Как получить разделительный баланс должника

Обновлено: 30.06.2024

На определенных этапах деятельности юридического лица по решению его учредителей (участников) может быть осуществлена реорганизация. Процесс реорганизации связан с преобразованием, переустройством организационной структуры и управления, при условии полного или частичного сохранения имущественного и производственного потенциала организации. Реорганизация является способом, как прекращения юридических лиц, так и возникновения новых.

Ст. 57 Гражданского Кодекса РФ определены следующие формы реорганизации юридических лиц:

1) слияние – укрупнение вновь возникающего субъекта гражданского права за счет прекращения деятельности нескольких юридических лиц;

2) присоединение – существующая организация за счет того, что одна или несколько других организаций вливаются в нее, сама, утрачивает признаки юридического лица;

3) разделение – дробление одного юридического лица, прекращающего свое существование, на несколько более мелких организаций;

4) выделение – способ разукрупнения юридических лиц; в отличие от разделения, при этом способе разукрупнения организация не перестает существовать, но уменьшаются объемы ее характеристик как юридической личности;

5) преобразование– изменение организационно-правовой формы юриди-ческого лица, при этом возникает юридическое лицо с иной организационно-правовой формой, а реорганизуемое общество прекращает свое существование.

На заключительном этапе реорганизации в результате слияния, присоединения, разделения и преобразования происходит ликвидация реорганизуемого юридического лица (прекращение деятельности без правопреемства независимо от организационно-правовой формы).

Процесс реорганизации юридического лица считается завершенным с момента государственной регистрации. Государственной регистрации подлежит:

1) при слиянии – вновь возникшее юридическое лицо, а компании, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность;

2) при присоединении (поглощении юридических лиц)– прекращение деятельности присоединенных юридических лиц;

3) при разделении– вновь возникшее юридическое лицо, а компания, реорганизованная в форме разделения, считается прекратившей свою деятельность;

4) привыделении– последнее из вновь возникших юридических лиц;

5) при преобразовании– вновь возникшая организация, а преобразованное юридическое лицо регистрирует прекращение деятельности. Количество юридических лиц при реорганизации в форме преобразования не меняется но становится другой организационно-правовая форма юридического лица.

Реорганизация – достаточно сложный и трудоемкий процесс, требующий тщательной подготовки. В зависимости от формы проведения реорганизации срок ее проведения может достигать от 3-х до 6-ти месяцев. Каждая из форм реорганизации юридического лица имеет свои отличительные особенности, но, в целом реорганизация независимо от формы ее проведения подразумевает прохождение следующих этапов:

1. Выбор участников процесса реорганизации.

2. Принятие решения о реорганизации и его утверждение.

3. Уведомление о начале реорганизации регистрирующего органа (ИФНС, три рабочих дня с момента принятия решения о реорганизации.

4. Документальное оформление процесса реорганизации (уведомление кредиторов о начале реорганизации, проведение инвентаризации, оформление правовой и учетной документации и др.).

5. Подача документов в ИФНС.

6. Завершение процесса регистрации (получение свидетельства из ИФНС о прекращении деятельности реорганизуемых организаций или о регистрации вновь созданного юридического лица).

На этапе документального оформления процедуры реорганизации особо важную роль выполняют документы, устанавливающие правопреемство реорганизуемого юридического лица (перехода прав и обязанностей). Правопреемство при реорганизации юридических лиц установлено ст. 58 ГК РФ. Вопросы правопреемства – один из наиболее важных и проблемных участков процесса реорганизации. Документы, определяющие правопреемство, закрепляют права и (или) (обязанности) в части:

– исчисления и уплаты налогов, и, как следствие, составления и представления налоговой отчетности;




– расчетов с дебиторами и кредиторами;

– расторжения договоров с контрагентами;

– передаче имущества реорганизуемого юридического лица;

– проведения инвентаризации и подтверждения оценки имущества и обязательств реорганизуемого юридического лица;

– расчетов с персоналом по оплате труда;

– расчетов с учредителями (участниками);

– определения стоимости чистых активов для определения реальной стоимости акций для вновь созданных лиц и др.

Отметим, что при всех формах реорганизации активы и обязательства реорганизованных предшественников частично или полностью переходят вновь созданным юридическим лица (правопреемникам).

Отличительные особенности определения правопреемства юридических лиц при различных формах реорганизации рассмотрены в таблице 5.

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Передаточный акт – документ, содержащий положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Дата утверждения передаточного акта определяется учредителями в пределах срока проведения реорганизации, предусмотренного в договоре (решении) учредителей о реорганизации с учетом предусмотренных законодательством необходимых процедур (уведомления кредиторов (акционеров, участников) о принятом решении о реорганизации и предъявления ими требований о прекращении или досрочном исполнении обязательств и возмещении убытков, проведения инвентаризации имущества и обязательств и др.).

Разделительный баланс– информативная форма отчетности, составляемая в случаях реорганизации юридического лица (разделения или выделения) и отражающая информацию об имуществе, правах и обязанностях, подлежащих разделению. С правовой точки зрения значение разделительного баланса состоит в том, что он также как и передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Разделительный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Таблица 5 – Особенности определения правопреемства при реорганизации

Форма реорганизации Особенности перехода прав и обязанностей (ст. 58 ГК РФ) Документы, подтверждающие переход прав и обязанностей
1. Слияние Все права и обязанности каждого юридического лица суммируются организацией, возникающей в результате слияния Передаточный акт
2. Присоединение Права и обязанности перехо-дят к укрупняющемуся юри-дическому лицу Передаточный акт
3. Разделение Права и обязанности прекра-щаемого юридического лица дробятся: они переходят ко вновь возникшим организа-циям Разделительный баланс
4. Выделение Уменьшается закрепленный за организацией имуществен-ный комплекс, численность ее участников, объем граж-данской правоспособности. Все это переходит ко вновь возникающим на такой основе другим юридическим лицам. Разделительный баланс
5. Преобразование Все права и обязанности реорганизованного общества переходят к созданному юридическому лицу Передаточный акт

Единая форма передаточного акта в настоящее время законодательно не утверждена, поэтому в юридической и учетной практике при проведении реорганизации юридических лиц по-прежнему используют объединительные и разделительные балансы (единая типовая форма которых также отсутствует). Особенностью составления разделительных и объединительных балансов является то, что обычно при формировании показателей этих балансов принимаются во внимание внутренние обороты во взаиморасчетах между соединяющимися или разделяющимися юридическими лицами.

Объединительные балансыразрабатываются при объединении (слиянии) нескольких предприятии в одно предприятие или при присоединении одной или нескольких структурных единиц к данному предприятию. Объединительный баланс содержит суммарные показатели по имуществу и обязательствам всех юридических лиц, подвергнутых реорганизации.

Действие Методических указаний распространяется на все реорганизуемые организации, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, за исключением:

– кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений);

– государственных и муниципальных унитарных предприятий при проведении их приватизации.

Методические указания определяют порядок составления передаточного акта и разделительного баланса и заключительной бухгалтерской отчетности, отражения полученного имущества в бухгалтерском учете предприятия-правопреемника. В состав Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлению реорганизации организации включены 9 глав.

Глава I. Общие положения.

Глава II. Признание осуществления реорганизации для целей бухгалтерского учета. Оценка имущества и обязательств.

Глава III. Бухгалтерская отчетность при осуществлении реорганизаций.

Глава IV. Особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации в форме слияния.

Глава V. Особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации в форме присоединения.

Глава VI. Особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации в форме разделения.

Глава VII. Особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации в форме выделения.

Глава VIII. Особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации в форме преобразования.

Глава IХ. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

В соответствии с п. 15 Методических указаний заключительную бухгалтерскую отчетность обязаны составлять все участники процесса реорганизации в форме слияния. При этом от формы регистрации зависит порядок формирования заключительной бухгалтерской отчетности и непосредственная обязанность по ее формированию. Заключительную бухгалтерскую отчетность формируют:

1) при слиянии – все реорганизуемые организации, прекращающие свою деятельность (составляется бухгалтерская отчетность с закрытием счетов учета прибылей и убытков);

2) при присоединении – присоединяющиеся организации на день, предшествующий внесению в Реестр записи о прекращении ее деятельности (производят закрытие счета учета прибылей и убытков и распределение (направление на определенные цели) на основании договора о присоединении учредителей суммы чистой прибыли присоединяющейся организации).

3) при разделении– составляется заключительная бухгалтерская отчетность (разделительный баланс) реорганизуемой организации. Производится разделение числовых показателей бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации. При этом никаких записей в бухгалтерском учете не производится. Разделение числовых показателей отчета о прибылях и убытках реорганизуемой организацией не производится. На основе разделительного баланса и заключительной бухгалтерской отчетности реорганизованной в форме разделения организации составляется вступительная бухгалтерская отчетность каждой новой организации на дату государственной регистрации;

4) при выделении – организации, у которых в процессе выделения из них другой организации на основании решения учредителей меняется только объем имущества и обязательств и текущий отчетный год не прерывается, закрытие счета учета прибылей и убытков не производят и заключительную бухгалтерскую отчетность не формируют;

5) при преобразовании – реорганизуемые организации на день, предшествующий внесению в Реестр записи о возникшей организации, производится закрытие счета учета прибылей и убытков и распределение (направление) на основании решения учредителей суммы чистой прибыли.

Перед составлением заключительной бухгалтерской отчетности рекомендуется провести сплошную инвентаризацию имущества и обязательств в рамках следующих направлений:

1) инвентаризацию имущества реорганизуемой организации с определением реального технического состояния и объективности оценки в учетных документах, проверить правильность начисления амортизационных отчислений;

2) инвентаризацию готовой продукции и незавершенного производства;

2) инвентаризацию правовых и технических документов, подтверждающих право собственности на имущество;

3 инвентаризацию расчетов с дебиторами, принять меры по взысканию невостребованной или просроченной дебиторской задолженности;

4) инвентаризацию расчетов с кредиторами, определить точную сумму обязательствам по расчетам с контрагентами;

5) инвентаризацию расчетов по налоговым обязательствам и др.

Передаваемое (принимаемое) имущество реорганизуемого юридического лица должно быть оценено в денежном выражении. Способ оценки имущества определяется на основании решения учредителей, который закрепляется в решении (договоре) о реорганизации. Согласно п.7 Методических указаний для оценки передаваемого (принимаемого) при реорганизации юридических лиц имущества может производиться:

– по остаточной стоимости;

– по текущей рыночной стоимости;

– по иной стоимости (фактической себестоимости материально-производст-венных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений и др.).

Стоимость имущества, отраженного в передаточном акте или разделительном балансе, должна совпадать с данными, приведенными в приложениях (описях, расшифровках) к передаточному акту или разделительному балансу в соответствующей стоимостной оценке.

Оценка обязательств реорганизуемой организации в передаточном акте или разделительном балансе отражается в сумме, по которой кредиторская задолженность была отражена в бухгалтерском учете, с учетом сумм убытков, причитающихся возмещению кредиторам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, разъединительные и объединительные балансы имеют следующие особенности:

1) формируют в случаях реорганизации юридического лица;

2) не имеют статуса самостоятельного правового документа – служат приложением к передаточному акту, определяющему положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица и его имуществу;

3) не имеют единых типовых форм;

4) обязанность по формированию этого вида балансов у участников реорганизации и порядок формирования отдельных показателей балансов определяет выбранная форма реорганизации юридического лица;

6) имеют особенности в оценке имущества и обязательств, задействованного в ходе реорганизации;

7) обязательным условием составления разделительных и объединительных балансов является проведение сплошной инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемого юридического лица.


Л. М. Золина
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Вопрос

ООО ведет процесс реорганизации в форме выделения.

В процессе выделения передается дебиторская, кредиторская задолженность и денежные средства с расчетного счета.

Можно ли передать денежные средства вновь созданному юридическому лицу по передаточному акту? Перечислить платежным поручением на расчетный счет вновь созданной организации.

Нужно ли в передаточном акте указывать основания для передачи денежных средств?

Как правильно сформулировать в передаточном акте передачу денежных средств?

Ответ

Денежные средства могут быть переданы выделенному обществу согласно передаточному акту. Основанием для составления акта является разделительный баланс, дата составления которого должна приходиться на период до завершения реорганизации.

Денежные средства перечисляются выделенному юридическому лицу в сумме, указанной в утвержденном разделительном балансе и, соответственно, в передаточном акте.

Отдельно формулировать в передаточном акте передачу денежных средств не требуется. Передаточный акт составляется в отношении всех передаваемых выделяемому обществу активов и обязательств.

Обоснование

Пунктом 4 ст. 58 ГК РФ установлено, что при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Упоминание о балансе было также исключено из ст. 59 ГК РФ.

Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (п. 1 ст. 59 ГК РФ).

Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц (п. 2 ст. 59 ГК РФ).

При этом наблюдается интересная ситуация.

В соответствии с п. 1 ст. 55 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего.

Пунктом 2 ст. 55 Закона N 14-ФЗ установлено, что общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме выделения, принимает решение о такой реорганизации, о порядке и об условиях выделения, о создании нового общества (новых обществ) и об утверждении разделительного баланса, вносит в устав общества, реорганизуемого в форме выделения, изменения, предусмотренные решением о выделении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества.

При выделении из общества одного или нескольких обществ к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного общества в соответствии с разделительным балансом (п. 3 ст. 55).

Учитывая несогласованность в определениях, используемых в приведенных НПА актах, по моему мнению, передаточный акт может быть составлен только на основании утвержденного в законодательном порядке разделительного баланса и отражать активы и обязательства выделяемого общества согласно данным разделительного баланса.

Согласно п. 2 ст. 130, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" , деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Следовательно, передача денежных средств выделяемому обществу отражается в передаточном акте в составе прочих активов в обычном порядке.

Официально форма передаточного акта не утверждена и может быть составлена кратко, например:

Денежные средства - _________ (_____________) рублей.

Прочие дебиторы - _________ (_____________) рублей.

Баланс - _________ (_____________) рублей.

Кредиторская задолженность - _________ (_____________) рублей.

Баланс - _________ (_____________) рублей.

Обычно в передаточный акт включаются также бухгалтерские документы. Примерный перечень таких документов указан в п. 4 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (утв. Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н).


Л. М. Золина
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Бухучет, налогообложение, ФСБУ, отчетность за 2021 год

Поможем не забыть сделать главное

Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера, специалиста по кадрам и юриста.

Возможно, вам будут интересны эти темы:

Проект проходит общественное обсуждение. Планируют, что действующая программа утратит силу.

Учитывать расходы в целях бухучета на основании электронных образов первичных учетных документов нельзя, заявил Минфин.

Так, разработали форму заявления о назначении пособия по уходу за ребенком. Сейчас его составляют произвольно, но указывают обязательные реквизиты.

Подавать документы можно будет по ТКС или на электронном носителе.

ФНС проанализировала случаи, когда инспекции направляют налогоплательщикам уведомления о вызове в ИФНС, и выявила ряд нарушений.

В настоящем материале речь пойдет о выделении. Как правильно составить разделительный баланс? Можно ли учесть убытки реорганизованной компании? Нужно ли обнулить базу по страховым взносам в фонды? Эти и другие важные вопросы, связанные с выделением, будут рассмотрены в данном материале.

В чем суть выделения

Начальный этап выделения

Разделительный баланс

Следующий шаг — это составление разделительного баланса. Его дату определяют учредители. Минфин России рекомендует датировать разделительный баланс концом квартала или года (п. 6 Указаний по формированию бухотчетности при реорганизации*).

Есть и другой способ — составить разделительный баланс в виде соглашения учредителей компании-правопреемника о том, какое имущество и обязательства передаются в выделяемую организацию. Здесь важно указать стоимость каждого объекта и размер каждого обязательства с подробным перечнем всех должников, кредиторов, а также налогов и других платежей.

Период до завершения реорганизации

Вступительная бухотчетность выделившейся компании

Организация, созданная в результате выделения, должна составить вступительный баланс на дату внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи. В графе 3 баланса следует отразить сведения на дату реорганизации. В графах 4 и 5 будут стоять прочерки, так как на 31 декабря прошлого и позапрошлого годов предприятие-правопреемник еще не существовало.

Особое внимание надо обратить на уставный капитал вновь образованного юридического лица. Он может быть сформирован одним из двух способов.

Первый способ подразумевает, что компания-предшественник выделяет часть своего имущества в качестве вклада в уставный капитал выделившейся организации. При этом величина УК предшественника не изменяется. В этом случае предшественник должен показать в своем учете финансовые вложения, а выделившаяся компания — взносы в уставный капитал.

Независимо от выбранного способа, выделившаяся организация при формировании уставного капитала проводки не создает.

В налоговую инспекцию вступительный баланс сдается либо сразу после оформления, либо по завершении текущего квартала — в зависимости от того, как удобнее вашему инспектору.

После реорганизации в форме выделения к вновь образованной компании, как правило, переходят договорные отношения с некоторыми контрагентами. При этом договоры с такими партнерами подписаны организацией-предшественником. Нужно ли заключать дополнительные соглашения о замене стороны сделки? Или достаточно разослать информационные письма, где указать название и реквизиты выделившейся компании?

На наш взгляд, допустимо ограничиться письмами. Согласно пункту 4 статьи 58 ГК РФ к выделившемуся юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованной компании по разделительному балансу. Это относится и к договорным отношениям. Значит, при наличии выписки из ЕГРЮЛ и разделительного баланса никаких допсоглашений не требуется.

Но в жизни многие компании все же предпочитают переоформить договоры на вновь созданную организацию. Такой вариант требует дополнительных временных и трудозатрат, но позволяет предотвратить возможные вопросы как от контрагентов, так и от налоговиков.

Взаиморасчеты с бюджетом

Если за предшественником числилась переплата, которую он передал преемнику при реорганизации, то выделившаяся компания может вернуть деньги из бюджета. Здесь есть одно условие: у предшественника не должно быть долгов по другим налогам, а также пеням и штрафам. В этом случае правопреемнику следует написать заявление о возврате и приложить разделительный баланс, акт сверки с бюджетом (при его наличии) и другие документы, подтверждающие уплату налогов. Этого достаточно, чтобы получить деньги из бюджета, считают в финансовом ведомстве (письмо Минфина России от 22.10.10 № 03-02-07/1-485).

Что касается недоимки, то в общем случае при выделении правопреемник ее не наследует. Также он не должен нести налоговую ответственность, к которой был привлечен предшественник. Об этом прямо говорится в пункте 8 статьи 50 НК РФ, и это подтверждают чиновники (письмо Минфина России от 26.04.11 № 03-02-07/1-137).

Перенос убытков и амортизация

Спорным является вопрос о том, вправе ли выделившаяся организация при налогообложении прибыли учесть убытки компании-предшественника. В Налоговом кодексе нет прямого запрета. Но чиновники придерживаются другого мнения. Дело в том, что согласно пункту 5 статьи 283 НК РФ перенести убытки можно только в ситуации, когда реорганизованное юрлицо прекратило свое существование. А при выделении оно продолжает работать, поэтому передавать убытки по наследству недопустимо (письмо Минфина России от 24.06.10 № 03-03-06/1/428). На наш взгляд, выводы специалистов финансового ведомства вполне логичны, и для налогоплательщиков безопаснее им последовать.

Налоговая база по НДС

В случае, когда по разделительному балансу к вновь созданной компании переходит дебиторская задолженность в виде авансов, полученных от покупателя, то организация-преемник должна включить эти суммы в базу по НДС. В свою очередь предшественник вправе принять к вычету налог, ранее начисленный к уплате с авансов (подп. 1 и 2 ст. 162.1 НК РФ).

Отчетность по НДФЛ

При выделении, как и при других формах реорганизации, налоговый период по НДФЛ не прерывается. Это объясняется тем, что компания является не налогоплательщиком, а налоговым агентом. К тому же трудовые отношения с персоналом продолжаются, о чем говорится в статье 75 Трудового кодеса РФ. Значит, никакой промежуточной отчетности по налогу на доходы физлиц при выделении сдавать не надо.

База по страховым взносам

* Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций утверждены приказом Минфина России от 20.05.03 № 44н.

  • слияния;
  • преобразования;
  • разделения;
  • выделения.

Если фирма реорганизуется путем выделения или разделения, то имущественные ценности передаются компании-правопреемнице на основании особого документа – разделительного баланса.

Разделение останавливает деятельность первичного юридического лица, передавая его права нескольким вновь создаваемым организациям. Выделение не ликвидирует материнскую фирму, а позволяет передать часть прав и обязанностей новым компаниям, возникшим из нее. В любом случае нужно адекватно разделить имущество между реорганизованными предприятиями. Этот вопрос и регулирует разделительный баланс, определяя финансы, имущественные активы и обязательства, переходящие к свежеиспеченным бизнес-единицам.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Без разделительного баланса разделить имущество невозможно. Но само действие по написанию этого документа обязательным не является.

Реорганизация юридического лица: передаточный баланс

Реорганизация классифицируется по разным направлениям:

  • Слияние – объединение нескольких предприятий в одно. При этом объединяющиеся юрлица прекращают существование, образуя новую компанию;
  • Присоединение – одна компания, переставая существовать, вливается в другую;
  • Разделение – одно предприятие, прекратив существование, образовывает несколько новых фирм;
  • Выделение – организация нового предприятия из уже существующей организации с продолжением ее деятельности;
  • Преобразование – изменяется организационно-правовая форма предприятия, все права и обязанности за ним сохраняются.

Подготовка к реорганизации фирмы – процесс длительный и сложный. Основанием для проведения реорганизации служит решение учредителей компании или ее уполномоченного органа. Это решение должно содержать информацию о порядке распределения имущества, обязательств, прибыли, способах оценки имущества, и опираться на данные инвентаризаций по всем видам активов и пассивов.

Для четкого разграничения круга прав и обязанностей, которыми наделяются созданные или преобразованные компании, оформляют разделительный баланс. Составляется он на базе последней отчетности, инвентаризаций, актов сверок по всем контрагентам, данных о наличии и составе дебиторской и кредиторской задолженности, другой учетной первичной документации.

Законодательные нормы

Начальный этап выделения

Время составления разделительного баланса

Когда начинать делить имущество фирмы? Этап составления разделительного баланса закономерно наступает после совершения следующих шагов:

  • утверждение решения о реорганизации в результате собрания участников или акционеров, постановления суда или предписания государственных органов;
  • начало процесса;
  • инвентаризация материальных фондов материнского предприятия;
  • ревизия обязательств.

Учредители сами вправе выбрать сроки для написания разделительного баланса.

К СВЕДЕНИЮ! Контролирующие органы для удобства рекомендуют приурочить составление разделительного баланса к концу отчетного периода, лучше – года.

Разделительный баланс в 1С

Форма и содержание разделительного баланса

ВНИМАНИЕ! Учредители сами решают, как оценивать имущество: по рыночной цене или по остаточной стоимости.

Удобно применять для оформления стандартный бухгалтерский балансовый бланк, где предусмотрены колонки для реорганизуемой фирмы и всех правопреемниц. Цифра, указанная в первой колонке, посвященной организации-предшественнице, должна являться суммой всех остальных. Например, если из одной фирмы выделяется другая, в балансе нужно предусмотреть три колонки: для изначальной фирмы, для выделенной части и для оставшейся.

В приложении к балансу необходимо подробно описать все обозначенные в таблице суммы: стоимость каждого актива и количество долговых обязательств.

Зачем нужен

При реорганизации путем выделения разделительный баланс служит основанием для передачи имущественных прав и прочих обязательств учреждения при реорганизации в форме выделения (п. 3, 4 ст. 58 ГК РФ).

Финансово-хозяйственная деятельность реорганизуемого экономического субъекта продолжается, но у него меняется объем и структура. Разделительный баланс составляется на основании решения учредителей, в котором прописывается и утверждается распределительное соотношение основных показателей функционирования организации. Согласно п. 1 ст. 59 ГК РФ, в данном регистре должны быть строго указаны положения о правопреемстве. Учредители также определяют отчетную дату РБ (конец квартала или года). Главная задача бухгалтерии в этом случае — корректное распределение имущества и обязательств между организациями.

Как делят активы и долги при реорганизации

Основной фактор, определяющий цифры в разделительном балансе, – это соглашение между учредителями фирм, подвергающихся реорганизации. По обоюдному согласию принимаются решения о передаче или сохранении за собой имущественных объектов, денежных средств, обязательств перед кредиторами. Существуют принятые правила, по которым баланс распределяется чаще всего, если стороны не решили иначе:

Действия бухгалтера при реорганизации в форме выделения

Сведения базируются на последней сданной бухгалтерской отчетности (промежуточной или итоговой), которая будет являться неотъемлемой частью РБ.

Документальная основа разделительного баланса

Чтобы новые бухгалтерские отчеты формировались правильно и не вызывали нареканий у проверяющих органов, составление разделительного баланса нужно правильно оформить. Для этого необходима следующая обосновывающая документация:

Составление разделительного баланса при реорганизации предприятия в формах разделения и выделения

Основанием для признания реорганизации в формах выделения и разделения в целях формирования бухгалтерской отчетности явля­

■ долю прибыли отчетного периода или прошлых лет, которая пойдет на выкуп акций реорганизуемого общества по цене не ниже их текущей рыночной стоимости.

Учредители выделяемого общества формируют учредительные документы, утверждают их на общем собрании, а также избирают ис­полнительный орган общества.

ризации проверяются наличие, состояние и оценка имущества и обя­зательств, составляются акты сверки расчетов с каждым дебитором

и.кредитором. Напомним, что составлять их надо в произвольной фор­ме с использованием всех реквизитов, необходимых для оформления первичных документов.

Кроме того, дебиторскую и кредиторскую задолженность по од­ному и тому же контрагенту лучше передавать одному из правопреем­ников.

■ первичные документы по передаваемым материальным цен­ностям — акты приемки-передачи основных средств, матери­ально-производственных запасов;

■ документы, подтверждающие, что в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) внесены записи о ликви­дации старых и создании новых фирм.

Порядок составления и содержание

Разделительный баланс при выделении включает в себя 3 части.

В первую часть вносится информация о реорганизации:

  • полное наименование реорганизуемого учреждения;
  • полное наименование правопреемников;
  • ОПФ;
  • отчетная дата;
  • форма проводимой процедуры.

Во второй части формируются отчетные показатели РБ. В документ включаются сведения об активах, обязательствах, собственном капитале реорганизуемого учреждения. В этой части также распределяются балансовые статьи между организациями-правопреемниками.

В заключительной части приводятся пояснения и детализация по статьям РБ и описываются особенности распределения балансовых статей.

По факту формирования и утверждения РБ вместе с прилагаемыми документами направляется на государственную регистрацию.

Читайте также: