Как повысить правовую культуру презентация

Обновлено: 30.04.2024

Вступая в жизнь, молодым людям необходимо быть психологически и практически готовыми к происходящим в обществе изменениям с одной стороны, а с другой – к возрастающей социальной ответственности и самостоятельности поведения в границах нравственных и правовых норм.

Очевидно, что без правовых знаний просто невозможно стать полноценным гражданином, получить профессию, стать конкурентоспособным на рынке труда. Будущее современного человека, прежде всего, связывается с необходимостью найти своё место в мире профессий — профессий престижных, нужных обществу. Таким образом, важнейшей функцией современного образования становится процесс выработки у человека представлений о своей социальной роли и месте в обществе. Правовая социализация выступает как составляющая единого процесса социализации.

В настоящее время у большей части современной молодежи наблюдается уровень правовой культуры, не соответствующий требованиям времени.

Теоретические разработки в сфере прав ребенка направлены на обеспечение его гармоничного развития. Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, молодые люди должны уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся социуме, не потеряв при этом самобытности, способности к самопознанию и самосовершенствованию.

Важными целями образования должны стать формирование высокого уровня правовой культуры, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства, умение отстаивать свои права.

Анализ научной литературы и практики по формированию правовой культуры у подрастающего поколения позволил нам выявить следующие противоречия:

- между потребностью современного общества в гражданах с высоким уровнем правовой культуры и низкой результативностью процесса правового образования;

– между развитой теоретической базой по правовому образованию и недостаточной практической разработанностью проблемы формирования правовой культуры обучающихся, в целостном педагогическом процессе школы;

Исходя из данных противоречий, можно выделить проблему, заключающуюся в необходимости изучения формирования правовой культуры, в особенности, правовой социализации школьника и особенностей интерпретации правовых норм под влиянием образовательного процесса, которые должны быть отражены в программе развития школы.

Однако проблеме формирования нравственно-правовых представлений школьников в системе образования уделено недостаточно внимания.

Как и процесс самоидентификации, социализация практически не знает завершения, продолжаясь в течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интенсивной социализации является детство, но и, достигнув взрослого состояния, человек вынужден адаптироваться к меняющимся социальным ценностям - при переходе из одной социальной среды в другую.

Важнейшим элементом социализации является семья. Она составляет первое и самое близкое "социальное окружение" ребенка, и при этом сама входит в более обширную социальную среду и несет на себе ее отпечаток.

Одновременно семья - это и институт, который больше всего способен принести вред в процессе социализации. Низкое социальное положение родителей, алкоголизм, конфликты и раздоры, их подчиненное положение на работе, социальное отчуждение, неполнота семьи, то есть отсутствие одного из родителей, девиации в поведении родителей, жестокое обращение с детьми - все это накладывает неизгладимый отпечаток на характер, мировоззрение и социальное поведение ребенка.

Школа, как элемент социализации, принципиально отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся не как к единственному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами.

Еще одним важным элементом социализации является окружение сверстников. Чем ближе ребенок к подростковому возрасту, тем слабее влияние на него родителей и учителей, тем сильнее влияние сверстников. Уважение сверстников компенсирует неудачи в учебе или отсутствие внимания со стороны родителей.

Среди других элементов социализации следует выделить средства массовой информации и в первую очередь телевидение, социальные сети, компьютерные игры. Их влияние на все группы населения, и в особенности на детей и подростков огромно.

Началом правовой социализации учащимися становится усвоение в детстве норм социального поведения, общения и взаимодействия людей, социальных и нравственных запретов и требований.

В процессе правовой социализации происходит постепенная интеграция личности в широкий социальный контекст, переход ее к полноценному участию в функционировании гражданского общества и государства.

Таким образом, оптимальные формы работы по правовой социализации подростков должны отвечать следующим требованиям:

- позволять переживать ситуации реализации своих прав или препятствий и затруднений в пользовании своими правами;

- заставлять задумываться над проблемами прав человека в отношениях между людьми, а также между гражданином и государством;

- приводить к необходимости сформулировать свое собственное (а не социально желательное) мнение и свободно его высказать;

- учить общаться друг с другом, решать конфликты, возникающие вследствие противоречий между правами и интересами отдельных людей в обществе;

- создавать атмосферу равноправия и уважения, без которой говорить о правах человека просто бессмысленно.

Следует отметить, что рассматривая вопрос о формировании правовой культуры школьников, необходимо учитывать психологический, социологический, профилактический и воспитательный аспекты.

Социализация является эффективным качественным результатом воспитания, одного из аспектов образования. А формирование правовой культуры личности происходит в процессе правовой социализации, суть которой заключается в усвоении личностью правовых ценностей, превращении их в нормы своей жизни и поведения, в личные качества и особенности психологии.

Успешность формирования правовой культуры обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий:

· оптимальный отбор правовой информации и включение ее в содержание учебного материала;

· использование ситуаций, максимально приближенных к реальности; оптимизация воспитания у учащихся правовой ответственности и активной правовой позиции;

· повышение психолого-педагогической подготовки преподавательского состава

Учебно-воспитательная работа в условиях образовательной среды является важнейшим структурным компонентом процесса формирования нравственно-правовых ценностей школьника.

Формирование начал нравственно-правовой культуры у детей во многом зависит от общей социально-правовой ситуации, уровня правовой культуры педагогов и родителей, а также эффективности средств и методов первоначального правового образования. Для более успешного и интенсивного развития правосознания обучающихся необходима организация соответствующей деятельности, в результате которой станет возможно развитие правового мышления и правового сознания детей в целом.

При проведении работы по формированию правовой грамотности школьников необходимо учитывать следующие особенности работы:

1. Учет возрастных и психологофизиологических особенностей школьников, а так же специфику интересов.

2. Формирование воспитывающей среды для школьников,

учитывающей их кругозор, широту интересов, способности и возможности.

3. Параллельно с групповой работой, уделялось внимание индивидуальному подходу к осуществлению психологической и социальнопедагогической работы по формированию правовой культуры школьников.

4. Учитывалась заинтересованность обучающихся в

самодетерминации через создание для них условий социализации и

При проведении психологопедагогической работы со школьниками

необходимо выделили следующие методы и формы работы:

· традиционный анализ конкретных ситуаций (глубокое исследование реальной или имитированной ситуации),

· метод проигрывания ролей,

· брейнсторминг (мозговые штурмы),

· метод морфологического анализа (коллективное принятие решений),

· формат одного вопроса,

Анализируя результаты работы по формированию правовой грамотности школьников можно отметить, что:

· Увеличился процент школьников, умеющих грамотно контактировать со сверстниками и педагогами, решать конфликты, уметь отстаивать свою точку зрения, знать свои права и уметь их отстаивать.

· Обучающиеся начинают более открыто высказывать свою точку зрения, отстаивая свои права, и становятся, более независимы от чужого влияния.

· После получения представления, знания у школьников сложились определенные установки и правильное понимание своих прав и обязанностей. Формируются правовые убеждения, умения, навыки и привычки, которые являются мотивами правомерного поведения.

· Повышается уровень социальной зрелости обучающихся, направленный на сформированный непротиворечивый тип ценностных ориентиров в сфере образования и профессиональной сфере, ориентируемый на развитие своих интеллектуальных способностей и реализацию творческого потенциала.

Однако, еще велик процент школьников, для которых характерна неопределенность или противоречивость жизненного выбора, вследствие чего они подвержены ситуативному влиянию. Любое изменение социальных условий влечет за собой корректирование их ориентации и жизненных планов.

Кроме этого, можно выделить группу учащихся, у которых наблюдается

отсутствие интереса к учебе. В структуре ценностных ориентаций у этих обучающихся преобладают внеобразовательные и внепрофессиональные

ценности, что свидетельствует о направленности их интересов в другие сферы жизнедеятельности. Кроме того, в большинстве своем эти школьники психологически не готовы к самостоятельному решению вопросов, касающихся их будущего социального становления, и находятся в ситуации неопределенности жизненного выбора.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

1. Правовая социализация учащихся должна рассматриваться как процесс приобщения школьников к социально-правовой среде, реализуемой через познание и осмысление правовых принципов и норм, формирование эмоционально-оценочного отношения, овладение навыками правового поведения и общения, освоение прав и обязанностей, формирование правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, умение применять на практике полученные правовые знания, оценивать собственную и совместную деятельность.

2. Основными психологическими компонентами правовой социализации учащегося являются: познавательный (освоение правовых норм, приобретение знаний правовых отношений); ценностно-ориентационный (регуляция поведения личности с позиции правовых норм, оценка собственной и совместной деятельности, понимание ее правовой значимости); деятельностный (активность личности в правоприменительной деятельности, проявление ее индивидуальности).

3. Психологическим механизмом правовой социализации является взаимосвязь мотивов, целей, средств и результатов процесса овладения старшеклассниками ценностями и правовыми нормами, принятыми в обществе.

4. Психологическими условиями, обеспечивающими эффективную правовую социализацию, учащихся являются:

- организация взаимодействия педагогов и учащихся, направленного на формирование правового сознания и правового поведения (сотрудничество, партнерство, лидерская позиция взрослого);

- интеграция теоретического и практического видов подготовки учащихся к правоприменительным действиям;

- учет динамики социальной ситуации развития старших школьников;

- психолого-педагогическое и информационное обеспечение процесса правовой социализации учащихся старших классов.

В наше время образование является той сферой духовной жизни общества, где передается социальный и этнокультурный опыт, накопленный человечеством за всю историю его развития. Поэтому, одним из главных вопросов образования становится вопрос нравственного воспитания обучающего, в которой самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая ценность.

Список литературы

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Г.С. Абрамова. М.: Академический проект: Алма мастер, 2005.- 704 с.

2. Айзерман, JI. С. Уроки нравственного прозрения/ JI. С. Айзерман. М.: Педагогика, 2003.-129 с.

3. Андреева Г.М., Хелкима К.Н., Дубровская Е.М. и др. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник МГУ сер. 14. Психология - 2007 - № 4 - С.31 - 41.

4. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2009 - 376с.

5. Беляев, М.Ф. Основные положения психологии интереса / М.Ф. Беляев // Уч. Зап. Иркутского ГПИ. - Иркутск, 2000. - Вып. V . - С. 212 - 257.

6. Белякович, Н.Н. Права и свободы человека: практ. пособие/ Н.Н.Белякович. Мн.: Молодежное научное общество, 2001. - 174 с.

7. Блюмкин, В. А. Нравственное воспитание (философско-эстетические основы) / В. А. Блюмкин. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1990.-143 с.

8. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. - М.: Педагогика, 2002. - С.7-45.

9. Братусь, Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности / Б. С. Братусь. М.: Знание, 2007. - 64 с.

10. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 2004. - т. 4. - 432 с.

11. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 2003. - т.3. - С.5 - 329.

12. Гордин Л.Ю. Воспитание и социализация личности.// Сов. Педагогика - 2001 - №2 - С.38 - 43.

13. Гуляхин В.Н. Правовая социализация человека//М:Юстицинформ, 2014.-282 с.

14. Дробницкий, О. Г. Проблемы нравственности / О. Г. Дробницкий. М.: Наука, 1977.-333 с.

15. Забавский, И. В. Общая теория права: учебно-метод. комплекс/И.В.Забавский. Мн.:Веды, 2004.- 186 с.

16. Заяцковский О.А. Проблемы правовой социализации в условиях аналитики российского общества//Вестник балтийского университет . 2010 - № 9

17. Иванов, Г. И. Права человека: История, теория, современность / Г.И.Иванов. Мн.: НИУП, 2002. - 184 с.

18. Кацубо, С.П., Жорова, М.А. Семья в жизни человека: правовые основы. - Гомель: Рес. унит. предприятие "Центр науч.-тех. и деловой информации", 2003. - 88 с.

Презентация: Правовая культура

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Правовая культура", состоящую из 10 слайдов. Размер файла 0.07 Мб. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

Содержание

Презентация: Правовая культура

Правовая культура


Слайд 2

Правовая культура — общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов.


Слайд 3

Структура правовой культуры

Правосознание– это отношение людей к праву, правовым явлениям, основанное на знаниях о праве и чувствах (восприятие на субъективном уровне). 1)Правовая психология – это реакция субъектов на право в виде чувств, эмоций, переживаний, настроений и т. п. 2)Правовая идеология – это системные знания о правовых явлениях. Это целостное осмысление права, происходящее на более высоком уровне. При чём познаётся не конкретная норма или документ, а всё право, т. е. его сущность, природа, социальное назначение. 3) Поведенческий (волевой) – это определённая готовность субъекта к совершению каких-либо действий, как правомерных, так и противоправных, основанная на правовой психологии и идеологии.


Слайд 4

Уровень развития правовой деятельности. 1) теоретическая (деятельность учёных-юристов) 2) образовательная (деятельность студентов и слушателей юридических образовательных учреждений и пр.) 3) практическая (правотворческая и правореализующая деятельность). Совершенства всей системы нормативно-правовых актов, в которых выражается и закрепляется право данного общества.


Слайд 5

Функции правовой культуры

Познавательно-преобразовательная функция Праворегулятивная функция Ценностно-нормативная функция Правосоциализаторская функция Прогностическая функция Коммуникативная функция Интегративная функция


Слайд 6

Правовой нигилизм, правовой идеализм

Правовой нигилизм – это отрицательное отношение к праву, законам и правовым формам организации общественных отношений (отчуждение общества от права). 1)теоретический нигилизм – учёные и пр. доказывают, что существуют ценности гораздо более важные, чем право; 2)практический нигилизм – непосредственная реализация взглядов и учений на практике


Слайд 7

Правовой идеализм – это переоценка права и его возможностей, проявляющаяся в следующих формах 1) слепая вера граждан в “хорошие законы”, которые способны быстро изменить жизнь 2)идеалистическое отношение к праву со стороны законодателей 3) неадекватное понимание должностными лицами и госорганами возможностей закона


Слайд 8

Правовое воспитание

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных лиц по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения другому.


Слайд 9

Формы (направлениями) правового воспитания формирование правосознания и правовой культуры в семье; обучение основам права и воспитания правовой культуры в школе; профессиональная правовая подготовка в вузах юридического (и схожего) профиля; самовоспитание; выпуск и распространение через розничную торговлю разнообразной юридической литературы; осуществление правовой пропаганды государственными органами и их должностными лицами;


Слайд 10

Презентация к исследовательской работе на тему

Целью исследовательской работы является выявление уровня правовой культуры подростков и разработка рекомендаций по стимулированию формирования правовых знаний подростков Предмет исследования - уровень правовой культуры подростков, а также факторы, способствующие ее формированию Гипотеза исследования: для воспитания правовой культуры подростков необходимо совершенствование системы формирования правовой культуры подростков.Презентация к исследовательской работе на тему "Правовая культура подростков Выявление уровня правовой культуры подростков МБОУ СОШ №1"

Презентация к исследовательской работе на тему "Правовая культура подростков Выявление уровня правовой культуры подростков МБОУ СОШ №1"

Презентация к исследовательской работе на тему

Исследовательская работа Правовая культура подростков Выявление уровня правовой культуры подростков МБОУ СОШ №1 Работу выполнила: Ученица 9 класса Молекян Гаянэ Руководитель: Гайбарян В.М.

Презентация к исследовательской работе на тему "Правовая культура подростков Выявление уровня правовой культуры подростков МБОУ СОШ №1"

Презентация к исследовательской работе на тему

Презентация к исследовательской работе на тему "Правовая культура подростков Выявление уровня правовой культуры подростков МБОУ СОШ №1"

Презентация к исследовательской работе на тему

Цели выявить уровень правовой культуры подростков и разработать рекомендации по стимулированию формирования правовых знаний подростков Задачи •систематизировать факторы, формирующие правовую культуру; •выявить уровень правовой культуры подростков; •разработать и провести мероприятие, направленное на повышение правовой грамотности подростков

Презентация к исследовательской работе на тему "Правовая культура подростков Выявление уровня правовой культуры подростков МБОУ СОШ №1"

Презентация к исследовательской работе на тему

Объектом исследования является процесс формирования правовой культуры подростков. Предмет исследования ­ уровень правовой культуры подростков, а также факторы, способствующие ее формированию. Гипотеза исследования: для воспитания правовой культуры подростков необходимо совершенствование системы формирования правовой культуры подростков.

Презентация к исследовательской работе на тему "Правовая культура подростков Выявление уровня правовой культуры подростков МБОУ СОШ №1"

Презентация к исследовательской работе на тему

Презентация к исследовательской работе на тему "Правовая культура подростков Выявление уровня правовой культуры подростков МБОУ СОШ №1"

Презентация к исследовательской работе на тему

Функции правовой культуры •познавательно­преобразовательная •регулятивная •коммуникативная • ценностно­нормативная • прогностическая

Презентация к исследовательской работе на тему "Правовая культура подростков Выявление уровня правовой культуры подростков МБОУ СОШ №1"

Презентация к исследовательской работе на тему

Презентация к исследовательской работе на тему "Правовая культура подростков Выявление уровня правовой культуры подростков МБОУ СОШ №1"

Презентация к исследовательской работе на тему

Выявление и анализ уровня правовой культуры подростков Знаете ли Вы о своих правах? 34% 18% 48% знают не знают знают частично

Презентация к исследовательской работе на тему "Правовая культура подростков Выявление уровня правовой культуры подростков МБОУ СОШ №1"

Презентация к исследовательской работе на тему

Презентация к исследовательской работе на тему "Правовая культура подростков Выявление уровня правовой культуры подростков МБОУ СОШ №1"

Презентация к исследовательской работе на тему

Проводят ли с ними разъясняющие беседы о правовой культуре подростков 23% 4% 16% да нет никогда не проводили проводят иногда 57%

Презентация к исследовательской работе на тему "Правовая культура подростков Выявление уровня правовой культуры подростков МБОУ СОШ №1"

Презентация к исследовательской работе на тему

Презентация к исследовательской работе на тему "Правовая культура подростков Выявление уровня правовой культуры подростков МБОУ СОШ №1"

Презентация к исследовательской работе на тему

Презентация к исследовательской работе на тему "Правовая культура подростков Выявление уровня правовой культуры подростков МБОУ СОШ №1"

Презентация к исследовательской работе на тему

Презентация к исследовательской работе на тему "Правовая культура подростков Выявление уровня правовой культуры подростков МБОУ СОШ №1"

Презентация к исследовательской работе на тему

Если подросток получает деньги в подарок ко дню рождения, может ли он ими распоряжаться? 9% 22% да иногда нет 69%

Презентация к исследовательской работе на тему "Правовая культура подростков Выявление уровня правовой культуры подростков МБОУ СОШ №1"

Презентация к исследовательской работе на тему

Мальчику 15 лет, может ли он во время летних каникул устроиться на работу без согласия родителей? 25% 63% 12% да нет не знают

Презентация к исследовательской работе на тему "Правовая культура подростков Выявление уровня правовой культуры подростков МБОУ СОШ №1"

Презентация к исследовательской работе на тему

Какое право на ваш взгляд является самым главным ? 11% 2% 87% право на жизнь на личную неприкосновенность на свободу

Презентация к исследовательской работе на тему "Правовая культура подростков Выявление уровня правовой культуры подростков МБОУ СОШ №1"

Презентация к исследовательской работе на тему


Следует отметить, что важным фактором формирования правовой культуры является правовое воспитание населения. Оно должно учить соблюдать нормы права, уважать закон, участвовать в жизни государства. Как и любое другое воспитание, правовое воспитание наиболее эффективно в молодом возрасте, хотя повышение уровня правовой культуры важно для граждан любых возрастных категорий. Формирование правовой культуры и правосознания происходит в процессе правовой социализации личности, поэтому требуется прививать правовые знания гражданину как можно раньше, начиная с детского возраста, и осуществлять постоянное и непрерывное правовое просвещение, и воспитание молодого поколения.

Ключевые слова: правовая культура, воспроизводство культуры, правовая социализация личности, правовое воспитание.

В. П. Сальников характеризует правовую культуру как особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным состояниям [6].

А. В. Малько выделяет несколько видов правовой культуры: личности, общества и социальной группы. Он считает, что правовая культура — это часть общей культуры, выражение ценностной оценки правовых явлений, отражение качественного состояния правовой жизни [4].

Итак, судя по определениям авторов, можно сказать, что правовая культура является социальным явлением. Личность является составной частью общества, и во взаимодействии людей происходит обмен знаниями и ценностями.

Существенный вклад в создание неблагоприятной среды для нормального воспроизводства культуры и общественных отношений вносит правовой нигилизм [7, с. 58–59]. Правовой нигилизм особенно распространён среди молодежи и влечёт за собой преимущественно негативные последствия как для общества, так и для государства. Отрицательное отношение к праву, равенству и справедливости приводит к слабой вовлеченности граждан в общественную, экономическую и политическую жизнь, росту преступности, недоверию правоохранительным органам, антисоциальному поведению, развитию коррупции, в том числе среди должностных лиц и политической элиты.

Одной из главных причин правового нигилизма является противоречивость законов. Например, минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и представляет собой одну из основных государственных гарантий по оплате труда работников. Это следует из ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, абзац 2 ст. 130, ч. 1 ст. 133 Трудового Кодекса РФ. Установленное ч. 1 ст. 133 ТК РФ требование о том, что МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения [2], пока не действует. Это связано с тем, что до сих пор не принят федеральный закон, которым в силу ст. 421 ТК РФ устанавливаются порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до указанной величины. В Российской Федерации существует огромное количество нормативных актов и других источников правовых норм, вследствие чего ориентироваться в них очень сложно. Нередко в правовых актах, содержащих противоречия в правовом регулировании одних и тех же вопросов, трудно разобраться. Законы должны быть не только доступны для ознакомления, но и содержать понятные требования, поэтому целесообразно своевременное кодифицирование законодательства, выявление и устранение противоречий нормативных актов.

Наиболее распространенными формами правового воспитания являются:

— Правовое обучение (изучение правовых дисциплин не только в профильных вузах и средних специальных учебных заведениях, но и в непрофильных в качестве дополнительных дисциплин, в школах).

— Самовоспитание (самостоятельное изучение законодательства, научной правовой литературы, анализ личного правового опыта).

— Пропаганда (распространение правовых знаний в СМИ, издание правовой литературы, проведение бесед, семинаров, лекций).

Определяя формы правового просвещения, необходимо учитывать специфику интересов и потребностей определенных категорий населения. Так, например, возможно проведение уроков, олимпиад, конкурсов по муниципальному праву в общеобразовательных учреждениях; для лиц, проживающих в сельской местности, — выступление выездных бригад; для молодежи — организация дискуссионных площадок и т. д. [4, с. 17]

Правовое воспитание принесет эффективный результат при тесной взаимосвязи в методе воспитательной работы теоретических и практических средств. Так, например, правоохранительные органы могут проводить разъяснительные работы студентам и ученикам о мерах, принимаемых ими с целью борьбы с социально негативными явлениями, что оказывает влияние на формирование правовой культуры, а также вовлекает молодежь в процесс решения социальных проблем.

Необходимо осуществлять правовое воспитание, включённое в правовую деятельность государственных и муниципальных органов власти и управления.

Поскольку, в соответствии со ст. 3 Конституции РФ, единственным источником власти является многонациональный народ Российской Федерации [1], граждане должны понимать, в каких формах народная власть осуществляется, знать свои права и уметь их отстаивать, активно выражать гражданскую позицию, участвовать в законотворчестве и нормотворчестве. Через волеизъявление народа выражается власть, а значит, если граждане пассивны и безответственны, если существует высокий уровень правового нигилизма, то все проблемы общества так и останутся нерешёнными, что может привести к социальному регрессу.

Важно понимание взаимосвязи нравственной и правовой культуры. Право и мораль связаны тем, что они являются социальными регуляторами; функционируют с другими слоями общественного сознания (политикой, религией, этикой), оказывают влияние на общественное сознание. Но право подкрепляется юридическими санкциями, мораль же — общественным порицанием, право более конкретно и приветствует принуждение, т. е. нарушение закона влечет наступление правовых последствий в виде санкций. Степень цивилизованности и уровень культуры общества влияют на взаимодействие права и морали. Само соблюдение или несоблюдение законов в обществах с развитыми правовыми отношениями может оцениваться с правовых позиций так, что нарушение законов — безнравственно, соблюдение их — нравственно [3, с. 55].

Высокий уровень правовой культуры подразумевает сознательное соблюдение норм права, законопослушание. Проведение необходимых мероприятий правового воспитания, правового информирования во многом способствует повышению уровня правовой культуры населения. Эффективность профилактики и в целом работы по укреплению законности и правопорядка во многом зависит от состояния организация правового просвещения населения, правового воспитания молодежи, борьбы с правовым нигилизмом [6]. Люди, обладающие высоким уровнем правовой культуры, не являются созерцателями общественных процессов, активно включаются в решение социальных проблем. Наличие высокого уровня правовой культуры — своего рода гарантия создания демократического, правового государства, в котором присутствует уважение не только правовых, но и нравственных ценностей.

Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, правовое воспитание, правовой нигилизм, высокий уровень, Конституция РФ, правовое государство, Российская Федерация, общественное сознание, повышение уровня, правовая социализация личности.

Читайте также: