Как пожаловаться на работодателя за несоблюдение карантина

Обновлено: 25.06.2024

Согласно указу Президента РФ, период с 30 марта по 30 апреля 2020 года объявлен нерабочим. Однако есть некоторые моменты в этом документе, которые оставляют работодателю лазейку и позволяют требовать выхода на работу. Как быть тем работникам, которых не отпускают на карантин?

На кого распространяется указ о нерабочем периоде с сохранением зарплаты?

Указ Президента РФ направлен на то, чтобы снизить скорость распространения коронавируса (к сожалению, полностью остановить его такими мерами нельзя).

Указ касается работников всех категорий, занятых в организациях любой правовой формы. Он распространяется даже на органы муниципальной и государственной власти, хотя и не целиком: руководители обязаны определить минимальную численность сотрудников, которые нужны для того, чтобы работа не остановилась полностью – а остальных полагается распустить по домам.

Кто обязан работать с 30.03 по 30.04?

Однако есть категории работников, на которых этот указ не распространяется. К ним относятся:

Что касается уже названных органов власти, а также СМИ, то они имеют право распустить на отдых всех, кроме минимального числа персонала, без которых деятельность невозможна.

Легко заметить, что указ не содержит не только перечня, но и точного определения многих позиций. Это может привести к тому, что работодатель попытается оспорить указание Президента и не отпускать на карантин своих работников.

Для того чтобы определить какие организации выведены из-под действия указа, необходимо обратиться к трудовому законодательству. Согласно абз. 6 ст. 113 ТК РФ, непрерывно действующими являются те организации, которые не могут останавливать свою деятельность по производственно-техническим причинам или в связи с необходимостью постоянного обслуживания населения. Как правило, это металлургические предприятия, химические заводы и другие организации с длительным и непрерывным циклом производства. Также сюда относятся и транспортные компании, особенно занятые пассажирскими перевозками.

Чтобы организация считалась непрерывно действующей, необходимо как минимум следующее:

  1. Сама организация (а не отдельные группы её сотрудников) должна действовать круглосуточно и без выходных.
  2. Правила внутреннего распорядка должны содержать указание на то, что организация действует непрерывно.
  3. Должен иметься заранее утверждённый график смен.
  4. В табеле учёта рабочего времени должны отмечаться ночные смены и работа в выходные дни.
  5. Положение об оплате труда предусматривает суммирование рабочего времени.

Таким образом, внезапно объявить организацию непрерывно действующей и оставить работников трудиться в карантинные дни руководство её не сможет.

Как будет оплачиваться работа с 30.03 по 30.04?

Некоторым сотрудникам всё-таки придётся остаться на рабочем месте. Сколько они получат за этот период: по обычному тарифу или же в двойном размере – как за работу в праздники?

Что же касается тех сотрудников, которые отправляются на карантин, им за это время должна начисляться зарплата по средним нормам так, как если бы они отработали полный рабочий день.

Что делать если работодатель не отпускает на положенный карантин?

Несмотря на то, что указ вступил в действие с момента опубликования, некоторые работодатели всё равно не желают распускать сотрудников. Что делать тем, кого заставляют работать во время карантина?

Первый вариант – просто смириться и работать в обычном режиме. Не самый желательный вариант, но он подойдёт тем, кто не хочет тратить время и силы на споры.

Второй вариант – обжаловать действия работодателя. Подать жалобу можно:

Третий вариант – согласиться выйти на работу. Однако в этом случае можно, опираясь на нормы ст. 153 ТК РФ, потребовать от работодателя:

  • либо оплатить работу по двойному тарифу, как оплачиваются выходные и праздники;
  • либо предоставить дополнительные неоплачиваемые дни отдыха в другое время.

Хотя нерабочие оплачиваемые дни и не являются прямо ни выходными, ни праздниками, но обычная оплата касается только тех организаций, которые не прекращают работу из-за указа. Для всех прочих это нерабочие дни – и здесь применение ст. 153 вполне допустимо.

В том случае если работодатель не пожелает выполнять требования трудового законодательства, работник будет иметь право обратиться в суд с иском о взыскании с него неполученной зарплаты.

Ответственность работодателя за работу в карантин

Поскольку карантинный период вызван эпидемией в России, отвечать работодатель будет за нарушение не трудовых, а санитарно-эпидемиологических норм. В частности, к нему будет применена ст. 6.3 КоАП РФ, предусматривающая как штрафы от 500 (для ИП) до 20 000 рублей (для организаций по максимуму), так и приостановку деятельности в административном порядке. Остановлена работа может быть на срок до 90 дней.

Кроме того, власти отдельных регионов могут вводить и свои наказания. Например, в Москве за нарушение требований, касающихся защиты населения, предусмотрен штраф в размере от 4 до 5 тысяч рублей (Закон г. Москвы №45 от 2007 года).

Наконец, в том случае, если несоблюдение карантинных требований привело к массовому заражению людей, речь может идти о применении ст. 236 УК РФ. Она предусматривает ответственность в виде как штрафа до 80 тысяч рублей, так исправительных или принудительных работ. Если же в результате заразившийся умер, речь будет идти уже о лишении свободы до 5 лет.

При этом надо учитывать, что 25 марта 2020 года в Госдуме началось рассмотрение поправок в УК РФ. Не исключено, что ответственность значительно ужесточится.

Выводы

  1. Оплачиваемые выходные коснутся не всех. Часть организаций обязана будет продолжать работу.
  2. Работодатель не имеет права требовать от сотрудника выходить на работу в период с 30 марта по 30 апреля, если речь не идёт о предусмотренной ТК РФ экстренной ситуации.
  3. Если конкретный работник согласился выйти на работу, ему должна быть предоставлена компенсация – или двойная плата за эти дни, или неоплачиваемые дни отдыха в другое время.
  4. Если сотрудник выходить на работу не желает – он имеет на это полное право. Работодатель, выдвигающие такие требования, будет привлечён к ответственности.

Этим следует руководствоваться в случае спора с руководством своей организации.

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните 👇

ЕЩЕ РАЗ О НОРМАТИВНОМ ОБОСНОВАНИИ

Компетентные ведомства уже выпустили письма, в которых нормами из разных нормативных правовых актов (НПА) обосновали законность отстранения от работы невакцинированных работников в некоторых сферах деятельности. Основные выводы содержатся:

• в письме Роструда от 13.07.2021 № 1811-ТЗ (далее — письмо Роструда № 1811-ТЗ);

Если кратко, то логика следующая:

Такая цепочка актов, на первый взгляд, кажется вполне логичной. Но юристы, разбираясь в хитросплетениях законодательных норм, видят в этой логике большую брешь. Непонимание вызывают три момента:


Почему, ссылаясь на п. 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ, чиновники предпочли процитировать только часть нормы?

Ведь кроме фразы об отстранении[1] в этом же пункте есть продолжение:

Извлечение из Федерального закона № 157-ФЗ

Статья 5. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики

2. Отсутствие профилактических прививок влечет:

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

То есть под действие нормы об отстранении попадают далеко не все, а только лица, которые выполняют работы, связанные с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. И эти работы указаны в специальном Перечне[2], в котором нет ни продавцов, ни электриков, ни дворников.


Почему обязанность требовать у работника отказ от вакцинации переложена на работодателя?

Никакой закон, в т. ч. Трудовой кодекс РФ, такой обязанности не устанавливает. Вакцинация является одним из видов медицинского вмешательства[5], поэтому провести ее можно только с согласия гражданина[6].

Граждане имеют право отказаться от профилактических прививок[7]. Отказ от проведения медицинского вмешательства, в т. ч. профилактических прививок, оформляется в письменной форме[8]. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, как и отказ от такового — это медицинский документ, который подписывает не только пациент, но и врач[9].

Поэтому работник не обязан предоставлять письменный отказ от вакцинации работодателю — только врачу. Работодатель может лишь попросить его это сделать.


Почему работодатель должен принимать решение об отстранении?

В числе полномочий главных государственных санитарных врачей указаны[10] их права выносить мотивированные постановления:

• о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;

• проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

В изданных на сегодняшний день постановлениях главные санитарные врачи регионов воспользовались только одним правом: обязали работодателей организовать проведение профилактических прививок от коронавируса по эпидемическим показаниям.

Другим правом они не воспользовались. В постановлениях нет прямого указания на отстранение работников, отказавшихся от обязательной вакцинации против COVID-19. Поэтому законность отстранения работников от работы до момента внесения соответствующего пункта в Постановление Главного санитарного врача вызывает сомнение.

Тем не менее вышестоящие инстанции и контролирующие органы заставляют руководителей компаний под страхом наказания (санкции по ст. 6.3 КоАП РФ) отстранять непривитых работников от работы.

Расскажем, как сделать это максимально корректно.

КОГО ИЗ РАБОТНИКОВ ОТСТРАНЯТЬ

Прежде всего разберемся с процентами. В постановлениях главных санитарных врачей субъектов РФ указан конкретный процент работников компаний, для которых нужно обеспечить вакцинацию. Чаще это 60 %, но можно встретить 65 % (Санкт-Петербург), 70 % (Якутия), 80 % (Ленинградская область) и даже 90 % (Чеченская Республика). В некоторых регионах санитарные врачи вообще не указали этот процент (Дагестан, Волгоградская область), вероятно, имея в виду, что вакцинироваться должны все работники (т. е. 100 %).

В Совместных разъяснениях чиновники показали, как рассчитывать процент уже вакцинированных работников. Используя эту информацию, выведем формулу для определения количества работников, которым необходимо сделать прививку (для 60 %):

Формула для определения колическтва работников для вакцинации

Кого можно отнести к оставшимся 40 %? Эту информацию также можно почерпнуть из Совместных разъяснений. Чиновники считают: чтобы стабилизировать ситуацию с заболеваемостью COVID-19, необходимо обеспечить коллективный иммунитет на уровне не менее 80 % от списочного состава работников. Распределение должно быть следующим:

Процентное соотношение для отстранения

То есть в 40 % (те, у кого может отсутствовать сертификат о вакцинации) можно включить работников, указанных в правом столбце таблицы. Если таковых нет или набирается менее 40 %, в список на вакцинацию можно не включать работников, которые не контактируют с людьми напрямую, не подвергаются большому риску заражения и не станут причиной распространения инфекции (например, работающие дистанционно и на дому). Работодателю дано право самостоятельно определить, кто войдет в список работников, подлежащих вакцинации.

Обязательно ли отстранять от работы работников, отказавшихся от прививки, если план в 60 % вакцинированных уже выполнен?

Роспотребнадзор по г. Москве считает, что работники, попавшие в 40 % от общего штата работников подразделений, расположенных в городе Москве, не вакцинированные по различным причинам, допускаются к работе по усмотрению работодателя[11].

В разъяснениях на сайте мэра г. Москвы[13] читаем: «При осуществлении контроля исполнения работодателями постановления Главного государственного санитарного врача будет оцениваться только соблюдение требования о вакцинации установленного количества — не менее 60 процентов от общей численности.

ОТСТРАНЕНИЕ РАБОТНИКА ОТ РАБОТЫ

Процедура отстранения

Процедура отстранения запускается, если выполняются следующие условия:

Процедура отстранения

Трудовой кодекс РФ не регламентирует процедуру отстранения от работы. На практике применяется следующий порядок действий:

Кто вправе отстранить работника от работы?

Кто подписывает приказ об отстранении: руководитель организации или это может сделать руководитель подразделения?

Ответ на этот вопрос следует искать в должностных инструкциях, других локальных нормативных актах или трудовых договорах с руководителями подразделений: если в каком-либо из документов зафиксировано их право отстранять подчиненных от работы, эти должностные лица вправе издать соответствующие распоряжения.

В противном случае издавать приказ об отстранении вправе только руководитель организации.

Докладная записка

Но зафиксировать факт непредоставления работником сертификата о вакцинации или документов о противопоказаниях в акте или служебной (докладной) записке (пример 1) вправе руководитель структурного подразделения или начальник (сотрудник) кадровой службы.

Сроки отстранения

Сперва сделаем акцент на сроках отстранения:


Дата начала отстранения зависит от сроков проведения вакцинации, которые указаны в Постановлении Главного санитарного врача региона. Отстранить работника от работы можно только после окончания срока, который был предусмотрен для прохождения вторым компонентом вакцины[14].

Сроки отстранения в Мурманской области

Особенности приказа об отстранении

Форма приказа об отстранении не унифицирована. Работодатель вправе разработать ее самостоятельно. В документе обязательно должны быть указаны:

• Ф. И. О. работника;

• основания, по которым он отстраняется от работы;

• срок отстранения (на период эпиднеблагополучия) [16] .

В качестве оснований отстранения авторы Совместных разъяснений советуют указывать в приказе следующие нормы:

• абзац 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ;

• пункт 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ;

• постановление Главного санитарного врача региона.

Приказ об отстранении работников от работы

В прошлом номере журнала мы приводили пример приказа об отстранении одного работника[17]. Но издать приказ можно и в отношении сразу нескольких работников (пример 2).

Работников, которые отстранены от работы, следует обязательно ознакомить с приказом. Если приказ издан в отношении нескольких человек, то визу ознакомления можно оформить таблицей.

АЛЬТЕРНАТИВА ОТСТРАНЕНИЮ ОТ РАБОТЫ

К счастью, она есть. Правда, ведомства и здесь не пришли к единому мнению. В своих Рекомендациях Минтруд России и Роспотребнадзор отмечают, что вместо отстранения работника можно перевести на дистанционную работу:

Извлечение из Рекомендаций

7. В случае, если трудовая функция может быть выполнена дистанционно, работодатель вправе предложить работнику выполнение работы дистанционно[18] либо по собственной инициативе работника временно перевести его на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 312.9 Трудового кодекса Российской Федерации. Таким правом преимущественно необходимо воспользоваться в отношении работников, имеющих противопоказания к проведению профилактической прививки.

В свою очередь, Роструд не считает перевод на дистанционную работу альтернативой отстранению[19], зато не против, если вместо отстранения работнику будет предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск[20]. Более того, работодатель не вправе отказывать работнику в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного графиком отпусков, по причине того, что работник не сделал прививку от коронавирусной инфекции[21].

Если в период отстранения у работника появляется право уйти в отпуск по беременности и родам или по уходу за ребенком, такой отпуск должен быть ему предоставлен.

С момента предоставления отпуска период отстранения прерывается.

[…] Один из сотрудников категорически отказывается делать прививку, с 15.07.2021 мы обязаны отстранить работника от работы, но с 02.08.2021 согласно графику отпусков она написала заявление на предоставление ей ежегодного оплачиваемого отпуска. Можем ли мы во время отстранения от работы предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск или мы должны ее отстранить до отпуска, а после отпуска отстранить заново?

Отстранение от работы не препятствует реализации права отстраненного работника на очередной отпуск. Во время отпуска работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, поэтому после ухода в отпуск его отстранение от работы не производится. Если период повышенной готовности в субъекте РФ не будет прекращен, по окончании отпуска работник не может быть допущен к работе.

ПОСЛЕДСТВИЯ ОТСТРАНЕНИЯ ОТ РАБОТЫ

Отстранение от работы ведет к неблагоприятным последствиям как для работника, так и для работодателя.

Последствия для работника:

• в первую очередь работник теряет заработок, поскольку заработная плата ему не начисляется в течение всего периода отстранения. Однако он вправе устроиться по совместительству в другую организацию, для работников которой вакцинация необязательна. Правда, рабочее время совместителя ограничено (его продолжительность не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников)[23]. Соответственно, ограничена и заработная плата;

• работник теряет право получить пособие по нетрудоспособности, если заболеет сам или его ребенок в период отстранения[24] (это правило не касается оплаты отпуска по беременности и родам, несмотря на то что основанием для оплаты данного отпуска является листок нетрудоспособности);

• период отстранения без уважительных причин не входит в стаж, дающий право на ежегодный отпуск[25]. Это значит, что окончание текущего рабочего года работника и начало следующего сдвинется на количество дней отстранения;

Период отстранения может сдвинуться

• период отстранения не входит в пенсионный страховой стаж, так как заработная плата за этот период не начислялась и, соответственно, страховых взносов тоже не было.

Последствия для работодателя:

• в коллективах резко повысилась вероятность возникновения конфликтов, связанных с вопросами вакцинации;

• появился риск получить штраф до полумиллиона руб. или наказание в виде приостановления деятельности по ст. 6.3 КоАП РФ

• и самое главное — отсутствие работников негативно сказывается на выполнении всех бизнес-процессов. И это главная проблема, поскольку быстро найти аналогичных (вакцинированных!) специалистов проблематично. А отзывать из отпусков работников, которые могли бы заменить отстраненных, нельзя без их согласия. Более того, не допускается отзывать из отпуска работников в возрасте до 18 лет, беременных женщин и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда[26].

Варианты замены отстраненных работников:

– оформить поручение дополнительной работы оставшимся работникам (т. е. распределить между ними функционал отстраненных) путем совмещения должностей, расширения зоны обслуживания или увеличения объема работ[27] с доплатой;

– заключить срочный трудовой договор по совместительству с одним из работников организации, который не был отстранен, или с вакцинированным работником другой организации;

– заключить срочный трудовой договор на период временного отсутствия отстраненного работника со сторонним специалистом, у которого есть сертификат или справка о противопоказаниях.


Если в организации проводится сокращение численности или штата, отстранение сокращаемых работников не является препятствием для продолжения этой процедуры[28].

Также чиновники поясняют, что:

• в отношении работников, которые подлежат отстранению, нельзя объявить простой;

• если отстранение работников, не прошедших обязательную вакцинацию, обусловило временную приостановку работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера для других работников и работодатель не нашел отстраненным работникам замены, он обязан объявить простой[29].

Авторы ответа не написали, как должен оплачиваться простой в указанном случае[30]. Полагаем, его следует квалифицировать как простой по вине работодателя, поскольку руководство не смогло укомплектовать штат персоналом. Поэтому время простоя остальных работников подлежит оплате в размере 2/3 средней заработной платы.

ВЫВОДЫ:

1. Необходимость отстранять от работы невакцинированных работников — реалии сегодняшнего дня. Важно оформить все документы об отстранении корректно, руководствуясь не только нормативными актами, но и разъяснениями чиновников.

2. Приказ об отстранении можно издать, если соблюдены все необходимые условия. Начало срока отстранения следует сверить с постановлением Главного санитарного врача своего региона (дата, до которой работники должны вакцинироваться вторым компонентом). Срок окончания отстранения должен быть четко фиксируемым.

3. Если возможно, замените отстранение альтернативными действиями: переведите работников на удаленную работу, предоставьте ежегодные отпуска. От того, как поведет себя работодатель в этих сложных обстоятельствах, будет зависеть дальнейшее взаимодействие с персоналом.

[1] Выделена в таблице полужирным шрифтом. — Прим. автора.

[3] Приложение № 2 к Приказу № 125н.

[4] Пункт 1 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ.

[6] Пункт 2 ст. 11 Федерального закона № 157-ФЗ.

[7] Пункт 1 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ.

[8] Пункт 3 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ.

[9] Часть 7 ст. 20 Федерального закона № 323-ФЗ.

[11] Письмо Роспотребнадзора по г. Москве от 09.07.2021 № 77-00-02/ОК-44157-2021.

[14] Пункт 4 письма Роструда № 1811-ТЗ.

[16] Пункт 6 Рекомендаций действий для работодателей при принятии главными санитарными врачами субъектов Российской Федерации решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (опубликованы вместе с Совместными разъяснениями; далее — Рекомендации).

[17] Славинская А. Н. Проведение вакцинации: документируем выполнение обязанности // Кадровые решения. 2021. № 8. С. 55.


Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру

Какие организации смогут продолжить работу?

В соответствии с рекомендациями Минтруда, работники, осуществляющие дистанционный режим работы, по согласованию с работодателем имеют право на его продолжение. В период действия Указа изменения в части перехода на удаленный режим работы могут оформляться путем обмена электронными образами документов при необходимости с последующим их оформлением в установленном порядке.

Ранее Мэр Москвы Сергей Собянин принял Указ № 36-УМ от 02.04.2020 г. (п.4), которым регламентировался порядок работы организаций и ИП, осуществляющих деятельность в сферах, в отношении которых решениями Президента РФ или указом не был установлен запрет на их посещение гражданами. Как мы видим, данный Указ, определил места, которые запрещено посещать в период режима повышенной готовности.

04.04. 2020 в силу вступил Указ мэра Москвы № 39-УМ, в котором был уточнен п.4, а именно, что организации и ИП в период действия режима повышенной готовности вправе не ограничивать осуществление своей деятельности на территории города Москвы, за исключением случаев, установленных настоящим указом, а также решениями Президента Российской Федерации и (или) иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.Следовательно, деятельность осуществлять разрешено, если она не входит в перечень сфер, работа в которых в указанный период запрещена. Например, ночным клубам, кинотеатрам, детским развлекательным центрам, ресторанам, барам и некоторым другим (п.3 Указа мэра Москвы № 36-УМ, п.3 Указа мэра Москвы № 39-УМ).

Однако, Указом мэра Москвы № 42-УМ от 10.04.2020 г. были внесены значительные изменения, которые привели к изменению ситуации, как минимум, на период с 13 по 19 апреля (с возможным продлением).

Согласно п.4.1, временно приостановлено с 13 апреля 2020 г. по 19 апреля 2020 г. посещение гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность организаций и ИП, указанная в приложении 3 к настоящему указу, с учетом особенностей, установленных в нем.

Приложением № 3 к Указу мэра Москвы № 42-УМ от 10.04.2020 г. закреплен перечень видов деятельности организаций и ИП, при осуществлении которых приостанавливается с 13 апреля 2020 г. по 19 апреля 2020 г. посещение гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется указанная деятельность, за исключением отдельных видов.

Стоит обратить внимание, что ограничения не предусматривают запрет на осуществление деятельности, а ограничивают именно посещение гражданами работы, т.е. максимальный переход на дистанционную работу.

Организации, приостановившие свою деятельность, вправе сохранить присутствие работников, обеспечивающих охрану и содержание объектов, лиц, обеспечивающих начисление и выплату заработной платы, а также поддержание процессов, приостановление которых невозможно с учетом технологических особенностей.

Остальные работники должны быть переведены на дистанционный режим работы либо в отношении них должен быть установлен режим нерабочего дня с сохранением з/п.

Организации и ИП, в отношении которых не установлены ограничения, могут продолжить деятельность с принятием мер по минимизации очного присутствия работников.

Таким образом, осуществление деятельности в обычном режиме разрешено ограниченному кругу компаний, которые должны стремиться к переходу на дистанционный формат работы. Остальные должны исключить посещение сотрудниками их работы.

1

Как оформить работу сотрудников?

ТК РФ предусматривает возможность выхода сотрудников на работу в выходные/праздники.

По общему правилу работа в выходной день оплачивается в двойном размере, по желанию работника, работавшего в выходной день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит (ч. 6, 7 ст. 136 ТК РФ).

Руководству необходимо принять решение об установлении численности работников (исполнителей по ГПД):

1. не подлежащих переводу на дистанционный режим работы в связи с необходимостью из непосредственного участия в обеспечении непрерывных технологических и иных процессов, необходимых для обеспечения функционирования таких организация и ИП;

2. подлежащих переводу на дистанционный режим работы;

3. в отношении которых установлен режим работы нерабочего дня с сохранением з/п.

В результате работодателем издается приказ, с которым каждый сотрудник должен быть ознакомлен.

Те работники, которые привлечены к работе, должны дать свое письменное согласие на ее добровольное осуществление в период по 30.04.2020 г., а также подписывается дополнительное соглашение к трудовому договору.

После этого требуется определить порядок организации работы, т.е. график, способы обмена информацией о производственных заданиях и их выполнении, возможность использования ресурсов организации на дому.

Согласно п.10.3 Указа мэра Москвы, граждане обязаны не покидать места проживания (пребывания), за исключением:

— случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью;

— случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом;

— осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории города Москвы, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки) и некоторых иных.

Следовательно, сотрудникам необходимо подтверждение оснований их передвижений для минимизации риска предъявления претензий.

С 13.04.2020 г. в Москве введен пропускной режим (Указ мэра Москвы № 43-УМ от 11.04.2020). Пропуска потребуются при передвижении по Москве с использованием любого личного или общественного транспорта, в том числе такси.

Выделено три категории пропусков: для поездок на работу, для посещения медицинских учреждений и для иных целей.

Для того, чтобы поехать на работу, необходимо оформить соответствующий пропуск, который выдается до 30 апреля с неограниченным количеством поездок.

Оформить бесплатный цифровой пропуск жители Москвы смогут тремя способами:

— с помощью СМС на номер 7377;

— через единую справочную службу Правительства Москвы по номеру:

Оформлением пропуска занимается сотрудник, работодатель предоставляет ему для этого необходимую информацию о компании.

Данные пропуска необходимо сохранить, записать или распечатать, чтобы предъявить представителям органов, осуществляющих контроль режима самоизоляции. Предъявить цифровой пропуск можно любым удобным способом — как на мобильном устройстве, так и на бумажном носителе. При себе также необходимо иметь указанный в запросе документ, удостоверяющий личность.

Без пропуска по городу можно будет передвигаться со служебным удостоверением, это касается военных, чиновников, нотариусов, адвокатов, судей, журналистов, охранников. Сопровождающим их лицам необходим пропуск.

2

На рабочем месте, если посещение работы не запрещено, также требуется принятие ряда мер санитарно-эпидемиологического характера.

В обязательном порядке необходимо:

  • обеспечить соблюдение социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения на рабочем месте;
  • обеспечить измерение температуры сотрудникам на рабочих местах с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой;
  • оказывать работникам содействие в обеспечении соблюдения режима самоизоляции на дому;
  • при поступлении запроса Штаба незамедлительно представлять информацию обо всех контактах заболевшего новой коронавирусной инфекцией (2019-nCoV) в связи с исполнением им трудовых функций, обеспечить проведение дезинфекции помещений, где он находился;
  • не допускать на рабочее место и (или) территорию организации работников из числа граждан, которые должны находиться в самоизоляции, а также в отношении которых приняты постановления санитарных врачей об изоляции;
  • перевести граждан, обязанных соблюдать режим, с их согласия на дистанционный режим работы или предоставить им ежегодный оплачиваемый отпуск.

3

Дополнительно рекомендовано:

  • обеспечить отмену загранкомандировок;
  • максимально сократить количество проводимых массовых мероприятий;
  • обеспечить оптимальный режим рабочего времени и времени отдыха, что может быть организовано установлением гибкого графика прибытия/убытия на рабочее место;
  • соблюдать установленные требования к условиям труда, обеспечивая достаточную циркуляцию воздуха;
  • обеспечить работников в достаточном количестве и постоянной доступности средствами для дезинфекции рук;
  • исключить использование в служебных помещениях систем кондиционирования и технических систем вентиляции;
  • организовать соблюдение работниками правил гигиены, предоставляя им советы о том, как избежать распространения микробов на рабочем месте;
  • организовать, по возможности, проведение 1 раз в сутки качественной уборки с проведением дезинфекции дверных ручек, выключателей, поручней, перил, мест общего пользования, а также проводить дезинфекцию воздуха (рециркуляторы воздуха, УФ-облучатели бактерицидные).

Эти меры позволят работодателю не только соблюсти требования законодательства и избежать привлечения к ответственности, но и обеспечат более безопасные и комфортные условия работы для сотрудников.

4

К какой ответственности может быть привлечен работодатель?

Нарушение требований трудового законодательства и правил организации безопасной работы в условиях распространения коронавируса, может привести к неблагоприятным последствиям для компании и ее руководства.

Ст.5.27 КоАП — нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Помимо этого, за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предусмотрена ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере 1-5 тыс. руб., на юрлиц — 30-50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Ст. 6.3 КоАП —нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Теперь нарушение санитарно-эпидемиологических норм, совершенное при возникновении угрозы распространения заболевания (в данном случае коронавируса), которое представляет опасность для окружающих, или в период действия ограничительных мер (карантина), или в случае невыполнения предписаний органа, который осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор, наказание для ИП — штрафы от 50 000 до 150 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток; для юрлиц — штрафы от 200 000 до 500 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

По частям 2 и 3 статьи протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (пункт 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ), должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 19 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ), а также таким правом обладает прокуратура (статья 28.4 КоАП РФ).

Ст. 20.6.1 КоАП — невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения.

Данная статья является новой, ее принятие обусловлено необходимостью предостеречь от нарушений в условиях распространения коронавируса.

Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (в Москве введен Указом мэра Москвы от 5 марта 2020 года № 12-УМ) может привести к наложению штрафов для ИП — от 500 000 до 1 млн руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток; для юрлиц — от 500 000 до 1 млн руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Протоколы об административных правонарушениях в данном случае вправе составлять должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт 18 части 5 статьи 28.3), а также должностные лица органов исполнительной власти субъектов Федерации. Перечень указанных органов и их должностных лиц утверждается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.

В Москве контролировать соблюдение режима повышенной готовности по своей подведомственности будут следующие структуры (Указ мэра Москвы от 04.04.2020 г. № 40-УМ):

  • Объединение административно-технических инспекций;
  • Департамент торговли и услуг;
  • Префектуры административных округов и управы районов;
  • Департамент образования и науки;
  • Московская административная дорожная инспекция;
  • Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости.

Ст.3.18.1 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях — нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы

Согласно новой норме, неисполнение требований о временной приостановке проведения мероприятий с очным присутствием граждан, а также работы объектов розничной торговли, организаций общественного питания, оказания услуг с посещением гражданами таких объектов, организаций, повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей, на юрлиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Можно наказать по московскому закону только в том случае, если их нельзя привлечь за то же действие к ответственности по федеральному КоАП.

Ст. 236 УК — нарушение санитарно-эпидемиологических правил

Были внесены поправки в приведенную статью. Теперь если нарушение норм повлекло по неосторожности массовое заболевание или создало угрозу наступления таких последствий, то штраф от 500 000 до 700 000 руб., либо ограничение или лишение свободы на срок до 2 лет. Если же нарушение повлекло по неосторожности смерть человека, то штраф от 1 млн до 2 млн руб., ограничение свободы на срок от 2 до 4 лет, либо принудительные работы или лишение свободы на срок от 3 до 5 лет. Если же нарушение повлекло по неосторожности смерть двух и более лиц, то наказание — принудительные работы на срок от 4 до 5 лет или лишение свободы от 5 до 7 лет.

5
6

АКЦИЯ ГОДА

Из-за коронавируса у работодателей появились новые обязанности, рекомендации и риски. Они должны не пускать на работу людей с температурой, тщательнее следить за санитарным режимом и оплачивать больничные, даже если сотрудник здоров. Некоторые компании переводят сотрудников на удаленную работу, но иногда при этом придется оплачивать простой.

Вот что нужно знать и делать работодателям из-за коронавируса.

Что за коронавирус

Коронавирус — это возбудитель ОРВИ, который наделал много шума. По всему миру зафиксировано почти 200 тысяч случаев заражения, страны закрывают свои границы, в некоторых регионах России введен режим повышенной готовности с разными ограничениями.

Все это сильно отражается на бизнесе: падают обороты, сотрудники не могут ходить на работу, из-за паники совершается много непредсказуемых действий, а руководство страны каждый день то вводит ограничения, то обещает господдержку.

Работодателям нужно быть в курсе рекомендаций и обязанностей, чтобы пережить сложный период и не нарушить закон.

Больничный за время карантина

Для борьбы с коронавирусом ввели режим карантина — его обязаны соблюдать все, кто вернулся из стран со случаями заражения, и те, кто контактировал с такими людьми или заболевшими. Например, если работник вернулся из Италии или Франции, он должен 14 дней находиться в изоляции: дома, в больнице или в обсервации.

Карантин означает, что человек не может выходить из дома: нельзя прийти в офис, погулять с собакой и даже выйти в магазин за продуктами.

На время карантина выдают больничный лист. Даже если работник не болен — у него нет температуры, кашля и одышки, — все равно будет больничный. В Москве документы можно заказать через интернет, курьер привезет их на дом. Причем больничный оформят и тому, кто был за границей, и всем, кто с ним живет.

Работодатель обязан оплатить такой больничный.

То есть работники на карантине в какой-то степени даже выгоднее для работодателей, чем болеющие, потому что ФСС возместит всю сумму пособия. В некоторых регионах выплаты по больничному листу можно получать напрямую из бюджета, но заявление все равно нужно подавать работодателю.

В интернете ходят слухи, что за дни карантина никаких выплат не положено. Это неправда. Работодателю не придется тратить свои деньги, их полностью возместит фонд социального страхования. Но если оформление неофициальное или зарплата в конверте, тогда все по договоренности.

Для оплаты больничного при карантине из-за коронавируса ввели новый временный порядок. Он заработает с 20 марта — об этом выйдет отдельный разбор.

Перевод на удаленную работу

Роспотребнадзор и Минздрав рекомендовали переводить сотрудников на удаленную работу. Это нужно, чтобы уменьшить контакты людей: чтобы они не находились рядом в офисах, меньше пользовались общественным транспортом и не рисковали подхватить вирус.

Так можно делать и с теми, кто здоров и не находится в группе риска по коронавирусу. Многие компании уже перевели офисных работников в такой режим — они работают из дома. Так же могут делать те, кто обязан соблюдать карантин, — тогда вместо выплат по больничному листу можно получить зарплату.

Работодателям нужно учитывать, что на удаленную работу сотрудников можно переводить только с их согласия. Для этого нужно оформить дополнительное соглашение к трудовому договору.

Если работник против того, чтобы переходить на дистанционную работу, заставить его нельзя. Есть случаи, когда работодатель может так сделать в одностороннем порядке, но вряд ли это можно использовать при коронавирусе. В условиях, когда нет общего режима ЧС, перевод на удаленную работу — это только рекомендация, заставить все-таки не получится.

А вот для работников исключений нет — они не могут по своему желанию перейти на удаленный режим работы, если работодатель против, а власти такую обязанность не вводили.

Оплата простоя

Если из-за коронавируса стало меньше клиентов или фирма перешла на удаленную работу, а кто-то из сотрудников против или не может работать из дома — людей нельзя из-за этого уволить. Для них это время простоя: работник хочет, но не может ходить на работу или исполнять свои обязанности. Или в этом нет смысла.

Обычно работодатели просят взять на такое время отпуск — очередной или за свой счет. Но работник не обязан соглашаться, если по графику период отдыха выпадает на другое время. Тогда придется платить за простой.

Если простой по вине работодателя — например у ресторана нет клиентов и один повар пока не нужен, хотя случаев заболевания и запрета на посещение заведений общепита в регионе не было, — работник будет получать ⅔ среднего заработка. Сумму считают как для командировки: исходя из количества отработанных дней и заработка за 12 месяцев до месяца начала простоя.

Если простой по независящим причинам — например не работает общественный транспорт или помещение закрыли из-за зараженных коронавирусом, — нужно платить ⅔ оклада или ставки.

Сотрудники могут пожаловаться в трудовую инспекцию на что угодно, но не каждая жалоба приводит к проверкам и штрафам. Иногда действия работодателей вполне законны.

Елена Пономарева

Работодатель проверяет шкафчики и личные вещи

Сотрудник обратился в Роструд с вопросом, вправе ли работодатель проверять личные вещи и шкафчик в его присутствии или отсутствии.

👎 У работодателя нет права досматривать сотрудника и его личные вещи. Делать это могут только полицейские и сотрудники ведомственной или вневедомственной охраны при органах внутренних дел. И то лишь в тех случаях, что указаны в законе.

Если в компании есть своя служба безопасности, ее сотрудники тоже не вправе досматривать других сотрудников или шкафчик и вещи. Например, свой охранник на колбасном заводе не может проверять сумки рабочих на проходной, даже если начальник подозревает, что кто-то уносит колбасу домой. Если есть подозрения, работодатель должен вызвать полицию, а уже полицейские — провести досмотр.

Досмотр сотрудника или его вещей директором, охранником или начальником службы безопасности — это превышение должностных полномочий, за которое есть наказание:

  • штраф до 80 000 рублей, или в размере заработной платы, или другого дохода за период до шести месяцев;
  • запрет занимать должность или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет;
  • принудительные работы на срок до четырех лет;
  • арест до полугода;
  • лишение свободы на срок до четырех лет.

Наказание наступает, если превышение полномочий повлекло нарушение прав и интересов гражданина, общества или государства. Но можно ли отнести сюда досмотр шкафчика, сказать сложно.

Без спроса увез трудовую книжку в другую область

Работодатель увез трудовую книжку сотрудника в другую область, при этом не поставил его в известность и не спросил разрешения. Сотрудник интересуется, насколько это законно.

👍 Работодатель вправе хранить трудовые книжки там, где находится кадровик или другой сотрудник, который занимается ведением, хранением, учетом и выдачей этих книжек. Его назначают отдельным приказом.

Например, если у компании несколько филиалов в разных городах Свердловской области, а головной офис и кадровик находятся в Екатеринбурге, все трудовые книжки тоже можно хранить в Екатеринбурге.

Допустил к работе без договора, а позже захотел добавить условие об испытательном сроке

Менеджер по продажам начала работать без трудового договора — так можно, у работодателя есть три рабочих дня, чтобы его заключить. Это было в пятницу, а во вторник работодатель принес трудовой договор с условием об испытательном сроке.

👎 Если работодатель уже допустил сотрудника к работе, он может заключить с ним трудовой договор в течение трех рабочих дней. Но в такой договор нельзя добавить условие об испытательном сроке просто так. Чтобы это сделать, работодателю перед допуском к работе нужно подписать с сотрудником соглашение об испытательном сроке.

В Трудовом кодексе так и написано:

Это значит, что процесс должен выглядеть так:

  • работодатель и сотрудник подписывают соглашение об испытательном сроке;
  • сотрудник выходит на работу;
  • в течение трех дней работодатель подписывает с сотрудником трудовой договор, в котором есть условие об испытательном сроке.

Без письменного соглашения об испытательном сроке добавить это условие в трудовой договор нельзя. Если всё же добавить, сотрудник может оспорить такое условие в суде, а работодатель получить штраф от 1000 до 50 000 рублей.

Работодатель пригласил на работу, а потом передумал

Соискатель прошел собеседование, сделал тестовое задание и получил от работодателя приглашение на работу. А потом работодатель передумал и отказал. Соискатель спрашивает у Роструда: а законен ли отказ работодателя?

👍 Отказ законен, но есть нюансы. Приглашение на работу, или офер — это неофициальный документ, о нем ничего нет в трудовом кодексе или других законах. Поэтому работодатель может пригласить соискателя, а потом отказать, и ничего ему за это не будет.

Но если работодатель приглашает сотрудника в порядке перевода от другого работодателя, у него появляется обязанность заключить трудовой договор и принять сотрудника на работу в течение месяца.

Еще один нюанс в том, что офер могут признать трудовым договором в суде. Такое может случиться, если офер содержит обязательные для трудового договора пункты, например:

  • должность;
  • условия оплаты труда;
  • условия и место работы;
  • функции сотрудника;
  • режим работы и отдыха;
  • дату выхода на работу;
  • подпись генерального директора.

Подробнее о том, как отправлять приглашения, чтобы их нельзя было признать трудовыми договорами, мы рассказывали в другой статье.

Офер могут признать трудовым договором. Что?

Поставил ночные смены сотруднику предпенсионного возраста

Сотрудник предпенсионного возраста жалуется на то, что работодатель ставит ему ночные смены. Он считает, что это незаконно, потому что ему уже скоро на пенсию и ночные смены могут навредить здоровью.

👍 В Трудовом кодексе есть список сотрудников, которым нельзя работать ночью, — это беременные и несовершеннолетние.

Еще есть список тех, кто вправе сам решать, работать ночью или нет:

  • женщины с детьми до трех лет;
  • сотрудники с детьми с инвалидностью;
  • сотрудники с инвалидностью;
  • сотрудники, которые ухаживают за больными членами семьи;
  • матери, отцы, опекуны, которые воспитывают детей до пяти лет в одиночку.

Сотрудники из этого списка могут отказаться от ночной работы или согласиться на нее, но согласие должно быть письменным.

Людей в предпенсионном возрасте в списках нет, поэтому работодатель вправе ставить им ночные смены.

Решил ввести дресс-код

Сотрудник устроился на работу в компанию без дресс-кода, а через полгода работодатель решил, что все должны приходить в офис в белых рубашках и черных брюках. Изначально в трудовом договоре такого условия не было, и сотрудник спрашивает, можно ли считать введение дресс-кода нарушением договора.

О введении дресс-кода — письмо Роструда от 18.03.2021

👍 Введение дресс-кода не нарушает договор. Работодатель вправе в любой момент установить требования к внешнему виду сотрудников, стилю или форме одежды.

Чтобы ввести дресс-код законно, работодателю нужно прописать его в локальном акте, например правилах внутреннего трудового распорядка или кодексе этики служебного поведения. Затем ознакомить сотрудников с этим локальным актом под подпись, и только после этого требовать одеваться на работу по дресс-коду.

Читайте также: