Как посчитать количество единовременных посетителей

Обновлено: 03.07.2024

На заседании коллегии Министерства культуры России 23.09.2017 были представлены Методические рекомендации по разработке нормативов посещаемости музеев Российской Федерации в зависимости от их объективных возможностей по приёму посетителей.

Во исполнение решения коллегии Методические рекомендации были доработаны с учётом замечаний и согласованы с Союзом музеев России.

С помощью Методических рекомендаций музеи РФ смогут вычислять оптимальную антропогенную нагрузку и лимиты приёма посетителей, определять эффективные организационно-управленческие подходы к решению актуальных проблем по обеспечению сохранности объектов культурного и природного наследия, их презентации обществу и развитию на их основе современных музейно-туристских комплексов.

Сп1 – контекстная экспозиция (тематические музеи коллекционно-павильонного типа) 3–4,5

Сп2 – интерактивные экспозиции (тематические музеи коллекционно-павильонного типа с интерактивными и мультимедийными зонами) 7–10

Сп3 – художественные экспозиции и выставки (художественные музеи, мемориальные музейные комплексы) 10–20

Сп4 – музеефицированные ландшафты (музеи-заповедники и другие музеи имеющие собственную территорию) 60-75

Также важным фактором в определении емкости музея является метод построения экспозиции. Методом построения экспозиции называется научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции порядок группировки и организации экспозиционных материалов.

Вы можете ознакомиться с каждом из методов, они подробно прописаны в брошюре. Всего таких метода 4.

При расчётах площади, особенно это касается музеев коллекционно-павильоного типа, необходимо исходить из реальной площади экспозиции, доступной посетителю, то есть вычитать из общей площади зала площадь, отведённую под экспозиционное оборудование.

1. Соблюдение необходимых условий экспонирования;

2. Соблюдение температурно-влажностного, светового и биологического режима;

3. Обеспечение охраны предметов.

Перейдём, непосредственно, к определению емкости музея с учётом имеющейся инфраструктуры для комфортного пребывания посетителей. В заключении данной брошюры приведён пример расчёта оптимальной пропускной способности музея, что является более наглядным и делает расчёты более понятными.

Рассмотрим данные расчёты на примере Музея Природы и Человека.

Общая площадь экспозиции – 1972,16 кв.м.

Вычисляем максимальную одномоментную вместимость экспозиции (∑э) деля её площадь на минимальное значение коэффициента Сп2 и умножая на значение корректирующего коэффициента (0,8). В случае дробного значения округляем его.

∑э = (1972,16/7) * 0,8 = 180,3 (180) чел.

Обращаем ваше внимание, что данное значение является пороговым и его превышение недопустимо.

Вычисляем минимальную одномоментную вместимость экспозиции (∑э), деля её площадь на минимальное значение коэффициента Сп2. В случае дробного значения округляем его.

∑э = (1972,16/10) * 0,8 = 126,2 (126) чел.

Определяем оптимальную одномоментную нагрузку на экспозицию, вычисляя медианное значение между двумя этими показателями, сложив их и разделив на 2.

∑э = (180,3+126,2)/2 = 153,25 (153) чел.

Мы определили одномоментную оптимальную вместимость экспозиции. Теперь вычисляем ежедневную пропускную способность экспозиции по формуле ∑эд=∑э*(tр/tm)

За среднее время прохождения экспозиции (tm) мы взяли 2 часа, а ежедневное время работы музея (tр) за стандартные 8 часов

∑эд = 153*(8/2) = 612 чел.

Итого оптимальная ежедневная пропускная способность экспозиции равняется 612 чел.

На практике, данные показатели выглядят следующим образом. Для примера была взята статистика посещаемости музея за 2017 год.

Количество рабочих дней

Ежедневная пропускная способность

Оптимальная одномоментная нагрузка на экспозицию

8208 чел. в месяц

261:12=22 рабочих дня в месяц

Если всё же согласно расчётам, нормативы посещаемости разительно отличаются от реальной ситуации, то музею необходимо регулировать данный вопрос, исходя из объективных возможностей по приёму посетителей. В методических рекомендациях есть 6 и 7 разделы, которые включают в себя рекомендации по оптимизации емкости и управлению потоками посетителей в музеях. Это пять основных блоков, которые помогают регулировать антропогенную нагрузку на музейное пространство:

Я сделаю краткий обзор всех 5 блоков.

Первый блок – научно-аналитический. Залогом регулирования антропогенной нагрузки на музей является качественное долгосрочное планирование. Музей должен соотнести свои возможности по приёму посетителей с их примерным потенциальным количеством. Данная оценка может производиться на основании размеров потенциальной аудитории, например, числа жителей населенного пункта, региона, количества туристов и т. д. Необходимо регулярно проводить опросы посетителей, на предмет комфортности пребывания в музее, а также анализировать отзывы, оставленные на внутренних (книга отзывов, сайт и страницы музея) и внешних (туристические сайты, социальные сети) площадках.

Второй блок – экономический. Экономические меры по регулированию количества посетителей, как правило, имеют долговременный эффект, и по этой причине их следует применять особенно осторожно и обязательно с учетом разработанной стратегии музея. Так, повышение стоимости билетов может напрямую повлиять на объемы посещаемости в сторону их снижения. Однако данная мера влечет за собой целый ряд проблем, в первую очередь репутационного характера. Кроме того, такое решение вступает в противоречие с целями и задачами музея, как социокультурного института. Ценовая дифференциация билетов является крайне простым, но эффективным методом уменьшения пиковых нагрузок и более равномерного распределения посещений. При введении дифференцированной стоимости на входные билеты максимальная стоимость назначается на интервалы наибольшей антропогенной нагрузки (как правило, вечер выходного дня), а минимальная – на рабочее время в будние дни. Введение дней бесплатного посещения также может способствовать более равномерному распределению посещений по дням недели.

Третий блок – экспозиционный. Экспозиция является ключевым элементом любого музея, и, естественно, влияет на уровень антропогенной нагрузки на музей в целом. Общая площадь экспозиционно-выставочных пространств в современном музее должна составлять не менее 40% от общей площади музея. Сама организация экспозиционно-выставочного пространства в случае планово высокой антропогенной нагрузки должна быть максимально ориентирована на высокий индекс движения посетителя. Это подразумевает минимальное количество пересечений антропогенных потоков, исключение тупиковых пространств, вынос из основного экспозиционно-выставочного пространства интерактивных и мультимедийных элементов во избежание помех движению посетителей. Рекомендуется:

· создание нескольких сценариев прохождения экспозиции для оптимизации маршрутов разных категорий посетителей;

· введение качественной навигации в экспозиционном пространстве, что является одним из наиболее простых и эффективных методов. Согласно натурным исследованиям, до 20% посетителей не могут точно выбрать направление движения, что способствует скоплениям людей, лишним передвижениям и повышению антропогенной нагрузки и т.д.

Четвёртый блок – управленческий. Одной из наиболее эффективных мер является изменение времени работы и продление рабочего дня. Альтернативой или дополнением к дифференцированным ценам на билеты может являться введение сеансового посещения. Данная мера позволяет музею не только оптимально дозировать антропогенную нагрузку на экспозиционно-выставочные пространства, но и планировать посещаемость, а соответственно и доходность. Негативным эффектом является потенциальный отток индивидуального посетителя (особенно туристов), который старается избегать очередей и ожидания, и большая нагрузка на входную зону, где могут накапливаться потенциальные посетители. Крайней мерой является прямое ограничение числа посещений в день, однако это также может повлечь за собой негативные эффекты при работе с индивидуальным посетителем. Рекомендуются также следующие решения:

· продвижение посещения в дни с низкой посещаемостью;

· коррекция расписания выходных дней, исходя из расписания музеев, расположенных поблизости;

· увеличение численности персонала, особенно экскурсоводов, что позволит оптимизировать численность групп, повысит качество посещения;

· привлечение и сертификация сторонних экскурсоводов.

Пятый блок – сервисный. Учитывая общие тенденции в музейном деле, в ближайшей перспективе сохранится тенденция к росту досуговой функции музея, а значит, и росту значения вспомогательных пространств в его деятельности и расширению пространств, относящихся к зоне А (доступной для посетителя и не содержащей музейных коллекций). Сюда относятся входные и рекреационные зоны, кафе, туалеты, детские комнаты, образовательные пространства и лаборатории. Общая площадь зоны А в современном музее должна составлять не менее 20% от общей площади музея.

Одной из наиболее проблемных зон с точки зрения потенциального скопления посетителей является место продажи билетов. Рекомендуется учесть следующее:

· выбор места для кассы следует осуществлять с расчетом на потенциальную очередь;

· подготовить необходимое оборудование для дополнительного места продажи билетов в случае ожидаемых дополнительных нагрузок;

· установить аппарат для продажи билетов;

· ввести продажу билетов онлайн, что хорошо сочетается с сеансовым посещением. Однако стоит отметить, что опыт введения таких сервисов показывает возникновение проблем при работе с льготными категориями посетителей;

· вывести большую часть входной зоны из послеконтрольного пространства, чтобы посетитель комфортно мог провести время до покупки билета;

· установить достаточное количество арочных металлодетекторов;

· создать пространство для временных мест в гардеробе;

· оптимизировать меню в музейном кафе с расчетом на быстрое обслуживание и краткосрочное пребывание;

· создать виртуальный аналог музея, что может стать одним из вариантов для снижения антропогенной нагрузки и одновременно позволит обеспечить доступ к историко-культурному наследию, особенно для малобильных групп граждан.

Основные показатели и данные необходимые для расчета оптимальной посещаемости приведены в следующей таблице.

Количество потребителей может быть определено на основе графика загрузки зала или оборачиваемости мест в течение дня.

При определении количества потребителей по графику загрузки зала основными данными для составления графика являются: режим работы предприятия, продолжительность приема пищи одним потребителем и процент загрузки зала по часам его работы.

Количество потребителей может быть определено на основе графика загрузки зала или оборачиваемости мест в течение дня.

При определении количества потребителей по графику загрузки зала основными данными для составления графика являются: режим работы предприятия, продолжительность приема пищи одним потребителем и процент загрузки зала по часам его работы.

Количество потребителей, обслуживаемых за 1 час работы предприятия, определяется по формуле:


Nч = (P*j*x)/100,

где Nч - количество потребителей, обслуживаемых за 1 час, чел.;

P - количество мест в зале, мест;

j - оборачиваемость места в зале в течение данного часа;

x – оборачиваемость 1-го места за час, %.

Таблица 5.1 Расчёт количества посетителей за день

Расчёт блюд, реализованных за день

Исходными данными для определения количества блюд является количество потребителей и коэффициент потребления блюд.

Общее количество блюд определяется по формуле

где n - количество блюд, реализуемых предприятием в течение дня, блюд;

N - количество потребителей в течение дня, чел.;

m - коэффициент потребления блюд. Для гостиницы m=3

Разбивка блюд по ассортименту.

2680*0,45=1206 блюд холодном цеху.


Х=


Х=


Х=

У нас 10 различных блюд ассортимента холодного цеха.

Расчет численности работников.


1. Винегрет овощной(0.15кг)


N=

2. Грибы соленые с луком(0.1кг)


N=

3. Салат из редиса(0.1кг)


N=

4. Салат квашеной капусты(0.125кг)


N=

5. Рыба фаршированная(0.320кг)


N=

6. Рыба заливная(0.1кг)


N=

7. Сельдь без гарнира(0.1кг)


N=

8. Паштет из печени(0.75кг)


N=

9. Барана жаренная с овощами(0.2кг)


N=

10. Биточки рубленные без гарнира(0.1кг)


N=

Сумма всех N=5.02

Округленно 8 человек.

Грибы соленые с луком

Салат из редиса

Салат квашеной капусты

Сельдь без гарнира

Паштет из печени

Барана жаренная с овощами

Биточки рубленные без гарнира


ШХ(730*800*2050) 4шт. =2.34


Раковина для рук( 500*400*200) 1шт =0.2


СБП 15\17 (1500*700*850) 8шт =8.4


Ванна моечная (600*600*850) 8шт =5.76


Стеллаж (1500*400*1850) 2шт =1.2


Стол тумба с дверями купе (1200*600*850) 2 шт. =2.88


Итого сумма всей площади оборудования =20.78

Автоматический подсчет посетителей пользуется большим практическим и коммерческим интересом. Подсчет посетителей дает возможность контролировать посещаемость, производить мониторинг эффективности маркетинговых мероприятий, позволяет увеличить безопасность объекта.

Системы подсчета посетителей устанавливаются в первую очередь на объектах сферы ритейл (в торговых центрах, магазинах), а также на предприятиях, футбольных стадионах, метрополитенах и других местах скопления людей. Данные о трафике посетителей могут являться основанием для проведения маркетинговых мероприятий и оценки качества работы персонала, позволяют оптимизировать распределение ресурсов предприятия, а также полезны для оперативного принятия прочих управленческих решений.

Существует ряд способов автоматического подсчета посетителей: на основе турникетов, датчиков (тепловых и пересечения инфракрасного луча), на основе анализа видеопотока. По сравнению с иными методами, анализ видеопотока выигрывает за счет того, что не задерживает посетителей, как механические турникеты, и может работать при большей плотности людей в отличии от тепловых и инфракрасных датчиков.

Можно выделить несколько подходов к решению задачи подсчета прошедших людей с помощью анализа видеопотока, в данной статье рассматриваются два: прямой и косвенный [1] .

Прямой подход. Подсчет посетителей на основе трекинга

Данный метод подразумевает построение траекторий перемещения движущихся объектов кадра и фиксацию пересечения виртуальной линии входа/выхода. Рассмотрим подробнее алгоритм работы трекинга и способы построения траекторий.

Построение траекторий. Способ 1

Для построения траекторий перемещения ведется анализ последовательности кадров видеопотока, на которой присутствуют движущиеся объекты. В общем случае в одном кадре может присутствовать несколько движущихся объектов, поэтому программе необходимо не только построить траектории, но и различить объекты и их перемещения. Когда движущиеся объекты пересекают линию по одному, никакой сложности с подсчетом нет: задача сводится к определению направления пересечения линии.

Построение траекторий. Способ 2

Объекты в кадре могут перемещаться по-разному: их траектории могут пересекаться или перекрываться, а зоны движения, соответствующие объектам, -- объединяться в одну область. В таком случае программе нужно выявить каждый объект, разделить группы объектов и корректно посчитать людей, пересекающих виртуальную линию в том или ином направлении.

В этих случаях задача построения точной траектории отдельных объектов усложняется. Для анализа подобных сложных перемещений трекинг, основывающийся на методе построения траектории по двум кадрам, не подходит, он дает высокую погрешность. С такими ситуациями справляется метод подсчета, использующий трекинг на основе технологии анализа последовательности кадров и непрерывной постобработки полученных результатов. Программа строит графы -- анализирует переходы объектов из одного состояния (положения) в другое. Кроме того, анализируются скорости и направления движения, положения, цветовые характеристики. В качестве результата выдается набор наиболее вероятных перемещений объекта, образующий траекторию.

Разница двух методов (способ 1 и 2) состоит в том, что при обработке последовательности кадров учитывается как текущее положение объекта, так и история его переходов, что позволяет повысить точность в сложных ситуациях пересечения движения, исчезновений и возникновений объекта.

Более подробно методы построения траекторий движущихся объектов описаны в статье "Отслеживание объектов в видеопотоке. Методы построения траекторий"

Отдельно следует рассмотреть ситуацию, когда посетители пересекают линию входа/выхода группами. Чтобы корректно считать людей, необходимо точно определять их количество в группах. Это можно сделать несколькими способами. Первый из них детектирует головы: программа определяет, сколько объектов, классифицированных как голова, пересекло виртуальную линию подсчета. Другой способ анализирует площадь объекта, пересекающего линию, и сравнивает ее со средней площадью человека для данного видеоряда. Такой подход позволяет оценить количество людей в движущемся объекте.

Метод подсчета по головам является более точным, так как объект большей площади может быть не только группой людей, но и, например, человеком с крупным предметом (например, с тележкой).

Наиболее точный результат достигается при небольшом взаимном перекрытии движущихся объектов, в ситуации, когда их можно легко отделить друг от друга.

Косвенный подход. Подсчет посетителей на основе анализа оптического потока

Если прямой метод подсчета посетителей находит объект в видеопотоке и следит за его перемещениями, то косвенный метод наблюдает за виртуальной линией входа/выхода и анализирует движение цветовых пикселей через нее. Метод следит за перемещением области определенной яркости и определенного цвета через линию, вычисляет характеристики особенностей изображения (края, углы, особые точки, информацию о текстуре и т.д.) При этом метод лишь фиксирует факт перемещения какого-то объекта через линию, но не определяет, что это за объект, сколько людей перемещаются в данном объекте. Для определения числа людей, пересекших линию, также используются методы детектирования голов и анализа площади движущегося объекта.

Косвенный метод применим для плотного потока людей, когда традиционные методы отслеживания движущихся объектов (трекинга) непригодны. Наиболее точный результат достигается, когда плотность потока людей приблизительно однородна

Точность подсчета

Существует несколько подходов к подсчету посетителей, в данной статье были рассмотрены два основных метода. Первый из них, прямой, использует результаты алгоритмов построения траекторий движущихся объектов (трекинга); второй, косвенный, метод работает с оптическим потоком. Для повышения точности подсчета численность людей определяется с помощью детектирования изображений голов, а также ведется анализ площади объектов, пересекающих линию входа/выхода.

Большую роль в качестве работы модулей подсчета играет расположение видеокамеры, по изображению с которой ведется подсчет. Наиболее точного подсчета можно добиться при "зенитном" расположении видеокамеры: устройство должно быть размещено под потолком, направлено либо вертикально вниз, либо с небольшим отклонением от вертикали.

На заседании коллегии Министерства культуры России 23.09.2017 были представлены Методические рекомендации по разработке нормативов посещаемости музеев Российской Федерации в зависимости от их объективных возможностей по приёму посетителей.

Во исполнение решения коллегии Методические рекомендации были доработаны с учётом замечаний и согласованы с Союзом музеев России.

С помощью Методических рекомендаций музеи РФ смогут вычислять оптимальную антропогенную нагрузку и лимиты приёма посетителей, определять эффективные организационно-управленческие подходы к решению актуальных проблем по обеспечению сохранности объектов культурного и природного наследия, их презентации обществу и развитию на их основе современных музейно-туристских комплексов.

Сп1 – контекстная экспозиция (тематические музеи коллекционно-павильонного типа) 3–4,5

Сп2 – интерактивные экспозиции (тематические музеи коллекционно-павильонного типа с интерактивными и мультимедийными зонами) 7–10

Сп3 – художественные экспозиции и выставки (художественные музеи, мемориальные музейные комплексы) 10–20

Сп4 – музеефицированные ландшафты (музеи-заповедники и другие музеи имеющие собственную территорию) 60-75

Также важным фактором в определении емкости музея является метод построения экспозиции. Методом построения экспозиции называется научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции порядок группировки и организации экспозиционных материалов.

Вы можете ознакомиться с каждом из методов, они подробно прописаны в брошюре. Всего таких метода 4.

При расчётах площади, особенно это касается музеев коллекционно-павильоного типа, необходимо исходить из реальной площади экспозиции, доступной посетителю, то есть вычитать из общей площади зала площадь, отведённую под экспозиционное оборудование.

1. Соблюдение необходимых условий экспонирования;

2. Соблюдение температурно-влажностного, светового и биологического режима;

3. Обеспечение охраны предметов.

Перейдём, непосредственно, к определению емкости музея с учётом имеющейся инфраструктуры для комфортного пребывания посетителей. В заключении данной брошюры приведён пример расчёта оптимальной пропускной способности музея, что является более наглядным и делает расчёты более понятными.

Рассмотрим данные расчёты на примере Музея Природы и Человека.

Общая площадь экспозиции – 1972,16 кв.м.

Вычисляем максимальную одномоментную вместимость экспозиции (∑э) деля её площадь на минимальное значение коэффициента Сп2 и умножая на значение корректирующего коэффициента (0,8). В случае дробного значения округляем его.

∑э = (1972,16/7) * 0,8 = 180,3 (180) чел.

Обращаем ваше внимание, что данное значение является пороговым и его превышение недопустимо.

Вычисляем минимальную одномоментную вместимость экспозиции (∑э), деля её площадь на минимальное значение коэффициента Сп2. В случае дробного значения округляем его.

∑э = (1972,16/10) * 0,8 = 126,2 (126) чел.

Определяем оптимальную одномоментную нагрузку на экспозицию, вычисляя медианное значение между двумя этими показателями, сложив их и разделив на 2.

∑э = (180,3+126,2)/2 = 153,25 (153) чел.

Мы определили одномоментную оптимальную вместимость экспозиции. Теперь вычисляем ежедневную пропускную способность экспозиции по формуле ∑эд=∑э*(tр/tm)

За среднее время прохождения экспозиции (tm) мы взяли 2 часа, а ежедневное время работы музея (tр) за стандартные 8 часов

∑эд = 153*(8/2) = 612 чел.

Итого оптимальная ежедневная пропускная способность экспозиции равняется 612 чел.

На практике, данные показатели выглядят следующим образом. Для примера была взята статистика посещаемости музея за 2017 год.

Количество рабочих дней

Ежедневная пропускная способность

Оптимальная одномоментная нагрузка на экспозицию

8208 чел. в месяц

261:12=22 рабочих дня в месяц

Если всё же согласно расчётам, нормативы посещаемости разительно отличаются от реальной ситуации, то музею необходимо регулировать данный вопрос, исходя из объективных возможностей по приёму посетителей. В методических рекомендациях есть 6 и 7 разделы, которые включают в себя рекомендации по оптимизации емкости и управлению потоками посетителей в музеях. Это пять основных блоков, которые помогают регулировать антропогенную нагрузку на музейное пространство:

Я сделаю краткий обзор всех 5 блоков.

Первый блок – научно-аналитический. Залогом регулирования антропогенной нагрузки на музей является качественное долгосрочное планирование. Музей должен соотнести свои возможности по приёму посетителей с их примерным потенциальным количеством. Данная оценка может производиться на основании размеров потенциальной аудитории, например, числа жителей населенного пункта, региона, количества туристов и т. д. Необходимо регулярно проводить опросы посетителей, на предмет комфортности пребывания в музее, а также анализировать отзывы, оставленные на внутренних (книга отзывов, сайт и страницы музея) и внешних (туристические сайты, социальные сети) площадках.

Второй блок – экономический. Экономические меры по регулированию количества посетителей, как правило, имеют долговременный эффект, и по этой причине их следует применять особенно осторожно и обязательно с учетом разработанной стратегии музея. Так, повышение стоимости билетов может напрямую повлиять на объемы посещаемости в сторону их снижения. Однако данная мера влечет за собой целый ряд проблем, в первую очередь репутационного характера. Кроме того, такое решение вступает в противоречие с целями и задачами музея, как социокультурного института. Ценовая дифференциация билетов является крайне простым, но эффективным методом уменьшения пиковых нагрузок и более равномерного распределения посещений. При введении дифференцированной стоимости на входные билеты максимальная стоимость назначается на интервалы наибольшей антропогенной нагрузки (как правило, вечер выходного дня), а минимальная – на рабочее время в будние дни. Введение дней бесплатного посещения также может способствовать более равномерному распределению посещений по дням недели.

Третий блок – экспозиционный. Экспозиция является ключевым элементом любого музея, и, естественно, влияет на уровень антропогенной нагрузки на музей в целом. Общая площадь экспозиционно-выставочных пространств в современном музее должна составлять не менее 40% от общей площади музея. Сама организация экспозиционно-выставочного пространства в случае планово высокой антропогенной нагрузки должна быть максимально ориентирована на высокий индекс движения посетителя. Это подразумевает минимальное количество пересечений антропогенных потоков, исключение тупиковых пространств, вынос из основного экспозиционно-выставочного пространства интерактивных и мультимедийных элементов во избежание помех движению посетителей. Рекомендуется:

· создание нескольких сценариев прохождения экспозиции для оптимизации маршрутов разных категорий посетителей;

· введение качественной навигации в экспозиционном пространстве, что является одним из наиболее простых и эффективных методов. Согласно натурным исследованиям, до 20% посетителей не могут точно выбрать направление движения, что способствует скоплениям людей, лишним передвижениям и повышению антропогенной нагрузки и т.д.

Четвёртый блок – управленческий. Одной из наиболее эффективных мер является изменение времени работы и продление рабочего дня. Альтернативой или дополнением к дифференцированным ценам на билеты может являться введение сеансового посещения. Данная мера позволяет музею не только оптимально дозировать антропогенную нагрузку на экспозиционно-выставочные пространства, но и планировать посещаемость, а соответственно и доходность. Негативным эффектом является потенциальный отток индивидуального посетителя (особенно туристов), который старается избегать очередей и ожидания, и большая нагрузка на входную зону, где могут накапливаться потенциальные посетители. Крайней мерой является прямое ограничение числа посещений в день, однако это также может повлечь за собой негативные эффекты при работе с индивидуальным посетителем. Рекомендуются также следующие решения:

· продвижение посещения в дни с низкой посещаемостью;

· коррекция расписания выходных дней, исходя из расписания музеев, расположенных поблизости;

· увеличение численности персонала, особенно экскурсоводов, что позволит оптимизировать численность групп, повысит качество посещения;

· привлечение и сертификация сторонних экскурсоводов.

Пятый блок – сервисный. Учитывая общие тенденции в музейном деле, в ближайшей перспективе сохранится тенденция к росту досуговой функции музея, а значит, и росту значения вспомогательных пространств в его деятельности и расширению пространств, относящихся к зоне А (доступной для посетителя и не содержащей музейных коллекций). Сюда относятся входные и рекреационные зоны, кафе, туалеты, детские комнаты, образовательные пространства и лаборатории. Общая площадь зоны А в современном музее должна составлять не менее 20% от общей площади музея.

Одной из наиболее проблемных зон с точки зрения потенциального скопления посетителей является место продажи билетов. Рекомендуется учесть следующее:

· выбор места для кассы следует осуществлять с расчетом на потенциальную очередь;

· подготовить необходимое оборудование для дополнительного места продажи билетов в случае ожидаемых дополнительных нагрузок;

· установить аппарат для продажи билетов;

· ввести продажу билетов онлайн, что хорошо сочетается с сеансовым посещением. Однако стоит отметить, что опыт введения таких сервисов показывает возникновение проблем при работе с льготными категориями посетителей;

· вывести большую часть входной зоны из послеконтрольного пространства, чтобы посетитель комфортно мог провести время до покупки билета;

· установить достаточное количество арочных металлодетекторов;

· создать пространство для временных мест в гардеробе;

· оптимизировать меню в музейном кафе с расчетом на быстрое обслуживание и краткосрочное пребывание;

· создать виртуальный аналог музея, что может стать одним из вариантов для снижения антропогенной нагрузки и одновременно позволит обеспечить доступ к историко-культурному наследию, особенно для малобильных групп граждан.

Основные показатели и данные необходимые для расчета оптимальной посещаемости приведены в следующей таблице.

Все большую распространенность среди российских ритейлеров приобретают счётчики посетителей магазина. Что они собой представляют? Как владельцу бизнеса выбрать оптимальное решение из числа предлагаемых на национальном рынке продуктов соответствующей категории?

Для чего нужны системы подсчета посетителей

Устройства, позволяющие оценить или даже точно подсчитать то, сколько человек посетило торговую точку, используются, главным образом, в маркетинговых целях. Наличие данных по посещениям в сопоставлении со статистикой по продажам позволяет вычислить конверсию (соотношение количества посетителей и реальных покупателей) и, как следствие, эффективность бизнеса (работы конкретных специалистов, отвечающих за организацию продаж).

система подсчета посетителей в торговом центре

Весьма информативными будут показатели по посещениям магазина в динамике — так, чтобы отслеживать их в соотнесении с конкретными мероприятиями, направленными на улучшение продаж. Если здесь будет прослеживаться корреляция, то у владельцев и менеджеров магазина появится возможность оценивать эффективность каждого отдельного инструмента продвижения.

Рассмотрим теперь подробнее, какими бывают системы подсчета посетителей, каковы достоинства и недостатки каждой из них.

Виды и принцип работы счётчиков посетителей магазина

Подсчет количества посетителей магазина осуществляется с помощью технических решений, которые можно классифицировать на следующие распространенные разновидности.

1. На базе инфракрасных датчиков

Работают такие системы так. На входе в магазин (или в иной контрольной точке, где есть наименьшая вероятность помехам работе оборудования) устанавливаются 2 устройства — излучатель ИК-лучей и приемник. Предполагается, что покупатели будут проходить между ними. Система включается, и между излучателем и приемником пропускается 2 инфракрасных луча.

Если покупатель входит в магазин, то контакт между излучателем и приемником последовательно прерывается 2 раза — когда покупатель пересекает первый — пусть это будет луч A, а затем и второй луч — пусть это будет луч B. Система фиксирует, что покупатель зашел в магазин.

система учета посетителей магазина

Если покупатель выходит из магазина, то контакт между излучателем и приемником также прерывается, но меняется очередность прерывания каждого из лучей. То есть, сначала прерывается луч B, а затем — луч A. Система фиксирует, что покупатель вышел из магазина.

Отметим, что на рынке встречаются и однонаправленные решения — те, в которых предусмотрено использование только 1 инфракрасного луча.

Основной вычислительный компонент системы здесь — компьютер, к которому инфракрасные датчики с применением специальных интерфейсов подают сигналы о том, что человек в магазин зашел или вышел. Связь между датчиками и ПК может быть проводной или беспроводной — с использованием Wi-Fi. Работать датчики могут от сети или от батареек.

К основным преимуществам инфракрасных систем подсчета посетителей можно отнести:

  • доступную стоимость;
  • низкую заметность;
  • относительно высокую защищенность от помех, перепадов температуры, влажности воздуха, освещенности в помещении.

Но есть у ИК-датчиков и недостатки. Прежде всего — это не самая высокая точность измерений. Например, если в магазин зайдет семейная пара, держась за руки (таких покупателей довольно много), то система, скорее всего, определит их как одного посетителя. А если они выйдут по отдельности — то уже как двух. Таким образом, возможны как очевидные ошибки в подсчете общего количества посетителей, так и расхождения в части установления количества пришедших и вышедших посетителей.

Еще один недостаток ИК-датчиков — в том, что устанавливать их можно только на относительно узких — как правило, не более 2 метров, проходах. Это не всегда возможно, особенно, в крупных сетевых магазинах, в которых комфорт посетителей — на первом месте.

При подключении рассматриваемых устройств к ПК, как правило, существует возможность формировать различные аналитические отчеты в удобном для пользователя формате (при наличии специализированного ПО).

1. Задай вопрос нашему специалисту в конце статьи.
2. Получи подробную консультацию и полное описание нюансов!
3. Или найди уже готовый ответ в комментариях наших читателей.

2. На базе тепловых датчиков

К основным преимуществам рассматриваемой категории устройств можно отнести:

  • приспособленность к установке в любом месте магазина (как правило, такие девайсы закрепляются на потолке и сканировать могут практически любые участки в магазине под ними);
  • относительно высокую точность при небольшом покупательском трафике.

Недостатки у тепловых датчиков также есть, и в их числе:

  • относительно высокая стоимость;
  • чувствительность к изменению теплового фона (например, вследствие включения кондиционера или обогревателя);
  • высокую вероятность появления неточностей в измерениях при большом покупательском трафике.

3. На базе видеосчётчиков

Данная категория счётчиков посетителей магазина включает в себя большое количество разновидностей решений, и принципы их работы могут значительно различаться. Объединяет лишь их тот факт, что в качестве ключевого технологического компонента используется видеокамера — способная сформировать реальную картинку из торгового зала (участков, на которых анализируется количество вошедших и вышедших посетителей).

К основным преимуществам таких решений можно отнести:

  • как и в случае с тепловыми счётчиками — возможность установки на потолке (более того, такая установка считается самой оптимальной для обеспечения эффективной работы устройств);
  • возможность применения действующей инфраструктуры видеонаблюдения (при условии установки необходимого программного обеспечения, при необходимости — обновления прошивки камеры в целях обеспечения ее работы в нужном режиме);
  • возможность использовать камеры, наряду с применением в составе систем подсчета посетителей, в составе инфраструктуры систем безопасности и в иных целях.

Главный недостаток систем, функционирующих на базе принципа распознавания покупателя на общем световом фоне — невысокая точность подсчетов во многих сценариях покупательского поведения (например, если человек, находясь в анализируемом участке, долго стоит и не знает — будет ли заходить в магазин или нет), при изменениях светового фона, не предусмотренных программным алгоритмом (например, если в объектив попадают предметы, похожие на человека — большие игрушки, предметы верхней одежды), при плотном трафике, общем изменении светового фона (например, если перегорает лампа, усиливается солнечный свет). Идеальные условия для обеспечения точности измерений с помощью рассматриваемых устройств могут наблюдаться не слишком часто.

Следующая распространенная видеотехнология основана на применении 2D- и 3D-видеосчетчиков. Ее можно назвать специфичной именно для сегмента оборудования, предназначенного для подсчета количества посетителей в магазине.

Функционируют такие системы с применением сложных, и в то же время надежных (самых надежных — при использовании 3D-систем) алгоритмов распознавания объектов на видеокартинке. Посетитель на картинке воспринимается камерой не как изменение светового фона, а как объект с заданными характеристиками. Самые современные устройства рассматриваемой категории позволяют разделять посетителей на взрослых, детей и даже мужчин и женщин — по типичным антропометрическим данным, которые закладываются в программу управления камерой.

счетчики для подсчета посетителей в магазинах

Если говорить конкретно о 2D-системах, то их установка дешевле — поскольку предполагает инсталляцию в общем случае не более 1 камеры на анализируемом участке, но, вместе с тем, характеризуется не слишком высокой точностью подсчетов в условиях, которые отклоняются от типичных. Например — при попадании прямых солнечных лучей на объекты, которые ловит объектив. Чувствительны 2D-системы и к плотному покупательскому трафику. Многие 2D-счетчики предполагают применение видеокамер с функционалом, который характеризуется высоким уровнем автономности — то есть, выполняет базовые операции по анализу видеопотока, без передачи данных на компьютер.

Системы на базе 2D-счетчиков — отличное решение для небольших и средних торговых сетей, которые, тем не менее, осваивают продвинутые алгоритмы оптимизации продаж за счет анализа данных о покупательском трафике. В свою очередь, крупнейшие бренды предпочитают оснащаться более мощными 3D-системами.

Решения на базе 3D-счетчиков предполагают использование не 1, а 2 (при необходимости — и большего количества) камер. Это делается для повышения качества анализа видеопотока, который производится в 3-х измерениях. Технологии, реализованные в 3D-счётчиках посетителей магазина, позволяют проанализировать заданный участок торгового центра на предмет появления там практически любых объектов. Неважно, насколько они похожи на посетителей — система установит присутствие на анализируемом участке человека с вероятностью порядка 97%.

Видеокамеры, входящие в состав рассматриваемых решений, характеризуются самой высокой степенью автономности работы. На сервер ответственного сотрудника магазина передается, фактически, готовые для применения в маркетинговых целях сведения о покупательском трафике.

Пожалуй, самый выраженный недостаток 3D-систем подсчета количества покупателей — в высокой стоимости таких решений. Но, нужно отметить, что целевая группа пользователей данных систем — крупнейшие сетевые ритейлеры и арендаторы ТЦ. У них не должно возникнуть проблем с оснащением подобной инфраструктурой.

Отметим, что конечная эффективность 3D-систем во многом определяется качеством их компонентной базы. Решения, номинально идентичные по функционалу, могут показывать заметную разницу в результативности работы, если на одних использованы детали малоизвестных производителей, а на других — компоненты от ведущих мировых брендов (в сегменте поставщиков 3D-видеосчетчиков к таким производителям можно отнести фирмы Xovis, Brickstream).

Читайте также: