Как правовые аспекты соотносятся с этическим решением

Обновлено: 28.06.2024

Если консультанты не разобрались в своих (и своих клиентов) личностных ценностях, плохо представляют свою этическую и юридическую ответственность, они могут нанести вред своим клиентам, несмотря на самые благие намерения (Huber, 1994; Remley, 1991). Поэтому, прежде чем приступать к оказанию помощи другим людям, консультантам необходимо накопить достаточные знания о себе самих в дополнение к изучению этических и правовых принципов, относящихся к гфофессии консультирования.

В данной главе рассматриваются этические стандарты, правовые ограничения и нормы, которыми руководствуются консультанты. Все это существенно для их работы и благополучия, а также для успеха процесса консультирования. В отдельных случаях (но не во всех) этические и юридические нормы совпадают (Wilcoxon, 1993).

Определения: этика, мораль, право

Закон — это точная формулировка руководящих стандартов, установленных для того, чтобы гарантировать юридическую и моральную справедливость (Hummell, Talbutt & Alexander, 1985). Закон может быть установлен законодательным органом, решением суда или традицией, как это имеет место в английском обычном праве (Anderson, 1996). Закон не диктует, что является этически верным в данной ситуации, он определяет, что является законным. Иногда то, что не противоречит законам в данный период времени (например, отдельные аспекты расовых, возрастных, сексуальных вопросов), признается определенной частью общества неэтичным и аморальным. В качестве примера можно привести противоречие между юридическими и этическими аспектами в принятой в 1994 году Поправке Хелмса/Смита к Закону о начальном и среднем образовании (Elementary and Secondary Education ActESEA). В этой поправке предпринималась попытка урезать финансирование школ, проводящих консультирование для учащихся-гомо-сексуалов и лесбиянок.

Конфликты между законом и морально-этической системой общества могут происходить на разных уровнях (табл. 3.1). Часть из этих конфликтов решается в суде. Действительно, многие консультанты относятся к жалобам этического характера с не меньшей серьезностью, чем к судебным искам (Chauvin & Remley, 1996). Хотя законы более объективны и конкретны, чем большинство этических и моральных кодексов, они зачастую изменяются в ответ на требования отдельных людей или групп.

Взаимодействие этики и права

Пример
1. Этично и законно Точное следование закону Соблюдение конфиденциальности в отношениях с клиентом, что также регулируется законом о неразглашении
2. Этично и незаконно Невыполнение несправедливого закона Отказ нарушить обещанную конфиденциальность даже по запросу суда.
3. Этично и не регули- руется законом Совершение доброго дела, когда это не запрещено законом Бесплатное обслуживание неимущих клиентов
4. Неэтично и законно Следование несправедливому закону . Следование указу Федеральной профессиональной комиссии, провозглашающему, что этические кодексы не могут препятствовать использованию рекомендательных писем в рекламе услуг консультирования
5. Неэтично и незаконно Нарушение справедливого закона Раскрытие конфиденциальной информации, защищенной законом о неразглашении
6. Неэтично и не регулируется законом Нанесение вреда, без нарушения закона Поощрение зависимости клиента с целью усиления ощущения собственной власти

Источник: Ethical and professional issues in counseling (p. 86), by R. R. Cottone and V. M. Tarvydas, 1998, Upper Saddle River NJ: Prentice Hall and Guide to ethical practice in psychotherapy by A. Thompson, 1990, New York: John Wiley & Sons.

Этика и консультирование

С этическими и ценностными проблемами сталкиваются все профессиональные консультанты. Тем не менее некоторые из них оказываются лучше осведомленными или более подготовленными к разрешению этих проблем. Паттерсок (Patterson, 1971) заметил, что профессиональное соответствие консультантов связано со знанием и практическим применением ими этических принципов Уэлфел (Welfel, 1998) добавляет, что и эффективность консультантов связанг с их этическими знаниями, а также способностью поступать в соответствии с ними.

Вот несколько наиболее распространенных форм неэтичного поведения в консультировании (Levenson, 1986; Pope & Vetter, 1992; Swanson, 1983a):

• превышение уровня профессиональной компетенции;

• пренебрежение своими обязанностями;

• претензии на компетенцию, которой не обладаешь;

• навязывание собственных ценностей клиенту;

• попытка поставить клиента в зависимость;

• сексуальные действия с клиентом;

• определенные конфликты интересов, такие как двойственные отношения;

• спорные финансовые договоренности, в частности назначение чрезмерной платы;

И за рубежом, и в России сравнительно редко предметом общественных обсуждений становятся вопросы этики данных и этические вопросы, встающие перед бизнесом, разработчиками, законодателями и государством. Существующие законы в сфере защиты персональных данных граждан пока недостаточно эффективны, а кодексы этики данных не имеют статуса обязательных и общепринятых и не оказывают кардинального влияния на сферу их оборота.

2.3.1 Дата-этика в регулировании

Когда мы говорим о документах и актах, фиксирующих этические принципы применения цифровых технологий, важно понимать, что во многих сферах (в медицине, правосудии и т. д.) давно существуют свои профессиональные кодексы этики. Их нужно учитывать при создании новых документов, регулирующих применение цифровых технологий. Разработка единого и универсального кодекса этики вряд ли возможна в обозримом будущем. Такой кодекс будет либо слишком общим и кратким, не отвечающим полностью потребностям конкретных отраслей и неприменимым на практике ни в одной из них, либо чересчур подробным и даже противоречивым.

Публичные обсуждения, кейсы на основе применения тех или иных принципов и идей на практике, разбор успешных вариантов и ошибок позволяют детально исследовать область этики данных. Каждый год разрабатываются новые этические кодексы, фреймворки, гайдлайны, прочие рекомендаций по работе с данными. Соответственно, их можно классифицировать:

здравоохранение, социальная защита, госуправление, юриспруденция, борьба с преступностью, финансы, промышленность и т. д.;

документы ООН, документы, касающиеся управления в отдельном городе или в конкретной компании (например, правила по этичному использованию технологии распознавания лиц в полиции Лондона или принципы ИИ Microsoft).

Законодательство о защите ПД уже принято или подготавливается во многих странах, причем все больше развитых государств склоняется к модели достаточно жесткой регуляторной и правоприменительной модели. На основе различных базовых ценностей можно выделить условно три модели регулирования обработки ПД: европейскую, американскую и китайскую. Правоприменительная практика в отношение одной и той же технологии может кардинально различаться, что наглядно демонстрирует разногласие по поводу применения технологии распознавания лиц (см. раздел 5.2.2).

В Швеции в августе 2019 года средняя школа была оштрафована на 200 000 шведских крон (около 20 000 евро) за использование камеры с функцией распознавания лиц для контроля посещаемости. Профильный контрольно-надзорный орган (Data inspektionen) счел, что согласие учащихся на сбор их биометрических данных не является достаточным основанием для распознавания лиц, поскольку учащиеся находятся в зависимом от школы положении и, как следствие, их согласие не было полностью добровольным.

Европейская модель. В основе европейской концепции регулирования использования ПД лежит идея о недопущении избыточного контроля над частной жизнью человека ни со стороны государственных институтов, ни со стороны корпораций. Такой подход, по крайней мере в теории, свойственен всем европейским государствам. Если внедрение новых технологий или порядков работы с данными потенциально способно нарушить права человека, возникает широкое общественное сопротивление. Правительству приходится придумывать, как работать с сопротивлением граждан (используя механизмы убеждения, просвещения, иные доступные и этичные способы), если использование технологии принесет значительную пользу для общества в целом.

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Конвенция Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных отражают эту идею.

Суть европейского подхода наиболее конкретно выражена в Генеральном регламенте о защите персональных данных (General Data Protection Regulation, GDPR)

Суть европейского подхода наиболее конкретно выражена в Генеральном регламенте о защите персональных данных (General Data Protection Regulation, GDPR), принятом в ЕС и вступившем в силу в 2018 году. Сегодня GDPR широко обсуждается не только в Европе, но и во всем мире. Его отличают чрезвычайно высокие штрафы за нарушения предписаний регламента: в зависимости от того, какие именно статьи нарушены, штрафы доходят до 20 млн евро, или 4% от мирового годового оборота компании. Кроме того, значима экстратерриториальность этого акта: GDPR обязаны соблюдать все операторы, работающие на территориях стран — участниц ЕС и ЕЭС, а также любые компании в любой точке мира, которые обрабатывают ПД граждан ЕС и ЕЭС. Регламент предоставляет субъекту ПД широкий спектр прав и в целом сильнее, чем подобные законы в других странах, ограничивает возможности бизнеса по обработке данных физических лиц. Например, по запросу гражданин может получить полную копию тех данных о себе, которые хранятся у компании, и потребовать полностью удалить их. И наконец, GDPR обязывает операторов ПД назначать специальное должностное лицо (data protection officer), уполномоченное следить за соблюдением требований GDPR в компании и обладающее широкими полномочиями.

Значимым международным документом, содержащим обязательные правовые нормы о приватности данных, является Конвенция Совета Европы о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера 1981 года (Конвенция 108). В настоящее время находится в процессе подписания текст Конвенции 108+, который приводит нормы исходной конвенции в соответствие с новыми реалиями цифрового мира и включает:

более жесткие требования к соблюдению принципов пропорциональности и минимизации, а также к законности обработки;

расширение перечня данных, обработка которых требует особых гарантий: включены биометрические данные, генетические данные и данные об этническом происхождении;

новые положения о правах лиц в случаях, когда решения принимаются на основании алгоритмизированной обработки данных, в частности положение о том, что решение не может быть принято без учета позиции субъекта;

Обновленный текст Конвенции (протокол к Конвенции CETS. No. 223) пока не вступил в силу. Текст утвержден решением Комитета Министров Совета Европы от 18 мая 2018 года.

Читайте также: