Как получить высшее образование быстро и законно

Обновлено: 30.06.2024

Об обучении в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по образовательным программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и программам магистратуры соответствующих уровней высшего профессионального образования см. пункты 2-6 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ

Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения

1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по уровням.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования:

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр" - бакалавриат;

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "специалист" или квалификации (степени) "магистр" - подготовка специалиста или магистратура.

Информация об изменениях:

Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.

4. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляют:

для получения квалификации (степени) "бакалавр" - четыре года;

для получения квалификации (степени) "специалист" - не менее пяти лет;

для получения квалификации (степени) "магистр" - два года.

Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), устанавливается Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Условия освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки, утвержденные приказом Минобразования РФ 13 мая 2002 г. N 1725

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ в пункт 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. Лица, получившие документы государственного образца о соответствующем уровне высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "бакалавр", имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по образовательной программе высшего профессионального образования - программе магистратуры.

Получение образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:

по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра;

по программам магистратуры - лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра, если иное не установлено федеральными законами.

Информация об изменениях:

7. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, условием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.

Квалификация (степень) "бакалавр", квалификация (степень) "специалист", квалификация (степень) "магистр" при поступлении на работу дают гражданину право претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование, если иное не установлено федеральными законами.

Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 8 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

8. Основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

ГАРАНТ:

См. перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1473

Информация об изменениях:

9. Экстернат - самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию.

Положение об экстернате утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

ГАРАНТ:

См. Положение об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования РФ от 14 октября 1997 г. N 2033

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 июня 2011 г. N 144-ФЗ в пункт 10 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

10. Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и государственную (итоговую) аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната.

Подборка наиболее важных документов по запросу Право на бесплатное высшее образование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Право на бесплатное высшее образование

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2018 год: Статья 56 "Целевой прием. Договор о целевом приеме и договор о целевом обучении" Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Отклоняя требование о признании незаконным отказа в предоставлении целевой квоты для обучения в высшем учебном заведении, суд в порядке статьи 56 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установил, что ответчик не имеет прямой обязанности кого-либо направлять для получения высшего образования, кроме того, у ответчика также отсутствует производственная необходимость в целевом обучении, а истец добровольно не воспользовался правом на бесплатное высшее образование путем подачи документов в любое высшее учебное заведение в соответствии с их правилами поступления.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Право на бесплатное высшее образование

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Нормы образовательного права
(Козырин А.Н., Трошкина Т.Н.)
("Публично-правовые исследования" (электронный журнал), 2016, N 4) Структура нормы образовательного права. Гипотеза. Диспозиция, определяющая правило поведения, может быть безусловной (например, норма статьи 43 Конституции РФ, закрепляющая, что "каждый имеет право на образование"), а может быть условной, ставящей реализацию диспозиции в зависимость от наступления определенных условий - жизненных обстоятельств (юридических фактов), которые содержатся в другом структурном элементе нормы - гипотезе. Так, в той же статье 43 Конституции РФ содержится норма, в соответствии с которой "каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии". В приведенной формулировке без труда просматривается условие, при наступлении которого каждый может получить бесплатно высшее образование. Этим условием является успешное прохождение конкурсного отбора. Только в этом случае лицо наделяется правом на бесплатное получение высшего образования. Если же лицо не прошло конкурсный отбор, оно может быть зачислено на образовательную программу высшего образования с оплатой своего обучения. Таким образом, условие успешного прохождения конкурсного отбора составляет гипотезу рассматриваемой нами нормы.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Организационно-правовые формы юридических лиц в сфере образования: проблемы гармонизации законодательства
(Сюбарева И.Ф.)
("Гражданское право", 2021, N 1) Правовое регулирование общественных отношений в сфере образования основывается на законах и подзаконных актах, которые составляют значительный объем нормативных правовых документов. Нормативные правовые акты основываются на статьях Конституции РФ, гарантирующей общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также право на конкурсной основе получить бесплатно высшее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ст. 43), закрепляющей компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в сфере образования (ст. 72, 114). Профессор В.М. Сырых подчеркивает: ". пока ст. 43 Конституции РФ закрепляет за государственными и муниципальными организациями их организационно-правовую форму в качестве учреждений, ни один федеральный закон или иной нормативный правовой акт не способен изменить эту конституционно закрепленную форму образовательных организаций" .

Нормативные акты: Право на бесплатное высшее образование

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)
"Об образовании в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) 2) организация предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования;

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)
(ред. от 26.12.2018) В силу положений абзаца второго подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, не могут быть призваны на военную службу до окончания обучения и прохождения итоговой аттестации, завершающей освоение образовательных программ среднего общего образования. Право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении предполагает обязанность государства создавать не только необходимые социально-экономические условия, но и правовые гарантии свободного функционирования и развития системы образования, получения гражданами не только основного общего, но и высшего образования.

Стромова И. В.

Чтобы вас зачислили на курс, стремления к знаниям мало. Придется предоставить в учебный центр диплом о среднем профессиональном или высшем образовании. Откуда такое требование? Что делать, если диплом потеряли? Подойдет ли диплом иностранного государства? А можно вместо диплома корочку о курсах? Разберем подробно документы для зачисления

Как попасть на курсы обучения для бухгалтеров и кадровых специалистов?

Учебный центр может зачислить на программы дополнительного профессионального образования исключительно лиц, имеющих или получающих высшее или среднее профессиональное образование.

Требование пункта 3 статьи 76 Закона № 273-ФЗ:

В этой норме речь идет не о допуске к итоговой аттестации или об условии выдачи документа. Это — требование для допуска к обучению!

Например, в Контур.Школе, чтобы попасть на курсы для бухгалтеров и кадровых специалистов, слушатель должен:

    .
  1. Приложить к анкете сканы:
    • документ № 1 — диплом об образовании или справку о прохождении обучения в настоящее время;
    • документ № 2 — подтверждающий смену ФИО, если ФИО в заявке и дипломе не совпадают.

Документ № 1 — диплом о среднем или высшем образовании или справка об обучении

  • Диплом ВУЗа, ССУЗа, техникума, училища, колледжа и пр.
    Достаточно только диплома. Приложение к диплому не нужно. Приложение без диплома недействительно.
  • Справка из ВУЗа, ССУЗа, техникума, училища, колледжа о прохождении обучения — предоставляют слушатели, которые еще учатся.
    Договоры на обучение, документы о зачислении, отчислении, справки-вызовы, расписки, студенческие билеты, копии зачетной книжки не принимаются и не заменяют диплом или справку.

Как получить знания, если диплома нет?

Бусыгина Юлия Олеговна

Анна Ламонова, куратор курсов Контур.Школы:

Ситуация 1. Диплом потерялся. Что предоставить для обучения на курсе?

Нужен дубликат диплома — это документ с такой же юридической силой, что и оригинал. За дубликатом обратитесь в образовательное учреждение, где получали документ. Если теперь учебное заведение не существует, обратитесь в учебное заведение, которое является его правопреемником. Срок хранения таких документов в России 75 лет.

Если человек не доучился, значит, у него нет среднего или высшего профессионального образования и его нельзя зачислить на курсы повышения квалификации и профпереподготовки.

Ситуация 3. Подойдет диплом иностранного государства?

Если у вас диплом иностранного государства, и вы хотите пройти курсы в Контур.Школе, заполните анкету на зачисление и прикрепите скан документа об образовании. Мы всё проверим. Если что-то не так, сообщим, что нужно сделать.

Дело в том, что существует список ВУЗов, дипломы которых признают в России. Для остальных нужно пройти определенную процедуру.

В любом случае придется предоставить сканы документов:

  • диплом на национальном языке;
  • нотариальное заверение перевода диплома (образец).

Рекомендуем оплачивать обучение после того, как вы получили ответ от Контур.Школы, что документы об обучении подходят.

Ситуация 4: Подойдет вместо диплома свидетельство о прохождении курсов?

К сожалению, нет. Свидетельство — не тот документ, который подтверждает наличие среднего профессионального или высшего образования.

Если в первую очередь нужны системные знания, можно получить их и без диплома о высшем или среднем образовании на экспресс-курсах и вебинарах для бухгалтеров.

Документ № 2 — о смене фамилии

Если фамилия слушателя в заявке на обучение и дипломе не совпадают, нужен один из документов:

  1. Свидетельство о браке с подтверждением смены фамилии, т.е. в свидетельстве должно быть указано, какая фамилия была и стала.
  2. Справка из ЗАГСа о смене ФИО, если свидетельство о браке утеряно или изъято при разводе.
  3. Копия страницы трудовой книжки с отметкой о смене фамилии. Образец записи о смене фамилии в трудовой. В этой записи обязательно должна быть ссылка на документ ЗАГСа.
  4. Свидетельство о расторжении брака. Внимание, подойдет не всегда!

Ситуация 1. Когда свидетельство о расторжении брака подходит:

Ольга училась на бухгалтера в университете. Во время обучения вышла замуж. Ее девичья фамилия — Митина, после замужества — Колесникова. Диплом о высшем образовании ей выдан по фамилии Колесникова. Так сложилось, что после развода Ольга взяла прежнюю фамилию — Митина. Ольга решила получить дополнительное профобразование. Ей надо предоставить в учебный центр диплом и показать свидетельство о расторжении брака, где будет указано, что она действительно была Колесниковой, но взяла свою прежнюю фамилию. Ведь ей надо будет доказать, что диплом об образовании принадлежит ей, что Колесникова и Митина — один и тот же человек.

Ситуация 2. Когда свидетельство о расторжении брака не подходит:

Елена Голоухова закончила ВУЗ и получила диплом. Потом вышла замуж и стала Ромашкиной. Супруги Ромашкины расстались, но Елена оставила фамилию после развода. Для зачисления на курс повышения квалификации Ромашкина Елена предоставила диплом (был выдан Голоуховой Елене) и свидетельство о расторжении брака. Но в свидетельстве нет ее прежней фамилии, и поэтому такой документ не подойдет.

Если документов о смене фамилии несколько, необходимо отсканировать их в хронологическом порядке и приложить к анкете одним файлом.

Советы будущим слушателям курсов Контур.Школы

Бусыгина Юлия Олеговна

Анна Ламонова, куратор курсов Контур.Школы:

Как получить высшее образование: 10 важных нюансов

Получение высшего образования в России – это целый процесс, который состоит из нескольких поочередных действий. Вначале школьник определяется, какие предметы у него лучше всего получается изучать, затем он выбирает соответствующий профиль, подает заявку, поступает и учится.

Легче это дается тем людям, которые поступают во второй раз или подают документы в вуз после окончания среднего специального учебного заведения. У них есть опыт, базовая подготовка, они лучше понимают, чем хотят заниматься (или чем не хотят).

Мы хотели бы помочь тем выпускникам, которым не с кем посоветоваться по поводу выбора специальности, университета. Можно выделить 10 важных нюансов, как получить высшее образование , на что обратить внимание при поступлении.


10 важных нюансов как получить высшее образование! Казалось бы все просто и видео может длительностью 10 секунд. С ответом типа: Идешь в вуз учишься и получаешь высшее образование. На самом же деле есть много нюансов и давайте в них разберемся. 2019-10-25T00:00:00

1. Где учиться?

К сожалению, многие абитуриенты узнают о широких возможностях обучения в вузе после того, как уже поступили в какой-то университет в России или в своем городе. Оказывается, есть еще зарубежные учебные заведения, которые предлагают дешевые образовательные программы, и, оказывается, можно еще учиться удаленно. Проблема может заключаться в следующем:

  • нет денег, чтобы поехать за границу;
  • не успели выучить иностранный язык, а это является главным критерием при поступлении в зарубежный вуз;
  • поздно узнали о такой возможности;
  • поверили в негативные отзывы о дистанционном обучении.

Если родители не могут помочь деньгами, то выход один – получать высшее образование в России.

2. Как выбрать специальность?

Возможно, стоит обратиться к психологу, чтобы помог выяснить истинную потребность человека в плане профессии. Иногда высшее образование вообще не нужно, поэтому не стоит тратить время, деньги и силы.

3. Выбор вуза

Самым важным критерием будут требования для поступающих самого университета. Есть рейтинговые вузы, учиться в которых непросто. Есть обычные, куда есть возможность попасть рядовому абитуриенту со средним уровнем знаний. Конкурс на бюджетные места в государственные учебные заведения выше, чем на контракт, но нужно учитывать, что платить придется не только за программы, но и за проживание, питание.

Все абитуриенты, чтобы поступить в вуз и получить высшее образование, должны сдать ЕГЭ по профильным предметам – без данного сертификата выпускник 11 класса не получит разрешение подать заявку. Те, кто окончил техникум, должны сдать внутренние вступительные экзамены в вуз.

4. Топовый или обычный вуз?

При поступлении в рейтинговый университет конкурс может быть очень большой. Нужно быть готовым к тому, что приемная комиссия назначит в обязательном порядке внутренний экзамен или собеседование – психологическое или предметное, чтобы выяснить, чем еще занимался человек, какие достижения у него по другим предметам, почему решил выбрать именно данную специальность, знает ли иностранные языки, что планирует делать в будущем.

5. А нужно ли вообще высшее образование?

Известно, что люди с высшим образованием получают больше зарплату – примерно на 40%. Если есть прямая заинтересованность в деньгах, то стоит учиться в вузе. Если у человека другие мысли в голове, например, сразу открыть свой бизнес по продаже мороженного, то вузовский диплом ему не нужен. По крайней мере, пока не нужен.

За границей с выпускниками школ проводится серьезная работа по профессиональному ориентированию. В результате, получать высшее образование идут не все, а только несколько человек из класса, у кого действительно есть наклонности к научной работе, исследованиям.

Часто бывает, что студенты бросают вуз, идут работать и неплохо продвигаются. В какой-то момент они начинают понимать, что им нужно высшее образование, но совсем по другой специальности.

Иногда на получении диплома настаивают родители, которым не удалось в свое время закончить вуз. Это очень важный психологический момент, когда осуществляется перенос своих проблем и нерешенных задач на судьбу сына или дочери.

6. Чтобы получать высокую зарплату – учиться или не учиться?

Если не удалось поступить на бюджет, но желание учиться не пропало, можно воспользоваться платными образовательными программами.

  1. Поступить легче, так как требования для контрактников обычно ниже в государственных вузах.
  2. Университету выгоден, а студенту необходим данный вид сотрудничества, поэтому преподаватели более лояльно смотрят на тех, кто не успевает по всем предметам.
  3. Можно поступить в самый престижный вуз. В некоторых существует система поощрений – если студенты справляются с обучением, им снижают стоимость за семестр. Такую заинтересованность воспитывает, к примеру, Высшая школа экономики в Москве.

Самое главное: если у человека есть характер для руководящей должности, но нет диплома, его амбиции будут серьезно ущемлены. В этом случае самый простой диплом о высшем образовании позволит ему продвигаться по служебной лестнице и строить карьеру.

7. Трудности при поступлении

Некоторые школьники не хотят сдавать ЕГЭ сразу после школы. Это вполне закономерно, так как делать осознанные решения люди начинают с 21 года. Российские школьники вынуждены прибегать к поспешным выводам по поводу своей профессиональной направленности, так как оканчивают школу в 17-18 лет. Если не сдать ЕГЭ, вуз не даст разрешения на подачу заявки.

Проблемой при поступлении становится и недостаточное количество набранных экзаменационных баллов. Иногда самая малость отделяет человека от университета мечты. Чтобы не разочароваться, необходимо ответственно и тщательно готовиться к ЕГЭ. Или брать планку пониже: среди региональных вузов есть такие, где можно получить качественные знания по желаемому направлению.

8. Как действовать, чтобы поступить?

Если нет диплома колледжа или профессионально-технического училища, как у выпускников 9 класса, которые успели поучиться еще где-то, то стоит выбрать следующий алгоритм действий, если все же созрело желание получить высшее образование:

  1. Потратить год, чтобы качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ.
  2. Подать заявку и сдать те предметы, которые являются профильными при поступлении на выбранную специальность.
  3. Если не получилось сдать, попробовать поступить в техникум или колледж. Сейчас некоторые из них предлагают дистанционное образование. После учебы с дипломом техникума можно поступать в вуз без ЕГЭ.
  4. Если тратить время на колледж нет желания, можно поступать в зарубежные вузы на платные программы. Здесь решающим фактором будет наличие денег.

Дипломы зарубежных университетов котируются в России, поэтому высшее образование будет считаться полноценным. Возможно, что учиться по тем программам будет интереснее.

Важно, чтобы профильные предметы изучались серьезно, так как от этого будет зависеть, какой вы профессионал.

9. Форма обучения

На данный момент университеты предлагают три формы получения высшего образования:

  • очная;
  • заочная;
  • дистанционная.

Выбирать, как изучать программы, должен сам студент исходя из его ситуации с деньгами, а также местом проживания.

10. Что дает дистанционное обучение?

Если выбрать московский престижный университет, при этом проживать далеко от Москвы, больше подойдет дистанционное обучение, так как ездить на сессию не нужно.

Вдобавок удаленное образование стоит меньше, чем очное или заочное. Можно одновременно экономить деньги и подрабатывать в первую половину дня.

Проверка тестов и домашних заданий ведется строго, в соответствии с требованиями конкретного преподавателя. Ему же можно задать вопросы по теме в режиме онлайн.

У каждого студента есть куратор, консультирующий и помогающий в учебе.

Студенты-дистанционщики изучают те же программы, что и на очных факультетах, а после окончания обучения получают диплом государственного образца.

Читайте также: