Как правоохранительные органы влияют на правовую социализацию
Обновлено: 07.07.2024
Правоисполнительное поведение личности формируется в результате ее правовой социализации.
Правовая социализация личности — включение в ценностно-нормативную систему личности ценностей, охраняемых правом; овладение личностью правомерными способами поведения, формирование у нее чувства социальной ответственности и солидарности с правом.
Высший уровень правовой социализации — поведение личности на основе правосолидарных установок — привычное правоисполнительное поведение как устойчивая особенность нравственной личности. При этом нормы права соблюдаются не из страха наказания и даже не из чувства солидарности с правом, а по настоятельной нравственной потребности совершать только правомерные действия — жить достойно.
Дефектность правовой социализации может проявляться:
• в недооценке ценности права (правовой негативизм);
• в безответственном, легкомысленном отношении к требованиям закона (правовой инфантилизм);
• в активном неприятии норм права (правовой нигилизм);
• в сознательном преступном поведении.
Правовая социализация неразрывно связана с нравственным формированием личности.
Мораль и право — две взаимосвязанные формы регуляции поведения людей в обществе. Исполнение норм права обеспечивается силой государственного принуждения, исполнение норм нравственности — социально-психологическими механизмами. Моральная санкция осуществляется мерами духовного воздействия, правовая санкция — мерами юридической ответственности. Нормы права охватывают сферу безусловно должного поведения, нравственность — сферу сложных отношений между сущим и должным. Значительная часть общественных отношений регулируется одновременно и нормами права, и нормами нравственности. Возможное несоответствие между нормами права и нравственности — конфликт норм — устраняется, как правило, возобладанием норм нравственности. Но нельзя считать, что нравственность выше права. Само право для социализированной личности является нравственной ценностью.
Добровольно контролировать свое поведение социальными эталонами может только нравственная личность. Нравственное поведение— высший критерий человеческого поведения и основная предпосылка правоисполнительного поведения.
Нормы нравственности определяют культуру отношений между людьми, сложившуюся в многовековой истории человечества. В нравственности выражаются базовые потребности социума. Пересекаясь с другими формами соционормативной регуляции (правом, обычаями, традициями), нравственность имеет свою специфику.
Требования нравственности формируются стихийно, само- воспроизводятся в практике массового поведения. Они являются отражением исторического опыта в массовом сознании. Выполнение норм нравственности неуклонно контролируется социумом. Нравственные санкции — одобрение или осуждение — имеют идейно-духовный характер, адресуются в духовный мир индивида. Нравственная личность — индивид с развитым внутриличностным социальным контролем. Развитость механизма внутриличностного контроля является основой и правовой социализации личности.
Массовое исследование образа жизни преступников до совершения ими преступления показало, что все они до осуждения систематически совершали аморальные проступки.
Правонарушения совершают социально дезадаптированные лица. Социальная дезадаптация личности уходит истоками в раннюю юность и даже в отроческий период жизни индивида. Асоциальная личность формируется, как правило, в ответ на труднопреодолимые для нее жизненные коллизии. В этих условиях личность легко включается в асоциальную субкультуру и формирует свою асоциальную жизненную стратегию.
Поведение асоциального индивида определяется его представлениями о выгодах и невыгодах определенных поступков. Он склонен к оправданию всего того, что считает выгодным. Для этого он использует мощный механизм оправдательной мотивации, маскирующих мотивов. Представления тех благ, которые он может получить, резко снижают его способность критического отношения к используемым при этом средствах. И чем примитивнее психическая организация индивида, тем меньше его беспокоит моральная сторона используемых им средств.
Поведение людей в значительной мере зависит от взаимодействия сознания с малоосознаваемыми, подсознательными и бессознательными процессами. Правовые установки, правовая интуиция — все это полуавтоматизированные, в значительной мере подсознательные явления. Однако в своем генезисе они неизбежно связаны с сознательной деятельностью человека — с его категориально-ценностной ориентацией в действительности. Все составляющие правовой психологии — единый системный механизм адаптивного поведения личности и социальной группы. Правовые и общесоциальные ценности, представления и устремления людей слиты в единый психологический механизм их поведения.
Системным, комплексным является и механизм правовой социализации личности.,Правовая социализация индивида предопределяется его общесоциальной социализацией. Все, что противодействует нормальной социализации личности, неизбежно ведет и к дефектам правовой социализации. Особенно опасны для индивида стихийные влияния негативных сторон действительности. Десоциализируется тот индивид, который не охватывается релевантными для него средствами социально-положительного воздействия.
Поведение асоциальной личности связано с утратой ее социально-положительных притязаний. Девиантность становится для личности средством извращенного самоутверждения.
Социальная дезадаптация личности связана в ряде случаев не только с ценностной дезориентацией, но и с несформированностью у нее социально-положительных способов самоутверждения. К низменным формам поведения прибегает приниженная обществом личность.
Постоянное осознание индивидом своего несоответствия требованиям социальной среды вызывает надлом личности и ее внутренний протест против этих требований. Зарождается стремление индивида противостоять враждебной для него среде. Референтными для него становятся асоциальные группы. Индивид изыскивает средства самоутверждения в этих группах. Алкоголик, вор, хулиган утверждаются в асоциальной среде утрированием своих асоциальных качеств.
Итак, для того чтобы человек вел себя правомерно, он должен принять базовые социальные ценности, усвоить (интернализировать) основные нормы и способы социализированного поведения. Правовые представления и оценки могут быть сформированы лишь на этой основе.
Правовая социализация личности связана, конечно, не только с присвоением ею социальных ценностей, но и со специальным формированием правовых представлений и навыков правоисполнительного поведения, с формированием правосознания личности.
ЛЕКЦИЯ № 29. Социализация личности
ЛЕКЦИЯ № 29. Социализация личности Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизведения социальных норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он
55. Социализация личности
55. Социализация личности Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизведения социальных норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, которому он
Глава 7. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
5. Правовая психология общностей
5. Правовая психология общностей Юридическая психология рассматривает вопросы развития и существования больших социальных систем – общества в целом, основных общественных классов, а также широких этнических общностей (нация, народность). В больших социальных системах
6. Правовая психология личности
6. Правовая психология личности Основным предметом изучения юридической психологии является личность, поскольку хотя индивид является членом какой-то социальной группы, но прежде всего это живой человек со своими психологическими особенностями, социальным положением,
7. Правовая социализация
7. Правовая социализация Правовая социализация неотделима от личного и общественного правосознания. Чем выше уровень развития правовой психологии общества, социальной группы, отдельного коллектива, тем более высоко соответствие социально-психологических явлений
33. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. ФОРМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
33. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. ФОРМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ Личностью не рождаются, ею становятся. Становление личности происходит в ходе ее социализации, социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе
Социализация личности[69] . А. А. Реан
Социализация личности[69]. А. А. Реан Человек – существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить.
Правовая культура. Вводный курс
§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности
§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства
Глава 9 Правовая психология
Глава 9 Правовая психология § 1. Социально-регулятивная сущность права Отражение в сознании людей правозначимых сторон действительности и психическая регуляция человеком собственного правозначимого поведения называется правовой психологией.Правовой психологией
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ Экономическая психология зародилась на Западе как прикладная наука, вытекающая непосредственно из нужд развивающейся экономической теории. Ее задачей являлось исследование практических причин несоответствия поведения
Правовая культура. Вводный курс
Вы здесь: Главная РАЗДЕЛ 2. ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ Глава 1. Правовая социализация
Глава 1. Правовая социализация
Жизнь человека в обществе подчинена множеству писаных и неписаных законов. Усвоение этих законов, правовых знаний и требований, определяющих меру возможного и должного поведения, постепенное овладение необходимыми социальными навыками, осознание своих прав и способов их реализации, понимание сложных взаимоотношений между различными людьми и социальными институтами — все это называется процессом правовой социализации. Человек не рождается гражданином, он им становится в результате длительного взаимодействия с окружающей средой.
Процесс правовой социализации включает в себя, во-первых, усвоение критериев оценок юридически значимых ситуаций; во-вторых, изучение законов и правил как таковых, безотносительно к самому себе; в-третьих, обучение тому, как пользоваться этими правилами. Человек должен не только уяснить, что в обществе действуют конкретные законы, ему необходимо еще и отнести их к самому себе, т. е. осознать, что они означают для него, что ему позволено, а что не позволено, какие наказания он может понести за нарушение законов, каковы способы защиты своих законных прав и т. д.
Существует три пути усвоения правовой культуры (норм права правовых ценностей) в процессе социализации:
1) предметный способ, когда человек в процессе той или иной деятельности, взаимодействуя с другими лицами, усваивает соответствующий образ действий, шаблон поведения;
2) традиционный способ, когда человек, наблюдая действия людей в различных ситуациях, усваивает соответствующий способ поведения;
3) рациональный способ, когда человек узнает о правовых ценностях, стандартах правового поведения из бесед с другими людьми, из чтения книг, из каналов средств массовой информации.
Необходимо отметить, что процесс усвоения правовых норм, стандартов правового поведения протекает последовательно, согласно жизненным циклам, этапам (стадиям) социализации личности.
Уже в самом раннем возрасте ребенок впитывает первые элементы правовой культуры. "Он включается в правоподобную деятельность, приобретает навыки и усваивает стандарты нормативно-оценочного поведения, получает первые юридические представления из сказок, приобретает в ролевых играх понятия о функциях права и его представителей и постепенно формирует, хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности, происходит интенсивное обогащение и развитие этой и иных сфер сознания" 1 .
Самая очевидная цель правовой социализации — обеспечение правомерного поведения, что предполагает формирование у личности такого интегрального правового образования, как правосознание.
Правосознание связано с процессом социализации двояко.
Во-первых, жизненный опыт и практика человека оказывают влияние на формирование его установок, отношений, ценностных ориентаций в правовой сфере. Содержание правосознания человека (его правовая информированность, оценка правовой действительности, мотивация правомерного поведения) зависит от его социальных связей, от степени включенности в правовую культуру общества, а также от вовлеченности в асоциальные группы, которые влияют на усвоение правовой информации.
Во-вторых, правосознание не только отражает правовой опыт человека, но и мотивирует его поведение. "Формируясь под воздействием внешних влияний, оно, по принципу обратной связи, направляет практику людей, ориентирует их на поиск оптимального разрешения правовых ситуаций, в которых они оказываются, т. е. выполняет функцию регулятора поведения" 2 .
Правосознание как один из элементов сознания личности включает в себя три компонента: интеллектуальный (познавательный), оценочный (эмоциональный) и поведенческий (эмоционально-волевой). Познавательный компонент характеризуется суммой правовых знаний и умений. Эмоциональный — оценочными суждениями и отношением к нормам права (положительное, безразличное, негативное). Поведенческий компонент предполагает наличие установки (готовности) на правомерное поведение, привычки к безоговорочному исполнению норм права и нетерпимому отношению к их нарушению.
В процессе правовой социализации у человека под влиянием различных социальных факторов и личностных особенностей может сформироваться правосознание только на познавательном уровне (как сумма правовых знаний). Это далеко не всегда обеспечивает правомерное поведение, так как человек может прекрасно знать, что нельзя нарушать закон, и тем не менее его нарушать.
Если у человека сформировано правосознание на оценочном уровне (он не только знает закон, но и положительно его оценивает), то и это не всегда гарантирует правомерное поведение, так как человек может оказаться в ситуации соблазна, искушения нарушить закон, чтобы извлечь какую-либо выгоду, или же оказаться в ситуации давления на него членов асоциальной группы.
Чтобы стать настоящим стимулом и регулятором правомерного поведения, правовые знания должны перейти в ценностные установки, получить эмоциональную окраску, стать внутренним убеждением, закрепиться в привычную форму поведения.
Основы правосознания, как и в целом сознания, личности закладываются в детские, школьные годы. Важнейшими агентами правовой социализации являются семья и школа. Основным психологическим механизмом формирования правосознания у детей и подростков является так называемая персонификация.
Для ребенка нравственно-правовые ценностные ориентации, закон персонифицированы в фигурах родителей. Именно от них он узнает, как подобает себя вести в различных ситуациях, копирует с них модели социального поведения. Но степень и глубина усвоения образцов поведения, нравственно-правовых установок в значительной мере зависит от отношения ребенка к конкретным лицам (родителям) — носителям определенных ценностных ориента-ций. При положительном эмоциональном отношении к родителям, а позже и к учителям ребенок усваивает (в соответствии с механизмом эмоционального переноса) не только конкретное содержание процесса общения, но и их отношение к предметам, явлениям, их образ мышления, мировоззрение, а также привычки, вкусы и даже походку. При этом, естественно, усваиваются, перенимаются и те нравственно-правовые ценности, носителем которых является тот или иной человек (мать, отец, учитель). Так формируются основные нравственно-правовые категории, понятие о добре и зле, представление о справедливости.
При негативном отношении ребенка к родителям, учителям отвергаются не только они сами, но и та система нравственно-правовых ценностей, носителями которых они являются. В последующем происходит переориентация на других людей с другой, часто противоположной, системой ценностей.
Процесс правовой социализации не сводится к формированию представлений о должном, нормативном поведении. Параллельно этому у ребенка происходит формирование представлений о его собственных правах. Причем в процессе общения с родителями, сверстниками, взрослыми он вначале апеллирует к неким нравственным нормам, к чувству справедливости, которые ощущает, но еще не может четко сформулировать.
В наиболее концентрированном виде сфера нравственно-правовых отношений у ребенка ассоциируется с понятием справедливости в ситуации столкновения должного и желаемого. Поведение взрослых в таких ситуациях весьма поучительно. Известно, что некоторые воспитатели детских садов, родители, учителя младших классов не всегда считают нужным или просто не желают "разбираться" в конфликтах детей: несправедливо строго относятся к одним и незаслуженно ласково к другим. В глазах детей это не что иное, как ярко запоминающиеся уроки беззакония, произвола, больно ранящие обижаемого ребенка. При повторении подобной фрустрирующей ситуации накапливающаяся у ребенка раздражительность провоцирует новые конфликты, а впоследствии может найти выход в правонарушении.
В более старшем возрасте приходит понимание того, что права ребенка зафиксированы определенными законами и традициями общества, которым взрослые (родители, учителя) обязаны подчиняться независимо от того, нравится это им или нет.
Исключительно важным здесь является постепенное включение ребенка в различные социальные институты, прежде всего поступление в школу. Если, например, до школы покупка цветных карандашей и альбома для рисования определялась желанием родителей, то с поступлением ребенка в школу он начинает понимать, что и альбом, и карандаши, и тетради родители обязаны приобрести не потому, что об этом сказала учительница, а потому, что таковы общие правила для всех. Ребенок начинает осознавать права как нечто свойственное человеку независимо от его отношений с родителями, учителями, другими взрослыми.
Скорость правовой социализации, т. е. то, как быстро дети овладевают соответствующими нормами и навыками поведения, определяется различными факторами. Дети, более развитые интеллектуально, социализируются быстрее своих менее способных сверстников, у них раньше происходит отход от персонификации правовых институтов. И, конечно, многое определяется тем, в какой микросреде растет ребенок, каков образовательный, культурный уровень родителей. Несомненно, значительную роль играет и их профессиональная деятельность. В семье юриста правовая социализация ребенка будет осуществляться и быстрее, и плодотворнее.
Важным агентом правовой социализации, как отмечалось выше, является школа. Правовая социализация в ней осуществляется по двум направлениям. Во-первых, это прямая правовая социализация на специальных уроках, на которых школьникам рассказывают о принципах государственного устройства, о роли и функциях права в жизни общества, объясняют права и обязанности граждан и т. д.
Во-вторых, целям правовой социализации служат встречи школьников с представителями правоохранительных органов, на которых разъясняется необходимость соблюдения правовых норм, убедительно показывается на примерах из судебно-следственной практики, к каким печальным последствиям приводит их несоблюдение.
Необходимо отметить, что прямая правовая социализация в нашей стране не завершается школой. Она продолжается практически во всех вузах страны, где студенты изучают основы права и более глубоко и обстоятельно усваивают систему правовых знаний.
1 Ратинов А. Р., Ефремова Г. X. Правовая психология и преступное поведение. Красноярск, 1988. С. 43.
Процесс реализации права следует понимать как достижение социальных целей в ходе действия правовой нормы. В этом процессе можно выделить два наиболее существенных социально-психологических механизма:
- механизм правовой социализации;
- механизм принятия юридически значимого решения.
Эти два механизма представляются наиболее значимыми для оценки возможностей реализации применяемых правовых актов.
I. Для того, чтобы норма могла быть реализована, она должна быть:
- усвоена участниками правоотношений,
- переведена во внутренний план,
- закреплена в мотивах, потребностях, целях индивида.
При этом не только норма, но и основные элементы правовой системы должны найти отражение во внутрипсихологических особенностях личности.
Отсюда ясно, что механизмы правовой социализации создают как бы основы правового поведения гражданина.
Социализация – это основа правомерного поведения. Она заменяет внешние санкции внутренним контролем. Это долговременный аспект.
II. Перед принятием решения граждане соотносят наличную ситуацию с нормой. Решение принимается на основе:
- всего комплекса правовых знаний,
- сформированного отношения к основным элементам правовой системы,
- знания конкретного закона.
В значительной степени характер этого решения уже предопределен степенью и характером социализации индивида. Это ситуативный аспект.
В единстве эти два социально-психологических механизма - механизм социализации и механизм принятия юридически значимого решения - предопределяют правовое поведение индивида.
Предметом правового регулирования на уровне индивида является правовое поведение.
Индивид интересует право только в аспекте его поведения, деятельности.
Однако в системе действующих норм права важно учитывать:
- иные внутрипсихологические механизмы индивидуального поведения.
Правовое поведение - это не всякое социально значимое поведение, а лишь поведение, которому свойственны следующие признаки:
1) четкая регламентированность законом или иными правовыми актами. Правовое поведение должно быть предусмотрено нормами права - предписывающими, разрешающими или запрещающими;
2) подконтрольность государству в виде его правоприменительных или правоохранительных органов;
3) способность повлечь юридически значимые последствия.
Различают правомерное и противоправное поведение. Механизм реализации права различен для правомерного и противоправного поведения. В первом случае речь идет о действии разрешающих и обязывающих норм. Во втором - в случае противоправного поведения - о действии запрещающих норм.
Таким образом, правовое поведение индивида предопределяется правовой социализацией и принятием юридически значимого решения.
3. Правовая социализация личности
Социализация - это процесс поэтапного включения индивида в социальную жизнь общества.
Результатом этого включения является формирование личности, занимающей определенную позицию в многообразных общественных отношениях.
Правовая социализация - это замена правомерного поведения по принуждению правомерным поведением, обусловленным личностными особенностями.
Цели правовой социализации оказываются достигнутыми тогда, когда индивиды достигают такого типа поведения, при котором они хотят действовать так, как они должны действовать в качестве членов данного общества.
Они должны желать делать то, что необходимо для общества.
Право, как вид социального регулирования, оказывает самое прямое влияние на процессы социализации, ориентируя индивида в многообразной социальной действительности.
Оптимизируют процессы социализации:
- факт правовой урегулированности общественных отношений,
- способ правового воздействия на них,
- определение должного и дозволяемого поведения,
Правовая социализация - это процесс включения индивида в систему правоотношений данного общества на основе усвоения всей правовой культуры данного общества.
Можно говорить о правовой культуре как элементе культуры всего общества и правовой культуре индивида.
Структурные элементы правовой культуры - это компоненты юридической действительности в ракурсе эталонов поведения:
- законность и правопорядок,
- правомерная деятельность субъектов.
Можно и по иному рассмотреть правовую культуру и выделить следующие элементы:
- право, т.е. систему норм, выражающих государственные веления;
- правоотношения как систему общественных отношений, урегулированных правом;
- правовые учреждения, т.е. систему государственных органов, обеспечивающих правоприменение и правореализацию;
- правовое поведение, т.е. систему практической деятельности по исполнению и применению права.
Показателем высокого уровня развития индивида является его правовая культура. Она проявляется:
- в его подготовленности к восприятию правовых идей и законов,
- в умениях и навыках пользования правом,
- в оценке собственных знаний права.
Различают три уровня правовой культуры:
- теоретический или научный.
Результатом усвоения правовой культуры на уровне индивида может быть формирование научного, профессионального или обыденного сознания индивида.
Следует учитывать, что в индивидуальном сознании присутствуют элементы научного, профессионального и обыденного в специфическом для данного индивида сочетании.
Только преобладание тех или иных элементов позволяет условно различать эти формы.
Когда речь идет об обыденном правосознании, то обычно имеют в виду сознание массовое.
Т.е. обыденное правосознание - сознание граждан, чьи правовые представления в несистематизированном виде включены в их повседневную практику.
В основе профессионального правосознания лежит усвоение:
1) общих принципов права, правовых норм, связанных с профессиональной деятельностью;
2) профессиональных стереотипов, устоявшихся форм и приемов деятельности;
3) групповых профессиональных оценок, социальных предпочтений.
В основе научного правосознания лежат более объемные представления о действии всей правовой системы.
Правовая действительность осваивается в ее сущностных характеристиках.
Правовые факторы соотносятся с социальными.
Близко к понятию правовой культуры стоит понятие правовой системы.
Если правовая культура берет явления правовой действительности в статике, то правовая система оценивает эти явления в динамике - как некоторую действующую целостность.
Правовую систему образуют в совокупности три определяющих правовых явления:
- писаное право как система норм,
При этом юридическая практика включает в себя элементы правовой культуры:
В ходе социализации индивид усваивает не только нормы и законы, но и все элементы правовой системы, в том числе правовые понятия.
Таким образом, основу правовой социализации составляют:
- усвоение правовых норм и занятие определенной позиции по отношению к этим нормам;
- оценка непосредственной реализации норм в юридической практике, выработка отношения к правовым институтам и учреждениям;
- усвоение правовой идеологии как системного, научно обоснованного отражения правовой действительности в идеях, понятиях, принципах.
а) Наиболее исследованы процессы усвоения правовых норм, конкретных законов. Конкретно-социологические исследования позволяют изучать вербализованное отношение:
- к знаемым нормам, отдельным положениям закона,
- к конкретным законам, комплексам законов, регулирующих однородные общественные отношения.
б) Не менее изученным (хотя и недостаточно систематизированным) является отношение граждан к реализации законов.
в) Перспективным (хотя и недостаточно разработанным) направлением социологии права является изучение правовых понятий граждан.
Еще предстоит исследовать:
- субъективную освоенность правовых понятий,
- зависимость конкретного правового поведения от степени объемности этих понятий,
- соотношения значения и смысла правовых понятий.
При этом важно учитывать, что нет универсальных правовых понятий.
Традиционный подход к усвоению в процессе социализации правовых норм предполагает, что индивид:
- знает эти нормы;
- формирует отношение к ним;
- следует той или иной модели поведения.
Наибольшее число исследований в социологии права посвящено именно проблемам знания права:
- осведомленность граждан о тех или иных нормах,
- способы получения информации,
- степень доверия к источникам информирования и т.д.
Важным фактором, влияющим на принятие юридически значимого решения, является информированность граждан и должностных лиц, принимающих решение во исполнение закона.
Данные различных социологических исследований свидетельствуют, что уровень информированности явно недостаточен для обеспечения правомерного поведения.
При этом степень информированности населения снижается по мере движения правоприменительной цепочки.
Т.е. об исходных нормах знает большее число граждан, чем о конкретизирующей правовой норме.
Менее всего граждане информированы о правоприменительном акте.
Таким образом, источником формирования знаний о праве и правовых нормах зачастую служит непосредственное наблюдение:
- за поведением граждан, нарушающих или соблюдающих закон,
- за применением и неприменением санкций,
- за способами правового и иного социального контроля - как в реальной жизни обеспечивается выполнение социальных требований, закрепленных законом.
Менее разработанным представляется формирование отношения к знаемым нормам.
Формирование отношения граждан к действующим нормам является одним из важнейших элементов социально-правового механизма действия права.
С прагматической точки зрения в отношении к норме права выделяются действие и противодействие существующим нормам:
- их принятие или отторжение,
- фактическое или формальное следование.
Подобная классификация достаточно функциональна, поскольку позволяет изучать реальное поведение, реализующее нормы права.
Действие права предполагает, что индивид должен знать нормы, в соответствии с которыми он выбирает ту или иную модель поведения.
Общеизвестно, что незнание закона не освобождает от ответственности.
Индивидуальное поведение, как противоправное, так и правомерное может осуществляться не на основе знания права, а на основе усвоения правовой нормы из юридической практики применения нормы, ее практически действенного осуществления.
Это важно при экстраполяции данных, полученных в ходе опросов, на возможное правовое поведение.
Можно выделить три вида правовой социализации:
- социализацию посредством научения,
- социализацию путем передачи опыта,
Социализация посредством научения заключается в приобретении элементарных правовых знаний и усвоении соответствующих норм.
Социализация на собственном и чужом опыте происходит в результате осмысления собственных ошибок и событий своего опыта, а также жизненного опыта окружающих людей.
Символическая социализация основывается на собственных абстрактных представлениях человека о праве, государстве, стране, нации.
Правовое воспитание - важная часть системы общей социализации индивида.
Правовое воспитание осуществляется путем целенаправленной правовой пропаганды, просвещения и обучения.
От качества правового воспитания во многом зависит уровень развития личности.
Для усвоения правовых знаний необходимы и собственные усилия, то есть самовоспитание.
Долгое время в науке господствовало представление о правовом воспитании и самовоспитании как непрерывном процессе накопления знаний о праве.
Недостаток этого подхода состоит в том, что не уделяется должного внимания формированию общей и правовой культуры.
Правовая культура, формирующаяся в процессе правовой социализации, ориентирована на развитие правового сознания граждан.
Она воздействует на человека сразу в нескольких направлениях.
Во-первых, она способствует социализации индивида, формируя у него способность играть определенные социальные роли, соответствовать принятым в обществе образцам поведения. Тем самым социализация формирует личность человека и приспосабливает его к жизни в обществе.
Во-вторых, правовая культура влияет на установление индивидом определенной системы ценностей.
В-третьих, она вырабатывает навыки, привычки и стереотипы правового поведения.
Правовая социализация - это не только формирование навыков социального поведения, соответствующих правовым нормам общества.
Началом этого процесса становится усвоение в детстве
- норм социального поведения,
- норм общения и взаимодействия людей,
- социальных и нравственных запретов и требований.
Позже правовая социализация принимает более отчетливые формы.
Это происходит тогда, когда уже взрослый человек становится полноценным участником правоотношений и сталкивается с необходимостью:
- самостоятельно отстаивать свои права,
- цивилизованно вступать во взаимоотношения с другими людьми,
- выполнять свои обязанности перед обществом.
Т.е. в процессе правовой социализации происходит интеграция личности в широкий социальный контекст.
Однако в ходе социализации могут возникать и искажения, деформации.
Они приводят впоследствии к появлению у индивида криминальных наклонностей, правового нигилизма, асоциального и антигосударственного поведения.
Таким образом, под правовой социализацией понимается процесс освоения (интернализации) личностью стандартов нормативного, правомерного поведения.
Правовая социализация осуществляется в русле общей социализации, но имеет свои специфические особенности.
Она имеет исторически обусловленный характер.
Правовая социализация заключается в усвоении индивидом правовых норм и правил социального существования в обществе.
Раздел: Социология
Количество знаков с пробелами: 30754
Количество таблиц: 3
Количество изображений: 0
Вы здесь: Главная РАЗДЕЛ 2. ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ Глава 1. Правовая социализация
Глава 1. Правовая социализация
Жизнь человека в обществе подчинена множеству писаных и неписаных законов. Усвоение этих законов, правовых знаний и требований, определяющих меру возможного и должного поведения, постепенное овладение необходимыми социальными навыками, осознание своих прав и способов их реализации, понимание сложных взаимоотношений между различными людьми и социальными институтами — все это называется процессом правовой социализации. Человек не рождается гражданином, он им становится в результате длительного взаимодействия с окружающей средой.
Процесс правовой социализации включает в себя, во-первых, усвоение критериев оценок юридически значимых ситуаций; во-вторых, изучение законов и правил как таковых, безотносительно к самому себе; в-третьих, обучение тому, как пользоваться этими правилами. Человек должен не только уяснить, что в обществе действуют конкретные законы, ему необходимо еще и отнести их к самому себе, т. е. осознать, что они означают для него, что ему позволено, а что не позволено, какие наказания он может понести за нарушение законов, каковы способы защиты своих законных прав и т. д.
Существует три пути усвоения правовой культуры (норм права правовых ценностей) в процессе социализации:
1) предметный способ, когда человек в процессе той или иной деятельности, взаимодействуя с другими лицами, усваивает соответствующий образ действий, шаблон поведения;
2) традиционный способ, когда человек, наблюдая действия людей в различных ситуациях, усваивает соответствующий способ поведения;
3) рациональный способ, когда человек узнает о правовых ценностях, стандартах правового поведения из бесед с другими людьми, из чтения книг, из каналов средств массовой информации.
Необходимо отметить, что процесс усвоения правовых норм, стандартов правового поведения протекает последовательно, согласно жизненным циклам, этапам (стадиям) социализации личности.
Уже в самом раннем возрасте ребенок впитывает первые элементы правовой культуры. "Он включается в правоподобную деятельность, приобретает навыки и усваивает стандарты нормативно-оценочного поведения, получает первые юридические представления из сказок, приобретает в ролевых играх понятия о функциях права и его представителей и постепенно формирует, хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности, происходит интенсивное обогащение и развитие этой и иных сфер сознания" 1 .
Самая очевидная цель правовой социализации — обеспечение правомерного поведения, что предполагает формирование у личности такого интегрального правового образования, как правосознание.
Правосознание связано с процессом социализации двояко.
Во-первых, жизненный опыт и практика человека оказывают влияние на формирование его установок, отношений, ценностных ориентаций в правовой сфере. Содержание правосознания человека (его правовая информированность, оценка правовой действительности, мотивация правомерного поведения) зависит от его социальных связей, от степени включенности в правовую культуру общества, а также от вовлеченности в асоциальные группы, которые влияют на усвоение правовой информации.
Во-вторых, правосознание не только отражает правовой опыт человека, но и мотивирует его поведение. "Формируясь под воздействием внешних влияний, оно, по принципу обратной связи, направляет практику людей, ориентирует их на поиск оптимального разрешения правовых ситуаций, в которых они оказываются, т. е. выполняет функцию регулятора поведения" 2 .
Правосознание как один из элементов сознания личности включает в себя три компонента: интеллектуальный (познавательный), оценочный (эмоциональный) и поведенческий (эмоционально-волевой). Познавательный компонент характеризуется суммой правовых знаний и умений. Эмоциональный — оценочными суждениями и отношением к нормам права (положительное, безразличное, негативное). Поведенческий компонент предполагает наличие установки (готовности) на правомерное поведение, привычки к безоговорочному исполнению норм права и нетерпимому отношению к их нарушению.
В процессе правовой социализации у человека под влиянием различных социальных факторов и личностных особенностей может сформироваться правосознание только на познавательном уровне (как сумма правовых знаний). Это далеко не всегда обеспечивает правомерное поведение, так как человек может прекрасно знать, что нельзя нарушать закон, и тем не менее его нарушать.
Если у человека сформировано правосознание на оценочном уровне (он не только знает закон, но и положительно его оценивает), то и это не всегда гарантирует правомерное поведение, так как человек может оказаться в ситуации соблазна, искушения нарушить закон, чтобы извлечь какую-либо выгоду, или же оказаться в ситуации давления на него членов асоциальной группы.
Чтобы стать настоящим стимулом и регулятором правомерного поведения, правовые знания должны перейти в ценностные установки, получить эмоциональную окраску, стать внутренним убеждением, закрепиться в привычную форму поведения.
Основы правосознания, как и в целом сознания, личности закладываются в детские, школьные годы. Важнейшими агентами правовой социализации являются семья и школа. Основным психологическим механизмом формирования правосознания у детей и подростков является так называемая персонификация.
Для ребенка нравственно-правовые ценностные ориентации, закон персонифицированы в фигурах родителей. Именно от них он узнает, как подобает себя вести в различных ситуациях, копирует с них модели социального поведения. Но степень и глубина усвоения образцов поведения, нравственно-правовых установок в значительной мере зависит от отношения ребенка к конкретным лицам (родителям) — носителям определенных ценностных ориента-ций. При положительном эмоциональном отношении к родителям, а позже и к учителям ребенок усваивает (в соответствии с механизмом эмоционального переноса) не только конкретное содержание процесса общения, но и их отношение к предметам, явлениям, их образ мышления, мировоззрение, а также привычки, вкусы и даже походку. При этом, естественно, усваиваются, перенимаются и те нравственно-правовые ценности, носителем которых является тот или иной человек (мать, отец, учитель). Так формируются основные нравственно-правовые категории, понятие о добре и зле, представление о справедливости.
При негативном отношении ребенка к родителям, учителям отвергаются не только они сами, но и та система нравственно-правовых ценностей, носителями которых они являются. В последующем происходит переориентация на других людей с другой, часто противоположной, системой ценностей.
Процесс правовой социализации не сводится к формированию представлений о должном, нормативном поведении. Параллельно этому у ребенка происходит формирование представлений о его собственных правах. Причем в процессе общения с родителями, сверстниками, взрослыми он вначале апеллирует к неким нравственным нормам, к чувству справедливости, которые ощущает, но еще не может четко сформулировать.
В наиболее концентрированном виде сфера нравственно-правовых отношений у ребенка ассоциируется с понятием справедливости в ситуации столкновения должного и желаемого. Поведение взрослых в таких ситуациях весьма поучительно. Известно, что некоторые воспитатели детских садов, родители, учителя младших классов не всегда считают нужным или просто не желают "разбираться" в конфликтах детей: несправедливо строго относятся к одним и незаслуженно ласково к другим. В глазах детей это не что иное, как ярко запоминающиеся уроки беззакония, произвола, больно ранящие обижаемого ребенка. При повторении подобной фрустрирующей ситуации накапливающаяся у ребенка раздражительность провоцирует новые конфликты, а впоследствии может найти выход в правонарушении.
В более старшем возрасте приходит понимание того, что права ребенка зафиксированы определенными законами и традициями общества, которым взрослые (родители, учителя) обязаны подчиняться независимо от того, нравится это им или нет.
Исключительно важным здесь является постепенное включение ребенка в различные социальные институты, прежде всего поступление в школу. Если, например, до школы покупка цветных карандашей и альбома для рисования определялась желанием родителей, то с поступлением ребенка в школу он начинает понимать, что и альбом, и карандаши, и тетради родители обязаны приобрести не потому, что об этом сказала учительница, а потому, что таковы общие правила для всех. Ребенок начинает осознавать права как нечто свойственное человеку независимо от его отношений с родителями, учителями, другими взрослыми.
Скорость правовой социализации, т. е. то, как быстро дети овладевают соответствующими нормами и навыками поведения, определяется различными факторами. Дети, более развитые интеллектуально, социализируются быстрее своих менее способных сверстников, у них раньше происходит отход от персонификации правовых институтов. И, конечно, многое определяется тем, в какой микросреде растет ребенок, каков образовательный, культурный уровень родителей. Несомненно, значительную роль играет и их профессиональная деятельность. В семье юриста правовая социализация ребенка будет осуществляться и быстрее, и плодотворнее.
Важным агентом правовой социализации, как отмечалось выше, является школа. Правовая социализация в ней осуществляется по двум направлениям. Во-первых, это прямая правовая социализация на специальных уроках, на которых школьникам рассказывают о принципах государственного устройства, о роли и функциях права в жизни общества, объясняют права и обязанности граждан и т. д.
Во-вторых, целям правовой социализации служат встречи школьников с представителями правоохранительных органов, на которых разъясняется необходимость соблюдения правовых норм, убедительно показывается на примерах из судебно-следственной практики, к каким печальным последствиям приводит их несоблюдение.
Необходимо отметить, что прямая правовая социализация в нашей стране не завершается школой. Она продолжается практически во всех вузах страны, где студенты изучают основы права и более глубоко и обстоятельно усваивают систему правовых знаний.
1 Ратинов А. Р., Ефремова Г. X. Правовая психология и преступное поведение. Красноярск, 1988. С. 43.
Читайте также:
- На сколько единиц может повыситься артериальное давление у водителя если он перед осмотром покурил
- На что дает право удостоверение о повышении квалификации
- Какие возможности по установке и удалению программ предоставляет панель управления
- В чем разница между предоставлением и передачей информации сдо
- Кто такой гражданин полиса