Как предотвратить преступность среди несовершеннолетних

Обновлено: 02.07.2024

Страшные цифры и сломанные судьбы

По Семейному кодексу РФ, родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед другими лицами, и это правильно. Но обратная сторона этой нормы, по словам Константина Кудряшова, заключается в том, возможность вмешательства для органов профилактики детской преступности, даже когда это уже очевидно необходимо, де-факто является ограниченной. Вместе с тем, если мы обратимся к цифрам статистики по подростковому криминалу за последние годы, нельзя не заметить существенный прогресс.

По данным ФСИН, которые приводит адвокат Кудряшов, в 2019 году в России было 23 колонии для несовершеннолетних (а в 2007 году их было 62). В колониях в 2019 году содержался 1251 человек (в 2007 году было 10957 человек). То есть, за 12 последних лет количество детских колоний уменьшилось почти в 3 раза, а количество детей, отбывающих наказание в виде реального лишения свободы – в 9 раз.

В 2019 году каждый восьмой из несовершеннолетних узников был сиротой или ребенком родителей, лишенных родительских прав, каждый 12-й осужден за убийство, каждый 7-й – за изнасилование, каждый 6-й за кражу, и каждый 5-й за грабеж или разбой. По данным Верховного Суда России, в 2019 году в суд было направлено 25841 уголовное дело в отношении несовершеннолетних, из них 10322 дела было судом прекращено.

По словам декана юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Гульнары Ручкиной, судебная практика в нашей стране придерживается правила, что за преступления легкой или средней тяжести подросткам выносят условные наказания. То есть в колонии попадают обычно за совершение тяжких преступлений. И находятся там преимущественно молодые люди в возрасте от 16 до 18 лет. Ведь в нашей стране за большую часть преступлений уголовная ответственность наступает с 16 лет.

Детки в клетке: как бороться с детской преступностью?

Фото: Петр Ковалев/ТАСС

Что противопоставить наркоторговцам и романтизации криминала

По словам Теодора Зазаева в данный момент органами опеки, комиссией по делам несовершеннолетних и психологами в школах недостаточно хорошо отрабатываются действия по предотвращению употребления запрещенных веществ. Все это приводит к увеличению числа подростков, хорошо знакомых с алкоголем. Наряду с этим увеличивается и процент преступности, возникает криминогенная обстановка в местах, где компании детей и подростков проводят наибольшее время.

С родителями тоже должна проводиться работа в формате профилактических бесед. Не все знают, что психологи по зависимостям оказывают эффективную помощь даже в тех случаях, когда подросток уже активно употребляет наркотики. Лишь бы родители и педагоги смогли привести такого подростка к специалистам.

Как не допустить беды?

И все же, как получается, что дети начинают делать что-то не то? «Подросток один, как правило, преступной деятельностью не занимается. Это очень редко бывает, это значит его кто-то или что-то довело до преступного поведения, – говорит Ольга Синицина. – Как правило, есть некая среда, которая для них очень увлекательна и привлекательна, и она может быть преступной. А что такое благополучная среда? Это среда воспитывающая, дающая нравственные основы, творческая, предполагающая осознанный рост.

Где искать нравственные основы жизни?

Для того, чтобы изменить ситуацию, в стране, по словам эксперта, должна появляться адекватная и здоровая идеология, направленная на формирование ценностей в сознании детей, чтобы у них были ориентиры, которые позволяли бы им находить себя в этом мире. Однако сейчас это огромная проблема не только у нас, но и во всем мире. Если мы ее не решим, количество преступлений среди детей будет продолжать расти. Это состояние общества вызвано отсутствием представлений о нормах, которые должны формироваться у каждого еще с ранних лет.

Детки в клетке: как бороться с детской преступностью?

Фото: Владимир Смирнов/ ТАСС

Детки в клетке: как бороться с детской преступностью?

Фото: Злата Милявская/ТАСС

Профилактика преступлений среди детей, совершаемых ими или над ними, является приоритетной задачей социального направления политики государства. Она включает в себя воспитательные, правовые, организационные и другие меры воздействия, благодаря которым выявляются и ликвидируются обстоятельства и условия, приводящие к совершению правонарушений. Основной причиной преступлений, реализуемых детьми, является неосознанность ими всей серьезности выполняемых поступков. А условиями для учинения их несовершеннолетними и над ними чаще всего являются неблагополучное окружение, безнадзорность и беспризорность.

Причины формирования правонарушений среди несовершеннолетних

Для того чтобы понимать, каким должен быть план профилактики правонарушений и преступлений, следует разобраться в том, каковы причины формирования преступности среди несовершеннолетних и постараться устранить их. К таковым условиям можно отнести:

  1. Негативное влияние семьи, существенные изъяны в воспитании, минимальное количество денег, не позволяющее обеспечить основные потребности ребенка.
  2. Негативное влияние окружения со стороны, как взрослых, так и сверстников. Включает в себя проникновение в сознание несовершеннолетнего путем СМИ, личными бытовыми контактами неверных стандартов поведения (жестокости, распущенности и т. п.).
  3. Отсутствие занятости ребенка.

А также на уровень детской преступности влияют: беспризорность, безнадзорность, низкий уровень образовательных учреждений, отсутствие культурно-массовых мероприятий, организаций, занимающихся детским досугом и трудоустройством.

Методы профилактики детской преступности

Профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних включает в себя ранние предупредительные меры воздействия, нацеленные на формирование личности ребенка и заблаговременное предотвращение его перехода на путь преступника, а также на предупреждение рецидивов.

Для проведения данных профилактик привлекаются общественно-государственные, образовательные, культурно-спортивные учреждения. Огромную роль играет своевременная работа, проведенная с родителями подростка, задействование психологов, социальных педагогов.

Ранняя профилактика является более приоритетной задачей, поставленной перед соответствующими органами, так как позволяет выявить и устранить антисоциальные изменения в личности ребенка, которые еще не стали устойчивыми, а, значит, в последующем есть большая вероятность того, что будет предупреждено преступление, удастся избежать нанесения вреда, причинения убытка и применения строгих мер принуждения по отношению к несовершеннолетнему.

Ранняя профилактика детской преступности

Меры профилактики преступлений, применяемые на ранних стадиях, это:

  • выявление неблагополучного воспитания и плохих условий проживания ребенка, формирование ценностей и взглядов у несовершеннолетнего лица еще до того момента, как таковые сложились;
  • выявление и ликвидация источников негативного воздействия на подростков, которые могут способствовать асоциальному образу мышления и дальнейшему совершению правонарушений со стороны ребенка;
  • корректирующее и сдерживающее влияние на несовершеннолетнего с социально опасным поведением.

Методы профилактики преступлений на данном этапе включают в себя:

  • прогнозирование, которое основано на изменении личностных особенностей детей-правонарушителей и условий, при которых происходит нарушение ими закона;
  • анализ статистических данных, позволяющий определить ряд общих признаков, свидетельствующих об отклонениях в формировании личности малолетних лиц.

Предупреждение рецидива правонарушения, совершенного ребенком

Если же ребенок ранее совершал правонарушение, состоит на учете в органах по делам несовершеннолетних, то к нему могут и должны быть применены особые меры профилактики, не допускающие рецидива.

Данный уровень профилактических мер включает в себя:

  • исправление и перевоспитание несовершеннолетнего, ранее совершавшего нарушение закона;
  • ликвидацию источников негативного влияния на подростка-нарушителя.

Как ранняя профилактика, так и предупреждение рецидива правонарушения осуществляются с использованием различных способов и приемов в зависимости от ситуации. Например, профилактика преступлений в школе, имеющая общий характер, может заключаться в проведении специальных открытых уроков с приглашенными на беседу психологами, работниками детских исправительных учреждений, следователями по делам с несовершеннолетними.

Законодательство РБ в области

профилактики преступлений среди несовершеннолетних

Согласно данным законодательным актам, в РБ определенными компетентными органами проводится предупреждающая безнадзорность, беспризорность и совершение преступлений среди несовершеннолетних деятельность, которая в первую очередь направлена на защиту законных прав и интересов детей, оказавшихся в социально опасном положении.

При этом безнадзорным ребенок считается в случае, если над его поведением отсутствует контроль, в результате ненадлежащего воспитания, содержания и образования со стороны родителей или законных представителей. Беспризорным считается несовершеннолетний, который не имеет места пребывания или места жительства. А под социально опасным положением понимается обстановка, подразумевающая угрозу жизни или здоровью ребенка или не отвечающая требованиям к его содержанию, воспитанию, обучению.

Общая профилактика преступлений и безнадзорности/беспризорности детей заключается в осуществлении социальных, педагогических, правовых мер, способствующих общему снижению количества правонарушений среди несовершеннолетних и их безнадзорности/беспризорности. Такие способы, мероприятия выявляют соответствующие причины и условия и устраняют их.

Также специальными учреждениями может проводиться индивидуальная профилактика преступлений и безнадзорности/беспризорности детей, которая заключается в выполнении работы, направленной на своевременное выявление конкретных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, на предотвращение совершения такими детьми правонарушений или на их реабилитацию. Индивидуальная профилактика с конкретными лицами может проводиться только с разрешения начальника органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Учреждения и органы системы профилактики правонарушений несовершеннолетних

Профилактика преступлений несовершеннолетних в РБ осуществляется следующими организациями:

  • комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • органами по управлению социальной защитой населения;
  • органами опеки и попечительства;
  • учреждениями уголовно-исполнительной системы (колонии, следственные изоляторы и т.п.);
  • ОВД;
  • органами по контролю над оборотом наркотических и психотропных веществ;
  • органами по делам молодежи;
  • органами управления здравоохранением;
  • службами занятости.

Внутри каждой из перечисленных организации могут создаваться отдельные учреждения, которые должны выполнять определенные функции по профилактике и правонарушений несовершеннолетних, и их безнадзорности. Помимо способов и методов предупреждения детской преступности, установленной законодательством РФ, данными организациями отдельно прорабатывается и собственная программа профилактики преступлений, устанавливается план.

Деятельность по профилактике правонарушений несовершеннолетних и сроки индивидуальной профилактики

Основными задачами деятельности, касающейся профилактики преступлений среди детей, являются:

  • предупреждение правонарушений несовершеннолетними, выявление причин и обстоятельств, которые этому способствуют;
  • защита прав и интересов ребенка;
  • социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних лиц, которые находятся в социально опасном положении;
  • обнаружение и пресечение ситуаций, когда в преступления могут быть вовлечены дети.

Профилактика совершения преступлений основывается на принципах гуманного отношения к детям, демократии и поддержки семьи, а также на индивидуальном подходе к каждому несовершеннолетнему с соблюдением конфиденциальности полученных сведений. При проведении работ с несовершеннолетними им разъясняются их права и возможность защиты собственных интересов.

Субъекты индивидуальной профилактики

К несовершеннолетним лицам, в отношении которых проводится индивидуальная профилактика преступлений, относятся:

  • беспризорные и безнадзорные;
  • занимающиеся попрошайничеством или бродяжничеством;
  • находящиеся в соц. реабилитационных центрах, соц. приютах, специальных учебно-воспитательных центрах;
  • употребляющие психотропные или наркотические, одурманивающие вещества, алкоголь;
  • ранее совершившие правонарушения, за которые были привлечены к ответственности;
  • ранее совершившие правонарушения, но не понесшие за них ответственность в силу возраста;
  • освобожденные от уголовной ответственности в связи с амнистией или изменением обстановки;
  • обвиняемые или подозреваемые в совершении уголовных преступлений;
  • отбывающие наказание в воспитательных колониях;
  • те, в отношении которых была установлена отсрочка исполнения приговора или отбывания наказания;
  • освобожденные из специальных учреждений учебно-воспитательного характера закрытого типа или из мест уголовно-исполнительной системы, в случаях, если, находясь в них, они нарушали режим или совершали противоправные деяния. А также в ситуациях, когда после освобождения из них несовершеннолетние попали в социально опасное положение или нуждаются в реабилитации, помощи.

Профилактика может проводиться как среди несовершеннолетних лиц, относящихся к вышеперечисленным категориям, так и среди их родителей или законных представителей, в случае если они ненадлежащим образом исполняют или не исполняют вовсе свои обязанности по воспитанию, содержанию и образованию своих детей. А также в случаях, когда взрослые отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних лиц или жестоко с ними обращаются.

Основания проведения индивидуальной профилактики

Условиями, при наличии которых проводится индивидуальная профилактика преступлений среди несовершеннолетних, являются обстоятельства, перечисленные в предыдущей главе, если таковые зафиксированы:

  • в заявлении об оказании помощи по вопросам, которые входят в компетенцию органов, занимающихся профилактикой правонарушений несовершеннолетних и безнадзорности, от ребенка или его родителей (законных представителей);
  • в постановлении комиссии по делам несовершеннолетних, следователя, прокурора, начальника ОВД или органа дознания;
  • в приговоре, постановлении или определении суда;
  • в документах, которые являются основанием для помещения ребенка в учреждения системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и их безнадзорности;
  • в заключении по факту проведенной проверки на основании жалоб или заявлений, которое утверждено начальником органа системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и их безнадзорности.

Права субъектов, находящихся в учреждениях по профилактике правонарушений и безнадзорности

Несовершеннолетние лица, находящиеся в учреждениях, в которых производится профилактика преступлений и правонарушений, имеют права на:

Виктимологическая профилактика

Вместе с тем, что несовершеннолетние лица могут совершать преступления и правонарушения, многие из них сами становятся жертвами злодеяний. В связи с этим компетентными органами разработаны специальные меры профилактики, позволяющие детям не попадать в такие ситуации. Одним из направлений в данной области является виктимологическая профилактика.

Виктимологическая профилактика преступлений – это определенная работа социальных институтов, направленная на выявление и устранение тех условий, фактов или ситуаций, которые формируют виктимное поведение. Также она нацелена на определение групп риска и конкретных людей с высокой степенью виктимности и на разработку или совершенствование уже существующих средств защиты людей от преступлений.

Виктимное поведение – это предрасположенность человека попадать в обстоятельства, которые связаны с опасностью для его здоровья или жизни, и вызванные его поведением, поступками, действиями.

Виктимологическая профилактика преступлений делится на общую и индивидуальную. Общая виктимологическая профилактика включает в себя:

  • повышение правовой грамотности людей, информирование детей об их правах и обязанностях;
  • выпуск и распространение специальных предостерегающих памяток, содержащих в себе информацию о том, как избежать или предотвратить нападение, отказаться от употребления алкоголя или наркотиков и т.п.;
  • информирование несовершеннолетних и взрослых о повышении криминогенности населенного пункта, района;
  • создание специальных центров поддержки несовершеннолетних, деятельность которых направлена на всестороннюю помощь детям (правовую, материальную, психологическую);
  • постоянный контроль со стороны правоохранительных органов за потенциальными местами для совершения преступлений (пустынными территориями, подвалами и т. п.);
  • наблюдение за людьми, ведущими себя подозрительно в местах массового скопления.

Индивидуальная виктимологическая профилактика же состоит из следующих мер:

  • определение несовершеннолетних лиц с повышенной виктимностью;
  • правка виктимности у отдельных детей с помощью нейтрализации негативных внешних факторов, изучения и коррекции внутренних особенностей ребенка, применения к несовершеннолетнему воспитательно-предупредительные мер.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что предупреждение и профилактика преступлений, совершаемых среди несовершеннолетних лиц и над детьми непосредственно, в РБ осуществляется определенными органами власти и социологическими институтами. Их способы и методы закреплены законодательно, при этом они постоянно корректируются в зависимости как от общей ситуации в стране, так и в соответствии с частными случаями.

Законодательная база в области профилактики преступлений

К правовой основе социальной профилактики в области подростковых преступных действий являются:

Понятие об общесоциальной профилактике преступных действий среди несовершеннолетних и молодежи

Профилактика преступлений молодежи является основным направлением деятельности в сфере социальной политики.

Профилактика преступлений – комплекс мер, главной целью которого является предотвращение возможности совершения противоправного действия лицом несовершеннолетнего и молодежного возраста.

Состав федеральной системы профилактики состоит из следующих составляющих:

  • Комиссия по делам несовершеннолетних лиц, которые формируются при главе администрации и обязанностью которых является исполнение функций координирования;
  • Государственные органы по вопросам опеки и попечительства;
  • Учреждения специализированной направленности в области социальной защиты населения, образования и здравоохранения;
  • Служба занятости;
  • Структурные подразделения государственных органов внутренних дел по делам несовершеннолетних.

Направления в сфере общесоциальных профилактических мероприятий в сфере преступности среди молодых граждан входят:

  • Ориентирование на оказание помощи, защиты, поддержки подростков;
  • Охрана здоровья лиц, не достигших совершеннолетия;
  • Оказание помощь при получении образования;
  • Обеспечение организации трудоустройства в местах с достойной оплатой труда;
  • Помощь в подготовке лиц, получающих профессиональную квалификацию;
  • Организация оздоровительных мероприятий;
  • Охрана семьи;
  • Предотвращение возможного привлечения несовершеннолетних в преступную деятельность;
  • Защита жертв эксплуатации, алкогольной и наркотической зависимости, национальных противостояний, беженцев;
  • Предоставление возможности получения обязательного общего образования; управления деятельностью альтернативных образовательных учреждений;
  • Система льгот для предприятий, которые трудоустраивают несовершеннолетних, лиц молодежной возрастной категории, в частности которые освобождаются из мест тюремного заключения и отбывают наказание на свободе;
  • Формирование системы социальных служб для взаимодействия с подростками, которые проживают в неблагоприятных семьях, семьях с одним родителем, беспризорными, бездомными, освобожденными лицами, а также с теми, кто вернулся из специализированных учебно-воспитательных учреждений.

Классификация мер, предотвращающих совершение преступлений

Меры, применяемые для профилактики преступлений несовершеннолетних лиц, классифицируются на общие, групповые и индивидуальные.

Стоит отметить, что общие меры по предупреждению различных видов преступлений среди несовершеннолетних, распространяются на преступные действия корыстного, насильственного характера.

К методам групповых профилактических мероприятий относятся следующие:

  • Проведение школьных собраний, собраний в лицеях, колледжах и обязательное приглашение преподавательского состава, а также родителей или лиц, которые их заменяют для обсуждения проступков подростков;
  • Лекции по месту учебы, работы, жительства лиц подросткового возраста, на которых в обязательном порядке должны быть приглашены знаменитые ученые, а также начинающие криминологи, на темы совершения преступных действий среди несовершеннолетних, по вопросам динамики развития и структуры криминологической ситуации безнадзорности;
  • Создание Клуба веселых и юных криминологов с составлением сценария на актуальные темы среди школьников – прогулы, кражи, вымогательство.

Данный клуб можно создавать не только в школьных учреждениях, но и в лицеях, колледжах, а также в ВУЗах. В составе жюри должны присутствовать как специалисты-криминологи, так и педагоги, преподаватели и родители.

Методы индивидуальных мер профилактики направлены на лица несовершеннолетнего и молодежного возраста и классифицируются на несколько видов:

  • Оздоровительные мероприятия, а также меры, применяемые при оказании помощи несовершеннолетним лицам, которые оказались в неблагоприятных условиях, до момента негативного воздействия определенных обстоятельств на поведение подростков;
  • Меры по предотвращению совершения преступных действий и исправительные мероприятия для лиц, которые находятся на стадии предпреступного поведения и допускают возможность правовых нарушений непреступного характера;
  • Меры по предупреждению рецидива (повтора) среди лиц подросткового возраста, которыми совершены преступления, и по выявлению и ликвидации тех обстоятельств, которыми было обусловлено совершение таких действий.

Необходимо отметить важность внешних условий, которые обусловливают формирование криминогенной мотивации лиц подросткового и молодежного возраста, так как они являются условиями формирования личности преступников. Стоит отличать внешние условия, которые обусловливают совершение преступных действий подростками; внешние условия формирования мотивации к их осуществлению и внешние условия в отношении криминогенной ситуации безнадзорности.

Как предотвратить преступность среди несовершеннолетних?

Необходимо уделять особое внимание преступности среди несовершеннолетних – как со стороны государства, так и общества в целом. Стоит отметить, что совершение преступлений несовершеннолетними лицами является одной из самых существенных социально-правовых проблем во всем мире.

Какие факторы оказывают влияние на преступное поведение подростков?

К факторам, которые оказывают влияние на формирование преступного поведения несовершеннолетних, относятся условия их жизни и воспитания.

В первую очередь на формирование преступного поведения у несовершеннолетних влияет отрицательное поведение внутри самой семьи. Семья является важнейшим социальным институтом, и именно в ней происходит становление личности несовершеннолетнего.

К большому сожалению, не всегда семья является благоприятным фоном для развития ребенка.
Среди неблагоприятных факторов семейного воспитания стоит отметить аморальный и асоциальный образ жизни обоих родителей, их низкий общеобразовательный уровень, а также низкое материальное обеспечение.

Кроме того, на формирование преступного поведения несовершеннолетних также оказывают влияние и биологические факторы. Как правило, в период полового созревания у несовершеннолетних появляется особое стремление к самостоятельности и проявляется чрезмерное упрямство.


В период взросления подросток начинает чувствовать себя особенно самостоятельным и стремится присоединиться к группе одногодок. В таких группах образуется подростковая субкультура со своими внутренними ценностями, нормами, интересами, языком и символами. Иногда данная субкультура имеет существенные отличия от общепризнанных норм морали и права. Несовершеннолетними чаще, чем взрослыми, совершаются преступления именно в группе.

Следует отметить, что одним из важных факторов преступности несовершеннолетних является детская безнадзорность. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи или детского коллектива. Причиной отчуждения детей в первую очередь является
безразличие родителей, ближайших родственников и воспитателей.

Не следует считать, что к безнадзорным относятся несовершеннолетние исключительно из антисоциальных семей. Довольно часто среди безнадзорных несовершеннолетних немало ребят из материально обеспеченных и благополучных семей.

Такие подростки имеют в семье все что необходимо, но при этом у них нет никаких обязанностей перед родными и близкими. Такой
ребенок живет одним днем, без собственных целей и перспектив, стремится только к развлечениям и легко может попасть под чужое
отрицательное влияние.

Еще одним немаловажным фактором является бродяжничество. Самовольные уходы подростка из семьи создают непосредственную
опасность для его жизни и здоровья, а также способствуют совершению преступлений.

По мере развития бродяжничества начинают появляться те или иные формы асоциального поведения: попрошайничество, хулиганские поступки, сексуальные действия, употребление алкогольных напитков и наркотических средств.

Как вести себя родителям, если ребенок попал в плохую компанию?

Если вы попадетесь на слежке, проверке карманов или просмотре мобильного телефона, восстановить уважение в глазах несовершеннолетнего будет очень трудно. А это резко уменьшит возможность вашего влияния.


Ребенок, оказавшийся в плохой компании, – это трагедия для всей семьи, но на разных этапах и в разной степени с этим сталкивается
подавляющее большинство семей.

Необходимо держать себя в руках, сохранять спокойствие и тщательно взвешивать все слова. Все, что требуется от родителей, – это внимание к рассказам подростка и одобрение того, что действительно достойно этого. Необходимо воздерживаться от критики в адрес ребенка, особенно резкой. Никогда не стоит критиковать его друзей.

Стоит помнить, что у подростков сильно развито чувство протеста, и если им что-то запрещать в ультимативной форме, то они будут еще больше тянуться к запретному.

Плохая компания – это лишь следствие. Причины куда серьезнее, и каждая из них, в сущности, говорит об одном: винить посторонних людей как минимум глупо. Винить не стоит ни дворовую компанию, ни ребенка, ни себя. Вам предстоит долгий путь к взаимопониманию и доверию, и самым надежным вектором будет ваша честная оценка ситуации.

Первое и самое важное, что нужно сделать, – постараться во что бы то ни стало сохранить с ребенком доверительные отношения. Необходимо дать ему понять, что родители признают в нем взрослого человека и уважают его самостоятельность.

Для предупреждения преступности несовершеннолетних большое значение имеет выявление взрослых лиц, вовлекающих подростков
в преступную деятельность. Своевременность такого выявления позволяет быстро предотвратить готовящееся преступление или пресечь преступную деятельность.

Прямое отношение к предупреждению преступлений несовершеннолетних имеют также своевременное возбуждение уголовного дела, быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, а также правильное применение мер пресечения.

Читайте также: