Как попросить начальника о повышении в должности

Обновлено: 17.05.2024

Почитайте, как нужно просить повышения, чтобы точно его получить.

Доказать готовность к нагрузкам

Перед разговором о повышении убедите руководителя, что вам по плечу важные задачи. Попросите доверить вам более сложный проект, чем те, с которыми вы сталкиваетесь обычно, и обязательно с дедлайном. Если справитесь, руководитель пойдет навстречу по зарплатным условиям, так как поймет, что у вас есть потенциал.

Если что-то пойдет не так, о прибавке разговаривать рано: сначала пройдите курсы повышения квалификации или займитесь самообразованием.

Когда появится возможность, примерьте на себя роль руководителя. Это поможет приобрести лидерские навыки и организовать работу вокруг себя, а потом и просить повышения.

Предлагать идеи

Работодатели неохотно идут навстречу тем, кто просто просит повышения, но ничего не предлагает взамен и отмалчивается. Поэтому стоит запастись идеями по улучшению работы отдела или подразделения, сокращению издержек и оптимизации процессов.

Чем больше инициативы вы проявите и чем больше о ней узнают руководители, тем лучше. Работодатели предпочитают сотрудников, которые не просто просиживают штаны с 9:00 до 18:00, а увеличивают прибыль компании, действуют самостоятельно и думают наперед.

Может помочь мягкая формулировка: спросите, что можно сделать, чтобы в следующем месяце увеличить зарплату. Уточните, доволен ли вами руководитель, нет ли замечаний к качеству работы. Обратная связь поможет сделать выводы и понять, в каком направлении двигаться.

Описать профессиональные достижения

Прежде чем заводить разговор о зарплате, подготовьтесь к нему. Представьте, что вы идете на собеседование, где придется рассказывать о достижениях на прежнем месте работы. Расскажите о результатах, которых добились, с помощью презентации или графика. Пользу выражайте в цифрах, а лучше — в рублях.

Отрепетируйте речь перед зеркалом или близкими. Составьте план выступления и помните, что на кону дополнительные деньги.

Доказать, что сотрудникам в других компаниях платят больше

Не бросайтесь голословными утверждениями, найдите и распечатайте вакансии с функционалом и опытом, похожими на ваши, и покажите их руководителю. Идеально, если соберете данные от компаний-конкурентов. Если там зарплаты выше, это будет весомым аргументом для работодателя.

Сходите на несколько собеседований и оцените предложения в свой адрес. Не исключено, что сейчас вам переплачивают, а до текущей зарплаты на новом месте придется работать несколько лет.

Удачное собеседование повысит уверенность в себе. Будет легче отстаивать свою точку зрения, если конкурент готов принять вас на работу хоть завтра. Но не нужно этим кичиться. Объясните, что вы не хотите уходить, цените работодателя и готовы приносить пользу и дальше, но не можете жить и кормить семью на такую зарплату.

Указать на рост обязанностей

Если вам приходится вдобавок к своей работе делать еще и работу коллеги, который уволился или в декрете, или задач стало столько, что вы забыли, как выглядят собственные дети, зато отлично помните внешность клиентов, то это повод начать разговор о росте зарплаты.

Сошлитесь на должностные инструкции, в которых нет и намека на те обязанности, которые вы сейчас выполняете. Просите монетизировать всю дополнительную работу, в случае отказа — откажитесь и вы от этих обязанностей.

Определиться с суммой

Многие руководители жалеют об ушедших сотрудниках, которым они вовремя не подняли зарплату. Поэтому приходите на беседу, заранее определившись с суммой.

Не нужно объявлять итоговую цифру вплоть до копеек: назовите определенный интервал, в который должна попадать ваша зарплата. Будьте морально готовы, что руководитель установит новую зарплату по нижней границе предложения.

Убедить, что ваше увольнение обойдется дороже

Любая компания теряет деньги, когда уходит опытный сотрудник, который знает всю внутреннюю кухню. Даже если новичка на ваше место возьмут сразу, он долго будет работать вполсилы: нужно адаптироваться на новом месте работы, привыкнуть к коллегам, разобраться в правилах компании.

Если вы проходили за счет компании курсы повышения квалификации или тренинги, то ваше увольнение выйдет еще дороже. Компании опять придется тратиться на обучение нового работника, так что выгоднее просто повысить вам зарплату.

Если ответ все же будет отрицательный, попробуйте договориться о периодических премиях за дополнительную нагрузку. Повышать зарплатный фонд официально готовы не все, поэтому эта просьба может быть отличным способом удержать сотрудника.

Бывают ситуации, когда работодатель отчаивается найти на освободившееся место достойную кандидатуру и предлагает хорошие условия, лишь бы уволенный вернулся.

Быть готовым поменять все

Бывает, что сотруднику сразу предлагают высокую должность. Узнайте у кадровой службы, нет ли в компании таких предложений. Если есть, а вы хотите поменять что-то в своей жизни, дерзайте.

Приходилось ли вам в приподнятом настроении ожидать повышения на работе и остаться у разбитого корыта, потому что выбрали не вас? Многие долго приходят в себя после того, как работа мечты выскользнула буквально из рук.

Возьмем, к примеру, Толгара, генерального менеджера крупной компании, который пришел в организацию сразу после университета и быстро вырос до руководящей должности. Через полтора года после последнего повышения Толгар с удивлением узнал, что его начальница уходит и рекомендует его на свое место. Он был польщен, хотя вначале и не был уверен, что готов к такому серьезному повышению. Толгар обновил резюме, подготовился к собеседованию и стал обдумывать, кого бы предложил следующим кандидатом на свою должность в случае, если его утвердят. Но, попав в тройку финалистов, Толгар все-таки не получил это назначение. И хотя сначала он не питал больших надежд, он был глубоко разочарован, когда его обошел более опытный кандидат со стороны.

Такая история не редкость среди внутренних претендентов на открывшуюся вакансию: бывает, они показывают хорошие результаты, но не получают желаемую должность. Они падают духом, им кажется, что их не ценят, и часто без энтузиазма возвращаются к прежней работе. Они могут решить уйти с занимаемой должности и из компании.

Через три недели после поражения Толгар был готов забыть о сильных эмоциях и двигаться дальше, оценив лежащий перед ним путь. Вот альтернативы, которые мы с ним проработали. Вы тоже можете выбрать любые из этих вариантов. Ответьте на следующие вопросы, чтобы определить, какими будут ваши дальнейшие шаги.

1. Чему еще я могу научиться на этой работе? Если еще есть чему поучиться, снова включайтесь в работу на прежнем участке. Толгар осознал, что еще многого не знает об управлении глобальным бизнесом – области, в которой у его нового менеджера имеется богатый опыт.

Как делать карьеру без поддержки начальства

3. Сколько времени придется ждать изменений? Установите для переходного периода ограничение по времени, скажем, три месяца. Возможно, поиск подходящей альтернативы покажется вам более интересным, чем ваши рабочие обязанности, но повременить будет полезно. Толгар выделил год на установление партнерских отношений со своим новым начальником и дальнейшее развитие команды и возглавляемого им направления. Прошло десять месяцев, и Толгар снова полюбил свою работу и получил дополнительные обязанности, расширяющие его компетенцию.

4. Чем я больше всего увлечен сейчас? Какой особый вклад я могу внести? Сейчас самое время рассмотреть еще какую-то позицию внутри организации, позволяющую сменить надоевшие функции. Когда ушел менеджер другой моей клиентки, она временно исполняла обязанности руководителя отдела. Новый постоянный начальник отдела обладал теми же компетенциями, что и она, но на более высоком уровне. Вместо того чтобы делить полномочия с начальником, она выбрала более техническую роль, работая с тем же менеджером. Она вернулась к прежним задачам и с удовольствием занялась инновациями, в то время как ее руководитель мог более свободно решать управленческие вопросы.

5. Верно ли, что я могу многому научиться и научить на этом уровне? Не буду ли я с большим удовольствием выполнять ту же работу в другом подразделении компании?

Прежде чем ответить на эти два вопроса, спросите, почему вас не взяли на более высокую должность. Если вы утвердительно ответили на оба вопроса, проанализируйте самый широкий круг вариантов. Если ваши ответы покажут, что вы не хотите возвращаться на текущую должность или вам слишком сложно работать с новым менеджером, рассмотрите аналогичную позицию в другом подразделении. Если вы работаете в достаточно крупной компании и у вас хороший послужной список, пора освежить полезные связи внутри организации.

6. Какие другие функции более высокого уровня компетенции уравновесят мой опыт и расширят круг задач? После заманчивых мыслей об освоении новых обязанностей текущая роль может показаться слишком тесной. Можно попробовать пройти отбор на другую руководящую должность. Например, с позиции технического директора (CTO) стать директором по информационным технологиям (CIO). На обеих должностях требуются технические навыки, но в роли CIO больше возможностей иметь дело непосредственно с проблемами внутренних клиентов.

7. Достиг ли я той точки, когда вести переговоры бессмысленно? Получают ли люди со стороны более выгодные предложения, чем я? Если вы утвердительно ответили на любой из этих вопросов, уходите из компании. То, что не удалось получить желанную новую должность, может открыть вам глаза. Возможно, вы поймете, что слишком долго довольствовались текущим статусом и стали пассивно относиться к развитию своей карьеры. Как бы заманчиво ни выглядела перспектива стать претендентом на интересную должность, не всегда выходит получить ее. Полезно помнить, что отступать тяжело, и это нормально. Вам понадобится время, чтобы прийти в себя, а затем выберите следующие шаги, ответив на приведенные вопросы – они совсем не такие, какие обычно задают на собеседованиях.

Об авторе: Сабина Наваз – коуч, консультирует топ-менеджмент компаний, входящих в список Fortune 500

Каждый сотрудник хотя бы раз в жизни просил повысить ему зарплату. А иногда руководителям приходится отказывать, когда у них просят прибавку к зарплате. Это всегда непростые разговоры, к которым нужно готовиться заранее. А помогут в этом советы HR-экспертов.


Как специалистам повысить себе зарплату


Мало кто может набраться смелости и конструктивно поговорить с руководителем о повышении зарплаты. Без шантажа, угроз, демонстрации офферов и так далее.

Но на самом деле это не так страшно и сложно, если следовать нескольким правилам:

1. Перед разговором четко сформулируйте аргументы, на которые будете опираться в процессе. Например, вы:

— стали брать на себя новые обязанности;

— нашли новых клиентов;

— внедряете что-то полезное в работу команды;

— обучаете младших сотрудников;

— перевыполняете план по KPI.

Эти и подобные примеры — повод поговорить с руководителем об увеличении зарплаты.

3. Иногда разговор нужно отрепетировать. Можно с друзьями, а можно просто проговорить всё перед зеркалом, чтобы от волнения слова не вылетели из головы. Будьте готовы к тому, что руководитель может не согласиться с вашим мнением и привести контраргументы, их тоже нужно заранее отработать.

4. Разговаривать с руководителем стоит наедине, а не при коллегах. В противном случае можно получить демонстративный отказ, ведь на следующий день все остальные сотрудники тоже захотят прибавку к зарплате.


Словом, хорошие результаты работы, подготовка к разговору и конструктивные аргументы творят чудеса.

К встрече лучше подготовиться. Подумайте:

— Какие достижения у вас были за последние 6–12 месяцев. Приведите примеры и укажите конкретные цифры, если они есть.

— Какие вопросы могут быть у руководителя и как вы будете отвечать на них.

Перед встречей можно потренироваться перед зеркалом.

Встречу лучше ставить заранее и выбирать время после обеда. Как правило, люди добрее после еды.

Вести себя стоит спокойно и уверенно, а формат встречи зависит от ваших отношений с руководителем и регламентов в компании. В любом случае не стоит шантажировать руководителя и угрожать уходом в другую компанию. Театральных постановок тоже лучше избегать. Чтобы не волноваться, представьте, что самое страшное может произойти. И поймите, готовы ли вы на такой риск и что будете делать в случае неудачи.

В целом во многих компаниях принято повышать зарплату сотрудникам раз в год, поэтому получить прибавку к зарплате можно в этот период.

Если прозрачного процесса по повышению зарплаты в компании нет, то подумайте, за что руководитель может платить вам больше денег. Возможно, вы:

— совмещаете несколько ролей в рамках одной должности;

— успешно внедрили новый процесс, который привел к росту показателей или сделал работу коллег легче.

Эти и подобные истории — повод поговорить с руководителем о повышении зарплаты.

Если вы подготовились к разговору и в компании нет финансовых проблем, то руководитель, скорее всего, согласится поднять вам зарплату. Вполне вероятно, что он уже в курсе ваших достижений и готов вас поощрить.

Если вы всё же получили отказ, спросите руководителя о причинах и обсудите, что можно сделать. Как вариант, договориться о конкретных результатах, зафиксировать сроки, а после этого повторно обсудить вопрос о повышении зарплаты.

Что делать руководителям, если они не могут поднять сотрудникам зарплату


Что точно стоит сделать

1. Даже если вы боитесь потерять ценного сотрудника, нельзя по первому требованию бежать и поднимать ему зарплату. Иначе завтра все остальные ваши сотрудники тоже захотят зарплату побольше.

2. Диалог о повышении зарплаты это двусторонний процесс: ты — мне, я — тебе. Можете предложить сотруднику подготовить отчет о проделанной работе за последние 3, 6 или 12 месяцев: рассказать о результатах, проанализировать эффективные решения и ошибки. А уже после этого разговаривать о зарплате.

3. Стоит составить план задач и целей на следующие 3 месяца и зафиксировать договоренности, при соблюдении которых вы сможете поднять сотруднику зарплату. И тут два варианта: либо сотрудник выполнит план (а вы сможете справедливо повысить ему зарплату), либо он не будет работать по плану, а значит, и о повышении зарплаты говорить рано.

Чего делать нельзя

2. Уходить от разговора. Удивительно, но я до сих пор встречаю руководителей, которые пытаются избежать подобных диалогов с сотрудниками и начинают от них прятаться (в буквальном смысле).

3. Обещать повысить заработную плату в каком-то ближайшем будущем (например, в следующем году). Подобные поступки руководителя демотивируют сотрудника и коллектив в целом, а это приводит к снижению эффективности в работе.

Что можно предложить взамен, если не можете поднять зарплату

— Один дополнительный выходной в месяц. В тот день, когда сотруднику он нужен. Очень часто работодатели бояться этой мотивации, а зря. В большинстве случаев сотруднику просто важно знать, что у него есть этот день. А пользуются данной привилегией (по моему опыту) лишь 27% сотрудников.

— Возможность иногда работать удаленно, если должность сотрудника позволяет это сделать.

— Подумать о партнерских программах, благодаря которым сотрудники смогут получать скидки в салонах красоты, фитнес-студиях и т. д

Стоит ли искать другие варианты: например, предлагать сотруднику новую должность

Для начала разберитесь, насколько сотрудник ценен для вашего бизнеса. Применимы ли его навыки и компетенции на другой позиции, где зарплата более высокая? Готовы ли вы вкладывать время и деньги в обучение сотрудника? Если ответы утвердительные, то можно смело пробовать этот вариант.

Кроме этого, можно рассмотреть:

— Доплату за наставничество. Например, к вам обратился менеджер по продажам и просит повышения. При этом должность руководителя отдела продаж занята. Предложите сотруднику стать наставником и помогать новым коллегам.

— Дополнительные задачи, за которые сотрудник будет получать надбавку. При этом задачи могут и не относиться напрямую к его должности, главное, чтобы сотрудник смог их выполнить.


Напоследок скажу: если в компании есть гибкая система мотивации, оклад и бонусы, то таких разговоров, как правило, не возникает в принципе.

Если прямо сейчас вы не можете повысить сотруднику зарплату, то нужен честный и конструктивный диалог: расскажите, почему не можете поднять зарплату, и обсудите, что нужно сделать сотруднику, чтобы это было возможно в будущем. Зафиксируйте договоренности и сдержите свое обещание, конечно же.

Можно обсудить систему нематериальной мотивации. Для этого нужно поговорить с сотрудником и выяснить его мотиваторы: например, обучение, дополнительные дни отпуска или выходные. Если говорить о материальной мотивации, можно подумать над KPI или премиями, но это отдельная большая тема, которая требует проработки. Ещё можно предложить сотруднику другую должность, если у него есть желание и нужные компетенции.

Перед встречей с ним оцифруйте все свои результаты за последние один-два года исходя из того, что важного вы сделали для бизнеса. И узнайте, сколько стоит сейчас на открытом рынке ваша позиция с аналогичным опытом работы. В этом помогут зарплатные обзоры, которые регулярно публикуют кадровые агентства. С этими двумя аргументами — достижениями и рыночной стоимостью позиции — и приходите к руководителю.

Мой опыт показывает, что сотрудников, как правило, повышают либо за профессионализм, либо за лояльность. У меня были звёздные подчинённые, которые работали исключительно на своё резюме. И это достойная карьерная стратегия. Но я как начальница понимала, что они, по сути, продают себя, а не отдаются делу. Как правило, такие люди прекрасно знают, зачем выполняют и перевыполняют план, и первыми заводят речь о повышении. Они приносят бизнесу прибыль — и это прекрасно! Но их лояльность в рамках компании низкая: как только появится возможность — убегут к другому работодателю. Поэтому повышать и премировать звёзд нелогично.

Большинству работодателей импонируют командные игроки, которые искренне вовлечены в бизнес-процессы. На мой взгляд, именно в них важно инвестировать. Они должны иметь возможность развиваться. Пусть пока у них и нет всех необходимых компетенций, но зато есть мотивация их получить и принести пользу компании.

В конце того года мне нужно было дать характеристику двум менеджерам проекта. У первого портфолио было идеальным. Он всегда выполнял KPI. Но я видела и то, что человек всегда вовремя покидал офис и много времени уделял своим хобби. А его коллега совершал больше ошибок, но и темпы профессионального роста у него были выше. Он много общался с другими департаментами, старался узнавать больше о бизнесе в целом, задавал мне как руководительнице интересные и небанальные вопросы, стремился получить новые компетенции, а рабочие интересы иной раз ставил выше личных. Поэтому в отзывах я выделила второго больше, чем первого. Хотя, согласно формальным признакам, должна была сделать наоборот.

Руководство повышает тех, кому оно доверяет. Когда подчинённый приходит к боссу и просит его о продвижении по карьерной лестнице — это заведомо проигрышная ситуация. Лучше, когда работник не словом, а делом показывает свои намерения: берёт на себя ответственность, драйвит процессы, делает больше, чем подразумевают его обязанности.

Я встречал людей с пятью высшими образованиями, которые с пафосом приходили в компанию, обещая золотые горы за космические условия со стороны работодателя, и ничего путного из этого не выходило. А были специалисты, которые просто начинали классно работать, и должности и привилегии не заставляли себя долго ждать. Карьерный рост — это всегда вопрос приоритетов: либо человек гонится за деньгами, либо хочет стать высокооплачиваемым профессионалом, которого уважают, ценят и у которого хотят учиться.

Если вы считаете, что действительно заслуживаете повышения, скажите об этом. На такой разговор сложно решиться, но вы работаете на своё будущее, так что соберитесь.

В нашей компании повышение получает тот, кто проявляет инициативу. Каждый сотрудник знает, что в любой момент может подойти ко мне и спросить, как ему увеличить свою зарплату. Больше всего я ценю в работниках амбиции, стремления и энергию. Таким всегда готов помочь с повышением.

Мы садимся вместе с кандидатом и составляем план. Если это менеджер по продажам — увеличиваем для него количество звонков, поездок, встреч. Если работник цеха — повышаем нагрузку в часах, предлагаем новые задачи. Через некоторое время подводим итог. Если вижу, что сотрудник справляется, — добавляю ещё ответственности. Для него этот период — проверка на прочность. Он должен показать свой максимум, потому что хочет получить то, чего у него нет.

Дополнительно я всегда рекомендую книги для саморазвития: по организации времени, продуктивности, менеджменту, лидерству. Мне важно, чтобы человек, который хочет развиваться в моём бизнесе, был разносторонней целеустремлённой личностью, умел мыслить за рамками шаблонов. Именно такие люди увеличивают прибыль бизнеса.

Людям нужны повышения. Им важно понимать, что они двигаются в правильном направлении и хорошо работают. Когда мы это поняли, то стали вводить разные уровни специалистов и вести сотрудников от минимальной зарплаты к максимальной.

У нас есть два вида повышения должностей. Первый — когда нового сотрудника за хорошую работу повышают в категориях, должности, дают ему самые интересные задачи и проекты. Второй — когда работник начинает делать какие-то особенные вещи и становится понятно, что он может быть больше, чем простым сотрудником. Но тут есть другая проблема. В том кризисе, когда нас стало больше 20 человек, мы пришли к пониманию, что что нужны менеджеры. И попали в классическую ловушку: сделали менеджерами сотрудников, которые хорошо работают на своей должности в роли исполнителя. Делать так, конечно, нельзя несмотря на то, что первая мысль, которая возникает в голове: он так хорошо помогает, хорошо работает, значит, сможет ещё помочь управлять другими людьми. Сотрудник необязательно должен быть хорошим специалистом, чтобы стать хорошим менеджером, на это надо обращать внимание и переводить его в должности.

С теми людьми, которых мы сделали менеджерами, многое поменялось. Например, один был начальником системных администраторов — сначала просто работал с ними на равных, несколько лет спустя понял, что такое управлять, ему стало это интересно, и он снова стал менеджером. Другого мы повысили до исполнительного директора, он очень много работал и многое делал сам, выгорел и вообще ушёл от нас на год, а потом вернулся простым исполнителем — отлично сейчас работает.

Сотрудники, которые живут процессом, всегда ведут бурную деятельность, но не показывают настоящих результатов, являются офисными паразитами. Они утомляют коллег лишними вопросами, пустыми разговорами, хождениями по кабинету, телефонными звонками и т. д. Они всегда найдут виноватого и с лёгкостью переложат с себя ответственность; по их мнению, каждая неудача — это чей-то злой промысел, направленный специально против них. Для таких сотрудников все клиенты — негодяи, а начальники — зверюги, которые не понимают и недооценивают их. Повышать таких работников опасно: если они не могут организовать себя, то вряд ли справятся с управлением целой командой.

С другой стороны, сотрудники, которые создают вокруг себя структуру, которых слышно только по делу, благотворно влияют на коллег и, как правило, показывают хороший результат. Это люди, в которых можно не сомневаться: поставив перед ними задачу, в следующий раз вспоминаешь об этом, когда видишь, что эта задача решена. Обычно такие сотрудники получают повышение до того, как собираются попросить его.

Однако бывают ситуации, при которых приходится проявлять инициативу, чтобы шагнуть на следующую ступень карьерной лестницы. Если человек уже не первый год занимает свою должность и чувствует, что пора двигаться дальше, лучше откровенно обсудить вопрос повышения или расширения полномочий с руководством. Главное — грамотно аргументировать свою позицию, действовать дерзко, в меру нагло и не бояться осуждения начальства или коллег.

Перед встречей с боссом необходимо составить некоторый вариант портфолио: подготовить информацию об успешно реализованных проектах со своим участием или под собственным руководством, составить список конкурентных преимуществ, опционально приложить рекомендации коллег или отзывы партнёров. А также предложить варианты, которые бы устроили сотрудника — например, новая должность, расширение полномочий, повышение зарплаты и т. д. Здесь терять нечего, но, как говорится, за спрос не бьют в нос.

Однако необходимо понимать, что повышение получают те сотрудники, которые играют в команде руководителя, а не против него, выполняют поставленные задачи, а не обсуждают их, одобряют курс своего начальника, а не осуждают его, гармонизируют отношения в коллективе, а не сеют раздоры и склоки.


— На мой взгляд, просить о повышении вообще не надо. Если ты специалист, твоя работа видна и люди прекрасно понимают, сколько ты стоишь. Когда человек делает больше, чем я от него ожидала, то я сама предложу повысить ему зарплату.

Как точно не надо просить зарплату?

Я всегда готова оплатить обучение. Самое ценное — это когда человек не стоит на месте и растёт. Но есть те, кто выучил три движения и считает себя самым крутым. А когда человек говорит, что хочет научиться, например, определённой технике массажа, то без проблем. Потом демонстрируем результат и смотрим, что из этого получается.


Когда вы в последний раз просили о повышении зарплаты сами?

— 20 лет назад в Америке. Мы работали с подругой, у нас предполагался финальный бонус по окончании контракта. Мы обсудили, что внесли большой вклад в дело и не спали по ночам, так что пойдём-ка к нашему работодателю и скажем, что наш труд стоит дороже. Он засмеялся и ответил, что мы обнаглели. А потом сутки подумал — и выплатил бонус.

То есть, чтобы повысить зарплату, нужно быть немного наглым?

— Я считаю, нужно быть честным и прямым. Конечно, руководитель на месте обязан предвидеть сам, как изменяется рынок труда, сколько и какой вклад вносит каждый человек. Он должен работать на опережение. Но это в идеале.

Если у сотрудника продолжительное время не растёт зарплата, это звонок?

— Я это расцениваю как то, что сотрудник не несёт добра бизнесу. И, соответственно, себе самому. Людей, которые довольствуются маленькой зарплатой, как работодатели мы любим меньше всего.

Если на собеседовании кандидат запрашивает зарплату ниже той, которую ожидали вы, о чём это говорит?

Нормально ли повысить зарплату за выслугу лет?

— Не-а. Те, кто долго в компании, делятся на две категории: балласт и золотой фонд. Среднего нет. Первые не развиваются, не учатся новому, ты их жалеешь, потому что помнишь, какими хорошими они были сотрудниками. А золотому фонду всегда чего-нибудь надо — они растут от продавца к менеджеру, оттуда к руководителю и так далее. Они и есть те 20%, которые выполняют 80% работы.

Самая креативная просьба о повышении зарплаты?

Дмитрий Заболотный, создатель и директор ателье Dmitry Zabolotny, в котором в лучших традициях bespoke tailoring шьют костюмы, смокинги, сорочки, пальто.


Идеальная просьба о повышении зарплаты, какая она?

— Во-первых, руководитель никогда не берёт цифру из воздуха. Он всегда назначает сотрудникам ту или иную зарплату, руководствуясь данными о положении на рынке труда. Во-вторых, если человек действительно хочет повышения зарплаты, он должен чётко понимать свою ценность для компании и осознавать, как можно поднять свою стоимость.

И, наконец, в-третьих, на такой разговор следует приходить подготовленным. Собрать список нынешних обязанностей и тех, которые он ещё может взять на себя. Это и будет идеальным способом повышения заработной платы.

Как лучше поступить: прийти и сразу предложить, что можно сделать для повышения, или же сначала спросить, что вы хотите от сотрудника?

— Любому руководителю нравится, когда сотрудник может ответить, как он помогает компании и как увеличивает её показатели. Ещё приятнее, если работник знает, что и как он может сделать лучше и какую ответственность готов взять на себя для повышения зарплаты. Такой вариант оптимален.

Как точно не стоит просить о повышении?

Также не советую говорить, что где-то платят больше. Не нужно сравнивать. Даже в одном сегменте компании конкурируют. Есть те, что крупнее. Есть те, что более узнаваем. В каждой из них могут платить по-разному, но каждая из них может предлагать разные типы мотивации. Зарплата — лишь один из них.

А просить повышения за выслугу лет — нормально?

— Нет. Даже если человек долго работает, он комфортный и проверенный, повышать зарплату просто так нельзя.

Самая креативная просьба о повышении зарплаты в вашей практике?

— Такой, к сожалению, не было, потому что за креатив как раз можно доплатить. Но могу рассказать один показательный кейс.

Год назад нанимали на работу сотрудника. Договорились на определённую сумму. Спустя две недели работник спросил, будет ли он получать больше. Я ответил, что если он хочет поднять зарплату, ему нужно стать незаменимым в рамках своих полномочий.

Через какое-то время с этим человеком пришлось расстаться, потому что он не просто не стал незаменимым, но и часть своих обязанностей выполнял плохо.

Кстати, сейчас подключиться к зарплатному проекту Альфа-Банка стало ещё проще. Никаких бумаг и встреч в офисе — тотальный онлайн и экономия вашего времени.

Читайте также: