Как понтий пилат исполняет свои обязанности 2 глава

Обновлено: 16.06.2024

Во дворец Ирода Великого к прокуратору Иудеи Понтию Пилату приводят на допрос Иешуа Га — Ноцри. Иудейский Синедрион вынес ему смертный приговор, который должен утвердить Пилат, наместник римского кесаря в Иудее.

Во время допроса Пилат проникается симпатией к арестованному, который считает всех людей добрыми. Он смог таинственным образом помочь прокуратору, сняв жестокий приступ гемикрании, при котором болит полголовы.

Понтий Пилат решает, что Га- Ноцри — бродячий философ, который вовсе не подбивал народ на всякие беспорядки. Он хочет спасти Иешуа, объявив, что тот душевнобольной, и при этом поместив его в свою резиденцию в Кесарии Стратоновой.

Однако Понтию Пилату подают документ, свидетельствующий, что Иешуа произносил такие речи, которые должны быть квалифицированы как направленные против власти римского кесаря. Понтий Пилат пытается втайне от записывающего все секретаря подсказать Иешуа, чтобы тот скрыл этот факт.

Однако арестованный полагает, что правду говорить легко и приятно. Он говорит, что человечество перейдет в царство истины, когда не будет никакой власти человека над человеком. Понтий Пилат, как наместник власти кесаря, должен осудить Иешуа Га-Ноцри.

Однако он хочет спасти полюбившегося ему философа, пытаясь заставить первосвященника Каифу, президента иудейского Синедриона, помиловать Иешуа. На казнь осуждены четыре человека, и одного из них в честь праздника Пасхи Синедрион должен отпустить.

Однако все оказывается напрасным — на Каифу не действуют даже угрозы. Он говорит, что Синедрион планирует отпустить Вар-раввана. Понтий Пилат выходит на помост перед всей ершалаимской толпой и объявляет, что будет отпущен разбойник Вар-равван.

Глава 16. Казнь

Приговоренных к казни везут на Лысую гору. Процессию сопровождают многочисленные любопытные. Вскоре после распятия толпа, не выдержав палящего солнца, покидает место казни. Остаются только солдаты, бывшие в оцеплении.

На горе притаился ученик Иешуа, Левий Матвей, который до встречи с учителем был сборщиком податей. Он очень страдает оттого, что не смог избавить Иешуа от истязаний. Так, Левию Матвею не удалось заколоть учителя ножом, который он специально для этой цели украл в хлебной лавке.

Теперь ученик молит Бога, чтобы он послал Иешуа избавление. Однако смерть не приходит, и Левий Матвей проклинает Бога. Страдания мучают Иешуа менее других распятых, потому что он постоянно теряет сознание. Приближается грозовая туча. По приказу командира когорты распятым дают воды, поднеся ко рту губку.

Первому воду подносят Иешуа, и он просит, чтобы дали и другим. Затем несчастных убивают уколом копья в сердце, повелевая славить прокуратора за его великодушие.

Начинается гроза, на месте казни остается только Левий Матвей. Он снимает со столбов трупы и похищает тело Иешуа.

Глава 25. Как прокуратор пытался спасти Иуду

Ершалаим накрыла страшная черная туча, и началась гроза. Прокуратор ждет вестей о казни. Он возлежит перед столом с яствами. Около прокуратора красная лужа, похожая на кровь: рассердившись на раба за то, что тот не смотрит в лицо, будто что-то украл, прокуратор разбил кувшин с вином.

Является начальник тайной службы прокуратора Афраний, он докладывает, что казнь свершилась и беспорядков в городе нет. Отвечая на вопросы Пилата, Афраний рассказывает, как вел себя Иешуа перед повешеньем: он отказался от положенного по закону напитка, заглядывал людям в глаза и улыбался растерянной улыбкой.

Глава 26. Погребение

Афраний между тем тайно навещает Низу, молодую женщину, в которую влюблен Иуда. Последний в это время идет ко дворцу Каифы, где получает плату за предательство Иешуа Га-Ноцри. В Ершалаиме праздничная ночь Пасхи.

В городе Иуду встречает Низа и назначает ему свидание в масличном саду в Гефсимании. Там Иуду встречают трое мужчин, среди которых Афраний, и убивают его, забрав кошелек с тридцатью
сребрениками. А Понтий Пилат ждет Афрания с известиями и засыпает.

Ему грезится, что он идет рядом с Иешуа по лунной дороге, они о чем-то спорят. Прокуратор счастлив, думая, что казни не было. Рядом с ним верный Банга. Понтий Пилат говорит Иешуа, что трусость — не один из самых главных человеческих пороков, а единственный главный. И еще он понимает, что теперь бы загубил свою карьеру, чтобы спасти ни в чем не повинного человека — философа и врача Иешуа Га-Ноцри. Пробуждение Понтия Пилата тем ужасней, чем прекрасней были его мечты.

Афраний говорит также, что тело Иешуа нашли у Левия Матвея, который не хотел его отдавать, но, узнав, что Га-Ноцри будет похоронен, смирился.

Ученика приводят к прокуратору , и Пилат просит его показать пергамент со словами учителя. Левий упрекает Пилата в смерти Га- Ноцри, тот замечает, что сам Иешуа не винил никого. Левий Матвей говорит, что убьет Иуду, но прокуратор сообщает ему, что сам уже сделал это.

В этом сочинении я хотел бы попытаться раскрыть образ главного героя романа, написанного Мастером. Этот персонаж – Понтий Пилат.

Понтий Пилат был пятым прокуратором Иудеи. Он представлен читателю жестоким, властным и хладнокровным человеком, однако он просто мастерски скрывает свои истинные чувства.

Несмотря на высокое положение и наличие власти в его руках, Понтий Пилат сумел сохранить мудрость и человеческие моральные качества. Однако люди считают его чудовищем и боятся вызвать его недовольство, а он ненавидит город и его жителей.

Из-за высокого положения рядом с ним нет человека, которого он мог бы назвать другом и рассказать о своих горестях и радостях. Он привык казнить людей, особо не задумываясь над их судьбой, но один случай перевернул его жизнь. Во время допроса некоего Иешуа Га-Ноцри прокуратор замечает, что обвиняемый не боится его, а просто разговаривает и даже снимает приступ мигрени, которая всё время мучает прокуратора.

В ходе диалога с Иешуа Пилат понимает, что встретил родственную душу, с которой ему легко и приятно, а ещё что философ не виноват. Им хорошо общаться, но после некоторых речей пророка, с которыми он и сам в душе согласен, прокуратор оглашает смертный приговор, уповая на решение первосвященника о помиловании одного из осуждённых. Понтий Пилат поддался страху потери своей власти и мнения окружающих.

Так и завершилась история одного из самых трагичных персонажей романа автором, которого был Мастер.

Сочинение 2

Для Понтия Пилата одиночество – это совершенно естественное и нормальное состояние для победителя, никаких друзей, вокруг только враги. Нет равных и близких Понтию Пилату, единственный кто у него есть это только любимая собака. Однако именно встреча с Иешуа меняет Понтия Пилата, он осознает, что перед ним человек равный ему, с которым он бы хотел вести беседы вечно. Иешуа не боится противостоять Пилату, не боится высказывать свои мысли.

Понтий Пилат находит Иешуа интересным человеком, он не сомневается в его невиновности, он пытается спасти арестанта, и здесь проявляются такие черты, которые казалось никогда нельзя было бы увидеть у прокуратора Иудеи, это сочувствие, сострадание. Но появляется и страх, порожденный тоталитарным режимом. Ведь даже самый сильный человек выживет, если будет в первую очередь думать о государстве, а не о себе. После казни Иешуа, для Понтия Пилата наступают мучительные дни, он страдает. Булгаков сделал из Понтия Пилата не труса, а одновременно жертву и обвинителя. Отправив Иешуа на казнь, Понтий Пилат губит свою душу, он умирает вместе с Иешуа, как и его свобода.

Когда перед Понтием Пилатом встает выбор: спасение своей души или пост, страх перед высшими чинами или отвага совершения поступка, к сожалению, он выбирает именно благосостояние и все то, что так люто ненавидит.

Автор через героя Понтия Пилата доносит до читателя простую мысль, что люди должны быть ответственны за свои поступки и самостоятельно выбирать свой путь, путь истины и свободы или рабства и жестокости.

Сочинение Образ и характеристика Понтия Пилата

Действительно, Понтий Пилат просто испугался. Испугался потерять свой статус, уважение окружающих его людей, поставить под сомнение свой авторитет. Однако разве это худшее, что может быть? Хуже всего делать то, чего ты не хочешь, руководствуясь банальным страхом, а ещё хуже – предавать людей из-за него же. После вынесения приговора Пилат начинает мучиться от тяжелейших головных болей, спасения от которых он найти не может.

В финале романа Иешуа прощает прокуратора Иудеи, который осознал свою ошибку и искренне раскаялся. Таким образом, автор показывает своим читателям, что за покаянием от чистого сердца всегда следует очищение, в данном случае – символичная лунная дорожка, по которой и Иешуа Га-Норци, и Понтий Пилат, и даже его собака уходят в другой мир. В мир, в котором нет зла и несправедливости, в мир, в котором правит добродетель и настоящая чистота души.

Вариант 4

История Понтия Пилата описывается в выдуманном романе, произведении, написанном другим персонажем – Мастером.

Герой романа занимает привилегированное положение в обществе, командует римскими военнослужащими и считается главой судебной власти. Он живёт в Кесарии, но по служебным обязанностям был отослан в Ершалаим, где и разворачиваются основные события его сюжетной линии.

Пилат является сыном звездочёта и дочери мельника. Он сказочно богат. Имеет большую коллекцию разнообразных книг, что в те времена считалось неслыханной роскошью.

Булгаков описывает прокуратора как мужественного, строгого и чёрствого человека с военной закалкой. Единственное существо, к которому Понтий Пилат испытывает нежные чувства – это его собака Банга, в которую он, как подмечает автор, поместил всю свою привязанность.

Внешность персонажа Булгаков описывает так: стройная фигура, лысеющая голова, тонкие и длинные пальцы, грозный взгляд, одет в белый плащ с кровавым подбоем.

Ранее Понтию Пилату приходилось самостоятельно командовать целыми легионами, проявлять строгость и даже жестокость, что в дальнейшем сказалось на его характере.

Прокуратор Иудеи хорошо образован, знает три языка: греческий, арамейский и латынь. Ради карьеры он готов на всё, что угодно. Понтий Пилат страдает от постоянных головных болей. Они настолько сильные, что он даже малодушно помышлял о смерти. Его жизнь пуста, однообразна и безрадостна. Он полностью разочарован в людях и никому не доверяет.

Автор преподносит его как сильного и волевого человека, но своим поступком по отношению к бродяге Иешуа Га-Ноцри он показывает трусость и слабость. Он приговаривает его к смерти совершенно незаслуженно, руководствуясь вспыльчивостью и гордыней. Понтий Пилат превознёс свою репутацию и карьеру выше человеческой жизни. Позже, когда появилась возможность помилования одного из четырёх преступников в честь праздника, он пытался спасти Иешуа, но ему не удалось этого сделать.

После казни Га-Ноцри Понтий Пилат переживает душевный надлом. Он испытывает душераздирающие угрызения совести, страдает от постоянной бессонницы и ночных кошмаров. Персонаж действительно раскаивается в своих деяниях, но это не отменяет его вины.

В качестве наказания за малодушие, Воланд наделяет прокуратора бессмертием, после чего его душа тысячелетиями не знает покоя из-за непрекращающихся мук совести. Но, в конце произведения, он прощает прокуратора Иудеи и дарует ему долгожданную свободу.

Образ Пилата

Роман начинается со знакомства с московскими обывателями. Герой, называемый мастером, рассказывает историю, произошедшую когда-то в Ершалаиме. Главным ее персонажем является Понтий Пилат – самая загадочная и неоднозначная личность. Он является прокуратором Иудеи и грозным представителем власти, в руках которого находится множество людских жизней и судеб. Все существо этого человека наполнено ненавистью к людям, к городу и к жизни. Прокуратор одинок и несчастен. В общении ни один человек не является для него интересным. Единственной его отрадой в бессмысленном существовании остается пес Банга, которого Пилат считает своим другом. Только к псу он испытывает любовь и добрые чувства. Виной такого отношения к жизни является неизлечимая болезнь, терзающая тело и душу Понтия.

Но однажды все меняется. К прокуратору приводят бродячего оборванца и философа Иешуа Га-ноцри, которого обвиняют в заговоре против храма. По некоторым источникам, бродяга собирал людей, чтобы разрушить его. При общении с Понтием, Иешуа проявлял невиданную дерзость, недопустимую при общении с представителями власти. Он называл прокуратора добрым человеком и произносил свои философские речи. Впервые за все время службы Пилат увидел в бродячем философе интересного человека, равного по общению.

При допросе прокуратор увидел невиновность Иешуа и заинтересовался его философскими изречениями. Ко всему прочему, головные боли, мучающие Пилата долгое время, исчезли благодаря Иешуа. Из злого и всегда недовольного представителя Закона Понтий стал гуманным и сочувствующим человеком, желающим помочь бродяге избежать казни. Но сделать это нужно было, не потеряв своего авторитета и остаться в глазах других все тем же властным кесарем. В этом моменте начинает прослеживаться двойственная личность Понтия Пилата. Он ненавидит императора и его порядки, но вынужден подчинятся закону. В нем начинается борьба добра и зла.

Чтобы помочь бродяге избежать казни, Пилат пытается добиться его оправдания от Каифы, но получает отказ. Иешуа Га-Ноцри казнят. После этого прокуратор чувствует свою вину в смерти невинного человека, и вдобавок к тоске и душевной печали, Понтий Пилат получает наказание в виде бессмертия. Он обречен вечно страдать от одиночества и чувства вины, но однажды спасение приходит от милосердной Маргариты.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Понтия Пилата в романе Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

Тема любви в русской литературе освещена довольно подробно. Многие писатели часто обращаются к созданию сюжетов, связанных с этим чувством в самых разных его проявлениях.

Эта сказка образовалась из жизненной истории самого Христиан Андерсена, когда он полюбил оперную певицу Йенни, которая относилась к нему как брату. Однако, он пытался её добиться,

Понтий Пилат - пятый по счету римский прокуратор Иудеи, правящий страной с 26-36 годы н.э.

Семья

О семье Понтия Пилата известно немного. Если верить легенде, он плод любви короля-звездочета и дочери мельника. Глядя на звездную карту Ата, посчитал, что ребенок, зачатый в эту ночь, обязательно станет великим человеком. Так и произошло. Ровно через 9 месяцев родился Понтий Пилат, чье имя, является составляющей двух имен, отцовского Ата и материнского Пила.

Внешность Понтия Пилата

Внешность Понтия Пилата не отличалась от обычного человека, несмотря на то, что он прокуратор Иудеи. Во всем облике проскальзывают славянские черты. Желтоватый оттенок кожи. Всегда идеально побрит без признаков недельной щетины.

На голове почти не осталось волос.

Его одежда - белого цвета плащ.

Выдававшей в нем военного человека. На ногах обычные сандалии, надетые на босу ногу. Во всем облике чувствуется сила и власть, но, что творилось в его душе, было известно лишь ему.

Служба

Понтий Пилат оказался в Ершалаиме по службе, направленный из Рима. Ежедневно ему приходится выполнять кучу рутинной работы: разбирать судебные дела, руководить армией, выслушивать доносы, вершить судьбы. Он ненавидит то, чем занимается. Этот город, где вынужден находиться по долгу службы. Людей, которых обрекал на казнь, относясь к ним с полным безразличием.

Характер

Понтий Пилат по сути человек глубоко несчастный. Несмотря на власть, которой он обладал, заставляя трепетать весь мир вокруг себя, это был одинокий, ранимый мужчина, скрывающий под маской деспота истинное лицо. Пилат был образован и умен. В совершенстве владел тремя языками: латинским, греческим, арамейским.

Верным другом прокуратору была собака Банга.

Они были неразлучны, безгранично доверяя друг другу. Его жизнь пуста и скудна. В ней есть место только одному – службе.

Окружающие считали его злым и нелюдимым.

Он был жесток с людьми. Его избегали, стараясь не вызвать в нем приступы гнева, свойственные ему из-за постоянной мигрени. Надменность придавала ему грозный, суровый вид. Храбрый по жизни, в деле с Иешуа он повел себя как трус. Презирая всех, он ненавидел себя, свое положение и невозможность что-то изменить.

Что произошло с Понтием Пилатом после казни Иешуа

Очередной рабочий момент в жизни Понтия Пилата сыграл ключевую роль, наложившую отпечаток на роман в целом. Казнь заключенных обычное дело для прокуратора. Он привык воспринимать это как должное, не считая арестованных за людей и не интересуясь их судьбами. На допросе Иешуа, он убеждается, что человек, находящийся перед ним невиновен в предъявленном преступлении. Помимо этого, он оказался единственным, кто способен избавить его от постоянно сверлящей головной боли. Так в нем открылась другая черта личности – сострадание.

Освобождение

В конце романа он получает прощение за наказание в ночь субботы на воскресенье спустя 2000 лет. Иешуа простил его, обратившись к Воланду (сатане) с просьбой отпустить Понтия Пилата. Наконец сон прокуратора сбылся. Он смог освободиться от мучений. Лунная дорога ждала его. Теперь он пойдет по ней не один, а вместе с Иешуа, продолжив начатый когда-то разговор.

В биографии Понтия Пилата слишком много белых пятен, поэтому часть жизни до сих пор для исследователей остается загадкой, которую мастера-историки пытаются разгадать. Понтий Пилат происходит из сословия всадников. Такая информация предложена в нескольких источниках.

Уже во взрослые годы мужчина оказался на должности прокуратора Иудеи, сменив на этом посту Валерия Грата. Это эпохальное событие произошло в 26 г. н.э.

Прокуратор Иудеи

На должность прокуратора Иудеи Понтий Пилат вступил по велению собственного тестя. Но, будучи жестоким человеком, ненавидящим евреев, первым делом решил показать, кто главный на Святой Земле. Поэтому здесь появились штандарты, на которых размещались изображения императора.


Религиозные законы оказались чужды Пилату. Это привело к конфликту, который не завершился после истории со штандартами, а еще больше разгорелся из-за объявления о строительстве акведука в Иерусалиме.

Главным деянием за время работы в должности прокуратура стал суд над Иисусом Христом. Эта ситуация случилась в канун иудейской Пасхи. Ради поиска истины Пилат прибыл в Иерусалим. Арестовали Иисуса в ночь с четверга на пятницу, после чего привели мужчину в синедрион. Старейшины желали уничтожить Спасителя, но последнее слово всегда было за прокуратором Иудеи.

Главной целью синедриона было создание образа Христа как человека, который представлял опасность для императора. Первым на судилище выступила Анна, после чего допрос устроили другие члены синедриона. На допросе Иисус приводил аргументы, которые разрушали созданный первосвященником образ. Христос рассказывал о том, что никогда не скрывал собственную жизнь, веру и проповеди.


Священники предлагали Понтию Пилату обвинить Иисуса Христа в богохульстве и подстрекательстве к бунту, но требовались доказательства. Тогда на помощь обвинителям пришли лжесвидетельства. Спаситель, как называли иудеи Иисуса, не проронил ни слова в свою защиту. Это вызвало еще большее негодование со стороны синедриона.

Иисуса привели к прокуратору ранним утром. Теперь судьба Христа полностью зависела от человека в плаще. В Евангелии сказано, что Иисус в ходе суда не раз подвергался истязаниям, в том числе возложению тернового венца, бичеванию. Прокуратор не хотел вмешиваться в это сложное дело, но возможностей избежать судилища не было.


Собранные доказательства вины Иисуса показались Пилату недостаточными, поэтому трижды прокуратор выносил отказ в смертельной казни. Но синедрион не соглашался с таким решением, поэтому предоставили новый вариант обвинения, связанный с политикой. До Пилата донесли сведения о том, что Христос считает себя Царем Иудейским, а это является опасным преступлением, так как угрожает императору.

Этого оказалось недостаточно, так как в последнем разговоре с Иисусом Понтий понял, что никакой вины за этим человеком нет, а обвинения надуманные. Но в конце беседы Христос объявил о царском происхождении, отмеченным в родословной. Это стало последней каплей для Пилата, поэтому прокуратор отправил Иисуса на бичевание.


В это же время к Понтию обратился слуга с посланием от жены, которая увидела вещий сон. По мнению женщины, Пилату не следует выносить Праведнику наказание, иначе он мог бы пострадать сам. Но приговор был исполнен: Христа избивали бичами со свинцовыми шипами, рядили в шутовские наряды, а на голову надевали терновый венок.

Личная жизнь

Исторические справки подтверждают, что Понтий Пилат состоял в браке с Клавдией Прокулой. Супруга известного прокуратора представляла собой незаконнорожденную дочь императора Тиберия, соответственно, внучку правителя .


Спустя многие года Клавдия пришла к христианству. Уже после смерти Прокулу причислили к лику святых. Ежегодно жену Понтия Пилата почитают 9 ноября.

Смерть


В других источниках сказано, что после ссылки в Галлию Нерон подписал указ о необходимости наказания экс-прокуратора. Мужчину должны были казнить. Ни один человек не может противостоять императору. По другим сведениям, Пилат скончался в результате суицида, после чего тело Понтия обнаружили в реке. Это случилось на одном из высокогорных озер Альп.

Образ в культуре

Должность Пилата предполагала то, что от Понтия требуется справедливость по отношению к обвиняемым. Но давление общества не всегда позволяло оставаться таковым. Однажды прокуратор желал наказать Иуду, который предал Иешуа. Но это вызвало бурю эмоций отнюдь не в народе, а в душе Понтия Пилата. Сомнения раздирали прокуратора.

Память

В невиновности Иешуа прокуратор убедился сразу. У римского прокуратора нет желания губить жизнь бро-дячего философа, он пытается склонить Иешуа к ком-промиссу, а когда это не удается, уговорить первосвя-щенника Кайфу помиловать Га-Ноцри по случаю наступ-ления праздника Пасхи. Мы видим, что Понтий Пилат проявляет к Иешуа и человеческое соучастие, и жалость, и сострадание. Но вместе с тем и страх. Именно страх, рожденный зависимостью от государства, необходимос-тью следовать его интересам, а не истине, и определяет в конечном счете выбор Понтия Пилата.

В условиях любого тоталитарного режима, будь то ра-бовладельческий Рим или сталинская диктатура, даже самый сильный человек может выжить, преуспеть, лишь руководствуясь ближайшей государственной пользой, а не своими нравственными ориентирами.

Таким образом, встав перед выбором: должность или спасение души, страх перед Цезарем или мужество со-вершить поступок, он выбирает кресло, жизненные блага и преданность тому, что ненавидит. Действуя от имени Тиберия, олицетворяющего собой государство, Понтий Пилат испытывает к императору чувство брезгливости, отвращения. Прокуратор понимает, что могущество его оказалось мнимым. Он трус, он верный пес кесаря и всего лишь пешка в руках.

Читая Булгакова, мы делаем для себя вывод: человек не волен распоряжаться собственным рождение и смер-тью. Но он должен распоряжаться своей жизнью. Чело-век, по Булгакову, ответственен за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, предательству и бесчеловечности.

Данная статья представляет собой сочинение на тему: "Образ Понтия Пилата в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" .

Наше первое знакомство с Понтием Пилатом в романе "Мастер и Маргарита" происходит во второй главе. Там же мы узнаем и о Иешуа Га-Ноцри – бродячем философе, который приговорен к смертной казни, как зачинщик заговоров, однако судьбу Га-Ноцри должен решить Пилат – римский прокуратор и человек, обладающий огромной властью.

В самом начале Пилат относится к Иешуа как к обычному бандиту, коих он повидал на своем веку достаточно. Иешуа даже получает удар плетью в наказание за то, что называет Пилита “добрый человек”, в то время как называть прокуратора можно лишь “Игемон”.
Однако далее отношение Пилита к арестованному сильно меняется.
Прокуратор узнает, что Иешуа знает несколько языков, что весьма удивило Пилата. Далее Га-Ноцри рассказал Пилату о боли в голове, которая ещё с утра не покидала прокуратора, и предсказал, что скоро она пройдет. Пилат был невероятно удивлен, т.к у него на самом деле жутко болела голова, и вдруг (как сказал Иешуа) боль прекратилась.

Га-Ноцри так же рассказал и то, что прокуратор очень одинок и есть лишь единственное существо, к которому он привязан – пес прокуратора. Это вновь оказалось правдой.
Говорить в такой форме римским прокуратором было величайшей дерзостью, однако Пилат был настолько поражен познаниями арестованного, что даже велел освободить ему руки. Прокуратору казалось, что Иешуа, должно быть, врач, раз смог так быстро определить его болезнь, однако врачом тот не являлся.

Тут у Пилата возникает мысль о том, что необходимо спасти бродячего философа. Он сделает вывод, что Иешуа душевнобольной и не заслуживает смертной казни, однако
Пилат получает второй донной на подсудимого. При допросе Иешуа же называет всякую власть – насилием над людьми. Эти слова не радуют Прокуратора.

Пилат выносит смертельный приговор Иешуа Га-Ноцри и это был приговор, о котором римский пропуратор будет жалеть до конца дней своих. Приговор, который был вынесен человеку ни в чем неповинному лишь потому, что освобождение подсудимого могло поставить под сомнение его высокую должность, от обязанностей которой Пилат не смог уклониться.
Этот бродячий философ стал для него самым дорогим человеком и, понимая это Пилат ещё надеялся на спасение Иешуа, т.к. по правилам один из четырех заключенных должен быть освобожден по воле первосвященника, однако тот решил дать свободу другому заключенному и как ни старался Пилат повлиять на решение первосвященника, ничего не вышло.

Римский прокуратор, наделенный огромной силой и властью, проявил слабость, отправив на смерть не преступника, а человека, который был для него так важен и дорог.

Особенностью творческой работы М. Булгакова является роман в романе. Главный герой – пытается создать свое рукописное творение и повествует историю из Библии. Она была видоизменена и главным лицом романа становится Понтий Пилат. Кем он был? Человеком, который отдал приказ о казни Иисуса Христа. В тексте Библии его персонаж изображен поверхностно и схематично. Однако Булгаков наделяет его переживаниями, страхами, чувствами.

Вторая глава романа повествует читателю четкое описание этого персонажа, который управлял целым городом и бесконечно страдал от неизлечимой головной боли. Здесь же мы знакомимся и с подсудимым бродягой, который, на самом деле представлял Иисуса.

Что необычно, образ Иисуса совершенно не похож на остальные библейские описания. Выглядел он достаточно простым человеком в грязных одеждах и с синяком под глазом. Однако после того как Иешуа подарил Понтию Пилату облегчение от страшного головного мучения, тот смотрит на него совершенно по-другому.

В образе Иешуа читатель не встречает ничего мистичного. Он обычной, достаточно мудрый человек, и Понтий Пилат увлекается разговором с бродягой. Их беседа настолько заинтересовал Пилата, что тот желает спасти от смерти Иешуа, ведь предчувствует, что если не сделает этого, то обречет себя на вечные муки. Но, оказывается, Иешуа был политическим преступником, и даже после попыток Понтия Пилата освободить его, не увильнул от приготовленной судьбой участи.

После казни Иешуа, Понтий Пилат просто сгорает от угрызений своей совести. Он не смог помочь невинному человеку, он понял, что совершил непоправимую ошибку. Даже попытка помочь оставшемуся ученику Иешуа не спасла Пилата от вечного бессмертия – страшного наказания. По ночам он видит сны, в которых снова встречает философа, они интересно беседуют, общаются, а после пробуждения, совесть снова угнетает и уничтожает Понтия Пилата. Но, в конечном итоге, он будет прощен. И освободит его Мастер, так как он поведал историю этого героя.

Благодаря такому образу, М. Булгаков смог раскрыть перед читателем проблему совести, и обдуманности своих поступков. Переступая через моральные и общепринятые принципы, мы обрекаем себя на вечные муки совести.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: осмысление философской концепции романа, проникновение в его художественный мир, воспитание мыслящего читателя.

- создать условия для познавательной активности учащихся;

- создать условия для развития умения формировать свою точку зрения, задумываться над ключевыми эпизодами произведения;

- содействовать развитию умения учеников общаться между собой;

-развивать интерес к нравственным вопросам.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Вид: урок-беседа и исследование

Методы и приемы: метод творческого чтения (постановка на уроке учебной проблемы, комментированное чтение), эвристический метод (построение логически четкой системы вопросов), исследовательский метод, метод герменевтического чтения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, текст романа, художественный фильм по роману (реж. В.Бортко, 2005г.)

Предварительное задание к уроку:

Сопоставление Евангелия и романа – индивидуальное задание

Сопоставление Иешуа и Иисуса (таблица) - индивидуальное задание

Литературная традиция в изображении Христа - индивидуальное задание

Ученики (примерный ответ). Добро и зло, их вечное противостояние. Человек и власть. Милосердие и всепрощение. Истина и справедливость как высшие общечеловеческие ценности. Внутренняя свобода и несвобода человека. Проблема ответственности. Проблема выбора.

Учитель. Можно ли говорить о том, что эти проблемы непреходящи, что они волнуют человечество и сегодня?

Ученики. Да

Учитель. Роман Булгакова – произведение о нравственной ответственности человека за свои поступки. На следующих уроках мы будем говорить о том, как наказаны Воландом и его свитой герои за различные грехи. Но, пожалуй, самое тяжкое и долгое наказание несет Понтий Пилат. За что же?

Ученики. За то, что отправил на казнь Иисуса (в романе – Иешуа).

Учитель. Зачем автор обращается к Евангелию?

Ученики. Это главная книга нравственности. Как раз вопросы нравственности и волнуют автора.

Учитель. Давайте выявим соответствия между Евангелием и романом

Подготовленный ученик представляет результаты:

Левий Матвей – сборщик податей, ученик и последователь Иисуса (Иешуа.)

Арест Иисуса и Иешуа из-за предательства Иуды.

Суд прокуратора Понтия Пилата и вынесение смертного приговора.

Кидают жребий на одежду Иисуса и Иешуа.

Иисуса и Иешуа кольнули в сердце на кресте.

Смерть на кресте.

Казнили разбойников рядом с Иисусом (Иешуа).

Как только умирают Иисус и Иешуа, начинается гроза.

Учитель. Много соответствий. Но в отношении Иешуа – Иисуса многое не совпадает. Почему булгаковский текст так сильно разнится с традиционными евангельскими событиями? Хотел ли автор переписать Евангелие? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте обратимся непосредственно к ершалаимским главам. В частности познакомимся с образом Иешуа.

Работа с образом героя. (Сопоставительную таблицу заранее готовит ученик, представляет в виде презентации).

Иешуа и его прототип Иисус Христос

Родом из города Гамалы

Кто он по крови, Иешуа не знает, но ему говорили, что его отец сириец

2. Иисуса называли Назаретянином, так как он жил в городе Назарете

3. О родителях Христа мы прекрасно знаем: он сын Девы Марии и Иосифа – обручника

4. О входе Иисуса Христа в Иерусалим мы прекрасно знаем из Библии: Его встречали как царя, покрывая землю пальмовыми ветками. Сам Христос ехал на ослике (от Марка гл. 11)

5. Иисус Христос величествен, немногословен

6. Иисус на вопрос об истине отвечает Понтию Пилату молчанием (Ев. от Иоанна 18 гл., 38 стих )

7.Христос не мог задать подобного вопроса, он знает, что его ждет. Он знает, что Его крестная смерть необходима для спасения душ человеческих.

(ученик задает вопрос классу, затем формулирует вывод)

- Как вы думаете, ставил ли Булгаков перед собой цель изобразить в романе образ библейского Христа?

Ученики. Нет, они очень разные.

Возможно, здесь представлены не все критерии, по которым можно сравнить эти два образа, но, даже если исходить из того, что представлено, можно сделать вывод, что эти образы различны. Булгаков намеренно уходит от христианской традиции в понимании образа Христа. Он представляет Иешуа как человека, он отказывает ему в высшем предназначении, в той миссии, для которой появился Иисус Христос. Перед нами действительно два разных образа. И героя по имени Иешуа нельзя отождествлять с библейским Иисусом Христом.

Учитель. Почему Христос предстает здесь как человек?

Ученики. Видимо, Булгакову было важно показать простого человека, который, в отличие от Иисуса, не знает своего предназначения, не знает о своем воскрешении, боится смерти. Он обыкновенный человек, и тем ближе он читателю.

1. Общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с проблемами романа.

2. Характеры героев и способы их раскрытия.

3. Прямая или косвенная авторская оценка.

4. Поворот во взаимоотношениях героя.

5. Авторский взгляд на те или иные проблемы.

6. Своеобразие языковых средств, художественных приёмов, служащих воплощению авторской идеи.

Подготовленный ученик рассказывает о литературной традиции в изображении образа Христа

Булгаков по-своему рассказывает легенду о Христе, выделяя в ней мотив христианского служения людям. Образ героя удивительно осязаем, он вырастает из реалистических подробностей, характер его жизненно убедителен – это обычный, смертный человек, проницательный и наивный, мудрый и простодушный. Вместе с тем – это и воплощение чистой идеи, высший прообраз человека и человечества. Иешуа беззащитен, слаб физически, но силён духовно – он провозвестник новых человеческих идеалов. Ни страх, ни наказание не могут заставить его изменить идее добра, милосердия.

Домашнее задание

Использованная литература

Читайте также: