочий руководителя и предоставляется бесплатно.

Нет. Истечение срока полномочий руководителя не является основанием для прекращения права распоряжения расчётным счётом юридического лица, в т.ч. в электронном виде.

  • • единоличному исполнительному органу юридического лица или индивидуальному предпринимателю;
  • • представителю Клиента с полномочиями на внесение изменений в юридическое дело.

ИСК – Информационные сведения клиента – анкета, представляемая клиентом при открытии счета, содержащая основную информацию о клиенте, его видах деятельности, планируемых оборотах и пр., а также о выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах. Представляется в рамках исполнения Федерального закона 115-ФЗ. Клиенту необходимо направлять данную анкету не реже одного раза в год, даже в случаях, когда сведения не менялись.

Для своевременного представления анкеты ИСК, за месяц до истечения ее срока актуальности, в интернет-банке будет отображаться уведомление со ссылкой на форму анкеты. Представить анкету просто и удобно через Интернет-банк, пройдя по ссылке в уведомлении.

Уведомление будет отображаться при каждом входе руководителя организации в интернет-банк.

Уведомление будет скрыто после того, как новая анкета ИСК будет направлена в банк на обработку.

В случае отказа в обработке – уведомление будет отображаться вновь.

При отказе банк направляет комментарии о причинах отказа с рекомендациями по их устранению.

Приложения будут отображаться по мере заполнения внизу в нижней части анкеты в случае заполнения через Интернет-банк.

Все вопросы в Анкете ИСК являются обязательными.

Красный индикатор на форме говорит о том, что не на все вопросы были предоставлены ответы.

При непредставлении клиентом информации в рамках обновления ИСК, банк вправе полностью или частично приостановить операции клиента, а также отказать в совершении операций в случаях, установленных законодательством Российской Федерации

ВС подчеркнул, что интерес в оспаривании такого решения сохраняется и в том случае, если на момент рассмотрения спора в реестре уже указан иной директор. Суд также указал на недопустимость отказа в таком иске из-за того, что ИФНС не представила копию протокола


Один из экспертов указал, что при истребовании доказательств суды должны использовать свои процессуальные полномочия, отказ от этого умаляет авторитет судебной власти. Вторая подчеркнула, что восстановить права пострадавших участников обществ всегда сложно, в этом им требуется активное содействие судебных органов.

Арбитражный суд отказал в удовлетворении иска. Суд указал, что истребовал у лиц, участвующих в деле, протокол собрания, однако они его не предоставили, поэтому первая инстанция исходила из того, что не может рассматривать требования в отношении доказательства, которого нет в деле. Суд пояснил, что лишен возможности оценить состав участников собрания, явку или неявку истца на него, тогда как данный факт является основополагающим при принятии решения о недействительности.

Первая инстанция также сослалась на то, что уже после внесения в ЕГРЮЛ оспариваемой записи в Реестр была внесена новая запись, в соответствии с которой руководителем общества стал другой человек. Основываясь на этом, суд пришел к выводу о том, что права истца не нарушены, так как после оспариваемого собрания было проведено новое собрание, в результате которого был назначен новый директор.

Апелляция и кассация согласились с выводами суда первой инстанции. Суд округа также подчеркнул, что само по себе признание решения общего собрания об избрании руководителя юрлица недействительным не влечет за собой признания недействительными всех сделок, совершенных этим генеральным директором. Поэтому, указал суд, у истца отсутствует интерес в оспаривании.

Игорь Российский посчитал свои права нарушенными и обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд. Определением № 305-ЭС19-3789 от 16 июля по делу № А40-112744/2018 Судебная коллегия по экономическим спорам поддержала его позицию.

Экономическая коллегия напомнила, что согласно п. 2 ст. 43 Закона об обществах с ограниченной ответственностью суд вправе оставить в силе решение при одновременном соблюдении следующих условий: голос участника не мог повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и решение не повлекло причинение убытков данному участнику.

Истец утверждал, что внеочередное собрание по вопросу досрочного прекращения полномочий предыдущего генерального директора и избрания на эту должность руководителя не созывалось и не проводилось. Игорь Российский говорил судам о том, что не получал уведомление о дате и времени проведения собрания, при этом обжалуемое решение не могло быть принято без него, поскольку требовалось квалифицированное большинство.

ВС подчеркнул, что у участника сохраняется интерес в оспаривании решения об избрании руководителя общества даже в том случае, если на момент рассмотрения спора в реестре уже указан иной директор.

Судебная коллегия также отметила ошибочность довода о том, что признание недействительным решения собрания по вопросу об избрании генерального директора не влечет за собой признания недействительными всех сделок общества, совершенных этим лицом. Она напомнила, что оспоримое решение, признанное судом недействительным, недействительно с момента его принятия. По общему правилу, если недействительным признано решение об избрании руководителя юрлица, а контрагент добросовестно полагался на сведения о директоре из ЕГРЮЛ, то сделка, совершенная этим руководителем, влечет последствия для юридического лица. Однако это правило не действует, если соответствующие данные были включены в реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица. Поэтому нижестоящим судам необходимо было исследовать обстоятельства, связанные с правомерностью включения данных о новом директоре в ЕГРЮЛ.

ВС обратил внимание на тот факт, что суд первой инстанции удовлетворил ходатайство истца и истребовал у инспекции копию обжалуемого решения, а также разъяснил ей последствия несовершения данного процессуального действия. При этом регистрирующий орган в следующее судебное заседание своего представителя не направил. Более того, он не известил суд о причинах, по которым не может представить копию протокола. То есть, сделал вывод ВС, не исполнил судебное постановление без каких-либо причин. Несмотря на это, АС г. Москвы разрешил дело по существу.

Именно отсутствие протокола внеочередного общего собрания, которым было оформлено обжалуемое истцом решение, послужило основанием для отказа истцу. Это, по мнению Судебной коллегии, лишило участника возможности реализовать принадлежащие ему процессуальные права и обязанности по доказыванию своих требований. Первая инстанция не установила ни факт принятия решения о смене генерального директора, ни, соответственно, наличие оснований для внесения в ЕГРЮЛ сведений об этом, но при этом отказала в удовлетворении требования о признании решения инспекции недействительным.

Поскольку нижестоящие инстанции допустили серьезные нарушения, экономическая коллегия направила дело в АС г. Москвы на новое рассмотрение.

Управляющий партнер, глава практики разрешения споров Squire Patton Boggs в России Сергей Трещев полагает, что суд первой инстанции должен был действовать последовательно и добиться от налоговой инспекции представления истребуемого документа. По мнению юриста, в этом случае недопустимо принимать решение только на имеющихся в деле доказательствах.

Многие бизнесмены упускают из виду, что директор предприятия – выборная должность, и рано или поздно полномочия кончаются. Поэтому необходимо или прекратить трудовые отношения с человеком или продлить полномочия.

Правовой статус директора

Срок полномочий определяется уставными документами, как правило, он не превышает 5 лет. Пока действуют полномочия, директор может осуществлять общее руководство, осуществлять все действия по реализации хозяйственной деятельности. На руководителя распространяются не только нормы трудового законодательства, но и корпоративного права. Одновременно такое лицо является обыкновенным сотрудником, состоящим в трудовых отношениях с предприятием, а с другой стороны он имеет полномочия, которые дают ему право на управление ООО. Помимо норм права, деятельность руководителя регламентируется локальными документами:

  • должностной инструкцией;
  • уставом;
  • положением о руководителе ООО;
  • трудовым договором.

Какие договора могут заключаться с руководителем

С директором предприятия может заключаться две категории трудовых договоров:

  • срочный;
  • без определения даты прекращения трудовых отношений.

Если речь идет о срочном контракте, то действие документа в данном случае не может превышать 5 летнего срока, что закреплено в трудовом законодательстве страны.

продление полномочий директора

Общие правила продления полномочий

Естественно, если речь идет речь о срочном трудовом контракте, то придется пройти процедуру продления полномочий директора, в случае, если по истечении 5 лет предприятие не пожелает прекратить отношения с руководителем.

Самое основное, о чем не следует забывать, - позаботится о легитимности руководителя необходимо до момента, пока не закончится трудовой договор. В противном случае могут возникнуть проблемы, контролирующие органы и банки могут предъявить юридические претензии к ООО, а контрагенты дойти до суда и оспорить заключенную сделку.

Помимо этого, если срок продления полномочий директора пропустить, то уже придется действовать по другой схеме, сначала увольнять руководителя, а потом опять его принимать на работу. А это все время и ненужная бумажная волокита.

Нельзя продлять полномочия в период отсутствия руководителя на рабочем месте, к примеру, если он находился в командировке или болел.

Этапы продления легитимности руководителя

Соблюдение всех этапов продления полномочий позволит максимально быстро пройти процедуру и избавить предприятие от ненужных претензий со стороны третьих лиц.

продление полномочий директора ООО образец

Проведение собрания акционеров

Для продления полномочий директора придется созвать акционеров, возможно, уставными документами предусмотрена процедура назначения и снятия, продления легитимности наблюдательным или другим уполномоченным органом. Проще говоря, необходимо перед созывом собрания пересмотреть условия устава.

Если в составе ООО несколько участников, то результаты достигнутых договоренностей фиксируются в протоколе. Такой документ может удостоверяться у нотариуса, если такая процедура предусмотрена правоустанавливающими документами предприятия.

Общие требования к протоколу:

  • указывается дата и место составления;
  • список присутствующих участников с указанием их долей;
  • процентное соотношение голосов и есть ли кворум;
  • № документа;
  • повестка дня (кстати, не рекомендуется писать пункт "Разное", вопросы, которые не оговорены в повестке дня не могут рассматриваться на собрании);
  • изложение сути сбора собрания;
  • подведение итогов голосования;
  • принятое решение;
  • подписи и ФИО с расшифровкой секретаря и председателя собрания.

Протокол продления полномочий директора, образец

собрания владельцев ООО… название….

Дата составления, место

ФИО, владеющий … % от УФ, эквивалент в рублях ….

Организационно-правовая форма, наименование, ОКПО, владеющее …% от УФ, эквивалент в рублях .

На собрании присутствовали все участники ООО…

Информация о том, признаются ли сборы правомочными

Подписанты протокола, ФИО

  1. О продлении полномочий … должность . ООО … название ….

Продлить полномочия . должность … ФИО. сроком на … лет.

Подписанты … ФИО … подписи .

протокол продления полномочий директора образец

Протокол наблюдательного совета

Продление полномочий генерального директора, образец заседания наблюдательного совета:

Заседания наблюдательного совета ООО… название….

Дата, город составления

  1. О продлении полномочий … должность … ООО … название ….

По 1 вопросу, выступил …. ФИО …, сообщив, что … дата … заканчиваются полномочия генерального директора …. ООО … ФИО. предложил продлить полномочия.

Продлить полномочия директора …. ФИО . сроком на … лет.

Подписание дополнительного соглашения с руководителем … ООО … поручить члену наблюдательного совета . ФИО .

Председатель наблюдательного совета … ФИО … подпись

Единый собственник ООО

В случаях, когда общество имеет лишь одного акционера, то протокол не составляется, а участник ООО выносит решение.

Общие требования к составлению:

  • как правило, составляется такой документ на фирменном бланке предприятия;
  • если у общества собственник – юридическое лицо, то необходимо указать все идентифицирующие данные предприятия;
  • если решение принимается физическим лицом – то его паспортные данные;
  • решение не подлежит обязательному удостоверению у нотариуса, но в идеале, лучше сходить к юристу, чтобы в дальнейшем у контролирующих органов не возникало вопросов к составлению документа.

Решение о продлении полномочий директора, образец:

Единого участника ООО… название….

Дата и место составления

Я, ФИО…, паспортные данные…, являясь гражданином …., паспортные данные…, место регистрации …., код подразделения…., являясь единым участником ООО… название…

Единый участник ООО … название .

решение о продлении полномочий директора образец

Приказ по предприятию

  • наименование ООО;
  • дату и место составление;
  • порядковый номер;
  • краткое содержание;
  • в текстовой части определяется четкая дата, с которой продлены полномочия руководителя;
  • должность и ФИО подписанта документа.

Продление полномочий директора ООО, образец приказа:

Организационно-правовая форма предприятия …. название…

Дата и место составление

На основании протокола общего собрания собственников, приступаю к должностным обязанностям с … дата…

Основания: Решение или протокол собрания собственников ООО… название… №…. Дата.

Директор ООО…. название… подпись и ФИО

продление полномочий генерального директора образец

Действия отдела персоналов

Если с руководителем заключен срочный трудовой контракт, то, естественно, его следует продлить на основании решения собственника юридического лица. Вся процедура должна быть проведена до момента, как закончится действие трудового договора. Текст дополнения будет содержать информацию о пролонгации контракта, а не о продлении полномочий.

Продление полномочий директора ООО, образец дополнительного соглашения к трудовому контракту:

к …. договору … контракту …. название…

место составления, дата

ООО … название…, в лице председателя наблюдательного совета ФИО. действующий на основании решения наблюдательного совета ООО … название… №… дата…, с одной стороны,

Гражданин . ФИО… данные удостоверения личности…, с другой стороны,

составили настоящее дополнительное соглашение о нижеследующем.

На основании протокола о продлении полномочий директора №… дата

1. Продлить действие вышеуказанного договора на срок … лет, до … дата…

Пункт …. соглашения … дата. №… изложить в следующей редакции:

2. Остальные условия вышеупомянутого контракта… договора… не затронутые настоящим соглашениям, остаются неизменными.

В случае внесения в трудовую книжку, о том, что контракт срочный, то в этот же документ придется внести изменения о продлении полномочий генерального директора.

В тоже время, существует и другое мнение, а именно – срочный трудовой контракт нельзя продлить. Суды, принявшие такую точку зрения, придерживаются мнения, что следует прекратить договор с директором и заключить новый. В таком случае, помимо издания приказов об увольнении и принятии должностного лица, придется вносить соответствующие записи в трудовую книжку.

Однозначно, договор, заключенный на бессрочной основе, не требует никаких изменений.

решение о продлении полномочий директора

Уведомление налоговых органов

Относительно уведомления налоговых органов один момент – если в выписке из ЕГРЮЛ нет никаких временных ограничений по сроку полномочий руководителя, то никакие изменения не нужно вносить. Если же по каким-либо причинам при регистрации предприятия или внесении изменений в регистрационные данные добавили ограничения по сроку действия руководства, то придется уведомить налоговый орган о продлении полномочий директора ООО. При этом подать данные в регистрационный орган необходимо на протяжении 3 дней с момента принятия соответствующего решения.

Уведомление кредитно-финансового учреждения

На практике, банки достаточно тщательно следят за всеми изменениями в правоустанавливающих документах всех клиентов: как физических лиц, так и предприятий. Даже если решение о продлении полномочий директора не влечет за собой внесение изменений в регистрационные документы, то банк лучше уведомить. Такое письмо не требует соблюдения определенной формы, но приложить копии подтверждающих документов необходимо, а именно:

  • копию протокола или решения;
  • если продление полномочий повлекло за собой внесение изменений в ЕГРЮЛ, то прикладывается новая выписка;
  • копия приказа по предприятия.

Продление полномочий директора, образец составления уведомления в банк:

Бланк предприятия, с краткими данными

Руководителю регионального отделения

Кредитно-финансового учреждения … название…

Краткое содержание, к примеру:

По договору на банковское обслуживание

Сообщаем Вам, что на основании решения единого участника ООО … название. №… дата…, полномочия директора … ФИО… продлены на срок . дата….

1) Копия решения от … дата… №…

продление полномочий генерального директора

Уведомление контрагентов

Последствия для ООО, если полномочия не продлены

Ни в одном законодательном акте нет ответственности за то, что директор осуществлял свои функции по управлению юридическим лицом без продления своих полномочий. Поэтому, де-факто такой человек может продолжать подписывать договора, совершать сделки с недвижимостью, подписывать платежные документы. Суды в таких ситуациях придерживаются точки зрения, что пока не избран новый руководитель или не продлены полномочия существующего, то ограничений для осуществления управления у директора нет.

Для смены директора единственный учредитель ООО должен подготовить решение. Документ оформляется письменно в свободной форме с соблюдением требований к содержанию. В решение обязательно нужно включить 2 пункта: увольнение прежнего руководителя и назначение нового, чтобы пробелов в управлении ООО не было.

Если в ООО один учредитель, для смены директора достаточно единоличного решения единственного участника общества. Документ составляется письменно в свободной форме. Но есть обязательная информация, которую нужно отразить: сведения об ООО и учредителе, дата увольнения прежнего и дата приема нового директора, причина увольнения. Также в решении должна быть дата составления документа и подпись учредителя.

Если в ООО обязанности директора выполняет сам учредитель, он также имеет право снять с себя эти обязанности или наоборот возложить. Решение нужно составлять по общим правилам.

После смены директора следует уведомить налоговую инспекцию, так как сведения о руководителе содержатся в ЕГРЮЛ. Для этого подается форма Р13014. Также нужно оповестить банк и контрагентов.

Решение единственного учредителя ООО о смене директора


Пример решения о смене директора в ООО с одним участником - Создать решение

1. Как составить решение единственного участника о смене руководителя

Законодательно форма решения о смене руководителя ООО не утверждена. Поэтому составлять документ можно свободно, но обязательно в письменном виде. А так как сведения о руководителе и возглавляемой им компании вносятся в реестр юридических лиц, информация в решении должна быть полной, достоверной и без ошибок.

К тому же о смене директора придется уведомить налоговую. При недостаточности данных в решении инспекция может не принять документы.

При составлении решения обязательно включите в него следующие сведения:

  • Наименование и регистрационные данные ООО,
  • Дата и место составления решения,
  • Данные учредителя,
  • Информация об увольнении прежнего директора с указанием даты и причины увольнения,
  • Дата вступления в должность нового руководителя с указанием срока его полномочий,
  • Подпись учредителя.

При смене директора надо убедиться, чтобы руководство компанией было непрерывным: с момента увольнения прежнего директора и до назначения нового не должно быть промежутков. Кроме того, периоды работы увольняемого директора и назначенного на его место не должны пересекаться. Если вы прежнего руководителя увольняете 15 апреля, тогда назначить нового директора надо с 16 апреля.

2. Если учредитель и директор — одно лицо

Единственный учредитель ООО может назначить себя руководителем или наоборот освободить директорское кресло наемному кандидату. Процедура будет такой же, как при смене наемного руководителя. В решении надо будет указывать свои данные как учредителя и как руководителя, который покидает свой пост. Аналогично оформляется решение при назначении учредителя директором вместо наемного руководителя.

3. Порядок действий после смены директора ООО

Сведения о директоре ООО вносятся в ЕГРЮЛ. Поэтому при смене руководителя надо зарегистрировать эти изменения в налоговой.

Порядок действий после смены директора общества будет следующим:

  1. Заполнить заявление по форме Р13014: страницу 001, листы И и Н. Причем лист И должен оформляться в 2-х экземплярах: на прежнего директора и на нового.
  2. Удостоверить форму Р13014 у нотариуса, который может потребовать решение, ОГРН, ИНН, устав. Некоторые нотариусы запрашивают еще выписку из ЕГРЮЛ. Не нужно обращаться к нотариусу, если подаете форму в электронном виде с помощью ЭЦП заявителя.
  3. Подать форму Р13014 в ФНС не позднее 3 дней с момента принятия решения о смене директора. Иначе возможен штраф. Налоговый инспектор может потребовать еще решение единственного участника и приказ о назначении нового директора.
  4. Получить лист записи ЕГРЮЛ через 5 дней с момента подачи заявления. Он приходит на электронный адрес ООО, указанный в заявлении. Обязательно проверьте новую информацию на отсутствие ошибок.
  5. Сообщить о смене директора в обслуживающий банк. Для этого нужно предоставить документы, которые подтверждают полномочия нового руководителя. Обычно требуется личный визит нового директора для оформления карточки с образцами его подписи.
  6. Уведомить партнеров и контрагентов — не обязательно, но желательно. При этом достаточно обычной рассылки по электронной почте. Перезаключение договоров не нужно.


В этом поможет наш бесплатный онлайн-сервис! Чтобы застраховаться от ошибок, заполните автоматически документы при смене директора. При этом не надо изучать правила, достаточно внести свои данные в форму на сайте и затем скачать готовые документы. Также мы приложим инструкцию по подаче. Это быстро, бесплатно и надежно!

Читайте также: