Как правовая категория бюджет это тест

Обновлено: 04.07.2024

1. Какие доходы от местных налогов зачисляются в бюджеты поселений :
1. земельный налог +
2. НДС
3. налог на имущество физических лиц
4. транспортный налог +
2. Кто определяет назначения и структуру кодов бюджетной классификации РФ :
1. Государственная Дума РФ
2. Министерство финансов РФ +
3. Совет Министров РФ
4. Совет Федерации РФ
3. По каким нормативам распределяются между бюджетами РФ акцизы на алкогольную продукцию:
1. 75%
2. 100%
3. 60% +
4. В каком году в России был составлен первый бюджет :
1. 1551
2. 1641 +
3. 1861
5. Классификация расходов бюджетов РФ- это :
1. группировка социальных программ, финансируемых бюджетами всех уровней
2. группировка объектов, финансируемых бюджетами всех уровней
3. группировка расходов бюджетов всех уровне бюджетной системы РФ +
6. Основной принцип бюджетных полномочий государственных органов власти субъектов РФ и органы местного самоуправления — это:
1. самостоятельность +
2. подотчетность
3. бессрочность
7. Бюджет выполняет следующую главную задачу:
1. Предоставление международного кредита
2. Перераспределение ВВП +
8. К безвозмездным поступлениям относятся:
1. иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ +
2. дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ +
3. субвенции из федерального бюджета или из бюджетов субъектов РФ +
4. доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах обществ
5. прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий
9. Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти направляются:
1. на финансирование обеспечение непредвиденных расходов +
2. на финансирование учебных заведений
3. на финансирование капитального строительства
10. Размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти не может превышать:
1. 3% утвержденного общего объема расходов, установленных законами о соответствующих бюджетах +
2. 10 % утвержденного общего объема расходов, установленных законами о соответствующих бюджетах
3. 5 % утвержденного общего объема расходов, установленных законами о соответствующих бюджетах
11. Бюджетная классификация РФ- это:
1. группировка источников финансирования дефицитов бюджета бюджетной системы РФ
2. группировка бюджетов бюджетной системы РФ
3. группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета бюджетной системы РФ +
12. Какая особенность расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов:
1. свободное инвестирование средств
2. расходование в соответствие с текущими потребностями исполнительных органов
3. строгое целевое назначение расходов +
13. Средства обязательного социального страхования являются:
1. федеральной государственной собственностью +
2. смешанной собственностью
3. собственностью страховщика
14. Какой федеральный орган осуществляет внешнюю проверку годового отчета об исполнение федерального бюджета:
1. Счетная палата РФ +
2. Министерство финансов РФ
3. Федеральное казначейство
15. С каким понятием связан механизм перераспределения бюджетных ассигнований:
1. бюджетным федерализмом +
2. возвратности
3. открытости

16. Какие доходы подлежат зачислению в бюджет:
1. межбюджетные трансферты
2. налоговые доходы +
3. неналоговые доходы +
17. Не позднее скольких дней до дня внесения проекта закона о федеральном бюджете в ГД РФ вносится закон в правительство РФ:
1. 20
2. 15 +
3. 30
18. Для изъятия избыточной денежной массы из экономики были созданы:
1. фонд поддержки экономики
2. резервный фонд +
3. фонд национального благосостояния +
4. фонд финансирования дорожного строительства
19. Цель создания федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ:
1. выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ +
2. повышение благосостояния населения субъекта РФ
3. повышение инвестиционной привлекательности субъекта РФ
20. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование — это:
1. индивидуально безвозмездные обязательные платежи, которые выплачиваются в бюджет Пенсионного Фонда РФ
2. индивидуально возмездные обязательные платежи, которые выплачиваются в бюджет Пенсионного Фонда РФ +
3. индивидуально безвозмездные не обязательные платежи, которые выплачиваются в бюджет Пенсионного Фонда РФ
21. Перечислите доходы, формирующие бюджет федеральным фондом обязательного медицинского страхования:
1. неналоговые доходы +
2. налоговые доходы +
3. межбюджетные трансферты
22. Государственный бюджет — это:
1. Золотовалютный резерв государства
2. Общегосударственные финансы, территориальные финансы, финансы хозяйствующих субъектов
3. важнейшее звено хозяйственной системы, обеспечивающее перераспределение национального дохода +

23. Расходы бюджета — это:
1. денежные средства, выплачиваемые из бюджета, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета +
2. денежные средства, выплачиваемые из бюджета, включая источники, финансирования дефицита бюджета
3. денежные средства, выплачиваемые из бюджета, государственной корпорации
24. Количество уровней бюджетной системы зависит:
1. принципов построения бюджетной системы
2. государственного устройства страны +
3. экономической целесообразности
4. полномочий органов власти и управления
25. Денежные фонды, имеющие строго целевое назначение- это:
1. бюджет предприятия,
2. государственный бюджет
3. внебюджетные специальные фонды. +

5. Функция страхования, означающая, что при наступлении страхового случая и выплате обусловленной договором денежной суммы происходит полное или частичное погашение потерь, понесенных страхователями, называется:
• восстановительной

6. Не предусмотрен налоговым производством способ уплаты налога:
• имуществом

7. Норма налогового права, согласно которой не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом, относится к:
• запрещающим

8. Финансовые правоотношения не затрагивают:
• отношения по поводу взимания административных штрафов

9. Денежное обращение представляет собой:
• наличное и безналичное движение денежных средств

10. Профессиональные участники рынка ценных бумаг не осуществляют:
• лизинг

11. Юридическое лицо открывает расчетный счет в учреждении банка. В этом случае заключается договор:
• банковского счета

12. Списание денежных средств со счета предприятия по исполнительным документам физического лица на выплату авторского вознаграждения осуществляется:
• во вторую очередь

13. Федеральная служба налоговой полиции осуществляет:
• вневедомственный контроль

14. Отличие сбора от налога обусловлено:
• наличием специальной цели и специального интереса

15. Предприятие А в течение дня вносит в кассу предприятия Б наличные деньги за оказанные услуги в размере 12 000 рублей (лимит расчетов между юридическими лицами наличными денежными средствами в тот момент составлял 10 000 рублей). Размер санкций за нарушение кассовой дисциплины составит:
• 24 000 рублей

16. Страховщик, принявший в перестрахование риски, называется:
• перестраховщиком

17. Избранный в стране тип валютного режима не определяет:
• направления расходования наличных валютных средств физическими лицами

18. Нормативные акты Банка России не издаются в форме:
• постановления

19. К какой составляющей финансово-правовой нормы относится следующее положение: физическое лицо может заплатить налог на доходы только в случае наличия соответствующего дохода?
• гипотезе

20. Порядок взыскания штрафов органами валютного контроля с физических лиц:
• установлен в судебном порядке

21. Ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение части прибыли юридического лица в виде дивидендов – это:
• акция

22. Не является функцией Центрального банка РФ в части валютного регулирования:
• регистрация эмиссии ценных бумаг кредитными организациями

23. Лизинг – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам, предполагающий:
• выкуп имущества лизингополучателем

24. Не относится к направлениям валютного контроля:
• проверка полноты и своевременности перечисления в бюджет налоговых платежей по внешнеэкономическим операциям

25. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг не имеет право:
• устанавливать обязательные для кредитных организаций нормативы достаточности собственных средств

26. Банк открыл счет филиалу коммерческой организации, не являющемуся юридическим лицом. Это счет:
• текущий

27. Не являются участниками бюджетного процесса:
• коммерческие организации

28. В систему Центрального банка РФ не входят:
• коммерческие банки

29. За нарушения кредитной организацией федеральных законов Банк России имеет право:
• взыскать штраф в размере до 1/10 процента от размера минимального уставного капитала

30. Отчет об исполнении федерального бюджета за финансовый год представляет:
• Правительство РФ

31. В банковскую систему России не входит:
• иностранный банк

32. Не относится к налоговым правонарушениям:
• незаконная выдача должностным лицом документа о налоговой льготе

33. Реализация бюджетных прав муниципальных образований осуществляется:
• органами местного самоуправления

34. В сфере денежного обращения на Банк России возлагается следующая функция:
• установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций

35. В Российской Федерации действует режим валютного регулирования:
• режим валютного государственного регулирования

36. Не являются сопутствующими договорами при осуществлении лизинговых сделок:
• договора купли-продажи

37. С точки зрения финансового права бюджет – это:
• форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти разных уровней

38. Медицинское страхование относится к:
• личному страхованию

39. Не является нарушением валютного законодательства:
• нарушение порядка уплаты налоговых платежей по внешнеэкономическим операциям

40. Не является функцией Банка России:
• совершенствование бюджетной системы, разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения

41. Договор перестрахования, вносящий элемент обязательности в отношения участников соответствующего договора, называется:
• договором облигаторного перестрахования

42. Не относятся к предметам лизинга:
• земельный участок

43. Налог на прибыль организаций – это налог:
• прямой, регулирующий

44. Не является обязательным нормативом Банка России:
• минимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика)

45. Не относится к условиям государственного кредита:
• безвозмездность

46. Не является обязательным нормативом Банка России
• минимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика)

47. Предприятие А в течение дня вносит в кассу предприятия Б наличные деньги за оказанные услуги в размере 12 000 руб. (лимит расчетов между юридическими лицами наличными денежными средствами в тот момент составлял 10 000 руб.). Размер санкций за нарушение кассовой дисциплины составит:
• 24 000 руб.

48. Какой из актов может являться нормативно-правовым источником финансового права:
• инструкция Министерства финансов РФ

49. К особенностям финансово-правовых норм относятся:
• их преимущественно императивный характер

50. Бюджеты государственных внебюджетных фондов утверждаются:
• Федеральным Собранием РФ

51. По юридической силе финансово-правовые акты подразделяются на:
• законодательные
• подзаконные

52. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика – содержание следующего признака налога:
• индивидуальная безвозмездность налога

53. К публично-правовым образованиям как субъектам финансового права относятся:
• Российская Федерация в целом и ее субъекты, муниципальные образования

54. Право хозяйственного ведения предполагает:
• предприятие самостоятельно распоряжается полученной прибылью

55. Правовая форма отчета об исполнении бюджета Российской Федерации:
• федеральный закон

56. Общая цель деятельности Счетной палаты РФ:
• осуществление государственного финансового контроля за исполнением федерального бюджета

57. Расходы бюджетов осуществляются в форме:
• бюджетных ассигнований

58. Обязанной стороной в расходном обязательстве является:
• публично-правовое образование

59. Расходы бюджета – это:
• денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления

60. Составление проекта федерального бюджета возлагается на:
• Правительство РФ

61. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется:
• Федеральным казначейством РФ

62. Уставный фонд формируется на государственном и муниципальном унитарном предприятии:
• основанном на праве хозяйственного ведения

63. Первичное (исходное) правоотношение, в рамках которого возникает обязанность выплатить средства из бюджета:
• расходное обязательство

64. Финансы государственных и муниципальных предприятий – это:
• децентрализованные фонды денежных средств

65. В состав доходов бюджетной системы входят:
• налоговые и неналоговые доходы

66. Обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков государственными органами, органами местного самоуправления юридически значимых действий:
• сбор

67. Признак нецелевого характера использования свойствен безвозмездным перечислениям в виде:
• дотаций

68. Согласно различным классификациям налог на добавленную стоимость является:
• косвенным налогом
• закрепленным за федеральным бюджетом

69. Санкция финансово-правовой нормы – это:
• мера государственного принуждения

70. Государственная Дума рассматривает проект Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год:
• в трех чтениях

71. Единственно законная форма отчуждения собственности физических и юридических лиц, не носящая характер наказания с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти:
• налог

72. Какой орган осуществляет лицензирование деятельности кредитных организаций:
• Центральный банк РФ

73. Финансовые правоотношения – это:
• общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований по поводу формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств

74. Под бюджетом понимается:
• форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления

75. Право на использование бюджетных средств относится:
• к материальным бюджетным правам

76. Деньги выполняют функцию:
• средства платежа

77. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов утверждаются в форме:
• федеральных законов

78. Финансы – это:
• отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств

79. Бюджетный процесс – это:
• деятельность органов государственной власти и местного самоуправления и участников бюджетного процесса, регламентированная бюджетным законодательством, по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также контролю за составлением, рассмотрением и исполнением бюджетов

80. Документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг – это:
• государственное (муниципальное) задание

81. Налоговый период по отдельным видам налогов:
• календарный год, или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате

82. В чьем ведении находится Федеральное казначейство:
• Министерства финансов РФ

83. Предварительный финансовый контроль осуществляется:
• до совершения финансовой операции

84. Средства, получаемые Центральным банком РФ, поступают:
• 50% перечисляется в бюджет, 50% остаются банку

85. В ходе деятельности предприятия уставный фонд может быть:
• увеличен или уменьшен

86. Какие элементы налогообложения должны быть определены для того, чтобы налог считался законно установленным:
• налогоплательщики, объект, налоговая база, ставка, налоговый период, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты

87. В числе неналоговых доходов можно назвать:
• доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

88. Регулирование денежного обращения является функцией:
• Центрального банка РФ

89. Средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества:
• подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме

90. В Российской Федерации бюджетная система включает в себя:
• бюджеты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и бюджеты государственных внебюджетных фондов

91. Центральный банк РФ является плательщиком:
• на прибыль организаций

93. К основным принципам организации денежного обращения в Российской Федерации относятся следующие:
• обязанность организаций сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в их кассах
• обязанность организаций хранить свои денежные средства в учреждениях банков

94. Плата за пользование бюджетными кредитами относится к виду неналоговых доходов:
• к доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

95. В финансовом праве преобладают нормы:
• обязывающие

96. Предмет финансового права:
• отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств

97. Средства какого государственного внебюджетного фонда направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т. п.:
• Фонда социального страхования РФ

98. Минимальный размер уставного фонда государственного предприятия должен быть не меньше:
• пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда на дату государственной регистрации предприятия

99. Какой из нижеперечисленных фондов не относится к государственным внебюджетным фондам:
• резервный фонд Правительства РФ

100. Финансовая правоспособность — это:
• способность иметь финансовые права и обязанности, предусмотренные в законе

1. Выберите формы финансирования расходов бюджета:
а) сметное финансирование, портфельные инвестиции, международные трансферты, бюджетные кредиты
б) сметное финансирование, бюджетные инвестиции, государственные трансферты, бюджетные кредиты +
в) сметное финансирование, бюджетные инвестиции, государственные трансферты

2. Каковы принципы распределения расходов между бюджетами:
а) ведомственной подчиненности, территориального расположения +
б) самостоятельности, полноты
в) обоснованности, эффективности

3. Расходы бюджета на экономическую деятельность охватывают:
а) государственные капитальные вложения
б) государственные субсидии и дотации предприятиям
в) государственные субсидии и дотации предприятиям, государственные капитальные вложения, операционные расходы +

4. Расходы бюджета на социальную защиту включают расходы:
а) на субсидии и помощь отдельным гражданам +
б) на охрану здоровья
в) на духовное и физическое воспитание

5. Расходы бюджета на социальную сферу включают расходы:
а) на управление
б) на субсидии и помощь отдельным гражданам
в) на образование, охрану здоровья, физическое воспитание +

6. Расходы бюджета на социальное обеспечение включают расходы на:
а) науку и образование
б) государственное обеспечение граждан, которые не могут себя содержать самостоятельно +
в) субсидии и помощь отдельным гражданам

7. Расходы бюджета на науку включают расходы:
а) на финансирование общеобразовательных школ и высших учебных заведений
б) на финансирование фундаментальных исследований
в) на финансирование государственных и межгосударственных научно – технических программ, финансирование фундаментальных исследований +

8. Расходы бюджета на оборону охватывают расходы:
а) на закупку вооружения, военной техники, содержание воинских частей, выплату пенсий военнослужащим +
б) на содержание воинских частей, выплату пенсий военнослужащим, финансирование фундаментальных исследований
в) на содержание воинских частей, выплату пенсий военнослужащим

9. Расходы бюджета в сфере международной деятельности включают в себя:
а) международные расчеты
б) содержание международных организаций
в) оплату взносов в международные организации +

10. Расходы на обслуживание государственного долга включают в себя:
а) финансирование международных расчетов
б) расходы на погашение задолженности и процентов +
в) расходы на погашение международных кредитов

11. Сметное финансирование – форма финансирования, при которой:
а) бюджетные ассигнования выделяются на основании смет +
б) бюджетные ассигнования выделяются на основании договора
в) бюджетные ассигнования выделяются на основании соглашения

12. Бюджетное финансирование инвестиционных проектов характеризует выделение государственных ассигнований:
а) на социальную сферу
б) на производственную сферу +
в) на непроизводственную сферу

13. Государственные субсидии – форма предоставления государственной финансовой помощи:
а) физическим и юридическим лицам +
б) международным организациям
в) центральному банку

14. Государственные субвенции предполагают:
а) паевое участие коммерческих банков в финансировании отдельных расходов и проектов
б) паевое участие субъектов предпринимательской деятельности в финансировании отдельных расходов и проектов +
в) паевое участие страховых организаций в финансировании отдельных расходов и проектов

15. Государственные дотации – это выделение средств из бюджета:
а) на финансирование центрального банка
б) на финансирование государственных целевых программ
в) на покрытие убытков предприятий +

16. Бюджетные кредиты – это предоставление:
а) коммерческим банкам временной финансовой помощи на условиях возвратности
б) коммерческим предприятиям временной финансовой помощи на условиях возвратности +
в) международным организациям временной финансовой помощи на условиях возвратности

17. Необходимо назвать главное задание бюджетного планирования:
а) равновесие доходов и расходов +
б) бюджетный профицит
в) планирование доходной части бюджета

18. Что такое равновесие доходов и расходов бюджета:
а) планирование расходов без гарантированных поступлений
б) отсутствие превышения расходов над постоянными доходами бюджета
в) расходы бюджета имеют соответствующие источники финансирования +

19. Признаки бюджетного дефицита:
а) формы проявления, причины возникновения, направления средств +
б) формы проявления, причины возникновения
в) формы проявления, источники финансирования

20. Назовите формы проявления бюджетного дефицита:
а) официальный, фиктивный
б) открытый, скрытый +
в) не утвержденный, официальный

21. По причинам возникновения бюджетного дефицита различают:
а) вынужденный, сознательный +
б) скрытый, сознательный
в) фальсифицированный, сознательный

22. Следствием чего является вынужденный бюджетный дефицит:
а) скрытого завышения расходной части бюджета
б) экономического и социального кризиса +
в) нерационального планирования

23. Назовите источники покрытия бюджетного дефицита:
а) внешние, внутренние
б) мобилизация свободных денежных средств предприятий и населения
в) государственные займы, эмиссия денег +

24. Чем является эмиссия денег:
а) реальным источником покрытия бюджетного дефицита
б) необеспеченным источником покрытия бюджетного дефицита +
в) обеспеченным источником покрытия бюджетного дефицита

25. Чем являются государственные займы:
а) нереальным источником покрытия бюджетного дефицита
б) необеспеченным источником покрытия бюджетного дефицита
в) полноценным источником покрытия бюджетного дефицита +

26. Чем характеризуется вертикальная структура бюджета:
а) принципами построения бюджетной системы
б) бюджетным устройством, бюджетной системой +
в) межбюджетными отношениями

27. Что показывает бюджетное устройство:
а) способы построения бюджетной системы +
б) совокупность бюджетов, формирующихся в государстве
в) разделение доходов и расходов между звеньями бюджетной системы

28. Вертикальные уровни бюджетов устанавливаются соответственно:
а) автономности бюджетов
б) децентрализации бюджетов
в) политического устройства государства и административного – территориального деления +

29. Назовите виды бюджетов:
а) высшие, низшие
б) центральные, местные +
в) консолидированный, местные

30. Важнейшее направление бюджетного устройства:
а) размежевание доходов и расходов между бюджетами +
б) вертикальное деление бюджетов
в) обеспечение равновесия доходов и расходов

и принципы бюджетного права. Бюджетные правоотношения" N 1. Как соотносятся между собой приведенные понятия, найдите их определения: 1) финансовое право - бюджетное право - бюджетный контроль; 2) бюджетный процесс - бюджетное право - бюджетное устройство; 3) консолидированный бюджет - федеральный бюджет - бюджет Союза Беларуси и России; 4) государственная казна Российской Федерации - федеральный бюджет - Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней - золотовалютные резервы Банка России; 5) бюджетное законодательство - муниципальный правовой акт о местном бюджете - нормативный правовой акт, регулирующий бюджетные отношения; 6) бюджетное законодательство - закон о финансах - закон о бюджете на очередной финансовый год; 7) национальное богатство - национальный доход - доходы бюджета. N 2.

О какой из трех ипостасей бюджетного права - науке, учебной дисциплине или подотрасли права - идет речь в следующих отрывках фраз: а) бюджетное право регулирует. б) бюджетное право исследует. в) бюджетное право устанавливает. г) бюджетное право изучает. д) в программу курса бюджетного права входят. N 3. Какие из перечисленных определений можно отнести к понятию бюджета. Какие из них, по вашему мнению, соответствуют понятию бюджета как правовой категории, а какие - понятию бюджета как категории экономической: А. Финансовый план образования и использования публичного фонда денежных средств. Б. Закон. В. Форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для выполнения публичных задач в расчете на финансовый год. Г. Форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств публично-территориального образования. Д. Фонд денежных средств. Е.

Виды норм Примеры бюджетно-правовых норм
Материальные
Процессуальные

Виды норм Примеры бюджетно-правовых норм
Регулятивные
Охранительные

Виды норм Примеры бюджетно-правовых норм
Обязывающие
Разрешающие
Запрещающие

В мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 N 9-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год" и приложений к ним в связи с запросом группы членов Совета Федерации и жалобой гражданина А.В. Жмаковского" сформулированы следующие положения: ". в правовой системе Российской Федерации (статья 15, часть 4, Конституции Российской Федерации) федеральный закон о федеральном бюджете представляет собой законодательный акт особого рода. По смыслу статьи 104 (часть 3) во взаимосвязи с другими указанными положениями Конституции Российской Федерации и конкретизирующим их Бюджетным кодексом Российской Федерации, в федеральный закон о федеральном бюджете - исходя из его природы и предназначения в правовом государстве - включаются на основе принципов сбалансированности, достоверности и реальности предписания, касающиеся доходов и расходов Российской Федерации и относящиеся к периоду, на который принимается данный закон. Федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, то есть предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов. Как таковой он не порождает и не отменяет прав и обязательств и потому не может в качестве lex posterior (последующего закона) изменять положения других федеральных законов, в том числе федеральных законов о налогах, а также материальных законов, затрагивающих расходы Российской Федерации, и тем более - лишать их юридической силы. Из этого следует, что в Российской Федерации как правовом государстве - в силу вытекающих из Конституции Российской Федерации требований - федеральный закон о федеральном бюджете не может устанавливать положения, не связанные с государственными доходами и расходами. ". Судья Конституционного Суда Н.С.

Бондарь, однако, высказал особое мнение, согласно которому: ". характеристики федерального закона о федеральном бюджете относятся, в своей основе, к процедурно-процессуальным особенностям разработки и принятия такого закона, не составляют в совокупности какого-либо системного единства, позволяющего обосновать его качественную, нормативно-правовую уникальность как "акта особого рода", исходя из которой явствовало бы его особое место в правовой системе государства. Фактически единственной конституционной характеристикой федерального закона о федеральном бюджете является указание о нем в тексте Конституции Российской Федерации, что (как, впрочем, и иные названные признаки) свидетельствует не об "особом роде", особом месте или особой юридической силе такого федерального закона, а о конституционной значимости предмета его правового регулирования (бюджетные отношения), предопределяющего необходимость установления на конституционном уровне гарантий своевременности, действенности, социально-экономической обоснованности и исполнимости бюджетно-финансовых решений. Если исходить из того, что федеральный закон о федеральном бюджете является законодательным актом "особого рода", то не следует ли из этого вывод противоположного характера? Содержащаяся в том же пункте 2 мотивировочной части Постановления оговорка, что на федеральный закон о федеральном бюджете не распространяется действие принципа lex posterior (последующее отменяет предыдущее), только усиливает сомнения относительно вывода о прямой зависимости между "особым родом" федерального закона о федеральном бюджете и недопустимостью приостановления им положений других федеральных законов. ". Выскажите свое собственное мнение по вопросу о том, является ли федеральный закон о федеральном бюджете законом особого рода, какова его юридическая сила по отношению к иным федеральным законам в случае возникновения коллизии, аргументируйте свое мнение конкретными примерами. При ответе приветствуется дискуссия, возможно проведение ситуационной игры по предлагаемой схеме. Аудитория разделяется на группы: 1.

Сторонники приоритета закона о бюджете над иными законами (представители правительства). 2. Сторонники его "вторичности" по отношению к иным законам, устанавливающим права и обязанности юридических и физических лиц, обязательств государства (представители заявителя - адвокаты). 3. Нейтральные эксперты - ученые, специализирующиеся на финансовом праве. Разбираемая ситуация следующая. Федеральным законом о федеральном бюджете приостановлены выплаты денежных компенсаций в пользу отдельных категорий граждан льгот, установленных им Федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах", "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне". В каждой группе выбирается докладчик (несколько содокладчиков). Первым заслушивают заявителя, который излагает свою позицию, отвечает на возникающие в ходе доклада вопросы иных участников игры. Следующим выступает представитель правительства, после доклада также отвечает на вопросы. Третьим выступает эксперт, затем наступает стадия дополнений, где сторонами по очереди могут быть приведены дополнительные аргументы. Возможна также стадия прений, в которой стороны-противники указывают на ошибки друг друга. Преподаватель ведет игру, оценивает аргументы сторон и единолично либо совместно с избранными участниками (коллегиально) выносит вердикт в ту или иную пользу в зависимости от убедительности представленных аргументов. N 12. Какие из приведенных норм должны быть включены в ежегодный закон о бюджете, а какие - в постоянно действующий закон о бюджетном устройстве и бюджетном процессе: - утвердить дефицит федерального бюджета на 2011 год в сумме 1814004000 тыс. рублей; - бюджетный кредит может быть предоставлен только субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц - также по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности); - закрытое акционерное общество "Росэксимбанк" является агентом Правительства Российской Федерации, обеспечивающим по поручению Правительства Российской Федерации государственную поддержку экспорта промышленной продукции; - заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств; - в бюджет Пенсионного фонда подлежат зачислению недоимки, пени и штрафы по взносам организаций угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций; - впредь до внесения изменений в пункт 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1997 г. N 21-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации" при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производится в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с указанной статьей ГК РФ в первую и во вторую очередь; - внешняя проверка годового отчета об исполнении федерального бюджета осуществляется Счетной палатой Российской Федерации; - код классификация расходов бюджетов Российской Федерации состоит из кода главного распорядителя бюджетных средств, кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов, кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов. При ответе используйте Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" и БК РФ.

Читайте также: