Как получить компенсацию от туроператора за сокращение сроков проживания

Обновлено: 19.05.2024

Статья 17.5. Порядок выплаты страхового возмещения по договору или договорам страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии или банковским гарантиям

(в ред. Федерального закона от 02.03.2016 N 49-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случаях неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта перед туристом и (или) иным заказчиком и наличия основания для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии турист или его законный представитель и (или) иной заказчик вправе в пределах размера финансового обеспечения ответственности туроператора предъявить письменное требование о выплате страхового возмещения либо об уплате денежной суммы непосредственно организации, предоставившей финансовое обеспечение.

В требовании туриста и (или) иного заказчика о выплате страхового возмещения либо об уплате денежной суммы по банковской гарантии к организации, предоставившей финансовое обеспечение ответственности туроператора, указываются:

фамилия, имя и отчество туриста, а также сведения об ином заказчике, если договор о реализации туристского продукта заключался заказчиком;

дата выдачи, срок действия и иные реквизиты документа, представленного в качестве финансового обеспечения ответственности туроператора;

номер договора о реализации туристского продукта и дата его заключения;

наименование туроператора, которому предоставлено финансовое обеспечение ответственности туроператора;

информация об обстоятельствах (фактах), свидетельствующих о неисполнении туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта;

размер реального ущерба, причиненного туристу и (или) иному заказчику в связи с неисполнением туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта;

в случае, если требование об уплате денежной суммы предъявляется по банковской гарантии гаранту, реквизиты документа, свидетельствующего об отказе туроператора в добровольном порядке удовлетворить требование о возмещении реального ущерба, понесенного туристом и (или) иным заказчиком в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, и (или) номер и дата вступившего в законную силу судебного решения о возмещении туроператором указанного реального ущерба.

К требованию о выплате страхового возмещения либо об уплате денежной суммы по банковской гарантии турист и (или) иной заказчик прилагают:

копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, с предъявлением оригинала указанных документов;

копию договора о реализации туристского продукта с предъявлением его оригинала в случае заключения договора о реализации туристского продукта на бумажном носителе;

документы, подтверждающие реальный ущерб, возникший у туриста и (или) иного заказчика в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта;

договор о реализации туристского продукта в форме электронного документа на электронном носителе информации в случае заключения договора о реализации туристского продукта в форме электронного документа.

Не подлежат возмещению страховщиком или гарантом расходы, произведенные туристом и (или) иным заказчиком и не обусловленные неисполнением туроператором своих обязательств по договору о реализации туристского продукта в связи с прекращением туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта.

Для исполнения своих обязательств по финансовому обеспечению ответственности туроператора страховщик или гарант не вправе требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей статьей.

Письменное требование о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо об уплате денежной суммы по банковской гарантии может быть предъявлено туристом и (или) иным заказчиком страховщику либо гаранту, предоставившим финансовое обеспечение ответственности туроператора, в течение срока исковой давности по основанию, возникшему в период срока действия финансового обеспечения ответственности туроператора.

Порядок выплаты туристу и (или) иному заказчику страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или уплаты денежной суммы по банковской гарантии в случаях заключения туроператором более одного договора страхования либо более одного договора о предоставлении банковской гарантии или заключения туроператором договора либо договоров страхования и договора либо договоров о предоставлении банковской гарантии устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом требований настоящей статьи.

Страховщик или гарант обязан удовлетворить требование туриста и (или) иного заказчика о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии не позднее тридцати календарных дней после дня получения указанного требования с приложением всех необходимых и предусмотренных настоящей статьей документов.

В случаях, если с требованиями о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии к страховщику или гаранту обратились более одного туриста и (или) иного заказчика и общая сумма денежных средств, подлежащих выплате, превышает размер финансового обеспечения ответственности туроператора, удовлетворение таких требований осуществляется пропорционально суммам денежных средств, указанным в требованиях, к размеру финансового обеспечения ответственности туроператора. Правила страхования ответственности туроператора, утвержденные страховщиком или объединением страховщиков, должны содержать положения о порядке выплаты страхового возмещения в указанных случаях.

(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 149-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Страховщик или гарант обязан в течение трех рабочих дней проинформировать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о получении первого требования туриста и (или) иного заказчика о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии в отношении конкретного туроператора.

Как вернуть деньги за тур

Готовиться к предстоящему путешествию люди стараются заранее, а туры на отдых покупают задолго до указанных дат. Между тем жизнь часто преподносит сюрпризы и нередко от своих планов приходится отказываться. Это происходит по разным причинам – вмешиваются семейные и форс-мажорные обстоятельства, а часто попросту не хватает денег. В таких случаях несостоявшихся туристов интересует, как вернуть деньги за тур. О том, как это сделать, расскажут профессиональные юристы.

Основания для возврата

  • стихийное бедствие или военные действия, которые начались в районе предполагаемого отдыха, а о свежих новостях вы можете узнать на сайте Ростуризма и Министерства иностранных дел, специализированных туристических сайтах
  • банкротство туроператора или прекращение деятельности туроператора
  • аннулировать поездку и вернуть деньги за туристическую путевку можно также в случае невозможности поездки в связи с непредсказуемыми обстоятельствами, как-то внезапная болезнь, отказ в выдаче визы или по другой причине

Как вернуть деньги за тур

Согласно вышеперечисленным законодательным актам и положениям специального закона №132, в котором рассматриваются основы туристической деятельности в РФ, каждая из сторон договорного процесса может, в связи с изменившимися обстоятельствами, настаивать на изменении положений договора. Турист, в частности, вправе отказаться от поездки в Турцию, в ОАЭ, Таиланд, Италию, Испанию, в любую другую страну, и потребовать от туроператора Анекс тур, Пегас туристик, к примеру или другой турфирмы, возврата потраченных на покупку средств. Как это сделать, далее по тексту.

Что потребуется для возврата денег

Пошаговая инструкция

Обращаемся в суд

Если вы понимаете, что от выплаты туроператор отказывается, направляйтесь в суд с исковым заявлением. Составить его правильно помогут юристы.

В документе необходимо указать обстоятельства случившегося, перечислить требования к туроператору, причем помимо основной суммы можно претендовать на материальную компенсацию, включая моральный ущерб, расходы на транспорт, другие финансовые затраты.

К иску прилагаются вышеперечисленные документы. После принятия решения судом необходимо дождаться, чтобы оно вступило в силу (если решение не было обжаловано).

Вкратце о финансовой стороне вопроса

Согласно положениям ФЗ №2300-1 платить за исковое заявление, если сумма иска не превышает 1 млн. руб. не надо, в противном случае сумма рассчитывается в соответствии с налоговым законодательством.

Если сумма иска не превышает 50 тыс. руб., дело будет рассматривать мировой судья, если разговор идет о большей сумме – это прерогатива суда районного значения.

Что касается штрафных санкций турфирмы, то это не касается случаев, когда поездка отменяется по вынужденным обстоятельствам, но это на усмотрение туроператора, опять же. Чтобы отделаться минимальным штрафом при отказе без веской причины, надо обратиться в турфирму как можно раньше – лучше сообщить об отмене тура за месяц и даже ранее.

Возврат денег за тур из-за коронавируса

Порядок и сроки возврата денег

Подавая претензию туроператору, необходимо, в первую очередь, внимательно перечитать условия договора, и особенно раздел с описанием штрафных санкций. От поездки может отказаться сам турист, нередко отменяются туры по вине туроператора. В последнем случае стоимость путевки должна быть возвращена в полном объеме, а если виновником отказа является сам турист, говорить о 100-процентном возврате средств сложно.В любом случае необходимо обратиться с претензией к туроператору, на ответ которому дается всего 10 дней, по истечение которых можно обращаться в суд.Несколько слов также хотелось бы сказать о сроке давности, согласно положениям 181-й статьи ГК РФ, сделка признается недействительной по истечение 1 года, столько же отводит закон на предъявление претензий относительно ненадлежащего качества обслуживания. Срок требований по страховым договорам составляет 2 года.

Несмотря на большую юридическую практику в вопросе возврата денежных средств при отказе от тура или его отмене, у путешественников все еще остаются вопросы. Постараемся ответить на самые часто встречающиеся из них.

Если по веским семейным обстоятельствам я отказался от тура, могу ли рассчитывать на возврат полной суммы?

Можете, но в этом случае необходимо доказать, что причина была веской. Стоит отметить, однако, что в этом случае многое зависит от порядочности туроператора.

В случае отмены тура из-за коронавируса мне вернут полную стоимость путевки?

Да, деньги в большинстве случаев возвращаются без потерь, но, если турфирма не собирается возвращать полную стоимость тура, обращайтесь в суд.

Какой срок отводится на получение ответа на претензию туроператору?

Ждать ответа надо 10 дней, после чего можно обращаться в суд с исковым заявлением.

Могу ли я рассчитывать на получение компенсации в случае отказа турагентства вернуть деньги за тур, от которого я отказался?

В случае, если турфирма отказала в выплате можно рассчитывать на моральную компенсацию и выплаты дополнительно суммы в размере 3% за каждый день просрочки, но такие решения принимает суд.

Вывод

Подводя итоги хотелось бы сказать, что вернуть 100% средств за тур, от которого вы отказались можно, но для этого должна быть веская причина, при этом туроператор должен проявить лояльность. Если вы хотите вернуть максимальное количество средств, пусть и с потерями, обращайтесь к поставщику услуг заранее – за месяц и даже ранее. В противном случае сумма штрафных санкций может вырасти, вплоть до 100%. Чтобы вернуть деньги отправляйте претензию в турфирму, и только после получения письменного отказа подавайте исковое заявление в суд, который может присудить денежную компенсацию.

Консультация юристов по вопросам возврата денег за тур

Если туроператор отказывается вернуть полную сумму, то заполните форму ниже и получите бесплатную консультацию юриста!

Как вернуть деньги за путевку во время пандемии не через год, а сразу?

Как вернуть уплаченные за путевку деньги, если поездка не состоялась из-за коронавируса?

Для начала отделим мух от котлет – поясним, что в статье речь пойдет о готовых турах, купленных у туроператоров и турагентов. Если вы сами приобретали авиабилеты или бронировали номер в гостинице и теперь хотите вернуть деньги, имейте в виду, что это другие ситуации. О них я расскажу в следующий раз.

Итак, путешествие не состоялось. Тут возможны две ситуации: 1) въезд в страну был закрыт; 2) въезд не был закрыт, но вы не полетели, потому что не смогли по не зависящим от вас обстоятельствам, например заболели, или просто не хотели рисковать.

Ситуация первая: въезд в страну закрыли

В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения.

Наличие указанных обстоятельств подтверждается соответствующими решениями (рекомендациями) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.

При расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия – ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.

Если добровольно деньги вам не возвращают, нужно обращаться в суд, – причем как можно быстрее, чтобы туроператор не успел обанкротиться.

Мне приходилось работать с таким запросом: женщины запланировали путешествие на март 2020 г., оплатили путевки, но из-за пандемии коронавируса заранее отказались от поездки, а туроператор не вернул деньги. Я подготовил иск – суд его удовлетворил (смотрите текст решения).

Ситуация вторая: въезд в страну не закрыли, но вы все равно отказались от тура

Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.

К существенным изменениям обстоятельств относятся:

  • ухудшение условий путешествия, указанных в договоре;
  • изменение сроков совершения путешествия;
  • непредвиденный рост транспортных тарифов;
  • невозможность совершения туристом поездки по не зависящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и др.)

Но в таком случае турист возмещает туроператору фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 3 ст. 781 Гражданского кодекса РФ). Правда, расходы эти туроператор еще должен доказать.

Правда ли, что правительство разрешило туроператорам не возвращать деньги за туры до 31 декабря 2021 г. и суды не будут рассматривать иски туристов, желающих уже сейчас получить свои кровные обратно?

Нет, это неверная информация.

Обратимся к первоисточнику – Положению об особенностях исполнения, изменения и расторжения договоров ‎о реализации турпродукта, заключенных туроператорами и турагентствами до 31 марта 2020 г. Утверждено оно Постановлением Правительства РФ от 20 июля 2020 г. № 1073. В этом положении установлен крайний срок выплаты денег туристам – на сегодня 31 декабря 2021 г.

В документе указан такой порядок.

1. Туроператор должен предложить туристу альтернативный тур путем направления ему уведомления в течение 60 календарных дней со дня вступления в силу указанного постановления (т. е. до 22 сентября 2020 г.). Равнозначный туристский продукт должны предоставить не позднее 31 декабря 2021 г.

2. Если туроператор вовремя не направил уведомление, то туристу возвращаются деньги не позднее 31 декабря 2020 г.

3. Если турист отказывается от альтернативного тура, то ему возвращаются деньги до 31 декабря 2021 г.

Для некоторых граждан срок возврата денег за путевки сокращен до 90 дней, а именно для тех, кто достиг возраста 65 лет или находится в трудной жизненной ситуации (подтвержденная инвалидность, временная нетрудоспособность более двух месяцев, регистрация в качестве безработного). Если ни к одной из этих категорий граждан вы не относитесь, добровольно выплачивать деньги вам действительно будут долго. Хотите ускорить процесс – обращайтесь в суд.

Нужно понимать главное: постановление правительства не может лишить вас права обратиться в суд. Это право установлено в Конституции и Гражданско-процессуальном кодексе. Если иск будет оформлен верно и подтвержден доказательствами, суд примет решение в вашу пользу, и вы получите исполнительный лист (этот документ выдается по решению суда и предполагает его принудительное исполнение). Можете сразу отнести его в банк туроператора и получить деньги, если они там есть. Тут уж как повезет.

Пользуясь упомянутым постановлением, туроператор может попросить у суда отсрочку исполнения решения, и суд, скорее всего, это требование удовлетворит. Но туроператор должен попросить об этом во время судебного заседания, а на все заседания ему не успеть.

Суть такова: ваши права подавать иск и добиваться исполнения решения суда никто не может ограничить, поэтому пробовать стоит. И даже если суд согласует отсрочку, по ее окончании у вас уже будут на руках необходимые документы, останется всего день до получения денег. А если вы решите ждать конца 2021 г. и только затем обратитесь в суд, туроператор может уже и обанкротиться. Но решать вам.

В заключение – еще один пример в пользу активных действий: 22 декабря 2020 г. суд удовлетворил требования моего клиента о взыскании неустойки с застройщика. И хотя судья, на мой взгляд, незаконно предоставила отсрочку – без ходатайства застройщика, тем не менее уже в конце следующего месяца клиент получит деньги, так как отсрочка истекает 1 января 2021 г. и решение вступит в силу. Его резолютивную часть я записал на видео и выложил в инстаграм.

Госдума приняла во втором чтении поправки, предусматривающие особый порядок компенсаций для клиентов турфирм, которые не смогли поехать на отдых из-за пандемии. Конкретные условия должно будет установить правительство

Фото: Александр Демьянчук / ТАСС

То есть механизм компенсации туристам предстоит разработать правительству. Для того чтобы он заработал, Минэкономразвития совместно с Ростуризмом и другими заинтересованными ведомствами должно подготовить соответствующую нормативно-правовую базу. В Минэкономразвития не ответили на запрос РБК. Представитель Ростуризма не смог назвать конкретные сроки, когда такая нормативно-правовая база может быть готова.

На подготовку подзаконных актов нужно будет не более двух недель, считает собеседник РБК, близкий к Ростуризму.


Кого затрагивает новый порядок

Особые условия будут распространяться на тех туристов, кто приобрел тур до 31 марта 2020 года включительно, говорится в законопроекте. Из его текста следует, что речь идет о поездках по всем направлениям, как внутри России, так и за границу. Из-за вынужденного простоя с марта у турфирм накопились обязательства по более 600 тыс. отложенных туров, оценила Ассоциация туроператоров России (АТОР). С учетом аннулированных туров на июнь—июль количество таких обязательств превысит 800 тыс.

Сумма предоплат, которые россияне внесли только за заграничные туры, составляет около 50 млрд руб. до конца 2020 года, утверждает собеседник РБК, близкий к Ростуризму.

Клиенты, которые забронировали туры после 31 марта и внесли предоплату, скорее всего, смогут получить свои деньги обратно, полагает руководитель комитета по внутреннему туризму АТОР Илья Уманский. Но число клиентов, которые бронировали туры уже в момент, когда закрылись границы и возможности поездок даже по России были не ясны, минимально, поэтому речь идет о несущественных суммах, отмечает Уманский.

Что в итоге могут получить туристы

Суть особых условий для урегулирования вопроса с проданными, но не осуществленными турами в принятом законопроекте никак не разъясняется. В подзаконных актах будут прописаны правила заключения дополнительных соглашений к уже существующим договорам на оказание туристических услуг, сообщил представитель Ростуризма.

Турист получит от туроператора гарантию, которую сможет использовать для получения услуг в течение срока, который будет оговорен отдельно, а если в течение этого срока он не воспользуется этой услугой, то сможет вернуть деньги, предполагает Уманский. По его оценкам, российским туроператорам для выполнения отложенных обязательств потребуется не менее одного года. Более комфортным, по мнению эксперта, будет срок в полтора года — такой временной период сейчас вводят в ряде стран Европы.

Как планировалось изначально

В первоначальной версии законопроекта говорилось, что правительство в некоторых случаях, например при введении режима повышенной готовности в стране либо когда иностранное государство ограничивает въезд туристов, может приостановить закрепленные в законе обязательства туроператора вернуть клиенту деньги за тур.

Вместо этого турист должен был получить от компании гарантию, что ему предоставят равнозначный тур. Это означает, что программа, маршрут, условия путешествия и проживания, например местонахождение или категория гостиницы, будут равнозначны тем, что были прописаны в договоре при покупке тура.

Если цена равнозначного тура на момент оказания услуги будет выше указанной в договоре, туроператор не вправе требовать с туриста доплату. В случае если турист не воспользовался таким равнозначным туром в оговоренные сроки, то турфирма должна вернуть деньги в течение десяти рабочих дней, указывалось в первой версии законопроекта.

Почему турфирмы не могут вернуть деньги

Если законопроект будет окончательно принят и вступит в силу, это позволит отрасли пережить полную остановку мирового туризма и продолжить выполнять свои обязательства перед клиентами, объяснил представитель Ростуризма.

Фото:Сергей Мальгавко / ТАСС

Средства, которые туристы внесли как предоплату по акциям раннего бронирования, туроператоры по большей части уже перечислили контрагентам — гостиницам и авиакомпаниям. Если люди в текущей ситуации начнут единовременно требовать возврата средств, это может привести к краху турфирм и эффекту домино. В этом случае туристы гарантированно останутся без денег и без возможности переноса туров, резюмируют в Ростуризме.

Законопроект направлен на защиту прав туристов, передал через пресс-службу гендиректор российского офиса туристической компании TUI Тарас Демура. Он подтверждает, что в ситуации, когда границы закрыты, туроператоры, авансировавшие средства перед летним сезоном поставщикам, просто не имеют доступа к этим средствам. Но отели, авиакомпании и транспортные компании признают за операторами оплаченные депозиты и готовы оказывать услуги после того, как в России и за рубежом будет разморожена туристическая деятельность.

Больше 200 тысяч человек всё еще не получили деньги за туры и не смогли поменять их на другие направления

31 декабря, до боя курантов, туроператоры должны вернуть деньги всем туристам, которые не смогли поехать за границу из-за закрытых по причине пандемии границ. Хотя большинству путешественников удалось вернуть свои деньги, невыплаченными остаются порядка семи миллиардов рублей. У компаний таких средств пока нет, да и не все путешественники согласны на возврат. Здесь работает простейшая арифметика: из-за инфляции стоимость туров выросла и людям выгоднее дождаться, когда границы откроют. Чтобы не переплачивать.

Ассоциация туроператоров России уже попросила премьер-министра Михаила Мишустина продлить сроки исполнения обязательств перед туристами еще на год. А пока АТОР дожидается ответа, давайте разберемся, что случится, если сроки не продлят.

Что случилось?

В прошлом году из-за пандемии коронавируса Россия оказалась под своеобразным железным занавесом, когда границы большинства стран закрылись для путешественников. Путевки у туристов сгорели, отпуска сорваны, деньги потрачены. Кому-то вместо денег дали ваучеры, которые можно использовать для будущих путешествий, кто-то поменял направление и улетел отдыхать туда, куда еще можно было. Если бы туроператоры в один момент вернули деньги всем клиентам, они бы просто разорились, а туристической отрасли в стране просто не осталось бы.

Тогда в июле прошлого года Михаил Мишустин подписал постановление, согласно которому туристы, чьи туры были аннулированы из-за коронавируса, могут вернуть деньги или перенести поездку до 31 декабря 2021 года.

Как помогло постановление?

— За 2021 год благодаря этому постановлению этот долг был сокращен с 44 миллиардов до семи, — заявил председатель комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаев. — То есть 80% денег, которые туроператоры были должны своим клиентам, они смогли вернуть. 31 декабря 2021 года срок постановления истекает. Поэтому мы предлагаем правительству и нашим коллегам-депутатам продлить это постановление как минимум еще на полгода, чтобы туроператоры могли иметь возможность выполнить свои обязательства перед клиентами, а люди, которые заплатили за свои путевки, имели возможность получить деньги обратно или воспользоваться оплаченной услугой.

Зачем продлевать сроки?

Хотя по сравнению с тем, что туроператоры уже выплатили клиентам, оставшаяся сумма кажется не такой уж и серьезной, это всё-таки семь миллиардов рублей (по данным АТОР, кстати, — более десяти). Годовой бюджет не самого маленького российского города. Лидеры туристического рынка говорят, что по закрытым направлениям туроператоры возобновить деятельность не могут, а открытых направлений слишком мало, чтобы сформировать достаточные для расчетов в полном объеме со всеми туристами резервы.

— На сегодняшний день остается порядка 200 тысяч человек, которым нет возможности предложить равнозначную поездку или вернуть денежные средства, — говорится в открытом письме АТОР Михаилу Мишустину. — Общий размер вынужденной задолженности туроператоров перед потребителями составляет, по нашей оценке, более 10 миллиардов рублей.

Авторы письма уверены, что если постановление не продлят, за этим последует волна судебных исков, которая заблокирует работу сотен компаний. И не только операторских.

— Рухнет вся агентская сеть. Если допустить такую ситуацию, российский туристический рынок столкнется с угрозой, которая ударит по нему сильнее, чем сама пандемия. В то же время продление отсрочки позволит туроператорскому сообществу постепенно рассчитаться и с оставшимися туристами, — говорится в письме.

Туры в какие страны туроператоры не смогли компенсировать?

По данным аналитической службы АТОР, до конца 2021 года туроператоры не смогут компенсировать туры более чем 200 тысячам российских туристов. Это те, кто не уехал в страны Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии, в Европу с Великобританией, в Грецию и на Кипр, а также те, кто не отправился в морские круизы. Еще немного — тех, кто не смог уехать в открытые для туристов страны: Турцию, ОАЭ, Мальдивы.

Страны, в которые туристы хотели, но так и не смогли уехать

Инфографика: Виталий Калистратов / Сеть городских порталов

Это самые популярные страны Европы, куда так и не смогли улететь путешественники

Инфографика: Виталий Калистратов / Сеть городских порталов

Почему туроператоры не предоставили равнозначную замену?

— Это другой продукт, другая цена. Люди хотят получить тот же продукт, за который платили. Например, Тенерифе оплаченные, до сих пор ныне закрытые. Эти направления ждут, — говорит директор туристической компании Ольга Гуляр. — Я могу сказать по нашей статистике. У нас большинство туристов, которые хотели куда-то поехать, — они перебронировались. Они съездили. И это 85%. Небольшая группа, которая попала под особую категорию, — пенсионеры, больничные, потерявшие работу — тоже были. Они оформили возвраты, большинству мы деньги вернули. С этим тоже вопрос решен. Нерешенным остается вопрос по тем направлениям, которые до сих пор закрыты. Это европейские направления. Вот с ними люди даже не хотят возврата денежных средств. Вы же видите, как выросли цены, какая произошла инфляция. А если постановление продлят, то туроператоры должны будут предоставить аналогичный продукт без доплат. Поэтому это даже туристам на руку. И многие туристы этого ждут. Если продлят, им будет хорошо.

Многие туристы не торопятся получать деньги и менять направления, потому что это просто невыгодно

— Даже при частично открытой Греции обязательства не удалось выполнить чисто физически, — говорит руководитель турагентства, одного из ведущих игроков на греческом направлении Виталий Стаматов. — Полетная программа на регулярных рейсах была усеченной — ее открыли только 17 июля и закончили в конце сентября.

— В итоге многие туры, приобретенные на апрель, май, июнь, из-за низкой стоимости отелей в эти месяцы не удалось перенести на август, сентябрь, когда цена уже была гораздо выше.

А туристам-то что с того?

По прогнозам специалистов, если сроки выплат не продлят, рынок ждут массовые решения судов по возвратам, блокировка счетов компаний. Это парализует операционную деятельность многих туроператоров и лишит их возможности вернуть туристам деньги. Высок риск того, что маленькие компании обанкротятся и закроются. В этом случае туристы не то чтобы ничего не получат — они получат минимум. Так называемую турпомощь, финансовую гарантию туроператора. А это не более десяти процентов от стоимости тура.

Читайте также: