Как правильно выглядит пирамида корпоративного методологического обеспечения управления проектами

Обновлено: 30.06.2024

Данная статья является кратким описанием актуальных на дату публикации методологий управления проектами. Эта статья будет интересна людям, в чьи задачи входит работа с проектами и так называемый Project Management.

Кратко об управлении проектами

Это описание составлено на базе PMBOK.
Вот что пишет Wikipedia о проектах:
Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта (устройства, работы, услуги). Выполнение проекта составляет проектную деятельность.

Сам по себе проект не имеет никакой ценности, если его не внедрять в жизнь. Для того чтобы проект был успешно реализован и воплощен в реальности а не только на бумаге проектом необходимо управлять. Проектами управляет менеджер проектами.
Чтобы управлять проектами необходимо выполнять некоторые действия и операции. Эти действия и операции называются Процессы

Процессы проекта осуществляются командой проекта, и их можно разделить на две основные категории:

• Процессы управления проектом, обеспечивающие результативное выполнение проекта в течение всего времени его существования. Эти процессы охватывают инструменты и методы, связанные с применением навыков и знаний, описанных в областях знаний.

• Процессы, ориентированные на продукт, определяют и создают продукт проекта. Процессы, ориентированные на продукт, обычно определяются жизненным циклом продукта и могут различаться в зависимости от предметной области. Содержание проекта не может быть определено без общего понимания того, как создать заданный продукт. Например, при определении общей сложности здания, которое необходимо построить, следует учитывать разнообразные строительные технологии и инструменты.

Другими словами есть процессы, которые направлены на получения требуемого результата (цель проекта) (ориентированные на продукт, т.е направленные на получение продукта) и есть процессы, которые необходимы для управления процессами по получению продукта.

Стандарт управления проектами описывает только процессы управления проектами. Хотя процессы, ориентированные на продукт, не входят в содержание данного стандарта, менеджер проектов не должен их игнорировать. Процессы управления проектами и процессы, ориентированные на продукт, пересекаются и взаимодействуют в течение жизненного цикла проекта.

Управление проектами – это приложение знаний, навыков, инструментов и методов к работам проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту. Управление проектами выполняется с помощью применения и интеграции логически сгруппированных 42 процессов управления проектами, объединенных в 5 групп процессов. Эти 5 групп процессов следующие:

  • инициация;
  • планирование;
  • исполнение;
  • мониторинг и управление;
  • завершение.
  • определение требований;
  • удовлетворение различных потребностей, решение проблем и удовлетворение ожиданий различных заинтересованных сторон проекта в ходе планирования и выполнения проекта;
  • уравновешивание конкурирующих ограничений проекта, среди прочих:
    1. содержание;
    2. качество;
    3. расписание;
    4. бюджет;
    5. ресурсы;
    6. риски

    Стандарт управления проектами описывает суть процессов управления проектами в терминах интеграции процессов, их взаимодействия и целей, которым они служат. Процессы управления проектами разделяются на пять категорий, известных как группы процессов управления проектами (или группы процессов):

    • Группа процессов инициации. Процессы, которые выполняются для определения нового проекта или новой фазы существующего проекта путем получения разрешения для начала проекта или фазы.
    • Группа процессов планирования. Процессы, требуемые для определения общего содержания проекта, уточнения целей и определения последовательности действий, требуемых для достижения целей проекта.
    • Группа процессов исполнения. Процессы, применяемые для выполнения работ, определенных в плане управления проектом, для удовлетворения спецификаций проекта.
    • Группа процессов мониторинга и управления. Процессы, требуемые для отслеживания, анализа и регулирования хода и эффективности исполнения проекта, выявления тех областей, в которых требуется внесение изменений в план, и инициации соответствующих изменений.
    • Группа процессов завершения. Процессы, выполняемые для завершения всех действий в рамках всех групп процессов и формального завершения проекта или фазы.

    Анализ методологий

    PMBOK

    PMBOK это национальный стандарт ANSI в США.

    Книгу по PMBOk можно скачать по ссылке:

    2. ISO/ANSI куда более авторитетная и влиятельная структура, чем PMI. Традиционно ISO старается работать с государственными регуляторами. Не удивительно поэтому приглашение комитета по ГОСТу от России и игнорирование Московского отделения PMI со стороны ISO. В ISO понимают, что реальные стандарты делаются через чиновников. Пускай даже это будет не закон как ГОСТ, но для чиновников ГОСТ это хотя бы предмет уважения, для многих чиновников из России PMI - это скорее корпорация организующая скандальные концерты, а не сообщество волонтеров в управлении проектами.

    3. Третий момент. ISO, как мегагигант стандартизации, имеет преимущество перед PMI в области интеграции разных стандартов. Очевидно, что стандарт качества ISO будет хорошо стыковаться со стандартом управления проектами ISO. А вот такая интеграция между стандартом качества ISO и методиками PMI совсем не гарантируется.

    Недостатки – достаточно новый стандарт, документации в свободном виде довольно немного, довольно громоздкий и сложный для небольших проектов.

    ГОСТ (Россия)

    Преимущества – существует в свободном доступе в электронном виде и является стандартом для России.

    Недостатки – все тот же PMBOK со всеми своими сложностями, хотя и очень урезанный.

    PRINCE2

    PRojects IN Controlled Environments 2 (PRINCE2) представляет собой структурированный метод управления проектами, одобренный правительством Великобритании в качестве стандарта управления проектами в социальной сфере. Методология PRINCE2 включает в себя подходы к менеджменту, контролю и организации проектов.

    Состоит из трех важных компонентов (Планирование, управление изменениями и управление качеством).

    Весь процесс состоит из стадий, подстадий и связей.

    При этом важно заметить, что описание стадий и подстадий не являются чистыми критериями, как например, в CMM. Они отвечают не на вопрос чего надо добиться, а на вопрос как этого добиться. Просто делают это не вдаваясь в конкретные детали. Например, утверждается, что должен быть написан план и выявлен критический путь, но не указывается, как именно план составлять (это описано уже в технике).

    Преимущества:

    При планировании, вместо традиционного WBS используют PBS — Product Breakdown Structure, которая разбивает целевой продукт на не пересекающиеся подпродукты (в том числе и проектная документация туда входит)

    Достаточно сложно найти актуальную документацию.

    Сокращение от Project and Program Management for Enterprise Innovation.

    Отличие этой методологии заключается в ориентированности не на продукт, а на улучшение организации в результате выполнения проектов. Иными словами, методология описывает, как сочетать выполняемые проекты и программы с бизнес-стратегией компании и использовать полученный в результате выполнения проектов опыт для развития и продвижения к стратегическим целям.

    Пока что мало используемый стандарт в коммерческих структурах (мало информации о применении).

    ASAP (Accelerated SAP) (ValueSAP)

    Программный продукт и методология внедрения программного обеспечения фирмы SAP AG.

    ValueSAP являет собой внедрение и методологии жизненного цикла, которая оптимизирует сроки, качество и эффективность использования ресурсов. ASAP используется для оптимизации времени, качества и эффективного использования ресурсов в ходе осуществление проектов. Эта технология включает три компонента, ASAP карту, инструменты и R / 3 сервис и обучение, которые совместно работают для поддержки быстрого и эффективного внедрения системы R/3.

    Преимущества – достаточно документированная технология, очень практична, особенно при внедрении продуктов SAP.

    Недостатки – написана исключительно для внедрения системы SAP R/3, возможно можно использовать и для других программных продуктов.

    Комплексный подход к созданию корпоративных систем управленияпроектами (КСУП) заключается в одновременном и согласованном развитии трех компонент: нормативно- регламентной и методической базы, информационных систем и компетенций проектного персонала.

    Внедрение корпоративной системы управления проектами (КСУП) – сложный процесс, который может занять не один месяц.

    Важно понимать, что разработка и внедрение КСУП должны осуществляться при тесном взаимодействии консультантов и рабочей группы заказчика. Только в этом случае результаты будут в достаточной степени учитывать специфику компании и скорее перейдут в практическую плоскость.

    Потребность в корпоративной системе управления проектами

    Условием эффективной реализации проектов в компании является наличие двух взаимодопол­няющих элементов:

    • Менеджеры, имеющие знания и компетенции в области реализации и управления проектами;
    • Единая корпоративная система управления проектами.

    Опыт показывает, что одно без другого не эф­фективно. Опытный менеджер, обладающий компетенциями в области реализации проектов, не может их использовать в полной мере, если никто, кроме него, в компании не понимает за­дачи и требования управления проектами, если в компании нет культуры управления проектами.

    Если в организации отсутствуют общекорпоратив­ные требования к управлению проектами, не раз­работаны типовые методики и шаблоны докумен­тов, нет настроенного программного обеспечения, то задачи управления, выполняемые менеджерами проектов, усложняются многократно. По существу, менеджерам проектов приходится разрабатывать необходимые схемы управления и управленческие документы с нуля. Это требует больших трудозатрат и времени, которого у менеджера проекта нет.

    Быстрое и эффективное построение системы управления конкретным проектом возможно лишь в том случае, если основные элементы дан­ной системы разработаны и утверждены в компа­нии, имеется обученный персонал, информаци­онная инфраструктура управления проектами.

    Определение и сущность коропоративной системы управления проектами

    Корпоративная система управления про­ектами (КСУП) представляет собой комплекс организационных, методических, технических, программных и информационных средств, на­правленных на поддержку и повышение эффек­тивности процессов планирования и управления проектами в организации.

    КСУП, с одной стороны, определяет процессы и методы, принятые для управления проектами в компании, с другой стороны, обеспечивает менеджеру проекта необходимую информаци­онную инфраструктуру управления, которой он может пользоваться при управлении своим проектом. Важной составляющей КСУП являет­ся архив документации проектов, ранее выпол­нявшихся в компании. Использование общих шаблонов, форм документов и опыта предыду­щих проектов позволяет значительно эконо­мить время менеджеров проектов.

    Создание эффективной корпоративной системы управления проектами предполагает совместное развитие трех компонентов:

    • Нормативно-регламентного и методологического обеспечения (стандарта);
    • Технического и информационного обеспечения;
    • Организационного и кадрового обеспечения.

    Игнорирование или недостаточное внимание к лю­бой из компонент значительно снижает эффектив­ность системы в целом.

    Нормативно-регламентное и методологическое обеспечение (корпоративный стандарт управления проектами) является ядром КСУП. Пере­оценка значимости инструментальных средств и недостаточное внимание к созданию эффектив­ной организационной структуры управления, моти­вации персонала часто является причиной неудач и разочарований при построении единой системы управления проектами. И наоборот, практически невозможно обеспечить эффективную реализацию управленческих процедур без использования совре­менных средств обработки информации и комму­никаций. Наличие единой информационной модели планирования проектов и единой информационной среды является важнейшим фактором, обеспе­чивающим работоспособность команд проектов и руководителей разного уровня в оперативном ре­жиме. Также маловероятно эффективное примене­ние корпоративного стандарта специалистами, не владеющими базовыми знаниями в области управления проектами и непрошедшими обучения применению процедур и методик.

    Данная статья является кратким описанием актуальных на дату публикации методологий управления проектами. Эта статья будет интересна людям, в чьи задачи входит работа с проектами и так называемый Project Management.

    Кратко об управлении проектами

    Это описание составлено на базе PMBOK.
    Вот что пишет Wikipedia о проектах:
    Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта (устройства, работы, услуги). Выполнение проекта составляет проектную деятельность.

    Сам по себе проект не имеет никакой ценности, если его не внедрять в жизнь. Для того чтобы проект был успешно реализован и воплощен в реальности а не только на бумаге проектом необходимо управлять. Проектами управляет менеджер проектами.
    Чтобы управлять проектами необходимо выполнять некоторые действия и операции. Эти действия и операции называются Процессы

    Процессы проекта осуществляются командой проекта, и их можно разделить на две основные категории:

    • Процессы управления проектом, обеспечивающие результативное выполнение проекта в течение всего времени его существования. Эти процессы охватывают инструменты и методы, связанные с применением навыков и знаний, описанных в областях знаний.

    • Процессы, ориентированные на продукт, определяют и создают продукт проекта. Процессы, ориентированные на продукт, обычно определяются жизненным циклом продукта и могут различаться в зависимости от предметной области. Содержание проекта не может быть определено без общего понимания того, как создать заданный продукт. Например, при определении общей сложности здания, которое необходимо построить, следует учитывать разнообразные строительные технологии и инструменты.

    Другими словами есть процессы, которые направлены на получения требуемого результата (цель проекта) (ориентированные на продукт, т.е направленные на получение продукта) и есть процессы, которые необходимы для управления процессами по получению продукта.

    Стандарт управления проектами описывает только процессы управления проектами. Хотя процессы, ориентированные на продукт, не входят в содержание данного стандарта, менеджер проектов не должен их игнорировать. Процессы управления проектами и процессы, ориентированные на продукт, пересекаются и взаимодействуют в течение жизненного цикла проекта.

    Управление проектами – это приложение знаний, навыков, инструментов и методов к работам проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту. Управление проектами выполняется с помощью применения и интеграции логически сгруппированных 42 процессов управления проектами, объединенных в 5 групп процессов. Эти 5 групп процессов следующие:

    • инициация;
    • планирование;
    • исполнение;
    • мониторинг и управление;
    • завершение.
    • определение требований;
    • удовлетворение различных потребностей, решение проблем и удовлетворение ожиданий различных заинтересованных сторон проекта в ходе планирования и выполнения проекта;
    • уравновешивание конкурирующих ограничений проекта, среди прочих:
      1. содержание;
      2. качество;
      3. расписание;
      4. бюджет;
      5. ресурсы;
      6. риски

      Стандарт управления проектами описывает суть процессов управления проектами в терминах интеграции процессов, их взаимодействия и целей, которым они служат. Процессы управления проектами разделяются на пять категорий, известных как группы процессов управления проектами (или группы процессов):

      • Группа процессов инициации. Процессы, которые выполняются для определения нового проекта или новой фазы существующего проекта путем получения разрешения для начала проекта или фазы.
      • Группа процессов планирования. Процессы, требуемые для определения общего содержания проекта, уточнения целей и определения последовательности действий, требуемых для достижения целей проекта.
      • Группа процессов исполнения. Процессы, применяемые для выполнения работ, определенных в плане управления проектом, для удовлетворения спецификаций проекта.
      • Группа процессов мониторинга и управления. Процессы, требуемые для отслеживания, анализа и регулирования хода и эффективности исполнения проекта, выявления тех областей, в которых требуется внесение изменений в план, и инициации соответствующих изменений.
      • Группа процессов завершения. Процессы, выполняемые для завершения всех действий в рамках всех групп процессов и формального завершения проекта или фазы.

      Анализ методологий

      PMBOK

      PMBOK это национальный стандарт ANSI в США.

      Книгу по PMBOk можно скачать по ссылке:

      2. ISO/ANSI куда более авторитетная и влиятельная структура, чем PMI. Традиционно ISO старается работать с государственными регуляторами. Не удивительно поэтому приглашение комитета по ГОСТу от России и игнорирование Московского отделения PMI со стороны ISO. В ISO понимают, что реальные стандарты делаются через чиновников. Пускай даже это будет не закон как ГОСТ, но для чиновников ГОСТ это хотя бы предмет уважения, для многих чиновников из России PMI - это скорее корпорация организующая скандальные концерты, а не сообщество волонтеров в управлении проектами.

      3. Третий момент. ISO, как мегагигант стандартизации, имеет преимущество перед PMI в области интеграции разных стандартов. Очевидно, что стандарт качества ISO будет хорошо стыковаться со стандартом управления проектами ISO. А вот такая интеграция между стандартом качества ISO и методиками PMI совсем не гарантируется.

      Недостатки – достаточно новый стандарт, документации в свободном виде довольно немного, довольно громоздкий и сложный для небольших проектов.

      ГОСТ (Россия)

      Преимущества – существует в свободном доступе в электронном виде и является стандартом для России.

      Недостатки – все тот же PMBOK со всеми своими сложностями, хотя и очень урезанный.

      PRINCE2

      PRojects IN Controlled Environments 2 (PRINCE2) представляет собой структурированный метод управления проектами, одобренный правительством Великобритании в качестве стандарта управления проектами в социальной сфере. Методология PRINCE2 включает в себя подходы к менеджменту, контролю и организации проектов.

      Состоит из трех важных компонентов (Планирование, управление изменениями и управление качеством).

      Весь процесс состоит из стадий, подстадий и связей.

      При этом важно заметить, что описание стадий и подстадий не являются чистыми критериями, как например, в CMM. Они отвечают не на вопрос чего надо добиться, а на вопрос как этого добиться. Просто делают это не вдаваясь в конкретные детали. Например, утверждается, что должен быть написан план и выявлен критический путь, но не указывается, как именно план составлять (это описано уже в технике).

      Преимущества:

      При планировании, вместо традиционного WBS используют PBS — Product Breakdown Structure, которая разбивает целевой продукт на не пересекающиеся подпродукты (в том числе и проектная документация туда входит)

      Достаточно сложно найти актуальную документацию.

      Сокращение от Project and Program Management for Enterprise Innovation.

      Отличие этой методологии заключается в ориентированности не на продукт, а на улучшение организации в результате выполнения проектов. Иными словами, методология описывает, как сочетать выполняемые проекты и программы с бизнес-стратегией компании и использовать полученный в результате выполнения проектов опыт для развития и продвижения к стратегическим целям.

      Пока что мало используемый стандарт в коммерческих структурах (мало информации о применении).

      ASAP (Accelerated SAP) (ValueSAP)

      Программный продукт и методология внедрения программного обеспечения фирмы SAP AG.

      ValueSAP являет собой внедрение и методологии жизненного цикла, которая оптимизирует сроки, качество и эффективность использования ресурсов. ASAP используется для оптимизации времени, качества и эффективного использования ресурсов в ходе осуществление проектов. Эта технология включает три компонента, ASAP карту, инструменты и R / 3 сервис и обучение, которые совместно работают для поддержки быстрого и эффективного внедрения системы R/3.

      Преимущества – достаточно документированная технология, очень практична, особенно при внедрении продуктов SAP.

      Недостатки – написана исключительно для внедрения системы SAP R/3, возможно можно использовать и для других программных продуктов.

      Читайте также: