Как преподаватель по вождению чуть не получили фарт

Обновлено: 07.07.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Самый сок!

всё то интересное в сети, что попало в мои сети

Как всё устроено: Инструктор в автошколе

Автоинструктор анонимно рассказал The Village, почему так много ослов на дорогах, как часто инструкторы женятся на своих ученицах и сколько километров нужно проехать, чтобы стать профессионалом.

О профессии

Я не пришёл в профессию автоинструктора — она сама пришла ко мне. Я был водителем такси, а у хорошего извозчика, даже если он при компании, существует круг постоянных клиентов. Постоянными можно считать тех, кто просит в аэропорт отвезти раз в полгода или кто ездит каждый день до метро. Постепенно у меня образовался круг своих клиентов, и некоторые из них стали просить обучить их вождению. Как сейчас помню, моего первого ученика звали Саша. Так я стал совмещать работу таксиста и инструктора: до обеда возил людей, после обеда — обучал.

Разумеется, обучал на машине без дополнительных педалей, заезжал на учебную площадку нелегально, платил деньги, причём немаленькие, и мне разрешали ездить среди учебных машин. Так я подготовил к экзамену в ГАИ первых пять человек. Тренерская деятельность мне понравилась: я бы сравнил её с работой столяра, который из деревянной болванки может сделать всё что угодно. Так и автоинструктор: из человека, который даже не знает, с какой стороны подойти к автомобилю, я делаю хорошего водителя, а в конце курса сижу, как министр, и меня везёт мой ученик.

О культуре вождения

О школах и частниках

В автошколе, где я работаю, полуторачасовое занятие стоит порядка 500 рублей. А теперь вдумайтесь: прокат коньков стоит 400−500 рублей за час. Но тут лезвие и ботинки, а у нас целый автомобиль, да ещё преподаватель в придачу. Частные автоинструкторы, конечно, зарабатывают значительно больше: 1 200−1 500 рублей за урок, в зависимости от задачи. Но чтобы работать частником, надо самостоятельно оборудовать автомобиль дублёрами органов управления, поставить его на учёт, получить удостоверение автоинструктора.

Я совмещаю работу в автошколе с частными уроками, и хочу заметить, что, по сути, качество урока за 1 500 и за 500 рублей не отличается, ведь человек не виноват, что пришёл в автошколу, где дешёвые уроки. Кстати, уходить совсем на вольные хлеба я не хочу. Частный рынок не даёт стабильности: сегодня некуда девать учеников, а завтра никого нет. Плюс никогда не знаешь, сколько уроков возьмёт человек. В автошколе ученик в большинстве случаев пройдёт целую программу, подготовится к экзамену. А тут нужно удерживать учеников, предлагать скидку, торговаться, заниматься маркетингом, но тогда творчество, которое привлекает меня в профессии, уйдёт на второй план.

О призвании

Моё убеждение, что хороший автоинструктор получится из водителя, который проехал не менее 500 тысяч километров без единой аварии. Если где-то в ямку попал — это не считается, главное, без серьёзных ДТП. То есть автоинструктор — человек, который сам не допускает ошибок за рулём. Когда я пришёл в инструкторы, у меня пробег составлял один миллион триста тысяч. Я двадцать три года за рулём, семь из них работаю в автошколе.

И конечно, нужно обладать природным стержнем педагогики. Меня часто спрашивают, как хватает терпения. Я отвечаю, что не в терпении дело. Я ничего не терплю, я леплю. Скульптор ведь, когда лепит, получает удовольствие. Если у ученика что-то не получается, я тоже получаю удовольствие, ведь есть к чему стремиться. Мне нравится, что люди будут помнить обо мне, что ко мне приходят все разные, а уходят одинаковые: я передаю свой стиль вождения. Было несколько случаев, когда в Москве на дорогах мне встречались мои ученики. Они меня узнавали, и я их, по стилю вождения. Но я суеверный, не считаю, сколько у меня было учеников, это плохая примета.

Об учениках

Не знаю, чем это объяснить, но иногда идут учиться мужчины средних лет, иногда молодые люди. Сейчас стало больше женщин 30−40 лет, в прошлом году было много молодых ребят до 25. Обучать легче женщин. На генетическом уровне у женщины заложено воспринимать мужчину как авторитетный источник информации, поэтому она очень внимательно слушает. А мужчина соревнователен по своей сути, он пытается противостоять и не сделает так, как я его прошу, пока не обожжётся. Женщин-автоинструкторов, кстати, мало, и тут я должен сказать немного обидную вещь: так уже повелось, что мужчине больше подвластен автомобиль. Посмотрите, только в каждом сотом автобусе в России за рулём окажется женщина. Хотя в Австралии, например, есть даже женщины-дальнобойщицы.

Об обучении

Об экзаменах

Об отношениях

Автомобиль — интимная зона, когда люди находятся друг от друга на расстоянии менее метра. Но личные отношения с учеником — это нарушение неписаного профессионального кодекса и вся педагогическая деятельность насмарку, так как нарушается субординация. Я никогда не перехожу на ты со своими учениками, и меня в 39 лет называют только по имени и отчеству.

Моя работа включает касание руками каких-либо частей тела ученика. Например, когда нужно удержать, докрутить руль. Какое-то время назад я пришёл к способу помогать подруливать, держа ученика за запястье. Самое страшное на дороге, когда ученик начинает тормозить, причём буквально, то есть сильно жать на тормоз. Тогда приходится убирать ногу, подводя свою руку под бедро ученика. Но и тут я стараюсь соблюсти приличия и делать это не ладонью, а тыльной стороной руки. Не знаю, что она чувствует при этом, но я стараюсь ни о чём не думать. В этот момент для меня не важно, мужчина это или женщина, для меня это просто ученик.


Преподаватель автошколы рассказал всю правду о своей работе. Объяснил, почему 70% успеха зависит от желания учиться и на что нужно обратить внимание при выборе инструктора.

Сергей за рулем 20 лет. Половину из них учит водить машину других .Говорит, что работать нравится: новые люди, живое общение, передача знаний, чувствуешь себя полезным — это хорошо. А когда не хотят учиться, когда качают права не по делу, когда немаленькие расходы на автомобиль и оставляющая желать лучшего зарплата — тогда плохо. Чего же больше в этих регулярных поездках от печали до радости, у кого учатся водить жены инструкторов и что делать, если курсанта за рулем занесло, а в машине распахнулась дверь.

О том, как сел за руль

— Помню, до армии еще родители говорили, мол, иди на права — пригодится. Не пошел. Отслужил, вернулся, они снова: иди на права. Не пошел. А затем отец купил автомобиль — тогда их еще из Польши гоняли. Ford Sierra, как сейчас помню. И я моментально побежал учиться. Появился интерес, машина — это же серьезный стимул. Мне тогда было 20 лет, и этот Ford — мой первый автомобиль.

Я своим курсантам сразу говорю: если не планируешь сдать и ездить — подумай, а надо ли тебе вообще права? Водителя делает опыт, время, проведенное за рулем. Если сдать и положить корочку на полку годика на три — какой от этого прок? Через три года и приходи, когда реальное желание появится. А то приходят такие неопределившиеся: азарта нет, старания нет — мучаются только. А через три года снова приходят: дозрели, но приходится вспоминать, как рулить. Ничего, напомним. Главное, чтобы пригодилось.

О том, как пришел в профессию

— Я занимаюсь подготовкой курсантов лет десять, наверное. Со счета, если честно, сбился. Заканчивается второй диплом моей преподавательской деятельности, а они выдаются сроком на пять лет. Это когда проходишь специальные преподавательские курсы — психология там, правила дорожного движения — и потом получаешь допуск для того, чтобы учить других.

Прежде Сергей служил в Департаменте охраны. Тогда все совмещали работу с преподавательской деятельностью. В будние дни работаешь, а в выходные — преподаешь где-нибудь.

— Службу закончил по выслуге лет, теперь вот только преподаю. Зарплата у инструктора, конечно. Напиши так: оставляет желать лучшего. Поэтому не так давно купил собственную машину, чтобы преподавать, открыл ИП. Работаю, в общем.

Когда Сергей получал свой первый диплом, у него преподавал и Юрий Краснов.

— Ой, с ним интересно было, он много времени, помню, уделял вопросам психологии, поведения водителей. Спустя пять лет, когда я снова пришел на курсы, Краснов уже не преподавал нам. В тот раз скучно было — мне не понравилось. Сейчас пятилетка закончится, подумаю еще, идти на третий круг или нет.

О своей методике

За десять лет у преподавателя вырабатывается собственная методика обучения, появляются свои приемы, приходит понимание того, как находить подход к людям.

— Я стараюсь дать курсанту больше свободы. Объяснил, показал, разжевал — и пробуй сам, я наблюдаю, контролирую. Конечно, подскажу, когда нужно, но вот постоянно руководить, бубнеть под нос каждое действие — такого я не люблю. Оно же как: если постоянно говорить, что делать — толку не будет. Сколько раз я с этим сталкивался: указываешь — курсант делает. А когда нужно самому — теряется. Вот он едет вроде нормально, а когда нужно повернуть — забывает, что лучше снизить скорость, включить передачу пониженную, плавно войти в поворот. Или остановился пропустить пешехода и трогается с места с третьей передачи.

Кому-то подскажешь — он запоминает. А другой ни в какую ни на второй раз, ни на третий. Поэтому я стремлюсь привить понимание того, как управлять автомобилем. Можно научиться нажимать на педали, но у курсанта должна быть мысль, он должен знать, что ему делать.

Стараюсь не кричать, не ругаться. Тут нужен подход и лояльность, иначе начинаются проблемы. Но бывали всякие ситуации. Иногда люди путают педали — нужно быть начеку. Помню, подъезжаем к переходу, женщина идет через дорогу. Я говорю курсантке: тормози. А она на газ как нажмет! Я на тормоз, она на газ. Машина стоит, двигатель ревет! Эту бедную женщину с пакетами как ветром сдуло с дороги.

Зимой в занос уходили. Начинало кидать на дороге, разворачивало поперек проезжей части, а кругом автомобили. Со всех сторон бегут люди: “Все в порядке?” Нормально, говорю, а курсанту: “Медленно и аккуратно отъезжай назад и поехали дальше”.

Однажды вот в таком развороте у меня открылась пассажирская дверь. Машина автошколы, “Жигули”. Нас занесло — дверь открылась, я только успел за ручку схватиться. Выровняли автомобиль — дверь закрылась. Не знаю, что там за фокус произошел. “Жигули”, одним словом. Остановились тогда, прочитал курсанту мораль, потом дальше поехали.

О том, как учил жену водить

— Я свою супругу сам отправил учиться. Говорю, давай сдашь, пока я преподаю, не хочу, чтобы тебя кто-то другой возил. Ну она и пошла. Правила выучила на зубок, а вождению я ее учил. Но тут уж никаких бонусов — на дороге же бонусов нет. Никто до последнего и не знал, что она моя жена. Приходила, говорила: “Здравствуйте, Сергей Леонидович!” И начинали ездить, как с обыкновенным курсантом.

Но плюсы есть. Она же ко мне приходила регулярно на работу, видела, что и как. Поэтому никаких вопросов не возникает. А то ведь возишь и курсанток, девушек молоденьких. Теперь и жена, и все родственники понимают систему.

— Кстати, как по-вашему, курсантов нужно учить ездить на механике или на автомате?

— Если человек с пониманием, если хочет и старается — он поедет на любой машине. А если не идет, то не в коробке дело. Я своим курсантам задаю домашние задания: сядьте вечером дома, перед телевизором, а под ногу подложите что-нибудь мягкое или бутылку из-под воды. И как педаль: нажали и плавно отпускаете, нажали и отпускаете. Чтобы потом за рулем не было неожиданностей.

Оно же как: бросишь педаль — заглохнешь. На дизельной машине чуть попроще, а бензиновая она вообще нежная. Тренировка не помешает. Но ты думаешь, кто-то это делает? Все считают, что водить машину — это как в детский сад сходить. А садятся за руль — ноги колотятся. Со сцеплением постоянно работать надо: в городе попроще, а на площадке все время выжимаешь.

О гендерном вопросе

Сергей рассказал, что когда-то, когда он сам сдавал на права, в группе из 30 человек было две-три девушки. Теперь все изменилось.

— Группы сейчас стали маленькими, у нас в школе от силы человек 15 собирается. И из них только двое-трое пацанов, а остальные девчата. Есть группы, где вообще только девушки. Я думаю, что они скоро займут даже мужские профессии: вон, посмотри, в автобусном парке работают, пассажиров возят, автоинструкторами становятся. Они более активные, что ли. И я разграничений не делаю: женщины сдают на любые категории, получают права, водят — это в первую очередь водители.

О процессе обучения, ты знаешь, тоже не скажу плохого. Иной раз парень не может быстро понять, что к чему, а девчонка-блондинка справляется.

В отличие, кстати, от возраста. Мое мнение: нужно выбирать золотую середину. Не слишком молодым идти, но и не откладывать до последнего. Людям постарше бывает сложно за рулем. Приходила ко мне женщина лет пятидесяти. Трудно ей было даже на площадке, хотя обычно у меня там все справляются. А с ней никак — полмашины побила, когда на столбики наезжала. Так мы с ней до города и не доехали.

О других водителях

— Кто-нибудь может мне объяснить, зачем водители, когда едут за учебным автомобилем, сигналят? Они что, забыли, как сами сидели на месте курсанта? Или, может быть, сами в таких условиях учились, а теперь поддерживают традицию?

Ну не может человек тронуться, нужно подождать пять секунд. Нет, начинают сигналить, курсант пугается, глохнет. Всё, стоим минуту, а то и две. Потому что пока мы заведемся, пока снова дождемся нужного сигнала светофора. И кто в этом виноват?

О везении

— Я когда-то сдал на права с первого раза. И это было чем-то нормальным. Теперь сдают и по три раза, и по пять. Но я не хочу сказать, что курсанты стали хуже. Может быть, более нервные сейчас — ритм жизни такой.

Говорят, что и порядок сдачи итогового экзамена сильно изменился. К лучшему или к худшему — судить трудно, но нервов действительно тратится немало.

— Бывает, принимающий на одного повысит голос, и все четверо уже сидят бледные — он же не в настроении. Подхожу, спрашиваю, ну что, каюк? Да, кивают, можно не сдавать даже.

А еще я не сомневаюсь в таком понятии, как везение. Вот я сдал с первого раза — может, просто повезло? А кто не сдал — ему, значит, не повезло. Будем учиться, чтобы везло чаще.

О рабочем графике

— За десять лет в этой профессии могу сказать точно: я неплохо научился общаться с людьми, находить общий язык в любой ситуации. Но сложности бывают. Где-то 5% курсантов приходят пальцы веером и начинают качать права.

Речь о рабочем графике. У инструкторов он, как правило, обычный: с 8 до 17 или с 9 до 18. А люди хотят и учиться, и работать. Совместить бывает непросто. Тут уж либо сантехника вызывай, чтобы не текло, либо на работу иди, чтобы деньги были на ремонт. Тяжелый выбор.

— Я что-то начинаю нервничать из-за всего этого. Хуже всего, когда у курсанта подход, будто инструктор ему обязан. Обязан обучать всех либо рано утром, либо поздно вечером. Обязан находить время, перекраивать свою жизнь. А инструкторы — такие же люди со своим рабочим графиком и своими домашними делами.

Конечно, стараемся находить варианты. Вот и сейчас “катаю” двоих с 7 утра.

Вместо послесловия

Сергей своим курсантам говорит так: машину водить несложно — это же не самолет, где куча кнопок.

— Чем больше человек ездит, тем больше у него понимания и нормальной уверенности в себе. От инструктора зависит ну пусть 30% успеха. Все остальное — это вы сами. А инструктор расскажет и поможет. Главное, не забывайте, что он тоже человек, у него есть рабочий график, дома ждет семья. А еще он несет ответственность за то, что происходит.

О себе могу сказать, что дорога — это моя стихия. Летать вот не люблю — боюсь. А на земле — отлично!

Пишу свой первый пост. Думал, напишу свой первый пост о чём-нибудь высоком, но нет же.

Захотелось, чтобы жена отучилась в автошколе и получила водительское удостоверение. Все время ездить на городском транспорте не удобно, водители такси те еще хамы. А возить детей на разные занятия (танцы, пение, рисование) всё равно удобней на своем авто. Машину для неё мы уже прикупили, так что мотивация для неё есть.

Поискали в интернете по отзывам автошколу. Одним из критериев был, чтобы учили ездить на такой же модели машины как у нас (на автомате конечно же, прекрасной половине всё равно удобней на АКПП).

Нашли. Как раз в школе скидка действует, думаю вот это мы удачно попали. Но в итоге выбор оказался неправильным, но это ниже.

Ходила жена на каждое занятие по теории, прям увлеклась, в свободное время всё время сидела в телефоне и решала билеты. Заваливала меня вопросами, которые ей непонятны, а я помогал ей как мог. Благо сам ещё в 2013 году получил права и стаж хоть какой-то есть.

По практике сначала было всё отлично! Прям жена светилась, ей всё нравилось, всё ей интересно, инструктор молодец, хорошо учит.

И началось. У жены в автодроме получалось очень хорошо прям с первого занятия (сам видел: габариты чувствует, управляет машиной уверенно), то есть на втором уже можно было выводить в город. Но нет, надо обязательно девушкам ездить 5-7 занятий в автодроме, когда парни уже ездят в городе.

Перед днём занятий по вождению (прошу запомнить этот момент) инструктор вдруг объявляет, что вождения в городе завтра у моей жены не будет. Видите ли автошкола будет сдавать экзамен и машина будет задействована там. Ладно, договорились, что откатаем потом сразу два занятия.

Потом в день, когда надо было откатать два занятия, после первого занятия, инструктор говорит следующее: второго занятия сегодня не будет, оно пропало по уважительной причине, так как автошкола сдавала экзамен. Тут конечно же у моей жены волосы дыбом, объяснила этому дяде, что он очень ошибается и добилась справедливости, откатала занятие в выходной день. Выходных у меня и так мало из-за работы, тут ещё вместо прогулки по парку всей семьёй нам приходится докатывать пропущенное не по нашей вине занятие.

В процессе обучения, 5 марта инструктор опять творит непонятно что, объявляет: 6 и 7 марта занятий не будет и не объясняет никак. Просто не будет занятий. Жена конечно же на измене, я звоню этому инструктору и он мне объясняет: Занятий не будет, так как машину он ставит на ТО. Ладно, откатаем потом.

В итоге, жена в праздниках просматривая соцсети узнаёт, что у жены инструктора День рождение то ли 6-го, то ли 7-го марта было (я уже не помню). Блин, скажи ты нормально, День рождение у жены, чего непонятного. Все люди, у всех семейные вопросы есть.

На очередном занятии по вождению в городе произошло ЧП. Жена нормально ехала, перед ней ехала машина, жена соблюдала дистанцию. Машина завернула во двор и через 10 метров инструктор останавливает машину, ничего не говорит, вытаскивает ключи из замка зажигания, выходит из машины и звонит по телефону кому-то (оказывается директору автошколы).

Жалуется, что не может учить ездить мою жену, что жена вообще его не слушает, что только что чуть в аварию не попали. Но я то знаю, что моя жена умеет ездить, не могло быть такого.

Выхожу на связь с директором, он мне наговаривает насчёт моей жены. Я еду в автошколу разбираться. Ладно, разобрались, типа никто не виноват, все правы. Дали нам другого инструктора, благо попался адекватный. Откатали все занятия, которые остались недокатанными.

День сдачи экзамена по теории. Жена сама пошла в ГАИ и сдала без ошибок. Молодец! Не зря она перебирала эти билеты по несколько раз.

День сдачи экзамена по практике. Автодром без ошибок. Молодец! Город к сожалению не получилось сдать с первого раза, допустила одну грубую ошибку в конце маршрута.

Мытарства оказывается только начались.

Чтобы попасть простым смертным в список людей, которые идут на пересдачу должны сойтись звезды на небе! Такую привилегию имеют только особо приближенные (вы догадываетесь о чём я).

Бесконечное число звонков в автошколу с желанием узнать причину отсутствия жены в списке на пересдачу истрепали нервы знатно.

В итоге на третью дату пересдачи каким-то чудом попали, но и тут (сука!) не могло получится всё просто. В день экзамена директор звонит и говорит, что у жены вышел срок действия медицинской справки (делали ещё в прошлом году, сам блин тоже не проконтролировал), не успеете за 40 минут привезти новую - не будете сдавать. Но, чего же вы не сказали раньше. Хоть на один день раньше.

Жена едет в медцентр, делает новую справку. Тут нам директор доводит, мы не успели.

Но мы же упорные! Едем к месту сдачи экзамена. Всё нормально, сдача экзамена идёт своим чередом, инспекторы уже принимают экзамен. Стоим в очереди. В процессе сдачи наша машина на автомате уходит в закат. Нам объясняют: машина была только до 13:00, сейчас на этой машине откатывают занятия другие ученики, другой машины нет, идите ЛЕСОМ!

Напомню абзац: Перед днём занятий по вождению (прошу запомнить этот момент) инструктор вдруг объявляет, что вождения в городе завтра у моей жены не будет. Видите ли автошкола будет сдавать экзамен и машина будет задействована там.

Чтобы стать инструктором

Надежда рассказала: для того, чтобы стать инструктором по вождению, нужно иметь водительский стаж от двух лет, отучиться на дополнительных курсах и регулярно проходить курсы повышения квалификации. Сама она пошла на курсы инструкторов спустя два года после получения прав.

– Повышаем квалификацию мы в Минске. Там мы сдаем вождение на автодроме – выполняем девять элементов, вождение в городе в час пик, и теоретический экзамен, в котором 90 вопросов.

Всем нужен индивидуальный подход

Надежда рассказала – еще в самом начале своей профессиональной деятельности поняла, что все люди разные, и каждому необходим индивидуальный подход. С тех пор не делит учеников на мужчин и женщин, и старается построить обучение исходя из личных качеств ученика.

– В машине ведь человек раскрывается, за рулем сразу становятся видны все его качества – и хорошие, и плохие. Наверное, мне, как женщине, проще найти подход к каждому, – рассказывает женщина.

То есть, если инструктор видит, что на обучение пришла деликатная и ранимая девушка, то и общаться с ней будет соответствующим образом, не так, как общалась бы, например, с пожилым мужчиной. При этом узнать и проверить человека женщина старается на автодроме – чтобы понимать, чего ожидать от него на дороге в городе.

– Взрослым, как и детям, нужна похвала. Я стараюсь замечать даже незначительные успехи, и хвалить за них. Так я мотивирую учеников добиваться своих целей.

Мужчины и женщины за рулем

Как рассказала Надежда, успех не зависит от половой принадлежности.

– Есть женщины, которым легко дается учеба, и которые все легко сдают с первого раза, и есть мужчины, которые ходят на экзамен по многу раз, – считает инструктор.

Сложнее учиться тем, кто не понимает хотя бы основных принципов работы механизмов автомобиля. По словам преподавательницы, в машине нужно четко понимать, к чему может привести каждое действие – поворот руля, нажатие на педаль или кнопку.

– Бывают так, что люди долго думают, сомневаются за рулем, а потом в одночасье показывают красивую достойную езду. Тогда я сразу вижу – человек до конца понял самое важное.

Мужчины-ученики иногда принимают элементарную вежливость со стороны инструктора за флирт и начинают оказывать лишние знаки внимания.

– Такие порывы я сразу пресекаю. И чтобы человек не отвлекался от дороги. Говорю, что замужем, что у меня трое детей, – улыбается Надежда (тем более, что это правда).

Надежда несколько раз слышала от учениц, что они пришли в группу именно к ней из-за ревнивого мужа, который не отпустил бы на занятия с мужчиной. Некоторые мужья даже приезжали на первое занятие убедиться, что преподавать будет женщина.

– А однажды у меня была ученица-мусульманка, которой вера не позволяла находится в одном помещении с мужчиной. Она специально ждала очередь, чтобы попасть ко мне.

Стереотипы о грубости инструктора

– Иногда я бываю грубовата, но только тогда, когда так надо. Случается, что на первых занятиях в городе человек цепляется в руль мертвой хваткой и ничего не слышит. Чтобы избежать аварии приходится сказать громче, иногда – прикрикнуть, но не более того, – рассказывает собеседница.

Самое сложное в работе инструктора


Самое сложное в работе инструктора, по словам Надежды, это экзамены – приходится успокаивать учащихся и не показывать своего волнения за них.

– В душе, конечно, переживаешь за каждого ученика. Хотя я при этом стараюсь не подавать виду и настраивать их на успешную сдачу.

Самое приятное в работе инструктора

По словам Надежды, самое приятное для нее – наблюдать за прогрессом учеников в автошколе, постепенно делать хорошего водителя из новичка.

ДТП и страхи

За все учебные поездки с 2011 года, когда она начала преподавать, ни одного ДТП по вине Надежды или ее ученика не случилось. Бывало, что въезжали сзади в их учебный автомобиль, но это уже вопрос соблюдения дистанции тем, кто сзади.

– Конечно, иногда я боюсь, где-то в глубине души. Боюсь потерять контроль, или отреагировать не так быстро, как нужно. Но на такой случай у меня всегда есть педаль тормоза, – рассказывает Надежда.

И поясняет – именно для безопасности и оперативной реакции инструктору не только разрешено, но и положено не пристегиваться в учебном автомобиле. Пристегнутый ремень блокирует инструктору движение и не дает дотянуться до руля в экстренной ситуации.

За восемь лет работы инструктором Надежда стала замечать особенности поведения разных людей за рулем.

– Тяжелее всего дается учеба учителям, будь то женщина или мужчина. Вероятно, потому, что они сами больше привыкли учить, чем учиться. А врачи за рулем путают право и лево, поскольку привыкают видеть право и лево как бы зеркально, глядя на пациента.

Надежда отмечает, что даже эмоциональные девушки и женщины при ней в машине не плачут – стесняются. Мужчины часто пытаются жаловаться, но быстро оставляют свои попытки.

У инструктора – особое отношение к авто

Водить автомобиль Надежда не просто умеет – любит и не может прожить без этого и дня. Хоть немного, хоть пару километров, но обязательно проезжает.

С удовольствием Надежда занимается и техническим обслуживанием своей машины, однако рабочий автомобиль доверяет только специалистам.

– В рабочей машине я могу сделать что-то по мелочи: заменить лампочку, дворник или датчик. И, конечно, если случится что-то экстренное в дороге – буду справляться сама.

Особое внимание

– Когда я за рулем своей машины, я не могу себе позволить даже мелкие нарушения, ведь к инструктору за рулем, случись что, будет приковано особое внимание. В отличие от людей другой профессии, я не могу себе позволить даже просто неидеально поставить автомобиль на парковку у дома. Даже если я уставшая, сейчас поздний вечер, и мне рано утром уезжать.

Читайте также: