Как привлечь работодателей к сотрудничеству с центром занятости

Обновлено: 01.07.2024

В феврале 2020 г. на учете в службах занятости стояло около 730 000 человек, а в конце августа уже 3,6 млн человек. Но приходят люди в основном не за помощью в трудоустройстве, а за пособиями, тем более что суммы выплат в пандемию заметно выросли.

В начале августа портал поиска работы HeadHunter спросил у 4482 соискателей, имеющих работу или безработных сейчас, становились ли они когда-либо на учет в государственной службе занятости и получали ли пособие по безработице. В момент опроса работали 1330 респондентов, а 3152 не имели работы. Шире всего в выборке были представлены кандидаты без опыта работы, специалисты по продажам, административный персонал, специалисты из отраслей IT, интернет- и телекоммуникаций, а также бухгалтеры и финансисты.

Среди не работающих в момент опроса соискателей 57% потеряли работу в этом году. В 2020 г. на учет встали 37% безработных респондентов.

80% вставших на учет в 2020 г. оформили пособие по безработице. И лишь 6% соискателей, обратившихся в службу занятости, по данным HeadHunter, нашли таким образом работу. Почему так мало?

Как выживают в кризис фрилансеры и самозанятые

Не те предложения

75,2% зарегистрировавшихся в службах занятости сообщили, что это не помогло им найти работу. 16,1% ответили, что нашли место с помощью службы занятости.

А 9% респондентов сказали, что им предложили вакансии, соответствующие их специальности и должности, но с нерыночной зарплатой.

Большинство нашедших новое место с помощью служб занятости сказали, что устроились на зарплату выше, чем на предыдущем месте, или такую же (69,6% респондентов), а 24,6% заявили, что на новом месте потеряли в зарплате.

12 130 руб.

Разные аудитории

Роструд создаст умную систему трудоустройства

Платыгин указывает, что аудитории центров занятости и частных сайтов поиска работы и подбора персонала редко пересекаются, отсюда и такой низкий процент трудоустройства среди участников опроса. Многие граждане, обращающиеся в центры занятости, имеют рабочие специальности, в том числе не требующие профессионального образования. А, например, высокооплачиваемый инженер, программист, менеджер среднего звена в случае потери работы не будет обращаться в центры занятости, говорит Платыгин. Скорее всего, он разместит или обновит резюме на HeadHunter.

В очередь за пособием

У большинства вставших на учет основной целью обращения было желание получать пособие по безработице – так сказали 55,1%. Еще 34,8% сообщили, что главной причиной обращения в службу занятости было стремление получить помощь в трудоустройстве. 6,0% встали на учет, рассчитывая на то, что служба занятости не сможет подобрать им подходящие вакансии и они вернутся к прежнему работодателю за компенсацией при сокращении (один месячный оклад).

В центре занятости Томской области 40% вакансий приходится на служащих и 60% – на рабочие специальности, рассказывает Светлана Грузных, начальник департамента труда и занятости населения Томской области. По ее словам, всего в банке вакансий центра обычно находится 12 000–13 000 вакансий.

В начале пандемии число вакансий сократилось незначительно – до 11 000, а число вставших на учет безработных сильно выросло благодаря обещанным государством пособиям и выплатам, отмечает Грузных. Однако выяснилось, что большинство вставших на учет потеряли работу еще до пандемии и пришли в центр занятости, когда государство увеличило материальную помощь.

Кандидаты и работодатели

Нужны стандарты

У ухудшения статистики трудоустройства есть несколько объективных причин, говорит Платыгин: сокращение найма в период пандемии и объективное отсутствие рабочих мест в этот период, недостаток достойной работы – сейчас максимальное пособие по безработице с учетом доплат на детей превышает зарплатное предложение по некоторым позициям в отдельных регионах, кроме того, недостаточная активность региональных центров занятости в работе с каждым конкретным соискателем. В этот период все ресурсы были сконцентрированы на регистрации безработных, администрировании пособий. Возможности оказывать услуги по подбору работы были крайне ограниченны.

Иванков отметил, что качество оказания услуг в регионах различается из-за разной нормативной базы, информационные платформы органов занятости разрозненны и многие данные приходится собирать вручную. Он сказал, что для повышения эффективности работы органов занятости нужна единая цифровая платформа, единые технологии работы сотрудников, а также система обеспечения качества услуг.

Федеральный закон от 28.06.2021 № 219 внёс изменения в закон о занятости в России. Изменения должны упростить взаимодействие с центрами занятости населения (ЦЗН) и усилить гарантии трудоустройства инвалидов.

Рассказываем, как работодателям выполнить обязанности, возложенные на них новыми поправками.

Вот три пункта, которые в обязательном порядке должны делать работодатели.

к работодателям со среднесписочной численностью сотрудников больше 25 человек;

к юридическим лицам, в уставном капитале которых присутствует доля участия РФ, субъекта России, либо муниципального образования;

к вновь созданным, в том числе реорганизованным компаниям, со средней списочной численностью работников больше 25.

Информация о свободных трудовых местах должна быть актуальной и достоверной. Размещайте как можно больше данных: какие должности пустуют, на каких условиях вы готовы привлечь кандидатов. Если есть рабочие места, специально оборудованные для инвалидов, — обязательно укажите.

Компании с численностью сотрудников меньше 25 могут продолжить передавать сведения в органы занятости по старинке: в бумажной форме или через Госуслуги.

Сроки передачи информации о свободных рабочих местах и вакансиях устанавливает законодательство субъектов. Например, в Ростовской области работодатели передают сведения в центры занятости до пятого числа месяца, идущего за отчётным, а в Краснодарском крае — до 28 числа текущего месяца. Поскольку единой даты нет, смотрите срок на официальном сайте вашей региональной службы занятости.



Если у вас есть учётная запись на Госуслугах , можете воспользоваться ей.

Когда начинать: с 01.01.2022 года.

2. Уведомлять службы занятости об итогах собеседования с соискателями, направленными ЦЗН

Зачастую органы занятости направляют безработных в компании, которые нуждаются в сотрудниках. Тогда работодатель обязан отчитаться перед ЦЗН о результатах собеседования.

Если работодатель решил нанять на работу такого кандидата, он должен сообщить об этом в службу занятости в пятидневный срок одним из двух способов:

Вернуть в ЦЗН бумажное направление, выданное соискателю.

В случае принятия отрицательного решения по кандидату, работодатель может уведомить службу занятости дистанционно через портал, либо сделать отметку в бумажном направлении. В любом случае необходимо указать дату явки соискателя, предложенные ему варианты работы и причину отказа.

Когда начинать: с 01.07.2021 года.

3. Принимать на работу людей с ограниченными возможностями

Каждая крупная организация обязана соблюдать квоту по приёму на работу сотрудников с инвалидностью. Это необходимо, чтобы инвалиды не были ущемлены в своих трудовых правах.

Квота для приёма в организацию людей с ограниченными возможностями зависит от среднесписочной численности работников (СЧР):



Для расчёта квоты в средней списочной численности сотрудников не учитываются:

Работники филиалов и представительств из других регионов. Для них будет установлена собственная квота.

Квоту будет устанавливать региональное законодательство.

Антон Котяков, министр труда и соцзащиты России После вступления в силу закона квоту по трудоустройству в отношении граждан с ограниченными возможностями нельзя будет выполнить формально, создав рабочие места лишь на бумаге. Изменения нормативной базы дадут больше возможностей для реализации своего трудового потенциала граждан с инвалидностью.

В связи с поправками в закон о занятости работодатели выполнят квоту по трудоустройству инвалидов в случае фактического приёма на работу. Принять фактически — значит заключить с сотрудником трудовой договор, а не просто создать видимость наличия рабочего места.

Когда начинать: с 01.03.2022 года.

Ответственность за нарушение закона о занятости

Ключевая обязанность работодателей — ежемесячно представлять в органы занятости данные о свободных рабочих местах, в том числе для людей с инвалидностью, содействовать трудоустройству граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

За несоблюдение закона о занятости прокуратура по результатам проверки может наложить штраф на должностных лиц до 500 руб., на юрлиц — до 5 тыс. руб., согласно ст. 19.7 КоАП .

Коротко о главном

С 1 марта 2022 года компании обяжут соблюдать региональные квоты по трудоустройству инвалидов. Для организаций со среднесписочной численностью работников больше 100 квота составит 2-4% от СЧР. Для компаний с численностью сотрудников от 35 до 100 квота составит не больше 3% от СЧР. Квота будет считаться выполненной при заключении трудового договора с сотрудником-инвалидом.

Читайте также: