Как право влияет на формирование правосознания

Обновлено: 31.05.2024

В свете понятия правового государства, которое получило широкое признание в юридической литературе, Э. Соловьев дает характеристику правосознания в единстве его познавательной, оценочно-критической и регулятивной функций. «Правосознание — это ориентация на идеал правового государства, который имеет безусловный характер и уже в данный момент определяет практическое поведение человека как гражданина.

Как форма сознания и мировоззрения правосознание формируется в процессе правовой социализации и имеет сложную структуру. Система правовой социализации действует в обществе на нескольких уровнях, определяя отношение человека к праву. На социальном уровне прав. система оказывает влияние на индивида посредством демонстрации уважения к праву и закону официальной властью. Наряду с этим в обществе существуют национальные традиции, исторический опыт предшествующих поколений, кот. определяют поведение и деятельность человека в социальной среде. На личностном уровне доминирует неосознанное копирование базовых ценностей права, которое позволяет идентифицировать себя с определенной культурой и обществом. Внутриличностный механизм правовой социализации включает в себя: потребности, интересы, ценностные ориентации, самосознание (мотивы, установки, цели).

Проблема правосознания (ПС) достаточно обстоятельно разрабатывается учеными-юристами. В юр. литературе превалируют, пожалуй, 5 основных подходов: исторический, философско-гносеологический, социологический, формально-логический и структурно-функциональный.

Историческая методология характерна, как правило, для исторических юридических наук (история государства и права России и зарубежных стран, история политических и правовых учений), некоторых отраслевых и прикладных дисциплин. Данный подход позволяет понять насколько существенным является воздействие на ПС (его структуру, функции и т.д.) внутренних и внешних, экономических и политических, социальных и национальных, юр. и нравственных, религиозных и других конкретно-исторических факторов. В его рамках анализируются становление и эволюция разнообразных теорий и концепций ПС, взятых на различных исторических этапах развития юридической науки и конкретного общества.

Философско-гносеологический анализ показывает связь правосознания с другими формами сознания, его отношение к общественному бытию, механизм отражения в ПС разнообразных аспектов юридической и иной действительности.

Социологический подход раскрывает место и активную роль ПС в правовой системе общества, в частности в правотворчестве, систематизации, реализации и т.п. права. И философский, и социологический аспекты исследования тесным образом связаны со структурно-функциональным изучением ПС, когда, с одной стороны, определяется строение, основные его элементы и связи между ними (структура), с другой – выделяются относительно обособленные направления воздействия ПС на объективную и субъективную реальность (функции).

Формально-логические исследования преследуют цель выявить содержание и объем понятий "правосознание", "правовая психология", "юридическая идеология" и других, дать их определения, характеристику существенных признаков.

Изучать ПС следует более многопланово. Обусловлено это тем, что, во-первых, сам процесс правового осознания действительности является неосязаемым и довольно сложным, включающим социальные и биоприродные, эмоциональные и рациональные, аксиологические и иные аспекты. Во-вторых, правовое сознание составляет неотъемлемую сторону, идеальную, внутреннюю детерминанту любой юридической деятельности. В-третьих, в нем заложены громаднейшие ориентационно-регулятивные ресурсы, позволяющие большинству людей при незнании конкретных юридических предписаний вести себя законопослушно, правомерно, праведно. Поэтому нужен комплексный, интегративный подход к ПС, включающий историческое и лингвистическое, антропологическое и нейрофизиологическое, этнографическое и педагогическое, этическое и культурологическое, юридическое и т.п. его обоснование. Лишь подобная методология позволит показать роль ПС в духовной сфере жизни общества, раскрыть социально-психологический и идеологический механизмы детерминации юридически значимого поведения.

В целом же, если рассматривать все определения ПС, то можно сделать однозначный вывод: их существует несколько сотен; практически каждый ученый, занимающийся данной проблемой, старается сформулировать свою, авторскую дефиницию данного феномена.

Фемида2

Правосознание – это форма общественного сознания, которая отражает существующие в обществе представления о правовых явлениях. Это совокупность взглядов на действующую систему права и отдельные её нормы, а также на то, какой должна быть идеальная правовая система. Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой правосознание, как оно устроено, какими характерными чертами обладает и какие функции выполняет, а также рассмотрим несколько примеров.

Что такое правосознание?

Правосознание – это система взглядов, идей, оценок и суждений представителей определённого общества о правовых явлениях данного общества. Другими словами можно сказать, что это субъективное восприятие людьми действующей правовой системы и представление о том, какой должна быть идеальная правовая система.

Правосознание является одной из форм общественного сознания. Его суть заключается в том, что большинству представителей одной социальной группы, класса, слоя или другой общности свойственно одинаковое отношение к правовой действительности (к правам и обязанностям граждан, действующим правовым институтам).

Правосознание выполняет регулирующую функцию. Оно способствует тому, чтобы человек поступал в соответствии со своими представлениями о праве, даже если в настоящий момент это противоречит его интересам. Влияние на поведение людей, оказываемое правосознанием, сопоставимо с влиянием, которое оказывает сама правовая система. При этом в некоторых ситуациях оно заставляет людей поступать не в соответствии с действующими нормами права, а вопреки им.

Характерные черты правосознания

Чтобы лучше понимать, что такое правосознание и чем оно отличается от других форм общественного сознания, полезно запомнить его характерные черты. В первую очередь оно характеризуется следующими особенностями:

  • оно является отражением государственной и мировой правовой системы в коллективном сознании определённой группы людей;
  • носителем правосознания является как общность людей, так и каждый отдельно взятый человек;
  • правосознание носит оценочный характер (подразумевает оценочное отношение к действующему законодательству, правам и обязанностям граждан, законопослушанию, правоохранительным органам и прочим элементам правовой системы);
  • в повседневной жизни и поведении людей оно выражается через эмоции, идеи и переживания;
  • оно взаимосвязано с другими формами общественного сознания (моральным, политическим).

Структура правосознания

Правосознание состоит из трёх составляющих элементов, каждый из которых является достаточно самостоятельным и обособленным:

Все перечисленные элементы органично сочетаются между собой, переплетаются и взаимодействуют друг с другом, формируя правовое сознание людей и общества. В зависимости от обстоятельств, они могут способствовать совершенствованию правовой системы либо, наоборот, сдерживать её развитие.

Функции правосознания

Правосознание влияет на то, насколько успешно личность интегрируется в общество и насколько соответствует ожиданиям этого общества в повседневной жизни. С точки зрения психологии, это достигается за счёт таких функций как:

  • Оценочная. Суть оценочной функции правосознания заключается в том, что человек анализирует элементы правовой жизни общества, давая им оценку по шкале, которая формируется у него на основе имеющихся правовых знаний и жизненного опыта.
  • Регулятивная. Данная функция заключается в воздействии на поведение людей. Правосознание помогает им определять правильность своих взглядов, поступков и решений, выбирать себе ориентиры и цели, правильно выстраивать свою модель поведения.
  • Познавательная. Эта функция заключается в накоплении знаний о правовой действительности, увеличении правовой осведомлённости человека. В большинстве государств познавательная функция правосознания реализуется через правовое просвещение.
  • Прогностическая. Суть данной функции заключается в формировании модели поведения, которая является правильной, социально необходимой или ожидаемой (с точки зрения индивида). Также эта функция подразумевает способность предвидеть правовые последствия поступков.

Благодаря этим функциям правосознание является важнейшим механизмом, обеспечивающим соблюдение большинством членов общества действующих правовых норм.

Виды правосознания

Существуют разные подходы к классификации видов правосознания. Наиболее интересными являются два из них: по субъекту и по глубине отражения.

1. Классификация по субъекту включает следующие виды правосознания:

  • массовое – правосознание всего человечества или большой общности (например, отдельно взятой нации или отдельно взятого поколения);
  • групповое – правосознание социальной группы или социального слоя (рабочие, военнослужащие, учителя, студенты);
  • индивидуальное – правосознание отдельно взятого человека.

2. Классификация по глубине отражения включает следующие виды:

  • доктринальное – правосознание, основанное на глубоком знании права и его идеологической концепции (присутствует у ученых и исследователей, работающих в данной области);
  • профессиональное – правосознание, формирующееся у людей, которые занимаются практической деятельностью в сфере права (адвокаты, прокуроры, следователи, судьи);
  • обыденное – правосознание, которое формируется у обычных людей на основании информации, полученной из СМИ и массовой культуры, а также из собственного опыта.

Примеры правосознания

Рассмотрим примеры для каждого вида правосознания в рамках классификации по глубине отражения.

Пример обыденного правосознания

Каждый человек в повседневной жизни обязан соблюдать законы и уважать права людей, с которыми ему приходится взаимодействовать. Это обеспечивается обыденным правосознанием. При этом никто не обязан знать все тонкости законодательства, если это не является его профессиональной обязанностью.

Для соблюдения законов человеку достаточно знать базовые вещи: нельзя убивать и воровать, а также причинять какой-либо иной ущерб другим людям. В этом и заключается обыденное правосознание, присутствующее у большинства людей.

Пример профессионального правосознания

Данный вид правосознания присутствует людей, работающих в правовой системе (адвокатов, прокуроров, судей). Как правило, они обладают исчерпывающими знаниями в данной сфере, прекрасно ориентируясь не только в законодательстве своей страны, но и в исторических предпосылках его формирования.

Их знания подробны и детализированы, они очень точно отражают взаимосвязь между нарушением закона и возможными последствиями. При этом вследствие профессиональной деформации правосознание прокурора сильно отличается от правосознания адвоката, несмотря на приблизительно одинаковую теоретическую базу знаний.

Пример научного (доктринального) правосознания

Этой формой правосознания обладают, например, учёные-правоведы. В отличие от адвокатов, прокуроров и судей, они практически не подвержены профессиональной деформации. Их деятельность заключается в изучении и совершенствовании действующей правовой системы. Доктринальное правосознание может существовать только у эксперта в данной области, обладающего огромной базой теоретических знаний о праве. Этой формой правосознания обычно обладают ученые, занимающиеся правом как наукой, но не адвокаты или прокуроры.

Значение правосознания

Правосознание – это важнейший механизм поддержания правопорядка в обществе. Кроме того, от правосознания зависит и сам процесс формирования правовой системы. Таким образом, качество действующих в стране правовых норм сильно зависит от уровня правосознания тех, кто создаёт и утверждает эти правовые нормы.

Также от правосознания зависит правильная реализация правовых норм. Все требования, предусмотренные действующей системой права, обращены к правосознанию индивида. И для того, чтобы соблюдать их, от этого индивида требуются определённые волевые усилия. Чем выше уровень правосознания граждан, тем выше общая правовая культура в стране. Следовательно, от правосознания зависит то, насколько дисциплинированно общество соблюдает требования правовой системы.

Таким образом, регулятивная функция правосознания является наиболее важной и оказывает влияние на все сферы жизни общества. Она способствует консолидации граждан, поддержанию правопорядка и уважению к действующему законодательству. А это необходимо для формирования эффективной правовой системы в государстве. Кроме того, правосознание влияет и на уровень личной ответственности, заставляя людей соблюдать условия договорённостей и выполнять взятые на себя обязательства, укрепляя таким образом целостность общества.

, Проблема правосознания становится одной из важнейших тем на рубеже XIX - XX веков не случайно. Возрождение естественного права, постановка вопросов о соотношении права и морали, права положительного и естественного привлекли внимание и к правосознанию.

В период широкого распространения правового нигилизма, ставшего своеобразной реакцией на бесправие народа, на право, защищавшее только привилегированные слои населения, понятие правосознания попросту игнорировалось. Для российской общественной жизни характерно было жить по справедливости, а не по закону. Представители различных течений общественно-политической мысли (и славянофилы, и народники, и анархисты) идеализировали патриархальную общину и открыто демонстрировали пренебрежительное отношение к праву: "Многие мыслители как правого, так и левого толка - славянофилы и Достоевский, с одной стороны, народники и анархисты - с другой, были склонны видеть в патриархальном крестьянстве воплощение духа истинной, братской общности, которая может легко обойтись без писаных законов и не допустить развития индивидуализма. И те, и другие осуждали гражданские права и политические свободы, доказывая, что они лишь маскируют капиталистическую эксплуатацию. Считали развитие капитализма и присущее ему все большее "оправовление" общественных отношений специфическим свойством Запада, привнесенным в Россию и для нее чуадым. Либеральная концепция правозаконности отвергалась по самым разным причинам: во имя самодержавия или анархии, во имя Христа или Маркса, во имя высших духовных ценностей или материального равенства" [185] .

Безразличие, негативное отношение к праву вызвало тревогу в кругах отечественных юристов. Тем более, что среди выразителей негативного отношения к писаному праву были имевшие огромное влияние на российскую интеллигенцию Л. Толстой и К.Аксаков. Думается, что именно распространение антиправовых идей в обществе на фоне активной законотворческой деятельности и кодификации послужило началом дискуссии о важности права вообще и о роли правосознания в частности.

Следует отметить, что ни во второй половине XIX века, ни на рубеже XIX - XX веков в юридической науке не давалось четкого определения понятия правосознания [186] . Однако не давая самого определения правосознания, отечественные юристы использовали указанный термин [187] в своих трудах. Исходя из их анализа, можно сделать вывод, что большинство правоведов понимали под правосознанием положительное отношение к праву (например, С.А. Муромцев, Г.Ф. Шершеневич, М.М. Ковалевский) [188] . Несмотря на заметный интерес к правосознанию, который отмечается в работах отечественных правоведов (Л.И. Петражицкий, Е.Н.Трубецкой, Н.М. Коркунов, П.И. Новгородцев) на рубеже XIX - XX веков, теоретического исследования правосознания предпринято не было.

ф Более подробно проблема правосознания освещается в трудах И. А. Ильина. Правосознание он понимает как "волю к праву, волю к цели права и способность самозаконно мотивировать свои поступки сознанием этой цели" [189] , "особого рода инстинктивное правочувствование, в котором человек утверждает свою собственную духовность и признает духовность других людей" [190] , "оно вообще не сводится к одному знанию", но включает в себя все основные функции душевной жизни: "прежде всего - волю и притом именно духовно воспитанную волю" [191] .

Будучи твердо уверен в духовной природе государства, мыслитель серьезно занимается вопросами нравственности. Он - очевидец революционных событий 1905-1907 годов, когда вполне объяснимое недовольство простого народа уровнем жизни, борьба за свои права превращались в пьяные потасовки, когда озверевшая толпа сжигала целые усадьбы вместе с их хозяевами, когда любое нарушение закона рассматривалось как политический протест против власти. Ильин знал и другое: чиновничий аппарат, главной задачей которого являлась реализация государственных решений, ни о чем другом не помышлял, кроме как о своей корысти. Местничество, взяточничество, элементарное воровство - это было обычным явлением.

К 1917 году Россия подошла с разоренным сельским хозяйством, промышленностью, ориентированной только на войну, с народом, уже потерявшим веру в "царя и отечество". Октябрьская революция / наглядно продемонстрировала чье-то меткое замечание, что революции задумываются идеалистами, осуществляются фанатиками, а плодами их пользуются негодяи. Подобное положение дел приводит Ильина к осознанию необходимости анализа понятия правосознания, факторов, влияющих на его развитие.

Исходя из собственного понимания правосознания как "воли к праву, воли к цели права", Ильин приходит к выводу, что осознание естественного права у большинства людей находится на уровне "инстинкта правоты", "интуиции правоты".

* Естественное же любое (то есть "здоровое") правосознание основывается на превращении единой и объективной правоты в цель жизни. "Чем развитее, зрелее и глубже естественное правосознание, тем совершеннее будет в таком случае и "положительное право", и руководимая им внешняя жизнь людей; и обратно: смутность, сбивчивость, ненредметность и слабость естественного правосознания будут создавать "непредметное", то есть дурное, неверное, несправедливое, не соответствующее своему прообразу "положительное право"" [192] .

Несоответствие положительного права естественному, "здоровому" правосознанию приводит к раздвоению права и его внутреннему противоречию. Человеческое лицемерие выражается, как заключает Ильин, в релятивистском воззрении на право. Право обеспечено

временем и местом: то, что правильно и есть право сегодня, завтра не будет правильным и правом.

В таком случае правосознание апеллирует к различным нормам положительного права, умело интерпретируя, приспосабливая их в нужное время к соответствующим обстоятельствам. Юрист, убежденный, что право есть нечто относительное, все свои логические конструкции основывает не на чувстве, а на четком знании законов, норм положительного права.

* К сфере правосознания относится не только знание, мышление, но, как считает Ильин, и воображение, и воля, и чувство, и вся человеческая душа. Помимо четкого знания, что можно, что должно, что нельзя, необходимо добровольно признавать и, что, пожалуй, главное, соблюдать это. Законопослушность должна воспитываться с детства. В идеале законопослушание должно быть естественным процессом, поскольку каждый должен обладать своеобразным инстинктом, инстинктом лучшего: "где-то в глубине бессознательного живет священная способность человека отличать лучшее от худшего, предпочитать именно лучшее, радоваться ему, желать его и любить его" [193] . Правосознание, как инстинктивная воля к духу, к справедливости, является, по сути, естественным чувством права и правоты.

Рассматривая право и правосознание, И. А. Ильин подчеркивает, что, если естественное правосознание есть воля к верному праву, а естественное право человека быть духовно независимым, лично свободным, право самостоятельно обращаться к Богу, то целью права является не просто мирное сожительство людей, но сожительство, основанное на принципах духовного самоуправления, чувстве собственного достоинства, способности человека к внутреннему самоуправлению, взаимном уважении и доверии людей друг к другу.

Для того чтобы право признавалось не формально, а естественно, было принято не на уровне сознания, а должно быть принято духовно, необходимо обоснование права. Ильин объясняет необходимость существования и принятия права как средства достижения духом человека верховного блага.

Восприятие, переживание и осуществление духовной, объективной ценности есть естественное право человека. Переживание естественного права есть естественное право человека. Переживание естественного права есть само по себе духовное состояние. А отношение духа и права Ильин определяет так: "необходимые формы духа составляют основу правосознания" 203 [194] , то есть необходимые мотивы и способы жизни, так называемые аксиомы.

Уровень правосознания индивида во многом обусловлен правовым воспитанием, полученным в семье. Троичный состав семьи (отец, мать, ребенок) предполагает совместное действие, при котором так или иначе отдельный индивид определяет свои поступки по принятой в этой общности шкале: это хорошо, это плохо. Семья налагает на каждого своего члена определенные обязанности и дает права (например, право наследования) [195] . Ильин считает, что на формирование правового сознания оказывают воздействие "хозяйственные и культурные интересы людей (т. е. целых общественных групп), потребность в мире и порядке и моральное чувство" [196] . Он также считает, что природногеографические условия, религиозный состав населения, исторически сложившаяся форма государства, взятые в совокупности, образуют онтологические основания правосознания.


Ильин подчеркивал взаимозависимость правосознания и государства. C одной стороны, "дефекты и недуги правосознания подтачивают и расшатывают его (государства - Т.С.) верный строй и силу; а расшатанное правосознание само ускоряет наступление острых испытаний, которое оно не в состоянии выдержать" [197] . C другой стороны, и государство [198] влияет на правосознание, воспитывает его.



** По мнению И.А. Ильина, важную роль при формировании правосознания играют следующие факторы:

1. Размеры территории. Чем больше территория государства, тем острее ощущается потребность в сильной, централизованной власти, поддерживаемой основной массой населения. Стабильность в государстве с большой территорией определяется лояльным отношением народа к власти (чем больше государство, тем труднее поддерживать порядок только репрессивными мерами);

Плотность населения. Большая плотность населения требует (даже на бытовом уровне) умения учитывать не только свои интересы, но и интересы соседа, способствует развитию законопослушания;

3. Державные задачи государства. Чем грандиозней державные задачи государства, тем меньше понятны они основной массе населения, и соответственно, тем сильнее проявляется равнодушие и формализм в их исполнении;

4. Хозяйственные задачи страны. Примитивные хозяйственные задачи не требуют осознанной солидарности всех членов государства. Чем примитивнее хозяйственные задачи страны, тем меньшие требования предъявляются к уровню правосознания, и наоборот, чем сложнее задачи страны, тем развитее правосознание;

5. Национальный состав страны. Однородность национального состава, общность культурных традиций, предпочтений, нравственных и культурных ценностей создают благоприятную почву для развития правосознания;

6. Религиозный состав страны. Религиозная однородность облегчает коммуникативные связи в обществе, выработку принципов, ориентиров, решений, удовлетворяющих и понятных большинству населения. Обилие же исповеданий и сект становится прямой опасностью для общественного порядка, для государственной власти;

7. Социальный состав страны. Однородный социальный состав способствует консолидации общества. Консолидированное общество, имея общие ценности, лояльно относится к власти.

Немаловажно и значение положительного права в развитии правосознания: "развитие правосознания требует, чтобы каждый из тс усмотрел с силой очевидности объективное зшчение права. Оно состоит в том, что квалификации, разграничения и постановления, раз получившие всю полновесную природу права и его достоинство, сохраняют это значение правовой верности, правильности и обязательности независимо от случайного незнания, несогласия или даже систематического неповиновения со стороны того или иного субъекта права [199] . Влияние права, законодательного процесса на правосознание отмечали многие российские юристы [200] .




* Несмотря на неприятие большинством российского общества в начале XX века столыпинской реформы, Ильин отмечал большое влияние частной собственности на правосознание: "Частная собственность пробуждает и воспитывает в человеке правосознание, научая его строго различать "мое" и "твое", приучая его к правовой взаимности и к уважению чужих полномочий, взращивая в нем чувство гражданского порядка и гражданской самостоятельности, верный

утверждал, что правовые чувства и эмоции начинают активизироваться в основном в период кодификации, "пока эта норма дана нам, как действующий закон, непосредственная необходимость заставляет нас принять ее, как нечто данное, вследствие чего вопрос о ее обосновании и оправдании отходит на задний план. Но когда жизнь призывает к созданию новой нормы, - а это именно бывает в более широком масштабе в пору кодификации, - перед нами прямо встает вопрос о критериях всякой нормы и всякого права. Тогда мы чувствуем, что конечные критерии могут быть найдены только в глубине нашего сознания. Тогда приходит понимание, что стремление к правильному, справедливому должно связывать всю совокупность отдельных норм права в одно гармоническое целое, что каждая отдельная норма должна находить себе оправдание в основных этических предпосылках целого". См.: Покровский И.Л. Формирование правосознания личности. - Jl., 1972., С.5. Л.И. Петражицкий также отмечал немалое влияние нормотворческого процесса на правовые эмоции. Он говорил, что именно с помощью законодательного акта очищалась народная психика от устаревшего интуитивного и неофициального позитивного права. Поэтому нормативные акты подразделялись на нормоуничтожительные и нормосозидательные. Нормы права, как психологический феномен, входили в интеллектуальную проекцию эмоции и мотивировали императивноатрибутивную эмоцию, вызывающую затем желательное поведение, либо отказ от определенного поведения. Именно принятие того или иного нормативного факта прерывало бытие одних эмоций, вызывало другие и делало процесс необратимым. См.: Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. - СПб., 1900. Т.2., С.328.

подход к политической свободе" 211 . Обладая частной собственностью, гражданин, понимая, что охрану ее может обеспечить только право, укрепляется в сознании необходимости правового института, что приводит к повышению уровня правосознания и укреплению чувства законности в общественной среде. В этом вопросе Ильин не соглашается с позицией своего учителя П. И. Новгородцева 212 .

Правосознание, по мнению Ильина, является основой всей правовой жизни человеческого общества. Включая в себя взгляды, идеи, чувства, настроения, отношение к праву, правосознание влияет на взаимоотношения людей друг с другом, людей с государством. Через правосознание сама сфера права, имея "духовную сущность", перестает быть просто формальной, "низшей" во взаимоотношениях со сферой морали. Посредством правосознания преодолевается и негативное отношение к праву, к государству 213 (отчуждение между гражданином и

2,1 Ильин И.Л. Путь духовного обновления. //Посев. - 1983. - №3. - С.50.

212 Профессор Новгородцев считал возможным отчуждение частной собственности у землевладельцев. Причем, он знал, что "ревнители старой догмы, исходившие из принципа священной неприкосновенной собственности, нашли бы в этой постановке вопроса извращение идеи права", поэтому сразу же давал объяснение своей позиции: "Правосознание нашего времени выше права собственности и, во имя свободы устраняет идею частной собственности, заменяя ее принципом публично-правового регулирования приобретенных прав с необходимым вознаграждением их обладателей в случае отчуждения". См.: Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существование. //Новгородцев П.И., Покровский И.Л. О праве на существование. Социальнофилософские этюды. - СПб., 1911.

213 Правосознание подразумевает "живую систему взаимно признаваемых прав и обязанностей, или, что то же, - правоотношений; частных правоотношений, поскольку ни одна сторона не властвует над друг ой, и обе подчиняются единой,




законом; личностью как носителем индивидуального, с одной стороны, и правом, как носителем всеобщего, воплощающегося в установленных государством предписаниях). Взаимосвязь правосознания и

положительного права содержит следующую проблему: низкий уровень правосознания оборачивается реальной угрозой для государства (здесь Ильин не соглашается с Н. Бердяевым, утверждавшим

трансцендентную, сверхличностную природу государства [201] [202] ).

Однако, по мнению Ильина, правосознание не есть неизменная, застывшая данность. Правосознание носит конкретно-исторический характер: "нельзя предполагать, что оно присуще всем людям изначально и одинаково: его необходимо воспитывать и укреплять в людях с детства*', "правосознание воспитывается в людях, а не предполагается готовым, зрелым и полноценным" [203] .

В воспитании "здорового" правосознания большое значение имеют социально-политические, экономические и культурные факторы. Фундамент правосознания закладывается еще в детстве, в семье. Анализ бытовых, социальных явлений, оценка, даваемая им в семье, утверждает начальные правовые представления человека. Размеры территории, плотность населения, национальный состав страны, отношение к собственности и т. д. определяют временные рамки, характер усилий, направленных на формирование правосознания. Подобный подход к проблеме правосознания во многом перекликается с ее современной трактовкой в современной юридической литературе [204] .

Помимо вышеперечисленных, существуют и другие виды российских менталитетов. Например, после рассмотрения российско-православного менталитета с его опорой на православную веру, также можно изучить и другие менталитета, основанные на других религиях, таких как, например, мусульманство (примерно 7 % от всего населения России[168]).

Совокупность общих установок российского общества в отношении права называют российским правовым менталитетом. К его особенностям можно отнести:

Акцент на моральных ценностях и ограниченность правовых представлений[170].

Традиционное отрицательное отношение к формальному праву, его эмоциональное неприятие, утверждающее приоритетность этической категории справедливости[171].

Восприятие законов как аппарата репрессий, а прав личности – как полной свободы действий; отрицание юридической ценности законов[172].

Конечно, это только одни из немногих характерных черт российского правового менталитета, но можно сказать, что основная их часть является отрицательной по отношению к праву.

Все преобразования, как политические, так и исторические, происходите в России в течение последних лет, находят отражение и в динамике правового сознания различных слоев российского общества. По сути, за всю историю в России власть проявляла только свое господство и принуждение. Итогом такой государственной политики можно назвать одну из самых отрицательных черт российского правосознания, его низший уровень, – правовой нигилизм.

Нигилизм как общесоциальное явление можно определить как (в переводе с латинского – ничто) выражение отрицательного отношения субъекта, группы или класса, к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам[173] и т. д. Следует различать его с понятием диалектического отрицания; например, с позиции нигилизма нельзя трактовать различные исторические события, так как у них могут быть как позитивные, так и негативные последствия. Вспомним о последствиях татаро-монгольского ига, – многие говорят о его разрушительном действии для Руси, но не стоит забывать и о положительных сторонах: объединение русского государства под властью московского князя, применение единой налоговой системы и др.

H. И. Матузов выделяет несколько наиболее острых форм правового нигилизма.

2. Повсеместное и массовое неисполнение юридических предписаний. Причиной такого поведения является приверженность отдельных индивидуумов своей точке зрения, – они считают её единственно верной. Это вполне логичные последствия дифференциации моральных принципов и жизненных устоев среди различных слоев населения.

5. Конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях, – своеобразная борьба между ветвями власти. В качестве примера можно привести достаточное количество актов, принимаемых исполнительными органами власти и не соответствующих Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Конечно, существуют и другие формы правого нигилизма, такие как вседозволенность, неуважение к суду и т. д. Сам по себе правовой нигилизм детерминирован некоторым количеством причин и следствий, которые даже могут сливаться друг с другом. Возможно, одними из главных причин правового нигилизма в современной России можно назвать неверные правовые реформы и особенности российской модели государственного управления, которая в первую очередь обусловлена жесткой культурой правления[180].

Публичная власть относится к критике и деятельности гражданского общества настороженно, поэтому окружает себя несменяемыми верноподданными, что в истинно демократическом обществе невозможно. Именно верноподданический подход к управлению государством порождает коррупцию и правовой нигилизм. Общество не имеет возможности реагировать на то, что права и свободы человека и гражданина не стали в России высшей ценностью, а государство, порой грубо нарушающее права и свободы человека и гражданина, практически не несет за это никакой ответственности.

Низкий уровень жизни большинства жителей России не позволяет гражданам осознавать себя полноценными субъектами права. Люди в первую очередь думают о физическом выживании, а не о духовных и правовых ценностях. Человек не может ощущать себя свободным, если его материальное положение неустойчиво, положение в обществе низкое, – он начинает отрицательно относиться к существующему строю, государству и правительству, – так растет уровень правового нигилизма.

Обобщая вышеизложенное, следует перечислить наиболее важные меры в борьбе с правовым нигилизмом. В первую очередь необходимо навести порядок среди всех действующих правовых актов, устранить неточности и противоречия, упростить законы для понимания их большинством граждан и следить за тем, чтобы правовые акты не вступали в конфликт с Конституцией Российской Федерации. Кроме того, необходимо ввести безусловную и строгую ответственность чиновников за ненадлежащее исполнение действующих нормативных актов и невыполнение своих прямых обязанностей. Далее, необходимо организовать жесткий контроль системы государственного управления со стороны правоохранительных органов для препятствия образования новых коррупционных схем, для уничтожения существующих схем внутри всех ветвей власти. Что касается преступности, то следует искоренять её причины, то есть необходимо улучшать социально-экономическое положение человека, снижать уровень безработицы, повышать уровень правовой культуры среди населения и правового образования, начиная с начальной школы, используя все способы массового правового обучения. Также не стоит забывать об информационных технологиях и средствах массовой информации, которые играют большую роль в формировании общественного мнения, в них не должно быть цензуры и ограничения свободы слова.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

20. Правовое положение вольноотпущенников

20. Правовое положение вольноотпущенников Вольноотпущенниками (libertini) признавались освобожденные по завещанию или внесением в списки ценза рабы. Они представляли собой категорию лиц свободного состояния, однако отличались в своих правах от полноценных римских

21. Правовое положение колонов

21. Правовое положение колонов Колон — арендатор чужой земли, юридически независимый от арендодателя, которому он платил деньгами или частью урожая.Частые восстания и многочисленные казни рабов, слабый естественный их прирост и прекращение победоносных войн,

Статья 28. Правовое информирование и правовое просвещение населения

Статья 28. Правовое информирование и правовое просвещение населения 1. В целях правового информирования и правового просвещения населения федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской

§ 2.3. Правовое воспитание

§ 2.3. Правовое воспитание Будучи основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства, правовое воспитание представляет собой

34. Правовое государство

34. Правовое государство Правовое государство – это государство, в котором созданы условия для обеспечения прав, свобод человека, гражданина, а также необходимые механизмы для их дальнейшей реализации.Основные принципы:а) демократическая власть;б) реализация принципа

11. Правовое положение рабов

11. Правовое положение рабов Рабы не обладали правоспособностью, они являлись не субъектами, а объектами права, вещами. Однако все же были определенные проблески признания правом человеческой личности раба (в частности, место погребения раба, как и любого человека,

11. Правовое положение вольноотпущенников

11. Правовое положение вольноотпущенников Вольноотпущенными являлись рабы, отпущенные на волю. Их правовое положение находилось в прямой зависимости от прав лица, которое отпускало их на волю. Если раб был отпущен на свободу квиритским собственником, то он приобретал

§ 6. Правовое воспитание и правовое обучение

§ 6. Правовое воспитание и правовое обучение Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое

32. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БЕЖЕНЦЕВ

32. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БЕЖЕНЦЕВ Беженец – лицо, которое не является российским гражданином и которое в силу вполне обоснованных опасений может стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной

8. ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

8. ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА Правосознание – совокупность идей, взглядов, чувств, традиций и переживаний, сложившихся в обществе и выражающих отношение людей к праву. Оно находит свое выражение в таких правовых понятиях, как правомерность, неправомерность,

Читайте также: